Воспитание историей
л. ФЛАУМ
КУЛЬКОВСКИЕ БИТВЫ
Десятки бесед с теми, кто в разное время знавал Андрея Александровича Кулькова, долгие годы трудился с ним в «Омском машиностроительном конструкторском бюро». Сюда он пришел в 1959 году, имея за плечами десятилетку и политехнический институт.
Направили в сборочно-испытательный цех, возглавляемый неординарной женщиной Лидией Константиновной Перелыгиной. Сборщики, испытатели — сплошь мужчины. Однако перед знаниями, напором, крепким словом «твердосплавной Лиды» отступали. До сего дня легенды и были живы. Налетит, отчехвос-тит. Если требуется цеху, будет биться, отстаивать, ни перед кем, ни перед чем не отступит. Как птица за птенцов, радела: ее цех всегда лучше всех и всегда прав, хотя случалось, что не совсем.
А. Кульков, как прочие новобранцы, сдавалЛ.К. Перелыгиной зачеты по гидромеханике. С интересом осваивал профессию инженера-испытателя. В коллективе много молодежи, жили дружно. Увлекался преферансом, охотой. Мог широко, по-сибирски «оторваться» на всю катушку. Вспоминают: ходили на медведя — без малого не угодили косолапому в когти. На могучей реке довелось выгребать в бурю. Пулька затягивалась до рассвета. Да не в том суть!
Главной страстью — азартом обернулась работа. Чем сложнее, тем азартней! Заядло выпытывал познания у выпускников авиационных институтов. Не чурался общественных забот. Сотоварищей умел подчинить деловой необходимости. Стало ясно: играет в команде, понимает, сколь много значит командная поддержка, но стоит у руля. Как ведущий в эскадрилье: ведомые подчиняются его команде, следуют за ним.
ОМКБ ютилось тогда на квартире у Омского агрегатного завода, имея совершенно недостаточные площади. А задачи решались абсолютно новые. Как раз приступили к разработке первых омских систем топ-
ливорегулирования турбореактивных двигателей, к
строительству на отдельной от агрегатчиков территории собственного промышленно-испытательного комплекса.
С нуля создавалось современное научно-производственное предприятие. Топливорегулирующая автоматика для новых двигателей являлась областью неизведанного. Приходилось учиться с азов, догонять москвичей и пермяков — коллег, раньше приступивших к проектированию аппаратуры для реактивной авиации. Подгоняло руководство вплоть до самого высокого, торопили заказчики, подстегивала «холодная война»,
Требовалось наверстывать не только в разработках и производстве опытных образцов. Хотелось ни
в чем не уступать старшим по трудовой биографии предприятиям-собратьям. С готовностью оставались на третью смену. Участвовали в строительстве производственных объектов, жилья, детских учреждений, позднее — пионерлагеря, стадиона, охотничьей базы...
В начале 1960-х вступила в строй первая очередь промкомплекса, затем — вторая. Пошли в серийное производство конкурентоспособные конструкторские разработки. Сооружали стенды, позволившие проводить испытания, моделируя реальные условия эксплуатации. Удалось развить пионерное даже по иноземным меркам (иномеркам) направление: пнев-моструйная автоматика. Из года в год получали все больше свидетельств на изобретения. Справляли новоселья в своих домах, воспитывали малышей в собственных яслях-садиках, заботились о подшефных школах.
ОМКБ возглавлял главный конструктор М.М. Тимофеев. Из его заповедей: работа требует полнейшей самоотдачи; не командовать, а доверять, создавать условия для творчества; у авиационников все должно быть безупречно. Пожалуй, стиль М.М. Тимофеева кристаллизовался под влиянием энтузиазма первых пятилеток.
Правой рукой главного конструктора стал бывший директор агрегатного завода в Перми и мотостроительного в Омске Б.Я. Соснин, управленческие методы которого формовали, скорее, финиш роковых 1930-х и суровая военная година. Из его заветов: нет заданий невыполнимых, есть невыполненные; результат приносят — четкость, определенность и (трижды!) требовательность; руководителя касается все, для него нет мелочей.
