Научная статья на тему 'Культура Азербайджана в годы Второй мировой войны'

Культура Азербайджана в годы Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1815
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура Азербайджана в годы Второй мировой войны»

трехдневных ожесточенных боев отразил 39 атак противника и 23.03.45 г. соединился с наступающими частями 46-й армии и 83-й БМП...

Успех высадки был достигнут благодаря тщательности подготовки и внезапности проведения операции для противника; хорошему взаимодействию всех родов войск, участвующих в операции; смелым и решительным действиям участников операции и стремлением во что бы то ни стало выполнить поставленные задачи; непрерывной артиллерийской и авиационной поддержке десанта; хорошей подготовке всех частей и соединений КДУФ...»

Для Михаила Владимировича как активного участника десантной операции важно и то, насколько точно отражены все ее события в научной и мемуарной литературе. И на этот счет он высказывает ряд соображений, делает определенные выводы. В частности, М.В. Ашик пишет, что Эстергом был освобожден 21 марта, однако Приказ Верховного Главнокомандующего был издан только 25 марта, что было крайне редко. Он считает, что это произошло потому, что 21 марта еще не было выяснена судьба высаженного ради освобождения города десанта.

М.В. Ашик, тщательно проанализировав потери немецких войск в ходе операции, пишет, что в нашей военной литературе нет единого мнения о потерях, понесенных частями, участвовавшими в Эстергомском десанте. Изучив все доступные исследователю источники и литературу, посетив места боев, Михаил Владимирович приводит в книге поименно всех 165 воинов 83-й БМП и 16 моряков Краснознаменной орденов Нахимова и Кутузова Дунайской военной флотилии, погибших в ходе Эстергомской операции.

Михаил Владимирович верен военной дружбе. До сих пор он ведет активную переписку с сослуживцами, встречается с ними, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии, приведенные в его книгах и других изданиях.

Таким образом, полковник в отставке М.В. Ашик является добросовестным исследователем, чуждым конъюнктурщины. Он пишет, что проведенное исследование позволяет сделать вывод, что «десантники выполнили неимоверно трудную боевую задачу, поставленную командованием, которое само, как показала жизнь, слабо верило в успех. Своим приказом - оставить плацдарм, бросить ранененых бойцов и прорываться не то на юг, не то на юго-восток, командование фронтом всю ответственность за возможное поражение, как это делалось уже не раз, перекладывало на командиров десантников.

Благополучное завершение Эстергомского десанта вылилось в подлинный триумф солдат и матросов, сержантов и старшин, которые своим боевым мастерством, жизнями и ранами обеспечили успех. Бросается в глаза, что основная тяжесть боев лежала на плечах тех, кто носил лейтенантские погоны»7.

Таким образом, кропотливая научно-исследовательская работа, добросовестность, верность воинскому и служебному долгу, стремление придти на помощь тому, кто в ней нуждается, бескорыстность и принципиальность снискали Михаилу Владимировичу всеобщую любовь и уважение.

1 См.: Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь: В 2 Т. Т. 1. М., 1987. С. 95.

2 Подвиг М.В. Ашика описан в ряде книг, в том числе «Из боя в бой». Л., 1982; «Память огненных лет». М., 1975; и др.

3 Опаленные войной, вдохновленные победой // Сборник воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов внутренних войск и правоохранительных органов. СПб., 2001. С. 9.

4 Книга М.В. Ашика «Эстергомский десант: 19-23 марта» (СПб., 2000) опубликована на его личные средства и вышла

небольшим тиражом.

5 Ашик М.В. Указ соч. С. 11.

6 Там же. С. 9.

7 Там же. С. 139.

М.И. Амрахов*

Культура Азербайджана в годы Второй мировой войны

С окончания Второй мировой войны прошло почти 60 лет. Эта война стала военным, политическим, материальным и моральным испытанием для народов, проживающих в бывшем СССР. Советский Союз победил в этой войне благодаря единству и стойкости, мощи и силе народов.

Азербайджан тоже внес свой вклад в достижение победы. В годы войны на фронтах воевали около 700 тыс. азербайджанцев. Сформированные в основном из азербайджанцев 77, 223, 227, 271,

* Доцент кафедры гуманитарных наук Шекинского филиала Азербайджанского института учителей, кандидат исторических наук

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

396, 402, 404 и 416-я дивизии, 9, 10, 34, 43, 103, 164, 165-я стрелковые бригады во время войны прошли доблестный путь.

В 1941-1945 гг. в Баку были построены и сданы в эксплуатацию более 63 новых нефтяных и химических предприятий. Здесь начали производить 100 видов новых химических продуктов, в т.ч. 26 видов жгучих и взрывчатых веществ, 9 видов авиационного горючего, 8 видов дизельного горючего. 75% нефти и самых важных нефтепродуктов, необходимых фронту и народному хозяйству, давал Баку.

В годы войны азербайджанский народ из своих личных средств сдал на нужды фронта более 295 млн. рублей, более 15 кг золотых вещей, около 1 т серебряных изделий. Для формирования танковых отрядов и воздушных эскадрилий были собраны средства на сумму 215 млн. рублей.

Следует признать, что Вторая мировая война, в которую был вовлечен азербайджанский народ, была не обычной войной. На войне друг другу противостояли не просто две вражеских армии, миллионы людей, смертоносная техника. На самом деле эта война была противостоянием двух миров, двух противоположных друг другу сознаний. Это была война за новый передел мира, за влияние в мире. Расценивать кого-либо из сторон в этой войне правым или неправым, одного рассмотреть только врагом, другого видеть только ангелом, на наш взгляд, было бы неразумно. Но одно неоспоримо: моральный фактор сыграл решающую роль в этой войне. Если гиганты индустрии обеспечивали солдат оружием, колхозники продовольствием, то культура дала им еще более мощное оружие -духовное.

