Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
489
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАВДА / КОНЦЕПТ / КОНКУРСЫ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Папко В.Ф., Василенко Е.В., Василенко П.Г., Сичкарь Т.В.

В статье поднимается вопрос о том, каким должна быть культура и искусство в современном обществе. Художник должен быть честен, нести художественную правду и верить в дух народа. На сегодняшний день главным в современном искусстве стал концепт. На характер искусства накладывает отпечаток мировоззренческое, нравственное, духовное, политическое, экономическое состояние общества и оно не должно служить какому-то одному социальному слою, а должно служит интересам державы. В той исчезнувшей в одночасье стране наряду с фальшивкой, конъюнктурой, было «Честное Искусство». Была «Великая Школа», наследовались традиции. Та страна оставила нам великих представителей реалистической школы мы их знаем, каких бы «ярлыков» им не навешивали, потому что их искусство наполнено художественной правдой, искренностью, оптимизмом, патриотизмом. За время «перемен» в стране, искусство России потеряло много сложившихся художников, чье творчество пришлось на время смены идеологии двух государств. Мы приближаемся к критической черте, через два, три поколения у нас некому будет учить профессионально. Нас ждет то, что случилось на западе если мы не изменим отношения к своему российскому искусству. Время ставит перед художником актуальные задачи и с неравнодушной позиции художника возникают социальные и исторические идеи, появляются картины - биографии положительного героя. Ему необходимо переживания донести до зрителя, художник должен быть подготовленным профессионально и быть широко образованным. В картине должны быть, художественность, мастерство, цвет, вкус, знания, художественная бравада, страсть, не равнодушие, любовь к предмету и потрясение подвигом, ведущее художника на исполнение долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Папко В.Ф., Василенко Е.В., Василенко П.Г., Сичкарь Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND ART IN MODERN RUSSIA

The article raises the question of what should be the culture and art in modern society. The artist must be honest, bear the artistic truth and believe in the spirit of the people. To date, the main thing in contemporary art has become a concept. The character of art is influenced by the ideological, moral, spiritual, political and economic state of society and it should not serve any one social stratum, but should serve the interests of the state. In that country that disappeared overnight, along with the fake, the conjuncture, there was “Honest Art”. There was a “Great School”, traditions were inherited. That country left us the great representatives of the realistic school, we know them, no matter what «labels» they do not hang, because their art is filled with artistic truth, sincerity, optimism, patriotism. During the “changes” in the country, the art of Russia has lost a lot of established artists, whose work had to change the ideology of the two States. We are approaching a critical point, in two or three generations we will have no one to teach professionally. We are waiting for what happened in the West if we do not change the attitude to their Russian art. Time puts before the artist's actual tasks and caring of the artist's position there are social and historical ideas, appear paintings - biography of the hero. He needs to convey the experience to the viewer, the artist must be trained professionally and be widely educated. In the picture there must be artistry, skill, color, taste, knowledge, artistic bravado, passion, not indifference, love for the subject and the shock of the feat, leading the artist to perform his duty.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 74

В.Ф. Папко,

заслуженный художник России, профессор, г. Краснодар, Российская Федерация

Е.В. Василенко,

доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство»

МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва

П.Г. Василенко,

доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство» МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москвая

Т.В. Сичкарь,

кандидат технических наук, доцент, декан факультета дизайна и журналистской деятельности

НАНО ВО «ИМЦ», г. Москва

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

V.F. Papko,

honored artist of Russia, Professor, Krasnodar, Russian Federation

E.V. Vasilenko,

associate Professor of Design and applied arts Department, Moscow state University named after K.G. Razumovsky (PKU), Moscow

P.G. Vasilenko,

associate Professor of Design and applied arts Department, Moscow state University named after K.G. Razumovsky (PKU), Moscow

Т-V. Sichkar

PhD in Engineering sciences, associate Professor, Dean of the Faculty of Design and Journalism NANO VO «IWC», Moscow E-mail: ditava1@mail.ru

