УДК 62
Е.А. Маслова, Т.П. Бажина КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ, КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматривается вопрос влияния человеческого фактора при обеспечении безопасности на объектах использования атомной энергии. Проанализированы причины возникновения инцидентов и происшествий в России за последние три года, рассмотрена зависимость всех составляющих безопасности на объектах использования атомной энергии, на основании чего обоснована необходимость воспитания культуры безопасности в Обществе.
Ключевые слова: объект использования атомной энергии, авария, инцидент, культура безопасности, промышленная безопасность.
Обеспечить абсолютную безопасность невозможно, однако, учитывая, что период индустриализации относится уже к середине XIX века (промышленная революция в Великобритании), можно сделать вывод об огромном накопленном мировом опыте, который впоследствии отразился в нормативных документах, с целью недопущения уже совершенных ошибок.
На памяти человечества, к сожалению, не одна масштабная авария, и тем более бесчисленное количество различных по тяжести несчастных случаев.
Объекты использования атомной энергии занимают отдельное место при рассмотрении вопросов безопасности, особенно это относится к атомным электростанциям (далее - АЭС). Тяжёлые аварии на АЭС отличаются от других промышленных аварий глобальным радиационным воздействием, длительностью последствий и сильнейшим психологическим стрессом.
В таблице 1 приведена общая информация о самых крупных авариях на АЭС. Причины классифицированы отражены в соответствии с определениями, содержащимися в Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций. [1]
Таблица 1
Крупные аварии на АЭС в мире
Объект Год, уровень по шкале INES Причины ядерной аварии в соответствии с ОПБ АС Радиационные последствия за границами объекта
Три-Майл-Айленд, США 1979 5 уровень Нарушение теплоотвода от твэлов Практически отсутствовали
Чернобыль, СССР 1986 7 уровень Нарушение теплоотвода от твэлов Превышение предельно допустимого аварийного выброса
Фукусима, Япония 2011 7 уровень Нарушение теплоотвода от твэлов Превышение предельно допустимого аварийного выброса
Несмотря на то, что во всех трех случаях причиной ядерной аварии названо «нарушение теплоот-вода от твэлов», фактической первопричиной данных нарушений явился человеческий фактор.
Стратегия безопасности объектов атомной энергетики, которая учла накопленный мировым сообществом опыт проектирования, сооружения и эксплуатации, была сформулирована Международной консультативной группой по ядерной безопасности при Генеральном директоре МАГАТЭ в документе INSAG-3 «Основные принципы безопасности атомных электростанций».
Фундаментальные принципы безопасности Фундаментальные принципы безопасности сведены в три основные группы. В первую группу «Стратегия управления» вошли принципы: культура безопасности, ответственность эксплуатирующей организации, государственный надзор и контроль за безопасностью ядерной энергетики. Понятие «культура безопасности» впервые появилось в 1986 году в процессе анализа причин и последствий Чернобыльской аварии, проведенного Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомных станций является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности
© Маслова Е.А., Бажина Т.П., 2016.
и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность» (ОПБ-88/97). Во вторую «Стратегия глубоко эшелонированной защиты (защита в глубину)» - глубоко эшелонированная защита, предотвращение аварий и уменьшение их последствий. А третья «Генеральные технические принципы» объединила апробированную инженерно-техническую практику, обеспечение качества, человеческий фактор, оценку и проверку безопасности, радиационную защиту, опыт эксплуатации и результаты научных исследований [2].
Для понимания ситуации аварийности в России в настоящее время, обратимся к статистике Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Надзор объектов ядерного топливного цикла осуществляют Межрегиональные территориальные управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - МТУ ЯРБ).
В процессе поднадзорной деятельности за последние 3 года МТУ ЯРБ провело около двух тысяч инспекционных проверок. Данные по проверкам представлены в таблице 2.
Таблица 2
Данные инспекционных проверок МТУ ЯРБ за 2013-2015 годы
Год Проведено проверок Выявлено нарушений
ФНП в области ОИАЭ Условий действия лицензий
2013 576 335 -
2014 659 437 155
2015 695 338 228
По результатам инспекционной деятельности МТУ ЯРБ наибольшее число нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии приходится на нарушения, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, состоянием технической документации, состоянием организационно-распорядительных документов и с обеспечением радиационной безопасности. В 2013 году анализ причин нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии показал, что в основном нарушения допущены в связи с низкой исполнительской дисциплиной персонала и являются следствием недостаточного ведомственного контроля со стороны технических служб и отделов администраций предприятий, а также обусловлены ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.
