Научная статья на тему '«KS.ERP. УПРАВЛЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ СЕТЬЮ» – ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ'

«KS.ERP. УПРАВЛЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ СЕТЬЮ» – ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
операционная эффективность / информационные технологии / программный продукт / бизнеспроцесс / торговая организация / управление торговым ассортиментом / operational efficiency / information technology / software product / business process / trade organization / trade assortment management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевощикова Ольга Александровна, Соколова Надежда Геннадиевна, Горохов Максим Михайлович

В настоящее время основным приоритетом для большинства организаций стало повышение операционной эффективности, одним из инструментов которого является разработка и внедрение информационных технологий. В статье раскрывается сущность программного продукта «KS.ERP. Управление розничной сетью», современного инструмента для повышения эффективности бизнеса торговой организации, позволяющего в комплексе автоматизировать процессы управления розничной торговлей, обеспечивая тем самым эффективное управление современной торговой организацией. В работе использованы теоритические и эмпирические методы исследования. На основании анализа основных процессов, протекающих в организации, построена модель программного продукта, включающего в себя все ключевые составляющие торговой деятельности. Кроме этого, приведено описание основных возможностей управления продажами торговой организации, реализованных в рассматриваемом программном продукте, и представлены основные показатели операционной эффективности, применяемые для анализа эффективности основного бизнес-процесса торговой организации. Это такие показатели, как прибыль, рентабельность продукции с учетом промои ретро-бонусов, рентабельность инвестиций. При этом ключевым аспектом управления торговой организацией является управление товарным ассортиментом, которое заключается в определении положения товара в ассортиментной матрице. Автоматизация управления торговым ассортиментом позволяет сократить время и ресурсы для корректировки ассортиментной матрицы, что является важным составляющим для современной торговой организации. В результате процессно-ориентированного управления торговой организации уникальность «KS.ERP. Управление розничной сетью» заключается в синтезе нескольких блоков учета путем автоматизации основных бизнес-процессов компании, в том числе управления торговым ассортиментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перевощикова Ольга Александровна, Соколова Надежда Геннадиевна, Горохов Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KS.ERP. RETAIL NETWORK MANAGEMENT – A TOOL FOR MANAGING THE OPERATIONAL EFFICIENCY OF AN ORGANIZATION

Currently, the main priority for most organizations has become the increase in operational efficiency, one of the tools of which is the development and implementation of information technology. The article reveals the essence of the software product «KS.ERP. Retail Network Management», a modern tool for improving the efficiency of a trade organization's business, which allows the complex automation of retail trade management processes, thereby ensuring the effective management of a modern trade organization. The paper uses theoretical and empirical research methods. Based on the analysis of the main processes occurring in the organization, a model of a software product was built, which includes all the key components of trading activity. In addition, a description of the main sales management capabilities of a trade organization, implemented in the software product under consideration, is given, and the main indicators of operational efficiency, used to analyze the effectiveness of the main business process of a trade organization, are presented. These are such indicators as profit, product profitability, taking into account promo and retro bonuses, return on investment. At the same time, a key aspect of the management of a trade organization is the product range management, which consists in determining the position of the product in the assortment matrix. Automating the management of the trade assortment allows you to reduce the time and resources for adjusting the assortment matrix, which is an important component for a modern trade organization. As a result of the process-oriented management of the trading organization, the uniqueness of «KS.ERP. Retail Network Management» consists in the synthesis of several accounting blocks by automating the main business processes of the company, including the trade assortment management.

Текст научной работы на тему ««KS.ERP. УПРАВЛЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ СЕТЬЮ» – ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 339.37:004.7(045)

