Научная статья на тему 'Культура формирования устойчивой городской среды'

Культура формирования устойчивой городской среды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
513
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / CULTURE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / LANDSCAPE DESIGN / URBAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бауэр Н. В., Шабатура Л. Н.

В статье рассматривается ландшафтный дизайн как средство формирования городской среды, который позволяет в условиях радикально измененного природного ландшафта способствовать сохранению баланса между естественными и искусственными компонентами среды, обеспечивая её экологическую устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF CREATING A SUSTAINABLE URBAN ENVIRONMENT

The article deals with landscape design as a means for the urban environment, which allows in a radically altered the landscape help to preserve the balance between the natural and artificial components providing protection of its environmental sustainability.

Текст научной работы на тему «Культура формирования устойчивой городской среды»

процесс перевода оптимизируется (подробнее в статьях, текстах учебных пособий, докторской диссертации и монографиях авторов).

Условия кросскультурной постановки предполагают расширение диапазона функций переводчика в соответствии с задачами каждого этапа: менеджер, продюсер, аналитик, архивист, то-режиссёр, консультант, критик, импресарио. Мы выделяем следующие критерии сформированном^ переводческой партитуры пьесы: исторический (этнопсихологический); рецепционно-группо- вой (этносценологический); личностный (био-психо-логический). Актеры, вне зависимости от их этнической принадлежности и творческого метода, используя весь свой психофизический аппарат, свою одухотворенную телесность (голос, его тембральные характеристики и модуляции, интонации, паузацию, темпоритм, пластику, жест, мимику), наделяют текст пьесы гештальтом, воссоздают его в том живом звучании, в котором услышал, увидел, почувствовал и записал его драматург, что а) поднимает актерское проживание и озвучание до уровня приоритетного условия перевода драматургического текста и подготовки его письменной версии к публикации; б) предполагает дальнейшее изучение театральным переводчиком опыта в области антропологии актера.

Кросскультурный проект постановки переводной пьесы имеет результаты: академический, художественный,

социокультурный, экономический. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты являются базой для мультикультурных театральных, музейных, выставочных, фестивальных, образовательных проектов.

Выводы данного исследования подтверждены деятельностью других переводчиков, чья широкая эрудиция и «страстное соучастие» (У. Эко) позволяют им интуитивно демонстрировать собственные варианты элементов представленной методологии (Нобуюки Накамото, Вэс Херли, Елена Иванова, Юлия Польшина, Йоко Осака, Хирочико Камидзе, Елена Наумова, Содзо Тосака, Магдалена Маликовска, Кейко Накамура, Норико Адачи, Мичико Анзаи, Франсуаз Уильмар, Андреа Лозерис, Флавия Вендителли, Тайлер Полумски и др.).

Переводчик, полагающий своей целью достижение максимально возможной объективности, призван учесть толкование каждого члена многонационального творческого коллектива. Восприятие и передача полифонического звучания пьесы в процессе его преобразования в произведение сценического искусства на языке перевода приближает к адекватной трансляции смыслов; отражает надъязыковое, универсальное пространство оригинального текста.

Литература

1.Kumar R. 2010. Project Management and Technology Integration in Translation. // Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www. itaindia. org/ itaindia_conference_2010

Бауэр Н.В.1, Шабатура Л.Н.2

'Соискатель, 2профессор, доктор философских наук, Тюменский государственный нефтегазовый университет КУЛЬТУРА ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В статье рассматривается ландшафтный дизайн как средство формирования городской среды, который позволяет в условиях радикально измененного природного ландшафта способствовать сохранению баланса между естественными и искусственными компонентами среды, обеспечивая её экологическую устойчивость.

Ключевые слова: культура; устойчивое развитие; ландшафтный дизайн; городская среда.

Bauer N.V.1, Shabatura L.N.2 'Graduate student, 2Professor, Doctor of Philosophy CULTURE OF CREATING A SUSTAINABLE URBAN ENVIRONMENT

Abstract

the article deals with landscape design as a means for the urban environment, which allows in a radically altered the landscape help to preserve the balance between the natural and artificial components providing protection of its environmental sustainability.

Keywords: culture; sustainable development; landscape design; urban environment.

Культура - это вся совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы.

