Научная статья на тему 'Культура и время: опыт типологического анализа'

Культура и время: опыт типологического анализа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
565
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ТЕМПОРАЛЬНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и время: опыт типологического анализа»

УДК 008 ББК 71-1

Е.А. Ильинская

культура и время: опыт типологического анализа

Обосновывается типология культур по темпоральному признаку, определяются основные характеристики, свойственные данным типам. C культурологической позиции изучение категории времени как универсалии культуры, оказывающей большое влияние на развитие культурных процессов, поможет сформировать представления о культурных перспективах человечества на современном этапе. Темпоральная синхронизация деятельности людей в условиях ускорения социальных процессов и кардинального изменения представлений о времени как ресурса, обусловленных глобализационными процессами, актуализирует проблему сохранения культурной самобытности и многообразия культур. Научная новизна работы заключается в выделении типологии культур по темпоральному признаку. Результаты работы представляют интерес для специалистов в области философии и культурологии.

Ключевые слова:

время, культура, модель восприятия времени, социальное время, темпоральная синхронизация, типология культур.

Актуальность данной темы заключается в том, что время, пронизывая все стороны человеческого бытия, до сих пор является предельным, не поддающимся окончательному определению понятием. С культурологической позиции изучение категории времени как универсалии культуры, оказывающей большое влияние на развитие культурных процессов, поможет сформировать представление о культурных перспективах человечества на современном этапе. Изменение подходов к статусу информации, когда информационные ресурсы стали одними из самых дорогих, время соотносит не только с движением физических тел, но и с движением потоков информации [4]. При увеличении синхронности деятельности людей в условиях ускорения социальных процессов и кардинальном изменении представлений о времени как ресурсе, обусловленных гло-бализационными процессами, необходимо сохранять культурную самобытность и многообразие культур, опираясь на выявление устойчивых культурных тенденций и экстраполяцию их в будущее, что невозможно без культурно-исторического анализа прошлого и настоящего.

Для того чтобы разобраться во множестве культур, необходимо не только их феноменологическое описание и анализ с позиции того, что каждая культура является социально-историческим феноменом, но и типологическое описание, которое подразумевает выявление сходства и различия по определенным признакам. Проблема типологизации и классификации культур существует достаточно давно, и в культурологии есть несколько подходов к данному вопросу. Отличие типологии

от классификации заключается в том, что классификация включает абсолютно все объекты исследуемой области, а в типологии типы объектов не исчерпывают их множество. Существуют разные варианты типологии культур по различным типологическим признакам. Все зависит от того, что будет принято за исходную форму культурных образований или признаков. В качестве примеров можно привести следующие существующие типологии культур: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная типы культур М. Мид -по признаку взаимодействия между поколениями людей; семиотические типы культур Ю.М. Лотмана - по признаку кодирования и передачи информации в культуре; абстрактные идеальные типы культур М. Вебера; локальные культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского и историко-культурные типы О. Шпенглера; типология по признаку мужского и женского начал в культуре И.Я. Бахофена и Л.Фробениуса; концептуальная типология по характеру мировосприятия и методов познания П. Сорокина и Ф. Нортропа; типология по признаку взаимосвязи между человеком и технологией Хосе Ортега-и-Гассета и т.д.

Что касается типологизации культур по темпоральному признаку, то американские культурантропологи Ф. Клакхон и Ф. Стродбек согласно теории ценностных ориентаций выделили типы культур, ориентированных по формам времени: культуры, ориентированные на прошлое, настоящее и будущее [7, с. 63-68]. Авторы данной теории придерживаются мнения, что в ценностной иерархии каждой культуры только одна форма времени может

занимать высшую позицию, притом что в реальности все культуры и народы постоянно сталкиваются со всеми формами времени. Примерами культур по данной типологии исследователи называют: ориентированные на прошлое - китайскую и японскую культуры; ориентированные на будущее - культуру США; ориентированные на настоящее - культуры стран Латинской Америки и Африки. Но если рассматривать культуру как социально-культурную систему, в рамках которой существуют определенные модели восприятия времени с разными уровнями его понимания, что находится в прямой зависимости от многих факторов, то данная типология не совсем учитывает индивидуальную эволюцию каждой из культур.

Наиболее близкими и глубокими по темпоральному смыслу, на наш взгляд, являются исследования Л.Н. Гумилева, который рассматривает различные этносы в отношении этнического сознания конкретного народа к категории времени и выделяет культуры по хронологическим системам отсчета времени и их усовершенствованию в процессе исторического развития [3, с. 4].

В современной культурологии существуют три альтернативные точки зрения на то, в каких формах развивается культура: 1) теория однолинейной эволюции, утверждающая, что все культуры проходят одни и те же стадии развития независимо от их хронологических рамок; 2) теория культурного релятивизма, исходящая из того, что каждая культура уникальна и развивается по своему индивидуальному пути; 3) теория многолинейной эволюции, настаивающая на том, что некоторые типы культур могут развиваться идентично, но регулярная последовательность незначительна и распространяется лишь на отдельные культурные компоненты [8, с. 17-18].