CULTURE AND ART IN MODERN RUSSIA

Аннотация. В статье поднимается вопрос о том, каким должна быть культура и искусство в современном обществе. Художник должен быть честен, нести художественную правду и верить в дух народа. На сегодняшний день главным в современном искусстве стал концепт. На характер искусства накладывает отпечаток мировоззренческое, нравственное, духовное, политическое, экономическое состояние общества и оно не должно служить какому-то одному социальному слою, а должно служит интересам державы. В той исчезнувшей в одночасье стране наряду с фальшивкой, конъюнктурой, было «Честное Искусство». Была «Великая Школа», наследовались традиции. Та страна оставила нам великих представителей реалистической школы мы их знаем, каких бы «ярлыков» им не навешивали, потому что их искусство наполнено художественной правдой, искренностью, оптимизмом, патриотизмом. За время «перемен» в стране, искусство России потеряло много сложившихся художников, чье творчество пришлось на время смены идеологии двух государств. Мы приближаемся к критической черте, через два, три поколения у нас некому будет учить профессионально. Нас ждет то, что случилось на западе если мы не изменим отношения к своему российскому искусству. Время ставит перед художником актуальные задачи и с неравнодушной позиции художника возникают социальные и исторические идеи, по-

являются картины — биографии положительного героя. Ему необходимо переживания донести до зрителя, художник должен быть подготовленным профессионально и быть широко образованным. В картине должны быть, художественность, мастерство, цвет, вкус, знания, художественная бравада, страсть, не равнодушие, любовь к предмету и потрясение подвигом, ведущее художника на исполнение долга.

Ключевые слова: современное концептуальное искусство, творчество, художественная правда, концепт, конкурсы,традиции.

Abstract. The article raises the question of what should be the culture and art in modern society. The artist must be honest, bear the artistic truth and believe in the spirit of the people. To date, the main thing in contemporary art has become a concept. The character of art is influenced by the ideological, moral, spiritual, political and economic state of society and it should not serve any one social stratum, but should serve the interests of the state. In that country that disappeared overnight, along with the fake, the conjuncture, there was "Honest Art". There was a "Great School", traditions were inherited. That country left us the great representatives of the realistic school, we know them, no matter what «labels» they do not hang, because their art is filled with artistic truth, sincerity, optimism, patriotism. During the "changes" in the country, the art of Russia has lost a lot of established artists, whose work had to change the ideology of the two States. We are approaching a critical point, in two or three generations we will have no one to teach professionally. We are waiting for what happened in the West if we do not change the attitude to their Russian art. Time puts before the artist's actual tasks and caring of the artist's position there are social and historical ideas, appear paintings — biography of the hero. He needs to convey the experience to the viewer, the artist must be trained professionally and be widely educated. In the picture there must be artistry, skill, color, taste, knowledge, artistic bravado, passion, not indifference, love for the subject and the shock of the feat, leading the artist to perform his duty.

Key words: contemporary conceptual art, creativity, artistic truth, concept, competitions, traditions.

Введение. Культура и искусство являются отражением существующей действительности, взглядов общества определенного исторического времени. В современном концептуальном искусстве нет выраженных чувств любви к человеку. Главным в этом искусстве является концепт. Что такое концепт? Концептуалисты говорят — это высказывание. Павел Дмитриевич Корин говорил, что современность — душа искусства. На характер искусства накладывает отпечаток мировоззренческое, нравственное, духовное, политическое, экономическое состояние общества и оно не должно служить какому-то одному социальному слою, а служит интересам державы. Для художника чувство современности — это образ жизни. Большие мастера не ставили целью жизни: я буду современным, а страстно выражали то, что чувствовали по законам красоты, гармонии, возвышенно профессионально и по — граждански ответственно, совестливо, с любовью к человеку и такое искусство становилось актуальным.

Материалы и методы. Материалами для написания работы послужили инфор-

мационный анализ исследований авторов и средств массовой информации, которые касаются вопросов о истории искусства и культуры, и их современного положения в России.

История культуры и искусства испытывает взлеты и падения. На развитие оказывают влияние политические и экономические факторы, веяния и влияния определенных «модных» тенденций [11].

Обсуждение. На наш взгляд, в современное искусство испытывает дефицит положительного героя. Картина почти исчезла: не нужны картины бытовые, о тружениках села, производства, детская тема, молодежная, портрет, историческая тема. Нет интереса к пейзажам — образам Родины. В той исчезнувшей в одночасье стране наряду с фальшивкой, конъюнктурой, было «Большое» — «Честное Искусство». Была «Великая Школа», наследовались традиции. Та страна оставила нам великих представителей реалистической школы мы их знаем, каких бы «ярлыков» им не навешивали, потому что их искусство наполнено художественной правдой, искренностью, оптимизмом, патриотизмом.