О.А. Перевощикова, Н.Г. Соколова, М.М. Горохов

«KS.ERP. УПРАВЛЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ СЕТЬЮ» - ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время основным приоритетом для большинства организаций стало повышение операционной эффективности, одним из инструментов которого является разработка и внедрение информационных технологий. В статье раскрывается сущность программного продукта «KS.ERP. Управление розничной сетью», современного инструмента для повышения эффективности бизнеса торговой организации, позволяющего в комплексе автоматизировать процессы управления розничной торговлей, обеспечивая тем самым эффективное управление современной торговой организацией. В работе использованы теоритические и эмпирические методы исследования. На основании анализа основных процессов, протекающих в организации, построена модель программного продукта, включающего в себя все ключевые составляющие торговой деятельности. Кроме этого, приведено описание основных возможностей управления продажами торговой организации, реализованных в рассматриваемом программном продукте, и представлены основные показатели операционной эффективности, применяемые для анализа эффективности основного бизнес-процесса торговой организации. Это такие показатели, как прибыль, рентабельность продукции с учетом промо- и ретро-бонусов, рентабельность инвестиций. При этом ключевым аспектом управления торговой организацией является управление товарным ассортиментом, которое заключается в определении положения товара в ассортиментной матрице. Автоматизация управления торговым ассортиментом позволяет сократить время и ресурсы для корректировки ассортиментной матрицы, что является важным составляющим для современной торговой организации. В результате процессно-ориентированного управления торговой организации уникальность «KS.ERP. Управление розничной сетью» заключается в синтезе нескольких блоков учета путем автоматизации основных бизнес-процессов компании, в том числе управления торговым ассортиментом.

Ключевые слова: операционная эффективность, информационные технологии, программный продукт, бизнес-процесс, торговая организация, управление торговым ассортиментом.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-1-72-81

Введение

В современных условиях функционирования предприятия ключевую роль играет операционная эффективность, представляющая собой достижение высоких результатов с оптимальными затратами, что является одной из главных целей в повышении конкурентоспособности предприятия.

Анализ исследований в данной области показал, что повышение операционной эффективности предприятия достигается путем совершенствования бизнес-процессов, рационального использования штата сотрудников, бережного отношения к ресурсам, грамотно выстроенной системы контроля и управления.

Как известно, для торговых организаций характерно отсутствие процесса производства продукции, торговля оказывает посредническую деятельность по продвижению товаров от производителя до потребителя, не создавая новую потребительскую стоимость товаров. Торговые организации являются коммерческими организациями, главной целью которых является максимизация объемов получаемой прибыли. Исходя из этого, ключевым инструментом управления операционной эффективностью торговой организации являются модели и методы, включающие в себя анализ основных торговых бизнес-процессов офлайн и онлайн, происходящих в организации. При этом процесс управления невозможно осуществить без оптимального соответствующего программного обеспечения.

По данным статистики за 2020 год, в России наибольший вклад сектора информационных технологий приходится на такие отрасли, как торговля (13,1 % от ВВП), операции с недвижимостью (10,5 %), добыча полезных ископаемых (9,8 %) [1].

В настоящее время наблюдается значительный прирост интернет-торговли. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российского рынка интернет-торговли в 2022 году вырос более, чем на 30 % и достиг 5,17 трлн. руб., из них 45 % (почти 2,25 трлн. руб.) пришлась на мар-кетплейсы. По сравнению с 2021 годом, продажи на маркетплейсах в 2022 году выросли на 6 % [2].

В связи с возрастанием интернет-торговли, организациям необходимо уделять внимание развитию данного направления, а также стремиться к достижению наилучшего соотношения между задействованными ресурсами и конечными результатами работы, что отражается через операционную эффективность предприятия.

Одним из инструментов автоматизации торговых процессов в организации является разработка специализированных программных продуктов.

Наиболее крупным поставщиком программных продуктов в России для автоматизации торговых процессов является фирма «1С», основными разработками которой в данном направлении являются: «1С: Управление торговлей», «1С: Розница», «1С: Склад», «1С: Управление нашей фирмой», «1С: Комплексная автоматизация», «1С: ERP» [3]. Одной из особенностей указанных программных продуктов считается универсальность. Продукт разрабатывается с прицелом на популярные сферы деятельности и может поддерживать широкий набор функций, однако часто данных функций бывает недостаточно и программный продукт приходится дорабатывать. Так, например, ни в одном из перечисленных программных продуктов нет полноценной интеграции с интернет-сервисами торговой организации, маркетплейсами, страховыми компаниями, транспортными компаниями и т.д. [4].

