УДК 821.352.3
ББК 83.3 (2=Ады)
Х 98
Хуако Ф.Н.
Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры маркетинга, сервиса и туризма Майкопского государственного технологического университета, e-mail: fatimah2@mail. ru
Киржинова С.А.
Кандидат филологических наук, заместитель декана по учебной работе, доцент кафедры конституционного строительства, государственного и муниципального управленияМайкопского государственного технологического университета, email: [email protected]
Культовые веяния в адыгском словотворчестве нового века
(Рецензирована)
Аннотация:
Анализируется интерес современного лингвистического, литературоведческого и культурного сообщества к проблемам развития новописьменных литератур с целью освещения этнической истории адыгов в ее художественном ракурсе, что предопределяет решение задачи более детального рассмотрения и мифопоэтической сферы. Направленность гуманитариев в этом ракурсе с годами усилилась, что определяется приведением текстовых примеров. Это подтверждается и формулированием аналитических размышлений адыгских писателей по данной тематике. Одним из обязательных признаков авангарда называется идеализация, культивирование, вознесенность конкретных кумиров и говорят о нем применительно к рассматриваемым писателям. Требуемый для художественного произведения знак композиции довольно насыщен в текстах анализируемых писателей текущего поколения. Отмечается также, что периодически выделяемая отнесенность текста к малой прозе отнюдь не влияет на художественную силу и качество стиля произведений.
Ключевые слова:
История адыгов в художественном ракурсе, малая проза, культивирование, творческое своеобразие, словотворчество, мифопоэтика, своеобразие стиля.
Khuako F.N.
Doctor of Philology, Professor, Leading Researcher of Department of Marketing, Service and Tourism, the Maikop State University of Technology, e-mail: [email protected]
Kirzhinova S.A.
Candidate of Philology, Deputy Dean for study, Associate Professor of Department of Constitutional Construction, State and Municipal Government, the Maikop State University of Technology, e-mail: [email protected]
Cultural behavior in the Adyge communication of the new century
Abstract:
The work examines the onset of today's civilization, which determined the creative search for a number of Circassian writers. The relevance of the work is conditioned by the interest of the modern linguistic, literary and cultural community in science to the problems
of the East Asian ethnic communities. The aim of the work is to highlight the ethnic history of the Circassians in its artistic aspect, which predetermines the solution of the task of a more detailed examination of the mythopoetic sphere. This orientation of the humanities scholars is emphasized in the paper by bringing the text examples of S. Gutova, Sh. Kuev, Z. Bzasezhev and M. Tlekhas. This is confirmed by the formulation of analytical conclusions about the ongoing active addressing of Circassian writers to this subject, which determines the prospect of its subsequent development. The authors call the idealization, cultivation, ascension of specific idols one of the indispensable signs of the avant-garde and speak of it as applied to the writers under consideration. The sign of the composition required for the work of art is quite rich in the texts of the current generation of writers to be analyzed. At the same time, the periodically allocated attribution of the text to small prose does not at all affect the quality of the style. Being able to get the recipient in a brightly active layer of nature, Adyghe modern authors can convincingly present its elements as active narrative characters. Here are the individual searches for the meaning of life.
Keywords:
History of the Adyghes within the framework of artistic aspect, small prose, a new century, cultivation, creative originality, word formation, mythopoetics.
Адыгская литература нового века, базирующаяся на новой доктрине социума и индивида, расширила пространства творческого осмысления действующих реалий. Творческое сознание писателей, воспроизводимое тягостными перестроечными ломками, взаимодействует, в первую очередь, с разрешением текущей проблематики. Прямое и концентрированное дыхание наступившей эры с необычным и скрупулезным штудированием макрокосма ощутимо предварили художественные искания многих адыгских авторов. Появилась перспектива сказать об этнической хронологии гораздо более правдоподобную истину, которая прежде располагалась под обязательным табу. Начинает заходить речь о русско-кавказской войне, драматическом вытеснении за рубеж одновременно с кадрами тысячелетней адыгской хроники, а также с эпизодами их бытия во вновь приобретенных обстоятельствах.
