Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 25 (64), № 2. 2012 г. С. 217-224.
УДК 94 (477.75) 1923/1925 ВСЕКРЫМСКИЕ СЪЕЗДЫ МУСУЛЬМАН КРЫМСКОЙ АССР (1923-1925)
Хайруддинова Э. М.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
E-mail: elmaz88@mail.ru
Съезды мусульман играли важную роль в жизни крымских татар. Во время советской власти в Крыму было проведено три съезда: 15 января 1923 г., 1-5 сентября 1924 г., 1-6 декабря 1925 г. В 1920-е гг. центральной проблемой Всекрымских съездов мусульман являлось сохранение традиционных мусульманских институтов: маале (религиозных общин), мечетей, конфессиональных школ (мектебов) и медресе, вакуфов. Кроме этого не мало усилий они приложили к созданию управленческого религиозного института - Народного управления религиозными делами мусульман Крыма. В статье рассмотрена деятельность съездов мусульман Крыма 1923-1925 гг., проведен анализ документов съездов и даны выводы по широкому кругу обсужденных вопросов.
Ключевые слова: ислам, Советская власть, Крымская АССР, государственно-конфессиональные отношения, мусульманское духовенство, мусульманские съезды.
Всекрымские съезды мусульман играли важную роль в жизни крымских татар. Они созывались по инициативе мусульманских общественно-политических деятелей, для решения национальных, социально-политических и религиозных проблем. Актуальным представляется изучение деятельности и определение роли всекрым-ских съездов мусульман в оформлении органов мусульманского религиозного управления в Крымской АССР.
После завершения гражданской войны важнейшей задачей мусульман было восстановление своей организационной структуры. С этой целью они принимают решение о созыве Всекрымского съезда мусульман, намеченного на январь 1923 г. Во время советской власти в Крыму было проведено три съезда: 15 января 1923 г., 1-5 сентября 1924 г., 1-6 декабря 1925 г. Помимо Всекрымских съездов мусульман в этот период проводятся Всероссийские съезды мусульманских деятелей, в работе которых принимали участие и крымские мусульмане: в июне 1923 г. в Уфе проходил второй Всероссийский съезд мусульман, в октябре 1926 г. состоялся третий съезд.
Предметом нашего исследования является изучение материалов Всекрымских съездов мусульман. В этой связи в качестве задач исследования было определенно: рассмотрение деятельности съездов мусульман Крыма, анализ документов съездов, изучение круга обсуждаемых вопросов и освещение политики советской власти по отношению к мусульманам.
В конце 1922 года инициативная группа из числа крымских татар начинает работу по созыву первого съезда мусульман: получает разрешение, оплачивает канцелярский сбор, печатает объявления, арендует помещение [1, д. 12, л.1-3].
I съезд был проведен 15 января 1923 г. в Симферополе. Участвовало около 30 делегатов. В ответе на ходатайство инициативной группы прописывалось, что общее количество делегатов съезда не должно было превышать это число; местом проведения съезда рекомендовали выбрать г. Симферополь, а не г. Бахчисарай, вероятно это было связано с тем, что правительство опасалось активизации мусульман Крыма, память о событиях 1917-1918 гг. была еще свежа. Председателем съезда был избран Ибраим Тарпи [2, д. 390, л. 32].
Первый Всекрымский Съезд представителей мусульман был проведен для избрания органов народного управления и принятия «Положения об организации мусульманского Правления по делам религии» [1, д. 16].
Открытие съезда состоялось 15 января в 11 часов дня под председательством Ибраима Тарпи, который предложил избрать президиум.
В состав президиума вошли: Ибраим Тарпи, Сеит Умер Хатипов, Муслядин Аджи Халиль, Сеит Мемет Кады заде, Сеит Ариф эфенди.
В состав секретариата были избраны: Сеит Джелиль Шеми и Мустафа Бесим.
Единогласно был принят следующий порядок дня: доклад Тарпи Ибраима -«Мусульманская религия и современная культура»; рассмотрение проекта «Положения об организации мусульманского правления по делам религии»; выборы членов управления; рассмотрение вакуфного вопроса и текущих дел.
Вначале был заслушан доклад И. Тарпи на тему: «Мусульманская религия и современная культура», затем был зачитан текст, заранее подготовленного и тщательно выверенного проекта «Положения об организации мусульманского управления по делам религии», который был единогласно принят на этом съезде.
