Научная статья на тему 'Культура формирования целостного, центрированного в духе сознания как образовательная парадигма'

Культура формирования целостного, центрированного в духе сознания как образовательная парадигма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сухоруких Алексей Викторович

В статье рассмотрены перспективы возникновения качественно новой образовательной среды, центрирующей парадигму самопознания и нравственного совершенствования личности, включенной в контекст общегосударственного строительства, выходящего на уровень национальной идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура формирования целостного, центрированного в духе сознания как образовательная парадигма»

УДК 1.17. 37.014

Сухоруких Алексей Викторович

кандидат философских наук, научный

секретарь Воронежского филиала РФО

sukhorukikh.al @yandex.ru

Alexey V.Suhorukhih

PhD in Philosophy, scientific Secretary of the

Voronezh branch of Russian philosophical society,

sukhorukikh. al@yandex.ru

КУЛЬТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО, ЦЕНТРИРОВАННОГО В ДУХЕ СОЗНАНИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

CULTURE HOLISTIC, CENTERED IN THE SPIRIT OF CONSCIOUSNESS AS AN EDUCATIONAL PARADIGM

Аннотация. В статье рассмотрены перспективы возникновения качественно новой образовательной среды, центрирующей парадигму самопознания и нравственного совершенствования личности, включенной в контекст общегосударственного строительства, выходящего на уровень национальной идеи.

Ключевые слова: культура, сознание, познание, экзистенция, личность, инновация, образовательная политика.

Abstract. ne article considers the prospects of a qualitatively new educational environment, centering paradigm of self-knowledge and the moral perfection of the person included in the context of national construction, overlooking the level of a national idea.

Key words: culture, consciousness, knowledge, existence, identity, innovation, education policy.

Значение духовно-нравственной доминанты в социокультурной стратегии государства и, в частности, в его политике в области образования невозможно переоценить: оно напрямую касается не только современности, но и будущего. По большому счёту, во все времена, перед школой любой эпохи, по сути, стояла фундаментальная задача-максимум: воспитание подлинно благородного человека, воспитание государственного сознания, определение критериев высочайшей нравственности и универсально-гуманистического видения мира, которые, как правило, сохраняет духовно -интеллектуальная элита, поколения наставников-учителей.

Современность с особой силой актуализирует этику «предельных смыслов», нравственную константу бытия человека и общества, сбережение особого «генома культуры» как едва ли не метафизического аспекта для существующей цивилизации, которой, очевидно, предстоит или качественно измениться в своих основаниях, или сойти с исторической арены. В этой

связи важно подчеркнуть: если и в российском обществе не состоится столь необходимого этического консенсуса, и в нём не будет востребован «нравственный гений», оно обречено на деградацию. Не случайно именно фундаментальная культурная доминанта всё реальнее видится и одной из приоритетных целей государственной политики, актуализирующей важность формирования «культурной среды, объединяющей время и поколения», в то время как «человек, обладающий созидательным потенциалом, способный мыслить творчески» определяется «главной целью культурной политики государства» (В.В.Путин. Эфир программы «Время». 1 Канал. 25.03.14). Так или иначе, культура вновь названа «главной объединяющей субстанцией», базовой составляющей национальной ментальности, на которую «человек с детства должен быть ориентирован в морально-нравственном плане». (В.В.Путин. Эфир программы «Вести». Россия 24. 23.04.14) - и это весьма значимый концептуальный, преобразующий общественное сознание фактор.

Более того, высшая, по сути, экзистенциальная этика должна стать центральной смысловой доминантой современного образования, причём она будет «уместна и полезна в той мере, в какой само образование -представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но ещё и совершенствование, духовный рост личности» [1, с. 6].

Заметим, что как «подъём ко всеобщему знанию», по Гегелю, подлинное образование имманентно личностно и этически обусловлено, оно экзистенциально и предполагает акт трансцентдирования как изначально внесистематизированный процесс, как зачастую именно стихийный творческий поиск, как искусство самопостижения, акт самопреодоления, самотрансцентдирования [2, с. 210-229].

Здесь чрезвычайно важен именно духовно-нравственный, сакрализующий аспект просвещения, задающий для человека перспективу его приобщения к трансцентдирующему знанию, открывающемуся в этическом экзистенциале: смыслы приближения к Богу посредством личного - сердечного, совестливого осмысления, прикосновения к тайне жизни, погружения в «непознаваемое». По сути, школа в своём глобальном онтологическом измерении, в максимально развёрнутых этико-когнитивных проекциях, фактически призвана посвящать человека в этику экзистенции универсума «Божественного замысла», призвана целенаправленно созидать культуру внутренней гармонии и центрированного в духе человеческого сознания.