Наиболее существенным для автора объектом внимания выступает мир душевный (и частный, и национальный), способный светиться различными гранями, стимулирующими искусство разных типов (и слог, и песню, и танец, и картину, и т.д.). Фактически по производимой
авторами продукции можно судить и уверенно утверждать, что «любить, творить и плодоносить, - вот стержневой принцип каждого адыгского словотворца» [1: 161] данного периода. Плодотворность есть одна из стержневых составляющих в классической этической доминанте Аристотеля, который беспрекословно причислял такую личностную черту к числу индивидуальных достоинств. Как известно, авторской плодотворностью принято считать положение, при котором творец производит оптимально эффективный словесный продукт. «Мы имеем дело, - как говорит по поводу одного из этих авторов (Н.Куека) проф. Ш.Ергук-Шаззо, - с явлением ... сложным, с материком, планетой, которые живут своей жизнью, своими красками, звуками, запахами и т.д.». Причем, по ее мнению, в указанный период одним пластом в литературу вступили «... интересные лирики с явно выраженным эпическим уклоном, поэты думающие, понимающие жизнь, способные видеть ее краски» [2: 69].
В их творческой плодотворности получают продолжение несомненные качества и гениальные дары авторов. К соответствующему активному ряду нового времени исследователи причисляют,
в первую очередь, Н.Куека, затем - следовавших за ним более молодых авторов (М.Тлехаса, Ш.Куева, С.Гутовой, Т.Дербе, М.Меджашева и др.), а также авторов более раннего периода: Р.Паранук, И.Тлепцерше, Х.Панеша, К.Кесебежева, Н.Хунагову, Р.Махоша, С.Халиша и др. Для многих из них плодотворная мифопо-этика Н.Куека есть один из наиболее конструктивных в литературе методов высказывания. Профессор Ш.Е.Ергук-Шаззо характеризует данное явление таким образом: это «группа тогда молодых, которые, на наш взгляд, испытали непосредственное духовное влияние Н.Куека, а теперь стали солидными авторами - Мули-ат Емиж, Тлехас Мугдин, Хунагова Саи-да, Гутова Санят, Хурумов Хусен, еще десяток молодых авторов, явно пишущих «под Нальбия»» [2: 50].
К примеру, современная адыгская поэтесса Санят Гутова, пришедшая на отечественное творческое поле в эпоху советских мифов и иносказаний, она выступила уверенным и плодотворным последователем мифопоэтики Н.Куека, считая ее продуктивным способом словотворческого мышления. Тем не менее, включенные в такой метод мифы кардинально отличаются от мифа советского. Героями, в отличие от мастеров на все руки, промышленников советской страны, здесь выступают и активно действуют Солнце, Гора, Дерево, Земля и другие природные порождения. Такую обусловленность авторского разума склониться в сторону натурализма можно назвать спорной и обратиться к фактам биографии. Фактически, после получения среднего образования в школе трудилась С.Гутова определенный период в колхозной бригаде. Став затем дипломированным педагогом после отличного окончания АГПИ (1985 г.), юная тогда девушка реально апробировала собственные знания в средней школе аула Хатукай (Красногвардейский район РА). Необходимый в современном медиасооб-ществе подход к обработке текста, кро-
ме требуемого ряда умений технических, нуждается и в умении индивида творить, мыслить, созидать. Ведя в средней школе освоенные теоретически филологические предметы (язык и литература, как русские, так и адыгские), поэтесса таким образом оказалась готова к медиакарье-ре. Войти в профессиональное пространство ей удалось апробированным мастером. К тому же на подобного словотвор-ца Всесоюзная государственная телерадиокомпания региона оказалась согласна уже в 1986 г., причем надолго (поскольку С.Гутова остается там и по сей день).
Кроме того, направленность гуманитария на словесное продуцирование приобрела с годами еще большую плодотворность. Фактически в силу такой нарастающей эффективности с 1983 г. начинает создаваться требуемый и желанный текст (в том числе и прозаический). В 2004 году выходит книга повестей С.Гутовой «Ш1э-ныгъэ шъэф» («Тайное знание»), в 2008 г. Республика Адыгея получила ее новое избранное, содержащее и поэзию, и прозу. Причем авторская активность на этом не закончилась. Продуктивное созидание продолжается и сегодня. К тому же прозаическая увлеченность С.Гутовой только нарастает: выходит «Ошъогуит1ум азы-фагу» («Между двух небес») (2012).
