Научная статья на тему 'ФРЕСКА В СОВРЕМЕННОМ МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ'

ФРЕСКА В СОВРЕМЕННОМ МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
229
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ФРЕСКА / ДИЗАЙН / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР / ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИЗОБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Василенко Е.В., Василенко П.Г., Сичкарь Т.В.

Монументальное искусство существует в синтезе с архитектурой. Произведения монументально-декоративного искусства воздействуют на массы и живут среди людей. Такое искусство редко увидишь в музее. Оно является частью архитектурного и природного ансамбля. Данное искусство появляется в каменном веке. На протяжении всей истории человечества данный вид искусства являлся неотъемлемой частью архитектуры. Практически любой материал можно вписать в архитектурную среду и интерьер, если будет грамотное применение. Апогей расцвета такого искусства обычно наступают в такие времена, когда очень остро развито коллективное сознание и совсем не развита индивидуальность. На протяжении всей истории человечества фреска занимала значимое место в искусстве и культуре всех государств. Древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному и это определяло коллективное культурное сознание общества этих эпох. В советское время фрески демонстрировали в советское время как успешны люди в науке, сельском хозяйстве, в спорте, на производстве, науке и искусстве и даже освоении космоса. Если говорить о современном времени и проявление данного искусства, хочется заметить, что работы уличных художников не всегда вписываются в окружающее пространство, выглядят законченными, формируют и организовывают дизайн архитектурной среды. Одно из главных преимуществ фрески - это ее самобытность, принадлежность к историческому наследию художественной культуры. Выполненная на высоком уровне фреска, соответствующая дизайну архитектурного, средового пространства и интерьера поможет создать дизайн высокого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Василенко Е.В., Василенко П.Г., Сичкарь Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRESCO IN CONTEMPORARY MONUMENTAL ART AND DESIGN

Monumental art exists in synthesis with architecture. Works of monumental and decorative art affect the masses and live among people. Such art is rarely seen in a Museum. It is part of the architectural and natural ensemble. This art appears in the stone age. Throughout the history of mankind, this type of art has been an integral part of architecture. Almost any material can be entered into the architectural environment and interior, if there is a competent application. The apogee of such art usually comes at times when the collective consciousness is very sharply developed and the individuality is not developed at all. Throughout the history of mankind, the fresco has occupied an important place in the art and culture of all States. Ancient cultures and the culture of the middle Ages tended mainly to the monumental and this determined the collective cultural consciousness of the society of these epochs. In Soviet times, the murals demonstrated in Soviet times how successful people are in science, agriculture, sports, manufacturing, science and art, and even space exploration. If we talk about modern times and the manifestation of this art, I would like to note that the work of street artists do not always fit into the surrounding space, look complete, form and organize the design of the architectural environment. One of the main advantages of the fresco is its originality, belonging to the historical heritage of artistic culture. The fresco executed at the high level corresponding to design of architectural, environmental space and an interior will help to create design of high level.

Текст научной работы на тему «ФРЕСКА В СОВРЕМЕННОМ МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ»

УДК 74

Е.В. Василенко,

доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство» МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва

ПГ. Василенко,

доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство» МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва

Т.В. Сичкарь

кандидат технических наук, доцент, декан факультета дизайна и журналистской деятельности,

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

ФРЕСКА В СОВРЕМЕННОМ МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ

E.V. Vasilenko,

associate Professor of Design and applied arts Department, Moscow state University named after K.G. Razumovsky( PKU), Moscow

E-mail: elenalopasova@mail.ru

P.G. Vasilenko,

associate Professor of Design and applied arts Department, Moscow state University named after K.G. Razumovsky( PKU), Moscow

E-mail: pashavasilenko@mail.ru

T.V. Sichkar

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Design and Journalism,

«IWC», Moscow E-mail: ditava1@mail.ru

FRESCO IN CONTEMPORARY MONUMENTAL ART AND DESIGN

Аннотация. Монументальное искусство существует в синтезе с архитектурой. Произведения монументально-декоративного искусства воздействуют на массы и живут среди людей. Такое искусство редко увидишь в музее. Оно является частью архитектурного и природного ансамбля. Данное искусство появляется в каменном веке. На протяжении всей истории человечества данный вид искусства являлся неотъемлемой частью архитектуры. Практически любой материал можно вписать в архитектурную среду и интерьер, если будет грамотное применение. Апогей расцвета такого искусства обычно наступают в такие времена, когда очень остро развито коллективное сознание и совсем не развита индивидуальность. На протяжении всей истории человечества фреска занимала значимое место в искусстве и культуре всех государств. Древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному и это определяло коллективное культурное сознание общества этих эпох. В советское время фрески демонстрировали в советское время как успешны люди в науке, сельском хозяйстве, в спорте, на производстве, науке и искусстве и даже освоении космоса. Если говорить о современном времени и проявление данного искусства, хочется заметить, что работы уличных художников не всегда вписываются в окружающее пространство, выглядят законченными, формируют и организовывают дизайн архитектурной среды. Одно из главных преимуществ фрески — это ее самобытность, принадлежность к историческому наследию художественной культуры. Выполненная на высоком уровне фреска, соответствующая дизайну архитектурного, средового пространства и интерьера поможет создать дизайн высокого уровня.

