Научная статья на тему 'Культура безопасного поведения личности'

Культура безопасного поведения личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
766
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Исмаилов Шарип Османович

Рассматриваются понятия «культура», «профессиональная культура», «культура безопасного поведения и жизнедеятельности» с определением их сущности, структуры и соподчиненности, а также обосновывается необходимость подготовки будущего учителя к формированию культуры безопасного поведения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура безопасного поведения личности»

14

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

сии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. 2009. № 2. С. 91-100.

Статья поступила в редакцию 30.10.2010 г.

УДК 37(091)

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

©гою Исмаилов Ш.О.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассматриваются понятия «культура», «профессиональная культура», «культура безопасного поведения и жизнедеятельности» с определением их сущности, структуры и соподчиненности, а также обосновывается необходимость подготовки будущего учителя к формированию культуры безопасного поведения школьников.

The author of the article considers the terms, such as "culture", "professional culture", "the culture of the safe behaviour and the vital activity" with the determination of their essence, structure and the subordination, and motivates the need for future teachers’ training for the developing the culture of schoolchildren's safe behaviour.

Ключевые слова: культура, профессиональная культура, профессиональная деятельность, культура безопасного поведения, безопасность.

Keywords: culture, professional culture, professional activity, safe behaviour culture, safety.

Взаимодействие личности с окружающей средой всегда сопряжено с процессом борьбы с реальными и мнимыми опасностями и рисками. Следовательно, формирование культуры безопасного поведения и жизнедеятельности выступает актуальной проблемой с точки зрения выявления общего и особенного, отдельного и единичного, взаимосвязей «культуры», «профессиональной культуры», «культуры безопасного поведения и жизнедеятельности» и т.д., с определением их иерархической соподчиненности. Ведущим концептом в данной триаде рассматривается «культура», для определения же сущности культуры безопасного поведения личности нами используется культурологический подход и соответствующее понимание приведенных понятий.

Культура как философская, педагогическая и психологическая категория имеет различные трактовки, которым уделяется большое внимание в научно-педагогической литературе. Существуют разнообразные подходы к определению культуры, раскрывающие ее различные аспекты. Но можно констатировать, что, независимо от подхода, культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом и является специфическим способом бытия человека, поскольку имеет свои пространственновременные границы, раскрывается через особенности поведения, сознания и деятельности человека.

По нашему мнению, культура личности и социума представляет собой объекты коэволюционно развиваю-

Психолого-педагогические науки • • •

щиеся, творящие и обогащающие друг друга, где личностный уровень культуры зависит от социума, который, в свою очередь, определяется культурой входящих в него индивидов.

Наиболее значимым проявлением культуры личности и общества выступает степень развития сущностных сил субъекта, достигнутая в результате его культурной деятельности, отражающая уровень приобщения к общемировым ценностям, овладения знаниями, умениями, навыками, идеями, накопленными человечеством за весь период своей истории, а также образованность и воспитанность как синтетические характеристики развития.

Следовательно, о культуре личности следует говорить как о функциональной и динамичной характеристике, представляющей собой меру человеческого в личности, выступающей предпосылкой развертывания деятельной активности, становления ее как творца, созидателя культурного процесса и т.д. [4].

Уровень развития культуры личности зависит не только от самовоспитания, но и глубины воздействия общественного сознания, в результате чего она осознает себя членом коллектива, общества в целом. На основе осознания целей, идеалов, норм, интересов социума формируется способность личности оценивать свою деятельность с позиций конкретного общества.

Культура личности представляет собой синтез духовно-нравственной, профессиональной, эстетической, идеологической, национальной, экологической, правовой, экономической и других субкультур, поскольку в основе их лежат особые отношения субъекта к окружающей среде, действительности, специфические способы ее освоения. Поэтому, на наш взгляд, в понимании культуры доминантным, смыслообразующим является понятие «деятельность», которая на уровне личности представляет собой сферу самореализации.

15

При этом важность понятия «деятельность» подчеркивается тем, что практическое взаимодействие с миром является фундаментальным отношением, которое определяет, каковы мы есть, и поэтому является ключом для понимания природы мышления, сознания, самопознания, траектории человеческого развития, характера социальной организации и трансформации.

Содержательность деятельности всегда доминантно коррелируется социально-психологическими отношениями, мотивами поведения, интересами, индивидуальными особенностями личности, вследствие чего она по своей природе всегда инновационна, за исключением активности, носящей рецептурнорефлексивный характер.

Следовательно, сознательная деятельность возможна только при достижении определенного уровня культуры личности, представляющей собой совокупность материальных и духовных ценностей, инструмент гармонизации отношений личности и окружающего мира, процесс самореализации сущностных сил субъекта, специфический способ человеческой деятельности.

Таким образом, сущностным признаком культуры является созидательная преобразующая деятельность человека, включая сам способ деятельности. Степень же освоения накопленного опыта и включения его в свою деятельность, способность моделировать его, исходя из потребностей, характеризует взаимосвязь культуры и деятельности личности.

