Научная статья на тему 'Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций в современных условиях'

Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2062
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акимов В. А., Дурнев Р. А.

Дано определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности». Установлено, что основными уровнями ее формирования являются индивидуальный, корпоративный и общественно-государственный. Рассмотрены основные практические мероприятия по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акимов В. А., Дурнев Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety Ability to Live Culture as a Backbone Factor of Risk Reduction in Present Conditions Emergency Situations

There is given definition of the concept «safety ability to live culture», determined that its main levels of forming are: individual, corporative and public. There are viewed main practical measures forming safety ability to live culture.

Текст научной работы на тему «Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций в современных условиях»

УДК 372.8:614

В.А. Акимов д.т.н., Р.А. Дурнев д.т.н. (ЦСИГЗ МЧС России)

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СИСТЕмООБРАЗУЮщИЙ ФАКТОР СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

V.A. Akimov, R.A. Durnev (EMERCOM Strategic Investigation Centre) SAFETY ABILITY TO LIVE CULTURE AS A BACKBONE FACTOR OF RISK REDUCTION IN PRESENT CONDITIONS EMERGENCY SITUATIONS

Дано определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности». Установлено, что основными уровнями ее формирования являются индивидуальный, корпоративный и общественно-государственный. Рассмотрены основные практические мероприятия по формированию культуры безопасности

жизнедеятельности.

There is given definition of the concept «safety ability to live culture», determined that its main levels of forming are: individual, corporative and public. There are viewed main practical measures

forming safety ability to live culture.

В.А. Акимов

0 VO

re iP ro re :p 0!

s ^

и eu т s

1

X £

I

0

1

т

^

re I

Р.А. Дурнев

В настоящее время всё очевидней становится тот факт, что решение проблем снижения рисков различных кризисных явлений не должно ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Эффективное управление безопасностью человека, общества, государства необходимо осуществлять через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).

Анализ опыта ликвидации ЧС показывает, что меры по увеличению надежности технических объектов, созданию алгоритмов безопасного управления ими, разработке совершенных средств и способов защиты от чрезвычайных ситуаций являются малоэффективными без учета человеческого фактора. По различным оценкам именно этот фактор инициирует возникновение до 80—90% всех техногенных и до 30—40% природных чрезвычайных ситуаций [1].

Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Важным является то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Известно [2], что основной сущностной функцией человека, как разумного, деятельного и социального существа, является труд. При этом под трудом понимается целесообразная деятельность по преобразованию внешней материальной среды в средство для комфортной жизни. Состояние человека на момент начала изменения этой среды является, как правило, равновесным. Изменяя внешнюю материальную среду, человек переходит в менее равновесное, а, следовательно, и менее безопасное для него состояние. Чтобы компенсировать эту

«потерю» безопасности человеку необходимо еще больше изменить окружающую среду в интересах уже не только большего комфорта, но и собственной защиты. И чем больше таких изменений производится — тем большую величину приобретает риск для его жизнедеятельности. Выходом из этого замкнутого круга может являться только изменение вектора деятельности с преобразования материальной среды в средство для «комфортной жизни» в средство для «безопасной жизни» (в равновесии с этой средой). Этот коренной слом парадигмы отношения к окружающей среде и возможен только путем изменения всей человеческой культуры.

Хотя особую значимость проблематика безопасности, и в особенности ее социальные, психологические и педагогические аспекты, приобрела только в последние 30—40 лет, она имеет глубинные корни [2]. Так, в основе религиозного сознания, формируемого крупнейшими религиозными воззрениями лежит постулат ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы. Но при этом следует отметить, что несмотря на такое позитивное, природоохранное отношение религий к окружающему миру, энвайроментальное сознание человечества в разные исторические периоды претерпевало колебательные изменения от четко выраженной утилитарной направленности (первобытный мир, средние века и Новое время) до отхода от потребительского отношения к природе, стремления к воссозданию непротиворечивой картины мира и осознанию места человека в нем (античность, настоящее время).