Биографические факты другого адыгского автора, Шхамбия Куева, подтверждают данную продуктивную профессиональную модель. Уже в студенческой молодости, увлекаясь поэзией, он понял свою жизненную отнесенность и остался ей верен на всех карьерных ступенях. Получив профессиональное образование в классическом государственном вузе страны (Литературном институте г.Москвы) Ш.Куев продолжил деятельность, работая редактором регионального журнала «Зэкъошныгъ» («Дружба»). Это позволило ему далее, по мере накопления требуемого творческого опыта, оставаться сегодня директором республиканского национального издательства, вы-
пуская при этом и собственные поэтические сборники. Здесь можно привести слова современного исследователя П.Д.Ковалева о плодотворности: «Плодотворность - дочь интереса и энергичности. Когда человек занят любимым делом, сам путь к плодам своего труда превращается для него в праздник. Свой путь дает несравненный вкус счастья. Когда человек идет к высшей цели своей жизни, небеса наделяют его вовлеченностью, одержимостью и неослабевающим интересом. Найдя своё предназначение, человек получает заряд бодрости, энтузиазма и заинтересованности» [3].
Характеризуя специфику такой творческой волны, проф. Р.Г.Мамий наделяет ее и авангардистскими качествами. Действительно, одним из обязательных признаков авангарда считается идеализация, культивирование, вознесенность конкретных кумиров. В частности, один из вышеназванных сегодняшних поэтов - Мугдин Тлехас - в одном из своих адыгоязычных сборников стихов [4: 7] ставит себя рядом с авторитетными людьми, «большими» их называет в жизни, стремится быть похожим на них.
Активна аналогичная явная идеологизация, четкое культивирование в слоге другого адыгского поэта XXI в. - Заурбия Бзасежева. Определяя приоритетом человечность («Этос»), назначая ее на роль духовного режима, несменяемого и бессмертного, верного и жесткого, но необходимого и неизбежного, автор постоянно обращается к адыгскому хабзэ - народному духовному закону: Добра и света приближенье / Сквозь невидимый портал, / Движенье в верном направленьи, / Надежный штурман и штурвал [5: 33]. Превознося человечную доминанту, автор здесь лишь несколькими строками уже доказывает и подтверждает духовные преимущества собственных предыдущих соплеменников. Подобное явно выраженное культивирование продолжает вышеприведенную мысль Р.Г.Мамия об име-
ющейся в творчестве адыгских авторов авангардистской черте.
Обязательный для любого художественного произведения композиционный признак достаточно интенсивен в текстах анализируемых нами авторов текущего поколения. Написанные Санят Гутовой прозаические произведения, названные самим автором «эссе-романом», оказываются внешне произведениями малых жанров. Персонажи, фабула в ее разветвлениях и тональность экспрессии различных эссе дублируются. Этому можно придать роль обобщающих жанровых качеств. Однако романная отнесенность, придаваемая стиху автором, здесь, конечно, достаточно относительна и является только образным оборотом в некотором переносном значении. Тем не менее, подчеркиваемая нами принадлежность текста к малой прозе нисколько не уменьшает обобщенность, яркость и последовательность повествования поэтессы.
Характерна композиционная специфика и для стихов Мугдина Тлехаса. В них отмечается дублирование начальных строф, которое в итоговых позициях образует дословный звуковой и лексический повтор. Уже своим начальным обращением на первой странице М.Тлехас как автор задает тон последующей тематике, что прослеживается, к примеру, на С. 7 («Тыгъэм игущы1» - «Слово солнца»), С.9 («Лъэужхэр» - «Следы»), С.12 («Лэжьк1ор» - «Работник») авторского стихотворного сборника. Имеют место в сборнике и небольшие безымянные четверостишия. Они чаще представляют собой размышления, обращения поэта к собственным воспоминаниям, фактам жизненного опыта. Так, к примеру, в одном из таких обращений он взывает к Хусену (судя по фактам истории, к совершившему подвиг в ВОВ поэту-герою Х. Андруха-еву). Констатируя, что жизнь его собеседника достойна, а сложенные им песни еще живы, автор обозначает то, как «огнем древа пики коснулся врагов» [4: 8]. Он делает
вывод о том, как один день Хусена войдет в песни на целый век. И потому, хотя еще не сказаны многие стихи, все равно высокой он считает мелодию жизни своего героя, способную любым стихом ударить по заслугам. То есть безымянные четверостишия также не остаются без объекта освещения, что активно воплощается действующим субъектом изложения.
