Научная статья на тему 'Культура историка: теоретико-методологическое обоснование концепта'

Культура историка: теоретико-методологическое обоснование концепта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
307
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ИСТОРИКА / CULTURE OF THE HISTORIAN / КОНЦЕПТ / CONCEPT / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTURAL APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL RESEARCH CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CUL- / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Никифоров Юрий Сергеевич

Статья посвящена теоретическому и методологическому обоснованию концепта «культура историка» врамках научной специальности 24.00.01 теория и история культуры. Профессия историка рассматривается впроблемном поле социокультурной и интеллектуальной истории через призму культурологического подхода.Обосновываются основные конструкты и составляющие элементы концепта «культура историка»:исследовательская культура, педагогическая культура, коммуникативная культура. Теоретическая основа работыбазируется на идеях таких исследователей, как А. Я. Гуревич и Л. П. Репина. Основополагающей парадигмойдля исследования является культурологический подход, представленный классическими трудами отечественныхученых П. С. Гуревича, Т. С. Злотниковой, Л. Н. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева. Рассматриваютсясуществующие в современной гуманитарной науке основные подходы к понятию «культура»: аксиологический,гомологический, деятельностный, социологический. Кроме того, в статье затрагиваются фундаментальныекультурно-философские и социологические концепции зарубежных исследователей: теория Д. Саймонтона одвух этапах в деятельности ученого, «сетевая теория» Р. Коллинза, положение П. Бурдье об «исследовательскомполе науки», а также концепция отечественного исследователя М. П. Котюровой о жанрах научного текста.Гипотезой работы является предположение о взаимодополняющем влиянии на формирование культурыисторика как социокультурного контекста, так и внутренних потребностей и интересов историческогосообщества, основанное на синтезе теорий экстернализма и интернализма в науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of the Historian: Theoretic and Methodological Ground of the Concept

The article is devoted to theoretical and methodological substantiation of the concept «culture of the historian» inthe framework of the scientific speciality 24.00.01 the theory and history of culture. The profession of the historian isconsidered in the problem field of socio-cultural and intellectual history through the prism of the cultural approach.Constructs and elements of the concept «culture of the historian» are defined: research culture, pedagogical culture,communicative culture. The theoretical framework is based on the ideas of researchers like A. Y. Gurevich andL. P. Repim. The main paradigm for the study is a cultural approach, which is presented with classic works by Russianscientists P. S. Gurevich, T. S. Zlotnikova, L. N. Kogan, E. S. Margaryan, V. M. Mezhuev. The main approaches thatexist in the modern social science to the concept "culture": axiological, homologous, activity, sociological are regarded.In addition, the article considers fundamental cultural-philosophical and sociological concepts of foreign researchers:the theory of D. Simonton on two stages in the activity of the scientist, "a network theory" of R. Collins, the idea ofP. Bourdieu about "a research field of science", as well as the concept of national researcher M. P. Koturova about gen-res of the scientific text. The hypothesis of the work is assumption about the complementary influence on the formationof culture of the historian as a social and cultural context, and internal needs and interests of the historical society, basedon the synthesis of theories of externalism and internalism in science.

Текст научной работы на тему «Культура историка: теоретико-методологическое обоснование концепта»

УДК 008.009

Ю. С. Никифоров

Культура историка: теоретико-методологическое обоснование концепта

Статья посвящена теоретическому и методологическому обоснованию концепта «культура историка» в рамках научной специальности 24.00.01 - теория и история культуры. Профессия историка рассматривается в проблемном поле социокультурной и интеллектуальной истории через призму культурологического подхода. Обосновываются основные конструкты и составляющие элементы концепта «культура историка»: исследовательская культура, педагогическая культура, коммуникативная культура. Теоретическая основа работы базируется на идеях таких исследователей, как А. Я. Гуревич и Л. П. Репина. Основополагающей парадигмой для исследования является культурологический подход, представленный классическими трудами отечественных ученых - П. С. Гуревича, Т. С. Злотниковой, Л. Н. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева. Рассматриваются существующие в современной гуманитарной науке основные подходы к понятию «культура»: аксиологический, гомологический, деятельностный, социологический. Кроме того, в статье затрагиваются фундаментальные культурно-философские и социологические концепции зарубежных исследователей: теория Д. Саймонтона о двух этапах в деятельности ученого, «сетевая теория» Р. Коллинза, положение П. Бурдье об «исследовательском поле науки», а также концепция отечественного исследователя М. П. Котюровой о жанрах научного текста. Гипотезой работы является предположение о взаимодополняющем влиянии на формирование культуры историка как социокультурного контекста, так и внутренних потребностей и интересов исторического сообщества, основанное на синтезе теорий экстернализма и интернализма в науке.

