Научная статья на тему 'КУБАЧИНСКОЕ ИСКУССТВО'

КУБАЧИНСКОЕ ИСКУССТВО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
432
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБАЧИНСКОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ НАРОДОВ / КУБАЧИНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ / ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ КУБАЧИНСКОГО ИСКУССТВА / КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куцулова Ф.А.

В статье рассматривается такой феномен, как кубачинское искусство, дается анализ актуальных проблем его сохранения и преумножения в современном экономическом мире. Цель исследования: познание исторического и культурного значения кубачинского искусства, а также поиск новых шагов его сохранения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KUBACHI ART

The article is devoted to the historical study of such a phenomenon as the Kubachin art, as well as the analysis of current problems of preservation and multiplication of the Kubachin art in the modern economic world. The purpose of the research is to learn the historical and cultural significance of the Kubachin art, as well as to search for new steps in its preservation and development.

Текст научной работы на тему «КУБАЧИНСКОЕ ИСКУССТВО»

УДК 7.03

DOI: 10.21779/2500-1930-2022-37-1-59-64 Ф.А. Куцулова

Кубачинское искусство

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; 21011979abc@gmail.com

В статье рассматривается такой феномен, как кубачинское искусство, дается анализ актуальных проблем его сохранения и преумножения в современном экономическом мире. Цель исследования: познание исторического и культурного значения кубачинского искусства, а также поиск новых шагов его сохранения и развития.

Ключевые слова: кубачинское искусство, традиции народов, Кубачинский художественный комбинат, проблемы сохранения традиционного народного промысла, эстетическая ценность, культурная ценность кубачинского искусства, культурная индустрия.

Исследование наследия народных художественных промыслов - фундамент национального патриотизма, источник духовного и эстетического обогащения нации, познание народом своей самоидентичности, истории, национальной культуры.

«Развитие традиционной народной культуры является одной из сложных и многозначных проблем в культурном пространстве современности» [8].

Республика Дагестан - регион Российской Федерации с уникальным многообразием художественных ценностей истинно народного искусства.

«Веками трудились в Дагестане непревзойденные его народные умельцы: злато-кузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли моей, на глиняных кувшинах писали таинственные стихи», - говорил выдающийся поэт Дагестана Расул Гамзатов [11].

Искусство народов Дагестана - основа духовно-нравственных традиций современной национальной культуры региона, ее способности обращаться к внутреннему миру человека через систему эстетических ценностей. Каждое направление народного творчества Дагестана обладает собственной уникальной художественной образностью, этнической особенностью видов и жанров.

Национальное культурное явление, определяющее понятие «кубачинское искусство» - грандиозная по значимости и неповторимости составная часть народного творчества Дагестана, воплощённая с древних времен в бронзовом литье, медно-чеканном и ювелирном искусстве, золотошвейном промысле, резьбе по дереву и камню, художественной каллиграфии, оружейном искусстве.

Искусство горного села Кубачи поражает богатством форм и техники гравировки, чернения, чеканки, филиграни, эмали, насечки золотом по кости и серебру. Без сомнения, кубачинское искусство - национальное достояние Республики Дагестан и неотъемлемая часть всего культурного наследия России.

В начале ХХ в. в ювелирном деле Кубачи Дагестана появляется ручная гравировка по стали. Обработка стали являлась достаточно древним для Дагестана ремеслом. Изготовление стальных пуансонов для чеканки различных «штучных» узоров или для

выколотки объемных узорчатых накладок в форме пирамидок практиковалось издавна, что показывают местные традиции обработки меди [6].

Изделия кубачинских мастеров хранятся в крупнейших музеях мирового культурного пространства - Лувре (Франция), Британском музее и Музее Виктории и Альберта (Англия), Галерее искусств «Фрир» (США), Эрмитаже Санкт-Петербурга и др.