Каким должно быть искусство в обществе, терпящего чудовищное разрушение исторического наследия, за годы «перестройки» без войны потерявшего миллионы жизней? Нет разницы от вражьей бомбежки или от инфарктов, пожаров, катастроф в воздухе на воде, на дорогах, сгоревших домов престарелых, коррупции, произвола ЖКХ, не рожденных детей от неустроенности жизни. В этой духовно — информационной войне искусство должно быть наполнено оптимизмом, верой, но не развлекательством. Не карнавальное, не шоу шарлатанства и трюкачества. В обществе, теряющем стыд, унизившем свою армию. В обществе, отвергнувшем развитие искусства в его историческом понимании. Художнику не нужно быть идеализированным, а должно быть искренним душой. Важно не быть бесстрастным в своем деле к своему произведению, а быть обеспокоенным историческим просветлением. Творец обязан нести свирепый реализм, но при этом оставаться с «ангелами» в душе [13]. Красота она не только для физиологии глаза, но и для души. Новые, современные художники говорят, что картина устарела, а уж социальная тема так и вовсе отжила. А как же отношение к Рембрандту, Веронезе, Милле, Репину, Сурикову, Корину, Нестерову, Пластову, Моисеенко, Угарову, Иванову и многим, многим другим и даже появившимся в смутное время молодым художникам. К сожалению, чем меньше способностей у художника, тем он более активен в пропаганде разрушительных идей. Герои картин могут отдыхать, петь, жать хлеб, обедать, просто сидеть или читать, или мыться в душе, они все равно остаются социальной сутью «упрямой и не сгибаемой России», они составляют национальный характер России [12]. Художнику можно простить ошибки, но нельзя прощать холод и безразличие к душе своего дела, цельность искусства. Проводятся различные конкурсы с большими экономическими вложениями, позиционирующие поддержку современного искусства, на самом деле поощряются полупрофессиональное искусство, безвкусица, напоминая шоу и трюкачество. После таких шоу — конкурсов, студенты, которые поступали в вуз постигнуть слож-

нейшую профессию художника, задают вопрос: «Зачем учиться, если, что бы быть в «элите» нужно забыть все чему тебя учили в школе и вузе». Ставиться все с «ног на голову». Таким образом, создается среда для дискриминации «Русской школы» изобразительного искусства. При предпочтительном отношении, создавшемся в стране к шоу, молодые художники не видят перспектив в жертвенном служении искусству, так, как их учат на занятиях по академическим дисциплинам и истории искусств. Они видят наглядные примеры, когда их сверстники, не будучи успешными студентами, достигают материальных благ и «признания» вне учебного заведения. Но не все и не всегда понимают что изменив своему дарованию нет гарантий, попасть в «успешную элиту». Главное в той категории «деятельности» не способность, а активная агрессивная приспособляемость, пронырливость, низкопоклонство, подлость и много других не лучших человеческих качеств.

За время «перемен» в стране, искусство России потеряло много сложившихся художников, чье творчество пришлось на время смены идеологии двух стран. Некоторые решили, что не по тому пути шли, не было «свободы», хотя дорогу выбирали сами на заре юности. Поспешили «раскаяться» отказались от всего чему учились и от накопленного опыта.

Союз художников России потерял их как служителей идеи, но не по терял как физических лиц, кому-то из них удалось войти в обойму деятельности возникших в несметном количестве галерей «нового искусства». В силу их природной активности они оказались участниками регулирования развития «Современного искусства» в жюри и других комиссиях. Самое страшное, что в несбалансированности сил «авангардного» и традиционного искусства виноваты сами художники.

Большинство СМИ поддерживают дискриминацию реализма. Руководители культуры отдают решать проблему самим художникам, а в жюри всегда стремятся попасть активисты «новой идеологии искусства» они-то и берут верх по определению. Создались условия для успешной пропаганды современного искусства,

стерлись границы определения, что такое искусство. Господствует вседозволенность, опусы, лишенные национальных признаков, профессионализма. Трюкачество, построенное на рецептах, приемах, а все рецепты приводят к штампу, безликости, окостенелости. Отойдя от таких работ, уже не вспомнишь в чем суть, а работ, от которых испытаешь потрясение, не увидишь. Мы приближаемся к критической черте, через два, три поколения у нас некому будет учить профессионально. Нас ждет то, что случилось на западе если мы не изменим отношения к своему российскому искусству. Вся история учит примерами, как власть и сильные мира ценили искусство и заботились о развитии своих художественных традиций. У нас сегодня «бесконечный кошмар» в отношении к искусству, а ожидает нас «кошмарный конец».