В соответствии с «Положением о народном управлении религиозными делами мусульман Крымской ССР»1 [2, д. 390, л. 38-39], органами религиозной организации мусульман Крыма должны были стать учреждения: съезд представителей мусульманских приходов и духовенства (мусульманларынъ дин хадими ве маалле ве-киллерининъ ичтимаи), Народное управление религиозными делами мусульман Крыма (Къырым мусульманлары халкъ идаре-и шериеси) - НУРДМК, Совет Уле-мов (Ильми Шурасы), Районные отделения (Шубелер векялети), Приходские попечительства (Маалле мутевеллилер эйети).
В частности в ведении НУРДМК должны были находиться дела, во-первых, духовно-религиозного характера (наблюдение за отправлением духовно-религиозных обрядов, выдача фетв, надзор за точным и правильным печатанием Корана и других религиозных книг); во-вторых, вопросы организации и управления (руководство деятельностью районных отделений, надзор за правильным исполнением своих обязанностей, учреждение и организация новых районных отделений, назначение и утверждение в должности мусульманских духовных лиц и т.д.); и, в-третьих, вопросы религиозного просвещения (открытие религиозных курсов для подготовки духовенства, приходских школ (мектебов), разработка и составление для них программ, надзор за ведением преподавания религии и т.д.) [1, д. 16, л. 2].
Съезды уполномоченных предполагалось проводить один раз в году. Для рассмотрения и решения вопросов, касающихся религиозной жизни мусульман, для
1 Официально утвержденное название документа.
218
рассмотрения и утверждения отчетов и выбора членов НУРДМК. Они должны были приурочиваться к первому числу месяца мухаррам по хиджре.
«Халкъ идаре-и шериеси» должно было состоять из 5 лиц, избираемых съездом уполномоченных мусульманских приходских общин, сроком на год с местопребыванием в г. Симферополе.
Органами НУРДМК на местах должны были стать - районные «шахбе» (отделы) и попечительства местной приходской общины. Было образовано 9 районных отделов (Алуштинский, Севастопольский, Бахчисарайский, Феодосийский, Керченский, Джанкойский, Евпаторийский, Симферопольский).
Денежные средства НУРДМК, а также шахбе и Приходских общинных попечи-тельств должны были формироваться в этот период только за счет добровольных пожертвований.
Специальные поправки НКВД к проекту создания НУРДМК были изложены в соответствующем «Заключении» [1, д. 2, л. 10]. В соответствии, с которым советская власть лишила НУРДМК права открытия религиозных школ, как противоречащих политике советской власти. И включило ряд дополнений в проект.
Проект с внесенными поправками был утвержден в НКВД Крыма 5 февраля 1923 г. в соответствии с заключением Административного Управления, постановлений ВЦИКа и Совнаркома Крыма от 3 августа 1922 г. «Халкъ идаре-и шериеси» Крыма было официально создано, однако не получило статуса и прав юридического лица.
Легализация «Халкъ идаре-и шериеси» Крыма была осуществлена только после издания инструкции НКВД и Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР от 27 апреля 1923 г.
В ходе работы съезда были проведены выборы в «Халкъ идаре-и шериеси». В состав народного управления избрали: Ибрагима Тарпи, Сеит-Мемета Кады-Заде, Муслядина аджи Халиля, Сеит-Мурата эфенди, Джемаледдина эфенди Абдурамана.
Рассмотрев вакуфный вопрос, съезд устанавливает традиционное культурно-просветительское значение института вакуфов по Шариату и постановляет «обратиться в КрЦИК и СНК с ходатайством о возвращении земель и домов». По сути, от решения вакуфного вопроса зависело экономическое и финансовое положение управления, т.к. денежные средства НУРДМК, с учетом конфискаций советской властью всего вакуфного имущества, формировались в этот период только за счет добровольных пожертвований, что, естественно, существенным образом снизило возможности управления [1, д. 5, л. 6-7]. В заявлении, поданном КрымЦИКу Управление просило крымские вакуфы поставить в такое же правовое положение, как и туркестанские. Кроме этого требовало возвратить здания, построенные на средства местных мусульман [2, д. 403, л. 10].
Президиум ВЦИК рассмотрел обращение крымского муфтия и в связи с этим направил в июле 1923 г. в Крымский ЦИК распоряжение. В нем предписывалось сохранить правовой статус НУРДМК, согласно зарегистрированному уставу, а рассмотрение прочих вопросов отложить до разработки общих позиций относительно мусульман всего СССР.
