КОНОНОВ ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Институт истории, экономики и права, Россия, Москва ([email protected]).
KONONOV OLEG IGOREVICH - a competitor of scientific degree of historical sciences, Institute of History, Economics and Law, Moscow, Russia.
УДК 070.23 (470.344-32)
А.П. ЛЕОНТЬЕВ КТО И КАК «СОВЕТИЗИРОВАЛ» «ХЫПАР»
Ключевые слова: газета «Хыпар», Чувашское национальное общество, правые эсеры, Центральный чувашский военный совет, левые эсеры, газета «Канаш».
Рассмотрен один из аспектов раскола Чувашской организации партии социали-стов-революционеров - ретроспектива захвата левыми эсерами правоэсеровской газеты «Хыпар», создание на ее базе просоветской газеты «Канаш» (Совет).
A.P. LEONTYEV WHO SOVIETIZES THE HYPAR AND HOW
Key words: newspaper the Hypar, Chuvach National Society, right socialist-revolutiona-ries, Chuvash Central Military Commission, left socialist-revolutionaries, newspaper the Kanash.
In the article one of the aspects of the split of the Chuvash organisation of the socialist-revolutionary party, the capture of the right socialist-revolutionary's newpaper the Hypar by left socialist-revolutionaries in retrospect, the development of the pro-Soviet newpaper the Kanash (the Soviet) on the base of the Hypar are considered.
В истории газеты «Хыпар» есть страницы как драматические, так и характерные для советского ее периода, когда идеология доминировала над реальностью. О том, как закрывали возрожденную газету «Хыпар» («Весть») (она выходила с 1 мая 1917 г. по 28 февраля 1918 г.), и начали издавать газету «Канаш» («Совет»), рассказывал не один участник тех событий. «Когда с помощью Казанского ревкома из рук правых эсеров был изъят и Национальный фонд, последние совершенно сошли с политической арены... К тому времени, когда экспроприировали Национальный фонд ЧНО, инициативная группа в составе двух матросов и шести левых эсеров, которая на свой страх и риск совершила налет (курсив наш. - А.Л.) на редакцию газеты "Хыпар", вывезла все ее имущество и начала издавать другую газету под названием "Канаш" ("Совет")» [7. С. 46], по существу, политические дискуссии уже начали переходить в «горячую фазу». (Ее итог - гражданская война, в которой сгинули тысячи представителей чувашской интеллигенции, взращенной в течение нескольких десятилетий.) Однако автор приведенной цитаты Д.П. Петров (Мётри Юман) не упоминает себя в группе «налетчиков», но ведь именно он является инициатором закрытия «Хыпара». Подтверждение тому - воспоминания А.Д. Краснова, видного деятеля революционного движения среди чувашей, левого эсера, с августа 1917 г. - председателя Казанского чувашского военного комитета, с февраля 1918 г. - члена Центрального чувашского военного совета, в 1930-е годы репрессированного (умер в тюрьме в 1951 г.).
«В исполнительном Совете Д. Петров, когда я председательствовал на заседании, мне на ухо шепнул о необходимости проголосовать о принятии решения по закрытию газеты "Хыпар". Я оперативно провел голосование. <...> Но "правое" крыло заседания с итогом голосования категорически не согласилось. Считая нашу инициативу слишком революционно опасной, часть и "левых" товарищей не согласилась с предложением. <...> Но все равно мы на следующий день создали инициативную группу и закрыли газету. На заседании этой группы были следующие товарищи: Д.П. Петров, председатель заседания, члены: В.А. Алексеев, Г.Г. Герасимов, М. Слюбкин, Д.Е. Ефимов, М.П. Петров /матрос/ и А.Д. Краснов, <...> Закрытие газеты возложили на мат-
росов М. Слюбкина и М. Петрова, а также на Д. Ефимова. Договориться с председателем революционного комитета и председателем Совета крестьянских депутатов об обеспечении оружием нашего акта обязали меня. Так закрылась пробуржуйская газета, называвшая себя газетой Чувашского национального общества и чувашских правых социал-революционеров...» [5. С. 52-53].
