Научная статья на тему 'Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов'

Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1623
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КЛИМАТ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕНТАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / CULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE / NATIONAL CULTURE / ORGANIZATIONAL CLIMATE / MENTAL PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маршуба Олеся Александровна

В статье рассматривается многообразие определений понятий «культура» и «организационная культура», выведенных отечественными и зарубежными учеными. Организационная культура относительно новый феномен, изучение которого началось в середине прошлого века, но по-прежнему актуально в ниши дни. Автор рассматривает взаимосвязь этих терминов, показывая их влияние на национальную культуру, на все слои жизнедеятельности, в том числе на функционирование организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маршуба Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Маршуба О. А. Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76156. htm.

ART 76156 УДК 130.2

Маршуба Олеся Александровна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань o.marshuba@rsu.edu.ru

Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов

Аннотация. В статье рассматривается многообразие определений понятий «<культура» и «(организационная культура», выведенных отечественными и зарубежными учеными. Организационная культура относительно новый феномен, изучение которого началось в середине прошлого века, но по-прежнему актуально в ниши дни. Автор рассматривает взаимосвязь этих терминов, показывая их влияние на национальную культуру, на все слои жизнедеятельности, в том числе на функционирование организаций.

Ключевые слова: культура, организационная культура, национальная культура, климат организации, ментальное программирование. Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

Организационная культура в значительной мере влияет на поведение любой организации. Несмотря на то, какую важную роль она играет для организации в целом, и для ее руководителя, единого четкого определения, что это такое нет. Отсутствие единого определения не позволяет понять ее взаимосвязь с другими ключевыми элементами организации, такими как внутренняя структура и материально-техническая база, нельзя разработать подходы к анализу, сохранению и трансформации существующей организационной культуры.

Прежде, чем обратиться к организационной культуре, необходимо ответить на вопрос «Что такое культура?». К сожалению, и здесь не существует универсального толкования для всех дисциплин. Часто «культуру» называют социальным образцом, но это слишком узкая трактовка.

Культура - одно из наиболее характерных свойств, присущее любому устойчивому объединению людей. Она «включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы - это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать» [1].

Когда «культура» впервые появилась в Оксфордском Английском словаре около 1430 года, она означала «выращивание» или «обработку земли», опираясь на латинское происхождение самого слова. В XIX веке «культура» ассоциировалась с «высокой культурой», означавшей развитие «тонкости вкусов, взглядов и манер». Этот подход просуществовал до XX века, когда «культура» стала «совокупностью образцов поведения в обществе, искусства, веры, и прочих продуктов человеческой деятельности и мысли».

В философском энциклопедическом словаре культура трактуется также как и в английском словаре - первоначальная обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В переносном смысле культура — уход, улучше-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Маршуба О. А. Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76156. htm.

ние, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о еиКига ап1т1). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры [2].

Словари помогают уловить общий смысл, но каждая дисциплина использует этот концепт по-своему. Для более точного понимания термина «культура» необходимо обратиться к антропологии, общественной науке. Первоначально термин «культура» описывал ритуалы, мифы, языки, ценности, верования и практики людей, чаще всего живущих в экзотических местах - то, что традиционно является объектом антропологического изучения. Даже в рамках этой науки существует множество подходов к культуре, например, согласно исследованиям 1952 года, было выведено 164 дефиниции.

Британский антрополог Эдвард Тайлер в 1871 году предложил следующее толкование культуры - сложное целое, включающее в себя знания, веру, искусство, мораль, закон, обычаи, и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком, как членом общества.

Подход к культуре как «сложному целому» породил попытки ученых создать универсальный список элементов культуры, первый из которых был опубликован в 1938 году и состоял из 79 пунктов и 637 подпунктов. Будучи исчерпывающим и по-прежнему полезным для исследователей социальных наук, этот список малоэффективен, если речь идет об организациях и корпорациях.

Сложность трактовки концепта культуры широко обсуждалась в середине XX века. Различные подходы, обнажили несколько общих направлений, которые важны для организационных исследований. В самом узком значении, культура включает в себя три основных вида человеческой деятельности: что люди думают, что делают и что создают. Далее идут признаки культуры: ее разделяют (является всеобщей для большого количества людей), ее изучают, передают через поколения, она символична, адаптивна и изменчива.

