Научная статья на тему 'Культура города - первоисточник современного эксклюзивного городского праздника'

Культура города - первоисточник современного эксклюзивного городского праздника Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2029
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / HOLIDAY / ГОРОДСКОЙ ПРАЗДНИК / CITY HOLIDAY / КУЛЬТУРА ГОРОДА / CITY CULTURE / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC CULTURE / РЕЖИССУРА ПРАЗДНИКА / DIRECTING OF THE HOLIDAY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Найда А.М.

В данной статье рассмотрены источники формирования культуры города, как особого материала для создания эксклюзивного сценария праздника. Рассматривая город как кладезь образов, мифов, обрядов и т.д., автор приходит к выводу, о том, праздник, основанный на краеведческом материале (культуре города), является актуальным, своевременным и в то же время отвечающим запросам современного зрителя. Данный материал адресован специалистам направления режиссуры театрализованных представлений и праздников, культурологам, социологам, а также интересующимся проблемами современной праздничной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY CULTURE - THE PRIMARY SOURCE OF MODERN EXCLUSIVE CITY HOLIDAY

In this article were considered the sources which formulate city culture as special material for the creation of an exclusive holiday scenario. This material is addressed to specialists in the field of theatrical performances and festivals directing, cult urologists, sociologists, as well to those interested in problems of modern festive city culture.

Текст научной работы на тему «Культура города - первоисточник современного эксклюзивного городского праздника»

КУЛЬТУРА ГОРОДА - ПЕРВОИСТОЧНИК СОВРЕМЕННОГО ЭКСКЛЮЗИВНОГО ГОРОДСКОГО ПРАЗДНИКА

А.М. Найда, магистрант

Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В данной статье рассмотрены источники формирования культуры города, как особого материала для создания эксклюзивного сценария праздника. Рассматривая город как кладезь образов, мифов, обрядов и т.д., автор приходит к выводу, о том, праздник, основанный на краеведческом материале (культуре города), является актуальным, своевременным и в то же время отвечающим запросам современного зрителя. Данный материал адресован специалистам направления режиссуры театрализованных представлений и праздников, культурологам, социологам, а также интересующимся проблемами современной праздничной культуры.

Ключевые слова: праздник, городской праздник, культура города, этническая культура, режиссура праздника.

Город XXI века представляет собой не только место развития (концентрации) всех сфер жизнедеятельности, но и является центром сосредоточения особой культуры — культуры города. Город как особая социокультурная среда привлекала и привлекает внимание исследователей различных сфер: истории, социологии, краеведения, семиотики, искусствоведения, культурологии и т.д. Среди работ, посвященных изучению городской культуры, особое место принадлежит трудам Ю.М. Лотмана, И.М. Гревса,

Н. Анциферова, В.Н. Топорова и др.

Сегодня процесс становления города как культурного центра требует изучения его особенностей, в частности более глубокого осмысления таких понятий, как «культура города» и «городская культура.», и - соответственно - вдумчивого использования этих понятий в современном сценарии аутентичного праздника. Одной из главных задач становится определение методов (способов) работы с местным (городским) материалом, как источником информации.

Определить исток зарождения культуры города (отдельного города или вообще города как особого места проживания людей) в том виде, в котором она сейчас предстает, достаточно сложно, поскольку развитие русских городов происходило неравномерно. Так, одни города возникали как центры княжеств, другие как погра-

ничные заставы, в некоторых регионах города возникали как поселения при заводах (в XVIII - начало XX вв.). Постепенно города пополнялись крестьянами. Оставив свои деревни, крестьяне переходили в число ремесленников, рабочих, прислуги и пр. Сельские жители, обосновывающиеся в малых городах или крупных индустриальных центрах, формировали особое «низовое население», которое интуитивно продолжало сохранять сельское общинное сознание и особую культуру, но уже в статусе городского жителя. Такой процесс привел к отходу от традиционной земледельческой культуры и к созданию особой - городской культуры. Так, анализируя русские народные праздники и их трансформацию, А.Ф. Некрылова акцентирует внимание на проблеме переноса деревенского праздника в городскую среду: «В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестает ощущаться магическая сторона действий, слов, уходят из памяти исконные мотивировки и языческая предназначенность праздника» [4, с. 3].

Города становятся агломерациями (скоплением населенных пунктов), в них вливаются новые человеческие потоки со своей культурой и традициями. Параллельно формируется облик современного динамичного развивающегося города, склады-

вается городской образ жизни, выстраивается новая система ценностей, т.е. формируется иная культура - культура города, иначе говоря -урбаническая культура (со своим бытом, нормами поведения специфически городскими жанрами, своим искусством).