Итак, кто поручил Д.П. Петрову инициировать вопрос о закрытии газеты «Хыпар»? «Все помещение было пусто, не было никакой мебели, - даже спустя десятилетия детально вспоминал пражский эмигрант, один из лидеров чувашских эсеров С.Н. Николаев. - На мой зов к живой душе наконец появилось какое-то живое существо в образе и платье женщины и осведомило меня, что со вчерашнего вечера всю мебель и принадлежности конторы увезли куда-то, а куда именно - она не знает.
Оставалось мне не что иное, как направиться к моим приятелям [Г.Ф.] Алю-нову и [И.В.] Васильеву в номера Щетинкина, где они проживали. Здесь они ошеломили меня новостью, из ряда вон выходящею, а именно: вчера вечером наш коллега по партии и Учредительному] С[обранию] Димитрий Петрович Петров, сопровождаемый свитой из солдат и матросов, в порядке революционной целесообразности, захватил явочным порядком редакцию и контору газеты и все имущество их перевез неизвестно куда. Это был ничем не прикрытый захват чужого имущества, и никакими законными мерами в то время невозможно было защититься от подобных налетов. Вступить же с Петровым и его окружением в борьбу с теми же средствами и мерами не было ни желания, ни возможности... Поступок Петрова имел одно последствие: загубил дело и лишил чуваш своей газеты» [6. С. 73].
Ликвидацию «Хыпара»-2 предваряли следующие события. В стане доселе монолитной партии чувашских социалистов-революционеров произошел раскол. А.В. Изоркин пишет: «В феврале [1918 г.] из организации чувашских (правых. - А.Л.) эсеров выходят председатель правления Чувашского национального общества Андрей Васильевич Васильев, один из редакторов "Хыпара" Алексей Прокопьевич Прокопьев (Милли), заведующий экспедицией газеты Александр Петрович Лбов и др. Они возвестили о своем примыкании к левым эсерам. Войдя в заговор с Д. Петровым-Юманом, они 27 февраля все имущество и деньги отобрали у правых эсеров и вместо "Хыпара" создали газету "Канаш"» [2. С. 3].
Закрытие «Хыпара» было чувствительным ударом по чувашским учреди-ловцам. «Алюновы начали добиваться возвращения издательства. 26 февраля -2 марта состоялось объединенное заседание чувашских центральных организаций под председательством учредиловца С.Н. Николаева (будущего секретаря Комуч), на котором было поставлено на обсуждение заявление правления ЧНО о захвате газеты «Хыпар». Собрание, выдав самую лестную характеристику «Хыпару», как общенациональному органу и национальному достоянию, осудило захват и предложило возвратить газету и имущество ЧНО. Но последнему не удалось все-таки восстановить свой орган, так как Казанский революционный штаб узаконил закрытие газеты «Хыпар» и появление газеты "Канаш"» [7. С. 79-80].
Бывший левый эсер, в то время член Центрального чувашского военного совета, В.А. Алексеев повествовал:
«<...>Нас, сторонников Советской власти, беспокоила деятельность антисоветской газеты Чувашского национального общества и эсеров. Не проходило собрания, где бы не требовали: "Заткнуть глотку гадине!" Пожелание общественности было выполнено: "Хыпар" замолчала. Сделано это было так. Сначала при помощи солдат гарнизона мы приняли решение о ее закрытии на заседании Чувашского военного совета. После заседания А.Д. Краснов, Г.Г. Герасимов, М.С. Слюбкин, М.П. Петров, Д.Е. Ефимов, Г.С. Зайцев и автор этих строк организовали "операцию" закрытия газеты» [1. С. 38-40].