Экологическая культура выступает в виде совокупности духовных ценностей и норм, т.е. как составная часть духовной культуры. Экологическая культура — это не просто сумма знаний о взаимодействии человека и окружающей среды, а осознанно применяемая на практике экологическая деятельность людей. У каждой личности ориентиры экологического поведения формируются из научного экологического знания и из личного, индивидуального опыта повседневной жизни.

Современное культурологическое знание встаёт перед проблемой о замене жизненно важных и привычных для настоящего времени приоритетов «Человек - властелин природы» и «Задача человека - овладеть природой» на приоритеты современной технической эпохи «Человек - органическая часть природы» и его цель должна состоять не в том, чтобы преобразовывать природу, а приспосабливаться к ней, что возможно лишь при условии повышения уровня культуры в широком понимании этого термина всеми категориями населения, но в первую очередь придерживающих власть, экономику и индустрию, тех от кого зависят глобальные процессы и стратегия развития отдельных государств, а также мирового сообщества в целом.

Современная концепция «культурного ландшафта» сформировала новое видение ландшафта, например, изучение влияния природного окружения на культуру народа и необходимость, в связи с этим, сохранения, восстановления и развития ценных природных и культурных объектов, в том числе природных и исторических ландшафтов, традиционных видов природопользования. Эти меры призваны способствовать восстановлению и развитию гармоничных взаимоотношений природы и человеческого общества, превращению современных антропогенных ландшафтов в качественно новые пространства -экономически эффективные, экологически безопасные, обладающие высоким эстетическим потенциалом.

Человек, преображая природу, имел в виду создание нового образа культурной среды. Ученые охарактеризовали этот процесс как создание многоместного отношения между природой, человеком и ландшафтом.

Природа для человека - сложная система, в культурном ландшафте которой как бы все время ощущается недостаток информации для эффективного управления. Осваивая пространство, формируя культурный ландшафт, человек познает законы природы; стремясь к построению более совершенной среды обитания, учится сотворчеству с нею. В этом смысле освоение территории и создание культурного ландшафта - это творческий процесс, который и в настоящее время еще не освоен. [3]

91

Культурный ландшафт представляет собой социоприродную систему. Общество, создавшее «свой» культурный ландшафт, наделяет его теми качествами и свойствами, которые делают его типичным и уникальным, развивающимся, способным к модернизации.

Роль зодчего в изменении культурного ландшафта сводится к реконструкции планировочной структуры населенного места и к созданию новых наполненных культурным содержанием пространств.

Динамику развития современного города характеризуют в основном возрастающие территориальные потребности и увеличение занимаемых городом территорий, развитие промышленности, транспортных магистралей, сферы обслуживания, быстрый рост доли населения. В своем развитии экосистемы всегда стремятся к устойчивому состоянию, но преобразования современного города настолько масштабны, что требуют одновременного решения проблем экономики и экологии. Концепция «устойчивого развития» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) как стратегическая модель предполагает эколого-экономическую сбалансированность в развитии экосистемы (региона, города). Экономические и социальные преимущества городских форм расселения очевидны. Однако рост городского населения с созданием урбоэкосистем в последние десятилетия оказался настолько стремительным, а концентрация и интенсификация деятельности в такой степени высокой, что окружающая среда многих городов России уже не в состоянии удовлетворить многие биологические и социальные требования современного человека. Чрезмерная плотность населения в городах порождает такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, шум, недостаток жилья, школ, больниц, транспорта, проблема утилизации твердо бытовых отходов, хаотичность уличного движения, безработица, преступность, массовые заболевания различного характера. Очень серьёзной проблемой для города становится и проблема «свободных территорий» (парки, лесопарки, сады, скверы, бульвары, памятные посадки, городские водоёмы, родники и т.п.). Город, несмотря на своё беспрерывное развитие, значительно отстаёт от требований, предъявляемых социально-экономическим развитием общества к окружающей человека среде. Сегодня отмечается повышенный интерес городского жителя к проблеме экологии города.