Abstract. Monumental art exists in synthesis with architecture. Works of monumental and decorative art affect the masses and live among people. Such art is rarely seen in a Museum. It is part of the architectural and natural ensemble. This art appears in the stone age. Throughout the history of mankind, this type of art has been an integral part of architecture. Almost any material can be

entered into the architectural environment and interior, if there is a competent application. The apogee of such art usually comes at times when the collective consciousness is very sharply developed and the individuality is not developed at all. Throughout the history of mankind, the fresco has occupied an important place in the art and culture of all States. Ancient cultures and the culture of the middle Ages tended mainly to the monumental and this determined the collective cultural consciousness of the society of these epochs. In Soviet times, the murals demonstrated in Soviet times how successful people are in science, agriculture, sports, manufacturing, science and art, and even space exploration. If we talk about modern times and the manifestation of this art, I would like to note that the work of street artists do not always fit into the surrounding space, look complete, form and organize the design of the architectural environment. One of the main advantages of the fresco is its originality, belonging to the historical heritage of artistic culture. The fresco executed at the high level corresponding to design of architectural, environmental space and an interior will help to create design of high level.

Ключевые слова: монументальное искусство, фреска, дизайн, архитектурное пространство, современный мир, современный интерьер, традиционная технология, изображения

Key words: monumental art, fresco, design, architectural space, modern world, modern interior, traditional technology, images

Введение. Прежде чем перейти к рассмотрению лишь маленькой части монументального искусства, а именно фреске, давайте разберемся что же это такое? Монументальное искусство — род изобразительного искусства, которое воплощает большие общественные идеи и рассчитано на массовое восприятие. Монументальное искусство существует в синтезе с архитектурой. Эти сооружения воздействуют на массы и живут среди людей. Сам термин «монументальное» полностью дает ответ на вопрос в чем же суть монументального образа. «Монумент» — памятник. «Моне-ре» — напоминать, внушать, призывать.

Монументальное искусство воздействует ни на какого-то отдельного человека, а на массы. Воздействует на эмоции и мысли большинства. Оно направлено на то, чтобы приобщить к «большому миру» и вывести за рамки своего обычного «я». «Большой мир» — коллектив, человеческий род, мироздание, космос. Он отличается масштабностью изображаемого пространства и времени. В монументальном искусстве пространство тяготеет к бесконечности [13; 14].

Такое искусство редко увидишь в музее. Оно является частью архитектурного и природного ансамбля. Такое искусство имеет важное общественное значение. Это искусство улиц и площадей. Оно создает постоянную среду. В этом, в частности, состоит отличие монументального искусства от зрелищных искусств, временно офор-

мляющих города. Оно, если можно так сказать, вечно [13; 14].

Данное искусство появляется в каменном веке. Археологами были найдены наскальные изображения, которые сочетают в себе материальные и духовно-магические аспекты, характеризующие соответствующую эпоху, а именно каменный век. Эти находки определенно можно назвать древнейшими монументами человеческой культуры. Например, наскальные росписи в пещере Альтамиры и пещере Ласко, необычные и загадочные каменные конструкции Стоунхенджа, каменные бабы степей Сибири, менгиры [15; 16].

Апогей расцвета такого искусства обычно наступают в такие времена, когда очень остро развито коллективное сознание и совсем не развита индивидуальность. Древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному и это определяло коллективное культурное сознание общества этих эпох. Наиболее распространённым видом монументального искусства была настенная живопись, а именно фреска [15; 16].

Методы. Материалами для написания работы послужили информационный анализ исследований авторов, которые касаются вопросов о истории фрески, техники и технологии ее использования в дизайне архитектурного пространства среды и интерьера, а также практический опыт применения фрески в современном дизайн-проектировании.

