Научная статья на тему 'Культура как фактор повседневной жизни местного населения в рейхскомиссариате «Украина» (1941 – 1944 гг. )'

Культура как фактор повседневной жизни местного населения в рейхскомиссариате «Украина» (1941 – 1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / РЕЙХСКОМИССАРИАТ "УКРАИНА" / REICHSKOMMISSARIAT "UKRAINE" / ГЕБИТСКОМИССАРИАТ / LOCAL AUTHORITY / HEBIETSKOMMISSARIAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куницкий М.П.

Автор публикации, анализируя особенности реализации окупационной политики администрацией Рейхскомиссариата «Украина», реконструирует культурно-бытовые аспекты жизни местного украинского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура как фактор повседневной жизни местного населения в рейхскомиссариате «Украина» (1941 – 1944 гг. )»

Куницкий М.П. ©

Кандидат исторических наук, соискатель кафедры истории и культуры Украины ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория

Сковороды», Украина

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕЙХСКОМИССАРИАТЕ «УКРАИНА» (1941 - 1944 ГГ.)

Аннотация

Автор публикации, анализируя особенности реализации окупационной политики администрацией Рейхскомиссариата «Украина» реконструирует культурно-бытовые аспекты жизни местного украинского населения.

Ключевые слова: орган местного управления, Рейхскомиссариат «Украина», гебитскомиссариат.

Keywords: local authority, Reichskommissariat «Ukraine», hebietskommissariat.

История гитлеровского оккупационного режима, установленного на территории Украины, все еще продолжает привлекать внимание исследователей. Несмотря на немалое количество разноплановых фундаментальных работ, фактически, вне поля зрения историков продолжают оставаться такие факторы повседневной жизни украинского населения как культура и участие в соответствующей сфере общественного бытия. Заметим, что многими аспектами реконструированных историками политических событий военной эпохи, мы так и не видим человека с его повседневными проблемами, стратегиями выживания того экстремального периода. А в тех условиях, человек как никогда имел потребности в отдыхе, культурном проведении свободного времени. Этим и определяется актуальность данной публикации, автор которой стремится приоткрыть неизвестные страницы военной и оккупационной истории.

Отметим тот неоспоримый факт, что одной из сфер общественного и повседневного бытия украинцев, проживающих на оккупированных гитлеровцами территории советской республики была культурная жизнь, не прекращающаяся и в этот экстремальный период. Казалось бы, что у гитлеровцев меньше всего было дела, да и желания, заниматься такими на первый взгляд маловажными вопросами, как культурное бытие оккупированного народа. Но так было на первый взгляд. Эта сфера общественной жизни, пусть и не так тотально как другие, но все же, попала под пристальное внимание уполномоченных на эти действия немецких и местных органов власти. Ведь при помощи художественного слова, театра, кино, а также средств искусства существовала потенциальная возможность влияния на общественное сознание, смену настроений местного гражданского населения. А с другой стороны, как уже отмечалось, люди получали возможность, пусть на короткое время, но все же, уйти от жесточайшей оккупационной реальности. Да и сами оккупационные администраторы, находясь в явно враждебной среде, были не прочь провести досуг, используя аполитические формы и средства, предлагаемые традиционной украинской народной культурой.

В оккупированной Украине проявлялось несколько тенденций в сфере культурной жизни, на которых необходимо остановиться более детально. Во-первых, оккупационные администраторы стремились претворить культуру на могущественное средство агитационно-пропагандистской работы. Во-вторых, из сохраненных форм и средств культурной жизни выбирались не только исключительно экономически не затратные, а и приносящие некий доход в местные бюджеты. В-третьих, немецкие власти стремились к тому, чтобы все формы возобновляемой культурной жизни политизировать, направив их на дискредитацию ценностей советского режима. А вот аполитические формы многих проявлений культуры допускались

© Куницкий М.П., 2014 г.

лишь как средство массовых развлечений и проведения досуга. В-четвертых, о возрождении элитарной культуры не могло быть и речи. Наоборот, все известные факты возобновления культурной жизни в местной среде говорят о том, что она получила исключительно признаки массовой культуры. В-пятых, все разрешенные администрацией Рейхскомиссариата «Украина» (далее - РКУ) проявления культурной жизни, не могли даже на гипотетическом уровне принести малейший вред интересам Третьего Рейха. Поэтому, ни про одну идею, которая могла привести к возрождению украинского национального самосознания, не могли быть и речи. Это противоречило стратегической цели и тактическим целям гитлеровской оккупации Украины. Так, в секретном циркуляре командующего немецкими тыловыми войсками в Украине генерала авиации Китцингера от 18 июля 1942 р. №1571/564/42 об этом говорилось однозначно: «Украинец был и остается чужим для нас. Любое проявление доверчивого интереса к украинцам и их культурному существованию идет во вред, ослабляя те характерные черты, которым Германия обязана своей могущественностью и величием» [1, 151].