Андрей Александрович (АК) унаследовал уроки обоих руководителей. Тимофеевские — выборочно. Ближе Б.Я. Соснин. Достаточно быстро недавнего новобранца назначили замом Л. К. Перелыгиной. В те, теперь такие давние годы, при непосредственном участии АК «доводились» первые агрегаты и системы омской конструкции, в том числе, для Як-30 и Як-32, вертолета Ка-25, самолетов с укороченным и вертикальным взлетом (посадкой).
Дневали и ночевали на испытаниях опытных образцов первых оригинальных омских систем топли-ворегулирования. Учились у «зубров» рабочих, мастеров, у своих ведущих, более опытных конструкторов, вместе с ними у двигателистов. Брался за заковыристое, старался, чтобы цех шагал в авангарде. Вспоминал: «Наша смелость объяснялась тем, что, не имея опыта неудач, мы не знали авиационной осторожности, не понимали сложностей серийного производства».
ш
Щ
' а '
Генеральный директор-главный конструктор ОАО «ОМКБ» А. А. Кульков
В способности А. Кулькова заядло трудиться и вовлекать в работу убеждались вновь и вновь. Когда назрела задача повышения роли службы надежности, решили - лучшей кандидатуры не подберешь. Согласился. Начальник цеха заявила, что категорически возражает. С ней считались. Вопрос завис. АК на работе демонстративно «тянулрезину». Лидия Константиновна поняла: нашла перелыгинская коса на куль-ковский камень. Скрепя сердце, не скрывая недовольства, дала согласие. Якобы в цеховом кругу «птица» заключила: «Изменник!» Но это, как говорится, любя.
Всего два с половиной года возглавлял молодой специалист новую службу. Заложил фундамент ее превращения из малочисленного подразделения в самостоятельный отдел, способствовал пониманию практического значения надежности, необходимости соответствующих исследований на всех этапах производства, эксплуатации.
Еще в то время и в последующем А.Кульков придавал первостепенное значение устранению дефектов, выявленных в период перехода к серийному производству аппаратуры и к ее эксплуатации.
У одного из агрегатов нарушалась работа после замены летнего топлива на зимнее. Только умелый кропотливый анализ статистики испытаний позволил установить причины нарушений, внести изменения в конструкцию, ликвидировать отказы без задержки эксплуатации.
В другом случае, благодаря энергичному вмешательству АК, удалось убедить вышестоящее руководство и смежников из Уфы, что поставляемый уфим-цами регулятор необходимо усовершенствовать. И тут обошлось без срывов в серийном производстве и эксплуатации.
Подобные примеры далеко не единичны, типичны. Терпеливую большую, всегда очень настойчивую работу Андрея Александровича в данном направлении в течение всей его многолетней и многогранной деятельности невозможно переоценить.
В 1970 году недавно назначенный главный конструктор П.Н Мощенковыдвинул А.А. Кулькованапост своего зама. Нашлись другие претенденты, имевшие на то веские основания, опыт конструкторской работы. Все же руководитель настоял на собственном I предложении. Азартно-амбициозное отношение АК
к обязанностям подкупало, несмотря на явную разницу, почти противоположность их характеров.
В тот период особенно успешно велись разработки топливной автоматики для Як-40, Як-42, Ан-26 и 124, Ми-26, Бе-30, Як-ЗВ, МиГ-23, 25, 29 и 31, Су-27, судна на воздушной подушке «Скат», наземных подвижных ракетных установок и т.д. Аппаратура для целого ряда машин создавалась при самом активном участии А. Кулькова.
Тут (для неспециалистов) надо пояснить, что в известной песне про «стальные руки-крылья» и «сердца пламенный мотор» допущена ошибка. Мотор не сердце, а силовая, энергетическая установка, дающая крылатым машинам силу. А сердцем, насосом, посылающим горючее-кровь к двигателю, является как раз топливорегулирующая автоматика.
Новоиспеченный зам понимал, что придется курировать конструкторов, имеющих авиационное образование, отвечать за сложнейшие разработки «авиасердца». Не испугался. Вникал до мельчайших мелочей. Не избежал трений, нареканий. Зато сумел не только «быть в курсе», контролировать — во многом определять судьбу новорожденных агрегатов и систем автоматики, подчас, не имеющих аналогов в предшествующей практике.