Ключевые слова: культура историка, концепт, культурологический подход, профессиональная исследовательская культура, педагогическая культура, коммуникативная культура.

Yu. S. Nikiforov

Culture of the Historian: Theoretic and Methodological Ground of the Concept

The article is devoted to theoretical and methodological substantiation of the concept «culture of the historian» in the framework of the scientific speciality 24.00.01 - the theory and history of culture. The profession of the historian is considered in the problem field of socio-cultural and intellectual history through the prism of the cultural approach. Constructs and elements of the concept «culture of the historian» are defined: research culture, pedagogical culture, communicative culture. The theoretical framework is based on the ideas of researchers like A. Y. Gurevich and L. P. Repirn. The main paradigm for the study is a cultural approach, which is presented with classic works by Russian scientists - P. S. Gurevich, T. S. Zlotnikova, L. N. Kogan, E. S. Margaryan, V. M. Mezhuev. The main approaches that exist in the modern social science to the concept "culture": axiological, homologous, activity, sociological are regarded. In addition, the article considers fundamental cultural-philosophical and sociological concepts of foreign researchers: the theory of D. Simonton on two stages in the activity of the scientist, "a network theory" of R. Collins, the idea of P. Bourdieu about "a research field of science", as well as the concept of national researcher M. P. Koturova about genres of the scientific text. The hypothesis of the work is assumption about the complementary influence on the formation of culture of the historian as a social and cultural context, and internal needs and interests of the historical society, based on the synthesis of theories of externalism and internalism in science.

Keywords: culture of the historian, a concept, a cultural approach, professional research culture, pedagogical culture, communicative culture.

Изучение общекультурных особенностей профессионального сообщества историков XIX-XX вв. имеет большое значение на современном этапе развития исторической науки в связи с антропологическим поворотом в историографии,

сдвигом от структурной к социокультурной истории, когда в центре внимания в качестве объекта изучения оказывается «человек в обществе». Обновление теоретико-методологических подходов к историческому исследованию (гендерная и

© Никифоров Ю. С., 2015

культурная история, постмодернизм и микроистория, история ментальностей и повседневности) позволяет с культурологических позиций рассмотреть рубеж Х1Х-ХХ вв. - эпоху складывания образа исторической науки, «связанного с общим процессом внутренней легитимации, приобретения ею научной строгости» [24, с. 217].

В последние годы появляется все больше работ, посвященных культуре предпринимательства, культуре абсолютизма, придворной культуре и т. п. [46]. Многие современные российские диссертационные исследования посвящены диссертационной, политической и дворянской культуре, культуре власти, традиционной и региональной культуре, культуре партизан и питания, репродуктивного здоровья и праздника, телевизионной и информационной культуре [1, 5, 10, 26-28, 34, 36, 37, 41, 43, 44]. Нетрудно заметить, что культурологический подход занимает одно из приоритетных мест в современных гуманитарных исследованиях. А. Е. Шикло определяет его сущность «как включение историографического знания в контекст культурного пространства эпохи» [45, с. 287]. По мнению одного из основоположников культурологического подхода в исторической науке А. Я. Гуревича, «историк неизбежно должен быть историком культуры, ментальности, знать умственные установки людей эпохи» [11, с. 8]. Известно, что интеллектуальная история определяется вниманием к творческой личности, к межличностным отношениям внутри интеллектуальной среды, способам и институтам передачи знания, особенностям их восприятия.