Основное развитие города как феномена культурного ландшафта отражается в его планировочной структуре, размещении основных функциональных зон, характере городских улиц. Оставаясь неизменной по набору компонентов, планировочная структура города является устойчивым признаком необходимости существования ее в культурном ландшафте. Город и его «визитка» - планировочная структура - способны выразить многие проблемы современной культуры потому, что наиболее активно сталкиваются с ними. [3]

Повседневная жизнь человека связана с восприятием так называемого «вне архитектурного пространства». Выходя из жилого дома, офиса или торгового центра, он неизбежно оказывается в таком пространстве, где восприятием окружения составляет либо продолжение комфортного состояния от нахождения внутри здания, либо становится источником дискомфорта от соприкосновения с чем-то недоделанным и недодуманным в городской среде. Понятно, что далеко не у каждого из горожан решение подобной проблемы связывается с областью городского ландшафтного дизайна. Бывает, что и у самих дизайнеров не сразу возникает представление о том, что нужно изменить в пространстве, чтобы оно было структурировано и адаптировано к интересам человека. Наблюдая за тем, как люди вынуждены преодолевать «недоделанность» среды, можно догадаться, что при проектировании объекта в творческом коллективе не было людей, способных мысленно обойти будущее строение и испытать на себе воздействие тех факторов, которые могут составить определённую проблему в будущем.

Положительные реакции со стороны посетителей становятся определённым индикатором высокой степени приспособленности среды к реализации основных функций пространства, а удачная интегрированность компонентов природы означает осмысленное отношение к организации городских фрагментов тех, кто занимается ландшафтным дизайном.

Напротив, отсутствие обустроенных мест для отдыха в природном окружении, преобладание асфальтовых и бетонных поверхностей, унылый вид бессистемно посаженной много лет назад растительности - всё это не может не привносить в состояние человека отрицательных эмоций. Преодоление такого состояния относится к числу задач ландшафтного дизайна, но для превращения используемых ресурсов природы в действенное средство преобразования городских пространств необходимо обладать определёнными навыками и представлениями. Становится очевидным, что для этого крайне полезно научиться видеть в пространстве не только и не столько случайно посаженные группы деревьев и кустарников, веером расходящиеся дорожки от круглых площадок или клумбы, а освоить приемы обработки фрагментов пространства, в котором каждому элементу принадлежит определённая роль, но уже не в заполнении пространства, а в его логическом структурировании.

Ландшафтный дизайн позволяет в условиях уже радикально измененного природного ландшафта и нарастающего воздействия техногенных факторов способствовать сохранению баланса между естественными и искусственными компонентами среды, обеспечивая её экологическую устойчивость [2].

Усложняющаяся экологическая обстановка в городах постоянно напоминает о себе заметным повышением уровней загазованности и шума. «Островки» природы превращаются под предлогом уплотнительной застройки в зоны общественноделовой активности, и человек вытесняется из мест его былых прогулок стихийным разрастанием парковок. Ощущение, что вместо человека в городе «живёт» автомобиль, неизбежно возникает при взгляде на многие городские пространства.

Подступая к критической черте, за которой процесс ухудшения состояния биосферы мог стать неконтролируемым, города стали испытывать острую необходимость поддержания и увеличения природных компонентов среды, т.е. осуществления мер по ландшафтной реконструкции городов с новыми подходами.

Появление концепции «устойчивого развития» в 1987 году было связано с деятельностью Международной комиссии по окружающей среде и развитию при ООН. Комиссией впервые было акцентировано, что «... устойчивое развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а, скорее, процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями».

Концепция содержит разумную альтернативу прежнему характеру развития и составляет новую модель гуманистически ориентированного продвижения человеческого сообщества в режиме коэволюции (совместной эволюции) с природой. Эта модель непосредственно отражается на качестве городской жизни, возможности поддержания динамического равновесия города и природной среды.

Среди путей создания устойчивой среды особая роль принадлежит ландшафтному дизайну, располагающему набором средств в виде обработки поверхности земли, создания форм искусственного рельефа, преобразования форм растительности и формирования водных устройств [2].

Рассмотрение ландшафтного дизайна в качестве средства предотвращения дальнейшей деградации городской среды связывается с преодолением таких её негативных качеств как функциональная неупорядоченность и эстетическая невыразительность. Одного лишь наполнения пространства растительностью оказывается недостаточно для придания ландшафту позитивных эстетических качеств. Необходимо осмысление возможностей ландшафтного дизайна в качестве средства

92

формирования устойчивой городской среды. Повышение устойчивости среды становится достижимой целью в условиях научно обоснованной архитектурно-ландшафтной реконструкции города.