В годы войны духовная жизнь ни на миг не переставала функционировать, наоборот, стала необычно интенсивной. Люди в трудных условиях в армии, партизанском движении и в тылу, активно и самостоятельно взялись за дело. В эти тяжелые годы они чувствовали личную ответственность перед Родиной и своей совестью. Изменения в реальной жизни людей отразились и на их духовной жизни.

Идеологическая работа стала одним из главных факторов победы, сыграла важную роль в идейно-политическом воспитании людей, в формировании их мировоззрения. Основное направление идеологической работы состояло в усилении идейно-политического и духовного единения народов, дружбы и интернационализма. Конечно же, новые обстоятельства, возникавшие в разные периоды войны, вносили изменения в форму и содержание, способы претворения в жизнь культурной деятельности. Если в начальный период войны основная задача состояла в организации общенародного сопротивления врагу, в разъяснении освободительного и справедливого характера войны, то в 1942-

1943 гг., с переходом армии в контрнаступление, средства духовного воздействия были направлены на решение основного вопроса - мобилизацию всех сил народа на освобождение захваченных земель, победу над фашизмом, восстановление народного хозяйства. Интернационализм и солидарность с правым делом народов Европы занимали основное место в массово-политической работе. С этой точки зрения при рассмотрении культурной деятельности в Азербайджане в годы войны вышеуказанное не осталось без внимания.

Необходимо отметить, что мы обратились к истории войны, особенно к истории культуры, по другой причине. Азербайджанская Республика с 1988 г. подверглась агрессии со стороны армянских вооруженных сил. Более 20 процентов наших земель захвачены, более миллиона наших соотечественников вынуждены проживать как беженцы и переселенцы. Войной опустошены тысячи культурных очагов, уничтожены исторические памятники, произведения искусства. Хотя имеются геостратегические и другие причины такого положения нашей республики в «азербайджаноармянском» конфликте, считаем, что неправильная организация идейно-политической работы, несоответствие формы и содержания культурной деятельности требованиям военного времени сыграло определенную отрицательную роль в этом плане.

Итоги войны показали, что быть сильным - не основное условие для победы. Главное, чтобы каждый гражданин страны четко осознал, в чем состоит его гражданский долг. Одним словом, для одержания победы духовная солидарность является одним из решающих факторов.

Победа над фашизмом была не только победой советских Вооруженных Сил. Эта победа была также победой духовной, победой идеологии и культуры. Как писал маршал Советского Союза Г.К. Жуков, никто не может поставить границ между военной техникой и моральным духом бойцов. Безусловно, в целом на войне победили те бойцы, у которых была вера в победу. Они имели ясное представление о цели. Защита Родины как общая цель была фактором, определявшим характер духовной жизни военных лет. Угроза Родине стала причиной усиления гражданского сознания, национальной гордости людей. Дух патриотизма сыграл немалую роль в достижении победы. Любовь к Родине, готовность ее защитить, вера в победу, единство фронта и тыла обеспечили победу.

В освободительной войне культура стала сильным духовным оружием. В соответствии с требованиями войны культура полностью объединилась вокруг общей цели.

В целом культура Советского Союза, в т.ч. Азербайджана, очень помогла в решении идеологических вопросов военного времени, мобилизовала людей в борьбе с врагом. В условиях войны с фашисткой Германией в культурной жизни страны произошли некоторые изменения.

Новый взгляд на героическую историю грядущих поколений, его связь с военным временем, и таким образом, усиление патриотических чувств поднимало у людей моральный дух. Обращение к

истории национально-освободительного движения, борьбы с иностранными захватчиками и революционных традиций стала своеобразной характерной особенностью культурной и духовной жизни страны в годы войны.

Постепенно стало усиливаться сознательное отношение к судьбе всех проживающих в стране народов. Сближение народов проявлялось в разных формах. Культурные связи с представителями разных народов особенно усилились на фронтах и переселенных территориях, что послужило толчком к обогащению культурных связей, дальнейшему развитию культуры в национальных регионах.

Вторая мировая война, вошедшая в историю советского пространства как Великая Отечественная, отличается от всех предыдущих войн не только масштабом сражений и количеством вооружения, но и высоким духом народа. Высокие моральные качества, проявленные в годы тяжелых испытаний проживающими в Советском Союзе народами - безграничная верность Родине, выносливость, отвага, героизм, целесообразное использование всех форм и способов, в т.ч. всех областей и средств культуры для воздействия на массы - сыграли решающую роль для достижения победы над врагом. Деятельность партии по идейно-политическому воспитанию масс во все периоды войны была направлена на решение поставленных задач и подчинена основной цели - реализации лозунга «Все для фронта, все для победы!», готовности сразиться с врагом. В соответствии с директивой ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. массово-политическая работа превратилась в программу борьбы против фашистских агрессоров. В директиве были определены особенность войны, основная цель и задачи партии и народа. Самая важная из них - это мобилизация всех материальных ресурсов и духовных сил народа для сражения с врагом. Все в стране было направлено на достижение основной цели - изгнание фашистских захватчиков с наших земель, превращение страны в общий военный лагерь. И это определило основные направления идейно-политической работы: усиление духовно-политической солидарности общества, дружбы народов, целенаправленная организация патриотического и интернационалистического воспитания.

В годы войны идеологическая деятельность была направлена на развитие политической сознательности масс, усиление связи партии с народом. Направление и суть этой работы определялись конкретной исторической ситуацией, менялись и конкретизировались в зависимости от положения на фронтах, от военно-политических и хозяйственных вопросов.

В первый период войны (1941-1942 гг.) основной задачей было осуществление духовнополитической мобилизации народа для организации всенародного сопротивления против врага. Самой главной задачей было добиться того, чтобы каждый человек понял глубину опасности, результаты возможной трагедии, осознал цели и задачи Отечественной войны, ее освободительный и справедливый характер, нашел свое место в общем строю, преодолел в себе безразличие.