С позиции определения типов культур по темпоральному признаку наиболее актуальной кажется теория культурного релятивизма, поскольку понимание категории времени определяющим образом влияет на развитие культуры в целом, но в каждой из существовавших в прошлом и существующих сегодня культур этот процесс происходит специфично, в зависимости от социального уклада, религиозных, географических и других факторов. Проблема типологизации еще окончательно не решена в культурологии, и поэтому достаточно актуальна еще одна попытка выявить типы культур по темпоральному признаку.

Время, являясь универсалией культуры, оказывает большое влияние на развитие культурных процессов в обществе. В разных культурах смыслы и значения понятия времени существенно отличаются. Каждая культура имеет свой темп развития, ценностную насыщенность времени, которые обусловлены менталитетом, национальным характером, пониманием и оценкой прошлого, настоящего и будущего. Представления о времени, являясь неким фундаментальным стержнем, накладывают на социально-культурное пространство определенный отпечаток, придают культуре неповторимый колорит, образуют специфику. Исходя из того, какие существуют в том или ином обществе модели восприятия времени, насколько они разнообразны, можно судить об общем уровне развития культуры. Но неоднородность категории времени и множественность определений данного понятия может вызвать некоторые трудности и необходимость конкретизировать подходы к типологизации.

На сегодняшний момент в науке не существует единой общепризнанной теории, объясняющей и описывающей такое понятие, как время. В каждой отдельной научной области понятие времени приспосабливается к тем или иным методологическим нуждам. В классической физике время определяется как априорная характеристика мира, образующая континуум, ничем не определяемая. Но в отличие от времени культуры, физическое время абсолютно, то есть независимо от различных процессов оно не может быть принято за типологическую единицу. С культурологической позиции целесообразно рассматривать социальное время, т.к. при всем многообразии определений культура является совокупностью результатов деятельности людей [5, с. 11] или общества в целом. Таким образом, основной типологической единицей в данном случае будет нефизическое социальное время, способное к различным темпоральным трансформациям в зависимости от восприятия данной категории как индивидуально, так и социально.

Если проанализировать мифологическое наследие народов мира, то выясняется, что практически во всех культурах время появляется либо в момент создания мира, либо позже, но всегда в его основании некое божественное начало. Из мифов следует, что время не подвластно людям, что лишь боги могут управлять временем и быть бессмертными. Интересно то, что с появлением людей проблема времени ста-

новится актуальной, поскольку для богов время не имеет значения. Таким образом, нефизическое социальное время появилось вместе с возникновением культуры, в связи с необходимостью синхронизировать действия людей, и было сначала достаточно примитивно в первобытном обществе, когда отсутствовала надобность делить день более чем на две части. А далее, с развитием культуры и цивилизации, потребовалась более четкая синхронизация. Наблюдения за движением небесных светил и стремление понять, что есть время, подталкивают ученых древности к изобретению первых часов - гномонов. Технологии фиксации и измерения времени в те давние времена были достаточно просты с точки зрения современного человека, но на тот момент эффективны и полностью удовлетворяли нужды людей. Первые солнечные часы появились в Египте около 3 тысяч лет до н.э., и по этим часам можно было точно определять время, но только в солнечный день. Назначить точное время встречи, опаздывать на несколько минут и злиться из-за промедления между событиями по таким часам было просто невозможно. Заметим также, что солнечные часы могли выполнять функцию синхронизации деятельности людей лишь на ограниченной территории, о едином синхронном времени внутри одного государства не могло быть и речи. Процесс синхронизации происходит параллельно историческому развитию человечества, и благодаря техническому прогрессу сейчас он достиг высоких результатов, когда большая часть людей с помощью информационных технологий живет в одном ритме, который мы называем временем.

Если рассматривать время как циви-лизационный компонент, синхронизирующий деятельность общества, то можно выделить темпорально-синхронные и тем-порально-несинхронные культуры. К основным характеристикам, свойственным темпорально-синхронным или резонансным культурам, можно отнести: 1) наличие однородного единого временного поля культуры, включающего единый календарь, единую систему измерения времени, использование технологии времени большинством населения; 2) наличие нескольких моделей восприятия времени в обществе и преобладание медиативной логики понимания времени. Прежде чем приводить примеры, надо учесть, что каждая культура прошлого или настоящего, опираясь на теорию релятивизма, уникальна, и отнести ее к тому или иному типу удает-

ся лишь с определенными упрощениями и оговорками [6, с. 261-267]. Примером тем-порально-синхронной культуры является современная западноевропейская культура, экстраполирующая совокупность ценностей, традиций и обычаев на ряд национальных культур. В западноевропейской культуре существует единое временное поле культуры, которое является достаточно активным и влияет на всю человеческую цивилизацию. Это влияние выходит за территориальные рамки Европы и распространяется на культуры, входящие в глобальное информационное сообщество. Благодаря преобладанию медиативной логики понимания времени в западноевропейской культуре, происходит анализ и обобщение различных взглядов на категорию времени, что приводит к формированию новых идей в этой области и позволяет констатировать определенную инновационность данной культуры в этом смысле. Национальные культуры в составе целого попадают в темпоральный резонанс, и здесь уже можно говорить о «темпоральном тоталитаризме» [1] и его последствиях.