В современных исследованиях нередко городская культура и культура города употребляются как синонимы, между тем этими терминами обозначаются принципиально разные понятия. Под городской культурой чаще всего понимается набор устоявшихся характеристик (высокая грамотность, разделение труда, наличие городских учреждений, магазинов, музеев, библиотек, театров, учебных заведений и пр.) [7]. Под культурой города подразумеваются такие составляющие, как архитектурные сооружения, площади, парки, культурно-просветительские учреждения (театры, музеи, библиотеки и т.д.), в том числе менталитет горожан, моральные нормы, духовные ценности и т.п. Таким образом, городская культура имеет обобщенный характер (дата возникновения, численность населения, административно-правовые отношения на территории и т.п.). Под культурой города мы понимаем особый спектр ценностей и норм, характерных для конкретного общества из конкретного города, в том числе отличающихся особой городской специфичностью и циклом специфичных жанров и пара-фольклорных форм (граффити, альбомы, песенники) или же, говоря иначе - своеобразным городским фольклором.

При этом нельзя сказать, что для всех городов есть единый тип культуры. В частности, это связано с гетерогенным (разнородным по своему составу) происхождением городского общества. Условно, все города можно разделить по доминирующему признаку: географическое положение, численность населения, наличие градообразующих функций (промышленность, транспорт, наука, рекреация) и полифункциональные. Тот факт, что города можно разделить по определенному признаку, говорит о том, что у каждого города есть то, чем он категорично отличается от других.

Формирование культуры города начинается с момента возникновения города. Далее в процессе развития города формируется индивидуальный городской текст. В.Н. Топоров поясняет, что такие элементы городского текста, как климат, топография, пейзаж, ландшафт, этнография, быт, материальная культура и самобытная культура (народные поверья, предания, мифы), формируют характер городской культуры. А под городским текстом автор подразумевает то, «что город говорит сам о себе - неофициально, негромко, не ради каких-либо амбиций, а просто в силу того, что город и люди города считали естественным выразить в слове свои мысли и чувства, свою память и действия, свои нужды и свои оценки. Эти тексты составляют особый круг. Они самодостаточны, их составители знают, что нужное им не может быть передоверено официальными текстами высокой культуры». [8, с. 368] Приступая к работе по созданию аутентичного городского праздника, необходимо уметь работать с текстом города и историческими реалиями, чтобы органично вплести их в канву праздника. Такой праздник найдет отклик у городского населения, поскольку именно горожане являются носителями культуры города, и как подлинные носители культуры, они могут превратить праздник в бренд.

Материал для создания такого городского праздника заключен не только в архитектуре и ландшафтно-географических особенностях, но уже в названии города и его истории, или же, как сказали бы представители так называемого «физиологического» направления в литературе XIX вв., -«биографии города».

Город неразрывно связан с природой, из которой он «вырос» и продолжает существовать как единое целое. Именно «историко-культурное прошлое» и «биография» города есть фундаментальная основа городской культуры, что должно непременно включаться в сценарий городского праздника либо театрализованного представления. Воспринимая города как отдельные личности со своей богатой биографией, режиссер должен понять, что формирует ту самую биографию - культу-

ру города, начиная с истоков его возникновения и «имени» города. Зачастую само название городов связано с особенностями географического расположения (Москва - р. Москва, Ижевск - р. Иж); в честь основателя города (Владимир - основан князем Владимиром, Ярославль - основатель Ярослав Мудрый); имя, отражающее национальный состав (г. Черкесск; г. Ханты-Мансийск) и т.д. Порой даже название города дает нам ценную точку отсчета, связанную с его возникновением. Собственно осведомленность режиссера об исторических реалиях города является первой ступенью при подборе материала для сценария праздника.

Отдельного внимания заслуживает этническая культура городов. В результате миграции, развития промышленности, современный город из моноэтничного становится многонациональным культурным центром. Поэтому городская палитра пестрит национальными песнями, танцами, загадками, декоративно-прикладным искусством, обрядами, а также мифами и мифологемами. Как утверждает В.Я. Пропп, «в каждом фольклорном жанре по-своему преломляется, отражается историческая действительность и народный быт (1957 г.)». Даже малые жанры фольклора, к примеру, загадки, могут стать толчком для создания оригинальных образов. Так, в загадках народов Севера отражен быт, обычаи, промыслы, особенности флоры и фауны на территории обитания северного народа, а также тонкая наблюдательность людей за окружающими явлениями природы. Интересны не только сами загадки, но и процесс их загадывания, зафиксированный в издании Е.А. Нёмысловой «Хантыйские загадки». Этот процесс состоит из пяти актов: призыв к вниманию («Внимание, загадываю!»), просьбу отгадать, наводящие вопросы игрока к ведущему и наоборот. Не только загадки, но и сказки, предания, песни становятся путеводителем в поэтический мир обских угров и тем самым «источником вдохновения» для режиссера.