В годы войны массово-политическая работа в Азербайджане проводилась по особым правилам. На железнодорожных станциях, мостах, вокзалах, в госпиталях, учреждениях и управлениях создавались агитационные пункты. На этих пунктах читались лекции, велись беседы. В годы войны в республике действовало 1860 агитпунктов, на которых работали 31832 агитатора. 1803 лектора и агитатора своими лекциями и беседами воодушевляли людей, вселяли в них уверенность в победе. В связи с идеологическими задачами военного времени требовалось изменить направление и содержание всей культурной деятельности государства, организационных форм культурного строительства, творческой работы интеллигенции. Стали рациональнее использоваться предыдущие достижения в области культурного строительства, все структуры духовной культуры - средства массовой информации, пресса, радио, кино, силы художественных организаций - театров, филармоний и музеев, культурно-просветительских предприятий - библиотек, клубов и других очагов культуры.

Несмотря на трудности военного времени, не уменьшилось внимание к отдельным областям культуры. Были приняты решения о деятельности учреждений народного просвещения, печати и культуры, изобразительном искусстве, пропаганде кинофильмов, учреждениях политпросвещения и организации культурно-массовой воспитательной работы в них. В решениях ЦК ВКП(б) и СНК СССР по идеологическим вопросам в годы войны проявлялись особое внимание и забота о развитии печати, литературы и общественных наук, работе культурных учреждений. Примером могут служить решения

об усилении идеологического уровня научных исследований в области общественных наук, о недостатках в научных трудах в области философии. Яркий пример — увеличение средств для развития культуры, усиление ее материально-технической базы. Сама война требовала больших затрат. Положение государственного бюджета было очень сложным. Но, несмотря на все это, в период войны на содержание культурных учреждений было выделено достаточно средств. Начиная с 1943 г., сумма, выделяемая на социально-культурные нужды, начала увеличиваться. Если в 1943 г. она составляла по стране 37,2 млрд. рублей, то в 1944 г. она выросла до 54,4 млрд. рублей, т.е. на 38,2 процента. Значительная часть выделяемых на культуру средств расходовалась на восстановление культурных учреждений на освобожденных от немецко-фашистских захватчиков территориях. В 1945 г. на развитие культуры было выделено 66,1 млрд. рублей, в т.ч. на просвещение - 28,6 млрд. рублей.

Война затронула все стороны общественной жизни. По мере изменения военно-политической ситуации определялись особенности, этапы развития культуры в период борьбы с фашизмом. С изменением военно-политической ситуации на отдельных этапах сражений с врагом менялись

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

содержание, проблематика, формы и методы культурно-просветительской работы. Сокращалось количество культурно-просветительских учреждений, в тылу их помещения передавались госпиталям, пунктам военного обучения, использовались для других военных нужд. Одной из причин сокращения числа культурно-просветительских учреждений был захват фашистами советских территорий. По сравнению с 1940 г. в 1941-м число культурно-просветительских учреждений сократилось вдвое, по стране эта цифра уменьшилась с 118000 до 59000, число массовых библиотек с 95 тыс. снизилось до 48 тыс.

Опыт первых дней войны показал, что необходимо изменить направление культурной деятельности. Пришлось использовать его оперативные, простые и эффективные, в большинстве случаев малые формы. Через несколько часов после объявления о начале войны на витринах появились первые военные плакаты Кукрыниксов. Девиз «Безжалостно разгромим и уничтожим врага!» был опубликован на страницах газет в 103 городах страны. Военные плакаты и «Окна ТАСС» стали самым оперативным, важным и популярным видом изобразительного искусства. Начали печатать стихи-призывы в бой и публицистические статьи. В газетах «Правда», «Коммунист», «Бакинский рабочий» вслед за Приказом Верховного Совета СССР о мобилизации от 23 июня 1941 г. начали публиковать статьи под лозунгом «Победа будет нашей!». 24 июня газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. Лебедева-Кумача «Священная война». К этому стихотворению композитор А. Александров сочинил музыку. Через три дня эта песня впервые была исполнена Краснознаменным ансамблем песни и пляски перед отправляющимися на фронт частями. Кинооператоры-документалисты начали снимать важные события. Ученые, писатели, сотрудники культурно-просветительских учреждений присоединившись к армии агитаторов и пропагандистов, начали вести разъяснительную работу среди населения. На митингах, в воинских частях, по радио, в госпиталях прифронтовой полосе творческая интеллигенция, педагогические работники разъясняли гражданскому населению и военнослужащим справедливый, освободительный характере войны, объясняли, что это война за освобождение Родины. Представители творческой интеллигенции, члены творческих союзов, студенты высших учебных заведений и учителя в первую очередь записывались в действующую армию. Со всех регионов республики молодые добровольцы шли в военкоматы. Начали формироваться первые фронтовые концертные бригады, ставшие эффективной формой шефской работы. Тексты новых военных песен печатались на листовках. Пересматривались репертуары театров, возобновлялись антифашистские, антивоенные постановки.

В годы войны значимым идеологическим фактором стало радио: оно утоляло «информационный голод» населения, сообщало о важных событиях за рубежом, в тылу и на фронте. Для оперативного доведения материалов из очередных выпусков газет, сообщений Совинформбюро, разъяснения основных событий международной жизни использовалось радио. Сообщения передавались в сутки 18 раз на 70 языках народов СССР.

В военные годы был принят ряд важных решений, послуживших улучшению работы Азербайджанского радио. Увеличилось количество пунктов радио. Только в 1943-1945 гг. радиослушания в колхозах были организованы в 1460 точках.

Одной из самых популярных для слушателей Азербайджанского радио была передача «Азербайджан - фронту». Деятели науки и культуры, ученые, композиторы, поэты, руководящие работники Азербайджана активно выступали по радио. Часто организовывались радиомитинги, радиопереклички. С помощью радио до населения доводились военно-политические решения государства, сообщения Совинформбюро. В годы войны очень хорошо была организована работа редакции литературно-драматических передач.