Мотивации преобразования ландшафта (к ним относятся: здоровье, богатство, общность, красота, индивидуализация, информация, духовность) являются отражением его современного состояния. По мере роста уровня образования, культуры и потребности людей повышаются запросы в уникальных природных объектах.

Безответственная деятельность человека привела к критическому состоянию как природную среду, так и саму цивилизацию. Хотя кризис называется экологическим, на самом деле он является кризисом общества, кризисом современной культуры, всецело ориентированной на удовлетворение социальных нужд. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 году в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств, рассмотрев ситуацию в мире, пришла к заключению, что существовавшая парадигма развития цивилизации должна быть кардинально изменена, иначе человечество ждет катастрофа. Заслуга организаторов конференции состояла в выявлении проблем, остро вставших перед человечеством, среди которых как наиболее важные были названы деградация окружающей среды под влиянием деятельности человека. Основой новой парадигмы является концепция устойчивого развития. Если внимательно проанализировать эту концепцию, то станет ясно, что она, провозглашающая необходимость рационализации потребления, реализуема только при обеспечении приоритета духовных ценностей над материальными и общественных интересов над индивидуалистическими.

Кардинальное изменение парадигмы развития требует не менее кардинальных изменений в сфере образования и науки. В частности, уже на стадии общего образования должны закладываться основы понимания взаимосвязи жизни человека во всех её проявлениях с природными и антропогенными процессами и состоянием окружающей среды. На стадии высшего профессионального образования указанное направление должно получить более глубокое развитие с одновременным выделением приоритетных крупномасштабных задач, стоящих перед каждой научной и технической дисциплиной. С учетом роли духовного фактора в реализации концепции устойчивого развития должна быть усилена мультидисциплинарность образования и его гуманизация. Для того, чтобы сформировать правильное понимание проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима эффективная система образования, создающая основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации, предложить свою точку зрения. Образованный человек способен отречься от удовлетворения прагматических потребностей и способен проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления.

Одна из стратегических целей образования - формирование экологического мировоззрения, основу которого составляют научные знания, общая и экологическая культура и этика. Тактическая цель, в данном контексте, это формирование духовных потребностей и экологической ответственности молодых людей за последствия своих действий в природе. В общеобразовательной и высшей школе всё активнее внедряются такие методы и модели обучения, в основе которых лежит гуманитарно-эстетическая и естественно научная предметная интеграция, которая позволяет не только подготовить обучаемых к системному, научному восприятию мира и его экологических проблем, но и усилить у них потребности познания и активной природоохранной деятельности. Современная социальная, экономическая и нравственная атмосфера требует фундаментального переосмысления учебных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов формирования экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе.

Профессия дизайнера - синтетический вид творческой деятельности, и в зависимости от специализации предусматривает интеграцию различных видов профессиональной подготовки. Так, например, профессия ландшафтного дизайнера предполагает знания техники, экономики, архитектуры, живописи, биологии, экологии, скульптуры, прикладного искусства и т.п. То есть, целью профессиональной подготовки будущих дизайнеров становится не узкопрофильная подготовка специалистов, а общекультурное, социально и личностно значимое развитие творческого потенциала личности, формирование высокого уровня духовности и профессиональной культуры [1].

Основными принципами формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров можно считать следующие:

• социальная ориентированность и социальная ответственность - предполагает приоритет социальных, те. необходимых обществу целей по отношению к другим;

• фундаментальность и системность - обеспечивает университетский характер образования, глубину и устойчивость знаний, способность к самообучению; самооценка, самоанализ, самоуправленчество;

• единство государственной, региональной и национальной составляющих образования - обеспечивает сохранение, развитие и обогащение будущих дизайнеров национальными и местными традициями и формирует образовательную среду в соответствии с глобальными и общемировыми процессами;

• единство обучения, профессиональной и научной деятельности - требует совершенствования модели учебного процесса, связи его с реальной профессиональной деятельностью и соответствующей квалификацией преподавательского состава, а также научно-исследовательской работой студентов;

• креативность и коммуникативность - предполагает постоянное «погружение» в состояние творчества. Это должен быть такой процесс обучения, который обеспечивал бы возможности для студентов «самостоятельно образовываться в пространстве творческого бытия»;

• гуманность и гармоничность - означает человеколюбие, человекоразмерность всех систем;

• междисциплинарность - подразумевает взаимодействие всех областей знаний, методов и форм преподавания. При этом ядром, объединяющим все дисциплины, должно быть дизайнерское проектирование;

• экологичность - вытекает из специфики образования в эпоху экологических катаклизмов. Эта позиция призвана развить экологическое мышление как фундаментальную особенность профессиональной культуры дизайнера.