Важным представляется обратиться к жанру интеллектуальной биографии историков, характеризуя который Л. П. Репина отмечала, что «комплексное исследование целостного феномена исторической культуры (и исторической традиции) опирается на синтез социокультурной и интеллектуальной истории» [38, с. 39]. Таким образом, направленность современной историографии на личность ученого, стремление проникнуть на глубокий уровень прочтения научного творчества определяет актуальность поиска нашего исследования. Как писал А. В. Санцевич, «наибольшим достижением представляется вплетение биографии историка в описание его творчества» [39, с. 33]. В связи с вышеизложенным перспективным представляется выделить культуру историка как самостоятельный феномен [35].

Уже с последней трети XIX в. можно говорить о формировании внутри исторического сообщества «особой системы ценностей и представлений, разделяемых на определенной стадии развития» [40, с. 81], того, что, на наш взгляд, и можно назвать культурой историка [35]. Важным представляется исследовать различные аспекты деятельности историков Х1Х-ХХ вв., контекст их профессиональной жизни [2], проанализировать особенности научных коммуникаций и поведенческих стереотипов. В связи с названной проблемой особый интерес для масштабного исследования видится в анализе культурно-исторического контекста, процесса функционирования научной деятельности ученых-историков, их ценностей и связи с внешним миром через различные коммуникативные каналы. Профессиональная деятельность историка, как никакого другого ученого в силу неизбежной идеологизации исторической науки, определялась, с одной стороны, воздействием социокультурной ситуации внутри государства, с другой -подчинялась внутренней логике развития исторического сообщества (теории экстернализма и интернализма в науке) [4, 21, 33].

Центральная категория настоящей статьи, -это понятие культуры, интерпретируемое «как источник и модель общечеловеческого опыта, как участник диалога, как сфера реализации духовной свободы личности» [16, с. 163].

Термин «культура» в современной науке имеет широкое смысловое значение. Одно из ключевых определений в духе «новой культурной истории» давал К. Гирц: «Культура - исторически передаваемая система значений, воплощенная в символах, система унаследованных представлений, выраженных в символической форме, посредством которых люди передают, сохраняют и развивают свое знание жизни и отношение к ней» [9, с. 29]. В интерпретации К. Гирца культура выступает как система смыслов, на которой основывается поведение людей. Исследователь П. С. Гуревич выделял 3 подхода в трактовке феномена культуры [12, с. 18-25]: философско-антропологический подход, который нашел выражение в работах Э. Тайлора [42, с. 18]; фило-софско-исторический (деятельностный) подход, крупными представителями которого можно назвать И. Гердера и А. Гелена [7, 8]; социологический подход, в рамках которого сам П. С. Гуревич определял культуру как «уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и

деятельности людей» [12, с. 25]. Т. С. Злотникова отмечает, что «при изучении культуры возможны подходы: ценностный (аксиологический) и экзистенциально-феноменологический (гомологический)» [16, с. 164]. Понимание культуры как процесса творческой деятельности присуще Н. С. Злобину, Л. Н. Когану, В. М. Межуеву [15, 18-20, 31-32].

Множественность трактовок культуры требует объявить позицию нашего исследования, которая выражается в поддержке мнения, что существует «столько видов культуры, сколько видов человеческой деятельности» [19, с. 15]. Усложнение деятельности влечет за собой выделение в культуре самостоятельных элементов. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности. Изучение процесса дифференциации культуры позволяет рассматривать ее как результат культурно-исторического процесса, глубже понять специфику каждого вида и их внутреннюю связь как элементов системы [20, с. 50]. Поэтому выделение культуры историка в специальный объект исследования представляется теоретически корректным. Отметим, что современные исследователи употребляют термин «концепт культуры», который трактуется как «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [23, с. 35].

Рассмотрим подробно некоторые монографии, важные для понимания культуры историка. Для В. М. Межуева характерно трехмерное понимание культуры: как деятельности человека, как саморазвития, как исторической категории. Он трактовал культуру как «способ, качественную характеристику человеческой деятельности, «подтекст» любой исторически существующей предметной реальности» [31, 32].