Работе местных радиопередач всегда уделялось серьезное внимание. Только в 1944 г. местные редакции радиопередач были созданы в 17 районах. В республике действовало 6 тысяч радиоустановок. В начале 1945 г. объем ежедневных передач Азербайджанского радио составлял 14 часов 7 минут. В мае 1945 г. в Азербайджане функционировало 66500 радиоточек.

Настоящими рупором общенародной борьбы стали также газеты и книги. Они отвечали на самые животрепещущие вопросы, сообщали о положениях на фронтах, о жизни внутри страны, ежедневных событиях. Печать воспитывала в народе организованность, дисциплину, героизм. На страницах газет можно было найти ответы на вопросы о самых важных постановлениях, решениях, событиях на фронтах и в тылу.

Война внесла свои коррективы и в дело издания газет и книг. В 1940 г. в стране число газет уменьшилось вдвое, а количество периодических изданий - в 4 раза. Был приостановлен выпуск некоторых журналов и многотиражек. В 1940-1942 гг. число газет снизилось от 8806 до 4561, их общий тираж уменьшился с 38 миллионов до 18 миллионов экземпляров. Книг также стало издаваться в два раза меньше. Особое внимание уделялось изданию малообъемных инструкций, агитационнопропагандистских, научно-массовых и художественных книг, характерных для военного времени. Именно поэтому в 1942 г. литература о войне составляла 32,9% всего книгопроизводства, а общий ее тираж составил 147956 тыс. экземпляров.

Снижение количества названий и тиражей издаваемых книг продолжалось до 1943 г., но с 1944 г. положение изменилось. Хотя выпуск книг о военном деле и войне снизился, зато увеличился выпуск

книг по народному хозяйству, по политическим и социально-экономическим вопросам. Издательское дело по этому параметру стало приближаться к довоенному уровню.

Среди изданий военных лет занимала важное место художественная литература. Статьи и очерки из фронтовых армейских газет перепечатывались в центральных изданиях, выходивших миллионными тиражами.

Азербайджанская печать в годы войны была одним из передовых отрядов всесоюзной печати. Накануне войны в Азербайджане наряду с республиканскими газетами выпускалось 7 областных, 56 районных, 11 многотиражных газет, 4 журнала. Флагманом азербайджанской печати была газета «Коммунист».

В годы войны доля гражданской печати уменьшилась, а военной увеличилась. В первой половине 1941 г. на фронтах выходили 15 фронтовых, 38 корпусных и 400 дивизионных газет. На фронтах выпускались и газеты на азербайджанском языке - «Фящля-кяндли Гызыл Орду дюйцшчцсц» («Боец рабоче-крестьянской Красной Армии»), «Гызыл Орду» («Красная Армия»), «Совет дюйцшчцсц» («Советский воин»), «Щяйяжан» («Тревога»), «Суворовчу» («Суворовец»), «Вятян ешги» («Любовь к Родине»), «Щцжум» («Атака»), «Вятян шяряфиня» («В честь Родины»), «Гялябяйя доьру иряли» («Вперед к победе»). Писатели и журналисты Азербайджана принимали активное участие в работах фронтовых газет.

Обеспечению литературой, книгами, плакатами и другой печатной продукцией на азербайджанском языке военных частей, где были воины азербайджанцы, уделялось особое внимание. Только в 1942 г. на фронт были отправлены (на азербайджанском языке) 172 наименования книг общим тиражом 2487 тыс., 106 наименований плакатов общим тиражом 786 тыс. В 1941-1944 гг. было распространено 118 наименований агитлистовок.

В конце 1944 г. в нашей республике издавались 800 наименований республиканских, областных, городских, районных и участковых газет. Из них 90 были на азербайджанском, 8 - на армянском, 7 -на русском языке. Три журнала из четырех издаваемых выходили на азербайджанском языке.

Война пагубно отразилась и на работе полиграфических предприятий. Уменьшилось количество издательств, объем печатной продукции. После коренного поворота в ходе войны, увеличения средств на социально-культурные расходы в работе издательско-полиграфических предприятий произошло улучшение. Уже в 1944 г. было напечатано 105 наименований книг по разным областям науки общим количеством 3570 тыс. экземпляров. Увеличилось издание книг по политике, обороне и общественнополитическим вопросам. Издательство «Азернешр» в годы войны выпустило 533 наименования литературы общим объемом 5602 печатных листов (20759 тыс. экземпляров). Из них 423 наименования (5319 тыс. экземпляров) составила политическая, оборонная и социально-экономическая литература, 110 наименований (675 тыс. экземпляров) - художественная литература. В годы войны было издано 426 наименований детской литературы объемом 648 печатных листов общим тиражом 2155 тыс. экземпляров.

В годы войны чрезвычайно выросли значение общественных наук, их влияние на идеологическую жизнь страны. Агитационная и пропагандистская работа ученых в значительной мере усилилась. Научные работники в устных выступлениях, на лекциях, в статьях, брошюрах, книгах разъясняли характер и цель войны, информировали о движении сопротивления и оккупационном режиме. Ученые выступали в воинских частях, на фабриках и заводах, предприятиях и организациях, по радио.

В годы войны работа науки и образования была организована под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» К концу войны в Азербайджане было 60 научных учреждений. В научных учреждениях и высших учебных заведениях работали 150 профессоров и докторов наук, 380 доцентов и кандидатов наук. В годы войны свыше 100 ученых были награждены орденами и медалями СССР.

7 ученых были удостоены Государственной премии, 50 человек получили почетное звание «Заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР» и «Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР». Из ученых в годы войны М.А. Миркасимов, Г.Гусейнов, С.Азизбеков, М.Гашгай, Ю.Мамедалиев вели очень эффективную научную и общественно-политическую деятельность. Создание Академии наук Азербайджанской ССР считается важнейшим историческим событием того периода.