Историческую трансформацию отношения людей к вопросам безопасности возможно оценить и на основе характеристик катастрофического сознания (т.е. совокупности массовых страхов и тревог) людей в различные исторические эпохи [3]. Исследования показывают, что на протяжении истории человечества произошло изменение вектора рассматриваемого сознания со страхов обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям факторов (стихийных бедствий, эпидемий, нашествий завоевателей), к страхам, обращенным вовнутрь, т.е. к страхам человека и человечества перед самим собой. Это явилось причиной повышенного внимания к развитию способов преодоления разрушительных начал, скрытых в самом человеке, в глубинах его личности, таких как психоанализ, теория коллективного бессознательного.

Само понятие «культура» весьма неоднозначно. Его диапазон чрезвычайно широк: от любых результатов деятельности людей (по Питириму Сорокину [4]) до основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации (по Самуэлю Хантингтону [5]). При этом широко применяются определения культуры и как способа функционирования или качественного состояния общества, и как совокупности материальных и духовных ценностей, и как стереотипов поведения.

Анализ показывает [3], что в основу определения культуры безопасности жизнедеятельности должны быть положены следующие конструкты:

— мировоззренческая основа, система ценностей;

— традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

— духовные, интеллектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

С учетом этого под «культурой безопасности жизнедеятельности» понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Более просто можно сказать, что «культура безопасности жизнедеятельности» — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности, и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Очевидно, что в качестве объекта формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность. Не вызывает сомнения, что качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. Кроме того, безусловным является и тот факт, что доминанта безопасного поведения коллективов людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их людей.

Местом, где человек более полно реализует свои качества и способности, свой профессиональный потенциал, вступает в отношения с коллективом, является производственная сфера. Статистика показывает, что именно производственная сфера является источником огромного количества масштабных угроз и опасностей. Кроме того, именно в трудовом коллективе, на производстве, в месте профессиональной деятельности человек проводит значительную часть времени. Поэтому в качестве объекта формирования культуры безопасности жизнедеятельности более высокого уровня необходимо рассматривать трудовые коллективы, корпорации.

И, наконец, не вызывает сомнения то, что именно система социальных и государственных ценностей и приоритетов является системообразующим фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому данную категорию необходимо рассматривать и на уровне общества и государства.

Подытоживая сказанное, можно говорить о следующих составных элементах культуры безопасности жизнедеятельности:

— на индивидуальном уровне — это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

£

1

о н

т

у

а

I

и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

— на коллективном уровне — это корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

— на общественно-государственном уровне — это традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в области безопасности жизнедеятельности.

МЧС России на протяжении всего времени существования, а особенно активно — в течение последних десяти лет, уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех рассмотренных уровнях. Примерный перечень методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности у населения нашей страны, который активно используется МЧС России при поддержке специалистов Минобрнауки России и других федеральных органов исполнительной власти можно свести к следующему:

— на индивидуальном уровне — это семейное воспитание, обучение и воспитание в ходе проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовки учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах, полевых лагерях, участия в общественных движениях;

— на коллективном уровне — это развитие системы корпоративных ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка персонала потенциально опасных и других объектов;

— на общественно-государственном уровне — это проведение государственной политики, развитие общенациональной идеологии безопасности, нормативной правовой базы, научно-техническая деятельность в области управления рисками, социальная реклама безопасности.

Как видно, формирование культуры безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер, имеет многоаспектное значение. Поэтому деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Важную роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности не только отдельных граждан, но и всего российского общества, играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, основой формирования культуры безопасности жизнедеятельности является образование, как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. Это связано с тем, что культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно, в основном, в рамках системы образования.

Усилиями МЧС России создана и эффективно функционирует единая система подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных

объектах, охватывающая все население России — от детей до людей пенсионного возраста. Обучение в рамках этой системы осуществляется на основании положений федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», а также соответствующих постановлений Правительства РФ по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности.

Так, только в 2007 г. обучение в рамках этой системы прошли около 40 тыс. должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти, руководящего состава и должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [6].