Если обратиться к действующему субъекту у С.Гутовой, то здесь повествователь явно уходит от советских идей, требовательных и жестких рамок в собственных мыслях, экспрессии и грезах. К примеру, прогуливается персонаж в стане стремящихся к небесам трав и былинок. Грезящий о романтичных горных вершинах, наблюдающий в древесном корне действующего единомышленника, никоим образом не может быть сравним с промышленным передовиком, мечтающем об эффективном станке.
В том же ключе взаимного контакта есть в авторских строках явное и отчетливое, пронзительное и яркое воззвание к земле. Повествователь, периодически обращаясь в каждой строфе к ней, бесконечно несущей жизнь, порождающей бытие. И остается искренним патриотом, подтверждая это еще многократно в последующих стихах, таких как «Моя Родина», «Спасибо, мой аул!», «Моя земля - мой дом» (многокуплетном и объемном, итоговом перед поэмой). В частности, благодаря свой аул, он находит весьма специфические, но отнюдь не формальные, а искренние слова. Здесь он обозначает родной ему аул как свое «весеннее удовольствие», дает ему роль, позволяющую его сердцу двигаться интенсивно и излучать свет, видит в каждой его географической детали огромный плюс для действующего поэта: Твои плодовитые степи для меня наслаждение ... [6: 6]. Тождественная тональность в произведениях З.Бзасежева отчетливо просматривается в ходе отображения натуралистических кадров, территориальных ландшаф-
тов и пейзажных картин. Стержневая нотка подобного тона - обязательное романтичное восприятие природного дива и неизменно вытекающее из него уважительное преклонение перед этноэлементом.
Показательно в плане сказанного, что образ почвы выполняет у С.Гутовой материнскую миссию, причем миссию продуманную, предполагающую не только максимальную отдачу, но и равнозначное получение. Кроме того, одним из ведущих персонажей всего произведения является вершина Кай-Каус, оказывающая помощь, но иногда противодействующая носителю разума. Она неизменно обнаруживается недалеко от человека, пристраивается к нему, а порой даже принимает участие в судьбах. Вероятные и вполне допустимые характерологические черты просматриваются и во всевозможных растениях, и в окружаемых такой своенравной растительностью домашних животных. В то же время расположенность этой своеобразной группы к человеку, ее склонность к почитанию носителя разума предопределены уже в авторском зачине («Пэублэ гупшыс» - «Предварительные мысли»). Небеса функционируют у С.Гутовой в интересах индивида, и производимая ими субстанция осадков поступает в индивидуальное жилище, чаще привнося человеку оптимально благополучные (как трудовые, так и бытовые) условия. Таким образом, происходит практикуемое сегодняшним автором национальное очерчивание с культовым воззванием (не всегда формулируемым, порой мысленным) к беспокоящей и тревожащей его судьбе отечества. Имея в виду нравы и поступки, достоинства и недостатки подобных натуралистических героев, поэтесса дает возможность настрою стержневого героя (индивида, трудно определяемого в возрасте) захватить и читателя.
Тождественным по интенсивности является внимание к природе и у З.Бзасежева. Однако, несмотря на множество тех, кого успокаивает, радует красота родной при-
роды в стихах «Тихий звон», «Священная роща» либо развевающегося над ними про-черкесского гимна в стихах «Черкесия -любви венец», «Адыг», поэт остается верен и жесткой мысли о справедливом возмездии, хроникально возможном со стороны истории («Рубикон», «Граница на сердце», «Суд истории»): Черкесию сгубили без вины, / Из прошлого идет мороз по коже, /Методы ведения войны /На геноцид отчаянно похожи [5: 42]. Одновременно поэт Ш.Куев, тем не менее, склонен надеяться, что подчеркивает и К.Шаззо, приводя в предисловии к его сборнику авторскую цитату: Но срубленного дерева пенек / Однажды оживет зеленой веткой», мэтр адыгского литературоведения утверждает: И так все в мире - и любовь, казалось бы, погубленная молвой или чем-то другим, вновь обретет крылья, и дружба, и вера, и чувство родства с землей, тебя родившей, когда-то позовут вновь и подарят силу и надежды на завтра [7: 14].