Научные деятели Азербайджана активно участвовали в культурно-политической работе. В эти годы были написаны значительные произведения, посвященные прошлому, национальноосвободительной борьбе и истории философской мысли нашего народа.

Годы войны стали периодом испытаний для области просвещения Азербайджана. Органы образования и педагогические коллективы принимали активное участие в сохранении сети школ, осуществлении обязательного образования, размещении детей, лишившихся родителей, улучшении военно-физической подготовки учащихся, во всенародном движении по оказанию помощи фронту и в проводимой среди населения культурно-политической работе.

В годы войны в Азербайджане была сохранена сеть общеобразовательных школ.

Если в 1940-1941 учебном году в 3575 школах республики учились 654902 человек, то в 19441945 учебном году количество школ было 3233, а учащихся 483581 человек. Как видно, военное время не слишком сильно отразилось на образовании.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Несмотря на трудности, не было прекращено в Азербайджане педагогическое образование. В то время в области подготовки педагогических кадров ведущая роль принадлежала Азербайджанскому государственному университету и Азербайджанскому педагогическому университету. В ряде регионов были организованы учительские институты. В 1945-1946 гг. в школах Азербайджана работал 18831 учитель.

Для политпросвещения масс огромное значение имела деятельность культурнопросветительских учреждений. В начале войны в республике функционировало 1386 библиотек, 1130 читальных комнат, 1633 клуба, 22 музея, 31 театр, 426 киноустановок.

В годы войны формы и методы деятельности культурно-просветительских учреждений республики были пересмотрены. Эвакуация материальных ценностей, переезд музеев, библиотек, театров, обеспечение деятельности культурных учреждений было одним из сложных вопросов того времени. В культурно-просветительских учреждениях начали пользоваться такими способами работы, как беседы, лекции, чтение, выставки, организация передвижных библиотек и др. Работники музеев и библиотек вели активную агитаторскую и пропагандистскую работу в призывных пунктах, госпиталях, на фабриках и заводах, встречались с солдатами на фронтах. Начиная с 1942 г., в Азербайджане и за его пределами организовывались выставки азербайджанских художников.

Поле деятельности клубов стало более широким, разнообразным и многоплановым. Работники клубов встречались с фронтовиками, передовиками производства, организовывали среди населения беседы и чтения.

В сельской местности массовым очагом культурной и политико-воспитательной работы были читальные комнаты. В читальных комнатах обсуждались экономические вопросы, люди читали здесь центральные и местные газеты, знакомились с последними сообщениями с фронта, рассматривали карты военных операций. Последние новости по радио в читальных комнатах слушались коллективно. Организовывались письма на фронт, чтение писем, поздравительных телеграмм, благодарственных писем с фронта превращалось в событие.

С конца 1942 г. деятельность культурно-просветительских учреждений еще более расширилась. Если в первые периоды войны вся агитационная и пропагандистская, в т.ч. культурно-массовая работа была направлена на разъяснение освободительного и справедливого характера, целей войны на уничтожение врага, то в 1942-1943 гг., с переходом армии в наступление, все средства культурного воздействия были направлены на решение основной военно-политической задачи - усиление коренных изменений в ходе войны, освобождение земель от немецко-фашистских захватчиков. А в последний период войны - в 1944-1945 гг. - все усилия народа были мобилизованы на победу над фашизмом, на восстановление народного хозяйства. Интернационализм и солидарность с народами Европы стали занимать одну из центральных позиций в пропагандистской работе. Усиливающийся интерес к культуре и науке, всестороннее развитие организации культурного воспитания, восстановление его сетей требовало еще большей заботы. Поэтому партия и правительственные органы приняли ряд постановлений, направленных на восстановление культурно-просветительской работы и его улучшению. Среди них одним из самых важных было постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 августа 1944 г. «Об улучшении материального положения работников культурно-просветительских учреждений и библиотек». По этому постановлению увеличилась зарплата заведующих читальными комнатами и сельскими клубами, художественных руководителей и инструкторов домов культуры, работников библиотек.

В результате осуществленных в соответствии с решениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР мероприятий, а также инициативности организаций стали восстанавливаться культурнопросветительские учреждения. Восстановление культурно-просветительских учреждений повлияло на расширение культурной работы и рост активности работников. Количество организованных в клубах лекций и докладов в 1944 г. было в три раз больше, чем в 1942 г., а количество слушателей увеличилось в четыре раза. Заметно улучшились в содержательном плане вечера художественной самодеятельности, киносеансы. Количество представлений и концертов выросло в 4 раза. С 1943 по

1944 гг. количество кружков в культурно-просветительских учреждениях увеличилось более чем в 3 раза, количество участников этих кружков - более чем в 5 раз. Несомненно, такая массовая деятельность, охватывающая широкие слои населения, в значительной степени отразилась на увеличении производительности труда.

В Азербайджане среди культурно-просветительских учреждений в годы войны особенно эффективно функционировали обладающие широкой сетью библиотеки. Работники библиотек посылали книги в воинские части, вели массово-политическую работу на заводах, фабриках, нефтяных промыслах, колхозах и заводах, призывных пунктах, организовывали лекции и беседы, выставки.

Только в 1941-1942 гг. в азербайджанские дивизии было передано 5 библиотек с 5000 экземпляров книг в каждом, 50 тыс. экземпляров политической, 3 млн. экземпляров художественных книг, 150 тыс. плакатов, более 3 млн. разных лозунгов. В воюющую армию было отправлено более 32 тыс. экземпляров газет «Коммунист» и «Бакинский рабочий».

В годы войны были улучшены книжные фонды и в районных библиотеках. Работники библиотек принимали активное участие в движении помощи фронту, восстановлении библиотек на освобожденных от оккупации территориях. Кадровая подготовка тоже не была обделена вниманием.

К концу войны в республике функционировало 754 библиотеки, из них 583 сельских. Книжный фонд библиотек составлял 2130 тыс. экземпляров.

