Научная статья на тему 'Культбаза - центр просветительской работы среди коренного населения Сибири'

Культбаза - центр просветительской работы среди коренного населения Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТБАЗА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / КОМИТЕТ СЕВЕРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чурсина Антонина Сергеевна

В статье представлен исторический обзор появления и функционирования культурных баз для коренного населения Севера. Проанализированы правовые, историко-культурные, демографические предпосылки в отношении политики советского правительства относительно коренных малочисленных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культбаза - центр просветительской работы среди коренного населения Сибири»

25

УДК 303.446.4

КУЛЬТБАЗА - ЦЕНТР ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ

Чурсина А.С., ассистент кафедры гражданского права и процесса Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск

В статье представлен исторический обзор появления и функционирования культурных баз для коренного населения Севера. Проанализированы правовые, историко-культурные, демографические

предпосылки в отношении политики советского правительства относительно коренных малочисленных народов.

Ключевые слова: культбаза, коренные народы, национальный вопрос, Комитет Севера, просвещение.

CULTURAL BASE - CENTER FOR EDUCATIONAL WORK AMONG THE INDIGENOUS POPULATION OF SIBERIA

Chursina A., Assistant of the Department of Civil Law and Process of Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk

The article presents a historical overview of the appearance and functioning of cultural bases for the indigenous population of the North. Legal, historical and cultural, demographic prerequisites have been analyzed with regard to the policy of the Soviet government concerning indigenous small-numbered peoples.

Key words: cultural bases, indigenous peoples, national question, Committee of the North, education.

Государственная политика до 1917 г. в отношении коренных жителей Сибири, в большинстве своем не имела положительного результата. Обширные сибирские территории требовали обеспечения стационарной (постоянно действующей) медицинской помощи, отрядами ветеринаров для борьбы с эпизоотиями северных оленей,

образовательными учреждениями.

Так, эпидемия черной оспы в 19071908 гг. на территории Туруханского края унесла сотни жертв. К.М. Рычков, командированный в Туруханский край

декларировал о распространении эпидемии по низовьям р. Енисея, в тундре оспа имела более значительные масштабы. Туземцы вымирали целыми чумами, «...в далекой, сумрачной, холодной стране бесследно гибнет человечество, отверженное от всего остального общества, оставленное как бы в добычу эпидемии.». Помимо черной оспы туземцев уничтожали корь, скарлатина, сифилис, инфлюэнция, брюшной тиф и «абсолютно никакой медицинской помощи».

Одним из достижений Великой социалистической революции стало, в том числе, решение национального вопроса. Население Крайнего Севера составляли малочисленные разноязычные группы, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни на пространствах тайги и тундры. Идеология того периода признала эти народы предметом особой заботы со стороны советского государства.

Вначале 1922 г. при Отделе национальных меньшинств Народного комиссариата по делам национальностей создается Подотдел по охране и управлению первобытными племенами севера России. К работе были привлечены видные этнографы-североведы Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз.

В 1924 г. ВЦИК образовал Комитет содействия народностям Севера (далее -Комитет Севера), возглавить который было поручено П.Г. Смидовичу. Именно по решению Комитета Севера построены культурные базы (далее - кульбазы) для кочевников, призванные организовывать комплексное обслуживание: медицинское, культурное, ветеринарное и

общеобразовательное [1]. Первый такой центр, где были сосредоточены разные учреждения, обустроен в 1927 г. для эвенов в Туруханском крае при впадении р. Тура в Нижнюю Тунгуску (Туринская культбаза).

Культбазы находились в ведении Комитета Севера, а в последующем, в связи с его ликвидацией в 1935 г., функции делегированы Главному управлению Северного морского пути, состоящему при Совнаркоме СССР.

Преимуществом культбаз являлась их комплексность. Врачи, ветеринары, учителя и другие организаторы советского строительства вели работу по единому плану коллективно. Энтузиазм работников культбаз был отмечен И.М. Сусловым, при выполнении возложенных на них полномочий. «Ни полярная ночь, ни

26

суровая стужа, сопровождаемая арктической пургой, ни порожистые горные реки - не являются препятствием для активного выполнения порученной им работы».

В.Г. Богораз говорил: «Мы должны посылать на Север не ученых, а миссионеров, миссионеров новой культуры и советской государственности. Не старых, а молодых, не испытанных профессоров, а начинающих, только что окончивших курс работников, воспитанных новой советской средой и готовых нести на Север весь пыл энтузиазма, рожденный революцией...» [2]. Именно он в 1925 г. поддержал идею направления на Север выпускников и студентов этнографического факультета Ленинградского географического института.

Однако, внедрение культбаз в северных территорий не гарантировало соответствующий отклик кочевого и полукочевого населения Сибири.

Пережитки императорского периода вызывали недоверчивое отношение и к деятельности культбаз. В связи с чем, особенно в первые годы существования, было актуальным популяризация мероприятий, проводимых советской властью. Отрицательно сказывалось незнание национальных языков сотрудниками культбаз, что затрудняло разъяснительную работу, а привлекаемые малоизвестные переводчики, зачастую умышленно искажали перевод.

Культбазы включали три опорных стационарных звена: школа-интернат, медико-профилактический и ветеринарно-

зоотехнический пункт.