Агрегат 4030. Вес около 5 килограммов. Половина — корпус. Остальное — начинка, порядка тысячи деталей. В среднем — менее 2,5 грамма на деталь. На совещаниях с двигателистами с участием руководящих лиц из главка, министерства нетерпеливо торопили: «Быстрее!» Требовательно спрашивали: «Когда?» Что ответить? С трудом удалось изготовить опытные образцы. Лишь мастерство умельцев-рабочих помогло обеспечить допуски до одного-двух микрон. Еще сложнее выплясывалось с передачей в серию. Вопреки грозным приказам агрегатный завод затягивал освоение серийного выпуска. Все-таки Андрей Александрович с уверенностью отвечал: «Тогда-то и тогда-то!»
Осуществили беспрецедентную по объему и напряжению оргработу. Планерки, встречи специалистов КБ и завода. Четкие, без проволочек решения. Жесткий контроль. Учеба со всеми, кто причастен — от ведущих до рядовых. Нет заданий невыполнимых! Получилось! В назначенный срок! Спрашивали: «Как удалось?!» Сходные истории не редкость. Знают: «Скажет, как отрежет. Любой узел развяжет». ОМКБ стали доверять все больше заказов. Куль-ковская обязательность превратилась почти в поговорку: «УA.A. Кулькова — твердое слово!».
П.Н. Мощенко болел. Заместитель заменял руководителя. Понимал, что вправе претендовать на ступень выше. Ан, не пришел черед! После безвременной кончины главного конструктора на эту должность назначили В.Ф. Березкина, опытного специалиста, участника прорыва блокады Ленинграда. Исполнять обязанности первого лица приходилось еще чаще, чем ранее. Шире становился диапазон приложения сил, деловых интересов. Разработки, производство, связи с партнерами, руководством, строительство, соцкультбыт, шефство, помощь селу... Спектр вопросов от финансов, кадров, технологии до, простите, туалетов.
К середине 1970 годов изделиями, разработанными в омском КБ комплектовались Як-40, 42, МиГ-23, 25,29, 31, Су-27, Ил-62, Ту-104, 114,134,134А, 144,Ан-3, 22, 24, 28, вертолеты Ка-25, Ми-26 Андрей Александрович мог по праву гордиться, что в каждой из этих машин есть доля его усилий.
Собеседники — люди разные — сказывали о всяческом. Мол, в столовой стоял, как все, в очереди. Ма-
шипы не имел, ездил на общественном транспорте. Утром делал зарядку, пробежку по улице, зимой -на лыжах. Книгочей. До 60-летия в квартире телевизора не было. Из загранкомандировок ничего, кроме книг, не привозил. Предпочитал Паустовского, Пришвина (скорее, как охотник, за понимание природы), Гиляровского (наверное, за «вкусное» описание городских нравов). Библиотеку собрал впечатляющую.
Когда доводилось застолье, в любой момент, хоть за полночь, сколько ни выпил, примет ледяной душ, опять свеж, как первенец-огурчик. Словно в сказке про живую воду. «Таковское здоровье, как у Культова, - говорили знатоки, — талант от Бога!» Бог-то Бог, дай сам не плох! В командировках делал зарядку, Битва за лидерство не прекращалась.
В ОМКБ чуть ли не все знакомы, подмечают про всякого каждую всячину. Определили: есть в облике нечто орлистое - достоинство, стремление, нетерпение, даже когда сидит. Пуще, — когда двигается, спорит, внушает. Того гляди, по-орлиному скупо двинет плечами и...
Налетал, как выражались собеседники, на тех, кто идет против интересов фирмы, врукопашную. Одного беспартийного начальника цеха исерьез упрекал, что из-за таких руководителей другие выходят из партии. Почти силком заставлял «несознательных» вступать в общество по борьбе за трезвость. Писателя-фронтовика В.Войновича за книгу о солдате Чонкипе рьяно обвинял в антипатриотизме.