Подготовка населения, занятого в сфере производства и обслуживания, проводится в организациях на плановых занятиях по программе в объеме 14 часов, а также путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений. В прошлом году в Российской Федерации проведено более 150 тыс. таких учений и тренировок, в которых приняли участие около 12 млн. человек.

Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов. Основное внимание при обучении этой категории населения обращается на его подготовку к умелым действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера применительно к местам его проживания, воспитание чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.

С учетом того, что культурные нормы и социальные ценности наиболее эффективно прививаются у подрастающего поколения. Министерством предпринимаются значительные усилия по организации и осуществлению обучения и, самое главное, воспитания в ходе проведения занятий в рамках общеобразовательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовки учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах и полевых лагерях «Юный спасатель», центрах «Юный пожарный», по содействию деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», Всероссийского добровольного пожарного общества, Всероссийского студенческого корпуса спасателей.

Так, за прошлый год около 15 млн. учащихся обучались по курсу ОБЖ и общепрофессиональной дисциплине БЖД [1].

Важнейшим звеном внешкольной работы являются мероприятия в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности». В 2007 г. разработано, согласовано с Рособ-разованием и утверждено новое «Положение об организации и условиях проведения этих соревнований».

Кроме того, в 2007 году проведено на различных уровнях более 20 тыс. соревнований «Школа безопасности» и около 500 полевых лагерей «Юный спасатель», в которых приняло участие около 2 млн. чел., специализированная смена «Юный спасатель», в работе которой приняло участие 13 команд из Москвы, Вологодской области и Южного региона, организованы и проведены VIII Всероссийские соревнования «Школа безопасности», в которых приняло участие 28 команд общей численностью более 300 человек от всех регионов России [1].

МЧС России уделяет постоянное внимание вопросам совершенствования образовательного процесса, улучшению учебно-методической и материальной базы. За последние три года по заказу Министерства был разработан широкий перечень продукции, включающий плакаты и раскраски для детей младшего школьного возраста, компьютерные тесты, мультимедийные и электронные учебники, компьютерные мультфильмы, компьютерные обучающие программы по безопасности жизнедеятельности, учебно-методический комплект для учреждений среднего профессионального образования, компьютерные игры и другую образовательную продукцию.

Указанная продукция разработана с учетом основных принципов формирования культуры безопасности жизнедеятельности, тиражируется и внедряется в культурно-образовательную практику. Однако в связи с большим количеством образовательных и культурно-просветительских учреждений в нашей стране тираж данной продукции ограничен и является только инициирующим фактором разработки и массового внедрения аналогичной продукции, разрабатываемой и тиражируемой в регионах и учитывающей их природные, техногенные и другие особенности.

Для повышения учебно-методического уровня преподавания курса ОБЖ и дисциплины БЖД продолжается работа по повышению квалификации учителей безопасности жизнедеятельности и учителей, ведущих занятия по курсу ОБЖ в учебно-методических центрах ГОЧС и курсах ГО. В прошлом году в них повысили свою квалификацию около 25 тыс. преподавателей ОБЖ. В Институте развития АГЗ МЧС России повысили свою квалификацию 70 преподавателей дисциплины БЖД учебных заведений профессионального образования [1].

Отдельно хочется отметить и подготовку специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в высших и средних учебных заведениях МЧС России, а также на базовых кафедрах Министерства в ведущих образовательных учреждениях страны — МАТИ—РГТУ им. К.Э. Циолковского, МФТИ, Кубанского государственного университета и многих других.

В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают современные информационно-телекоммуникационные технологии [6].

Существенную роль в этом играет создаваемая в стране Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, предназначенная для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Структурно ОКСИОН состоит из федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (местных) информационных центров и терминальных комплексов, включающих подсистемы массового информирования и оповещения населения, наблюдения и сбора информации, радиационного и химического контроля, звукового вещания и информационной безопасности.