В Античном искусстве, искусстве Римской империи, средневековья, возрождения и т.д. имена художников неотделимы от имен властителей, императоров, римских пап, меценатов: Лоренцо Великолепный Медичи и другие. Власть, в лице своих художников, прославляли свою страну, идеологию. Искусство всегда утверждало авторитет власти и церкви. В России Петр I посылал учиться в Европу художников, приглашал художников из Европы, он же создал Императорскую академию художеств. Николай II сотрудничал с Серовым, его сестра Ольга брала уроки у Маковского.

В наше время мы обладаем лучшей в мире изобразительной школой, это остатки истинной системы образования изобразительного искусства.

Мы получили в наследство великих художников: Пластова, Герасимова, Кор-жева, Ткачевых, Моисеенко, Иванова, Угарова и многих других. Пропаганда предлагает нам потреблять псевдоискусство, доказывает, что важен концептуализм. Выскочки из числа «современного искусства»мелькают на страницах глянцевых журналов, сайтах, экранах телевизоров, тратятся средства на агитацию любви к такому искусству. В наследство от прежней страны остался «Союз художников России», нацеленный на сохранение многонационального, профессионального

искусства, то, что пока не удалось отнять. Но поколение художников уходит и нет преемственности сохранения идеи истинного искусства. Псевдо искусство, «дельцы» нацелены на рельсы индустрии, стяжательства, обогащения, холуйства, что способствует разрушению искусства.

Во времена, когда была единая страна, проходили съезды художников, с требун звучали недовольства художественными советами, их «порок» был в том, что низкий уровень работ, совет подтягивал до среднего, а вот талантливых обычно мало, их опускали, тоже до середины и вот эта усреднённость вызывала негодование, но это был профессиональный уровень. Теперь об этом напоминаем как о благе, потому что при бесконтрольности быстро утратили профессионализм, а вот восстановить утерянное может оказаться невозможным.

В современной России доводится искусство до уровня ковриков — «раскрась сам» или довольствуемся «зализанной вкусовщиной». Искусство должно быть содержательным, самовыражающимся, без обучения это ведет к самовырождению. Нашему искусству чужды помпезность, украшательство, развлекательность. В своих высочайших достижениях, искусство всегда исследовало человеческую жизнь, художники всегда искали путь к душе и сердцу человека. «Какие бы изменения ни происходили в обществе — религиозные, политические, демографические, технические, народная художественная культура призвана сохранять национальную самобытность наших предков» [2, с.206].

У великих художников людские страдания и боль души присутствовали и там где не изображен человек. В пейзаже И. Левитана «У омута» драма не разделенной любви, «Владимирка» — дорога на которой слышен стон каторжан, дорога, политая кровью и соленым потом.

На одной из выставок передвижников, на которой экспонировалась картина А. Саврасова «Грачи прилетели», критик сказал: «Видел я много пейзажей, но душа есть только у Саврасова. Душа русского народа».

Труд художника сложен, но и заманчив. Многие профессии художника на сегодняшний день престижны и стремятся

попасть туда, и к сожалению попадают, без способностей и призваний. Время ставит перед художником актуальные задачи и с неравнодушной позиции художника возникают социальные и исторические идеи, появляются картины — биографии положительного героя. Художник не должен работать на «вкус» определённой публике, потому что это приведет к «вкусовщине» и ложному пафосу, должно быть гармоничное соответствие формы и содержания. Только таким синтезом можно достичь глубины народного героизма, драматизма и оптимизма.

Когда общественное богатство продается и присваивается, художник должен быть честен, нести художественную правду и верить в дух народа, хотя и ослабленный [6]. Как говорит кубанский поэт Н. Зиновьев, стоя у карты распавшегося союза: «Я глажу горы, глажу реки и как будто закрываю веки несчастной Родине моей». Художник должен оставаться человеком по-граждански ответственным. Не должно быть отдельного понимания искусства художником и чиновником. Художники и чиновники должны быть объединены одной целью: служить интересам отечества.