Отдельное действие не может быть названо культурой, если оно носит единичный характер или важно исключительного для одного человека. Также культуру изучают (активно или пассивно) и передают от поколения к поколению через формальные и неформальные виды социального взаимодействия. Мы не рождаемся с пониманием, что хорошо, а что плохо.

В 1973 году антрополог Клиффорд Гирц опубликовал «Интерпретацию культур», где сказал: «Культура - структура смыслового содержания, сквозь призму которой, человечество интерпретирует свой опыт и определяет свои действия» и культура «упорядоченная система значений и символов, при помощи которой происходит социальное взаимодействие». Такое семиотическое понятие культуры получило

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Маршуба О. А. Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76156. htm.

особую популярность в 1980-х, когда относительно сформировавшаяся дисциплина изучающая организационное поведение, начала широко обсуждать «организационную культуру». Антропологическая цитата Гирца, была самой цитируемой в литературе того времени и до сих пор играет роль в современных исследованиях.

Профессор Г. Хофштеде определяет национальную культуру как программу человеческого разума, которая отличает одну группу или категорию людей от другой. Другими словами, то общее, что есть у многих членов группы и что отличает их от всех остальных, и называется культурой. Автор говорит, что в мире существуют конфронтации между людьми, группами и нациями, которые мыслят, чувствуют и действуют по-разному. В то же самое время эти люди, группы и нации имеют схожие проблемы, для решения которых, необходимы совместные действия. Экологические, экономические, военные, метеорологические проблемы не ограничиваются рамками одного региона. Чтобы справиться с угрозой ядерной войны, кислотными дождями, загрязнением мирового океана, сохранением редких видов животных, необходимо сотрудничество лидеров мировых держав. Они в свою очередь нуждаются в поддержке своих сторонников, чтобы реализовать, принятые решения [3].

Условием, которое поможет предварить в жизнь, принятые решения, является понимание существования различий в том, как лидеры и их сторонники думают, чувствуют и действуют. Игнорирование этих особенностей, то есть различного проявления культуры - причина, почему многие решения так и остаются на бумаге.

Каждый человек несет внутри себя образцы поведения, образа мышления, которые получает в течение всей жизни. Большинство из них приобретается в детстве потому, что в этом возрасте мы наиболее восприимчивы.

Г. Хофштеде использует термин характерный для программирования - ментальные программы или программное обеспечение мышления. Это не означает, что люди запрограммированы подобно компьютерам. Поведение человека определяется его собственными ментальными программами: у него есть базовая способность отклоняться от них, и реагировать по-новому, творчески, неожиданно или даже разрушительно [3].

Источники ментальной программы находятся в пределах социальной окружающей среды, в которой человек растет и приобретает опыт. Программирование начинается в семье, продолжается через взаимодействие с соседями, в школе, со сверстниками, на рабочем месте. Оно всегда разное у представителей различных общественных слоев.

Почти каждый из нас принадлежит к нескольким различным группам и категориям одновременно. Люди неосознанно несут в себе несколько уровней ментального программирования, которые соответствуют различным уровням культуры: национальный уровень, соответствующий стране или странам, если человек мигрировал; региональный и/или этнический и/или религиозный и/или лингвистический, так как большинство культур состоит из культурно различных регионов и/или этнических и/или религиозных и/или языковых групп; гендерный уровень; уровень поколений, то, что отличает бабушке и дедушек от родителей и детей; уровень социальных различий, связанный с образованием, профессией, занимаемой должностью; организационный или корпоративный уровень, как работники социализировались и приспосабливались к рабочим условиям.

Ментальные программы присущие перечисленным уровням, не всегда находятся в гармонии. В современном обществе они часто конфликтуют, например, религиозные ценности и ценности поколений, гендерные ценности и традиции, присущие организации. Ментальные программы, вступающие в конфликт друг с другом в од-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Маршуба О. А. Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76156. htm.

ном человеке, делают предсказание его поведения в новой ситуации довольно сложным.

