Научная статья на тему 'КУЛЬТ ПЛОДОРОДИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЯХ ХАКАСОВ'

КУЛЬТ ПЛОДОРОДИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЯХ ХАКАСОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Культ плодородия / хакасы / хакасская традиционная культура / Улуг Хуртуях тас / Иней тас / богиня Умай / нематериальное наследие / The cult of fertility / the Khakas / the Khakass traditional culture / Ulug Khurtuyah tas / Inei tas / the goddess Umai / intangible heritage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иптышева Вероника Ивановна

В работе рассматриваются элементы издревле существовавшего на территории Хакасии культа плодородия. Статья является результатом исследования автором темы культа плодородия. Новизну и актуальность данной работы добавляет накопленный автором практический материал за более чем пятнадцать лет работы в музее «Хуртуях тас».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULT OF FERTILITY IN TRADITIONAL VELATIONS OF THE KHAKAS PEOPLE

In this work, elements of the fertility cult that existed on the territory of Khakassia are considered. This article is the result of research by the author of the theme of fertility cult in historical literature and Khakass folklore. The novelty and relevance of this work adds practical material accumulated by the author for more than fifteen years of work in the museum «Hurtuyah Tas».

Текст научной работы на тему «КУЛЬТ ПЛОДОРОДИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЯХ ХАКАСОВ»

ящиках. деревянных гробах или рамах с каменной обкладкой, простых грунтовых ямах. Глубина могил обычно небольшая 1-1,5 м. Какие-либо наземные сооружения отсутствуют.

Предметы погребального инвентаря соответствуют материальной культуре хунну и находят аналогии в соответствующих памятниках Забайкалья, Алтая, Монголии, Минусинской котловины и Северного Китая. Это ажурные бронзовые украшения пояса, в том числе большие пластины-пряжки, украшенные в зооморфном или геометрическом стиле, китайские колокольчики, монеты «у-шу», бронзовые зеркала периода династии Западная Хань, бусы, бисер, украшения, предметы вооружения и пр. Керамический комплекс составляют типично хуннские вазовидные сосуды, а также лепные баночные горшки и, иногда, уникальные небольшие светильники или курильницы.

Улуг-хемская культура отражает на археологическом материале переходную эпоху от скифского к гунно-сарматскому (хунно-сяньбийскому) времени и датируется II-I вв. до н.э., что подтверждается и радиоуглеродными датировками. Носители улуг-хемской культуры оказались в Туве в ходе завоевательных походов хунну и являлись, вероятно, представителями одного из народов, входивших в их государство. Впоследствии, они могли стать одним из компонентов сложения здесь кокэльской культуры, а также сыграть свою роль в этногенезе местного населения древнетюрского и позднейшего времени.

Список литературы:

1. Грач А.Д. Новые данные о древней истории Тувы // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Выпуск XV. Кызыл, 1971. С.93-106.

2. Килуновская М.Е., Леус П.М. Новые материалы улуг-хемской культуры в Туве // Археологические вести. СПб., 2018. С.125-152.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Леус Павел Михайлович, научный сотрудник Тувинской археологической экспедиции ИИМК РАН, Санкт-Петербург. Электронный адрес: leuss@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Leus Pavel Mihailovich - researcher of Institute of History of Material Culture of Russian Academy of Sciences, St. Petersburg. Email: leuss@mail.ru

УДК 398.332.19 Б01: 10.24412/2686-9624-2019-114-118

КУЛЬТ ПЛОДОРОДИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЯХ ХАКАСОВ

Иптышева В.И.

Аннотация: В работе рассматриваются элементы издревле существовавшего на территории Хакасии культа плодородия. Статья является результатом исследования автором темы культа плодородия. Новизну и актуальность данной работы добавляет накопленный автором практический материал за более чем пятнадцать лет работы в музее «Хуртуях тас».

Ключевые слова: Культ плодородия, хакасы, хакасская традиционная культура, Улуг Хуртуях тас, Иней тас, богиня Умай, нематериальное наследие.

CULT OF FERTILITY IN TRADITIONAL VELATIONS OF THE KHAKAS

PEOPLE

Iptysheva V.I.

Annotation: In this work, elements of the fertility cult that existed on the territory of Khakassia are considered. This article is the result of research by the author of the theme of fertility cult in historical literature and Khakass folklore. The novelty and relevance of this work adds practical material accumulated by the author for more than fifteen years of work in the museum «Hurtuyah Tas».

