ТРЕНДЫ И БРЭНДЫ
MMiPUUM 20Г 27
Кто ответит за нарушение закона?
Александр ПРЕПЬЯЛОВ, к.х.н., генеральный директор ООО «Гринго»
С 01 января 2012 г. вступили в силу нормы ст. 74 и ст. 75 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые устанавливают ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, и вводят понятия конфликта интересов.
Ключевые слова: Закон №323-Ф3, медицинские услуги, медицинские представители, правонарушения
Следует отметить, что сама по себе идея наложения ограничений на медицинских работников, исключающих их корыстную заинтересованность при оказании медицинских услуг пациенту, не является чем-то новым в российском законодательстве. С начала 2009 г. действуют нормы пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК Российской Федерации, устанавливающие запрет на принятие подарков медицинскими работниками (равно как и государственными служащими) от неопределенного круга лиц на сумму свыше 3 000 руб. Тем не менее автору не известны случаи, когда должностным лицам вменялось получение дорогостоящих подарков. Такого рода правонарушения характеризуются высокой степенью ла-тентности. Трудно предположить, что кто-то из врачей будет рассказывать о дорогостоящем подарке или тем более доводить эту информацию до руководителя медицинской организации. Продолжая борьбу с корыстными интересами медицинских и фармацевтических работников, которые могут идти во вред правам пациента, законодатель включил в Федеральный закон от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст. 74, нормы которой устанавливают ограничения в отношении указанного круга лиц.
Прежде всего, хотелось бы начать анализ норм ст. 74 с ч. 3, которым устанавливается, что за нарушение требований об ограничении медицинские и фармацевтические работники, а также компании, заинтересованные в ангажированности первых двух категорий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. С некоторым трудом такая ответствен-
ность с точки зрения норм трудового законодательства может рассматриваться как совершение дисциплинарного проступка, за которое работодатель может применить замечание или выговор (ст. 192 ТК Российской Федерации). Увольнение за однократное совершение данного проступка законодательством не предусматривается, что подтверждается п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Существенным здесь является не столько мягкость наказания, сколько тот факт, что взыскание налагается работодателем, т.е. лицом, не заинтересованным в том, чтобы такого рода нарушения ассоциировались с возглавляемым им юридическим лицом. Таким образом, в сокрытии нарушения норм ст. 74 заинтересован не только сам работник, но и представитель работодателя (руководитель юридического лица).
Keywords: law, health protection, medical services, violation of rules, derive profit, administrative offense
Legal regulations incorporated in Art. 74 and Art. 75 of Federal Law #323-FZ «Guidelines for the health protection of the citizens in the Russian Federation» dated 21.11.2011 came into force on January 1, 2012. The regulations set restrictions on the professional activities of medical and pharmaceutical personnel and introduce the concept of conflict of interests. Alexander PREPYALOV, Ph.D., General Director of OOO Gringo. WHO IS RESPONSIBLE FOR THE VIOLATION OF THE LAW?
Ситуация становится еще более комичной, если получателем материальной выгоды выступает руководитель юридического лица. Можно смело утверждать, что вряд ли руководитель будет возлагать сам на себя дисциплинарное взыскание. В итоге на практике имеет место ситуация, когда запрет на совершение многочисленных действий с материальными ценностями не подкреплен законодательными санкциями за его несоблюдение.