В работах Э. С. Маркаряна культура рассматривалась как средство человеческой деятельности (генеральное свойство проявления культуры) [29, 30]. В его представлении о культуре как специфическом способе деятельности система ценностей рассматривалась как «важнейший компонент той универсальной технологии, благодаря которой осуществляется активность людей в процессах функционирования их жизни» [29, с. 123]. По его мнению, динамика культурной традиции как постоянный процесс преодоления стереотипов и образования новых выступала в качестве стержня самоорганизации, а инновация служила источником образования стереотипов культурных традиций, которые выступали пред-

посылками творческих процессов [30, с. 155]. С точки зрения Э. С. Маркаряна культурная традиция - это механизм, при помощи которого структурировался социальный опыт путем стереоти-пизации принимаемых группой инноваций, не охватывая при этом сферу личностной культуры [30, с. 172]. По мнению Г. Д. Драча, Э. С. Марка-рян, наряду с М. С. Каганом, может быть назван сторонником технологического осмысления сущности культуры [13, с. 84-85].

Не рассматривая конкретно культуру историка, Э. С. Маркарян указывал на особую культуру ученого. «Научная культура как некая целостная, единая система средств делает возможным само существование и развитие науки как специфического общественного явления», - писал философ [29, с. 254]. Для Э. С. Маркаряна характерна трактовка культуры как универсальной технологии деятельности и «внебиологически выработанного способа деятельности» [29, с. 260].

С точки зрения Л. Н. Когана культура представляла собой «процесс реализации сущностных сил человека в его социальной деятельности» [18, с. 41]. По мнению этого исследователя, «овладевая культурой, люди формируют, творят друг друга». Культура как концентрированный опыт поколений давала возможность индивиду участвовать в его умножении [18, с. 42-43]. Одновременно она выступала механизмом развития личности. Л. Н. Коган считал, что воздействие культуры общества на личность осуществляется через посредство культурной среды, в которую включена личность. Ученый вводил и другие, важные для настоящей работы понятия: «культурная группа» и «культура профессиональной деятельности». Под последней он понимал «овладение определенными знаниями, навыками, умениями для выполнения работы в той или иной отрасли» [18, с. 48-50]. Понятие культурной группы включало «существование нормативных требований к культурному уровню своих членов, которые императивны для культуры и ее группы» [19, с. 67].

Представляется необходимым обосновать более узкие понятия («профессиональная культура», «педагогическая культура» и «коммуникативная культура»), которые детализируют основной концепт «культура историка» в трехмерной модели.

Профессиональная исследовательская культура предполагает «совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности». Ее специфическим проявле-

нием является «формирование профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведение человека» [3, с. 15]. Педагогическая культура трактуется вслед за В. Ф. Исаевым как активное освоение преподавателем педагогических теорий, ценностей, технологий, «передача социальной наследственности, реализация культуро-творческой функции образования и педагогики» [17, с. 6]. Т. С. Злотникова подчеркивает, что «культурологическая парадигма может быть положена в основу любой педагогической деятельности» [16, с. 163]. Под коммуникативной культурой будет пониматься «включение в себя в качестве своих подвидов личностной, специализированной и массовой коммуникативных культур». Каждому из этих типов культуры соответствуют «типы коммуникативной деятельности, направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей» [14, с. 9].

Основополагающими парадигмами для исследования концепта «культура историка» также являются теория Д. Саймонтона о двух этапах (формирующем и продуктивном) в деятельности ученого [47]; «сетевая теория» Р. Коллинза, согласно которой творчество любого мыслителя является результатом его прошлых сетевых взаимодействий [22]; положение П. Бурдье об «исследовательском поле науки», которое относительно автономно от остального мира и наделено собственными законами [6]; концепция М. П. Котюро-вой о жанрах научного текста [25].

Таким образом, концепт «культура историка» может быть сконструирован в ходе всестороннего анализа совокупности профессиональных исследовательских, методологических, мировоззренческих, педагогических и коммуникативных компетенций историков.