Аварий на предприятиях ядерного топливного цикла за период с 2013 по 2015 год не было. Зафиксированные с 2013 по 2015 год происшествия не повлекли каких-либо радиационных и иных последствий и характеризуются «0» уровнем по Международной шкале ядерных событий INES - «не существенно для безопасности». Данные по происшествиям, с указанием причин представлены в таблице 3.
Таблица 3
Происшествия на предприятиях ядерного топливного цикла за период с 2013 по 2015 год
Год Количество происшествий Причины происшествий
2013 5 1 - по техническим причинам, вследствие отказа оборудования; 4 - обусловлены ошибками персонала, в том числе несоблюдением требований эксплуатационной документации
2014 4 2 - по техническим причинам вследствие отказов оборудования в результате внешних воздействий природного характера; 1 - по техническим причинам; 1 - обусловлено ошибками персонала при проведении технологических операций
2015 6 6 - обусловлены неправильными действиями персонала и нарушениями в системе электроснабжения.
Надзор за оборудованием, работающим под избыточным давлением, и подъемных сооружений, осуществляют Территориальные управления по технологическому и экологическому надзору по федеральным округам.
Результаты анализа аварийности и травматизма при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, показывают, что за период с 2010 по 2015 г. включительно на поднадзорных объектах произошло 24 аварии и 20 несчастных случаев со смертельным исходом. Динамика аварий представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика аварийности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением за 2010-2015 год
Аварийность при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, за последние годы связана прежде всего с увеличением количества отработавших нормативный срок службы технических устройств.
Кроме старения технических устройств росту аварийности способствует сокращение штата работников поднадзорных предприятий и организаций, в первую очередь вспомогательного обслуживающего персонала и ремонтного персонала.
Чаще всего пострадавшими в результате несчастных случаев при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, становится обслуживающий данное оборудование персонал. Количество травмированных работников за последние 10 лет по категориям представлено на диаграмме рисунка 2.
Рис. 2. Количество травмированных работников в 2006-2015 гг. по категориям
Результаты анализа аварийности при эксплуатации подъемных сооружений за период с 2010 по 2015 г. включительно свидетельствуют об увеличении аварий за последние годы. Динамика аварий представлена на рисунке 3.
БО SO
ад зо 2: 10 :
4В
5D
зв ■ зл
32 30 ■
L 5
: : : : ■
2010
2011
2012
2D13
2014
2015
■ Количество аЕарий на ОПОпри эксплуатации ПС [за исключениемлифтоЕ, подъемнымплатформ для инеэлидсе и эскалаторов ене метрополитенов)
■ Количество аЕарии на лифтах, платформах для икеэлидсе, эскалаторах [Ене метрополитенов)
Рис. 3. Динамика аварийности при эксплуатации подъемных сооружений за 2010-2015 год
Как показывает статистика, в период 2013-2015 гг. наблюдается рост аварийности, кроме того зафиксирован рост смертельного травматизма. Переход к риск-ориентированному надзору, по итогам которого 92% ОПО с ПС отнесены к IV классу опасности, а также изменения законодательства в части вывода лифтов, платформ подъемных для инвалидов и эскалаторов вне метрополитенов из категории ОПО привели к уменьшению числа плановых проверок, проводимых Ростехнадзором в отношении организаций, эксплуатирующих ОПО. Именно на таких объектах в большей мере произошли аварии. Из чего следует, что проверки, проводимые в отношении организаций способствуют обеспечению содержания ПС, эксплуатируемых на таких ОПО, в работоспособном состоянии, вследствие чего снижается аварийность.
Среди причин аварий и несчастных случаев стали преобладать такие факторы, как отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны руководства организации - владельца опасного производственного объекта и лиц, ответственных за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии, за безопасное производство работ с применением подъемного сооружения и ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения; привлечение к производству работ персонала, не имеющего необходимой квалификации; отсутствие на объекте проектов производства работ, правил производства работ, должностных и производственных инструкций. Технические причины аварийности и смертельного травматизма при эксплуатации подъемных сооружений, как правило, являются следствием несвоевременного проведения плановых осмотров, ремонтов и технических освидетельствований технических устройств. Отдельно нужно отметить такие причины аварий и несчастных случаев, как низкий уровень трудовой дисциплины и нарушение технологии производства работ, привлечение к производству работ персонала, не обладающего необходимой квалификацией, высокая степень износа эксплуатируемых подъемных сооружений, а также передачу в аренду кранов с нарушением установленных законодательством требований по регистрации ОПО арендатором и, следовательно, непринятие мер по организации и осуществлению производственного контроля [3].