С учетом указанных недостатков программных продуктов фирмы «1С» на одноименной платформе Обществом с ограниченной ответственностью «Квер» был разработан программный продукт, который решено было назвать «KS.ERP.Управление розничной сетью» [5].

Основной целью разработанного программного продукта выступает автоматизация основных бизнес-процессов торговых организаций.

Отличительными характеристиками программного продукта «KS.ERP.Управление розничной сетью» являются:

- полная интеграция с внешними поставщиками от заказа товара до его получения;

- специализированная настройка ценообразования товаров для отдельных складов, магазинов и компании в целом;

- расширенное управление доставкой товаров до покупателя с использованием терминалов с возможностью оплаты на адресе;

- интеграция с кредитными брокерами (POS, Директ Кредит, Ядро, Тинькофф);

- специфическая настройка подарочных акций со множеством механик работы;

- управление транспортом (командировки, работа с путевыми листами, расчет ГСМ и т.д.);

- интеграция с системой управления программой лояльности Manzana Loyalty, маркетплейса-ми, страховыми и транспортными компаниями;

- обмен данными с системой контроля и управления доступом (СКУД) при входе в программу.

Описание программного продукта «KS.ERP/Управление розничной сетью»

Основой для создания программного продукта «KS.ERP.Управление розничной сетью» явился процессный подход к управлению, основным принципом которого является восприятие любой организации как системы. При этом деятельность организации рассматривается как совокупность бизнес-процессов [6].

Развитие системы в процессном подходе происходит в несколько стадий:

1. Начальная сеть ключевых бизнес-процессов.

2. Распределение процессов по степени значимости и разработка ориентировочной модели.

3. Обзор всех процессов для последующего выявления проблемных участков с целью их устранения.

4. Разработка усовершенствованной модели бизнес-процессов организации на основании полученных результатов [7].

Таким образом, важной отличительной особенностью процессного подхода является не только выделение бизнес-процессов, но и постоянное их совершенствование и обеспечение бесперебойного функционирования путем автоматизации с использованием современных программных продуктов.

«KS.ERP.Управление розничной сетью» - это современный инструмент, предназначенный для комплексной автоматизации процессно-ориентированного управления операционной эффективностью торговой организации, позволяющий организовать эффективное управление продажами и закупками, запасами и складом, персоналом, торговым ассортиментом и ценообразованием, марке-

тинговыми акциями и системами лояльности [8]. Все это дает возможность полной автоматизации розничной торговой сети, исключая множество рутинных процедур.

При создании программного продукта «^.ЕЯР.Управление розничной сетью» основной целью являлась разработка полноценной информационной системы торговой организации для автоматизации основных бизнес-процессов таких, как управление ассортиментом, запасами, закупками и реализацией товаров до конечного потребителя.

Главной целью управления бизнес-процессами является успешное развитие организации путем совершенствования самих бизнес-процессов. В этом заключается процессно-ориентированное управление, которое позволяет качественно изменить деятельность торговой организации на операционном уровне: более эффективно разграничить полномочия и ответственность персонала; развить эффективную систему делегирования полномочий; обеспечить стандартизацию требований к исполнителям; минимизировать риск зависимости от отдельного исполнителя; снизить нагрузки руководителей; повысить эффективность управления персоналом; выявить источники сокращения издержек и времени на исполнение бизнес-процессов; снизить время принятия управленческих решений [9, с. 10].

Исходя из этого, была построена модель программы, представленная на рис. 1.

К8.ЕКР.Управление розничной сетью

I

I

Управление розницей

Логистика

Управление продажами

Управление маркетингом

Управление торговым ассортиментом

Автоматизация ценообразования

Управление маркетинговой активностью

ч_/

Взаиморасчеты с контрагентами

Оказание услуг

Управление запасами

Складской учет

Управление перевозками

Управление персоналом

Оперативный учет

Экономический анализ

Ведение табеля учета рабочего времени

Расчет показателей продаж для последующей выгрузки в программы для расчета заработной платы

• Учет товародвижения по нескольким юридическим лицам.

• Настраиваемые правила перепродажи товара между юридическими лицами.

• Учет деятельности неавтоматизированных розничных точек.

• Учет операций комплектации номенклатуры товара.

