Кулай Дж.К.
НЕУЛОВИМЫЕ ДЕНЬГИ АЛЬ-КАИДЫ1
В статье автора книги "ЦРУ и джихад: Разрушительный альянс против СССР" (CIA et Jihad, une alliance désastreuse contre l'URSS. — P.: Autrement, 2002) представлены опубликованные в последнее время доклады, посвященные финансированию террористической деятельности сторонников бен Ладена.
В середине октября 2002 г. Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations, New York) обнародовал доклад "Финансирование терроризма", в котором впервые были названы важные источники финансирования Аль-Каиды. В список включены семь международных банков, восемь исламских благотворительных организаций и фондов и их филиалы, группа принадлежащих бен Ладену саудовских компаний, три высокопоставленных саудовских принца и правительство Судана
По данным доклада, подготовленного для службы французской разведки адвокатом Ж.-Ш.Бризаром, прямую или косвенную финансовую поддержку Аль-Каиде оказывали 500 компаний и организаций из разных стран мира и около 400 человек, среди которых министр обороны Саудовской Аравии принц Султан и бывший руководитель службы саудовской разведки принц Турки аль-Фейсал. В 1979— 1989 гг. оба этих деятеля играли ведущую роль в оказании поддержки "антисоветскому джихаду" в Афганистане в тесном сотрудничестве с ЦРУ и Пакистаном. Принц Султан обвиняется также в том, что с 1994 г. предоставил четырем благотворительным организациям, финансирующим Аль-Каиду, не менее 6 млн. долл. Некоторые эксперты предупреждают, что ухудшение отношений между США и Саудовской Аравией может привести к массированному переводу из США в другие страны (в первую очередь европейские) саудовских вкладов на сумму не менее 200 млрд. долл., что составляет половину дефицита платежного баланса США по текущим операциям. В то же время некоторые наиболее крупные саудовские инвесторы объявили об отсутствии у них намерения перевести свои вложения из США в другие страны. Как отмечается в докладе Ж.-Ш.Бризара, финансовая систе-
1 Coolay J. K. L'insaisissable argent d'Al-Qaida // Monde diplomatique. - P., 2002. -A. 49, № 584. - P. 14- 15.
ма Аль-Каиды напоминает холдинг, в рамках которого единый центр принятия решений управляет сотнями отделений и еще большим количеством подрядных организаций по всему миру. Список таких организаций весьма велик и включает как исламских фанатиков, так и известные и респектабельные банки и компании.
Еще в сентябре 2001 г. президент США Дж.Буш объявил борьбу против "финансовой базы глобальной сети террора", а также объявил о замораживании авуаров 27 организаций и физических лиц, подозреваемых в связях с бен Ладеном. С тех пор этот список значительно расширился. Под давлением США ООН приняла несколько резолюций, призывающих все страны лишить террористические сети финансовой поддержки. В октябре 2001 г. в США был принят так называемый Патриотический закон (Patriot Act), который позволяет ФБР и другим полицейским органам прослушивать телефонные переговоры, следить за посягательствами на гражданские права американцев и т.д. В США были также приняты новые меры финансового регулирования, в том числе запрещающие банкам открывать анонимные счета и вести дела с офшорными банками, которые позволяют своим клиентам ускользать от контроля. Однако новый закон подвергается в США довольно острой критике. Так, сенатор П.Сарбэйн, возглавляющий банковскую комиссию американского сената, считает, что новый закон обладает серьезными лакунами. Одна из них состоит в том, что он позволяет американским банкам принимать вклады офшорных банков, если 25% капитала последних принадлежит реальным банкам. Через подобную "законодательную дыру" в США могут переводиться капиталы многих офшорных компаний и их филиалов.
На конец 2001 г. правительство США заморозило авуары на сумму в 112 млн. долл.; к августу 2002 г. эта сумма возросла всего на 10 млн. По оценкам, кредиторы бен Ладена управляют его счетами на общую сумму в 30 млн. долл. (некоторые эксперты называют в десять раз большую сумму), которые размещены на о. Маврикий, в Сингапуре, Малайзии, Панаме и на Филиппинах. На фиктивных клиентов открыты также счета в банках Дубаи, Гонконга, Лондона и Вены.
