го читателя, включая врачей и студентов медицинских вузов.
Книга адресована не только врачам-пси-хиатрам и наркологам, но в первую очередь врачам соматического профиля. Главное внимание уделяется в ней разнообразным сома-тоформным и психосоматическим расстройствам, нарушениям личности, поведения, депрессии, ранним и негрубым нарушениям в психической сфере. Известно, что такие пациенты предпочитают обращаться за помощью к соматическим врачам. Потери времени и средств на исследование и лечение этих пациентов в итоге столь велики, что делает их для общества наиболее дорогостоящими больными. Своевременное выявление пациентов с пограничными нервно-психическими расстройствами по-прежнему остается одной из самых острых и нерешенных проблем. Помимо клинических аспектов, работа в достаточной мере отражает также медико-психологическую проблематику, актуальную для врача любой специальности, возрастные аспекты патологии, важные кон-
цептуальные подходы в общепатологическом плане, вопросы систематики.
Отдельного упоминания заслуживает раздел книги об исторических формах мышления, в частности, архаическом, или «первобытном», мышлении. Данный способ мышления лежит в основе суеверий, тайных наук, оккультизма, волна которых затопила Россию в последние 10 лет и приобрела ныне характер психической эпидемии. Полвека назад подобное наблюдалось в нацистской Германии. Трагическим следствием вакханалии оккультизма явилась дискредитация научного знания, которое, по убеждению нашего великого соотечественника И В. Вернадского, только и способно вывести человечество из лабиринтов невежества.
Книга написана ясно, хорошим литературным языком, снабжена большим количеством клинических иллюстраций и доступна любому читателю, которому небезразличны ценности психического здоровья нашего общества.
УДК 577.1:612.015 (08)
ЛЕКЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ ПО БИОХИМИИ
Кулинский В.И.
(Иркутск: ИГМИ)
Вып. 1. Основные понятия. Ферменты. Витамины. Биоокисление. 1993. 73 с.
Вып. 2. Углеводы и липиды. 1994. 82 с.
Вып. 3. Азотсодержащие вещества. 1994. 110 с.
Вып. 4. Биохимия регуляций (Гормоны. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Мембраны). 1994. 94 с.
Книги такого рода ранее не выходили. Очень многие таблицы оригинальны. Они предназначены не только для демонстрации на лекциях, но и для самостоятельной работы студентов как наглядный учебный материал, позволяющий логически организовать и закрепить знания по биохимии. Таблицы составлены на основе современной мировой литературы и отражают в своей структуре четкое разделение биохимии на общую часть, традиционные разделы (углеводы, липиды и аминокислоты) и «новую биохимию> — основы молекулярной биологии (нуклеиновые кислоты и матричные биосинтезы) и «биохимию регуляций> — термин автора,' объединяющий регуляцию как гормонами, так и клеточными механизмами (ионные каналы, вторые посредники, протеин-
киназы). Таблицы почти не содержат формул и реакций их удобнее и поучительнее для студентов писать на доске. Кроме того, формульный материал есть в любом учебнике, а главный прогресс в современной биохимии заключается в понимании биологического смысла биохимических процессов.
В таблицах широко отражены особенности преподавания биохимии в медицинском институте. Приведены наглядные и яркие примеры того, что клиническая биохимия позволяет врачу решать 3 группы задач: 1) выяснение биохимической стороны патогенеза заболеваний, 2) проведение биохимической диагностики, 3) понимание биохимических основ терапии. Кроме того, для каждого процесса указана его клеточная и тканевая локализация и регуляция.
Таблицы будут полезны не только студентам, впервые изучающим биохимию, но и студентам старших курсов, субординаторам и интернам — для обновления знаний по биохимии.
Готовящийся вып. 5 включает биохимию тканей (печень, соединительная ткань, кровь) и профилирование преподавания на педиатрическом и фармацевтическом факультетах.
Л.С. Колесниченко