• Учет по любым дополнительным характеристикам товара: цвет, сорт, размер, и т.д.

• Учет номеров ГТД и прослеживаемых товаров.

• Возможность жесткого контроля торгового ассортимента и закупочных цен поставщика.

• Резервирование товаров для покупателей.

• Продажа подарочных сертификатов и последующая оплата ими товара.

Отражение фактических расходов по операционной деятельности

ч_/

•----

Учет прочих доходов и расходов

Формирование финансовых показателей результатов деятельности организации

Рис. 1. Модель «^.ЕЯР.Управление розничной сетью»

В основу модели легло деление бизнес-процессов на несколько частей: управляющие процессы, основные процессы и процессы управления ресурсами.

К управляющим процессам относятся: управление документацией, анализ и постоянное улучшение деятельности торговой организации, управление качеством обслуживания, управление финансами.

Основными процессами являются маркетинг, закупки, хранение и распределение, розничные продажи, корпоративные продажи, онлайн-продажи, дополнительные сервисы.

Процессы управления ресурсами представлены управлением персоналом, управлением инфраструктурой и средой, правовым обеспечением, обеспечением безопасности.

Как видно из представленной модели, основной упор сделан на разделение учетной системы по функциональным областям деятельности торговой организации.

Моделирование программного обеспечения позволило подобрать параметры функционирования торгового процесса так, чтобы каждый из разделов способствовал эффективной работе каждого отдельного подразделения.

Основным разделом представленной модели и, соответственно, самого программного продукта является «Управление розницей», включающий в себя управление продажами, маркетингом, торговым ассортиментом, автоматизацию ценообразования, учет взаиморасчетов с контрагентами и оказание услуг. Указанные составляющие представляют собой отдельные подразделы программы, при этом взаимосвязаны друг с другом посредством цифровизации данных.

В управлении продажами произведена полная автоматизация торговых бизнес-процессов:

- от создания чеков до оформления заявлений на обмен товаров и оформления возврата;

- разработаны различные схемы продаж розничным и корпоративным клиентам: со склада, под заказ, в кредит, по предоплате и т.д.;

- полностью автоматизирован процесс сопровождения каждого заказа;

- реализованы продажи в онлайн-магазине (в том числе Маркетплейсы).

Управление торговым ассортиментом помогает создать сбалансированный ассортимент для каждого магазина в отдельности и по сети в целом, учитывая все заданные свойства и ограничения для каждой категории товара, формат магазина. Формирование ассортимента магазинов производится на основании анализа состояния торгового ассортимента: от момента ввода товаров в ассортимент до момента вывода из ассортимента и запрета продаж [10].

Автоматизация ценообразования позволяет автоматически формировать цены на товар на основе выбранной стратегии ценообразования,учитывая правила округления и максимальную розничную цену. В программном продукте имеется также возможность установки динамических коэффициентов, доступно параллельное ведение регулярного и акционного ценообразования.

Управление маркетинговой активностью осуществляется на основании план-фактного анализа продаж и включает в себя:

- исследование цен и учет конкурентов индивидуально для каждого магазина сети, что позволяет проводить контроль динамики цен конкурентов и сравнение с собственными ценами;

- управление маркетинговыми акциями: продвижение нового товара, скидки определенным группам покупателей, распродажи и другие акции.

Учет взаиморасчетов с контрагентами производится в разрезе договоров, по таре, по ответственному хранению, по комиссии. В программном продукте используются:

- автоматический расчет ретро-бонусов в нескольких вариантах;

- интеграционные методы обмена с внешними поставщиками;

- оформление и контроль импортных поставок;

- контроль кредиторской и дебиторской задолженности;

- файловый обмен с поставщиками.

Оказание услуг предполагает автоматическое формирование заказ-нарядов и возможность группового их закрытия, а также создание документов по договорам гражданско-правового характера.

Для торговой организации помимо управления розничными продажами важно грамотно организовать процесс хранения и контроля запасов, а также их доставку от поставщика в распределительный центр торговой организации и из распределительного центра непосредственно покупателю. Все эти процессы собраны в разделе «Логистика», который включает в себя управление запасами, складской учет и управление перевозками.

