Научная статья на тему 'Культ образования как мотивационный стимул и дискриминация российских преподавателей вузов'

Культ образования как мотивационный стимул и дискриминация российских преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Наталья Алексеевна

В СССР был культ образования, вытесненный в 90-е годы иными ценностями. В России культ образования упал или, точнее, приобрел асоциальные формы. Доказывается губительность коммерциализации образования, особенно поразившей высшее образование. Анализируются причины падения качества высшего образования. Легализованный приоритет зарубежных преподавателей-совместителей в наших вузах перед российскими преподавателями, приоритет зарубежных журналов перед отечественными подрывают суверенитет России. Предлагаются меры повышения приоритета отечественной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культ образования как мотивационный стимул и дискриминация российских преподавателей вузов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КУЛЬТ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ СТИМУЛ И ДИСКРИМИНАЦИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Боброва Н.А.

Боброва Наталья Алексеевна — Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, кафедра конституционного и административного права, Тольяттинский государственный университет, г. Самара

Аннотация: в СССР был культ образования, вытесненный в 90-е годы иными ценностями. В России культ образования упал или, точнее, приобрел асоциальные формы. Доказывается губительность коммерциализации образования, особенно поразившей высшее образование. Анализируются причины падения качества высшего образования. Легализованный приоритет зарубежных преподавателей-совместителей в наших вузах перед российскими преподавателями, приоритет зарубежных журналов перед отечественными подрывают суверенитет России. Предлагаются меры повышения приоритета отечественной науки. Ключевые слова: культ образования, высшее образование, качество высшего образования, дискриминация, восстановление мотивации.

12 апреля 1961 г. весь мир ошеломила весть о полете Гагарина, приоритете СССР. Обескураженный президент США Джон Кеннеди потребовал от своих аналитиков ответа на вопрос, почему СССР опередил США. Многостраничный доклад завершался выводом: в СССР - культ образования.

Нобелевские лауреаты по химии и математике, выходцы из СССР, уехавшие на Запад в лихие 90-е, все как один потом рассказывали, что задачи в старших классах советской школы решали такие, какие изучают на первых курсах западных университетов.

Теперь картина изменилась. Преподаватели высшей школы сетуют на низкий уровень студентов. Первые два года во многом уходят на то, чтобы восполнить пробелы школьного образования. У студентов страдает системное мышление, наблюдается эклектичное мировоззрение, а провалы в духовном воспитании зачастую невосполнимы.

Конечно, здесь виновата не только школа, ибо личность формируется всем окружением. А в нем давно уже видоизменился прежний культ образования, особенно высшего. При этом людей с высшим образованием стало в разы больше, поскольку получить высшее образование, причем не одно, может каждый, были бы деньги. Почти два десятилетия любые «корочки» можно было просто-напросто купить. Последствия этой катастрофы государство пытается исправлять. Но прежний, настоящий, не извращенный культ образования еще долго предстоит восстанавливать.

Продюсер Иосиф Пригожин на вопрос «КП» о школьном образовании ответил довольно любопытно: «Нужно оставлять то, что показывает эффективность. В России в школах надо сделать так, чтобы было стыдно не учиться. У нас двое детей из шести учились за границей. Самое важное -это мотивация. Здесь они не учились, как ни бейся. А там с учебниками не расставались. Я понять не мог, что происходит. А просто нужно сделать учебу модным трендом. У нас же пиарят всякие «Дом-2» и легкие деньги» [3]. Оказывается, на Западе в молодежной среде - культ образования.

В этом направлении руководство страны намечает определенные меры. Бюджетные расходы на образование в 2024 году должны составить минимум 4,8%, т.е. более 8 млрд руб. Сегодня это всего 3,5%, Для сравнения, в Китае, это ежегодно 15-16% [7].

