УДК 7.097 Кирчанов Максим Валерьевич
доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран Воронежского государственного университета dom-hors@mail.ru
«КУЛЬТУРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ:ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ
Kirchanov Maxim Valeryevich
D.Phil. in History, Associate Professor of the Regional Studies and Foreign Countries’ Economy Subdepartment, Voronezh State University dom-hors@mail.ru
ADULT CULTURE IN THE CONSUMER SOCIETY CONTEXT: TRENDS AND PROSPECTS
Аннотация:
Автор анализирует «культуру для взрослых» в контексте развития современной массовой западной культуры. Культура для взрослых рассматривается как часть культуры потребления. Особое внимание уделяется проблемам виртуализации и трансформации культуры в контексте развития виртуального пространства.
Ключевые слова:
«культура для взрослых», массовая культура, потребление, виртуализация.
Summary:
The author deals with the adult culture in the context of development of the Western popupal culture. The adult culture is considered as a part of the consumption culture. The special attention is paid to the problems of virtualization and transformation of the culture from the perspective of the cyberspace evolution.
Keywords:
“culture for adults", popular culture, consumption, virtualization.
В фундаментальном исследовании «История сексуальности» Мишель Фуко подчеркивал, что для современного общества характерно стремление к сексуальному самовыражению, определяемому как «проговаривание секса» [1], что, по мнению датских социологов, ведет к «сексуализации общественной сферы» [2] и трансформации самого явления сексуальности [3]. «Проговаривание» секса привело к тому, что в рамках современной культуры сложился «сексуальный дискурс», основанный, с одной стороны, на повышенном интересе к сексу, который определяется Феоной Аттвуд как «побуждение говорить о сексе» («compulsion to speak about sex»), а с другой - на «разговорах о разговорах о сексе» [4]. Современная культура развивается как культура, в значительной степени фрагментированная. М.Л. Гаспаров подчеркивает, что «монолитность всякой культуры - иллюзия» [5]. В этом отношении культура распадается на несколько десятков почти изолированных субкультур, среди которых и культура, связанная с существованием, функционированием и воспроизводством сексуальности.
Сексуальный дискурс современной массовой культуры функционирует в виде литературы для взрослых и фильмов для взрослых, которые не следует воспринимать как исключительно маргинальные явления. Комментируя особенности массовой культуры, в том числе и литературы, Ю.М. Лотман подчеркивал, что именно в массовой литературе в наибольшей степени отражаются «средние литературные нормы эпохи» [6]. В этом контексте литература и фильмы для взрослых отражают усредненный интерес к сексу в современном обществе. Массовая культура в целом, так и те ее сферы, которые связаны с обслуживанием сексуальности, нуждается в самостоятельном изучении.
Одной из форм этого «проговаривания», о котором речь шла выше, является производство, распространение и потребление порнографии. В отечественной исследовательской традиции утвердилось восприятие «культуры для взрослых» как феномена мар-
гинального и поэтому выставляемого за пределы культуры. В зависимости от ситуации порно (порнография) нередко определяется апологетами традиционализма и религиозными фанатиками как «бездуховная пропаганда секса» [7] или «значимый аспект современной культуры» [8] западными социологами и культурологами. В целом большинство западных исследователей склонны писать о «культурном значении порно» [9] в контексте развития массовой культуры.
Диапазон мнений, высказываемых в рамках американских cultural studies, отличается значительным разнообразием. Ф. Эттвуд подчеркивает, что порно как центральный элемент «культуры для взрослых» пребывает в центре многочисленных исследований, который составляют основу функционирования современного исследовательского дискурса cultural studies [10]. В западном научном дискурсе сложилось особое направление porn studies [11], в рамках которого «культура для взрослых» позиционируется как культурный продукт, порожденный серийной и массовой культурой, связанный с техническим прогрессом западного мира, в первую очередь - в сфере производства кино. Западными авторами признается спорный и противоречивый статус подобной версии массовой культуры как культуры потребления: «Порно много. Но никто не называет его произведением искусства. Или даже просто фильмами (уже пару десятилетий индустрия построена на видео). Порно - это предмет потребления» [12]. В центре настоящего исследования -проблемы виртуализации порнокультуры и основные закономерностями ее функционирования в интернет-пространстве.