Управление запасами позволяет провести точный расчет потребности в запасах и автоматически сформировать заказ поставщику, выполнить полную инвентаризацию товаров на складе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Складской учет предполагает полную интеграцию с системами управления складом торговой организации, при этом производится двухсторонний обмен данными между двумя системами.

Управление перевозками в программном продукте представлено автоматическим формированием документов для движения транспорта, управлением доставкой до клиента, управлением путевыми листами.

Раздел «Управление персоналом» создан для осуществления контроля за работой персонала торговой организации путем ведения табеля учета рабочего времени, а также для расчета показателей продаж для последующей выгрузки в программы для расчета заработной платы.

Для осуществления управленческого учета в торговой организации в модели программного продукта «^.ЕЯР.Управление розничной сетью» создан раздел «Оперативный учет». Оперативный учет помогает следить за остатками товаров на складе, контролировать торговый ассортимент товаров и проводить мониторинг цен поставщиков, осуществлять перепродажу товаров между организациями по настроенным правилам.

Итоговой оценкой деятельности торговой организации является проведение экономического анализа, который в программном продукте включает:

- отражение фактических расходов по операционной деятельности;

- учет прочих доходов и расходов;

- формирование финансовых результатов деятельности: показателей, отражающих доходность, прибыльность, рентабельность предприятия.

Поскольку основной целью торговой организации является получение прибыли посредством реализации товаров покупателям, то рассмотрим бизнес-процесс реализации товаров клиенту в программном продукте «^.ЕЯР.Управление розничной сетью», показанный на рисунке 2.

Основой данного процесса является документ программы «Заказ покупателя», который является основанием для оформления заказа поставщику. После поступления товара на склад от поставщика создается документ «Поступление товаров/услуг», затем товар перемещается в магазин (торговую точку) путем ввода документа «Перемещение товаров» и отгружается покупателю документом «Реализация товаров». На каждом этапе документ «Заказ покупателя» имеет определенное состояние. Так, например, после доставки товара до покупателя, «Заказ покупателя» переходит в состояние «Выполнен». Если же товар приобретается на кассе в магазине, то оформляется выписка и чек по данной продаже.

Вспомогательными процессами при реализации товара покупателю являются логистические процессы, которые предполагают движение товара между элементами бизнес-процесса и маркетинговые процессы, результатом которых является оптимизация ассортиментной матрицы товаров, предлагаемых покупателю. При этом цена на товары определяется, исходя из положения товара в ассортиментной матрице предприятия, с учетом колебаний потребительского спроса на товары, потери качества товара, появлением аналогов на рынке, а также в зависимости от маркетинговой политики предприятия.

Исходя из этого, в программном продукте «^.ЕЯР.Управление розничной сетью» предусматривается комплекс показателей эффективности операционной деятельности торговой организации, основным из которых является прибыль.

Прибыль определяется как разность между суммой сделки и себестоимостью в разрезе торгового ассортимента товаров, реализуемых через розничную сеть торгового предприятия. При расчете прибыли в программном продукте учитывается использование бонусов, подарочных карт, а также применение различных маркетинговых акций: промокодов, подарочных акции, начисления/списания бонусов и т. п.

Также для оценки операционной эффективности в программе используются показатели рентабельности:

1. Рентабельность продукции, которая показывает отдачу от понесенных расходов на реализацию продукции и определяется как отношение прибыли от реализации к себестоимости.

При этом при использовании промо и ретро-бонусов в программе указанный показатель корректируется следующим образом:

Выручка определяется как стоимость товара в документе продажи, скорректированная с учетом применённых скидок, бонусов и промо акций пропорционально стоимости всех товаров в чеке.

Рассчитывается чистая себестоимость - себестоимость, скорректированная на величину бонусов.

Определяется чистая прибыль как разница между выручкой и чистой себестоимостью.

Вычисляется чистая рентабельность - отношение чистой прибыли от реализации к чистой себестоимости.

2. Рентабельность инвестиций (ROI), позволяющий оценить эффективность капитальных вложений в товар.