Keywords: The cult of fertility, the Khakas, the Khakass traditional culture, Ulug Khurtuyah tas, Inei tas, the goddess Umai, intangible heritage.

Период истории Хакасии с начала 90-х годов ХХ в. По первое десятилетие XXI в. Характеризуется возрождением национального самосознания и всё возрастающим интересом коренного населения к своей истории. Возрождаются старинные обычаи, обряды, правила поведения. Часто, по незнанию, либо в спекулятивных целях, подлинные обычаи подменяются не совсем удачными новоделами, часто придуманными с целью извлечения выгоды. Подобные мероприятия вступают в серьёзные противоречия с устоявшимися традициями и нормами.

В этой ситуации важна роль музея как источника для изучения истинных обычаев и обрядов, так как специалисты, работающие в музее, могут дать научно обоснованное заключение по исторической достоверности того или иного обряда.

В работе рассматривается прошлое и настоящее культа плодородия на территории Хакасии.

Впервые об обрядах, связанных с культом плодородия у коренного населения сообщал участник Сибирской экспедиции немецкий учёный Даниил Готлиб Мессершмидт, который осмотрел и зарисовал изваяние Улуг Хуртуях Тас (Великая каменная бабушка) 18 августа 1722 г. Он же впервые упомянул об обрядах, производимых возле него местными жителями. В своём дневнике он писал: «Она была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетённые из волос косы... Татары-язычники из Есь-Бельтыра, предоставившие мне лошадей, оказывали большой почёт этой статуе; каждый из них трижды объезжал вокруг неё, после каковой церемонии они делали ей подношения в виде еды или же подкладывали еду в траву, поближе к пьедесталу, с тем, чтобы та могла воспользоваться едой в соответствии со своим аппетитом. .изваяние было когда-то знаменитой матроной и что Каирхан, или сам всемогущий бог, превратили её в камень, вследствие чего они в память об этом всё ещё оказывают ей почести, хотя они полагают, что хищные птицы время от времени пожирают их подношения» [Мессершмидт, 2012: с. 132-133].

Позже учёные ещё не раз посещали данное изваяние, делали зарисовки и собирали сведения о нём среди местных жителей [Сунчугашев, 1996: с. 98].

В конце 80-х годов XIX в. В Хакасии работала экспедиция Общества древностей Финляндии под руководством И. Р. Аспелина. За годы исследований был собран богатейший материал по археологии, этнографии и лингвистике. Среди прочих древностей, участниками экспедиции была осмотрена и зарисована ныне всемирно известная Сулекская писаница. Также с неё были сделаны точные эстампажные оттиски [Пирье Уйно, 2005: с. 80-85]. На одном из рисунков Сулекской писаницы изображена женщина в необычном трёхрогом головном уборе. По мнению новосибирского археолога Ю.С. Худякова - это древнейшее известное изображение хакасской богини плодородия - Умай [Худяков, 1998: с. 45].

Ещё один памятник, связанный с культом плодородия был обследован в конце XIX в. Сотрудником Минусинского музея ссыльным народовольцем Д.А. Клеменцем. Это скала Иней-тас и находящееся под ней культовое место. Позже, в 1884 г. Он опубликовал рассказ о своём путешествии в журнале «Восточное обозрение». Вот что он пишет про культовое место: «Она представляла площадку величиной с большой письменный стол, усыпанную песком и огороженную плиточками... Вся площадка была заставлена маленькими фигурками, силившимися напомнить собой каких-то животных. .у местных жителей сохранилось предание, что перед тем, как откочевать с летника на зимник, нужно было подняться к подножию Иней тас и аккуратно установить фигурки животных. После возвращения с зимника люди шли к скале, чтобы посмотреть в каком состоянии находятся фигурки. Если стоят, как стояли, значит, год будет благополучным, если некоторые упали, значит и среди скота будет падеж» [Антошин, Пантелеев, Трояков, 1958: с. 57].

Недостатком всех этих исследований было то, что экспедиции были кратковременными и участвовали в них учёные, общавшиеся с местными жителями через переводчиков. В таких условиях учёный наблюдал жизнь коренного населения как бы со стороны. Между ними не возникало абсолютного доверия и, поэтому, эффект от таких экспедиций был относительно не большим.

