УДК 028.5
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ {РЕЗУЛЬТАТЫ КОМТСИТ-АНАЛИЗА ПУБЛИКАЦИЙ}
В. А. Коспша1. Е. А. Лувыитшксша3
1Омский ушудегре /Г1в</нно. й технический утии/рситит, Омск, Россия 2Омскии госл'дарстпеегтыйустберситет или Ф.М Дсстоеескосо, е. Омск, Россия
Аннотация - Студенческая молодёжь - наиболее значимая и перспективная категория читателей. Д.ля еЗ изучения в апреле 2016 года было проведено исследование, цель которого - проследить основные особенности современной культуры чтения молодежи. В качестве основного метода исследования был избран контент-анализ, с помошыо которого выявлены следующие аспекты: влияние библиотек на чн-тлтрлмгтю трятрльнпсть стулентпк, роль чтетгя к рляяптпп пн^ормлпппннои культуры -гттнногтн, воздействие цифровой среды на чнтптельскне интересы и потребности. Особо отмечена значимость художественной литературы как важного фактерп формирования системы ценностей молодого поколения.
Ключевые слова: культура чтения, чтение молодёжи, библиотека, цифровая среда, художественная литература.
L Введение
В настоящее время перед библиотечным сообществом остро стоит проблема формирования культуры чтения молодёжи. В связи с этим необходимо постоянно Босшпывать потребности d чтении так, чтобы оно вое принималось не только как часть учебного процесса, но и как осмысленная, планируемая часть досугозсп деятельности Поэтому систематичное изучение современного состояния чтения, обобщение данных, выявление тенденции, освещение основных проблем - важнейшие задачи, требуюпше незамедлительного решения
П Постановка задачи
В рамках выполнения дипломного проекта па кафедре библиотечно информационной деятельности ОмГУ нм. Ф.М Достосвского в апреле 2016 года было проведено ксслсдсваннс. Его цель установить основные характеристики и особенное—и современной культуры нтени* студенческой молодежи П клчестие нндикгторл оценки культуры чтения студентов выступил контент-анализ, с помощью которого было проанализировано содержание специально отобранных публикаций по теме.
TIT Теория
Перед началом 3jv4emw культуры чтения молодёжи была просмотрена литература, подробно описывающая порядок проведения контент-анализа На основе проработанных материалов сформирован алгоритм исследования, ГОСГИЯМЦИИ ИЧ l]«-x .-ЛТЯМЖ [1]
Подготовительный этап включил определение источников выявления литературы для контент-анализа. Были составлены следующие кр1гтерпи, по которым ирооодаяся отбор документов:
1. Разновидность текстоз: статьи:
2. Канал: библиографический указатель «Библиотечное дело и библиография»;
3. Тематика: раздел «Организация чтения»;
4. Хронологические Гранины 2013-2015 гг.:
5. Ключены? слона д.im епборд исшчлиишь. чтение, ыо.юд^жь, студенхы, культура пенил
Ha DTopoM отапе осуществлялся сбор и первичная обработка данных, то есть выявлены и подсчшапы ееман Tinecicne едшпгцы в отобрашсых публикациях. Все данные заносились в специально разработанные таблицы.
IIa третьем, заключительном, этапе осуществлялось обобшение н представление данных: оформление графиков и )|,и41рачм с ii(K-jr,(yi(iii|,rü nviqiMiirrjihHoü ин^ифпицигй полученных ]myiih'iifiim контенг-аниличи [1]-
tv результаты экспериментов
По заданным на подготовительном этапе критериям осуществлен подбор пуб.тикацин для контент-анализа (см. рис. IX
1J3
ДЬ'
2015
■Доступны« доьумейты
Рис. 1. Выборка публикаций для контент-анализа
Ич ohiцеп» книичгсшя 1>и(>ли;пр.-|фиче1ьих ч-шигей к ри-чдгле «Ор ггшичиция чтении» (>и11лип1р/м[|ичпмм о указателя «Библиотечное дело и библиография» теме исследования соответствует от 12 до 27 записей в разные годы издания. При этом обнаружен невысокий уровень доступности документов, следовательно, полных тек стов публикаций найдено значительно меньше, чем выявленных записей (в оошей сложности - 22 статьи). Следует отметить, что выявленные материалы не всегда соответствуют выставленным хронологическим границам. Встречаются публикации 2011 и 2012 годов, что связано со степенью оперативности указателя.
