Научная статья на тему 'КРЫМСКОТАТАРСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПРЕССА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

КРЫМСКОТАТАРСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПРЕССА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКОТАТАРСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПРЕССА / "АСРИЙ МУСУЛЬМАНЛЫКЪ" / "ХИДАЕТ" / "ИСТОЧНИК МУДРОСТИ" / CRIMEAN TATAR RELIGIOUS PRESS / "ASRIY MUSULMANLYK" / "KHIDAYET" / "ISTOCHNIK MUDROSTI"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Меметова Лиля Айдеровна, Паличка Ксения Дмитриевна

Работа являет собой первую попытку изучения крымскотатарских религиозных периодических изданий в диахроническом аспекте. В статье представлен краткий обзор крымскотатарской конфессиональной печатной периодики прошлого и настоящего, описаны предпосылки создания религиозных газет и журналов, обозначены их цели и задачи, указаны формальные характеристики. В работе акцентированно внимание на тематической составляющей крымскотатарской религиозной прессы, функциональное назначение которой первоначально заключалось в информировании и религиозном просвещении народа, в последующем - обозначилась и рекреативная направленность. В статье охарактеризованы разделы, рубрики изданий, указана целевая аудитория, также определена роль газет и журналов в формировании религиозной грамотности читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEAN TATAR RELIGIOS PRESS: HISTILORY AND MODERNITY

The work is the first attempt to study the Crimean Tatar religious periodicals in the diachronic aspect. The article provides a brief overview of the Crimean Tatar confessional print periodicals of the past and present, describes the prerequisites for the creation of religious newspapers and magazines. Also their goals, objectives and formal characteristics are indicated in the article. The work focuses on the thematic component of the Crimean Tatar religious press, the functional purpose of which was originally to inform and religiously educate the people, but later the recreational orientation was also indicated. The article describes the sections, headings of publications, indicates the target audience, and also defines the role of newspapers and magazines in the formation of the religious literacy of the reader.

Текст научной работы на тему «КРЫМСКОТАТАРСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПРЕССА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Меметова Лиля Айдеровна, Паличка Ксения Дмитриевна1 E-mail: lily-qirim@ukr.net

Крымскотатарская религиозная пресса: история и современность

УДК: 808.2+94 (47).084

Аннотация. Работа являет собой первую попытку изучения крымскотатарских религиозных периодических изданий в диахроническом аспекте. В статье представлен краткий обзор крымскотатарской конфессиональной печатной периодики прошлого и настоящего, описаны предпосылки создания религиозных газет и журналов, обозначены их цели и задачи, указаны формальные характеристики. В работе ак-центированно внимание на тематической составляющей крымскотатарской религиозной прессы, функциональное назначение которой первоначально заключалось в информировании и религиозном просвещении народа, в последующем - обозначилась и рекреативная направленность. В статье охарактеризованы разделы, рубрики изданий, указана целевая аудитория, также определена роль газет и журналов в формировании религиозной грамотности читателя.

Ключевые слова: крымскотатарская религиозная пресса, «Асрий мусульманлыкъ», «Хидает», «Источник мудрости».

В контексте возрождения крымскотатарской национальной духовной и материальной культуры повысился интерес к истории периодической печати. Крымскотатарская пресса стала объектом активного изучения журналистов литераторов, историков, общественных деятелей. Наше внимание привлекла крымскотатарская религиозная периодическая печать в силу своей недостаточно изученности. Отдельные аспекты крымскотатарского конфессионального устройства, отраженные в изданиях первой половины ХХ века, косвенно затронуты в работах И. Керимова, В. Ганкевича, Г. Юк-сель, Э. Хайруддиновой и др. Обзор первых крымскотатарских специализированных ре-

лигиозных изданий представлен в трудах Н. Яблоновской, Л. Джелиловой. Однако системное изучение генезиса и эволюции крымскотатарской религиозной прессы до сегодняшнего дня не осуществлялось.

В начале ХХ века впервые в наименованиях крымскотатарских СМИ появились лексемы, указывающие на религиозную принадлежность издания - мусульманскую: «Къырым мусульманлары» («Мусульмане Крыма») /1920, апрель-май/, «Къырым мусульманлары седасы» («Голос крымских мусульман») /1920, июнь-август/. Издания не имели религиозной направленности, лишь идентифицировали себя как мусульманские в массе другой периодики эпохи правления П.Н. Врангеля. Они появились в судьбоносный период для жизни полуострова, когда «Малая комиссия Крыма и судебные органы постановили закрыть бывший свой печатный орган - газету «Миллет» <...> мусульмане Крыма лишились своего печатного органа» [Какой путь мы держим, 1920]. Однако судьба этих изданий была недолговечна, через несколько месяцев они прекратили свое существование [Яблоновська, 2006].

