Научная статья на тему 'Культура и культурная политика'

Культура и культурная политика Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Галинская И. Л.

Культура и культурная политика: Синергетическая концепция культурно-исторического процесса М.С. Кагана (по книге «Введение в историю мировой культуры»). М., 2005. Вып. 1. 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и культурная политика»

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА*

Реферируемый сборник представляет собой материалы научно-методологического семинара, который прошел в Российской академии государственной службы при Президенте РФ в Москве. Обсуждалась синергетическая концепция культуры известного отечественного философа и культуролога, доктора философских наук, почетного профессора Санкт-Петербургского государственного университета Моисея Самойловича Кагана. Заседание состоялось 22 января 2004 г. в зале Ученого совета Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Поиски новых моделей общественного развития могут вестись только через культуру, «определяться на основе ценностей, символов, культурных стремлений, характеризующих самобытность каждого народа» (с. 6). Синергетика - это междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем. Синергетика вводит понятие динамического хаоса как некой сверхсложной упорядоченно сти.

Основные идеи синергетического подхода к проблемам культуры, изложенные в книге М.С. Кагана «Введение в историю мировой культуры», состоят, во-первых, в принципе нелинейного развития сложных и сверхсложных систем и в убеждении в том, что история культуры есть единый процесс и процесс развития, а во-

* Культура и культурная политика: Синергетическая концепция культурно-исторического процесса М.С. Кагана (по книге «Введение в историю мировой культуры»). - М., 2005. - Вып. 1. - 215 с. 6

вторых, это нелинейное движение, идущее на каждой ступеньке этой исторической «лестницы» разными путями (с. 17). Концепция синергетического подхода к истории культуры заставляет пересмотреть положение о том, что каждое состояние в развитии системы определяется прошлым. Дело в том, что состояние развивающейся системы влияет на будущее. М.С. Каган считает, что в развитии наиболее сложных типов системы происходит не раздвоение, а выявление трех и более дорог для дальнейшего движения. М.С. Каган называет это явление «полифуркацией» (с. 18).

Синергетический подход показывает, что процесс культуро-генеза совпадает с процессом антропогенеза и с процессом социо-генеза. «Это возникновение некой целостной единой в ее трехсто-ронности формы бытия» (с. 18). Синергетический подход позволил увидеть, что процесс культурогенеза, как аспекта антропосо-циогенеза, шел сразу нелинейно, что позволяет решить проблему кроманьонцев и неандертальцев, а также проблему существования полуфантастического «снежного человека» (с. 19).

Функциональная асимметрия человеческого мозга могла возникнуть только в процессе развития человечества как феномена культуры, требовавшего формирования абстрактного мышления. Синергетический подход, считает М.С. Каган, позволяет выявить закономерность движения человечества от первобытности к новым формам социокультурного бытия. Это не линейный переход от первобытности к дальневосточным рабовладельческим империям, а от них к греко-римской античности. М.С. Каган убежден, что целостное бытие первобытной культуры образовалось взаимосвязью трех ее компонентов, а именно: охота, собирательство, ремесло (рукомесло). Это изначальное единство постепенно расслаивалось, в результате чего формировались три типа культуры: 1) земледелие, 2) скотоводство, 3) профессиональное специализированное ремесло и связанная с ним торговля (с. 21). Эти три типа культуры отнюдь не стадии, а параллельные пути, по которым стала развиваться культура, причем каждый из них имел свою историю (с. 21).

Владислав Жанович Келле, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института человека РАН, в статье «Синергетическая концепция культуры как путь к обновлению гуманитарного знания» замечает, что выход «Введения в историю мировой культуры» М.С. Кагана является событием в нашей

7

культурологической жизни (с. 34). Синергетический подход, считает В.Ж. Келле, имеет будущее, обогащает методологию познания общества и культуры (с. 35).

Вадим Михайлович Межуев, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор кафедры теории и практики культуры РАГС при Президенте РФ, в статье «Синергетика как выражение духа современной культуры» объясняет, что М.С. Каган стремится не просто еще раз пересказать историю мировой культуры, но выработать идею такой истории, объяснить, почему она возможна и в чем состоит (с. 51). Главный тезис книги М.С. Кагана таков: «культура - это сверхсложная самоорганизующаяся система, траектория движения которой не может быть описана ни в терминах линейно-прогрессистского мышления, имеющего своим источником классическую физику, ни в понятиях релятивистского сознания, ведущих к локализации, плюрализации культур, между которыми нет никакой объединяющей их связи» (с. 52).

Директор Института социальной и культурной антропологии Государственной славянской академии, доктор философских наук, профессор Э.А. Орлова в статье «Познавательные последствия си-нергетической трактовки социокультурной динамики» приходит к выводу, что обращение к синергетической модели при изучении социокультурной динамики «отнюдь не предполагает отказа от описания и интерпретации рассматриваемого объекта в терминах общей теории систем» (с. 83).

Ю.Н. Солонин, доктор философских наук, профессор, декан философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, в статье «Философия культуры в историко-методологическом уяснении» говорит, что дискуссионно сть некоторых идей М.С. Кагана нисколько «не умаляет их несомненной эвристичности» (с. 169). Изложив историю становления понятия «философия культуры», Ю.Н. Солонин утверждает, что понятие это «представляет собою в определенном роде странность» (с. 173). Все недоразумение состоит в том, что определение термина «культура» ведет не к преодолению разноголосицы, а «к порождению дополнительных дефиниций» (с. 173). Гуманитарные науки постигают культуру, но, постигая ее, творят. «Они вырабатывают виденье, на основе которого культуролог узревает мир, формирует понимание его. Но тем самым они в определенной мере и создают 8

свой объект. Мир культуры был беднее и примитивнее до того, как в нем появился культуролог» (с. 171).

В реферируемом сборнике «Культура и культурная политика» помещено более тридцати статей. Издание предназначено для специалистов, занимающихся экспертно-аналитической деятельностью, разрабатывающих концептуальные основы понимания современной культуры и культурной политики, а также адресовано всем тем, кто осуществляет прикладные культурологические исследования, говорится в аннотации к сборнику.

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.