Музеи тоже активно участвовали в патриотическом воспитании людей, играли большую роль в мобилизации их на победу над врагом. В годы войны было организовано более 120 постоянных и передвижных выставок с 11352 экспонатами, музеи посетили 160000 человек.

В 1945 г. в Азербайджане действовало 754 библиотеки, 1192 клубов, в числе которых 31 районный дом культуры, 391 сельский клуб, 76 районных клубов, 694 читальных комнат. В том же 1945 г. был создан Комитет по культуре и просвещению.

Деятельность музыкальных и театральных коллективов, культурно-просветительских организаций ярко показывает уровень культуры воюющего народа. В годы войны сила воздействия искусства, являющегося сильным оружием в воспитании масс, активная мобилизующая роль литературы достигли высших показателей. Для литературы и искусства военного времени был характерен высокопатриотический пафос. В художественном творчестве особенно ярко проявлялось обращение к историческим традициям, к наследию поколений, установление связи войны с героическим прошлым, чувство Родины. Лейтмотивом в произведениях литературы и искусства была безграничная любовь к Родине, ненависть к оккупантам, героизм народа, гуманизм в справедливой и освободительной войне, вера в победу.

В годы войны ответ творческой интеллигенции на трагические и героические события эпохи был резким и волнующим. В это время, в частности, получило развитие более простое и действенное массовое песенное творчество. Песни помогали справиться с военными тяготами, призывали солдат к бою. Поэтому песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная война» была признана духовным оружием народа и превратилась в гимн военного времени. Песни, написанные азербайджанскими композиторами, стали всенародными. Симфоническая и камерная музыка наших композиторов глубоко, с болью и яростью отражала трагические события войны и вместе с тем веру в победу. Были созданы симфонии, посвященные победе над врагом, городам-героям.

В годы войны творческие союзы Азербайджана активно участвовали во всенародной борьбе. Азербайджанская музыка укрепилась в этот период, и можно утверждать, что в какой-то мере развилась. В военное время наши композиторы сочинили более 400 массовых песен, маршей и симфоний на героическую тему. Были прослушаны и обсуждены 192 музыкальных произведения. У.Гаджибеков, Кара Караев, Ф.Амиров, Дж. Джахангиров, А.Бедалбайли, С.Рустамов, С.Алескеров, Ш.Ахундова, А.Рзаева и многие другие в годы войны очень много работали. Как писала газета «Известия» об азербайджанских композиторах в годы войны, «талантливое поколение молодых композиторов представляет не только музыку военного времени, но яркое будущее». Опера «Родина» К.Караева и Ф.Амирова была удостоена Государственной премии.

В годы войны в творчестве ашугов патриотическая тема занимала центральное место. Работники искусства Азербайджана в военное время дали более 36500 концертов, принимали активное участие в сборе средств для фонда обороны, в движении помощи фронту, организации массовополитической работы среди населения.

В годы испытания деятельность киноискусства страны подверглась организационным и тематическим изменениям. Кинохроника превратилась в одну из основных форм киноискусства. Киножурналисты снимали правду о войне, информировали зрителей о событиях в стране, показывали воюющий народ. В годы войны было снято 3,5 млн. метров пленки.

Благодаря самоотверженности, мастерству, смелости и бесстрашию операторов была создана киноэпопея войны, сняты значительные художественные картины для будущих поколений и современников. «Разгром немецких солдат под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Сталинград», «Секретарь райкома», произведенные в Бакинской киностудии фильмы «Подводная лодка Т-9», «Наша семья» и многие другие замечательные ленты имели огромное политическое значение. Эти фильмы пробуждали в людях ненависть к врагу, выражали силу духа, героизм, веру в победу людей из линии фронта и тыла.

Основная тема азербайджанских фильмов - патриотизм, дружба народов. Азербайджанские кинооператоры неоднократно бывали в зоне боевых действий, снимали кадры в самых горячих точках.

Характерно, что темы азербайджанских фильмов, созданных в годы войны, были не плодом воображения, а взяты непосредственно из жизни, из наблюдений работников кино на фронтах. Например, вышедшая на экраны в сентябре 1943 г. кинолента «Подводная лодка Т-9» рассказывает об отваге и храбрости бойцов военно-морских сил. Или же кинокартина «Наша семья», основным лейтмотивом которой является чувство высокого патриотизма, дружбы народов.

В целом снятые в годы войны художественные и документальные фильмы вошли в историю азербайджанского кино как летопись славных лет. И по окончании войны тема патриотизма была актуальной на экранах азербайджанского кино.

Первый послевоенный кинофестиваль проводился в Каннах и открылся он советским фильмом «Берлин». Это свидетельствовало о признании решающей роли Советского Союза, показывало значение культуры и искусства в завоевании победы.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Художники в годы войны все свое творчество направили на отражение жизни народа. «Окна ТАСС», военные плакаты, «агитационные окна», графические циклы имели большое художественное и пропагандистское значение.

Содержание и проблематика многих произведений, форма и характер художественного творчества определялось событиями военного времени, отвагой народа. В развитии художественного творчества тех лет можно отметить несколько этапов. В начале войны в первую очередь начали возникать формы массовой агитации. Сопротивление врагу, борьба с оккупантами и ненависть к нему стали определяющей темой. Малые, оперативные формы (плакаты и листовки) массового творчества в военное время имели большое значение.