Темпорально-несинхронные культуры характеризуются отсутствием единого временного поля культуры, использованием одновременно нескольких календарей или просто отсутствием календаря, преобладанием инверсивной логики понимания времени. Условно темпорально-несинхрон-ные культуры можно разделить на инерционные и диссонансные. Инерционные культуры характеризуются определенной статичностью в развитии, и к ним можно отнести культуры древнейших цивилизаций, современные культуры Тропической Африки и народов Севера. Инверсивная логика понимания категории времени позволяет культурам в данном случае сохранить культурную самобытность, традиции и обычаи предков. Что касается культур древнейших цивилизаций, то темпоральная инерционность им присуща, хотя определенная эволюция синхронизации деятельности людей, несомненно, была в те далекие времена. Социально-культурное развитие происходило на протяжении тысячелетий, что несравнимо с темпами развития сегодня, когда практически за один XX век была осуществлена синхронизация жизни планеты, и мы можем говорить сегодня о существовании глобальной коммуникационной системы. Причиной такого бурного развития является научно-технический прогресс, способность и возможность использовать новые источники энергии. Однако через несколько тысяче-

летий, вероятно, темпы развития современной цивилизации покажутся нашим потомкам медленными.

Диссонансные культуры отличаются тем, что в рамках одной культуры может быть несколько систем исчисления времени, которыми достаточно активно пользуются носители культуры. Примером темпорально-диссонансной культуры является культура Индии, в которой время понимается как бесконечное становление и соответственно страдание. В процессе реинкарнации страдание становится бесконечным, а следовательно, и бессмысленным, поэтому основная цель буддизма - это остановить время, так как оно бессмысленно. Внутреннее нежелание индийцев подчиняться единому течению времени выражено в наличии одновременно до пятнадцати гражданских календарей в современном индийском обществе, что совершенно не противоречит особенностям восприятия времени в культуре Индии. Темпоральный диссонанс в данной культуре обусловлен религией и влиянием западноевропейской цивилизации на определенные слои населения. Очень часто именно религиозный фактор обуславливает наличие темпорального диссонанса в культуре, когда религиозные события происходят в рамках специфичной системы измерения времени. Например, в современной еврейской культуре существует галахическое время, по которому отправляются религиозные обряды, а в современной русской культуре православный календарь отстает от гражданского на пятнадцать дней.

Как уже говорилось выше, одной из типологических характеристик культур по темпоральному признаку является наличие в культурах тех или иных моделей восприятия категории времени, которые формируются под воздействием определенных факторов. Рассматривая социально-культурную систему как саморазвивающуюся, можно выделить внутренние и внешние факторы, находящиеся во взаимодействии и совместно влияющие на процессы развития культуры. К внешним факторам можно отнести географический и коммуникационный. Географическое положение, определенные природные условия и ресурсы активно влияют на восприятие времени. Неудивительно, что первые солнечные часы появились в той части света, где днем практически всегда светит солнце, а ночью ясно видно звездное небо. Астрономия и гномоника получили свое развитие в древнейших культурах Месо-

потамии, Египта, Индии и Китая. Время в данных культурах воспринималось визуально, но при экспорте технологии солнечных часов в культуры с более суровым климатом визуального восприятия стало недостаточно из-за меньшего количества солнечных дней в году, и разрабатываются часы с колокольным звоном, то есть появляется аудиовосприятие времени. В Китае и Индии, где произрастают растения с высоким содержанием эфирных масел, появляются ароматические часы, и время воспринимается с помощью обоняния. Изменения природных условий влекут за собой культурную адаптацию к новым реалиям жизни.