После установления советской власти мусульмане Крыма активизировались в процессе формирования утраченной религиозной структуры (Таврического магометанского духовного управления) - разработали «Положение о народном управлении

1 Меметова Лиля Айдеровна, к.филол. н., научный сотрудник НИИ крымскотатарского языка, литературы, истории и культуры этносов Крыма ГБОУ ВО РК «КИПУ им. Февзи Якубова»; Паличка Ксения Дмитриевна, студент факультета истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым)

религиозными делами мусульман Крымской ССР» [Белоглазов, 2017]. Впоследствии в Симферополе состоялся первый всемусуль-манский съезд (15.01.1923), который принял разработанное Положение и положил начало формированию Народного управления религиозными делами мусульман Крыма (НУРДМК) [Хайруддинова, 2011]. К концу апреля 1923 года НУРДМК было полностью легализовано [Гусева, 2016], во главе находился Ибраим Тарпи.

«С 1 по 5 сентября 1924 г. в Симферополе прошел второй съезд мусульман Крыма. На нем обсуждались вопросы формирования бюджета конфессионального управления, организационной структуры религиозных организаций, преподавания, вероучения, издания своего журнала» [Белоглазов, 2001]. Решение о создании печатного органа НУРДМК было важным для продвижения ислама и информирования о деятельности организации. С ноября 1924 под редакторством Хаджи Халил Мусляддина начинает издаваться журнал «Асрий мусульманлы-къ» («Современное мусульманство»). В первом номере издания была указана периодичность - ежемесячный [Асрий мусуль-манлыкъ, 1924, с. 1], но на практике соблюсти указанную периодичность не удалось, в течение трех лет вышло только 16 номеров. По данным исследователей издания «тираж журнала составлял 1 тыс. для № 1-4, а начиная с № 5 - 2 тыс. экземпляров. Отдельный номер включал не более 30 страниц. Нумерация страниц была сквозной - от номера к номеру. Журнал не был иллюстрирован, его лозунгом была цитата из 3-й суры Корана «Аль Имран» (Семейство Имрана) о единении в вере: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь» [Яблоновская, 2019].

В журнале печаталась информация о важных событиях в мусульманском мире, публиковались документы, письма читателей. Большая часть публикаций была под авторством редактора Х. Мусляддина. Структурно журнал состоял из официальной и неофициальной части. Официальная часть сообщала о постановлениях правительства и местных органов. Неофициальная часть журнала, заявленного редакцией как «религиозный, научный и философский», включала статьи на соответствующие темы.

Журнал был «передовым просветительским изданием своего времени, публиковавшим большое количество информации теоретического и прикладного характера, направленной на повышение религиозной грамотности и нравственности населения» [Юксель, 2014, с. 54].

Журнал прекратил свое существование в 1927 году из-за недостаточности средств, что было результатом начала давления на НУРДМК и последующих репрессий крымскотатарской интеллигенции.

В последующем в силу активизации антирелигиозной политики, депортации крымских татар в 1944 году специализированных мусульманских изданий в Крыму не было. Возрождение данного сегмента этнической прессы приходится на начало 1990-х гг. С возвращением крымских татар на историческую родину - в Крым, наряду с общественно-политическими, литературно-художественными периодическими изданиями вновь возрождаются конфессиональные издания. Так с 1993 года начинает издаваться газета «Хидает» («Верный путь»). Она служит возрождению и развитию ислама в Крыму. Тираж газеты составляет 10 тысяч экземпляров, периодичность - 1 раз в месяц [Хидает, 2013]. Газета выходит на крымскотатарском языке, изредка встречаются отдельные публикации на русском языке.

На страницах издания систематически публикуются материалы о текущей деятельности Духовного управления мусульман Крыма, религиозные, философские, психологические, исторические материалы, особое значение придается детской страниц [Хидает, 2004; Хидает,2011] Газета является официальным изданием ДУМК (Духовного управления мусульман Крыма) и г. Севастополя. На официальном интернет портале ДУМК имеется страничка газеты «Хидает», в которой с определенной периодичностью дублируются материалы из печатного издания [Хидает]. Газета ежемесячно предоставляет крымским мусульманам возможность ознакомиться с последними новостями религиозной тематики, как полуострова, так и мира, получить много полезной информации теологического характера для различной возрастной аудитории, подготовленной высококвалифицированными специалистами преподавателями исламских наук.