Американский исследователь Фредрик Джеймисон, комментируя особенности современной культурной ситуации, подчеркивает «стирание некоторых ключевых связей или различий; наиболее примечательна здесь эрозия различения между высокой культурой и так называемой массовой или поп-культурой. Возможно, последнее - самое угнетающее в данной ситуации с академической точки зрения, которой в силу традиции надлежало удерживать некую область высокой или элитарной культуры во враждебном ей окружении филистерства, безвкусицы и кича, телесериалов и журналов вроде “Readers Digest”, а также передать своим послушникам сложные и требующие длительного усвоения навыки чтения, слушания и видения. Но многие из новейших типов постмодернизма были просто заворожены всем этим ландшафтом рекламных щитов и мотелей, зоной Лас-Вегаса, ночными шоу, второсортными голливудскими фильмами, так называемой паралитературой, всеми этими книгами в мягких обложках, которые берут для чтения в дороге, готика, любовные истории, популярные биографии, детективы, научная фантастика или фэнтези» [13].
Современная культурная ситуация отличается неопределенностью: невозможно четко определить границы культурного пространства, культура фрагментирована. Тенденции к фрагментации не исчезают, а, наоборот, становятся доминирующими.
Мэйнстрим и маргинальность готовы поменяться местами. Традиционная культура, так называемая «высокая» культура, в условиях постсовременности значительной части потребителей кажется архаичной. В этой ситуации культура массовая с готовностью и решительностью демонстрирует свои потенции и не скрывает амбиций, связанных в том числе и с попытками подменить собой культуру в традиционном понимании.
В условиях развития видео и виртуализации массовой культуры порнографическая и эротическая литература стали умирающими жанрами. Казалось бы, развитие видео, которое достаточно быстро из домашних видеомагнитофонов и кассет VHS мигрировало в виртуальное пространство, освоив современные форматы хранения информации, должно было окончательно похоронить литературу. Человек, выросший в рамках общества потребления, скорее всего, может задать вопрос: «Зачем про это читать, если на это
можно смотреть?» Но этого не произошло. Развитие Интернета не привело к отмиранию печатной книги и к отмиранию книги как таковой. Текст, как и визуальный ряд порно, сохраненного на различных видеоносителях, трансформировался и адаптировался к вызовам виртуального пространства. Рост Интернета привел не к исчезновению литературы для взрослых, а к ее частичной миграции в виртуальное пространство. Именно проблемы функционирования и тематического содержания подобного рода литературы как формы массовой культуры и трансформации порно в контексте развития Интернета будут в центре авторского внимания в настоящем исследовании, представляющем собой краткий очерк истории того сегмента современной массовой культуры, который может быть отнесен к пространству культуры для взрослых.
Американское порно, как основание «культуры для взрослых», которое в настоящее время доминирует в Интернете, как культурное явление выделяется в 1970-е годы, хотя несколькими годами раннее эпизодически появлявшаяся в США подобная кинопродукция пребывала «на периферии легального кинопроизводства или вовсе за его пределами» [14]. «Культура для взрослых», как и любое другое проявление культуры (пост)современности и серийности, имеет свои истоки в признанной нетабуированной культуре, тесно пересекаясь с традиционной народной культурой крестьянских сообществ [15], «высокой» аристократической культурой «веселых домов» и их современных, утративших свой элитарный лоск и растиражированных аналогов [16], а также с литературой [17] и театром [18]. Появление «культуры для взрослых» в обществе, в рамках которого «существование женского оргазма все еще ставилось под сомнение» [19], вызвало различные реакции. Америка того времени представляла, по словам некоторых авторов, страну, где «вполне мирно сосуществовали рядом пуританство и сексуальная революция, классическая школа кинематографа и потихоньку набирающая популярность эротика» [20]. В исследовательской литературе Запада ранняя история ранней версии «культуры для взрослых» определяется как период «порношика». Под «порношиком» британский культуролог Б. Мак-Нэйр понимает «культурный процесс, в рамках которого порно в качестве элемента культуры проникало в повседневность, вос-принимаясь и часто идеализируясь» [21].