Вне всякого сомнения, духовное развитие человека и общества в целом не может быть ограничено ни национальными, ни социальными, ни иными рамками. Уже сегодня этическая константа просвещения принципиально не должна быть сведена до частного регулятива социальных отношений, идеологизироваться и пребывать в зависимости от политической или экономической конъюнктуры, так как в этом случае, - в качестве предписанной, сугубо нормативной морали, - она рискует стать очередной «спасительной», но несбывшейся «иллюзией благополучия». Однозначно очевидно: если ценностная, этико-экзистенциальная смысловая «вертикаль»

человека не будет воссоздана и восстановлена, никакие «реформы», никакая инноватика ни в политической, ни в социально-экономической, ни в какой либо иной сфере не будет результативной.

Реальные качественные изменения в отечественной педагогике могут произойти только после проявления в обществе принципиально нового взгляда на воспитание и образование как на целенаправленное взращивание внутренней культуры сознания личности, утверждение её нравственной основы, раскрытие её духовного потенциала. И это станет первым шагом подлинно инновационной образовательной стратегии, будет основным критерием направленного в будущее педагогического творчества.

Не менее важно изменить и культивировать моральное сознание общества, и в этой связи, очевидно, что именно появление культуры человеческого сознания может рассматриваться сегодня как поистине всеприемлемая личная, национальная и общечеловеческая идея.

Высокая одухотворённость знания должна приобрести решающее значение и для современной педагогики и философии образования. Только так, полагаем, может быть фактически восстановлен утерянный на сегодняшний день авторитет фундаментального знания, восстановлена эволюционная преемственность поколений на основе духовного знания жизни в школах - анклавах культуры, обучение в которых будет, по сути, тождественным взрослению человека в семье.

Отметим, что подлинное единение школы и семьи способно восстановить истинный смысл понятия «благородство», этого традиционно приписываемого национальной элите качества. Так должна быть названа, по сути, духовная глубина, совестливость и зрелость, возможности и ответственность, явленные нравственным подвигом долгого личностного становления человека, обретшего жизненный смысл и откровение духовного поиска как Божьей благодати, завещанной им будущим поколениям. Разумеется, подобное благородство не становится элитарным качеством в его узкокорпоративном, сугубо социальном смысле. А значит, одной из самых важных перспективных целей современной педагогики видится появление истинных аристократов духа, подлинно благородного общества, которое невозможно изменить какой бы то ни было идеологией.

Реальные качественные изменения в отечественной педагогике могут произойти только после проявления в обществе принципиально нового взгляда на воспитание и образование как на целенаправленное взращивание внутренней духоцентричной культуры сознания личности, утверждение её нравственной основы, раскрытие её созидательного потенциала. И это станет первым шагом подлинно инновационной образовательной стратегии, будет основным критерием направленного в будущее педагогического творчества. Важно осмыслить в свете современности всё лучшее в образовательной традиции и задать перспективу для создания новой педагогической парадигмы. Назрела необходимость непредвзятого анализа сакральных педагогических знаний, духовно-нравственного опыта в уникальном наследии православной традиции, и поэтому не менее актуально появление

и «очагов культуры», и «обителей просвещения», поиск, взращивание «учителей будущего» и - как целостная концептуальная образовательная задача - важно изменение сознания педагога в отношении к детям, к метафизике детства.

В целом, важно изменение нравственного состояния общества, для чего необходимо культивировать его лучшие моральные принципы, и в этой связи очевидно, что именно появление культуры сознания может рассматриваться сегодня как поистине всеприемлемая личная, национальная и общечеловеческая идея.

Литература:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2003. - 472 с.

2. Ахиезер А.С. Специфика цивилизации и искусства // Искусство в контексте цивилизационной идентичности. В 2 т. - М., 2006. - Т.1. - С. 210229.

Literature:

1 . Guseynov A.A. Apresyan R. G. Etika: Textbook. - M.: Gardarika, 2003. - 472 pages.

2 . Akhiyezer A.S. Spetsifika of a civilization and arts//Art in a context of civilization identity. In 2 t. - M, 2006. - T.1. - Page 210-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.