ТТ - торговая точка

Рис. 2. Бизнес-процесс реализации товара покупателю

По данным анализа показателя ROI дается ряд рекомендаций по торговому ассортименту товаров, исходя из типов товарных позиций по этапу нахождения в торговом процессе. В рассматриваемом программном продукте возможны следующие этапы нахождения товарных позиций в торговом процессе товаров, показанные в таблице.

Этапы нахождения товарных позиций в торговом процессе в «К8.ЕЯР.Управление розничной сетью»

Этап Типы товарных позиций

Заказ Товар, который возится только под заказ

Новинка Новый товар в ассортиментной матрице магазина. Товар, по которому нет необходимой статистики продаж.

Склад Товар в ассортиментной матрице, основной товар. Товар, по которому поддерживается остаток товара на складе

ЗаказУП Товар, который необходимо поддерживать в остатке только на центральном складе, но по которому должны учитываться продажи на нижестоящих магазинах

СкладБрак Товар, вместо которого может реализовываться актированный товар, а также выведенный из всех

Выводимый Товар, который ранее был в ассортиментной матрице на этапе Склад или Новинка, по которому еще есть остаток товара в магазине

Выведен Товар, который полностью выведен с продажи

На основании представленных в таблице этапов и в зависимости от цели (денежная или не денежная), преследуемой предприятием, даются рекомендации по оптимизации торгового ассортимента и изменению этапа нахождения товарной позиции в торговом процессе путем изменения ассортиментной матрицы:

1. Вывести товарную позицию из ассортиментной матрицы.

2. Оставить товарную позицию в ассортиментной матрице.

3. Наблюдение.

4. Ввести товарную позицию в ассортиментную матрицу.

5. Перевести в этап Заказ.

Первая рекомендация по выводу товарной позиции из ассортиментной матрицы может быть применена для этапов Склад и Новинка, при этом должны быть выполнены условия:

1. На этапе Склад:

- при денежной цели предприятия необходимо соблюдение неравенства (1):

Плановый ROI < Цель по ROI, (1)

где Плановый ROI - прогноз ROI по товару в год (%). Задается плановое значение по ROI, которое участвует в отчете по анализу ассортимента (для товаров, у которых денежная цель) (по умолчанию плановое значение равно 0); Цель по ROI - цель по ROI (по умолчанию равняется 0);

- если цель предприятия является не денежной, то должно быть выполнено неравенство (2):

Количество клиентов < Цель по количеству клиентов, (2)

где Количество клиентов - среднее количество чеков в день (прогноз); Цель по количеству клиентов - цель по количеству чеков (по умолчанию равняется 0). Задается плановое значение по количеству вхождений товара в чеки (для товаров с не денежной целью) (по умолчанию плановое значение равно 0).

2. На этапе Новинка:

- когда цель предприятия денежная, то должны быть выполнены одновременно неравенства (2) и (3):

Количество дней с установки текущего этапа > Срок оценки по вводу новинки (3)

- для не денежной цели предприятии характерно одновременное выполнение неравенств (2) и (4):

Количество дней с установки текущего этапа > Срок оценки по вводу новинки. (4)

Рекомендуемый этап нахождения товарной позиции в торговом процессе при выполнении указанных условий - Выводимый.

Рекомендация по оставлению товарной позиции в ассортиментной матрице, как правило, предусмотрена для таких этапов, как Склад, Заказ, Заказ УП и СкладБрак:

1. На этапе Склад указанная рекомендация при денежной цели предприятия может быть дана в случае выполнения неравенства (1). Если же цель предприятия не денежная, то необходимо соблюдение условия (5):

Количество клиентов > Цель по количеству клиентов. (5)

2. На этапах Заказ и ЗаказУП при денежной цели предприятия рекомендация дается при выполнении неравенства (2), а при не денежной - неравенства (5).

3. Если товар находится на этапе СкладБрак, то рекомендуется также оставить его на текущем

этапе.

В указанных случаях этап нахождения товарной позиции в торговом процессе не изменяется.