Анализируя генезис американской порноиндустрии [22], Линда Вилльямз (Williams) подчеркивает значительную роль, которую сыграло европейское влияние. В США 1970-х гг. в функционировала закрытая модель сексуальной культуры, и ее изменение не было бы возможно без значительного внешнего воздействия. Таковым стало знакомство американской публики со скандинавским кино [23], которое, по мнению американцев, только «расширяло их познания в области сексуальной культуры другой страны» [24]. В 1969 г. вышел фильм «Цензура в Дании» [25], который представлял собой набор сексуальных сцен, сопровождавшихся комментарием, что придало в США фильму характер документальности. В 1969 и 1970 гг. вышли два новых датских фильма, «Karlekens sprak» и «Mera ur Karlekens sprak», которые также в определенной степени способствовали расширению представлений американцев о сексе. В 1970 г. в США выходят фильмы Джона Лэмба «Sexual Freedom in Denmark» и Алекса де Рензи «Censorship in Denmark: A New Approach», которые оказали влияние на пересмотр доминировавшей тогда версии восприятия секса, выдержанной в традиционной системе координат.
Поэтому волна «культуры для взрослых» конца 1960-х - начала 1970-х гг., по мнению американских исследователей, «явилась не просто плодом сексуальной революции, а сливалась с общей познавательной потребностью, резко расширившей свои горизонты в области проблем пола» [26]. Американские исследователи подчеркивают, что «на протяжении 1960-х и 1970-х гг. наряду с культурным восприятием секса в Северной Америке
изменилась и сама, связанная с ним, система развлечений» [27]. Комментируя первые годы существования «культуры для взрослых», Р. Корлисс подчеркивал, что «порнофильмы интересовали критиков, полицейских и суды. Часто финансируемые мафиозными семьями, они провоцировали охранительные инстинкты местных, штатовских и федеральных обвинителей, которые изымали картины и осуждали кого-то из актеров. Они снимались людьми, которые могли считать себя артистами; в них играли и вне-бродвейские актеры» [28].
Относительно первого американского порнофильма в научной литературе не существует единого мнения. Американский культуролог Н. Симпсон полагает, что первым порнофильмом, произведенным в США, следует признать «Mona: The Virgin Nymph» Билла Оско [29]. На аналогичный статус претендует и другой фильм с незамысловатым названием «Dogfucker», снятый предположительно в 1969 г. Этот первый американский опыт производства порно не был отягощен особым смыслом. Комментируя его появление, современные авторы пишут, что исполнительница главной роли «с упоением предается анальному сексу с актером Эриком Эдвардсом и его домашними животными. Взгляните в ее глаза - она действительно счастлива» [30]. В фильме 1969 г. («Dogfucker») снялась тогда еще никому не известная Линда Бормэн, которая спустя три года под именем Линды Лавлейс (1949-2002) стала не только первой всемирно известной актрисой американского порно, но и объектом изучения, а также почти мистического почитания или ненависти со стороны феминисток. Наиболее известным ранним опытом американского порно стал фильм «Deep Throat», появившийся в 1972 г. и тем самым открывший, как полагают американские исследователи, дверь для той аудитории, которая не видела себя в качестве потребителей подобной продукции. Появление фильма в значительной степени способствовало диверсификации потребителей «от молодых профессионалов до пар среднего возраста, обитавших в пригородах» [31].
На раннем этапе порно существовало на волне общественного и политического протеста, будучи связанным с привнесением секса в «дискурс повседневности» [32]. Российский киновед Ю. Гладильщиков полагает, что ранняя видеопорнопродукция была «деятельностью романтической... революционной, вызовом общественному ханжеству и цензурным ограничениям в кинематографе. в 1972 г. порнография была нормальной и здоровой», социальный контент позднее был подвержен ревизии: «потом пришли извращенцы - политики, ханжи, мафиози и феминистки - и все опошлили» [33]. Комментируя деятельность последних, российский автор Е. Коган подчеркивает, что «начиналась сексуальная революция. К 70-м годам секс-индустрия работала в Европе и Америке на полную мощность. И тут за дело взялись феминистки» [34].