На ситуацию с возобновлением культурной жизни на территории РКУ, влияло противостояние между ОУН обоих направлений и оккупационными властями за установление контроля за этой сферой общественной жизни. Этот конфликт наиболее характерен для 1941 г. Естественно, что в планах украинских националистов проявлялось вполне понятное в тех условиях, желание использовать потенциал и влияние культуры для пропаганды своих политических идей, целей и заданий. Заметим, что собственно, сам процесс установление контроля националистов над культурой проводился под руководством отделов культуры и образования районных и городских управ. К руководству этими отделами органов местного управления пришло немало представителей украинской национальной интеллигенции, часть которых имела вполне понятные обиды на советскую власть. Часть эмиссаров и активных рядовых членов ОУН, прибывших в РКУ из западных районов страны, смогли попасть на работу в эти легальные органы власти, используя их как средство достижения собственных политических целей. Более того, в результате их работы из лагерей военнопленных было освобождено немало людей, имеющих соответствующее образование и довоенный профессиональный статус [2, 13].

Результатом действий членов ОУН стало появление украиноязычной периодики, через которую и распространялись соответствующие национальные идеи. Для примера назовем деятельность редакции киевского «Украинского слова» (редактор И.Рогач). Выходило и еженедельное приложение к газете под названием «Литература 1 мистецтво» (редактор М.Сытник), «Л^таври» (редактор О.Телига». В городе было организовано также целый ряд творческих и общественных организаций. Важное место среди них получила «Просвита» [3, 242].

Осенью 1941 г. в Киеве был создан Союз украинских художников, Союз кооперативно-художественного искусства, Союз украинских композиторов [4, 328]. Местной интеллигенцией был разработан устав Украинского литературно-художественного объединения. За основу этого документа был взят соответствующий нормативный акт, изданный еще в 1917 г. в Петрограде. В самом тексте слово «Россия» было исправлено на «Украина». В начале ноября 1941 р. проект устава был передан на утверждение головы г. Киева и правового отдела Киевской городской управы [5, 22]. Подобные факты и тенденции фиксируются в других городах и регионах Украины.

Но, слишком активные действия украинской интеллигенции вызвали жесткое противодействие немецкой оккупационной администрации. В связи с этим вспомним трагическую судьбу О.Телигы и редакции «Украинского слова», почти в полном составе расстрелянной немцами в Бабьем Яру в начале 1942 г. [6, 236]. В результате этих репрессивных действий, гражданской администрации РКУ удалось отстранить националистов от влияния на культурную жизнь местного населения в оккупированной Украине. Но полностью убрать от использования национальный компонент в культуре немцам так и не удалось.

Таким образом, находясь под неусыпным вниманием немецких чиновников гражданской администрации РКУ и гитлеровских спецслужб, представители украинской интеллигенции смогли добиться не только существования, но и некоего развития культурной жизни во всех ее

проявлениях. Понятно, что немецкая администрация стремилась использовать все ее формы и средства для проведения агитационно-пропагандистской работы, но, украинская культура, пусть и в урезанном виде, продолжала существовать.

Естественно, что про никакой уровень свободной литературной деятельности в этот период не могло идти речи. Все известные литературные произведения того времени, имели однозначное идеологическое звучание и четко выраженное антисоветское агитационно-пропагандистское звучание. Для примера назовем работы таких автора как К.Штепа «Чистка партии в 1937 - 1938 гг.: ее психологические, политические причины и следствия», С.Копот «Кровавые дни большевизма», Ф. Дубовик «Места принудительных работ в СССР» [7, 5].

В периодических изданиях было опубликовано немало работ из истории культуры Украины. Часто эти публикации имели персонифицированный характер. Но, как правило, любые тексты о творчестве таких великих украинских деятелей культуры как Т.Шевченко сопровождались вставками о том, что великий украинский поэт мечтал о том, чтобы в Украине не было «ни жида, ни ляха», чтобы Украина освободилась от «москалей». Как утверждали авторы этих текстов, лишь в 1941 г. когда в Украину вошли немецкие войска, осуществилась мечта поэта, а страна освободилась от своих исторических врагов [8].