Обсуждение. Фреска имеет два способа исполнения. «А секко», написана по сухой штукатурке. «Аффреско», путем нанесения краски на сырую штукатурку. Фреска в такой технике более сложной в исполнении, поскольку требовала быстрого завершения работы. Как только мокрый грунт высыхал, живопись становилась неотъемлемой частью поверхности стены. Роспись «а секко», имеет тенденцию трескаться и осыпаться. Фреска по сырой штукатурке более долговечна, так как красочный пигмент проникает в слой штукатурки, прокрашивая его. Под негативным влиянием атмосферных явлений подвержены разрушению все виды монументальной росписи.

Самый известный пример разрушения великого произведения — это фреска «Тайная вечеря». Фреска украшала трапезную в монастыре Санта Мария делла Грацие (1495-1497 гг.) Она была разрушена, потому что Леонардо да Винчи не использовал в качестве грунта сырую штукатурку. Да Винчи понимал, что работу в стиле аффре-ско у него не получится исправить, перестраховывался и писал в манере а асекко. Эта манера была ключевой в эпоху Ренессанса. Впервые реставрация «Тайной вечери» проводилась еще в 17 веке. С тех пор специалисты вынуждены тщательно следить за состоянием фрески. Уж очень она хрупкая и чувствительная к любым внешним воздействиям.

В эпоху Античной Греции украшение и обработка стен были таким же, как это было принято в Эгейской культуре. Греки штукатурили стены снаружи и внутри в несколько слоев. Римляне последовали методике греков, по ходу доводя ее до совершенства. Технология римлян заключалась в том, что на стену наносится семь слоев штукатурке, куда добавляется песок и мраморная крошка, причем в разных пропорциях в зависимости от слоя. Чтобы не появлялись трещины, в каждый слой могли вводить небольшое количество воды. Чтобы стены были более устойчивы в смесь добавляли молоко, пемзу, перетертый кирпич и прочие закрепители. Благодаря подобному исполнению многие работы римлян сохранились до наших дней. Совершенно потрясающие античные фре-

ски сохранились в разрушенных зданиях Помпеи и Геркуланума.

В Византии к фрескам относились совершенно по другому. Византийцы величали свое государство и всегда обращались к вечному. Величественные христианские соборы — для внутренней росписи таких архитектурных сооружений, которые были очень внушительных размеров, уже не подходила традиционная римская технология. Площадь покрытия была огромной. Штукатурить стали в два слоя и состав грунтовки так же изменили.

Византийцы, а за ними и живописцы Древней Руси, назвали этот новый вид штукатурки «левкас» (от греч. белый). Верхний слой наносили на всю поверхность за один прием. Благодаря новому составу стены не просыхали несколько дней. Очень много византийских фресок сохранилось до наших дней. Они были обнаружены в пещерных церквях Гереме и в Каппадокии (которая сейчас является Турцией). Сам по себе феномен пещерных церквей очень необычен и поражает и в наше время [15; 16].

В России фрески заняли свое достойное место на стенах православных храмов. Все хоть раз слышали такие имена как: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, но мало кто знает, что это не только мастера, от которых нам остались иконы, знаменитые во всем мире, но еще и потрясающие фрески. Древняя Русь переняла технику изготовления фрески у мастеров из Византии. Первые произведения датируются еще XII веком. Например, фреска 1130-1140 гг., которая украшает Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, который находится в Пскове( собор приобрел статус музея). Фрески на стенах требуют особого, бережного отношения и консервации, потому что любой сквозняк или перепад температуры может оказаться губительным для фрески [11].

Художники Италии так же были под влиянием Византии, но позже, в XIII веке стали Ченнино Ченнини, изобретать собственную технологию. Именно тогда появляется новая техника фрески. художник из Италии, подробно описал эту технику в своем трактате, который посвятил живописи. Работая в технике аффреско, он использовал картон в размер росписи, тем

самым, он частями переносил изображение с картона на стену, чтобы можно было писать, пока штукатурка еще влажная [4]. Эта техника не допускает ошибок, поэтому крупные изображения писались небольшими кусками. Так же в палитре художников были ограничены цвета. Более того, не всегда было понятно, как себя поведет тот или иной пигмент. Все испытывалось заранее, на маленьких образцах. А яркие акценты, например, зеленые и синие, мелкие детали, уже добавляли позднее, используя технику «асекко».

Архитектурные формы Рима, которые очень любили итальянцы, отлично подходили для росписи фресок. В эпоху Ренессанса такие мастера, как Мазаччо, А. Мантенья, Л. Синьорелли, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, украшали церкви и дворцы фресками. Они были выполнены настолько виртуозно, что, казалось, исчезала плоскость потолка или стен. Творцы, работающие в эпоху Высокого Возрождения, в основном писали в технике аффреско. Именно поэтому большая часть работ сохранилась и может нас восхищать по сей день. Самый знаменитый пример — роспись Сикстинской капеллы [3].