Последний из представленных уровней связывает культуру с организацией. Такая практика является относительно новой, так как раньше культуру ассоциировали исключительно с отдельно взятой нацией. Термин организационная культура появился в англоязычной литературе в 1960-х, как синоним слова «климат организации».

Сейчас говорить о культуре организации или компании стало особенно модно среди менеджеров, консультантов, и даже академиков. Мода имеет тенденцию проходить, но всегда оставляет после себя следы.

Единого определения организационной культуры не существует, но можно отметить, следующее: холистические черты - организационная культура - целое, которое больше, чем просто сумма отдельных частей; организационная культура исторически предопределена - отражает историю организации; организационная культура связана с антропологией - изучение ритуалов и символов; социальное происхождение - организационная культура создана и сохраняется группой людей, которые вместе составляют организацию; организационную культуру трудно изменить, хотя авторы расходятся во мнениях о том, насколько именно трудно.

Соответственно, организационная культура - коллективное программирование мышления, которое отличает членов одной организации от другой.

Исследования Г. Хофштеде продемонстрировали культурные различия между нациями, особенно в самых глубинных слоях - на уровне ценностей. Культурные различия среди организаций, расположенных в пределах одной области, особенно проявляются в процессе функционирования организации. Практическое проявление культуры более ощутимо, чем общепринятые ценности [3].

Изучение организаций с точки зрения культуры началось в 1930-х годах. Однако, понимание организационной культуры оставалось весьма примитивным на протяжении последующих десятилетий. Исследования середины прошлого века, проводились учеными, погруженными в психологию и социологию. В 70-х годах ученые с большим энтузиазмом обращались к теориям и методам антропологии. В конце прошлого века повышение интереса к организационной культуре связано в значительной мере с экономическими условиями, когда международное соперничество усилилось и больше иностранных компаний стали открывать филиалы по всему миру.

С начала 1980-х академические и прикладные исследования организационной культуры постоянно растут. Изменения в организации системы хранения и управления данными, работе самой организации, изменения ценностей, образа жизни, демографической ситуации, возникновения сфер, требующих особых знаний, улучшение снабжения, и ряд других экономических и технологических факторов, влияющих на отношения между организациями и работниками, не уменьшают интерес к данной проблеме.

Термин организационная культура был введен в сферу менеджмента и организационных исследований в конце 1970-х годов и начал привлекать внимание ученых в начале 1980-х. Базируясь на сведениях полученных социологией и антропологией, исследователи спорили, могут ли организации обладать различными культурами или набором схожих ценностей, верований и норм, которые влияют на отношения и действия членов организации. Ученые предположили, что организационная культура может в значительной степени влиять на конечный продукт фирмы, объясняя, что культура может использоваться как источник, влияющий на действия работников, отличать одну фирму от другой, и организации с более высокой степенью культуры являются более конкурентоспособными. Традиционно, организационная культура понималась, как способ дать в руки бизнес лидеров инструмент способный обеспе-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Маршуба О. А. Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76156. htm.

чить эффективное управление. Первоначальные исследования изображали организационную культуру как постоянный элемент, присутствующий на уровне работников, отделов. Дальнейшая работа показала возможность наличия однородной культуры в рамках одной организации. Однако, создание и поддержание желаемой организационной культуры - это сложный процесс, обладающий большим количеством нюансов, чем первоначально предполагалось.

Культура организации четко выражает ее главную миссию и отражает сложившиеся в организации отношения между людьми. Она также определяет стиль руководства и тип коммуникаций, характерных для межличностных и групповых отношений. Через культуру организации раскрываются качество трудовой жизни организации и мотивации персонала, которые носят как явный, так и неявный характер и обусловлены множеством ситуационных факторов, изменениями в элементах организационной системы, циклами жизни организации. Для большинства работников современных российских организаций характерны такие деловые и организационные качества работающих, которые отличают авторитарно-бюрократическое общество (личная преданность шефу, иерархичность мышления, исполнительность) и не соответствуют становящемуся цивилизованному рынку, где в первую очередь ценят такие качества, как инициативность, компетентность, творчество и готовность принять личную ответственность.