В этом контексте «культура для взрослых» была порождена недовольством стандартным набором ценностей и добродетелей. Она имела все шансы стать частью респектабельной американской массовой культуры. Подобная трансформация определяется зарубежными исследователями как «mainstreaming» [35]. Но подобная версия культуры не выдержала конкуренции с другим порождением культуры серийности - фильмами ужасов и космической фантастикой, что привело к «падению порно, изготовленного для большого экрана» [36]. В связи с этим неудачным противостоянием Р. Корлисс указывает, что «“Throat” в 1972 году породил надежду, что хардкор может плодотворно пересечься с мейнстримом. “Челюсти”, в 1975 покончили с мечтами. Успех фильма Спилберга, а двумя годами позже “Звездных войн” показал, что аудитория больших долларов включает детей и подростков, а не взрослых. Адюльт-фильмы были слишком маргинальными, и хардкор направился в сторону видео, а Голливуд - к сезону Оскаров» [37]. Другим факто-
ром маргинализации порно, по мнению американских исследователей, стало увеличение «сексуального содержания» в массовой продукции Голливуда [38].
Появление в 1960-1970-е гг. доступных бытовых кинокамер привело к своеобразной культурной революции, способствуя размыванию кинопроизводства, подорвав монополию крупных корпораций и породив альтернативное культурное пространство, проявлением которого и стали первые американские порнофильмы [39]. Современная культурная ситуация в значительной степени определяется виртуальным измерением общества. В американских культурных исследованиях утвердилось несколько терминов, призванных описать особенности и основные направления функционирования того, что зарубежными культурологами и антропологами обозначатся как cyber culture. В гуманитарном дискурсе единого определения этого феномена не существует, но большинство исследователей солидарны в том, что cyber culture, с одной стороны, своим появлением обязана развитию Интернета, тогда как, с другой стороны, эта сфера современной культуры оказала значительное влияние на другие культурные пространства, интегрировав в себя все, что оказалось возможным трансформировать из вещественности в html-формат.
Производство порно, или - в восприятии апологетов традиционной культурной традиции (основанной на отторжении / замалчивании проблем, связанных с проявлением сексуальности) - «грязных фильмов» [40], на раннем этапе явилось именно частью альтернативного культурного процесса, формой протеста против технологического общества, отличавшегося тенденциями к дегуманизации. Действиям, совершаемым двумя, тремя, четырьмя. людьми перед камерой, записанным на видеокассеты, продаваемые в «магазинах для взрослых», в 1970-е гг. придавалось некое культурно-протестное значение, направленное против массовой культуры. Значительную роль сыграли и технологические изменения, вызванные тем, что «видеокассета стала наиболее революционным средством коммуникации после изобретения печатного станка» [41].
Специфика ситуации состояла в том, что именно массовая культура, как считает датская исследовательница А.Д. Сёренсен, привела к либерализации гендера, пересмотру норм сексуальной морали, способствуя началу «использования сексуальности в сфере культуры» [42]. Порно в подобной культурной ситуации воспринималось как естественная, природная (natural) альтернатива искусственной современности. Постепенно производство порно трансформировалось в индустрию, став частью массовой культуры Запада.