За годы «новой жизни» мы все заплатили дорогую цену, смене ценности: духовность сменилась бездуховностью, развратом, нетерпимостью друг к другу. В 90-е годы патриотизм объявили «квасным», к армии прививали ненависть, ее унизили, страну растаскивали, кто больше. И те, кто ее больше ненавидел, вскармливали ненависть к своему искусству. Теперь говорят в оправдание: «Но то же были «лихие девяностые». «Девяностые» ускорили торжество не профессионализма в искусстве».

Изобразительное искусство идет по драматическому пути с начала «перестройки», не смотря на колоссальные усилия руководства Союза художников России, сохранить профессиональный уровень. Размежевание искусствоведов, снижение финансирования, затем наступившие рей-дерские захваты собственности, банкротство, смены вектора на суть искусства. И все-таки, необходимо сказать, что Союз художников России в это смутное время делает невозможное — сохранил Союз художников в профессиональном составе.

Поскольку есть художники, которые мыслят иначе, значит, должно быть, всякое искусство, но оно должно быть профессиональным и находиться в равных условиях, с равной заинтересованностью всех институтов власти. Время сделает свой выбор.

Чем сильно изобразительное искусство — «суммой» переживаний. Ему бы переживания донести до зрителя, художник должен быть подготовленным профессионально и быть широко образованным. В картине должны быть, художественность, мастерство, цвет, вкус, знания, художественная бравада, страсть, не равнодушие, любовь к предмету и потрясение подвигом, ведущее художника на исполнение долга. Искусство — это долг.

Чему мы учим сейчас и можем ли мы научить чему — либо в сложившимся отношении к образованию художника. По новому стандарту студент по специальным дисциплинам за три с половиной года обучения получит, меньше одного курса обучения по старому стандарту — это не может не отразиться на качестве образования [3]. У советской власти были деньги на обучении художника с привлечением высококвалифицированных кадров, и зарплата профессора была эквивалентна зарплате депутата парламента, у другой власти нет денег ни на достойную зарплату преподавателям, не на обеспечение необходимым по количеству часов образовательную программу.

Постепенно лозунг «Кадры решают всё», перестает быть актуальным. Актуальным стал бюрократизм, который решает все... Мы подготовим не творцов, а потребителей.

Как то по телевизору один актер объявил Васнецова, Репина, Сурикова, Шишкина, Кончаловского помутневшим хламом и ему это не интересно, и он взял на себя смелость утверждать, что, по его мнению, это никому не интересно. С таким мнением телевидения нам бы «под окрик журавлиный не разлюбить бы отчие поля», не разлюбить бы людей, великих тружеников, воинов отстоявших страну в войну, составивших гордость и славу государству, которого их предало и отбросило на обочину жизни. Сегодня художнику

не модно нал «вымыслом слезами обливаться» — это признак рутинёрства, Божий дар консерватизм [8]. Гражданская ответственность перед своей совестью и людьми даст художнику ответ, что делать и как делать. Народ стал населением, электоратом, но он всё-таки государство, образующая масса — скромные честные в недавнем прошлом труженики [7]. Они не мелькали в телевизоре, о них не писали в газетах, они были с утра до вечера в поле и на ферме, сегодня они колесят по дорогам России в поисках лучшей доли, спасаясь от распада страны, терроризма и локальных войн. Наверное, нет художника, который бы в своей жизни не пробовал бы сделать картину или настенную роспись. В этом случае существует вероятность проявления агрессии и негативных проявлений в «художественной» деятельности, а именно АРТ-терроризма. «Это крайняя форма социального протеста средствами современного изобразительного искусства, такими как инсталляция, перфоманс, граффити и т.д.» [1, с. 346].