Вновь опустел пост главного конструктора - руководителя предприятия. Бесспорный кандидат сорокатрехлетний «орел». Для мужчины сорокалетие -порог самоутверждения, осуществления зарожденных амбициями свершений. Вдруг составилась оппозиция. Обвинили в злоупотреблении служебным положением, написали жалобу. Не спасовал, Многие поддержали, хотя тех, кто ни «за» ни «против», как водится, большинство. Сторонникам пришлось обращаться в столичные и местные инстанции. Б.Я. Сос-нин помогал советом. Небывало долго не утверждали в должности. Выстоял.
С 1980-го полноправный (фактический и формальный) лидер коллектива. Не подумайте, что достигнув амбициозной цели, встав у руля, во главе команды, сбросил обороты. Азарт, нажим, ревнивое желание опережать усиливались.
Не хватало площадей, средств на сооружение пром-объектов. Монтировали антресоли. На них размещали цеховые службы. Осуществили более рациональную установку оборудования. Покупали станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры. Укрупняли — объединяли цеха. Делали пристройки. Приобрели сборный модуль, позволивший разместить производство товаров народного потребления.
Строительство - страсть пуще неволи. Вникал не меньше, а то и тщательнее, чем в основное производство. Мешал указаниями. Возражали. Не соглашался. Иной разделали по-своему. Обнаружив, вопрошал: «Почему?» — «Так мы же поясняли, что можно лучше!» — «Плохо поясняли!» Переубедить сложно и легко. Легче, если удачно сжато изложишь. Лучше с глазу на глаз, не публично. Предпочитали обращаться с возражениями до трех раз. Не получалось — «искали пути». Рассказывали, понятно, с улыбкой. Сегодня с улыбкой, а вчера?!
Сносили частные дома, возводили многоквартирные. Часть площади отдавали том, кого снесли, району, городу. Людей нужных предприятию старался непременно обеспечить квартирами. Рисковал. Од-
В президиуме собрания
ному из рабочих (семья, несомненно, нуждалась в жилье) говорит: «Немедленно вселяйся в новый дом!» — «Как так, - отвечает, - у меня ордера нет, могут и не дать.» — «Ты меня слышишь, вселяйся! Остальное беру на себя». Пришлось выкручиваться, биться. Не впервой. Один битый двух небитых стоит...
Мечтал построить поблизости от ОМКБ два микрорайона с нестандартными домами разной этажности, что в равнинном Омске позволяет сформировать более интересный контур застройки. На одной площадке успели снести частные дома, расселить жителей. По второй готовили документы для перевода находившейся там радиостанции пароходства. То, что перестройка переломала планы, воспринимал как личную потерю.
Благоустраивали микрорайон, где находятся дома, детские учреждения, возведенные на средства ОМКБ. В цехах изготовили красивые ограждения, игровые и спортивные сооружения для каждого двора, детских комбинатов. Отремонтировали молодежное общежитие. На этажах холлы; для учебы (с кульманами), чтения, шахмат и шашек, с теннисным столом. Готовили целебные коктейли. Проводили чаепития с ветеранами. Занятно: райком партии предложил поселить в молодежном доме человека, освободившегося из заключения. АК подает ключ от собственной квартиры: «Можете ко мне поселять. В общежитие не разрешу!» Строительство жилья, обустройство общежития важнее своей квартиры. Недаром центр микрорайона окрестили бульваром Кулькова. Большую лепту в благоустройство внесли многие, молва выделила одного.
Рано останавливалась у дома служебная «Волга». Ждать шоферу не приходилось. Всегда относился к водителям корректно. Путь короток. За проходной появлялся до начала рабочего дня. По завету Б.Я. Сос-нина придирчиво «исследовал» состояние территории. Проходил по цехам. Здоровался, отвечал на вопросы. Очень многих знал по имени-отчеству, где, в каких условиях работают. Поэтому медики легко обсуждали вопросы по профзаболеваниям. Настоял на постройке медпункта, Закупили для него оборудование. Требовал: «Предлагайте, как снизить заболеваемость? Выявляйте причины болезней!» Сандружина добивалась отличных показателей. В ОМКБ появилась машина скорой помощи. Бронировались места в лучших клиниках. Проверял: как с отоплением в квартирах работников.