В XIII-XV вв. Кубачи (Зирихгеран) становится крупнейшим центром металлообрабатывающего ремесла, включая бронзовое литье, медночеканное искусство, производство оружия, ювелирное дело. Отдел Востока Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга хранит и экспонирует бронзовые котлы аула Кубачи, датированные XIII-XV веками. Медночеканная посуда, сохранившаяся в музейных коллекциях мира, свидетельствует об уникальности декора и орнаментальных композиций кубачинских мастеров.

«В XIV-XV вв. в селении сложилась своеобразная и самобытная каменная архитектура. Здесь сформировалась собственная оригинальная школа, даже был выработан свой, «кубачинский» стиль орнаментальной резьбы» [4].

С начала XVIII века в. Кубачи преобладает изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия. Изогнутые рукояти, украшенные растительным узором корпуса, вставки из слоновой кости и изображения диковинных фантастических животных и птиц преображали холодное и огнестрельное оружие в произведения искусства.

Средневековые кубачинские каменные рельефы - детали архитектурного декора с изобразительными сюжетами, с арабскими надписями, а также орнаментом - изучали и продолжают изучать многие отечественные и зарубежные исследователи [7].

Кубачинское ювелирное дело имеет широкий диапазон редкостных художественных техник обработки металла. Ювелирное мастерство передавалось кубачинца-ми, из поколения в поколение, веками оттачивались и отшлифовывались методики и техники с обязательным сохранением идущих с древних времен, образцов орнамента и филиграни, цветовых композиций эмали, насечки золотом.

Значительный вклад в историко-этнографическое исследование культуры и искусства села Кубачи внес выдающийся ученый кавказовед Е.М. Шиллинг (18921953 гг.). Его труды, посвященные кубачинцам и их искусству, признаны уникальными произведениями российской и мировой этнографической науки (публикации с 19251944 гг.).

Собранные им произведения кубачинского искусства хранятся в Российском этнографическом музее, Государственном историческом музее, Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого академии наук, Музее им. А-А. Тахо-Годи и др. «В селении Кубачи издавна нераздельно господствует страсть к орнаменту, вошедшая в кровь и плоть людей... Несмотря на все свои связи с Востоком и Западом, орнамент с. Кубачи безусловно оригинален, в своем роде неповторим и относится к категории явлений подлинного народного творчества», - отмечал Шиллинг [10].

Первое научное исследование с. Кубачи и его искусства принадлежит выдающемуся немецкому и российскому ученому востоковеду-арабисту академику Санкт-Петербургской академии наук Х.Д. Френу (1782-1851). Статья «О народе кавказском Кубечи» впервые опубликована в 1838 году, затем переиздана в 1840 г. Статья вызвала научный интерес многих поколений историков, этнографов, культурологов. Е.М. Шиллинг характеризовал статью как чрезвычайно ценную, полученную из большого количества источников.

Познанию сути и содержания кубачинского художественного стиля посвящены труды признанных ученых Н.Ф. Яковлева (публикации 1926 года), В.А. Крачковской (публикации 1938 г.), К.В. Тревера, И.А. Орбели (публикации 1922-1935 гг.), Н.Б. Бакланова (публикации 1927-1935 гг.), Э.В. Кильчевской и А.С. Иванова (публикации 1959-1962 гг.), П.М. Дебирова (публикации 1966-2001 гг.) и др.

Кубачинское искусство веками складывалось вместе с социальными, экономическими и политическими преобразованиями.

Так, в 1924 году в селении Кубачи была организована художественная артель «Саниаткар». Позже артель несколько раз переименовывалась, и в 1960 году путем реорганизации был создан Кубачинский художественный комбинат (КХК). Изделия мастеров Кубачинского художественного комбината изготовляли из серебра, золота, слоновой кости. Их широкий ассортимент включал: письменные и столовые приборы, женские ювелирные изделия, кинжалы и клинки, портсигары и трубки, статуэтки, обложки книг и многое другое.

Объёмы обрабатываемого комбинатом серебра составляли ежегодно от 3 до 10 тонн. Изделия КХК использовались не только на внутреннем рынке СССР, но и отправлялись на экспорт.