Таким образом, создаются предпосылки для успешного развития профессиональной деятельности и идет формирование профессиональной культуры будущих дизайнеров, осуществляется интеграция учебных дисциплин, инициирование научной рефлексии студентов, гуманизации и гуманитаризации, взаимосвязи теоретической и практической подготовки, культурологического подходов. В формировании нового поколения дизайнеров возрастает роль освоения нового языка ландшафтного дизайна, основанного на соответствующих технологиях. Последовательно рассматривая подходы к формированию различных компонентов городского ландшафта и применяя их к пространству улиц, площадей, набережных, парков и к жилой среде, предоставляется возможность будущим проектировщикам понять «алгоритм» конструирования среды пребывания человека с ориентацией на его интересы.

Задача культуры состоит в том, чтобы найти оптимальные пути экологической организации городской территории, способствовать восстановлению и развитию гармоничных взаимоотношений природы и человеческого общества, превращению современных антропогенных ландшафтов в качественно новые пространства - экономически эффективные, экологически

93

безопасные, обладающие высоким эстетическим потенциалом. Современная и профессиональная организация культурных ландшафтов должна обеспечить устойчивое развитие территории на длительный срок.

Литературы

1. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [текст]./ Н.Б. Крылова - М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.

2. Нефёдов В.А. Городской ландшафтный дизайн/ Нефёдов В.А.: Учеб.пособие. - СПб.: «Любавич», 2012.- 320 с.: ил

3. Смолицкая Т.А., Король Т.О., Голубева Е.И. Городской культурный ландшафт: Традиции и современные тенденции развития/Под ред. Т.А.Смолицкой. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 272 с., цв. вкл.

Голембовская Н. Г.

Волгоградский государственный университет

ОТРАЖЕНИЕ АНТОНИМИЧНОСТИ НАРОДНОГО СОЗНАНИЯ В СЕМАНТИКЕ И СТРУКТУРЕ РУССКИХ ПАРЕМИЙ (НА ПРИМЕРЕ БИНАРНОЙ ОППОЗИЦИИ «ТРЕЗВОСТЬ - ПЬЯНСТВО»)

Аннотация

В статье, посвященной проблеме выражения антиномии в русских паремиях, дана классификация паремий семантической оппозиции «Трезвость - пьянство», анализируются лексико-грамматические средства выражения данной антиномии, на основе полевого подхода рассматриваются пары узуальных и контекстуальных антонимов, которые включены в ядро и периферию поля контраста.

Ключевые слова: антиномия, паремия, антонимы, ядро и периферия контраста.

Golembovskaja N. G.

Volgograd State University

THE EXPRESSION OF ANTONYMOUS NATIONAL CONSCIOUSNESS IN THE SEMANTICS AND STRUCTURE OF RUSSIAN PAREMIAS ILLUSTRATED BY BINARY OPPOSITION "SOBRIETY - DRUNKENNESS”

Abstract

In an article on the problem of the expression of the antinomy in Russian paremias, there is a classification of semantic opposition "SOBRIETY - DRUNKENNESS", analyzes the lexical and grammatical means of expression of this antinomy, based on field approach we consider pairs of usual and contextual antonyms, which are included in the core and the periphery field contrast.

Keywords: antinomy, paremias, antonyms, the core, the periphery of contrast.

Понятие антиномия традиционно определяется в философии как форма «существования и развития противоречия» [1, с.30], так как отражает особый взгляд на окружающий мир как на гармоническое единство противоположностей. Именно поэтому в ряду русских паремий (пословиц, поговорок), отражающих народную философию, можно выделить группы, построенные на антиномических отношениях. Внутренняя природа данных паремий такова: значимость неких ценностей семантизируется через противопоставление их антиценностям. Подобные оппозиции декларируют определенный набор наиболее важных для этноса культурных значений, в том числе и морально-нравственных [3, с.24].