На стадионе строили спортпавильон с залами и бассейном. Хотели завести в медпункте семейного педиатра, чтобы мамочки не тащились с детками в поликлинику, не торчали в очереди. Не удалось осуществить. Однако в период безденежья, кризиса
1990-х годов сохранили медслужбу, при первой возможности сумели пополнить оснащение, пригласить самых необходимых врачей.
В 1980-е годы к разработанным ранее прибавились агрегаты, системы для целого отряда новых двигателей. Повышались темпы разработок, их объемы. Задания, зачастую не согласуясь с возможностями, за счет перенапряжения выполнялись строго в сроки и быстрее. Иначе А.А. Кульков как бы переставал быть самим собой. Хотя брали не только энтузиазмом.
Получив новые помещения, расширились отделы: экспериментально-исследовательский, пневмо-: струйной техники, электронной автоматики. Совершенствовались испытания. Для проверки аппаратуры с подачей значительного количества топлива при высоких внешних температурах создали оригинальный стенд, один из лучших в отрасли. Ввиду огне-взрывоопасности, у стенда дежурили в готовности пожарные автомобильные расчеты. В напряженной нервной обстановке Андрей Александрович держался в пример другим. Никого не подменял, не раздавал указаний. Только желваки выдавали волнение. Когда все окончилось успешно, в сердцах пожалел, что из-за запретов на алкоголь приходится обмывать завершение чайком.
Авиационники знают, какой «крутой» экзамен приходится сдавать при полетных ЧП, пусть не самых значительных. На комиссию срочно вызывается всяк причастный, хотя бы сбоку припеку. Презумпции невиновности, почитай, нет. Требуется запас хладнокровия и уверенности, чтобы под давлением «министерских атмосфер» доказать реальную долю вины-невиновности фирмы. АК держался уверенно. Дело не просто в достоинстве. На счету ОМКБ за всю историю ни единого ЧП не числится.
В текущих делах, когда считал нужным «надавить», даже того, с кем накануне на охоту мотался или раздумьями делился, мог так отчистить, что тот подавал заявление на увольнение. Проходила неделя, приглашал: «Забери, порви!»
За приверженность работе, интересам фирмы немало прощалось. Недоумевали: «Кое-кого зачем-то покрывает?!» Многих посдержал, выдвинул. Хватает и тех, с кем расстался (под горячую руку, по несходству натур), независимо от того, какую должность занимали. Только ведущие конструкторы оставались неприкосновенны. Лет 15 требуется на их подготовку. Со стороны не пригласишь.
Резкий, держал в напряжении, мог приблизить, отдалить. При ежеминутной занятости всегда находил время, чтобы выслушать. Если сию минуту не мог, точно называл время. Менее загруженные таким похвалиться редко могут. Обещанное помнил, выполнял.
Предприятие не второй - первый дом. Как бы свое хозяйство. Но творил не все, что душа желает, — знал границы, хотел прочертить добрый след. Особенно ценил в людях порядочность, но видел их без розовых очков, трезво. Знатоки подсказывают: стиль АК правильнее назвать не командным, а социально-командным.
Подход к работникам, как в притче. Купец зовет приказчика: «Ты бы узнал, что за обоз подъезжает?» Приказчик сбегал, докладывает: «Рыбу везут.» — «Ты выспросил: Куда?» - Приказчик бежит, докладывает: «В Омск». Купец сердится: «Ты бы поинтересовался сразу: почем товар, сколько его, могут ли нашу кладь прихватить и прочее. Иначе не работник ты, а тыбик!»
При оказании помощи тепличному комбинату посланец предприятия сумел получить облегченное за-
Вручение рабочих путевок молодому пополнению.
дание. Схлопотал выговор: «Так нельзя. Будете работать с остальными, пока не завершите все до конца».
В отдаленном Тевризском районе столько сделали, что можно в местном музее отметить ОМКБ и A.A. Кулькова. А лучшая в области меловальня для овощей?! Показательный лагерь ученической бригады? ! Строительство свинокомплекса, и так далее?!