Вывод. Если подходить серьезно, то необходимо пройти этап формального поиска, он выглядит как пятна и линии, что для постороннего взгляда воспринимается как обыкновенный абстракционизм. Цветовые пятна, конечно, вызывают ассоциации строгости, радости, ласкают глаз и т.д. Такая цветовая палитра теперь называется «авангардом», но для достижения конечной цели картины это полуфабрикат. Потому что передать восторг события, чувство патриотизма, героизма, порадоваться солнцу, ржанию коней, лаю собак, пению птиц, траве, грачам под силу только реализму [5]. Реализм, развиваясь, меняется, его меняет время и личности, но его суть остается выражать дух времени, находить путь к душе человека и не стоять по стойке — «чего изволите». Реализм может быть свирепым и лиричным «орлу не петь, как жаворонку звонко, но оба ведь летают высоко». Искусство, которое выражает дух эпохи это и есть авангард [14]. Художник, который в своей жизни сделает одну хорошую работу, отмечен «Божьей милостью». Но каждую картину следует делать как долг, как молитву. Труд художника должен стать молитвой, за своих согра-

ждан, за бездомных, за брошенных малолеток, за забытых стариков, ценить своих героев, за «братьев наших меньших», за небо, за землю, за Россию, что бы мы видели всегда поля, горы, леса на бескрайних просторах России [4]. Что бы художник соответствовал своему назначению, нужно, что бы общество было заинтересовано в труде художника. «В условиях техногенной цивилизации появился такой продукт культуры, как ориентированная на общественную практику наука» [10, с. 67].

В любой профессии, человек приходящий на рабочее место получает зарплату и только художник, приходя на рабочее место должен заплатить за это, но и это счастье которого лишены многие, а уж молодые все. Что бы показать, что художник сделал на своем рабочем месте, он тоже должен заплатить за показ. У нас мало критиков — искусствоведов, а их условие существования, не дают им радости работать на благо отечественного искусства. Их заменили менеджерами, лучше сказать продавцами. Но художник не является коммерсантом, он работает не по заказу, а по призванию. Призвание и талант это основа для развития искусства во всем своем многоликом и многогранном виде.

Список литературы

1. Алексеева И.В., Лопасова Е.В., Василенко П.Г. Экстремизм через искусство — аг^террор // Мир Кавказу Антитеррористический фестиваль студенческой, научной и творческой молодёжи: Сборник в 2 т. / Под ред. П.Н. Ермакова. — 2013. — С.346-348.

2. Василенко Е.В., Василенко П.Г. Использование ценностей народной художественной культуры при создании современных художественных произведений // Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума. — 2018.— С. 206-208.

3. Василенко П.Г., Лопасова Е.В. Основные направления деятельности педагогического работника по развитию творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного пред-профессионального образования // Модернизация гуманитарного и художественно-

го образования: инновационные стратегии развития. — 2014. — С. 104-110.

4. Галкин Д.В. Технохудожественные гибриды, или Произведение искусства в эпоху его компьютерного производства (V.1.0) // Гуманитарная информатика. — Издательство ТГУ, 2006. — Вып. 3. — С. 22-38.

5. Маньковская Н.Б. Виртуалистика: художественно-эстетический аспект // Вир-туалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. — М.: Прогресс. 2004. — С. 328-341.

6. Савинова ЕА. Курируя искусство новых медиа // Художественная культура. — 2012. — Вып. №№ 5. Языки художественной культуры [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sias.ru/magazine/vypusk-5-2012/yazyki/778.html (дата обращения: 3.10.2013).

7. Севостьянова О.Н., Смирнова МА. Развитие творческого мышления студентов в рисунке архитектурного пространства // Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. — УрГАХУ, 2017. — С. 410-413.

8. Тузова Н., Смирнова МА. Посвящение русскому модерну Билибина // Наука: взгляд молодых. — 2019. — С. 143-147.

9. Теракопян М.Л. Нереальная реальность:

Компьютерные технологии и феномен «нового кино». — М.: Материк, 2007. — 152 с.

10. Паллотта В.И. Современный дизайн в условиях становления цивилизации знаний и риска // Вестник Института мировых цивилизаций. — 2018. — Т. 9. — № 3 (20). — С. 66-72.

11. Сичкарь Т.В. Экономика впечатлений в проблемах становления цивилизации знания и риска (на примере научной деятельности Кирсанова К.А.) // Вестник Евразийской науки. — 2018. — № 1. — https:// esj.todayZPDFZ48ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

12. Дмитриева Ю.В., Кокорева ЕА. Формирование духовности молодежи России в образовательном процессе вуза сегодняшнего дня // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — № 1. — С. 33.

13. Быстрова С.П. Истоки философии культуры Цицерон. — СПб., 2010.

14. Жириновский В.В. Русский характер: социально-политические аспекты. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям /В.В. Жириновский; под ред. Н.А. Васецкого; Современная гуманитарная акад. — М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.