Ассоциативный ряд, метафоричность и «рисующий слог» устного народного

творчества обских угров являются толчком для создания сценических образов:

«Золотая девица костер развела. Воздушный сын на томране играет, поет. А такие всякие танцуют». Ответ: Солнце, ветер, снег [5, с. 16]

Приведенная выше загадка уже является пищей для воображения, при организации мизансценического действия того же пролога театрализованного представления или же фестиваля. Так три представленных персонажа Солнце, Ветер и Снег, расположенные на разных уровнях, могут, поочередно появляясь, начать общую песнь под звуки национального инструмента томрань. Или же Солнце в образе огненной девушки может предстать перед зрителем на качелях, которые раскачивает «воздушный сын» - Ветер. По мере развития сюжета они же могут стать ведущими, главными героями и т.д. на усмотрение режиссера в соответствии с поставленной сверхзадачей. Каждая из загадок, представленная в сборнике хантыйских загадок, обладает функцией, которую мы обозначили «рисующий слог».

Еще одним источником информации являются легенды и предания, которыми обрастает всякий город, а позже они начинают осмысляться как особая мифология города. Так и у таежного города Ханты-Мансийска, существуют разные версии его возникновения. Помимо объяснений, в основе которых лежат исторические факты и события, есть и иная - мифологическая -версия, сохранившаяся в архаичном мифе обских угров о сотворении мира. Как уточняет сибирский ученый-искусствовед и этнограф А.М. Салагаев, миф занимает особое место в духовном наследии народа. Это точка отсчета, абсолютный нуль, начало начал [11]. Согласно мифу ханты и манси, возникновение Земли неразрывно связано с водой, где вода - источник жизни. «Вначале было только море, возможно земля и была где-то под водой, но об этом даже Торум «Бог» не знал» - именно в таком виде до нас дошла легенда, зафиксированная этнографами Западной Сибири (1987 г.) [9, с. 153]. На воде плавал не-

большой кусочек торфа, на котором жили муж с женой. И вдруг мифическая птица Гагара решила помочь людям и нырнула в воду, чтобы достать землю со дна. Лишь в третий раз птица принесла «полный клюв песку» и оставила этот песок у мужчины с женщиной. Благодаря этому земля постепенно начала разрастаться. Этот миф порождает следующий текст: «Как ворон землю мерил», суть которого заключается в желании человека узнать, насколько земля большая, а также объясняет, почему ворон имеет серый окрас. Поскольку основой религиозных воззрений обско-угорских народов ханты и манси является анимизм, в качестве героев мифов выступают животные (ворон/ ворона, гагара, медведь и т.д.) и природные явления. Несмотря на то, что образы очень простые, они несут в себе чрезвычайно емкую информацию, неразрывно связанную с верованиями этноса.

При создании городского праздника необходимо акцентировать внимание на мифологизации городского пространства, наполненного легендами и историями о том либо ином «таинственном» месте, сакральных урочищах, домах, водоемах. Дошедшие до нас легенды и поверья влились в ткань городской культуры [12]. В Ханты-Мансийске одним из мест, сохраняющих мифологический пласт культуры, является этнографический музей под открытым небом Торум Маа. Он представляет собой достоверную реконструкцию быта обских угров, демонстрирующую особенности и устройство летнего стойбища реки Аган (охотничьи и хозяйственные лабазы, кострище, хлебная печь и т.д.) и зимнего поселения северных манси, а также представляет охотничью тропу с ловушками для ловли дичи. Не осталась без внимания и духовная составляющая в виде Святилища обских угров. Само название музея с мансийского языка переводится как «Священная земля». В современных реалиях на территории музея проводятся выставки, мастер-классы, экскурсии, а также предпринимаются попытки (иногда удачные) возрождения народных праздников и традиций [14]. Мифы неразрывно связаны с культами. При постановке

праздника или театрализованного представления, в основе которого лежит миф, следует обратить внимание на казалось бы «мелочи», но придающие торжеству особую целостность и ценность, заключенную, как раз таки в этих «мелочах».