В родном городском районе всегда лидировали. Лучшие елки для ребят на Новый год. Детские секции и спартакиады на стадионе, построенном своими руками. Первые балы для выпускников в парке на Зеленом острове. В райкоме партии, райисполкоме балов побаивались. АК с дружинниками предприятия дежурил на острове всю ночь. Тинейджеры такое выделывали! Он приглядывался с искренней заинтересованностью.
На воскресниках машину парторгу отдавал, чтобы приглядывал, докладывал. Сам за лопату, за носилки, в борозду. Картофель, морковь собирает — не угнаться. Попадете в паре носилки таскать — замучит. На городском субботнике все давно пошабашили, а эм-кабэвские полный день отбарабанили.
Отдел соцкультбыта имелся по численности раз-два и обчелся. При Кулькове — как на дрожжах. Построили холодильник, овощехранилище на 250 тонн. Едва не первыми в городе внедрили контейнерное хранение. Мясо закупали в хозяйствах для столовой и продажи в коллективе. В цехах, отделах имелись рубщики. Шутя их «палачами» прозывали.
Генеральный добивался развития платных услуг. Столовая имела 14 филиалов в округе. Продавались полуфабрикаты. Старикам, многодетным помогали в покупке продуктов. Оборудовали телефонную станцию. Помните - трудности с мясом, другим продовольствием и с телефонами ? Оборудовали связь в первую очередь тем, кого приходится вызывать в неурочное время. Но не только им. Намечалось выращивать шампиньоны. Учтите: строили, оснащали практически без фондов. Гендиректор, снабженцы, как боги, из ничего творили. А сколько порогов в Москве и Омске пообивали?!
На охоте со всеми на равных. Первым пол, посуду моет. Аккуратист. Рассказали, как во чтобы то ни стало хотел понять: от какого заболевания умерла собака, которую долго держал, Искал специалиста среди ученых ветеринарного института. Как-то признался, что с возрастом стало жаль стрелять зайцев.
В обед как правило, спешил к матери. Как-то сразу состарились мама, родной дом, сад при нем, которым когда-то все любовались. Ухаживал за больной матерью истово. Кстати, сам не любил лечиться. Все-
го раз пришел в медпункт на физиотерапию. Не закончив процедуры, бросил.
Волной накатилась перестройка. АК вспоминал, что М.С. Горбачев ставил задачу не только утвердить гласность, но и поголовно обеспечить жильем. ОМКБ акционировалось одним из первых в омской промышленности. Главный конструктор лично вел занятия школы по работе в новых условиях, принимал зачеты.
В 1990 годы остались без заказов, средств к существованию. Задолженность по оплате труда достигала 15 месяцев. Не могли рассчитаться за энергоносители, воду, самое необходимое, по налогам, плате в фонды. Люди увольнялись. Численность сократилась втрое. Средний возраст достиг 49 лет. Объем производства упал в 5 раз.
Казалось, что перспективы нет. Одни предлагали ликвидировать разработки, оставить 3-4 сотни производственников. Другие считали целесообразным изменить профиль предприятия, раздать помещения арендаторам независимо от специализации. Ряд налоговых, финансово-административных инстанций, оценивая положение как безнадежное, склонялись к объявлению банкротства, распродаже зданий. Угрожали судебными преследованиями.
Лидер стоял на своем: на базе опытного производства наладим серийные ремонты по восстановлению аппаратуры, находящейся в эксплуатации, продолжим проектирование, модернизацию. Авиация России нужна!
Надо иметь уверенность и мужество, чтобы задерживать зарплату и призывать: «Трудитесь! Верьте!» Тогда (сам-то об этом умалчивает) на руках началась экзема. По ночам не мог заснуть. Оценивал так: «Перестройка, встряска требовались. Но обвал слов походил на пьяный угар. Плана не было. Результаты получились предательские».
Как раз в это время, в 1994 году, находясь в Омске, А.И. Солженицын, вернувший русской литературе критическую непримиримость, на встрече с омичами говорил: «Вместо того чтобы начинать строить новое наряду со старым... делалось все, чтобы старое развалить, ничем новым не заменяя, а потом отдать хаосу, дикой хватке — кто схватит, кто уворует! В результате получилось катастрофическое положение. У нас произошла экономическая реформа, которая обесценила труд, сделала его бессмысленным, даже презренным».