Примечателен исторический факт сохранения кубачинского искусства в советский период. В 1967 году Министру просвещения РСФСР А.И. Данилову были представлены к оценке изделия юных мастеров - кубачинцев, Данилов был восхищен художественной ценностью изделий и заявил: «История не простит нас, если мы дадим погибнуть этому искусству». По его личному распоряжению в Кубачинской средней школе с подготовительного класса ввели дисциплину «Основы кубачинского искусства».

Следует отметить, что ценность и уникальность кубачинских художественных произведений признаны мировым культурным пространством, так как еще в 1937 году они получили Гран - При на Всемирной выставки искусства и техники в Париже. «Изделия кубачинских мастеров постоянно демонстрировались на советских и зарубежных выставках, в Брюсселе в 1958 году (где была завоевана золотая медаль), в Нью-Йорке, в Лейпциге, в Оклахоме, в Стамбуле, Тебризе, Кабуле, и во многих других городах. Высокохудожественные произведения отправили кубачинцы в 1967 году на Всемирную выставку в Монреаль и в 1970 году на выставку ЭКСП0-70 в Японию» [2].

«В 1972 г. за заслуги в развитии декоративно-прикладного искусства ведущие мастера КХК были удостоены Государственной премии им. И. Репина, а сам КХК в 1975 г. был награжден Орденом Дружбы народов» [14].

Кубачинский художественный комбинат явился кузницей талантливых мастеров. Среди них - народные художники РСФСР Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, Г.-Г. Чабкаев, заслуженный деятель искусств ДАССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, кавалер ордена «Знак почета» Г. Кишев, заслуженный художник РСФСР Абдурахманов А.М., заслуженный художник России Г. Изабакаров и др.

КХК сегодня находится в сложной ситуации, связанной с отсутствием государственных заказов, несовершенством менеджмента, повлекшим за собой неспособность комбината адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. КХК прошел процедуру банкротства и находится на стадии полной реорганизации.

В самые кратчайшие сроки в целях сохранения традиционного искусства комбинату и кубачинцам необходимо принять ряд мер, способствующих возникновению в селе новой культурной индустрии. Это:

- создание и запуск бизнес-инкубатора для формирования у мастеров - куба-чинцев навыков маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета;

- проведение серии обучающих семинаров по цифровой грамотности в целях формирования у мастеров навыков создания сайтов продаж кубачинских изделий (онлайн продажи);

- проведение серии семинаров по пропаганде образа добросовестного налогоплательщика, выхода из тени и использования налоговых льгот и иных мер государственной поддержки;

- организация действующих на постоянной основе выставок - продаж кубачинских изделий в самом селе Кубачи и в городах Махачкала, Дербент по фиксированным и неизменным адресам, позволяющим туристам и иным желающим как юридическим, так и физическим лицам, быстрее ориентироваться и приобретать кубачинские изделия в широком ассортименте;

- возврат госзаказа (конкурсная основа) по ряду востребованных товаров: кубки, письменные принадлежности для офиса, подарочные наборы и т. д.

В настоящее время вопросы комплексной государственной поддержки и дальнейшего развития комбината обсуждаются и разрабатываются Правительством РД, Минтуризма РД, Администрацией Дахадаевского района.

«Комбинат важен не только как предприятие, выпускающее изделия НХП, но и как центр развития и поддержки отрасли в селе, чтобы индивидуальные мастера могли получить доступ к технологическому оборудованию. Комбинат наравне с производством продукции также должен оказывать услуги по изготовлению заготовок для индивидуальных мастеров», - отметил Министр по туризму и народным художественным промыслам РД Расул Ибрагимов» [12].

Председатель Правительства Республики Дагестан Абдулпатах Амирханов назвал сложившуюся ситуацию недопустимой, с учётом того, что данное предприятие имеет историю, оно значимо для кубачинцев - в 1924 году оно создавалось совместными усилиями предков, и пообещал, что комбинату будет оказана поддержка [13].