Матрос М.С. Слюбкин, ставший к 1957 г. инженер-полковником Военноморского флота СССР, в своих воспоминаниях тоже откровенен: «В феврале [1918 г.] среди чувашей некоторые сторонники Советской власти создали социалистический комитет и решили закрыть газету "Хыпар", выпускать новую газету. Склонив на свою сторону солдат, они пошли в редакцию "Хыпара" и отобрали имущество с типографией.
Номер газеты "Хыпар" уже был готов к печати. Что делать? Заменили название "Хыпар" на "Канаш". Больше ничего не предпринимали, остались даже объявления с призывом о финансовой помощи "Хыпару". Поэтому нет первого номера новой газеты, "Канаш" стал последним, 70-м номером газеты "Хыпар". Лишь со 2 марта 1918 г. газета "Канаш" начала свой отсчет» [4. С. 2].
Любопытны воспоминания и других активных участников акта экспроприации-советизации «Хыпара». Бывший редактор, первый прокурор Чувашской автономной области А.П. Лбов: «Первый номер газеты "Канаш" вышел 28 февраля 1918 г. В действительности этот номер лишь по названию «Ка-наш», а содержание его составляли набранные-сверстанные материалы № 12(70) эсеровской газеты «Хыпар», даже был поставлен на печатной машине. Мы, члены новой редколлегии, запыхавшись, ворвались в типографию университета - "Хыпар" печатался там. Сначала убрали название "Хыпар", составленное из деревянных букв, установили такого же размера буквы "Канаш".
Первый номер «Канаша» оказался как мужчина, повязавший женский платок. <...> Таким образом, нет на белом свете 1-го номера газеты "Канаш". Настоящий "Канаш" вышел в марте 1918 г.» [3. С. 2].
«Самыми трудными оказались для нас дни, последовавшие за закрытием газеты, - вспоминает В.А. Алексеев. - Надо было организовать не только свою, советскую, газету, но и отбиться от контратаки "хыпаровцев", в первую очередь от уполномоченного лидера чувашских националистов Г.Ф. Алюнова, секретаря редакции Агафьи Гавриловой и ее помощника "правого" эсера Н.И. Рубачева. [...] Вскоре мы убедились, что "операция" "Хыпар" была далеко не главной задачей. Издание новой газеты, которую мы решили назвать самым популярным словом "Канаш" ("Совет"), требовало грамотных в общеобразовательном и политическом смысле людей. Вышли из положения назначением редакционной коллегии во главе с более грамотным среди нас Д.Е. Ефимовым. Деятельность этой группы людей, вернее Д.Е. Ефимова-редактора, продолжалась недолго, пришлось назначить нового редактора - А.П. Лбова» [1. С. 40-41].
В изменении названия и содержания, «советизации» газеты проявилась историческая необходимость. Рассматриваемые процессы следует анализировать в контексте проявления общих закономерностей: старый мир шел на слом, новый -на постепенное утверждение. Движущей силой советизации стала партия большевиков, которая в крестьянской стране, будучи малочисленной, но организованной, имея, пусть беспринципных, но по-настоящему ярких лидеров, сумела достичь своих целей. Одним из результатов стало перерождение «Хыпар» в «Канаш».
Литература
1. Алексеев В.А. Дорогой Октября. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1961. С. 38-40.
2. Изоркин А.В. «Канаш» - Советсен харачё // Хыпар. 1998. № 43. 17 февр.
3. Канаш. 1922. № 35. 22 февр.
4. Коммунизм ялавё. 1957. № 41 (10000). 17 февр.
5. Краснов А.Д. Нараспа Юпа уйахё. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1931. С. 52-53.
6. Николаев С.Н. Воспоминания // ЛИК. 2006. № 4. С. 73.
7. Петров Д.П. Чувашия: историко-политический и социально-экономический очерк. М.; Л.: Госиздат, 1926. С. 46.
ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ - аспирант кафедры архивоведения и документо-ведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
LEONTYEV ALEXEY PETROVICH - post-graduate student of Archivistics and Document Science Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.