Проанализировав статистику по авариям, инцидентам и происшествиям, можно сделать вывод, что причинами их возникновения невозможно назвать природные катаклизмы или какие-либо другие форс-мажорные обстоятельства. Прямое нарушение требований безопасности, формальный подход к требованиям, отсутствие осознания опасности, а также ответственности явились причинами происшествий и аварий, которые привели к большим финансовым затратам, смертельным исходам, тяжелому травматизму.
Причины аварий, инцидентов и происшествий, представленные Ростехнадзором подтверждают важность воспитания культуры безопасности в обществе.
В настоящий момент в Государственной корпорации «Росатом» (далее - ГК «Росатом») активно реализуется программа «Культура безопасности». Внедрение этой программы проходит в рамках выполнения требований МАГАТЭ, выполнения которых жестко придерживаются иностранные коллеги. Цель внедрения программы - формирование осознания приоритета безопасности над остальными аспектами производства.
Ценности, нормы, представления, характеризующие культуру безопасности, отражают усвоенные персоналом методы и практики выполнения своих профессиональных задач и обязанностей с учетом вопросов безопасности.
Культура безопасности определяется тем, насколько эффективно реализуются задачи надзора, аудита, инспекционных проверок, мониторинга и оценки процесса обеспечения безопасности как самим ядерно-опасным объектом, так и внешними организациями, включая регулирующие органы, с целью своевременного выявления отклонений, коррекции и совершенствования процесса и его видов деятельности
Культура безопасности направленна на исключение «нормализации отклонений», таких как например, техника не всегда работает так, как предполагалось (оборудование), процедурам не всегда можно следовать в реальных условиях (документация), экономическое давление, нехватка ресурсов -нарушения правил и процедур («срезание углов»).
При этом крайне важно помнить, что безопасность на объектах использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) обеспечивается за счет обеспечения ядерной и радиационной безопасности, промышленной, пожарной безопасности, электробезопасности, охраны труда, а также охраны окружающей среды.
Необходимо, чтобы каждый сотрудник предприятия в равной степени осознавал важность соблюдения требований, всех составляющих безопасности. А значит, культура безопасности должна охватывать все перечисленные направления безопасности и быть интегрирована во все виды деятельности отрасли (рис. 4).
Акционерное Общество «Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара» (далее - АО «ВНИИНМ») является головной организацией ГК «Росатом» по вопросам материаловедения и технологий ядерного топливного цикла, технологий обращения с делящимися и ядерными материалами, остающимися в оборонной области.
Научно-техническая деятельность АО «ВНИИНМ» направлена на решение основных целей ГК «Росатом» по развитию фундаментальных и прикладных исследований, выполнению Государственного оборонного заказа, увеличению доли ядерных материалов и технологий на мировом рынке, безопасному и эффективному производству электрической и тепловой энергии на АЭС, обеспечению безопасности при использовании атомной энергии [4].
В целях совершенствования культуры безопасности и средств для ее практического применения, в АО «ВНИИНМ» сформулирована политика в области культуры безопасности.
Согласно разработанной политике в области культуры безопасности АО «ВНИИНМ» главной стратегической целью в области культуры безопасности является формирование стабильных условий работы и устойчивого состояния социально-психологической атмосферы, при которых обеспечение безопасности является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.
Одной из составляющих безопасности объекта является промышленная безопасность. Для обеспечения жизнедеятельности предприятия, и в рамках технологических процессов на территории АО
Рис. 4. Составляющие безопасности на ОИАЭ
«ВНИИНМ» эксплуатируются опасные производственные объекты, деятельность которых осуществляется в рамках лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также нерегистрируемые в Ростехнадзоре технические устройства.
Учитывая большое количество технических устройств, и несмотря на отсутствие необходимости на основании Постановления Правительства РФ № 536 от 26.06.2013 г., в АО «ВНИИНМ» разработана Политика в области промышленной безопасности,
В рамках данной политики обеспечивается проведение мероприятий, в процессе которых также реализуются направления культуры безопасности, как неотъемлемой части обеспечения безопасности объекта.
Библиографический список
1. Гордон Б.Г. Уроки аварий на атомных станциях // Электронный портал ProAtom.ru. 20.05.2014.
2. Сидоренко В.А. Ядерная безопасность в котле жизни. М: ФБУ «НТЦ ЯРБ». 2015.
3. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2015 году, - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. М., 2016.
4. Сферы деятельности АО «ВНИИНМ», официальный сайгЬос^агга.
МАСЛОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Институт техносферной безопасности, кафедра безопасности жизнедеятельности, Кубанский государственный технологический университет, Россия.
БАЖИНА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА - кандидат технических наук, доцент, Институт техносферной безопасности, кафедра безопасности жизнедеятельности, Кубанский государственный технологический университет, Россия.