Несмотря на имеющиеся проблемы и препятствия кубачинское искусство все так же поражает великолепием орнаментальных композиций, уникальной эстетической ценностью художественных произведений. Новое поколение мастеров достойно продолжает и развивает наследие предков, получая заслуженное признание всего мирового культурного пространства.

Рис. 1. Селение Кубачи. Чайный сервиз, изделие: К.А. Алмасов - член Союза художников России. Заслуженный деятель искусств РД. Год изготовления: 2020 г. Фото автора.

Значение кубачинского искусства для культуры региона и Российской Федерации трудно переоценить. «Многие компоненты традиционной культуры, в том числе и традиционное прикладное искусство, носят общечеловеческий характер и тем самым позволяют поддерживать и поощрять взаимопонимание различных народов, противодействовать этнической и религиозной ненависти, насилию, сепаратизму и другим формам экстремизма, предоставлять поддержку развитию гражданского общества» [9].

Литература

1. Алиева Ф.А. Мухамедова Ф.Х. Жанры устной прозы в фольклоре селения Кубачи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5. - С. 375.

2. Алиханов Р., Иванов А. Искусство Кубачи. - Л.: Художник РСФСР ,1976. -

С. 62.

3. Газимагомедов Г.Г., Газимагомедов М.Г. Проблемы устойчивого развития НХП в связи с изменениями конъюнктуры рынка // Юг России. 2018. Т. 13, № 1. -С. 64.

4. Ибрагимова Ж.. Ниналалов С. Знаменитые аулы Дагестана. Кубачи. - Махачкала: Издательский дом «Дагестан», 2018 - С. 51.

5. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи. - М., 1962. - С. 12.

6. Магомедов А. Исторические традиции гравировки в ювелирном искусстве Дагестана // Культурная жизнь Юга России. 2020. № 1.

7. Маммаев М.М. Новые каменные рельефы - архитектурные детали XIV-XV вв. из селения Кубачи // История, археология и этнография Кавказа. 2020. Т. 16, № 3. - С. 661.

8. Сорокина Л.И., Прямкова Н.А. Традиции народного искусства в современной культуре // Культура и искусство. 2021. № 3.

9. Спирина М.Ю. Традиционное прикладное искусство в современном социуме // Сборник научных статей «Всероссийский конгресс фольклористов». - СПб, 2019

10. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: историко-этнографические этюды. - М.: Изд-во АН СССР,1949. - С. 101.

Интернет-ресурсы

11. http://www.e-dag.ru/o-dagestane/narodnye-khudozhestvennye-promysly.html Официальный сайт Правительства Республики Дагестан раздел «Народные художественные промыслы» (дата обращения 04.06.2020 г.)

12. http s://ri adage stan. ru/news/the_government_of_the/pravitel stvom_dagestana_ obsuzhdeny_mery_podderzhki_kubachinskogo_khudozhestvennogo_kombinata/ (дата обращения 21.09.2021 г.)

13. http://www.e-dag.ru/novosti/novosti-pravitelstva/vlasti-dagestana-okazhut-podd erzhku-v-vosstanovlenii-raboty-izvestnogo-khudozhestvennogo-kombinata-v-sele-kubachi-1.html (дата обращения 23.09.2021).

14. https://kybachi.ru/ Официальный сайт Кубачинского художественного комбината (дата обращения: 5.06.2020).

Поступила в редакцию 15 декабря 2021 г.

UDC 7.03

DOI: 10.21779/2500-1930-2022-37-1 -59-64

Kubachi Art F.A. Kutsulova

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev, st., 43а; 210119 79abc@gmail. com

The article is devoted to the historical study of such a phenomenon as the Kubachin art, as well as the analysis of current problems of preservation and multiplication of the Kubachin art in the modern economic world. The purpose of the research is to learn the historical and cultural significance of the Kubachin art, as well as to search for new steps in its preservation and development.

Keywords: the Kubachin art, traditions of peoples, the Kubachin Art Combine, problems of preserving traditional folk crafts, aesthetic value, cultural value of Kubachin art, cultural industry.

Received 15 December 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.