По мнению ряда авторов, порно представляет собой «“механизм”, “машину”. “техническую машину”, которая заменила, вытеснила “машину желания”. Универсальная буржуазная машина. В XVIII веке машинное производство заменяет ручное, мануфактурное; конвейерное порно де Сада заменяет рукодельную барочную непристойность. “Порнография” насквозь буржуазна, как насквозь буржуазна и “фабрика”» [43]. Порно как протест против логики бизнес-плана оказалось само в состоянии глубокой зависимости от экономической конъюнктуры. Протест против общества потребления и попытка утвердить альтернативное культурное пространство привели к полной интеграции в отторгаемое общество. В результате на Западе возник новый сегмент экономики - «сексуально ориентированный бизнес» [44]. На смену протесту пришло «механическое» воспроизводство, что привело к деперсонификации порно как такового, уподобив его в широком смысле к механизму [45]. В связи с этим американский журналист и исследователь современной культуры Ричард Корлисс подчеркивает: «Порнография - это большой бизнес. порно не противостоит современным стандартам общества. Оно является стандартом современного общества» [46].
К 1990-м гг. порно занимало свою нишу в западной массовой культуре, пересекаясь, с одной стороны, с политическими процессами (сексуальный скандал в США, связан-
ный с отношениями между президентом Б. Клинтоном и стажеркой Белого дома Моникой Левински [47]) и, с другой, культурой потребления, которая оказалась тесно связанной с техническими новациями в жизни западного обывателя, что проявлялось в активном проникновении видео в повседневную жизнь [48]. В результате сложились американская и европейская традиции (вос)производства порно [49]. В отличие от гомогенной американской традиции, основанной на доминировании ряда производителей, европейское порно было гетерогенным, что выразилось в появлении феноменов американского, немецкого, скандинавского, итальянского, французского порно.
Распад СССР и социалистического блока инспирировал не только социальные перемены, но и сексуальные революции, что привело к появлению русского, чешского, венгерского порно. Среди восточно-европейских порно-традиций русская, вероятно, остается наиболее маргинальной, в то время как венгерское и чешское порно в значительной степени приблизились к общеевропейскому мэйнстриму в деле производства фильмов для взрослых, несмотря на стремления некоторых стран Восточной Европы запретить порно вообще, признав изготовление и распространение порнопродукции в качестве преступления. Порно как часть современной массовой культуры потребления демонстрирует значительный адаптивный потенциал, общие траектории его развития продолжают оставаться неясными, хотя тенденция к виртуализации очевидна и не вызывает сомнений. В целом следует предположить, что порно как уникальный сегмент массовой культуры в ее взрослой версии может стать героем последующих междисциплинарных исследований.
Ссылки:
1. Foucault M. The History of Sexuality. Vol. 1. An Introduction / trans. R. Hurley. New York, 1978. Р. 77.
2. S0rensen A.D. Pornography and Gender in Mass Culture // NIKK magasin. 2003. No 3.
3. Gagnon J.H., Simon W. Sexual conduct: the social sources of human sexuality. Chicago, 1973.
4. Attwood F. Reading Porn: The Paradigm Shift in Pornography Research // Sexualities. 2002. No 5. P. 91.
5. Гаспаров М.Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день // Вестник истории, литературы, искусства. Отделение историко-филологических наук РАН. М., 2005. Т. 1. С. 26-29.
6. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема [Электронный ресурс]. URL: http://www.ad-marginem.ru/article18.html (дата обращения: 05.12.2013).
7. Разаков В.Х. Художественная культура ХХ века. Типологический контур. Волгоград, 1999. С. 421.
8. Hardy S. Reading pornography // Sex Education. 2004. Vol. 4. No 1. P. 3-18.
9. McNair B. Mediated Sex: Pornography and Postmodern Culture. London, New York, 1996.
10. Attwood F. Reading Porn: The Paradigm Shift in Pornography Research. Р. 93.
11. Williams L. Porn Studies: Proliferating Pornographies // Porn Studies. London, 2004.
12. Корлисс Р. Когда у порно был шик [Электронный ресурс]. URL: http://www.adultreview.ru/news.aspx?id=3240 (дата обращения: 05.12.2013).
13. Джеймисон Фр. Постмодернизм и общество потребления [Электронный ресурс] // Логос. 2000. № 4. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm (дата обращения: 05.12.2013).
14. Simpson N. Coming attractions: a comparative history of the Hollywood Studio System and the porn business // Historical Journal of Film, Radio and Television. 2004. Vol. 24. No 4. P. 643.