Библиографический список

1. Алеврас, Н. Н. А. С. Лаппо-Данилевский и диссертационная культура русских историков в конце Х1Х - начале ХХ в. [Текст] / Н. Н. Алеврас // Диалог со временем. - 2014. - № 46. -С.165-174.

2. Белов, В. А. Ценностное измерение науки [Текст] / В. А. Белов. - М., 2001. - 204 с.

3. Бенин, В. П. Педагогическая культура: фи-лософско-социологический анализ [Текст] / В. П. Бенин. - Уфа, 1997. - 220 с.

4. Бернал, Д. Наука в истории общества [Текст] / Д. Бернал. - М., 1956. - 152 с.

5. Бояркина, Ю. В. Социокультурные факторы и тенденции развития культуры репродуктивного здоровья в современной России [Текст]: автореф. дис. ... канд. культур. / Ю. В. Бояркина. - М., 2008. - 24 с.

6. Бурдье, П. Начала [Текст] / П. Бурдье. - М., 1994. - 184 с.

7. Гердер, И. Г. Идеи о философии истории человечества [Текст] / И. Г. Гердер // Избранные сочинения. - М., 1959. - 240 с.

8. Гелен, А. К систематике антропологии [Текст] / А. Гелен // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 88-121.

9. Гирц, К. Интерпретация культур [Текст] / К. Гирц. - М., 2004. - 380 с.

10. Горелова, Е. В. Информационная культура и ее роль в формировании личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. культур. / Е. В. Горелова. -Нижневартовск, 2008. - 24 с.

11. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства [Текст] / А. Я. Гуревич. - М., 1990. - 240 с.

12. Гуревич, П. С. Философия культуры [Текст] / П. С. Гуревич. - М., 2001. - 288 с.

13. Драч, Г. Д. Культурология [Текст] / Г. Д. Драч. - Ростов н/Д, 2006. - 576 с.

14. Ерыкалов, А. Б. Сущность и функции коммуникативной культуры в социальной системе: социально-философский анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А. Б. Ерыкалов. - Хабаровск, 2009. - 24 с.

15. Злобин, Н. С. Культурные смыслы науки [Текст] / Н. С. Злобин. - М., 1997. - 170 с.

16. Злотникова, Т. С. Педагогика культурологическая [Текст] / Т. С. Злотникова // Культурология. Энциклопедия. - Т. 2. - М., 2007. - С. 162166.

17. Исаев, В. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы [Текст] / В. Ф. Исаев. - М., 1992. - 148 с.

18. Коган, Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура [Текст] / Л. Н. Коган. - М., 1981.

19. Коган, Л. Н. Социология культуры [Текст] / Л. Н. Коган. - Екатеринбург, 1993. -98 с.

20. Коган, Л. Н. Культура в условиях НТР [Текст] / Л. Н. Коган, О. В. Ханова. - Саратов, 1987. - 94 с.

21. Койре, А. Очерки истории философской мысли [Текст] / А. Койре. - М., 1985. - 146 с.

22. Коллинз, Р. Социология философий: гло -бальная теория интеллектуального изменения [Текст] / Р. Коллинз. - Новосибирск, 2002. -196 с.

23. Концепты культуры XX в. [Текст]: сборник статей /научн. ред. Т. С. Злотникова, Т. В. Юрьева. - Ярославль, 2009. - 158 с.

24. Корзун, В. П. Образы исторической науки на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / В. П. Корзун. -Екатеринбург, 2000. - 290 с.

25. Котюрова, М. П. Культура научной речи: текст и его редактирование [Текст] / М. П. Котю -рова. - М., 2008. - 280 с.

26. Круглик, Н. В. Культура власти российской правящей элиты [Текст]: автореф. дис. ... канд. культур. / Н. В. Круглик. - Краснодар,

2007. - 24 с.

27. Курова, Е. Г. Российская телевизионная культура: анализ современной ситуации [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е. Г. Курова. - Ростов н/Д., 2008. - 24 с.