В кризис требовательность А.А. Кулькова оказалась архи (сверх) необходима. «Генерал» лично следил за использованием каждого рубля, за зарплатой всех поголовно, вплоть до уборщиц. Говорил: «Раз держите человека — цените. Ненужен — не держите.» Вновь принятым платили ежемесячно. Помогали особо нуждающимся. Поддерживали молодежь. Антикризисное управление АК вводил системно. Не ограничивался полумерами. Сколотил команду руководителей, отвечающих новым требованиям. Подталкивал: «В рыночных условиях некогда штаны протирать. Надо быстрее думать, предлагать, действовать». На совещаниях не терпел, когда не были готовы к разговору. Мог недовольно прервать, чтобы продолжить, когда подготовятся.
Из бесед. Записывал в спецтетрадь умельцев не по профилю производства. Заглянет, вызовет. Не раз выручали.
Дочь, окончив Московский авиационный институт, жила в столице. У нее рос сын. Супруга постоянно ездила к дочери, нянчилась с внуком. Андрей Александрович уверенно обходился без хозяйки. Вместо разминки пол по утрам мыл, стирал. Сам готовил.
Завел дачный участок. По выходным добирался автобусом в толчее. Недоумевали. Надаче пахал, как папа Карло. Копает землю, лопатой отвернет, каждый комок руками разомнет, сорняки уничтожит. Урожай отличный. Скажет соседу: «Собрали бы ягоды! Мне не нужны». Тот отказывается, мол, неудобно. В ответ слышит: «Не будь змием, не соберешь — пропадут.» Трудился, чтобы стресс снять.
При срочной необходимости в любое время ехали надом, надачу. Безотказно выслушивал, подписывал, принимал меры. Всегда хорошо знал, что делается у партнеров, заказчиков. Как-то посетовал: «Не правильно, что слишком много занимаюсь работой. Никак иначе не получается.»
Ошибочно думать, что лидер и его команда добивались успехов с лету, штурмом, чапаевской атакой, когда командир скачет впереди на лихом коне. Нет, основное - упрямая будничная работа.
Оперативки, расширенные планерки, ежедневный контроль за распределением и расходованием средств, заказами, финансированием, снабжением, состоянием дисциплины, производства, помещений, территории. Ввели «Кадровый час», совещания по неавиационной продукции, многое другое. Не перечислишь, не назовешь даже того, что требует непрерывного внимания. А разве меньше кропотливого повседневного труда необходимо при разрешении отдельных проблем?! Таких как серийное производство агрегата 4030 или освоение блочной компоновки топливной аппаратуры... Эта новинка, дающая значительный выигрыш, внедренная впервые в отечественной практике, доставила технологам, производственникам уйму хлопот. Во многом в результате настойчивости и упорству АК трудности сумели преодолеть.
Случались и поражения. Когда спроектировали оригинальный компактный агрегат 892, на финише испытаний обнаружилась досадная недоработка. На устранение ее уже не было времени. Андрей Александрович настоял: надо вернуться к традиционной схеме. Подобные антипрестижные решения требовали «готовности терпеть и держать удар».
Кажется, никто не сомневается, что ОМКБ смогло подняться из кризисной ямы, прежде всего, благодаря АК. Линия на формирование «трудного» плана, удачный подбор исполнителей, превращение опытного производства в ремонтное мелкосерийное, рациональная организация трудового процесса, умелая работа с заказчиками, внимание к социально-бытовым вопросам и многое другое — все это позволило сохранить предприятие, и прежде всего продолжить разработки. Вопреки трудностям, благодаря прочным связям А.А. Кулькова с партнерами, проектирование постоянно расширялось.
С 1998 года объем производства ежегодно прирастал на 25-30 процентов. Часть прибыли получали, выпуская изделия неавиационного назначения. Удалось включиться в зарубежные поставки. В 2002 году отметили 55-летие ОМКБ так тепло, празднично, как до того не удавалось. Гости, выступления, поздравления. Выпустили книгу о предприятии, его людях. Вручили каждому работающему, всем ушедшим на заслуженный отдых. Первый экземпляр — Андрею Александровичу как главному виновнику торжества. Недели за две перед тем ему исполнилось 65 лет. Приветствовали партнеры, конкуренты, официальные инстанции. Кто думал, что ему придется срочно уйти на пенсию? Здоровье тому не причина.