Общее количество единиц контент-анализа составило 138 слов и словосочетаний. Для облегчения процесса работы к основу лнллнал была ппложенл уетпдикл С, Т>редфордл [?] Псе ключевые слоил были т^тффепенттиро-ыаны uu miuw вегречаемоли и поделены на ¿оны А, В и С. оа-лыкаю-цке стеиень рассеяния и концетрлцин
основных понятии по пубшшациям Зона А составляет 70-100%. Зона В - 30-70%. Зона С - 0-30% от общего
колнчестлл ттубликлгтий По итпглм перкиччой обработки длнных, Зонл С. оклдлттлеь елмой многочисленной И.ч пег Пыли кмде.1гиы ключеные жкицни г единичной продунгинжхгкн» (Зона С. I), пкгшннинлии« 5^.7% or суммарного числа слов (см. табл. 1).
ТАБЛИЦА 1
ДАННЫЕ О СТЕПЕНИ РАССЕЯНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ЕДИНИТ! ПО ПУБЛИКАЦИЯМ
Рассеяние ключевых единиц по публикациям Количество ключевых единиц (Абс.) Количество ключевых единиц (Отн)
Пони А ? 1 4%
Зона В 10.0%
Зона С С 1 77 55,7%
Пиюсо; 122 Ы5.4%
V. ОКГУХТТР-НИР р-ТУГТЬТАТОВ Ключепые единицы входящие в Зопу А, служат ядром, то есть базисными понятиями для которые харак терна самая высокая степень встречаемости I- концентрации в публикациях (от 70 до 10Э%). По итогам желе довання. в Зону А вошли только 2 нз 133 выявленных ключевых позиции. что составляет 1.4%.
Стержневым понятием явнлссь «чтение» [86%), под которым в большинстве статей подразумевается процесс восприятия к понимания хакон-лиоо информации. По обоему количеству повтеров «чтение« также обла-
ДНГМ (ИМММ кмпжни ИОНИЧИ 1ГЛГМ — 460. >1ЮМИНННИЙ ТиЬОЙ у]К)КГНЬ КОНЦГН ip.1l [ИИ М:1/ЧП ПНПК обоГНОКИН 1ГМ, ню диньйя дефиниции н(К"И1 фун.'имгк илкнмй шрнкпг]) и пилятся для ис-д*лгдингт*лрй о(1кгкшм кгсчпирпннг-го изучения.
Чтение - важпепшпн рычаг культурного развития молодого поколехшя. На воспитание культуры чтения нацелено все библиотечное соосшество. что школит отражение в изученных публикациях Ключевая пезипня «чтение молодежно встречается в 77% проанализированных статей с обшиы числом повторов 96 раз. Данная
ГДКНИЦ;1 КОН 1ГНТ-ННИЛИЧИ уИ)НН1П нсглсдугмун) ауДИ1(1])ИК1. К;Т1Ч1])НЯ рИГГМИфИКИСГСМ КПК МОНГИН1ГНГ Н0.1НЧ0КИ-
телей с широким спектром потребностей. Такая сосредоточенность на проблемах чтения студентов говорит о том. что это перспективная и значимая категория читателей, требующая особого внимания со стороны библиотек.
Таким образом, в Зоне А фигурируют основополагающие понятия, задающие тематическое направление по следующим золам рассеяния ключевых слои.
Зона В характеризуется срсднсй степенью концентрации ключевых понятии в публикациях: от 30 до 70%. Элемента Зсны Б в даннсм исследовании составляют 10% от обоего числа статей (14 ключезых единил).
Выявленные пенягая в Зоне В можно условно разделить на четыре группы. К первой, основной, группе
(Г1Ш1КК I термины, ГКМЧИННМГС ЧИГ.-ИГЛМКОЙ ."К-Я1ГЛКН1Ч гкк>
«Культура чтения» (36%) - обобщающее понятие, на нем сконцентр ировано о гобое внимание специалистов. Боле? подробно оно раскрывается в Зоне С с помощью таких ключевых едиипп как «мода в чтении» (27%), «пресгаж чтениям (14%), «читательское поведение» (23%), :<чнтательская коммуникация» (9%) н др. Много сто-роинее ссБещеюге понятия <хультура чтения» свидетельствует о том. что воспитание любви к юшге. прнвлече 1ше к чтешпо. формирование читательских потребностей - ото важные факторы в разБипш ипформацношюй грамотности личности и общества в целом
Понятие ^книжная культура* составляет 36% от оощего объёма публикации. Наибольшее колнчеетво упоминаний данного ключевого слова прослеживается в статьях лосвяшенных трансформаьчга культуры чтения
шкргцсткпм КЛИЯНИЯ »ЛГК1])ОННОЙ гргды [4 Я, 9, I П] ГлИКНММ ЫПИИИСНШи ЬНИ.+ НЛЙ КуЛЫурМ МИЛЯГИ* «КНИГИ» (77%) Нп-мспря НИ 11])КННЛДГЖН1Ч1>» дефиниции К Зонг С ГШ НПрГНЙГШКТК К иуГ.1 ИКИЦНЯ.Ч ГргККШМП показатели остальных позиций (от 4 до 4С повторов на одну етапло). Это несомненно подчеркивает значимость книги, а также стремдешге библиотекареи, кшподедов. педагогов. культурологов н других специалистов под пять её популярность в созпашш современной молодежи.