В украинских городах функционировали кинотеатры. Но до реального удовлетворения культурных потребностей украинцев дело так и не дошло. Так, 15 октября 1941 г. в Полтаве состоялся первый киносеанс. Дирекция кинотеатра «Колизей» смогла в короткие сроки провести капитальный ремонт здания. Показывали кинофильм «Главное - быть счастливым». Но фильм был показан немецким языком, а потому большинство зрителей так и не поняли его содержания. Дирекции кинотеатра предлагалось изготовить специальные буклеты, с коротким переводом содержания фильма, чтобы зрители хотя бы знали, какие события изображает картина [9].

Кинотеатры возобновили свою работу и во многих других городах Украины (как правило, районного уровня) [10]. А в тех местностях, где не существовало возможностей организовать работу стационарных кинотеатров, планировалось создать сеть пунктов показа узкопленочного кино, с украинским переводом их содержательной части [11].

Вместе с тем, украинских зрителей шокировала низкое качество просмотренных ими немецких картин. Немецкие чиновники аппарата РКУ, в своих донесениях высшему руководству указывали на той факт, что украинцы, даже при большевистском владычестве таких жалких фильмов не просматривали [12, 23].

Пожалуй, наиболее активно в Украине развивалось театральное искусство. При этом, немецкая, как гражданская, так и военная администрации не возражали против открытия театров. Они ведь и сами стремились к получению культурного отдыха и досуга. Так, за материалами местной прессы Черкасский украинский театр, на протяжении зимнего 1941 г. сезона показал 112 постановок для местного населения и 4 для немецких военнослужащих. В общем, за этот период театр посетили более 42 тысяч человек [13].

Как правило, в репертуаре театральных постановок доминировала украинская классика, имеющая аполитический характер. Понятно, что в другом случае, артисты не получали соответствующих разрешений. Так, например, в репертуар Украинского музыкально-драматического театра в Полтаве, в ноябре 1942 г. входили такие постановки как: «Пошилися в дурш», «Катерина» та «Наталка Полтавка» [14], «Сорочинський ярмарок (М.Старицького)» [15]. В городе был не один театр. Свои профессионализмом отличались актеры Полтавского театра имени Гоголя [16]. За сообщениями местных журналистов, которые присутствовали на постановках, зрителям понравилась пьеса из репертуара украинской классики «Ой, не ходи Грицю, та й на вечорнищ» [17].

В мае 1942 г. в Полтаве началась подготовка к открытию театра для детей [18]. В результате - появился молодежный театр. 18 июля 1942 г. театр торжественно открыл летнюю эстраду в городском парке. «Силами театра, на этом открытии будет организовано для молодежи и взрослых большой концерт, в программе которого предусматриваются выступления хора, балета, партерных акробатов, музыкального соло, кукольного театра,

народных песен и танцев. На открытии эстрады будет играть оркестр немецких вооруженных сил», - сообщала городским жителем местная пресса [19].

Удивляет количество театральных коллективов в Полтаве. В городе работал также театр драмы и оперетты. 30 января 1942 г. репертуар театра был дополнен новыми постановками. Зрителям представили оперу италийского мастера П.Масканьи «Сельская честь». Артисты театра, как сообщала местная пресса, на высоком профессиональном уровне усовершенствовали высоты западноевропейской культуры [20].

Кроме профессиональных, в Украине работало довольно много аматорских театральных коллективов. Аматорские театры работали в небольших городах страны, например, в Зенькове, Решетиловке, что на Полтавщине [21]. Об их достижениях рассказывала местная газетная хроника: «В г. Решетиловке, с 1 января прошлого года успешно работает аматорский театр, руководимый г. Кириловым. Ближайшими днями на сцене будет идти пьеса «Безталанна». Артисты готовятся к постановке пьес «Сватання на Гончар1вщ» (Кв1тки-Основ'яненка) та «Наталка Полтавка» (Котляревського). Два месяца работает хоровой ансамбль, руководимый г. Тритяк. Уже дано 5 концертов. В репертуаре произведения Т.Шевченко в обработке Лисенко, а также народные песни в обработке» [22].

В Лохвице (Полтавщина), за сообщениями местной прессы, также работал аматорский театр, в репертуар которого вошли постановки пьес украинских драматургов «Запорожець за Дунаем», «Степовий псть», «Наталка Полтавка», «Ой, не ходи, Грицю», «Вш», «Безталанна», «Пошились у дурш» [23].

Аматорский театр из 16 ноября 1941 г. работал в с. Билици Кобеляцкого района (Полтавщина». За 8 месяцев драматическим отделением театра были поставлены пьесы: «Шельменко денщик», «Борщ за мрп», «Мартин Боруля», «Розумний 1 дурень», «Безталанна», «Дай серцю волю, заведе у неволю», «Сто тисяч», «Глитай, або ж павук». Самодеятельными артистами был поставлен и целый ряд одноактных пьес. В работе театра был задействован и детский коллектив, которым руководила одна из учительниц местной начальной школы. Детьми была подготовлена к показу опера «Коза - дереза» Н. Лисенка [24].