Ситуация меняется тогда, когда появляются первые учёные из среды коренного хакасского населения. Такими учёными стали Николай Фёдорович Катанов и Степан Дмитриевич Майнагашев. Благодаря тому, что они выросли среди коренного населения и хакасский язык был для них родным языком, они сразу осуществили громадный прорыв в изучении хакасской этнографии. Н.Ф. Катанов уже в 13 лет написал своё первое научное исследование, посвящённое описанию шаманского бубна и костюма шамана. Позже, в разные годы он не раз возвращался к описанию быта и обычаев «инородцев». В том числе он рассказал учёному миру о культе богини Умай и связанному с ней культу плодородия и деторождения. Также он детально описал ритуалы, связанные с зачатием, беременностью и рождением ребёнка. Интересно его описание ритуала связанного с культом Матери Огня - «От Ине» [Кокова, 1993: с. 128].

На рубеже XIX-XX вв. свою деятельность начал молодой этнограф Степан Дмитриевич Майнагашев. Он родился в 1886 г. В аале Иресов, нынешнего Аскизского района Хакасии. Родовой горой Майнагашевых была уже нами упоминавшаяся гора Иней тас. С самого детства Майногашев участвовал в различных обрядах и родовых молениях - таихах. Позже он составил описание этих обрядов и верований. Его деятельностью заинтересовались известные учёные. На средства гранта, полученного Степаном Дмитриевичем от Русского географического общества, была организована этнографическая экспедиция. Впервые, наряду с дневниковыми записями, были использованы методы аудио и фотофиксации. Майнагашев привёз из этой экспедиции большое количество отснятых фотопластин, на которых были отражены разные стороны жизни и быта коренного населения. Кроме того, с помощью фонографа им была сделана аудиозапись моления (камлания) шамана. В настоящее время все эти материалы хранятся в Музее Антропологии и этнографии в Санкт Петербурге. Часть из них не так давно была оцифрована и опубликована [Гладышевский, 1999: с. 64].

С падением самодержавного строя в 1917 году интерес к этнографическим исследованиям, на какое-то время ослабел. Причиной тому были Гражданская война и затянувшееся на долгие годы реформирование всей академической науки.

В годы Советской власти был взят курс на создание единой социалистической нации, уверенно движущейся к коммунизму. На фоне этого движения огромный размах приобрела борьба с различного рода пережитками «старого режима», в том числе и с традиционной культурой народов, входящих в состав Советского Союза. Так, к примеру, в конце 50-х годов ХХ в. Была взорвана скала Иней тас под предлогом строительства железной дороги. При строительстве оросительных систем и распашке целины в 1950116

60-е гг. было уничтожено множество древних курганов и изваяний. В какой-то момент нависла угроза уничтожения и над Хуртуях тас. Лишь благодаря стараниям археолога Хакасского областного музея краеведения А.Н. Липского, удалось спасти изваяние и вывезти его в музей. Но даже в эпоху борьбы с предрассудками, в среде коренного населения продолжала существовать вера в сверхъестественные способности древнего изваяния. К его помощи обращались тогда, когда официальная медицина оказывалась бессильна. Так, оставшись однажды в выходной день в музее, А.Н. Липский стал свидетелем обряда, совершаемого возле изваяния. Вот как он об этом пишет: «...перед этим изваянием стояла молодая хакаска, держа мисочку с аракой - молочной водкой у рта каменной старухи. Рот изваяния обильно смазан сметаной. На земле стояли берестяные туески с пищей, аракой, абыртхы - хлебным напитком. Молодая женщина, подставив чашку с водкой ко рту изваяния, что-то шептала, кланяясь Хуртуях тас -каменному изваянию» [Сунчугашев, 1996: с. 97].

С развалом Советского Союза в начале 1990-х годов во многих регионах наблюдается процесс возрождения национального самосознания, начавшийся ещё в 1980-е годы. В Хакасии одними из инициаторов этого процесса стали сотрудники Хакасского научно-исследовательского института языка литературы и истории. В 1980 году к 50-летию создания Хакасской автономной области был возрождён обычай празднования праздника Первого молока - «Тун пайрам». В 1996 г. Вышла книга В.Я. Бутанаева «Традиционная культура и быт хакасов», в которой целый раздел был посвящён культу плодородия и богини Умай [Бутанаев, 1996: с. 224].