Элементы контент-анслззс: «читатель» (64%) ках субъект читательской деятельности н «читательский нн-
Тгргс» (37%) КИЬ СрГДСПЖ) И Мри .«ГНИЯ ЧкПгГГГЛЬГКИХ НОфГМНООГЙ — 1'ИКЖГ №111.1И Н ИрГИЛ Зоны В Слгдуп 01МГ-
тшь, что частота повторов термина «читатель» имеет высокий для данной зоны показатель - 149 раз, что свидетельствует о фундаментальном характере понятия, которое подробно раскрывается в зоне С через такие дефиниции как «читательские предпочтения» (23%). <<чнтательская активность» (14%), «читательский вкус» (9%) и др.
Вторую группу состапляют понятия нз бислиотечноп сферы. «Библиотека» (36%) выступает как социаль ный институт. на оазс которого проводятся исследования чтения, осуществляется внутренняя робота, связанная с увеличением посещаемости библиотек (32%). поддержкой процесса чтения (54%). Среди проанализированных материалов есть как теоретические публикация [9. 11. 12]. так и статьи, списывающие опыт работа библиотек моричкигин! Ч1ГНИЯ [6, 7], осумк-г: КЛГНИК1 11]КК-К ГНОЙ ДШИМЬНШТГН [3 13] И IVI И Дру1ИГ ИШГК-ты отражаются в публикациях с высоким уровнем «плотности», что позволяет говорить о деятельном характере работы библиотек, направленном на улучшение современного состояния чтения студенческой молодежи.
В связи с масштабным вхождением '•информационных технологий») (32%) в культуру чтения молодого по-.vj.ich.-im ньыахяггсн хре.ьи ipyuiia ключевых позиций, свх^алных с ьи^ровсй средин. Бла.оларя ссш Инзср-нст (упоминания в kohtchi-анализе составили 45%) пользователям открываются ноеыс возможности и доступ к большому сбъему десной, справочнсй. а также развлекательной литературы, что несомненно влияет на содержание и качество чтения молодежи. Студентам необходимо ориентироваться в этом неструктурированном мае спое. уметь пользоваться средствами Интернет среды, быстро находить нужную информацию, т.е. обладать определенным уровнем информационной грамотности, что сспряже:ю с проблемами поиска, потребления пи формации, информационной поддержки у молодого поколения. Помимо этого, цифровая среда оказывает влияние на способы чтения: появляется «чтение в электронном виде» (32%). Студенты читают с экранов различных уецхшет. включая «электронную кишу» (36%). Ошсгам. что гшхиры иод «элекхронной ккшой» подразумевают не только компьютерное устройство, предназначенное для отображения электронного текста, но и цифровые версии книг. Таким образом, цифровая среда становится разнообразным средством для развития культуры чтения молодого поколения.
Четвёртая, заключительная, группа ключевых слов Зоны В включает лсштш «литературах (50%), <ку дожественная литература» (55%) н <®оспрнятне текста» (32%) Первое понятие является обобщающим для всех типов литературы К отдельной категории относится «художественная*, которая з следующей зоне делится а г •^классическую» (18%) к «современную» (3%). Соответственно, художественная литература рассматривается как инструмент формирования сиг~еш>т цряноггрй огущегпшяющий я о г ттнтя ~е льнут функцию ч?рея ппеттрря-тие художественных текстоз.
Таким образом. Зона D характеризует оснозные направления в изучении культуры чтения студенческой молодежи. такие как. поддержка н разЕнтнс чтения, формирование читательских потребностей, влияние бнблно-течпой работы на чтение, воздействие цифровой среды, роль художественной литературы.
Для Зоны С' характерна высокая степень рассеяния ключевых слов по публикациям (от 0 до 30%) с небольшим количеством повторов. 3 данном исследовании Зона С является самой многочисленной и составляет 8R.4% (1 ?!) клочевкт единицы) R периферийную чг*--у входят элеминты, уточняющие понятия зон А и Я и от-
рхнкицис их тдглкныг /иигк1м Няиримгр :<khhií»i (27%) «книжная kíimviyникация» (5%) «níic у ждгниг КНИГ» (*•%), «монунхри-мпия НИ1Н» (*>%), «ИнфпрМИрОНИНЖХЧЬ 11 KHMIVIX» (14%) [<Ж».])ЫКИ4>1 содсфжнниг ПОНЯТИЯ «книжная культурах (36%). входящее в Зон-/ D.