28. Литвинова, О. Н. Культура повседневности партизан Брянского края в годы Великой Отечественной войны [Текст]: автореф. дис. ... канд. ист. наук / О. Н. Литвинова. - Ярославль,

2008. - 24 с.

29. Маркарян, Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи [Текст] / Э. С. Маркарян. - М., 2000. - 160 с.

30. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука [Текст] / Э. С. Маркарян. - М., 1983. - 180 с.

31. Межуев, В. М. Как возможна наука о культуре (культурология) [Текст] / В. М. Межу-ев // Постижение культуры. - М., 1998. - 19 с.

32. Межуев, В. М. Философия культуры [Текст] / В. М. Межуев. - М., 2003. - 196 с.

33. Микулинский, С. О. Контроверза: интер-нализм-экстернализм - мнимая проблема [Текст] / С. О. Микулинский. - М., 1977. - 148 с.

34. Никитина, Л. В. Культура современного японского питания: традиции и новации [Текст]: автореф. дис. ... канд. культур. / Л. В. Никитина. - М., 2008. - 24 с.

35. Никифоров, Ю. С. Культура российского историка последней трети XIX - начала XX в. (на примере представителей «русской исторической школы») [Текст]: дис. ... канд. ист. наук / Ю. С. Никифоров. - Ярославль, 2010. - 265 с.

36. Овсянников, Ю. А. Политическая культура: социокультурные основы взаимодействия политики и власти [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Ю. А. Овсянников. - Ростов н/Д., 2005. - 24 с.

37. Паренчук, Т. Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации [Текст]: автореф. дис. ... канд. культ. / Т. Н. Паренчук. - Кемерово, 2008. - 24 с.

38. Репина, Л. П. Историческая память и современная историография [Текст] / Л. П. Репина // Новая и новейшая история. - 2004. - № 5. -С.39-48.

39. Санцевич, А. В. Место биографии историка в историографическом исследовании [Текст] / А. В. Санцевич // Биография как вид исторического исследования. - Тверь, 1993. -С. 45-61.

40. Соколов, А. Б. Введение в современную историографию нового и новейшего времени стран Западной Европы и США [Текст] / А. Б. Соколов. - Ярославль, 2007.

41. Спиридонова, А. В. Региональная культура: диалектика локального и универсального [Текст]: автореф. дис. ... канд. культур. / А. В. Спиридонова. - Чита, 2007. - 24 с.

42. Тайлор, Э. Первобытная культура [Текст] / Э. Тайлор. - М., 1989. - 573 с.

43. Тимощук, А. С. Традиционная культура: сущность и существование [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филос. наук /А. С. Тимощук. - Ниж. Новгород, 2007. - 48 с.

44. Фролкина, Е. В. Дворянская культура российской провинции: на материале мордовского края [Текст]: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е. В. Фролкина. - Саранск, 2007. - 24 с.

45. Шикло, А. Е. Современные проблемы изучения истории исторической науки [Текст] / А. Е. Шикло // Проблемы источниковедения и историографии. - М., 2000. С. 285-297

46. Элиас, Н. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии [Текст] / Н. Элиас. - М., 2002. -248 с.

47. Simonton, D. K. Scientific genius: A psychology of science [Text]/D. K. Simonton -N. Y.1988. - 190 p.

Bibliograficheskij spisok

1. Alevras, N. N. A. S. Lappo-Danilevskij i dis-sertacionnaja kul'tura russkih istorikov v konce XIX - nachale XX v. [Tekst] / N. N. Alevras // Dialog so vremenem. - 2014. - № 46. - S. 165-174.

2. Belov, V. A. Cennostnoe izmerenie nauki [Tekst] / V. A. Belov. - M., 2001. - 204 s.

3. Benin, V. P. Pedagogicheskaja kul'tura: filosof-sko-sociologicheskij analiz [Tekst] / V. P. Benin. -Ufa, 1997. - 220 s.

4. Bernal, D. Nauka v istorii obshhestva [Tekst] / D. Bernal. - M., 1956. - 152 s.

5. Bojarkina, Ju. V. Sociokul'turnye faktory i ten-dencii razvitija kul'tury reproduktivnogo zdorov'ja v sovremennoj Rossii [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. kul'tur. / Ju. V. Bojarkina. - M., 2008. - 24 s.