Объясняют так: в условиях рынка неизбежна конкуренция. Она имеет плюсы и минусы. Считается,
что европейцы, американцы исповедуют в конкуренции «шахматный подход», ставят целью победить соперника, поставить мат. В противоположность этому на восточных рынках действуют по правилам японской игры «го», в которой соперники стремятся занять фишками побольше пространства на многоклеточной доске. При этом придерживаются определенного этикета, т.е. соперничая, сотрудничают друг с другом. Скорее это не борьба, а сосуществование.
В согласии с принципами «го» крупнейшие автомобильные фирмы Японии в конкуренции поладили на том, что на внутреннем рынке одной досталось 40 процентов, второй — 30. Еще 30 — более мелким, производящим комплектующие, сопутствующее оборудование и т.п. Соперничество — сосуществование приносит пользу самим фирмам, потребителям, экономике. Столь же взвешенно, вместе с тем настырно японцы проникают на чужие рынки.
АК и конкуренты-соседи придерживались иных традиций. Борьба разгоралась. Дело дошло до арбитражных судов. Хорошо известно, что такое суды у нас, при несовершенстве законодательства. В определенной ситуации судьи приняли сторону акционеров, поддерживающих соперников. Начались не шахматы, а бои без правил - битвы и нравы, описанные в романах о диком капитализме.
Тяжба мешала работе, срывались заказы. Резкость, прямолинейность, неуступчивость, иной раз приносившие пользу, вместе с тем приводили к нарушению отношений не только с конкурентами, но и с партнерами. Не удалось избежать ошибок, в частности, с приобретением (владением) акций. Вскоре стало проясняться, что узлы не разрубить, если не найти компромисса, определеннее выражаясь — если не решиться на уступку. A.A. Кульков и сам осознавал сию необходимость.
Ради своей команды, ради ставшего судьбой Омского машиностроительного конструкторского бюро Андрей Александрович уходит с предприятия. На прощальном кратком собрании в актовом зале некоторые не сдержали слез. Растрогался сам и АК.
Один из собеседников высказал предложение присвоить многолетнему лидеру коллектива звание почетного ветерана и рекордсмена «директорского корпуса» омской индустрии и авиационной промышленности России. Резонов на то, пожалуй, с лихвой. 22 года служил, нет — следует написать заглавными — СЛУЖИЛ главным конструктором - руководителем «ОМКБ». Юлет — заместителем, то и дело исполняя обязанности первого лица. Почти три десятилетия на капитанской вахте, большей частью в штормовой период перестроечного кризиса.
Всего отдал предприятию 43 года. Лично участвовал в доводке первых опытных образцов омской топ-ливорегулирующей аппаратуры для турбореактивных двигателей. Задавал тон на строительстве, воскресниках, во всей жизни предприятия. Обеспечи-валмощное развитие «ОмМашКБ». Благодаря усилиям A.A. Кулькова, создана топливная аппаратура для десятков маршевых и вспомогательных двигателей. В 1990-е годы вопреки трудностям оснащены моторы перспективных машин: Ан-70, Ан-3, Ту-334, Бе-200, Ту-324, Як-130. Весомый вклад внес Андрей Александрович в развитие российской авиации.
Мог дальше работать. Хватало азарта, энергии, сил, здоровья — пороха в пороховницах. На прощальном собрании, когда Андрей Александрович в ответ на слова благодарности в свой адрес сказал спасибо за долгую совместную работу коллективу, сподвижникам, присутствующие, стоя, проводили признанного лидера долгими, сердечными аплодисментами.
Заповедные уголки Сибири
Город Верхотурье. Троицкий собор.
Заложен в 1703 году. Яркий образец стиля барокко, достигшего наибольшего расцвета в городах Сибири в конце XVII — первой половины XVIII столетий. В 1959 году на международной конференции в Гааге включен в число наиболее значимых архитектурных памятников мира.