Рекомендация Наблюдение может быть дана для товарных позиций, находящихся на этапах Новинка и Выводимый при следующих условиях:

1. На этапе Новинка:

- в случае денежной цели предприятия для действия указанной рекомендации необходимо выполнение неравенства (6):

Количество дней с установки текущего этапа < Срок оценки по вводу новинки; (6)

- в случае не денежной цели предприятия рекомендация может быть дана, если выполнено условие (7):

Количество дней с установки текущего этапа < Срок оценки по вводу новинки (7)

2. На этапе Выводимый для выдачи рекомендации текущий остаток по товарной позиции должен быть не равен нулю.

При применении рекомендации Наблюдение этап нахождения товарной позиции в ассортиментной матрице не изменяется.

Рекомендация по вводу товара в ассортиментную матрицу характерна для этапов Новинка, Заказ и ЗаказУП при выполнении следующих условий:

1. На этапе Новинка:

— при денежной цели предприятия необходимо одновременное выполнение неравенств (8) и (9):

Количество дней с установки текущего этапа > Срок оценки по вводу новинки (8) Плановый ROI > Цель по ROI; (9)

— при не денежной цели предприятия одновременно должны быть соблюдены условия (5) и (8):

2. На этапах Заказ и ЗаказУП при денежной цели предприятия необходимо выполнение неравенства (9), а при не денежной цели - неравенства (5).

Рекомендуемый этап нахождения товарной позиции в торговом процессе в указанных случаях примет значение Склад. В том случае, если товарная позиция находится на этапе Выводимый и текущий остаток на сладе равен нулю, то такую товарную позицию рекомендуется перевести в этап Заказ. В программном продукте «^.ЕЯР.Управление розничной сетью» указанные рекомендации можно применять не для всех товарных позиций, а для тех, которые отобраны по определенным фильтрам отбора, либо же применять рекомендации частями. Также необходимо учитывать влияние установленного этапа нахождения товарной позиции в торговом процессе на автоматическое формирование заказа на поставку товара. При этом на распределительном центре торговой организации и в магазинах этапы могут отличаться друг от друга. Например, на распределительном центре установлен этап Заказ, а в магазине - Новинка, то в этом случае на распределительный центр товар доставляется под заказ поставщику, а в магазины ввозятся остатки с распределительного центра. Обратная ситуация, если в распределительном центре установлен этап Новинка, а в магазине - Заказ, то в этом случае на распределительном центре товар заказывается поставщику, но в магазины в этом случае товар не едет ввиду его отсутствия на складе.

Поэтому необходимо проверять возможные расхождения этапов нахождения товарных позиций в торговом процессе между магазинами торговой организации и складами распределительного центра для того, чтобы не возникало ситуации, когда, например, на распределительном центре стоит этап «Заказ», а в магазинах установлен этап «Склад». В такой ситуации товар не будет заказываться на распределительный центр автоматически.

Заключение

Управление любой организацией в современных условиях должно быть направлено на повышение операционной эффективности, что является непрерывным процессом в деятельности организации, требующим глубокого анализа на каждом этапе развития.

Основной деятельностью торговой организации является реализация товаров покупателям. Исходя из этого, важное значение имеет анализ предлагаемого торгового ассортимента товаров, на основании которого принимается решение о положении товара в ассортиментной матрице торговой организации. В связи с этим разработка программного продукта - это необходимость в условиях увеличения интереса к разным видам торговли, а управление ассортиментом торговой организации является важным аспектом обеспечения операционной эффективности при процессно-ориентированном управлении торговой организации.

Таким образом, практическая значимость программного продукта «^.ЕЯР.Управление розничной сетью» заключается в том, что он может применяться и использоваться в торговых организациях, что позволит увеличить скорость совершения торговых и связанных с ними сопутствующих операций. Анализ этапов нахождения товарных позиций в торговом процессе позволит внести корректировки в ассортиментную матрицу, что приведет к снижению затрат и, как следствие, к увеличению прибыли организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. IT-отрасль в России и в мире: как растет рынок информационных технологий. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/it-otrasl-v-rossii-i-v-mire-kak-rastet-rynok-informatsionnykh-tekhnologiy/ (дата обращения 24.02.2023).

2. Интернет-торговля рынок России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Интернет-торговля_(рынок_России) (дата обращения 23.02.2023).