6. Burd'e, P. Nachala [Tekst] / P. Burd'e. - M., 1994. - 184 s.

7. Gerder, I. G. Idei o filosofii istorii chelove-chestva [Tekst] / I. G. Gerder // Izbrannye sochi-nenija. - M., 1959. - 240 s.

8. Gelen, A. K sistematike antropologii [Tekst] / A. Gelen // Problema cheloveka v zapadnoj filoso-fii. - M., 1988. - S. 88-121.

9. Girc, K. Interpretacija kul'tur [Tekst] / K. Girc. - M., 2004. - 380 s.

10. Gorelova, E. V. Informacionnaja kul'tura i ee rol' v formirovanii lichnosti [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. kul'tur. / E. V. Gorelova. - Nizhnevartovsk, 2008. - 24 s.

11. Gurevich, A. Ja. Srednevekovyj mir: kul'tura bezmolvstvujushhego bol'shinstva [Tekst] / A. Ja. Gurevich. - M., 1990. - 240 s.

12. Gurevich, P. S. Filosofija kul'tury [Tekst] / P. S. Gurevich. - M., 2001. - 288 s.

13. Drach, G. D. Kul'turologija [Tekst] / G. D. Drach. - Rostov n/D, 2006. - 576 s.

14. Erykalov, A. B. Sushhnost' i funkcii kommu-nikativnoj kul'tury v social'noj sisteme: social'no-filosofskij analiz [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk / A. B. Erykalov. - Habarovsk, 2009. - 24 s.

15. Zlobin, N. S. Kul'turnye smysly nauki [Tekst] / N. S. Zlobin. - M., 1997. - 170 s.

16. Zlotnikova, T. S. Pedagogika kul'tur-ologicheskaja [Tekst] / T. S. Zlotnikova // Kul'tur-ologija. Jenciklopedija. - T. 2. - M., 2007. - S. 162166.

17. Isaev, V. F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja vysshej shkoly [Tekst] / V. F. Isaev. - M., 1992. - 148 s.

18. Kogan, L. N. Vsestoronnee razvitie lichnosti i kul'tura [Tekst] / L. N. Kogan. - M., 1981.

19. Kogan, L. N. Sociologija kul'tury [Tekst] / L. N. Kogan. - Ekaterinburg, 1993. - 98 s.

20. Kogan, L. N., Hanova, O. V. Kul'tura v us-lovijah NTR [Tekst] / L. N. Kogan, O. V. Hanova. - Saratov, 1987. - 94 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Kojre, A. Ocherki istorii filosofskoj mysli [Tekst] / A. Kojre. - M., 1985. - 146 s.

22. Kollinz, R. Sociologija filosofij: global'naja teorija intellektual'nogo izmenenija [Tekst] / R. Kollinz. - Novosibirsk, 2002. - 196 s.

23. Koncepty kul'tury XX v. [Tekst] : sbornik statej / nauchn. red. T. S. Zlotnikova, T. V. Jur'eva. -Jaroslavl', 2009. - 158 s.

24. Korzun, V. P. Obrazy istoricheskoj nauki na rubezhe XIX-XX vv. [Tekst] / V. P. Korzun. -Ekaterinburg, 2000. - 290 s.

25. Kotjurova, M. P. Kul'tura nauchnoj rechi: tekst i ego redaktirovanie [Tekst] / M. P. Kotjurova. - M., 2008. - 280 s.

26. Kruglik, N. V. Kul'tura vlasti rossijskoj prav-jashhej jelity [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. kul'tur. / N. V. Kruglik. - Krasnodar, 2007. - 24 s.

27. Kurova, E. G. Rossijskaja televizionnaja kul'tura: analiz sovremennoj situacii [Tekst] : av-toref. dis. ... kand. filos. nauk / E. G. Kurova. - Rostov n/D., 2008. - 24 s.