Закономерным следствием процесса возрождения национального самосознания, стало возрождение традиционных верований и обычаев. С середины 1 990-х годов начинается процесс создания музеев под открытым небом в исторически значимых для коренного населения местах. Первым таким музеем стал музей-заповедник «Казановка». На территории этого музея раньше находилась нами уже не раз упоминаемая скала Иней тас, возле которой в своё время проводились обряды, связанные с культом плодородия у домашних животных и родовые моления рода Майнагашевых [Ерёмин, 2010: с. 256]. Ещё одним следствием возрождения интереса к традиционным верованиям стало возвращение на исконное место каменного изваяния Улуг Хуртуях тас. Это событие произошло в 2003 г. И в настоящее время там существует целый музейный комплекс. Стало хорошей традицией для молодоженов приезжать после регистрации брака поклониться древнему изваянию и попросить у него помощи в рождении здорового многочисленного потомства [Горбатова, Горбатов, 2008: с. 24]. Таким образом, мы можем подвести краткие итоги истории изучения и современному состоянию вопроса о существовании культа плодородия у коренного населения Хакасии в прошлом и настоящем.

Все имеющиеся в нашем распоряжении источники для изучения данной темы можно условно разделить на вещественные и нематериальные. Вещественные (материальные) это памятники и вещи, а также природные объекты, связанные с проведением мероприятий (обрядов), связанных с культом плодородия. Наиболее значимые объекты - это скала Иней тас и каменное изваяние Улуг Хуртуях тас. В настоящее время эти объекты стали теми центрами, вокруг которых собираются люди, не равнодушные к хакасским верованиям и традициям. На месте, где ранее стояла скала Иней тас, в настоящее время установлена памятная табличка и местные жители, а также приезжие туристы совершают обряд поклонения (сек-сек) и моления (таихи). После возвращения на исконное место изваяния Хуртуях тас вокруг него разросся целый музейный комплекс, где все желающие могут совершить обряд поклонения изваянию и попросить его о помощи.

Если говорить о нематериальном, духовном наследии, то в первую очередь нужно упомянуть традиционные праздники и обычаи, бережно сохраняемые и возрождаемые. К ним можно отнести праздник Первого молока (Тун пайрам), хакасский Новый год

(Чыл пазы), День Земли (Чир Ине), обряды поклонения богине Умай и Матери огня От Ине. Большое значение имеет возрождение традиционных ценностей, связанных с институтом брака и семьи. Сюда можно отнести обряды, связанные со свадьбой, рождением и воспитанием ребёнка.

Список литературы:

1. Антошин К.Ф., Пантелеев И.И., Трояков П.А. Русские писатели о Хакасии. -1958 - 136 с.

2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. -1996. - 224 с.

3. Данькин Е.Н. История развития исторической науки в Хакасии. - 2011. - 182 с.

4. Кокова И.Ф. Н.Ф.Катанов. - 1993. - 128 с.

5. Мессершмидт Д.Г. Дневники. Томск-Абакан-Красноярск 1721-1722. - 2012. -

160 с.

6. Пирье Уйно Исследования финских археологов на территории Минусинской котловины в XIX- начале XX вв. //Мартьяновские краеведческие чтения (2003-2004 гг.). Вып. 3.- 2005.- С. 80-85.

7. Патачаков, К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (18-19 вв.). - 1958. - 103 с.

8. Сунчугашев Я.И. Степная богиня Хуртуях. // Живая старина. / Книга для чтения по историческому краеведению. - 1996. - С. 97-100.

9. Худяков Ю.С. Искусство средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. - 1998. - 120 с.

10. Гладышевский А.Н. Степан Дмитриевич Майнагашев. - 1999. - 64 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Иптышева Вероника Ивановна, экскурсовод, МАУК МЗ Хуртуях тас, аал Анхаков, Россия, veronica.iptysheva@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Iptysheva Veronika Ivanovna, guide, MAUK MZ Khurtuyas tas, aal Ankhakov, Russia, veronica.iptysheva@mail.ru.

УДК 069(1-37) Б01: 10.24412/2686-9624-2019-118-121

МУЗЕЙ ПЕТРОГЛИФОВ АСКИЗСКОГО РАЙОНА. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МАУК МЗ «ХУРТУЯХ ТАС»

Мамышев А.В.

Аннотация: Статья посвящена деятельности музея наскального искусства. Сохранению петроглифов, обнаруженных при раскопках курганов около села Полтаков Аскизского района республики Хакасия в результате строительства оросительной системы.

Ключевые слова: Петроглифы, изображения на курганных плитах, Минусинская котловина, обособленный отдел наскального искусства МАУК МЗ «Хуртуях тас», Аскизский район, Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.