Фреска во Франции была почти полностью забыта, когда появилась готика. Тогда популярность завоевали витражи и стремительно нарастающая высота готических сводов. Новый импульс к развитию фреска получает благодаря Джотто и Симоне Мартине, особенно во Флоренции и Сиене [15; 16].

В XVШ в. фреска оставалось главной формой монументального-декоративного искусства и была очень популярна. Дж. Б.Тьеполо был одним из самых выдающихся творцов того времени.

Новый всплеск интереса к фресковой живописи во второй половине ХХ века. Это случилось благодаря мексиканским художникам-муралистам, таким как Диего Ривера, Хосе Ороско, Давид Смкейрос и др. Они создавали масштабные живописные работы, которые не носили в себе религиозного содержания.

В Советском Союзе монументальное искусство заняло весьма значимое место, являясь своеобразным носителем идеоло-

гической пропаганды. А правительство СССР возвращаясь к монументальному искусству, считало, что это прекрасный способ показать своему народу всю силу и могущество нового государства [2; 13; 14].

Фасады жилых домов и общественных зданий во всех городах Советского Союза украшали красочными фрески и мозаиками, которые прославляли «нового человека» [11]. «Основным направлением композиционного решения монументальных произведений была «декоративность», как основа всего художественного произведения» [7, с. 52]. Большая часть работ того времени носила идеологический характер. Фрески демонстрировали как успешны советские люди в науке, сельском хозяйстве, в спорте, на производстве, науке и искусстве и даже освоении космоса [10].

Если говорить о современном времени и проявление данного искусства, хочется заметить, что работы уличных художников не всегда вписываются в окружающее пространство, выглядят законченными, формируют и организовывают дизайн архитектурной среды. Чаще всего это выглядит как «гигантская наклейка» на фасаде здания, которая не имеет никакой эстетической и художественной основы, а напротив является свидетельством АРТ-терроризма. «Проблема АРТ-терроризма и экстремизма, возникшая в современных условиях развития нашего общества, актуальна и требует особого внимания к ее решению» [1, ^ 346].

Хочется надеяться, что современные художники, архитекторы и дизайнеры к этому начнут относиться более серьезно. И это может стать новым витком в развитии монументального искусства. «Формирование эстетического образа городской среды средствами современного монументального искусства способствует пропаганде духовных ценностей» [6, с. 357].

Применения фрески в наше время, можно рассмотреть в современных интерьерах. Практически любой материал можно вписать в интерьер, если будет грамотное применение. Это уже зависит от внутреннего ощущения и понимания эстетического образа [8].

В современном интерьере фреска встречается в различных техниках. Ее нано-

сят уже не только на штукатурку, но и на другие основы, имитируя фреску. Выбор настолько разнообразен, что фреска может украшать как классический интерьер, простроенный по всем канонам, так и современный. Интерьер выполненный в классическом стиле, то оправдано использовать фреску на основе штукатурки. Техника максимально реалистична и похожа на античные фрески. Изготавливается из штукатурки на основе монтажной сетки. Рисунок наносится красками. Крепление к стене или потолку-клей, края декорируются штукатуркой, таким образом рисунок выглядит как часть стены.

Так же существует фреска на флизе-лине. На флизелиновую основу наносится изображение, с помощью специального принтера. После нанесения рисунка или фото, изображение состаривают. Такая техника позволяет разместить фреску на всю стену по техники обычных обоев, поэтому допускаются даже слегка неровные стены.

Следующий вид — фреска на холсте. На сегодняшний день такой способ пользуется популярностью. Холст штукатурится, затем наносится рисунок. После этого изображение искусственно состаривают и покрывают воском.

Существуют и фрески на самоклеящейся основе. Производятся такие с помощью цифровых технологий. На готовое фото нужного размера наносится с лицевой стороны песок и самоклеящаяся пленка — с другой. Похожа такая фреска на фото обои и из-за тонкой толщины не скрывает дефекта стен.

Фреска занимает в интерьере особое, значимое место, являясь центром композиционного решения интерьера. Совсем необязательно должна монументально- декоративное произведение должно располагаться на всей стене, она может украшать часть нишу, потолок. часть декора. В качестве декора можно украсить выступы, колонны [9].

Вывод. Одно из главных преимуществ фрески — это ее самобытность, принадлежность к историческому наследию художественной культуры. Выполненная на высоком уровне фреска, соответствующая дизайну интерьера или архитектурного,

средового пространства поможет создать дизайн высокого уровня. Использование фресок автоматически делает дизайн необычным, не шаблонным. Можно быть уверенным в том, что сюжет, особенно нанесенный мастером вручную, более нигде не повторится, станет неповторимым и индивидуальным.