3. Решение для торговой сети. URL: https://consulting.1c.ru/solutions/19691.html (дата обращения 01.03.2023).

4. 1С Предприятие: преимущества и недостатки. URL: https://www.cataloxy.ru/node11_vysokie-tehnologii-it_10188/1s-predpriyatie-preimuschestva-i-nedostatki.htm (дата обращения 01.03.2023).

5. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2022668317 Российская Федерация. KS.ERP. Управление розничной сетью/ Д. Н. Рыбаков; заявитель и правообладатель Общество с ограниченной ответственностью «Квер». - № 2022667611; заявл. 29.09.2022; опубл. 05.10.2022. - 1 с.

6. Кардапольцев К.В., Усольцев С.В. Особенности процессного подхода к управлению организацией // Economics. 2016. № 5 (14). С. 21-25.

7. Гришко Л.А., Серая Н.Н. Процессный подход в современной практике управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1, № 7(33). С. 155-159.

8. Кузнецова Р.В., Федосин С.А. Прикладные решения «1С» как компонент практикоориентированного обучения в технических вузах // Образовательные технологии и общество. 2020. Т. 23, № 1. С. 186-194.

9. Варзунов А.В., Торосян Е.К., Сажнева Л.П. Анализ и управление бизнес-процессами: учебное пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2016. 112 с.

10. Формирование и анализ товарного ассортимента магазина. URL: https://v8.1c.ru/metod/article/formirovanie-i-analiz-tovarnogo-assortimenta-magazina.htm (дата обращения 15.03.2023).

Поступила в редакцию 21.06.2023

Перевощикова Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры «Экономика и гуманитарные науки» Сарапульский политехнический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова» 427960, Россия, г. Сарапул, ул. Красноармейская, 93 E-mail: nagornih.olga@mail.ru

Соколова Надежда Геннадиевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления организацией E-mail: sokolova-ng@mail.ru

Горохов Максим Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационные системы» E-mail: insys2005@mail.ru

ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7

O.A. Perevoshchikova, N. G. Sokolova, M.M. Gorokhov

KS.ERP. RETAIL NETWORK MANAGEMENT - A TOOL FOR MANAGING THE OPERATIONAL EFFICIENCY OF AN ORGANIZATION

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-1-72-81

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Currently, the main priority for most organizations has become the increase in operational efficiency, one of the tools of which is the development and implementation of information technology. The article reveals the essence of the software product «KS.ERP. Retail Network Management», a modern tool for improving the efficiency of a trade organization's business, which allows the complex automation of retail trade management processes, thereby ensuring the effective management of a modern trade organization. The paper uses theoretical and empirical research methods. Based on the analysis of the main processes occurring in the organization, a model of a software product was built, which includes all the key components of trading activity. In addition, a description of the main sales management capabilities of a trade organization, implemented in the software product under consideration, is given, and the main indicators of operational efficiency, used to analyze the effectiveness of the main business process of a trade organization, are presented. These are such indicators as profit, product profitability, taking into account promo and retro bonuses, return on investment. At the same time, a key aspect of the management of a trade organization is the product range management, which consists in determining the position of the product in the assortment matrix. Automating the management of the trade assortment allows you to reduce the time and resources for adjusting the assortment matrix, which is an important component for a modern trade organization.

As a result of the process-oriented management of the trading organization, the uniqueness of «KS.ERP. Retail Network Management» consists in the synthesis of several accounting blocks by automating the main business processes of the company, including the trade assortment management.

Keywords: operational efficiency, information technology, software product, business process, trade organization, trade assortment management.

Received 21.06.2023

Perevoshchikova O.A., Senior Lecturer at Department of "Economics and Humanities" Sarapul Polytechnic Institute (branch of) Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov Krasnoarmeyskaya st., 93, Sarapul, Russia, 427960 E-mail: nagornih.olga@mail.ru

Sokolova N.G., Doctor of Economics, Associate Professor,

Professor of the Department of Economics and Organization Management

E-mail: sokolova-ng@mail.ru

Gorokhov M.M., Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head of the Department of Information Systems E-mail: insys2005@mail.ru

Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov Studencheskaya st., 7, Izhevsk, Russia, 426069

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.