Общефилософское понимание культуры и культурологические традиции позволяют выделить в исследовании профессиональной культуры тенденции интеграции и дифференциации, поскольку с одной стороны, она рассматривается как интегрированное, целостное и системное образование, а с другой подчеркивается необходимость дифференциации ее на отдельные составляющие. Это находит отражение в выделении таких составляющих культуры личности, как «педагогическая культура», «рефлексивная культура», «перцептивная культура» и т.д. При

16

Известия ДГПУ, №4, 2010

этом подчеркивается прямая связь между культурой и деятельностью в разных аспектах, и в частности как предпосылка, способ осуществления профессиональной деятельности. С этих позиций профессиональная культура реализуется через сознательно вырабатываемые личностью цели и целевые установки, мотивацию и направленность личности, производственные отношения и т.д. В этом аспекте культура рассматривается как показатель эффективности профессиональной деятельности, осуществление которой обеспечивает новый ее уровень, продвижение вперед и дальнейшее развитие.

Таким образом, профессиональная культура представляет собой степень овладения специалистом достижениями научно-технического и социального прогресса, а ее основными элементами выступают квалификация и профессиональный опыт.

С учетом сказанного, в профессиональной культуре нами выделяется культура безопасного поведения, безопасной жизнедеятельности, выступающая ее подвидом, определяющим функциональным компонентом. Высокая социальная значимость и крайняя необходимость формирования культуры безопасного поведения в образовательных учреждениях всех типов объясняется сложностью социальной среды, возрастанием негативных явлений (экстремизм, терроризм и т.д.).

Современное развитие общества и государства во многом предопределяется обеспечением безопасности граждан от внешних и внутренних угроз, гарантированности защиты жизни и сохранения здоровья каждого, а также безопасным развитием подрастающего поколения.

Как правило, понятие «культура безопасного поведения, жизнедеятельности» рассматривалось на интуитивном и обыденного сознания, не претендуя на строгое научное обоснование, хотя отдельные содержательные ее характеристики нашли отражение в теории и практике образования. При этом необходимость формирования культуры безопасного поведения связывают с активной разработкой и внедрением

новых технологий, всевозрастающей техногенной нагрузкой на окружающую среду и личность, появлением и распространением опасностей (экологическая, информационная, религиозная (сектантство), социальная, военная, техногенная и т.д.).

Следовательно, культура безопасного поведения, выступая показателем профессиональной культуры, способствует консолидации субъектов-носителей в силу близости ценностей, жизненных целей и представлений о способах их достижения, образа мыслей, оценок явлений окружающей среды, форм общения и стилей поведения.

Отметим, что преобразовательная деятельность осуществляется для достижения определенной пользы, когда неизбежно в силу инновационности действий возникают неожиданные «побочные эффекты», которые являются причиной возникновения дополнительных опасностей для субъекта, общества, природы, цивилизации. Увеличение масштабов преобразований повышает и масштабы опасностей, поскольку, стремясь изменить окружающую среду с учетом собственных потребностей, люди объединяются в сообщества (трудовые коллективы, профессиональные, территориальные, национальные объединения и т.д.), что приводит к изменению сферы жизнедеятельности, значительному преобразующему воздействию на окружающую среду, глобальному возникновению сопутствующих опасностей.

В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности человек, переходя в состояние деятеля (специалиста, профессионала), должен знать и рассчитывать возможные последствия преобразующих среду действий, заранее предусматривать меры защиты от них, ликвидировать последствия катастроф с минимальными потерями для личности и природы и т.д., то есть владеть культурой безопасного поведения.

Следовательно, культура безопасного поведения выступает необходимым условием профессионального становления личности учителя, готовности его к профессиональной

Психолого-педагогические науки • • •

деятельности в современных условиях

Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что культура безопасного поведения, выступающая структурным компонентом и неотъемлемой частью базовой профессиональной культуры специалиста, не дается от рождения, а формируется в процессе

Примечания

17

профессиональной подготовки. Поэтому формирование культуры безопасного поведения, осуществляемое различными образовательными учреждениями и педагогическими коллективами, обусловливает важность и необходимость разработки содержания, технологий и условий ее развития у студентов.

1. Вершловский С. Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л. : Знание, 1983. 32 с. 2. Ладенко И. С. Игровое моделирование. Новосибирск, 1987. 3. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI в. Ч. 1. СПб. : Изд-во СПбГУТД, 1998. 360 с. 4. Никифоров Г. С. Психология профессиональной подготовки. СПб. : СПбГУ, 1993. 172 с.

Статья поступила в редакцию 22.11.2010 г.

УДК 373.1.02

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

©гою мирзоев Ш.А., Османова З.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируется краеведение как ключевой фактор эффективного воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся, раскрываются основные средства, формы и методы патриотического воспитания учащихся в процессе их вовлечения в краеведческую работу, определены задачи современной школы по воспитанию патриотических чувств, сознания и поведения учащихся в процессе краеведения.

The authors of the article analyze the local history as a key factor of the effective development of schoolchildren’s patriotic and civic stands, reveal the basic means, forms and methods of schoolchildren’s patriotic education in the course of their involving in the work on the regional studies, define the tasks of the modern school in the development of schoolchildren’s patriotic feelings, consciousness and behaviour in the process of the study of the local history.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, краеведение, краеведческая деятельность, национальные обычаи, историческое краеведение, социальное и духовное развитие.

Keywords: patriotism, patriotic education, study of the local history, regional studies activity, national customs, historical regional studies, social and spiritual development.

Подготовка молодого поколения дагестанцев, готового жить в правовом, демократическом государстве в

условиях рыночной экономики, представляет собой задачу воспитательной деятельности, важнейшим на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.