Следует заметить, что современная городская культура является не только средством сохранения и передачи культурных ценностей, но и ресурсом современной экономики в сфере индустрии культурных услуг. Городская культура XXI в. окончательно стерла границы деления на «высокую» и «низкую» культуру. В современных реалиях в одной линии с литературой и классической музыкой находятся поп-музыка, телевидение и реклама, до того (ранее) не занимающие ведущие позиции. Смешение «высокой» и «низкой» культуры породило так называемую «третью культуру», удовлетворяющую культурную потребность всех слоев населения, балансирующую между «фольклором и учено-артистическим профессионализмом» [13, с. 28]. В понятие третьей культуры, искусствовед В.Н. Прокофьев включает существование массовой культуры, зарождение паракультуры, китча, - явлений, которые обладают компилятивным характером, вбирающим в себя все виды искусства, по-своему «усредняя» их.

Праздничная культура нашего времени неразрывно связана с пиар технологиями и рекламой. В рамках современного города, где магистралью распространения информации является интернет, режиссерам праздников предлагается дополнительный инструментарий, от которого не нужно отказываться, а лишь умело использовать при создании массовых праздников и театрализованных представлений. Кроме того, современный городской праздник должен опираться на рекламу и пропагандирование культуры города в связи с большим потоком людей и ростом сети развлечений. Выстраивая партнерские отношения с рекламной сферой, режиссер получает возможность создания аутентичного праздника как бренда города. Этот ход важен не только для городской культуры, но и для самоидентификации населения.

Подводя итог, нужно еще раз сказать, зать обилие информации, окружающей что культура города формируется из мно- режиссера праздника буквально со всех жества источников: географического (на- сторон. Режиссеру необходимо лишь нау-звания рек, улиц, климатические условия и читься читать свой город, изучать все его т.д.); ландшафтных и архитектурных осо- особенности и умело вплетать в контекст бенностей; этнического (напр. символика, городского праздника - иными словами, цветовая гамма); национального (нацио- использовать все то, что у него уже ЕСТЬ. нальный фольклор в целом) и временных Именно тогда праздник будет представ-реалий (добыча нефти/угля); специализа- лять собой не только день, освобожденный ции города: наука, рекреация; и др. Созда- от дел, но и нести поток информации, во-ние городского праздника (учтя все выше влекающей горожанина в праздничное сказанное), не должно ограничиваться действие и дающий ему статус соучастни-лишь концертными номерами и ярмароч- ка. Праздник, основанный на городской ными рядами. истории, является актуальным и понят-

Остановившись на отдельных доминан- ным, современным и востребованным готах культуры города, мы стремились пока- родским обществом.

Библиографический список

1. Анциферовские чтения: Материалы и тез. Конф. (20-22 дек. 1989 г.) / [Сост.: А.И. Добкин, А.В. Кобак]. - Л., 1989. - 192 с.

2. Генкин, Д.М. Массовые праздники: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1975. - 140 с.

3. Мазаев, Л.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. - М., 1978.

4. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. - Л.: Искусство, 1984. - 191 с.

5. Нёмыслова Е.А. Хантыйские загадки (казымский и сургутский диалекты) / Е.А. Немыслова, Л.Н. Каюкова; [отв. ред. А.С. Сопочина]; Департамент образования и науки Ханты-Манс. авт. окр. - Югры. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - 85 с.

6. Орлов, О.Л. Праздничная культура России. - СПб.: Культ-информ-пресс, 2001. -160 с.

7. Тихомиров, М.Н. Древнерусский город. - М., 1956. - 261 с.

8. Топоров, В.Н. Петербургские тексты и Петербургские мифы. Миф. Ритуал. Символ. Образ. [Текст]: Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995. - 623 с.

9. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. Университета, 1987. - 284 с.

10. Лотман, Ю.М. Избранные статьи в 3х томах. Т.1 Статьи по семиотике и топологии культуры. Статья Миф - имя - культура (совместно с Б.А.Успенским). - Таллин: Александра, 1992. - С. 58-75.

11. Салагаев, А.М. Алтай в зеркале мифа. - Новосибирск: Сиб., 1992. - 176 с.

12. Спивак, Д.Л. Северная столица: Метафизика Петербурга. - СПб.: Тема, 1998. -427 с.

13. Прокофьев, Н.В. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. - М., 1983. - С. 6-28.

14. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс] / Этнографический музей под открытым небом Торум Маа. Режим доступа: http://torummaa.ru/history/ (1.02.2017)

- КумbтуромогиR -

THE CITY CULTURE - THE PRIMARY SOURCE OF MODERN EXCLUSIVE CITY HOLIDAY

A.M. Naida, student

Saint-Petersburg state university of culture (Russia, Saint - Petersburg)

Abstract. In this article were considered the sources which formulate city culture as special material for the creation of an exclusive holiday scenario. This material is addressed to specialists in the field of theatrical performances and festivals directing, cult urologists, sociologists, as well to those interested in problems of modern festive city culture.

Keywords: holiday; city holiday; city culture; ethnic culture; directing of the holiday.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.