Таким образом, театральное искусство, активно, хотя и под полным контролем оккупационной администрации РКУ, продолжало активно развиваться. Зрители получили возможность отвлечься от суровых будней немецкой оккупации, хотя на некоторое время забыть о той сложной жизненной ситуации, в которой они находились.

Из особенным вниманием, украинская общественность стремилась к проведению дней памяти деятелей национальной культуры - писателей, скульпторов, художников. Одна из таких инициатив зафиксирована в Полтаве, когда представители местной интеллигенции обратились в городскую управу с просьбой окультурить могилу и памятник И.Котляревскому, а также создать в этом месте учебное заведение закрытого типа - школу, для подготовки учителей начальных классов с контингентов 200 - 240 человек [25].

По всей Украине в годы оккупации праздновались памятные даты, - например, день рождения и смерти Т.Шевченка [26]. С этой целью, местными органами власти разрабатывались соответствующие организационные мероприятия. Так, в Полтаве в марте 1942 г. за указаниями городской управы были проведены воспитательные мероприятия в начальных и профессиональных школах, организовано самодеятельные концерты. Администрация Государственного областного историко-этнографического музея обязывалась организовать проведение тематических выставок, посвященных жизненному и творческому пути поэта. Аналогические мероприятия были проведены в городском кинотеатре, а в обозначенных городской властью православных храмах проводилась панихида. 11 марта 1942 г. - 81 годовщина смерти поэта было объявлено выходным днем [26].

Таким образом, культурная жизнь в оккупированной немецкими войсками Украине продолжала развиваться. Наиболее активно развивалось театральное искусство. Другие сферы культурного бытия украинцев находились в состоянии регресса и стагнации, хоть все же, удовлетворяли потребности людей.

Литература

1. Центральный государственный архив общественных объединений Украины (далее - ЦГАООУ). -Ф. 1. - Оп. 23. - Д. 3920.

2. Государственный архив Киевской области (далее - ГАКО). - Ф.Р-2531. - Оп. 1. - Д. 5.

3. Кучерук О. До ютори мистецького життя у Киев1 за шмецько! окупаци / О.Кучерук // Сторшки военно! ютори Укра!ни: Зб. Наук. Статей / НАН Укра!ни. 1н-т ютори Укра!ни. - К., 2005. - Вип. 9. -Част. 2. - С. 241 - 251.

4. Удовик В. Питання культурно! полынки в перюд шмецько! окупацп (1941 - 1944 рр.) / В.Удовик // Сторшки военно! ютори Укра!ни: Зб. Наук. Статей / НАН Укра!ни. 1н-т ютори Укра!ни. - К., 2005. -Вип. 9. - Част. 2. - С. 327 - 334.

5. ГАКО. - Ф.Р-2356 - Оп. 3. - Д. 6.

6. Гончаренко О. Похвдш групи ОУН (б) на теренах Наддшпрянщини: до питання про результативнють спроб штеграци до окупацшних оргашв влади (1941-1944 рр.) / О.Гончаренко // Галичина. Всеукра!нський науковий { культурно-просв1тнш краезнавчий часопис. - 1вано-Франювськ. - № 14. - 2008. - С. 234 - 241.

7. ЦГАООУ. - Ф. 57. - - Оп. 4. - Д. 119

8. Дзвш. - 1942. - 5 квггня.

9. Голос Полтавщини. - 1941. - 26 жовтня.

10. Вщродження. - 1942. - 28 листопада.

11. Дзвш воль - 1942. - 27 листопада.

12. ЦГАООУ. - Ф. 57. - Оп. 4. - Д. 132.

13. Переяславсью вють - 1942. - 23 червня.

14. Голос Полтавщини. - 1941. - 16 листопада.

15. Голос Полтавщини. - 1942. - 12 квггня.

16. Голос Полтавщини. - 1942. - 18 ачня.

17. Голос Полтавщини. - 1942. - 22 с1чня.

18. Голос Полтавщини. - 1942. - 4 червня.

19. Голос Полтавщини. - 1942. - 18 липня.

20. Голос Полтавщини. - 1942. - 12 лютого.

21. Голос Полтавщини. - 1942. - 1 с1чня.

22. Голос Полтавщини. - 1942. - 8 лютого.

23. Голос Полтавщини. - 1942. - 24 квггая.

24. Голос Полтавщини. - 1942. - 6 серпня.

25. Голос Полтавщини. - 1942. - 22 с1чня.

26. Голос Полтавщини. - 1942. - 5 березня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.