28. Litvinova, O. N. Kul'tura povsednevnosti partizan Brjanskogo kraja v gody Velikoj Otechest-vennoj vojny [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk / O. N. Litvinova. - Jaroslavl', 2008. - 24 s.

29. Markarjan, Je. S. Nauki o kul'ture i impera-tivy jepohi [Tekst] / Je. S. Markarjan. - M., 2000. -160 s.

30. Markarjan, Je. S. Teorija kul'tury i sovre-mennaja nauka [Tekst] / Je. S. Markarjan. - M., 1983. - 180 s.

31. Mezhuev, V. M. Kak vozmozhna nauka o kul'ture (kul'turologija) [Tekst] / V. M. Mezhuev // Postizhenie kul'tury. - M., 1998. - 19 s.

32. Mezhuev, V. M. Filosofija kul'tury [Tekst] / V. M. Mezhuev. - M., 2003. - 196 s.

33. Mikulinskij, S. O. Kontroverza: internalizm-jeksternalizm - mnimaja problema [Tekst] / S. O. Mikulinskij. - M., 1977. - 148 s.

34. Nikitina, L. V. Kul'tura sovremennogo ja-ponskogo pitanija: tradicii i novacii [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. kul'tur. / L. V. Nikitina. - M., 2008. -24 s.

35. Nikiforov, Ju. S. Kul'tura rossijskogo istorika poslednej treti XIX - nachala XX v. (na primere predstavitelej «russkoj istoricheskoj shkoly») [Tekst] : dis. ... kand. ist. nauk / Ju. S. Nikiforov. -Jaroslavl', 2010. - 265 s.

36. Ovsjannikov, Ju. A. Politicheskaja kul'tura: sociokul'turnye osnovy vzaimodejstvija politiki i vlasti [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk / Ju. A. Ovsjannikov. - Rostov n/D., 2005. - 24 s.

37. Parenchuk, T. N. Prazdnichnaja kul'tura so-vremennoj Rossii v kontekste urbanizacii [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. kul't. / T. N. Parenchuk. - Kemerovo, 2008. - 24 s.

38. Repina, L. P. Istoricheskaja pamjat' i sovre-mennaja istoriografija [Tekst] / L. P. Repina // No-vaja i novejshaja istorija. - 2004. - № 5. -S.39-48.

39. Sancevich, A. V. Mesto biografii istorika v istoriograficheskom issledovanii [Tekst] / A. V. Sancevich // Biografija kak vid istoricheskogo issledovanija. - Tver', 1993. - S. 45-61.

40. Sokolov, A. B. Vvedenie v sovremennuju is-toriografiju novogo i novejshego vremeni stran Za-padnoj Evropy i SShA [Tekst] / A. B. Sokolov. -Jaroslavl', 2007.

41. Spiridonova, A. V. Regional'naja kul'tura: di-alektika lokal'nogo i universal'nogo [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. kul'tur. / A. V. Spiridonova. - Chita, 2007. - 24 s.

42. Taj lor, Je. Pervobytnaja kul'tura [Tekst] / Je. Tajlor. - M., 1989. - 573 s.

43. Timoshhuk, A. S. Tradicionnaja kul'tura: sushhnost' i sushhestvovanie [Tekst] : avtoref. dis. ... dok. filos. nauk /A. S. Timoshhuk. - Nizh. Novgorod, 2007. - 48 s.

44. Frolkina, E. V. Dvorjanskaja kul'tura rossi-jskoj provincii: na materiale mordovskogo kraja [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk /

E. V. Frolkina. - Saransk, 2007. - 24 s.

45. Shiklo, A. E. Sovremennye problemy izu-chenija istorii istoricheskoj nauki [Tekst] / A. E. Shiklo // Problemy istochnikovedenija i isto-riografii. - M., 2000. S. 285-297

46. Jelias, N. Pridvornoe obshhestvo. Issledovanija po sociologii korolja i pridvornoj aristokratii [Tekst] / N. Jelias. - M., 2002. - 248 c.

47. Simonton, D. K. Scientific genius: A psychology of science [Text]/D. K. Simonton -N. Y. 1988. - 190 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.