Существуют ключевые слова с единичной продуктивностью Г77 ключевых позиций), выделенные е дополнительную зсиу С1. являющух>ся частью Зоны С н составляющую эЬ,/% от общего числа едншш контент-анализа Например, такие термины, как «авторская деятельностью (5%), «образовательный процесс» (5%), «сетевой проект» (5%) н др. Это области, имеющие косвенную связь с культурой чтения студенческой молодежи. С помощью данных категории возможно проследить связи между непосредственно чтением п другими проиес-
l'üvh ня1 римгр 1>1>]1и«>китгльныг ll]mn]u1mmki Mtliyi- к11иятк ня подбор лтграчуры пудгншми кик н учмжых
целях. так и для щл ¿шлзаыш лисух а. таким образим. авторы нуб.шкаш1Й захуатшкшп часшые проблемы, указывающие влияние ил чтение молодёжи
VI. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прсвсдскный контенг-ана-шз позволяет наметить некоторые особенности культуры чтения студенческой молодежи:
- чтение выступает важнейшим фактором развития информационной культуры личности;
- массовая работа библиотек носит деятельный характер, направленный на улучшение современного состояния чтения студенческой молодржн;
- 1И<||ЮК-1Н гргди ГГЛНОКИ ICS HOKhlM срсдп-ком для рИ:<КИ1Н1 KVJIhiypKI И1ГНИИ МОЛОДОК) 1Н1КС1ЛГНИ>,
- ь связи с глобальной информатизацией общества возникаю. нриСлемы поиска. потребления информации, информационной ншдерлхи.
художсегеснная литература является инструментом создания прочной системы ценностей молодого поколения, осуществляющим воспитательную функцию чорез восприятие художественных текстов
Таким образом, молодое поколение - это перспективная и значимая категория читателей, требующая постоянного содействия в формировании культуры чтения.
СПИСОК ЛТГГРР АТУРЬТ
1. 1ордукаловп 1. Ф Анализ информации: технологии, методы, организация: УчеЬ.-практ. пособие. С110.: Профессия, 200У. 512 с.
2. Зерчаннкова И. JI. Закон рассеяния Брэдфорда и метаннформацнонный эффект времени. URL: hnpy/w\\vv.chroaos.m5-.i.ra'old'RREPOE.T$ zerchaninova-zakonbradforda pdf (дата обращения: 11.05 2016).
3. Волкова В Н.. Тараканов А. В., Лизунов а II В. [и др ] Чтение в современной Рсссии: кризис пли смена читательских предпочтений (материалы круглого стола) // Бнблносфера. 2012. № 4. С. 17-23.
4. Ляпкова А. А. Книга, телевизор, компьютер: к вопросу изменения процесса чтения современной молодежи // Информационный бюллетень РБА. 2011. № 59. С. 7Е—81.
5. Маркова В. А. Модели читательских практик и их. трансформация в электронной среде //Научные н технические библиотеки. 2015. № 1. С. 66—79
6. Маркова Т. Б. Чтение как составная образа жизни: бумажная книга и/или электронный текст Н Бнблио-сфера. 2013. №4. С. 7-15.
7. Мелентъева Ю. П. Функции и модификации чтения // Библиография. 2013. № 1. С. 35-42.
8. Мелентъева Ю. П. Чтение в культуре повседневности. Обыденное чтение как распространенная современная модификация чтения Постановка проблемы И Бнблносфера. 2014. № 3. С. 7—10.
9. Гурьян 3. П., ЕЦинникова В. И. Что читает молодежь Омской области //Информационный бюллетень РБА. 2012. № 65. С. 55-57.
10. Захаренко М. П. Что нужно сделать, чтобы молодежь пришла в библиотеку: (обсуждение проекта Руководства для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи) /I Информационный бюллетень РБА. 2012. №63. С. 101-103.
11. Белоколенко М. Творческие конкурсы как метод мотивации чтения // Библиотечное дело. 2013. № 7. С. 3(Ъ35.
12. Скурихина Я. Е. Библиотека Молодежь. Образовательные проекты (/ Информационный бюллетень РБА. 2012. № 65. С. 47-49.
13. Соловьева И. В. Омские решения привлечения молодёжи в библиотеку Н Информационный бюллетень РБА. 2011. №59. С. 75-78.