Научная статья на тему 'Культура и политика европейских университетов'

Культура и политика европейских университетов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
61
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и политика европейских университетов»

КУЛЬТУРА И ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Налётова И.В.

Высшее образование в современном мире все чаще утрачивает свои национальные традиции, преодолевает границы и приобретает черты единого мирового образовательного пространства. Бурный рост высших учебных заведений и количества студентов в последние несколько десятилетий привел к тому, что высшее образование стало силой не только в социальной и духовной сферах общества, но и в политике, и в экономике. С начала 80-х годов XX века в большинстве западных стран по инициативе правительств были предприняты радикальные реформы систем высшего образования, затронувшие финансирование, управление и связи вузов с политикой и обществом. Правительства надеются на то, что университеты будут активнее участвовать в общественном развитии, в решении экономических и социальных проблем, однако весьма неохотно оказывают необходимую финансовую поддержку. В таких условиях университеты вынуждены искать новые формы своего существования, чтобы лучше адаптироваться в новом глобальном мире и сохранить свое университетское качество.

Традиции университетского образования, история становления и развития университетов в разных странах привело к формированию в современном мире двух типов университетской политики - политики «академического капитализма» (США, Великобритания, Канада, Австралия) и социально ориентированной политики стран Европы, которая на первый план выводит не экономические, а культурные ценности университета.

Стремление создать в европейских университетах копию американской модели не всегда находит одобрение в академических кругах. Если можно так сказать, в то время как американская система высшего образования в большей степени тяготеет к экономическим функциям, изменению менеджмента и маркетинга своих университетов, в европейских университетах еще сильна культурообразующая функция высшего образования. Европейские ученые, профессора, университетские менеджеры все чаще называют ошибочным чрезмерное внедрение рыночных отношений в сферу высшего образования и недооценку традиционных университетских ценностей. Они считают, что вхождение университетов в глобальные рыночные отношения автоматически приведет к принятию американской модели высшего образования, что нельзя рассматривать однозначно. Так, профессор из Осло БиргитБрок-Утне выделяет несколько проблемных вопросов в развитии современного высшего образования:

- изменение и урезание роли государства и сокращение

правительственных доходов и трат;

- угрозу академическим свободам и критическому мышлению, вытекающую из зависимости от финансовых вложений корпораций, частных фондов и отдельных спонсоров;

- угрозу академическим свободам и критическому мышлению, вытекающую из сокращения постоянных ставок в университетах и использования более дешевой и гибкой академической рабочей силы;

- реорганизацию европейской университетской системы по англоамериканской модели и все более широкое распространение английского языка в академических кругах, что подрывает местную университетскую культуру.

Перед европейскими правительствами на рубеже веков встала проблема сохранения национальных особенностей европейских систем образования и одновременно включения в общемировой процесс глобализации. В большинстве своем общеевропейские конвенции, посвященные вопросам высшего образования, относились к 50-60-м годам прошлого века. С тех пор европейская система высшего образования претерпела кардинальные изменения, особенно на национальных уровнях, произошла диверсификация высшего образования, возросла академическая мобильность, увеличилось число частных учебных заведений. В конце 90-х годов прошлого века Советом Европы и ЮНЕСКО была предпринята попытка создания модели всемирной конвенции о признании курсов обучения, дипломов и степеней высшего образования. Лиссабонская конвенция (1997), Сорбонская (1998) и Болонская (1999) декларации стали реальными шагами на пути к единому международному высшему образованию. В них подчеркивается, что сегодня в мире, и особенно в Европе, необходимо создать не только общую валютную, банковскую и экономическую системы, но и единый массив знаний, опирающийся на надежную интеллектуальную, культурную, социальную и техническую основу. Учреждениям высшего образования отводится роль лидеров в этом процессе. Основной идеей Болонского процесса было создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, вдумчиво сохранять и беречь культурное разнообразие отдельных стран, а с другой стороны, способствовать созданию единого пространства преподавания и обучения, в котором студенты и преподаватели располагали бы возможностью неограниченного передвижения и сложились бы все условия для более тесного культурного сотрудничества.

Возможное включение России в Болонский процесс позволит не только обеспечить международное признание российских дипломов о высшем образовании, но и приблизиться к европейской модели политики в сфере высшего образования, которая ориентирована не только на рыночные отношения в образовании, но и на сохранение культуротворческой функции современных университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.