На качество высшего образования сильное влияние оказал «болонский процесс», причем не в лучшую сторону. Коммерциализация высшего образования, засекречивание различных персональных данных, ранее общедоступных, распространение внешнего и внутреннего совместительства с предпочтением иностранных ученых, дискриминирующим отечественных ученых, порождает конфликт интересов и другие коррупциогенные факторы [2].

Введение дистанционной формы обучения также девальвируют высшее образование:

1) отсутствие контроля за качеством лекций в интернете;

2) отсутствие общения, обратной связи со студентами;

3) невозможность контроля качества знаний.

Даже свидетельство о высшем образовании дистанционники чаще получают по почте, что извинительно только для людей с ограниченными возможностями.

Болонский процесс привёл к тому, что если раньше студент зависел от преподавателя и ходили легенды о том, как трудно сдать экзамен такому-то преподавателю, то теперь профессор зависит от студентов, ибо от их количества зависит наличие учебной нагрузки, благополучие вуза. Автоматические зачёты и экзамены проставляются целым группам, что приобрело повальный характер на заочной форме обучения, где чуть ли не подвигом считается присутствие студентов на занятиях. А преподавателей превратили в клерков, заваленных бумажными потоками отчётности.

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1324 [6], которым введены новые критерии научной деятельности вузов, фактически унизил, дискриминировал российских учёных и отечественные журналы, отдавая приоритет публикациям в зарубежных журналах. Индекс Хирша российского учёного зависит от того, есть ли у него публикация в иностранном журнале. Такая публикация стоит от 1 до 2 тыс. $, т.е. до четырёх месячных окладов нашего профессора. Подобные критерии оценки качества российской науки можно было установить только по недомыслию чиновников, ничего общего с наукой не имеющих. Но недомыслие оборачивается вредительством, поскольку «технарей» принуждают выдавать государственные тайны, гуманитариев -идеологически предавать наши интересы.

Мы сами повышаем рейтинги и капитализацию чужих журналов в ущерб своим национальным интересам.

Один физик, закончив проект, связанный с обороной, вынужден был отбиваться от чиновников, требовавших отчёта за потраченные деньги в виде статей, которые обязательно должны быть напечатаны в иностранных научных журналах, грозясь перекрыть финансирование. Только вмешательство ФСБ спасло учёного от государственной измены [6]. Современная наукометрия и индекс Хирша несовершенны.

Преклонение перед Западом приобрело изощрённую форму: исследователи работают здесь, получают гранты и зарплату из российского бюджета, а открытия вынуждены дарить иностранцам. К управлению наукой пришли непрофессионалы. Под угрозой суверенитет России.

Названный приказ легализовал также приоритет иностранных ученых, принятых совместителями в российские вузы. Им больше платят, чем российским ученым, поскольку за иностранцев вузу дают больше баллов. Дошло до того, что иностранные ученые даже не приезжают на работу в Россию, разве что на научные конференции. Достаточно числиться и отчитываться зарубежными публикациями. Профанация и дискриминация.

Следует прекратить преклонение перед зарубежными издательствами и журналами, для чего отменить Приказ Министерства образования и науки РФ №1324 в той части, в какой он дискриминирует наши издания, наших ученых и противоречит конституционным принципам.

Список литературы

1. Боброва Н.А. Первый профессорский форум // Проблемы науки, 2018. № 3 (27). С. 66-68.

2. Боброва Н.А. Борьба с коррупцией в вузах // Евразийский юридический журнал, 2017. № 11 (114). С. 309-311.

3. Вопрос дня. Нужно ли отменять ЕГЭ // Комсомольская правда. 06.04.2018.

4. Милкус Александр. На реформу образования предлагают потратить 8 триллионов рублей // Комсомольская правда. 06.04.2018.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 № 1324 «Показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию» (Приложение № 4 «2. Научно-педагогическая деятельность»).

6. Чужая наука за российские рубли. Кто заставляет наших учёных отдавать свои идеи на Запад // «Аргументы недели». № 5 (598). 08.02.2018. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.