В одном из докладов ООН отмечается, что почти 16 млн. долл., вложенные в "благотворительные" организации, не подлежат никакому контролю. Помимо официальных докладов, в последнее время опубликованы результаты частных расследований, свидетельствующие о том, что финансовые средства Аль-Каиды все больше конвертируются в золото, драгоценные камни (особенно алмазы), являю-
щиеся объектом контрабанды. Члены этой организации используют и традиционные методы перевода финансовых средств, в том числе систему hawala (называемую в Пакистане и Афганистане hundi и в Китае chop), когда суммы различного объема перемещаются по условному приказу, отдаваемому по телефону, что позволяет не оставлять никаких следов — ни бумажных, ни электронных записей. Пока в мире насчитывается всего несколько экспертов, понимающих, как функционирует система hawala. В начале сентября 2002 г., по сообщениям американской печати, руководители Аль-Каиды и талибов перевели контрабандными путями значительное количество золота из Пакистана в Судан через ОАЭ или Иран.
По результатам других частных расследований, источником финансирования терроризма является также производство в Афганистане опиума, на доходы от продажи которого приобретается золото. Во время войны в Афганистане в 1979—1989 гг. производство и торговля опиумом поддерживались ЦРУ и пакистанской службой разведки, которые видели в этом источник финансирования военных действий против СССР и средство ослабления советской армии, вследствие распространения наркотиков среди воюющих. Но и после окончания военных действий производство опиума в Афганистане продолжало развиваться. Еще один источник финансирования Аль-Каиды — добыча в Танзании голубого драгоценного камня, называемого танзанитом, стоимость которого эквивалентна стоимости алмазов. По данным экспертов, 90% добываемого танзанита контрабандным путем поступает на рынки драгоценных камней Дубаи, Гонконга, Бангкока и т.д.
Авторы доклада "Финансирование терроризма" отмечают, что созданная в 1989 г. международная Группа финансовых действий против отмывания денег (ФАТФ), действовавшая недостаточно эффективно, после событий 11 сентября 2001 г. значительно активизировала свою деятельность. В октябре 2002 г. Россия была исключена из "серого списка" ФАТФ, в котором представлены страны, недостаточно активно сотрудничающие с этой организацией. Некоторые объясняют вычеркивание России из "серого списка" стремлением США получить ее поддержку в акциях против Ирака. В "сером списке" остались о. Кука, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Сент-Винсент, о-ва Гренадины и Украина. В последнее время между ФАТФ и руководством МВФ разгорелись споры по поводу этого списка. По мнению МВФ, ФАТФ
в основном подозревает бедные страны, оставляя без должного внимания богатые, в частности, Швейцарию. МВФ предложил ввести на год мораторий на расширение "серого списка" ФАТФ, что вызвало возражение со стороны американского ФБР.
В заключение отмечается, что администрация Дж.Буша столкнулась с трудной проблемой: продолжение кампании борьбы с финансированием Аль-Каиды, затрагивающей интересы многих исламских банков и финансовых учреждений, может испортить отношения США со странами Ближнего Востока. Между тем США нуждаются в поддержке этих стран при проведении своих акций против Аль-Каиды и президента Ирака Саддама Хусейна.
Автор реферата — Л.А.Зубченко, канд. экон. наук, ИНИОН РАН.
Из портфеля журнала "Банки: Мировой опыт "
Вячеслав Белокреницкий,
доктор исторических наук
ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ВОСТОКА —
КАК НАМ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ?
Дискуссия, развернутая на страницах журнала "Восток" по инициативе главного редактора В.В.Наумкина, давно назрела. Оправданна и его озабоченность по поводу того, не устареет ли очень скоро обобщающий труд, над которым работает большой коллектив авторов. Думается все же, что момент для написания завершающих томов "Истории Востока" ныне более благоприятен, чем конец советской эпохи, когда задача написания современной истории Азии и Северной Африки была впервые поставлена руководством Института востоковедения. Никто и ничто не дает нам возможность знать будущее, но его контуры иногда просматриваются в реалиях настоящего, которое есть как бы длящееся прошлое. Если мы правильно понимаем нынешние тенденции, речь идет о стабилизации политической ситуации и идеологических течений в нашей стране, а это и дает основание полагать, что сделанные сейчас обобщения не будут тотчас же сданы в архив.
Остается другое опасение, высказанное В.В.Наумкиным, относительно разницы в подходах и интерпретации как истории Востока,