В школах-интернатах главный акцент учащихся сделан на вопросы социалистического переустройства северного хозяйства, обучение производственным навыкам (починка ружей и капканов, обработка пушных шкурок, слесарное дело и др.)

Лечебную, организационную, научно -исследовательскую функцию выполнял медико-профилактический пункт. В состав которого входили медико-диагностический кабинет, стационарная и амбулаторная больницы. Пункты осуществляли организацию ясель, детплощадок, больниц, оспопрививания, бань с прачечными, хлебопекарен, общественного питания, подготавливали кадры низшего медперсонала из среды малых народностей, устройство показательного жилища, вели санитарное просвещение, в

форме лекций, бесед, передвижных выставок и др.

организации

Рис. 1 Первый женский актив туземных женщин (1928 г.) [3]

Под руководством врача Туринской культбазы - С.И. Гладилиной (на рисунке посередине) был организован женский кружок, где велись лекции об уходе за детьми, о питании.

Так, в 1931-1932 гг. по амбулаторному направлению оказано медицинской помощи по Туринской культбазе 8 606, по Хатангской -1 100.

Развитие ветеринарии, внедрение зоотехнических понятий в хозяйство оленеводов обеспечивал ветеринарно-зоотехнический пункт. Пункт имел специальные здания и оборудования для диагностики и лечения.

Так, например сотрудники

ветеринарного пункта Туринской культбазы осуществляли планомерную работу по ликвидации широко распространившейся инфекционной болезни (чесотки) среди оленей в 1927 г., охватившей район около 100 000 кв. км., грозившей перекинуться на весь Туруханский край и Якутию. «Сотни полудиких оленей пропускались через оригинальные, специально построенные, креалиновые ванны и газокамеры, что являлось совершенно новым комбинированным способом лечения чесотки на оленях и первым случаем излечения чесотки у оленей вообще»

[4].

По состоянию на 1934 г. в эксплуатации находилось 15 культбаз: Хаседа-хард, Ямальская, Тазовская, Казымская, Сосьвинская, Хатангская, Туринская, Калаканская, Усть-Майская, Чумиканская,

27

Сахалинская, Корякская, Вилюнейская, Чукотская, Чаунская.

Таким образом, внедрение культбаз явилось одним из элементов инновационного процесса в первое советское десятилетие в области образования и просвещения среди коренного населения Сибири.

Список источников и литературы:

1. Антропова В. В. Участие этнографов в практическом осуществлении ленинской национальной политики на Крайнем Севере (1920-1930 гг.) / В.В. Антропова // Советская этнография. - 1972. - № 6. - С. 1927.

2. Богораз В.Г. Подготовительные меры к организации малых народностей / В.Г. Богораз // Северная Азия. - 1925. - № 3. - С. 40-50.

3. Литвинова В. Начало начал [Электронный ресурс] // URL: http://xn— 7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai/articles/stati_arhivistov/628 (дата обращения 01.06.2018).

4. Суслов И.М. 15 культбаз / И.М. Суслов // Советский Север. - 1934. - № 1. - С. 28-38.

Работа - официальный участник I международной заочной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня принятия Всеобщей декларации прав человека «Международные подходы к новым практикам воспитания и гражданского образования», 6 августа 2018 года в г. Красноярск.

Секция: Просветительская работа в Красноярском крае в системе организации гражданского образования.

В КРАСНОЯРСКЕ ПРОШЛА АПРОБАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «СЕМЬЯ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

Мероприятие было

подготовлено и организовано Центром воспитания и гражданского общества (далее - ЦВиГО) и кафедрой дисциплин общественно-научного цикла КК ИПК и стало продолжением первой встречи, прошедшей 12 марта 2018 года.

Открыли семинар Е.А. Чиганова, ректор КК ИПК, Р.Г. Баринов, руководитель Управления общественных связей Губернатора Красноярского

края. В семинаре приняла участие Т.А. Гридасова, начальник отдела общего образования министерства образования Красноярского края.

Как подчеркнула ректор КК ИПК Е.А. Чиганова, «вопросы гармонизации

межнациональных отношений требуют системного подхода и понимания, как разворачивать проект УМК "Семья народов Красноярского края" в будущем, как включить те школы, которые еще не стали участниками проекта, и как привлечь к участию в проекте родительское сообщество». Участники семинара обсудили итоги апробации УМК «Семья народов Красноярского края» в образовательных организациях - участниках апробации; определили изменения, которые необходимо внести в УМК; обсудили условия дальнейшего распространения УМК «Семья народов Красноярского края» среди образовательных организаций Красноярского края.

Модерируя вторую часть мероприятия, руководитель ЦВиГО, канд.ист.наук В.В. Никуленков отметил: «Актуальность практик по воспитанию межнационального согласия не вызывает сомнения. Говорящим может быть даже тот факт, что неделю назад Секретарь Совета безопасности РФ Н. Патрушев высказался о сохранении устойчивой тенденции роста преступлений экстремистской направленности, основная часть которых совершена молодыми людьми, в том числе несовершеннолетними. Прозвучал призыв действовать и органам молодежной политики, и системе духовно-нравственного воспитания. Сложившаяся ситуация требует отклика и мы можем найти его, в том числе, в форме УМК «Семья народов Красноярского края».

По окончании мероприятия состоялось награждение школ - участников апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.