Культура организации во многом зависит от конкретно-исторических особенностей развития той страны, в которой организация осуществляет свою деятельность. Однако организация всегда представляет собой сознательно координируемое социальное образование и черты любой современной организации имеют объективный характер, равно как и принципы, на которых она основана. Итак, культура организации представляет собой определенную систему общепринятых в организации культурных норм, моральных и других постулатов в отношении целей, способов деятельности и общения, которые обеспечивают эффективную работу организации и достижение поставленных ею целей. Каждую организацию определяют комплексность, формализация и конкретное соотношение централизации и децентрализации [4].

Культура организации представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемых членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп [5].

Организационная культура - это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На взгляд ряда авторов, культура - это не то, что организация имеет, а то, чем она является [6].

Культура - это совокупность коллективных базовых правил, изобретенных, открытых или выработанных определенной группой людей по мере того, как она училась решать проблемы, связанные с адаптацией к внешней среде и внутренней интеграцией, и разработанных достаточно хорошо для того, чтобы считаться ценными. Следовательно, новых членов группы следует обучать этим правилам как единственно правильному способу постигать что-либо, думать и чувствовать в ситуациях, связанных с решением подобных проблем [7].

Организационная культура - это особая сфера организационной реальности, которая состоит из комплексов специализированных и определенным образом упорядоченных материальных и виртуальных ресурсов и результатов труда работников, включающих в себя систему сложившихся межличностных отношений, объединяет совокупности взаимосвязанных организационных явлений и процессов, в недрах которых благодаря целенаправленным действиям персонала, осуществляемым сразу в трех обособленных культурных пространствах: производственном, экономическом

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Маршуба О. А. Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76156. htm.

и социальном происходит преобразование вышеназванных ресурсов и частичных результатов в конечные продукты деятельности системы в целом [8].

Концепт культуры имеет важное практическое значение, если есть необходимость провести изменения в масштабах всей организации. Не смотря на тщательно проработанный план организационные изменения должны включать не только новшества в структуре и процессе, но и в самой корпоративной культуре.

Организационная культура - своего рода внутренние активы компании, которыми можно воспользоваться для увеличения прибыли. Данный термин требует ювелирного обращения, в попытке вывести конкретную дефиницию.

Культура организации в значительной мере влияет на ее решения и действия. Идеи, ценности, отношения и взгляды внутри компании направляют ход мысли работников, влияя на их чувства и поступки. Часто это происходи на бессознательном уровне. Поэтому понимание культуры является ключевым моментов в описании и анализе феномена организации.

Ссылки на источники

1. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2005. C.632; Ревина М. А. Формирование корпоративных ценностей как инструмент воздействия на организационную культуру // Вестник МГТУ «Станкин». - 2012. - № 2 (21).

2. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997.

3. Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. - 3rd Edition. - McGraw-Hill USA, 2010.

4. Кочеткова А. И. Организационная культура и культура организации в современной России // Вестник МГУКИ. - 2009. - Июль-август 4 (30).

5. Schwartz H., Davis S. Matching corporate culture and business strategy // Organizational dynamics. -1981. - Summer.

6. Pacanowski M., O'Donnel-Trujillo N. Communications and organizational culture // The western journal of speech communication. - 1982. - 46.

7. Shein E. H. Organizational Culture and Leadership: A dynamic view. - San Fransisco. CA.: Jossey-Bass Inc., 1985.

8. Погребняк В. А. Культура организации как объект регулярного управления // Вопросы управления предприятием. - 2005. - № 1(13) - С. 59.

Olesya Marshuba,

Senior Lecture at the Chair of Foreign Languages, Department of History and International Relations, Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Ryazan o.marshuba@rsu.edu.ru

Culture and Organizational Culture: Essence and Interconnection

Abstract. The article deals with definitions of the notions "culture" and "organizational culture", created by Russian and foreign scholars. Organizational culture is a relatively new phenomenon which was began to be studied in the middle of the previous century but it is still topical nowadays. The author shows the interconnection of these phenomena demonstrating their interdependence and influence on the national culture, all spheres of life, including organization functioning.

Key words: culture, organizational culture, national culture, organizational climate, mental programming.

Рекомендовано к публикации:

Исаевой О. Н., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 15.06.16 Опубликована Published 04.07.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Маршуба О. А., 2016

www.e-koncept.ru

977230412016650

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.