Список литературы

1. Алексеева И.В., Лопасова Е.В., Василенко П.Г. Экстремизм через искусство -агЬ-террор // Мир Кавказу Антитеррористический фестиваль студенческой, научной и творческой молодёжи: Сборник. В 2 т. / Под ред. П.Н. Ермакова. — 2013. — С. 346-348.

2. Белецкий В.Д. Довмонтов город. Архитектура и монументальная живопись XIV в. — Л., 1986.

3. Бетин Л.В. Стенописи Мелётова // Декоративное искусство СССР. — М., 1970. — №7

4. Бодуэн П. Техника фрески и техника сграффито / Под ред. проф. Н.М. Чернышева, В.Д. Загоскиной. — М. Художественное издательское акционерное обществоАХРР, 2006. — С. 78.

5. Василенко П.Г., Василенко Е.В. Декоративное панно как центр концептуального оформления дизайна интерьера // Образование. Наука. Культура материалы международного научного форум. — 2018. — С. 125-127.

6. Лопасова Е.В. Формирование эстетического образа городской среды средствами современного монументального искусства // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. — 2014. — С.354-361.

7. Лопасова Е.В., Паллотта В.И. К вопросу формирования у студентов понятия «декоративность» как базовой основы формирования профессионального мышления на занятиях монументальной живописью//Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. — 2012. — С. 49-55.

8. Паллотта В.И. Современный дизайн в условиях становления цивилизации знаний и риска // Вестник Института мировых цивилизаций. — 2018. — Т. 9. — № 3 (20). — С. 66-72.

9. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Не-редице в Новгороде: иконографическая программа росписи. — СПб.: АРС, Дмитрий Була-нин, 2002. — 256 с.: ил.

10. Севостьянова О.Н., Смирнова МА. Развитие творческого мышления студентов в рисунке архитектурного пространства // Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. — УрГАХУ, 2017. — С. 410-413.

11. Смирнова МА, Волкова АА. Скульптуры Веры Мухиной как олицетворение Советской эпохи // Modern Science. — 2019. — № 7-2. — С.57-61.

12. Сичкарь Т.В. Экономика впечатлений в проблемах становления цивилизации знания и риска (на примере научной деятельности Кирсанова К.А.)// Вестник Евразийской науки. — 2018. — № 1 // https://esj.today/ PDF/48ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

13. Жириновский В.В. Иван, запахни душу! Избранные места из романа-исследования о моем поколении. 7-е изд. / Владимир Жириновский;

Либерально-демократическая партия России. — М., 2007

14. Жириновский В.В. Русский характер: социально-политические аспекты учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям / В.В. Жириновский; под ред. Н.А. Васецкого; Современная гуманитарная акад. — М., 2009.

15. Дзюбан В.В. Культурология. Культура России в XIX в. Метод. указания к семинарским занятиям для студентов 2-го курса всех специальностей. — Брянск, 2005.

16. Дзюбан В.В. Культурология учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей 080109.65 — «Бухгалтерский учет анализ и аудит», 080105.65 — «Финансы и кредит». — Вышний Волочек, 2010.

УДК 7.01

ВИ. Паллотта,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Московского международного университета, доцент кафедры реклама и связи с общественностью

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ЮЖНОГО РЕГИОНА РОССИИ

V. Pallotta,

PhD in Pedagogical sciences, associate Professor of Humanities Moscow international University, associate Professor of Advertising and Public Relations

«IWC», Moscow E-mail: pallotta@yandex.ru

SOCIO-CULTURAL SIGNIFICANCE OF INDIVIDUAL ARCHITECTURAL OBJECTS IN THE CULTURAL ENVIRONMENT OF THE SOUTHERN REGION OF RUSSIA

Аннотация. Статья посвящена подходам коценке архитектурного разнообразия в культурной среде региона. Выделяется важность изучения творчества отдельных архитекторов, поскольку архитектурное творчество оценивается не только по эстетическим признакам, по предпочтениям, зависящим от эстетических ценностей времени, но и в аспекте социокультурного значения отдельных архитектурных объектов.

В качестве такого объекта автор рассматриваетженский монастырь в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в городе Апшеронске, как яркий пример современной православной культовой архитектуры Кубани и архитектурное творчество автора проекта Заслуженного архитектора России, Ю. Субботина.

Ключевые слова: культовая архитектура, регион, социокультурное пространство, монастырь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.