Мастера искусства Азербайджана в годы войны самоотверженно трудились. Наши художники в военное время участвовали в 17 выставках. Из художников тех лет можно назвать А.Азимзаде, К.Кязимзаде, И.Ахундова, Г.Халыгова, А.Гаджиева, С.Шарифзаде, М.Рахманзаде, М.Наджафова, С.Саламзаде, из скульпторов - П.Сапсай, Ф.Абдурагимова, Дж. Гарягды, Г. Ахмедова, З.Мамедову и других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Театры строили свою деятельность по требованиям военного времени. В те годы осуществлялась новая репертуарная политика. Поставленные на сцене Азербайджанского театра оперы и балета им. М.Ф. Ахундова пьесы «Любовь» М.Ибрагимова, «Вафа» РРзы, «Ожидание» М.Гусейна и И.Эфендиева, поставленные на сцене Азербайджанского государственного русского драматического театра «Фронт» А.Корнейчука, «Будет так», «Жди меня» К.Симонова служили делу мобилизации на победу духа народа. Одним словом, мастера сцены наряду с писателями, композиторами, музыкальными деятелями, художниками Азербайджана вносили свой вклад в борьбу за победу.

В годы войны артисты высоко поднимали знамя искусства на фронтах. В кратчайшие сроки были внесены изменения в репертуар, подготовлены новые программы. В основном ставились произведения азербайджанских писателей и композиторов. В 1941 г. работало 357 фронтовых бригад, в 1943 г. их было уже 1215, а количество выступлений выросло до 150 тыс. В 1944 г. на фронте побывало 980 концертных бригад, которые выступили 185 тыс. раз. В целом за военные годы артисты побывали на фронте 42 тыс. раз, 3685 бригад выступали со спектаклями и концертами, 437 из которых были показаны непосредственно на фронтовой линии, перед 1350 тыс. зрителей.

Деятельность профессиональных ансамблей, концертных бригад, оркестров является одной из важных сторон военно-политической работы. Приезд в воинские части фронтовых концертных бригад и театров всегда превращался для солдат в праздник. Бойцы и командиры не только наслаждались выступлениями артистов, но и получали моральную поддержку.

Азербайджанские писатели и поэты с первых дней войны побывали на фронтах. А.Алекберзаде, А.Алибейли, Дж. Хандан, Б.Касимзаде, З.Джаббарзаде, А.Аббасов и др. воевали в армии, М.Ализаде, Гусейн Натик, А.Фарук, Энвер Казиев погибли на фронте. М.С. Ордубади, С.Вургун, С.Рустам, М.Ибрагимов, М.Гусейн, Р.Рза, М.Рагим, С.Рагимов, О.Сарывелли часто ездили на линию фронта, выступали перед бойцами. Р.Рза, А.Велиев, И.Оратовский, А.Джамиль, М.Аранлы и др. активно участвовали в работе фронтовых газет.

Для писателей и журналистов сотрудничество с фронтовыми газетами было основным видом деятельности. Критики, издатели, поэты, литературоведы работали в фронтовых, армейских, дивизионных газетах. Они становились военными корреспондентами центральных газет, ТАСС, Совинформбюро, радио, фронтовых газет. Писались в основном фронтовые очерки, публицистические статьи. В архивах хранится огромное количество материала, собранного военными корреспондентами. Их публикации были сильным агитационным оружием.

В 1943 г. в ходе войны произошли коренные изменения. Успешные наступательные операции нашей армии, освобождение сотен городов и сел нашло свое отражение и в художественном творчестве.

Для 1944-1945 гг. были характерны такие темы, как освободительная миссия Советской Армии, новые победы, освобождение наших территорий от немецко-фашистских оккупантов, освобождение угнетенных гитлеровской армией народов, близкая и долгожданная победа. Традиция гуманизма и интернационализма стала основополагающей и определяющей темой творчества литературно-художественной интеллигенции. К примеру, можно показать художественные произведения поэтов и писателей, картины художников, работы скульпторов, кинофильмы мастеров кино. Одним словом, воюющая армия превратилась в читающую армию.

История войны благодаря силе писательского слова до сих пор жива. По произведениям писателей мы представляем то кровавое и жестокое время. И о разгромленной карабахской земле должны быть созданы такие произведения.

Когда узнаёшь, что люди читали и перечитывали стихи, письма С.Вургуна, Р.Рзы,

О.Сарывелли, переписывали их и хранили, учили наизусть, нельзя не удивляться. Знакомясь

с хранящимися в музеях, архивах читательскими письмами, адресованными азербайджанской интеллигенции, можно поверить в значение и мобилизующую силу агитации, культурной деятельности, массово-политической работы.

В зарубежных странах - в Англии, США, Швейцарии и других - издавались произведения писателей, организовывались выставки графики, изобразительного искусства, карикатуры. Многие из них хорошо воспринималось международной общественностью. Например, после издания в США повести В.Васильева «Радуга» газета «Кгошк1» (Сан-Франциско) рекомендовала американцам читать эту книгу и узнавать о зверствах фашистов. 25 сентября 1942 г., в день рождения Д.Шостаковича, в США был открыт фестиваль в его честь.

Вторая мировая война является особым периодом в героической истории народа и многонациональной культуры. Общая цель - защита Родины - стала определяющим признаком духовной жизни. В подготовке людей к защите Родины, организации единства фронта и тыла, усилении веры к победе, патриотических чувств значение и роль культуры и искусства весьма значимы.

В годы войны сила и область воздействия культуры, в т.ч. культуры Азербайджана, в значительной степени расширились.

Обращение к историческому прошлому, революционным традициям, героической истории в военное время стало характерной чертой культурной и духовной жизни общества. Несмотря на тяготы военного времени, культура в целом, в т.ч. культура Азербайджана, не переставала развиваться. Культура и искусство обогатилось новыми достижениями. Было создано художественное наследие мирового значения. Культура в годы войны превратилась в духовное оружие.

Литература

1. Абасов М.Г. Баку в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.). Баку, 1967.

2. Абасов М.Г. Азербайджан в Великой Отечественной войне (краткий очерк). Баку, 1990.

3. Абдулсаламзаде Г.Я. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.) // Известия АН Азербайджанской ССР. Серия «Экономика». 1975. № 2. С. 59-61.

4. Агазаде Т.Д. Здравоохранение Азербайджана в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку, 1989.