Высокая степень латентности получения материальной выгоды медицинскими и фармацевтическими работниками от компаний, вкупе с отсутствием санкций за нарушение ограничений, установленных ст. 74, делает ее нормы «мертвыми», т.е. не реализуемыми на практике.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 74 установлено, что медицинские и фармацевтические работники вправе получать вознаграждение в связи с осуществлением педагогической или научной деятельности (помимо участия в клинических исследованиях). Имеющееся определение научной (научно-исследовательской) деятельности (определение педагогической деятельности — отсутствует), под которой понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (ст. 2, Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) «О науке и государственной научно-технической политике») не позволят однозначно определить круг лиц, которые осуществляют данный вид деятельности. Если же исходить из определения научной деятельности как творческой деятельности, направленной на получение новых знаний о природе, человеке и обществе и на использование научных знаний и новых способов их применения в интересах научно-технического прогресса, экономического благосостояния, гуманитарного сотрудничества, культурного и нравственного развития, обеспечения здоровья людей, безопасности их жизнедеятельности и сохранения окружающей среды (ст. 2, «Мо-
28 3Тль РШШШМ 2(1 1 2
ТРЕНДЫ И БРЭНДЫ
дельный закон о статусе ученого и научного работника» (Принят в г. С.-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31—14 на 31-м Пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ) и педагогической деятельности, как процесса обучения и воспитания, направленного на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющегося как в институали-зированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности (ст. 1, «Модельный закон о статусе работника образования» (Принят в г. С.-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27—13 на 27-м Пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ), то следует констатировать, что любое лицо, осуществляющее вышеуказанные действия, должно рассматриваться как лицо, осуществляющее педагогическую и (или) научную деятельность, вне зависимости от того факта, является ли такого рода деятельность его основной трудовой деятельностью или нет. Даже обычный сбор статистических данных о заболеваемости или опрос пациента о последствиях приема того или иного препарата может рассматриваться в качестве осуществления научной деятельности, а любые публичные выступления медицинского или фармацевтического работника о применении препарата — в качестве педагогической. Пунктами 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 74 Основ устанавливается, что медицинские работники и руководители медицинских организаций, а также фармацевтические работники и руководители аптечных учреждений не вправе принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, и организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, фармацевтических организаций. Из данной нормы следует два вывода: « Развлекательные мероприятия могут финансироваться за счет средств незаинтересованных юридических и физических лиц, прежде всего за счет средств ассоциаций и иных некоммерческих организаций.
Ф Если мероприятия не носят развлекательного характера (например, выставки, семинары, конференции и т.п.), то участие медицинских работников и руководителей медицинских организаций, а также фармацевтических работников и руководителей аптечных учреждений может финансироваться вышеперечисленными компаниями без каких-либо ограничений. Пунктом 5 ч. 1 ст. 74 Основ разрешается медицинским работникам и руководителям медицинских организаций осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий в случае проведения клинических исследований (испытаний) в порядке, установленном администрацией медицинской организации. В этой связи необходимо отметить ма-ловероятность того, что руководители медицинских организаций будут устанавливать вообще какие-либо ограничения по приему коммерческих организаций, поскольку зачастую данные контакты преследуют цель заключить гражданские договоры (в т.ч. на клинические исследования (испытания), являющиеся основой для поступления внебюджетных средств в медицинскую организацию.
Что же касается приема представителей коммерческих организаций медицинскими работниками, то Основами не установлены временные ограничения в отношении клинических исследований (испытаний), что позволят сделать вывод о том, что контакты могут осуществляться как до начала клинического исследования (испытания), так и после его завершения. Вместе с тем представляется нелогичным осуществление контактов с медицинскими работниками, которые не планируются к участию в клиническом исследовании (испытании) или которые не принимали участия в нем. Следует также обратить внимание, что порядок осуществления контрактов медицинских работников с представителями коммерческих организаций является локальным актом работодателя, характеризующимся местом (территория медицинской организации) и кругом лиц (работники, состоящие в штате). Таким образом, норма Основ, ограничивающая контакты медицинских работников,
не распространяется на территории за пределами медицинской организации или на время, выходящее за рабочее время медицинского работника. Пунктом 3 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 74 Основ устанавливается запрет на получение от компаний образцов лекарственных средств, медицинских изделий для вручения пациентам или населению. В состав правонарушения включается последующая передача медицинским работником или фармацевтическим работником полученного лекарственного препарата или медицинского изделия иным физическим лицам. В том случае если такого рода передача отсутствует (например, получение врачом лекарственного средства для личного потребления), то отсутствует и состав правонарушения. Вместе с тем показ (демонстрация) пациенту (потребителю) образца лекарственного препарата без его последующей передачи может быть признан незаконным, если такого рода демонстрация должна была побудить пациента (потребителя) к приобретению (в т.ч. и последующему) данного лекарственного препарата. Устанавливаемые Основами нормы направлены именно на исключение медицинских и фармацевтических работников из числа лиц, участвующих в продвижении лекарственного препарата конкретного производителя. С другой стороны, в ряде случаев (например, ин-сулиновые препараты в шприцах) медицинские и фармацевтические работники не только имеют право, но и обязаны продемонстрировать потребителю правильность применения (приема) лекарственного препарата с целью его корректного использования. В этом случае передача образцов лекарственного препарата компаниями медицинским и фармацевтическим работникам является законной.