В русском паремичном фонде обширные группы составляют антиномии, раскрывающие народные представления о жизни и смерти, любви и ненависти, труде и бездействии и др. Одну из таких групп составляют паремичные единицы, вербализирующие антиномическую оппозицию «Трезвость - пьянство». Мы считаем, что структуру антиномий можно рассматривать как бинарную, включающую в себя мономы - ключевые контрастные понятия, собственно и составляющие антиномию, и субмономы (далее СМ) - репрезентанты мономов в рамках данной оппозиции.

Так, в структуре рассматриваемой антиномии выделяются мономы «Трезвость» и «Пьянство». В качестве ключевых репрезентантов оппозиции «Трезвость - пьянство» в паремиях выступают лексемы трезвый, трезвость - пьяный, пьяница, пьянство, пьянствовать. Семантический минимум оппозиции определен в толковом словаре В.И.Даля, где дается толкование лексемы трезвый: «трезвеный, тверезый, непьяный, нехмельной; | вообще воздержный в напитках, непьющий и неупивающийся», к лексеме пьяница подбирается ряд синонимов «пьянюга, пьянюжка, пьянчуга, пьюша, винопийца, пропойца» [2].

Структурно паремии часто строятся на противопоставлении ключевых лексем: С пьяным побранюсь, а с трезвым помирюсь; Пьяного речи - трезвого мысли; Что трезвый не скажет, то пьяный развяжет.

Моном «Трезвость» выражен количественно небольшим фондом паремий, внутри него выделяем два СМ: «Позитивное отношение к трезвости», который представляет трезвость как положительное качество, позволяющее сохранять достоинство и налаживать добрые взаимоотношения (Лучше пряничать, чем бражничать; Не пьет, а с добрыми людьми знается; Душа дороже ковша); СМ «Сложности трезвой жизни» связан с отсутствием взаимопонимания у непьющего в окружении людей пьющих, в рассматриваемом материале найден единичный пример: Хмель в компанию принимает, а непьющего никто не знает.

Моном «Пьянство» характеризуется большей номинативной плотностью, что вполне закономерно, ведь пьянство всегда было болезненной проблемой для носителей русской лингвокультуры, причиной несчастий, материального и духовного падения человека. Данный моном представлен достаточно большим количеством субмономов:

СМ «Женское пьянство»: Нет такого зелья, как жена с похмелья; Пьяная баба свиньям прибава; в паремиях гендерный признак мужского пьянства не акцентирован, значителен пласт пословиц о женском пьянстве, которое в сознании народа выглядит более отвратительным;

СМ «Пьянство и семья» является наиболее репрезентативным, данный субмоном иллюстрирует народное понимание того, что пьяница обрекает семью на страдания, несет разлад в семейные отношения: Сам пьян, а дети голодны; Муж пьет, а жена горшки бьет;

СМ «Пьянство и бедность» репрезентируют паремии, в которых пагубная привычка связывается с отсутствием материального достатка: Запили заплатки, загуляли лоскутки; Не мокра бы губка, была б и шубка;

СМ «Пьяное поведение» отражает неадекватность поведения пьяницы: В ковшичке не стало, к ретиву сердцу пристало; Где ни напьется, тут и подерется;

СМ «Пьянство как норма поведения» представляет пьянство как привычную реалию, которую не оценивают с точки зрения морали, а принимают как факт: Муж пьяница, да жена красавица - все хорошо!; Пить пей, только дело разумей;

СМ «Пьянство и глупость» представляют паремичные единицы, в которых вредная привычка связывается с отсутствием или недостатком ума: Выпьешь много вина, так поубавится ума; Вино с разумом не ладит;

СМ «Негативная оценка пьянства» отражает популярную точку зрения на отрицательную оценку пьянства: Руки золотые, а горло погано; Хмель не вода - человеку беда;

СМ «Последствия пьянства» - паремии указывают на печальные последствия вредной привычки прежде всего для самого пьющего: Кто много пьёт вина, у того за спиной тюрьма; Пьяным спознаться - с честью расстаться;

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.