И помогает человеку выжить, выстоять и не сломиться именно песня. Словесный запал, задаваемый «Материнской песнью» З.Бзасежева, продолжается и далее в стихах «Шичепщин», «Колыбельная песнь», «Новая песнь». Начинается первая из названных с того, что автор пытается анализировать достоверность лирического сочинительства. Говоря от первого (множественного) лица о том, что поэтам удает-
ся слагать много песен на творческом пути, он классифицирует: одни из них посвящены истории, другие остаются светом, загоревшимся, но так и не вышедшим из груди и погасшим. Тем не менее, песни, посвященной матери, он отводит другую судьбу. Она, освещенная и слезами, и радостями, не способна оставить равнодушным: Песнь матери родившей посвящена, / Ее голос кто не способен услышать? [5: 10].
И, наконец, в продолжение темы почитания (порой культивирования) женщины частой является также тематика детства и ребенка, как непременного его участника «Детки маленькие», «Когда нашел тебя», любви и сердцу «Сердце мне говорит», «Начало любви». И в сборнике интенсивно расставляются жизненные приоритеты, что очевидно уже по одним только названиям стихотворений: «Тот день был моим счастьем», «Моему сердцу дом не нужен», «Тот день был как вечер».
В плодотворной деятельности, равнозначной благу (с обязательным привлечением души и разума), человек находит смысл жизни. Это можно считать откровенным культивированием, предполагающим плодотворную деятельность. Плодотворность - показатель творческой и деловой активности, она очищает сознание личности, ей присущи соревновательность и тяга к сотрудничеству, к синергии.
Примечания:
1. Хуако, Ф.Н. История и современность литературы адыгов (черкесов) в Республике Адыгея // Italian Science Review. - 2015. - Oct. - 10(31). - Р. 158-161.
2. Шаззо-Ергук, Ш.Е. Духовно-философские основы адыгейской поэзии и своеобразие ее художественной эволюции (проблемы поэтики и стиля): Автореф-т ... д-ра филол.н., Майкоп, 2005.
3. Ковалев, П.Д. Качества личности от А до Я: [Электронный ресурс] // Персональный сайт Ковалева П.Д.: https://podskazki.info/plodotvomost/ (10.02.2014).
4. Л1ыхэсэ, М. Гум илъэгап1: Усэхэр, орэдхэр. - Мыекъуапэ: Адыгэ Респ. итхылъ тедзап1, 2000. - Н. 7 (Тлехас, М. Начало пути. - Майкоп: Адыг. респ. отделение кн. изд-ва, 2000. - С. 7).
5. Бзасежев, З.А. Стихи опустевшей сакли. - Майкоп: ОАО Полиграф-ЮГ, 2014. - 448 с.
6. Гутэ, С.А. Ошъогуит1ум азыфагу (Гутова, С.А. Между двух небес). - Майкоп: Адыг. респ. отделение кн. изд-ва, 2012.
7. Куев, Ш. Избранное. - Майкоп: Адыг.респ.кн.изд-во, 2008. - С. 10-16.
References:
1. Khuako F.N. History and the present of the Adyghe (Circassian) literature in the Republic of Adygheya // Italian Science Review. 2015. Oct. No.10 (31). P. 158-161.
2. Shazzo-Erguk Sh.E. Spiritual and philosophical foundations of the Adyghe poetry and the uniqueness of its artistic evolution (problems of poetics and style): Diss. abstract for the Dr. of Philology degree., Maikop, 2005.
3. Kovalyov P.D. Qualities of personality from A to Z: [Electronic resource] // Personal site of Kovalyov P.D.: https://podskazki.info/plodotvornost/ (10.02.2014).
4. Tlekhas M. The Beginning of the Road. - Maikop: Adyghe Republican Department of the Publishing house, 2000. P. 7.
5. Bzasezhev Z.A. Verses of an empty saklya. Maikop: OAO Polygraph-Yug, 2014. 448 pp.
6. Gutova S.A. Between the two heavens. Maikop: Adyghe Republican Department of the Publishing house, 2012.
7. Kuev Sh. Selected works. - Maikop: Adyghe Republican Publishing house, 2008. P. 10-16.