5. Азербайджанская ССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Сборник документов и материалов в 2 т. Т. 1. Баку, 1976; Т. 2, Баку, 1977.

6. Алиев А. Боевой театр военных лет // Литературный Азербайджан. 1975. № 2. С. 133-135.

7. Аликперов З.М. Работники искусства и литературы Кавказа в годы Великой Отечественной войны // Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории им. Уз. Гаджибекова. История и теория музыки. 1968. № 1. С. 74-86.

8. Алимирзоев Х.О. 50 лет АГУ: Исторический очерк. Баку, 1969.

9. Амрахов М.И. Усиление начальной и физической подготовки школьников в годы войны (1941-1945гг.) // МВД России: История, практика и перспектива: Сборник научных трудов. Вып. 6. СПб., 2001. С. 11-16.

10. Амрахов М.И Азербайджанские учителя в годы Великой Отечественной войны // Общество и право: Сборник трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 17. СПб., 2003. С. 5-8.

11. Амрахов М.И. Народное образование в Азербайджане в годы войны (1941-1945 гг.). Баку, 2004.

12. Академия наук Азербайджанской ССР. 20 лет. Баку,1966.

13. Багизаде А.З. Интеллигенция Азербайджана в годы Великой Отечественной войны. Баку, 1970.

14. Беляева В.А. Трудовой подвиг рабочих Азербайджана в годы Отечественной войны. Баку, 1957.

15. Большаков И.Г. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны (1941-

1945 гг.). М., 1950.

16. Василенко В. Музы в Великой Отечественной // Литературный Азербайджан. 1975. № 4. С. 124-125.

17. Великая Отечественная Война Советского Союза (1941-1945 гг.): Краткая история. М., 1965.

18. Высшая школа: Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. Ч. 1. М.,1978; Ч. 2. М., 1978.

19. Габибов Н., Наджафов М., Искусство Советского Азербайджана. М., 1960.

20. Гаджиев П. Азербайджанская советская графика (1920-1940). Баку, 1969.

21. Гаджиев И.М. Участие женщин в общественной и культурной жизни Азербайджанской Республики в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку, 1991.

22. Гейдаров С. Организаторская работа Коммунистической партии Азербайджана в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку, 1953.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

23. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг. М.-Л., 1947.

24. Джавадова М.Н. Тема Великой Отечественной войны в Азербайджанской художественной прозе (1941-1945 гг.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Баку, 1961.

25. Джафаров Д. Г. Азербайджанский драматический театр (Театр имени Азизбекова). (18731941). Баку, 1962.

26. Джафаров Н.Д. Военно-организаторская и оборонно-массовая работа в Баку в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку, 1972.

27. Жуков С.И. Фронтовая печать в годы Великой Отечественной войны. М., 1968.

28. Зверев А.Г. Государственный бюджет СССР на 1941 год. М., 1941.

29. История Азербайджана. Т. 3. Ч. 2. Баку, 1963.

30. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945: В 6 тт. М.,1961-1965. (Т. 1. 1960; Т. 2. 1961; Т. 3. 1961; Т. 4. 1961; Т. 5. 1963; Т. 6. 1965).

31. Искусство Советского Азербайджана. М., 1970.

32. Касумов З.М., Стригунов И.В., Трепетин Б.Л. Академия наук Азербайджанской ССР. 20 лет. Баку, 1966.

33.Комков Г.Д., Куманев В.А. Советская культура в годы Великой Отечественной. М., 1965.

34. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 12. М., 1977.

35. Композиторы Азербайджана. Баку, 1986.

36. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: Сборник документов. 1917-1958. М., 1958.

37. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М., 1956.

38. Культурное строительство Азербайджанской ССР: Статистический сборник. Баку, 1961.

37. Культура Советского Азербайджана. Баку, 1980.

38. Кулиева З.Г. Женщины Советского Азербайджана в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку, 1987.

39. Книга, графика и плакат Азербайджана. Баку, 1959.

40. Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970.

41. Кузьмин М.И. Советская медицина в годы Великой Отечественной войны. М., 1979.

42. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны М., 1983.

43. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.

44. Мамедалиев Ю.Г. Развитие науки в Азербайджане. Баку, 1960.

45. Мадатов Г.А. Азербайджан в Великой Отечественной войне. Баку, 1975.

46. Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны. Баку, 1945.

47. Мехтиев Г.Г. Деятельность Коммунистической партии Азербайджана в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Баку, 1967.

48. Мехтизаде М.М., Аллахвердиев Т.А., Алиев К.Г. Расцвет народного образования в Азербайджане. Баку, 1980.

49. Наджафов М. Изобразительное искусство Советского Азербайджана М., 1963.

50. Народное хозяйство Азербайджанской СССР в 1985 году. Баку, 1986.

51. Очерк истории азербайджанской советской литературы. М., 1963.

52. Пашаев Н.А. Победа культурной революции в Советском Азербайджане. М., 1976.

53.Пашаев Н.А. Культура Азербайджана в военное время: В кн.: Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976. С. 179-190.

54. Попов Н.П., Горохов Н.А. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. М., 1981.

55. Пути развития народного образования в Азербайджане. Баку, 1945.

56. Развитие высшей школы в Советском Азербайджане. Баку, 1984.

57. Рзаев А.К. Очерки истории высшего педагогического образования в Азербайджане. Баку, 1966.

58. Савельев В.М., Саввин В.П., Советская интеллигенция в Великой Отечественной войны. М., 1974.

59. Сеидов М. Азербайджанская советская драматургия в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дис. ... канд.филол. наук. Баку, 1956.

60. Советский Азербайджан за 50 лет: Статистический сборник. Баку, 1970.

61. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976.

62. Халилов А., Трепетин Б. Азербайджанской филиал Академии наук СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). Баку, 1975.

63. Чадаев Я.Е. Экономика СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945гг.). М., 1965.

64. Черник С.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.