Основами устанавливается запрет на получение подарков медицинскими и фармацевтическими работниками при осуществлении ими профессиональной деятельности. В этой связи интересным представляется вопрос о распространении в форме подарков компаниями сувенирной продукции. По своему правовому статусу сувенирная продукция является рекламой, согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 №108-ФЗ «О рекламе», устанавливающей, что рек-
КТО ОТВЕТИТ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА?
РЕМШШМ 20Г 29
лама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Основы не устанавливают запреты на осуществление рекламы компаний и лекарственных препаратов по отношению к медицинским и фармацевтическим работникам. Таким образом, любое распространение сувенирной продукции (в случае, если стоимость сувенира не превышает 3000 руб.) является законным без каких-либо ограничений. К сожалению, количество «мертвых» норм Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не ограничивается ст. 74. С полным основанием к ним можно отнести и нормы ст. 75 «Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической
деятельности», согласно которым в том случае, если у медицинского или фармацевтического работника возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет на надлежащее исполнение профессиональных обязанностей, такой работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя. В отсутствие ответственности за неисполнение данной обязанности трудно представить, что на практике кто-либо из медицинских или фармацевтических работников станет прибегать к такой форме самообличения.
Дальнейшие положения ст. 75 уже можно охарактеризовать как абсурдные, поскольку работодатель должен в письменной форме информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о конфликте интересов. Последний обязан создать комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если бы разработчики законопроекта посетили сайт Госкомстата Российской Федерации, то они узнали бы, что количество за-
1 http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_34/IssWWW.exe/ Stg/d0Ш-01.htm.
нятых в здравоохранении Российской Федерации в 2010 г. составило 4 621 000 человек (6,8% населения, занятого в экономике)1. C практической точки зрения трудно представить работоспособность одной комиссии при таком количестве возможных участников конфликта интересов (и это не считая фармацевтических работников и компаний), да еще с учетом положений указа Президента Российской Федерации от 31.12.2010 №1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», предусматривающего 20%-ное сокращение федеральных государственных служащих к 01.04.2013. Подводя итог применению норм ст. 74 и 75 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на практике, можно с уверенностью предположить об их чисто декларативном, теоретическом значении. Взаимодействие медицинских и фармацевтических работников с представителями компаний, скорее всего, не претерпит изменений.
Ф
Практическая конференции
ЛОГИСТИКА »фармацевтическом
МРЭД й; Я^ИСу щевск ни
СКИДКА
при ранней
^гибтрйцни!
Основные темы конференции:
* Теноенц») гаэаитир эа^вдательства а фармацевтическом отрасти в 20« году
' Т:|^Г|ЖГ11М|.|Р СОЧУ Г"П П.ГИ^ 1ИГ 1Л ПрЩ&СС фбрЗЩ-ЗНИЯ ф^ри^иГОТШ&СКИХ пр-.чуьтгп 143 тзрр^тррии ьтран-уча(7тииц
' Теянйлогии ртрввлвына логнелымаскиш процессами шв^мтизго фармацймичкют предприми. Тп|чшргициц гранатной логистической инфраструктуры товародвижения фармацевтической продукции
' Реализация решении: учеты контроль лекарственны* средств в режиме реального ереиеш
» Еир[У1С№:кии игнндарг ЯОР исущисгпгшни!?- ■:::+! и>::. и н.а'^с I мри м:^:"м:к1.' I 1 их^ннь т ир^дсю
* йпьлч1ри"еиемич те<тгюгин яолодр&й щеги
4 Ппстродннч пэам упгг ти 1ии с транспорт м.1ми кпм1?1«янн
^ ЭврвгисгрцруйТАегв текфону f7 Я5 НВ ^Ч.рПвггир^'С-еАнГ.щ или »Ф-*Чв11: ЙйАШГог-ФФА^ ги
■Иргмшпф
ФРМПМ