15. Hunt L.A. The Invention of Pornography: Obscenity and the Origins of Modernity, 1500-1800. New York, 1993.
16. Elwood W.N., Greene K., Carter K.K. Gentlemen Don't Speak: Communication Norms and Condom Use in Bathhouses // Journal of Applied Communication Research. 2003. Vol. 31. No 4. P. 277-297.
17. Mooney S. The artistic censoring of sexuality: fantasy and judgment in the twentieth century novel. Columbus, 2008.
18. Donnelly P. Running the Gauntlet: The Moral Order of Pornographic Movie Theaters // Urban Life. 1981. Vol. 10. No 3. P. 239-264.
19. Костылев А. Выходит фильм «Внутри “Глубокой глотки"» - история знаменитого порнофильма, в которой сошлись секс, власть и деньги [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/2005/04/19/oa_155141.shtml (дата обращения: 05.12.2013).
20. Антонов Дм. Странная история миссис Бормэн и Линды Лавлейс [Электронный ресурс]. URL: http://www.x-star.ru/llovelace.htm (дата обращения: 05.12.2013).
21. McNair Br. Striptease culture - sex, media and the democratisation of desire. Routledge, 2002.
22. Hawkins G., Zimring F.E. Pornography in a Free Society. Cambridge, 1988.
23. Thing M. Pornografiens historie i Danmark // Aschehoug Tjeck magazine. 2002. No 123.
24. Уильямс Л. Коммерческий план [Электронный ресурс]. URL:
http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/williamsl.htm (дата обращения: 05.12.2013).
25. 10 порнофильмов, изменивших мир [Электронный ресурс]. URL: http://www.x-star.ru/articles/10.htm (дата обращения: 05.12.2013).
26. Уильямс Л. Указ. соч.
27. Simpson N. Op. cit.
28. Корлисс Р. Указ. соч.
29. Simpson N. Op. cit.
30. Антонов Дм. Указ. соч.
31. Simpson N. Op. cit.
32. Ibid.
33. Гладильщиков Ю. Судьба порнобойца в Америке. «Глубокая глотка» как последний глоток свободы // Ведомости. 2005. 19 марта. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/04/19/90997 (дата обращения: 05.12.2013).
34. Коган Е. Обратная сторона порно [Электронный ресурс]. URL: http://www.x-star.ru/articles/other.htm (дата обращения: 05.12.2013).
35. S0rensen A.D. Op. cit.
36. Simpson N. Op. cit.
37. Корлисс Р. Внутри Линды Ловлейс [Электронный ресурс]. URL: http://www.adultreview.ru/news.aspx?id=3304 (дата обращения: 05.12.2013).
38. Simpson N. Op. cit.
39. McNeil L., Osborne J., Pavia P. The Other Hollywood: The Uncensored Oral History of the Porn Film Industry. New
York, 2005.
40. Grahame-Smith S. The Big Book of Porn. A Penetrating Look at the World of Dirty Movies. Philadelphia, 2005.
41. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Тбилиси, 1989. С. 378.
42. S0rensen A.D. Op. cit.
43. Кобрин К. Как заводные [Электронный ресурс]. URL: http://www.x-star.ru/articles/zavod.htm (дата обращения: 05.12.2013).
44. McCleary R., Tewksbury R. Female Patrons of Porn // Deviant Behavior. 2010. Vol. 31. No 2. P. 208-223.
45. Cockburn C. Machinery of Dominance: Women, Men and Technical Knowhow. London, 1985.
46. Корлисс Р. Указ. соч.
47. John M. How to do Things with Star Report: Pornography, Performance and the President's Penis // Porn Studies / ed. L. Williams. London, 2004. P. 27-49.
48. Hillyer M. Sex in the Suburban. Sex, Home Movies and the Live Actions Performance of Love in Porn // Ibid. P. 50-76.
49. Мальцев И. Национальные особенности порнографии [Электронный ресурс]. URL: http://www.x-
star.ru/articles/national.htm (дата обращения: 05.12.2013).