В ведомстве ДУМК находится и журнал «Источник мудрости» («Икмет чокърагъы»). Он выходит с 2012 года. По данным учредителей издания формат газеты «Хидает» не позволял публиковать объемные материалы, размещать качественные иллюстрации, поэтому ими дополнительно была создана журнальная периодика. В издании публикуются статьи о священной книге Коран, о значении отдельных сур и аятов, освещаются вопросы фикха [Источник мудрости]. В «Источнике мудрости» отдельное место отведено теме современного воспитания детей, квалифицированный психолог раскрывает пути решения проблем, с которыми родители сталкиваются при воспитании своих чад. Для детей представлены короткие занимательные рассказы и стихотворения. В рубрике «Вопросы и ответы» продолжают раскрываться волнующие мусульманскую умму вопросы.

Издание ориентировано на широкий круг читателей, независимо от национальности и несет функцию просвещения населения, донесения красоты и чистоты ислама до широких масс. Журнал выходит периодичностью один раз в два месяца в красочном, глянцевом формате и печатается на крымскотатарском и русском языках. Общий объем страниц составляет 60 страниц, а тираж 1000 экземпляров.

Над созданием газеты «Хидает» и журнала «Источник мудрости» работает большая команда профессионалов, теологов, учителей ислама, богословов, которые стараются создавать каждый номер интересным и полезным, раскрывать наиболее актуальные для мусульман вопросы.

Таким образом, совершив краткий экскурс в прошлое и настоящее мусульман-

ской прессы Крыма можно сделать вывод, что крымскотатарские религиозные периодические издания, как предыдущего столетия, так и современности являются важным историографическим, этнопсихологическим источником по изучению вопросов истории ислама и культуры крымских татар в целом. Их дальнейшее изучение прольет свет на многие вопросы функционирования ислама в Крыму в различные периоды и позволит качественному осмыслению крымскотатарской конфессиональной журналистики.

Memetova Lilya Aiderovna,

Palichka Ksenia Dmitrievna.

Crimean Tatar Religios Press: Histilory and Modernity

Summary. The work is the first attempt to study the Crimean Tatar religious periodicals in the diachronic aspect. The article provides a brief overview of the Crimean Tatar confessional print periodicals of the past and present, describes the prerequisites for the creation of religious newspapers and magazines. Also their goals, objectives and formal characteristics are indicated in the article. The work focuses on the thematic component of the Crimean Tatar religious press, the functional purpose of which was originally to inform and religiously educate the people, but later the recreational orientation was also indicated. The article describes the sections, headings of publications, indicates the target audience, and also defines the role of newspapers and magazines in the formation of the religious literacy of the reader.

Keywords: Crimean Tatar religious press, «Asriy Musulmanlyk», «Khidayet», «Istochnik mudrosti».

Литература:

1. Асрий мусульманлыкъ. 1924. № 1. С. 1.

2. Белоглазов Р.Н. Политика властных органов по отношению к мусульманской конфессии в Крымской АССР (1921-1924) // Крымский контекст. 2001. № 7. С. 39-50.

3. Белоглазов Р.Н. Отношение органов власти крымской АССР к мусульманскому населению в период новой экономической политики (1923-1927) // Историческое наследие Крыма. 2017. № 28. С. 226-230.

4. Газета «Хидает» и ее главный редактор отметили юбилей // Авдет. 2013. Декабрь 9.

5. Гусева Ю.Н. Мусульмане Крыма и советская власть: взгляд из Москвы 1920-х гг. // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2016. № 2. 137-144.

6. Источник мудрости [Электронный ресурс] URL: https://qmdi.org/category/istochnik-mudrosti/

7. Какой путь мы держим // Крым мусульманлары. 1920. Апрель 14.

8. Хайруддинова Э.М. Основные вехи деятельности народного управления религиозными делами мусульман Крыма // Культура народов Причерноморья. 2011. № 199. Т.1. С. 77-79.

9. Хидает 2004. № 1 (108) - 12 (119).

10. Хидает. 2011. № 1 (191) - 12 (202).

11. Хидает [Электронный ресурс]. URL: https://qmdi.org/category/hidaet/

12. Юксель Г.З. Крымскотатарская пресса к. 1910-х - н. 1930-х годов: организационно-функциональный и идейно-содержательный аспекты. Симферополь: Крымучпедгиз, 2014. 170 с.

13. Яблоновська Н.В. Этническая пресса Крыма: история и современность-Етшчна пре-са Криму: iсторiя та сучаснють. Фмферополь: Кримське навчально-педагопчне державне видавництво, 2006. 312 с.

14. Яблоновская Н.В., Джелилова Л.Ш. Асрий мусульманлыкъ (1924-1927). Первый мусульманский журнал Крыма // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 2. С. 565-573.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.