К настоящему моменту завершено создание и введение в эксплуатацию первой очереди объектов ОКСИОН. Так, в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Астрахани, Пятигорске, Самаре, Казани, Ижевске и Омске в 2007 г. были созданы информационные центры, 30 пунктов уличного оповещения и информирования населения, 140 терминальных комплексов в составе пунктов информирования и оповещения населения в местах с массовым пребыванием людей в количестве 632 плазменных панелей и 358 устройств типа «бегущей строки». Таким образом, завершено создание достаточно мощного сегмента ОКСИОН в 13 городах Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение этой системы обеспечит гарантированное оповещение и информирование населения о различных угрозах и опасностях, сократит сроки доведения необходимой информации, увеличит действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей, и, самое главное, будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Особую роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности играет оперативное информирование населения через средства массовой информации о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, ходе их ликвидации, а также информирование по вопросам деятельности МЧС России, РСЧС и ГО, популяризации профессий пожарного и спасателя [1].

Продолжается работа по наполнению сайта детской безопасности Spas-extrim.ru. Новостная лента этого сайта — единственный в России ресурс, на котором регулярно публикуются новости Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», а также чрезвычайные происшествия с детьми и подростками. В 2007 г. на сайте были размещены обучающие видеоролики для школьников по тематике безопасности жизнедеятельности.

Ежедневно на федеральных телеканалах выходит множество сюжетов о деятельности МЧС России, публикаций в центральных печатных СМИ, таких как «Рос-

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

сийская газета», «Независимая газета», в газетах «Московский комсомолец», «Известия», «Новые Известия», еженедельнике «Аргументы и факты», журналах «Итоги», «Гражданская защита», «Пожарное дело», «Вестник МЧС России», газете «Спасатель МЧС России».

В целях повышения культуры безопасности населения МЧС России стало инициатором создания ряда телевизионных программ. С сентября 2006 г. выходит в эфир совместный проект телеканала НТВ и МЧС России — еженедельный информационный тележурнал «Спасатели», который рассказывает не только о буднях сотрудников МЧС России, но и о том, почему при ликвидации последствий ЧС спасатели поступают так, а не иначе, как избежать подобных ситуаций, что делать, если беда все-таки случилась.

В эфире канала НТВ в 2007 г. выходила программа «Победившие смерть». Это документальный сериал о людях, оказавшихся на грани жизни и смерти, но назло судьбе выигравших жестокую схватку.

В рамках реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» были подготовлены и размещены в эфире телеканала «Столица» 10 передач из цикла «Академия безопасности» о правилах оказания первой помощи при ДТП.

Из перечисленного видно, какое внимание уделяет Министерство современным информационно-телекоммуникационным технологиям формирования культуры безопасности жизнедеятельности, средствам массовой информации и коммуникации.

Хочется также отметить то, что крайне важным в регулируемом, целенаправленном процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности является наличие обратной связи с населением. Необходимо не только воздействовать на людей,

формируя их мировоззрение, сознание в области безопасности, но и оценивать, какой результат имеют эти воздействия. Поэтому требуется более масштабно проводить социологические исследования среди населения по проблемам безопасности жизнедеятельности, эффективно использовать их результаты в практической работе при определении основных направлений формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Следует отметить, что деятельность по формированию культуры безопасности жизнедеятельности еще недостаточно эффективна. Это, прежде всего, связано с тем, что перестройка такой важнейшей части индивидуального и коллективного сознания, как мировоззрение людей, системы их идеалов и ценностей, мотивационной сферы человека и общества — крайне трудоемкий и долгосрочный процесс. История смены государственных идеологий, общественно-экономических формаций дает немало этому примеров. В полной мере это относится и к замене парадигмы всеобщего неограниченного потребления ресурсов на парадигму безопасного и устойчивого развития, крайне бережного отношения к планете Земля.

Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и научных сообществ возможно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, усилить сплоченность общества перед природными, техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.

0

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

£

1

о н

т

у

а

I

Литература

1. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2006 году. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007.

2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения. В трех томах. — М.: Политиздат, 1983.

3. Воробьев, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев. — М.: Деловой экспресс, 2006.

4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. В.В. Сапова. — М.: Астрель, 2006.

5. С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. — М.: АСТ, 2005.

6. Дурнев Р.А. Новые технологии информирования и оповещения населения в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности // Безопасность информационных технологий. — 2008. — Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.