Вторым внешним фактором, влияющим на восприятие времени, является коммуникационный, заключающийся в наличие культурных связей между государствами и народами. В зависимости от условий коммуникации (колонизация, завоевание, торговые и экономические связи и т.д.) возможны несколько вариантов проникновения и усвоения элементов другой культуры. Первый вариант - это принятие нового элемента без попытки модификации. Примером может служить результат коммуникации между Древней Грецией и Римской империей, когда древнегреческая модель восприятия времени полностью прижилась в Риме. Этому способствовали также и схожие климатические условия. В данном культурном взаимодействии однако не обошлось без казусов, когда солнечные часы, привезенные с территории Древней Греции, были установлены в Риме и показывали время, соответствующее географическим показателям родного города, стояли на площади как архитектурный элемент и были заменены только через сто лет часами, изготовленными опять-таки греческими мастерами. Второй вариант проникновения и усвоения элементов культуры - это синкретизм, то есть взаимопроникновение и видоизменение с обеих сторон. Примером может быть образование в процессе культурного взаимодействия арабов и народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки арабской культуры и мусульманской модели восприятия времени. Третий вариант реакционный и самый жестокий, когда в результате коммуникации происходит принудительное насаждение элементов культуры, вызывая сопротивление. Примеров реакции много, одним из которых является внедрение новой хронологии «от рождества Христова» на территории Европы вместо использу-

3 ю О

емой «от сотворения мира», что вызвало большое сопротивление населения и продолжалось почти тысячелетие.

Поскольку субъектами процесса восприятия времени являются люди, то влияние внешних воздействий на культуру сочетается с влиянием внутренних факторов, к которым относятся религиозный, личностный и социально-экономический факторы. Религиозный фактор один из самых древних и устойчивых. В зависимости от того, в какую религиозную систему погружен человек, время воспринимается по-разному. Можно выделить разные религиозные модели восприятия времени, встраиваемые в социокультурные системы. В христианстве сочетается линейное векторное время «от рождества Христова», устремленное в будущее с цикличным временем церковных ритуалов и праздников. В Средние века в Европе именно необходимость регулярности осуществления церковных служб способствовала распространению башенных часов. Существовали часы, которые использовались только в церковных целях. До наших дней сохранились удивительные часы, стрелки которых идут в противоположном направлении, созданные итальянским мастером и находящиеся во Флоренции в соборе Сан-та-Мария-дель-Фьоре. В буддизме делается попытка преодолеть время, а в мусульманстве время преодолено. Темпоральные установки мусульман опираются на веру в предопределение, в отличие от христианства, где у человека есть выбор, и в то, что после смерти начинается новая бесконечная жизнь.

Социально-экономический фактор определяется тем, что согласно теории К. Маркса изменения в способе производства определяют социально-экономическую структуру и влияют на социально-культурные изменения в обществе. Бурное разви-

Список литературы:

[1]

тие производства в XX веке потребовало тотальной синхронизации сначала в рамках национальных культур, а сейчас в рамках всей цивилизации, что не могло не отразиться на модели восприятия времени.

Что касается личностного фактора, то инициациирование изменений хронологической системы всегда исходит от конкретного человека, имеющего на тот момент времени определенную власть. Примеров тому множество от глубокой древности до сегодняшнего дня. Проблема влияния власти на время особенно явно прослеживается в системах самоизолирующихся племен, когда вождь наделен правом управлять временем и назначать начало нового года [2, с. 154-171]. В древнейших культурах использовались хронологии по годам царствования, когда с каждым новым правителем исчисление времени начиналось с нуля. Например, в Древнем Китае новый год назначался императорским эдиктом, и если дела правительства шли плохо, то исчисление времени опять начинали сначала [3, с. 8]. В истории России также немало примеров прямого влияния власти на исчисление времени.

Таким образом, нами выделены следующие типы культур по темпоральному признаку: темпорально-синхронные, или резонансные, культуры, темпорально-не-синхронные культуры, которые в свою очередь делятся на инерционные и диссо-нансные культуры. Одной из основных характеристик, свойственных выделенным типам, является наличие той или иной модели восприятия времени, которая формируется в каждой культуре под влиянием определенных факторов. Для того чтобы понять, к какому типу по темпоральному признаку относится та или иная культура, необходимо феноменологически рассмотреть каждую конкретную локальную культуру в историческом развитии.

Интернет-

Алексина Т.А. Библиотека электронных публикаций. Время как феномен культуры. ресурс. Режим доступа: //www.cronos.msu.ru/ (25.03.2013)

[2] Бочаров В.В. Власть и время в культуре общества / Пространство и время в архаических и традиционных культурах. - М.: Изд-во РАН Институт Африки, 1996. - С. 154-171.

[3] Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени. - М.: Книга по требованию, 2011. - 22 с.

[4] Ильинская Е.А. Время и интернет-пространство / European Social Science Journal. Т. 2. - 2013. № 8 (35). - С. 24-29.

[5] Кравченко А.И. Культурология: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2014. - 288 с.

[6] Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Когана. - М.: Высшее образование, 2007. -566 с.

[7] Матвеева О.Ю., Мелик-Гайказян И.В. Модель восприятия времени в социокультурных системах // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008, Вып. 1(75). - С. 63-68.

[8] Чертихин В.Е. Очерки по истории культуры. - М.: Бастион, 2007. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.