219
С этим уставом новосозданное управление просуществовало до следующего съезда представителей мусульманских общин, которое прошло с 1 по 5 сентября 1924 г. в Симферополе. Приняло участие 104 делегата. Съезд был открыт Ибраимом Тарпи.
Работа съезда хорошо освещена в первом номере печатного органа НУРДМК -журнале «Асрий мусульманлыкъ» («Современное мусульманство») изданного в ноябре 1924г. Решение о начале издания журнала было принято на втором съезде.
В повестке дня стояли следующие вопросы: возвратить мусульманским обществам ранее принадлежавшие им недвижимое имущество (вакуфные здания), предназначенные для удовлетворения религиозно-просветительских нужд мусульманского населения; освободить от налогов (или уменьшить до минимального размера) все мечети и другие здания религиозно-культового характера; все архивы, принадлежавшие бывшему мусульманскому духовному управлению, перешедшие затем в ведение отдела ЗАГСа, передать НУРДМК, а все метрические книги, изъятые из рук мусульманского духовенства, возвратить в ведение приходских общин; разрешить народному управлению выписывать все научно-религиозные книги и журналы, издаваемые в разных мусульманских странах; разрешить отправлять учеников в образовательные заведения Турции и других мусульманских стран с целью подготовки «религиозно-грамотных людей»; сделать распоряжение всем властям на местах, чтобы не препятствовали представителям НУРДМК исполнять возложенные на них уставом этой организации обязанности.
На утверждение Крымского НКВД была представлена новая редакция устава НУРДМК. В соответствии, с ней НУРДМК, сохранило за собой право наблюдения за применением норм шариата во время заключения брака и развода, и при разрешении вопросов о наследовании и разделе имущества и материальных средств. Наблюдение и вынесение специальных решений имело силу только в случаях добровольных обращений мусульман в эту структуру с просьбой решить эти вопросы по законам шариата. Таким образом, советская власть лишила религиозное управление мусульман Крыма права решать вопросы судебной компетенции даже в самом ограниченном объеме. Несмотря на это, правоверные продолжали рассматривать духовное управление как арбитра в спорах, которые в свое время рассматривало ТМДП.
На II съезде произошли изменения и в руководстве. Вместо И. Тарпи НУРДМК возглавил Муслядин эфенди Халил. Обновлению подлежал и список членов Президиума народного управления. Секретариат НУРДМК возглавил Хабиб Эшреф. Для того, чтобы улучшить подчинение районных управлений центральному штат центрального управления был расширен от 5 человек до 9. Членами НУРДМК были избраны: Юсуф Рахимов (севастопольский имам), хаджи Байрам Али (имам г. Судака), хаджи Абдулла Латиф - (имам г. Къарасувбазара), Ильяс Ирис - (имам г. Евпатории), хаджи Билял - (къалматайский имам), Якъуп Кемаль - (имам Дерекоя), Абду-ль Халим Абду-ль Меин - (Коккоз), Бекир эфенди - (Байдары) [3].
Для разрешения вопросов поднятых на II съезде, НУРДМК обратилось в Президиум Крым ЦИКа.
220
Фото 1. Участники первого Всероссийского съезда мусульман
9 июня 1924 г. президиум ВЦИК издает постановление о разрешении преподавать мусульманское вероучение в мечетях детям, закончившим школу 1-й ступени или же достигшим 14 лет [4, с. 78-79]. В развитие этого постановления 14 марта 1925 г. Центральное Административное Управление при Крымском ЦИК (ЦАУ Крыма) и республиканский НКП опубликовали инструкцию «О порядке преподавания мусульманского вероучения на территории Кр.ССР». Данный документ содержал два основных положения: во-первых, создание конфессиональных школ подразумевалось только в мечетях; во-вторых, преподавание основ религии запрещалось дополнять общеобразовательными дисциплинами, кроме перевода с арабского на крымскотатарский язык. Таким образом, новосоздаваемые конфессиональные школы решительно отстранялись от государственной системы образования и теряли свое национально-религиозное значение.
Важным событием в развитии мусульманского движения в Крыму стал III съезд. Он был созван в Симферополе с 1 по 6 декабря 1925.
Основной акцент на съезде был сделан на возрождение и развитие конфессионального образования. Специальная комиссия по преподаванию исламского вероучения представила на рассмотрение съезда свои предложения: открывать религиозные школы не только при мечетях, но и в более удобных для таких целей помещениях; возродить конфессиональные учебные заведения, для подготовки квалифицированных кадров мусульманского духовенства - медресе; проводить религиозные занятия с свободное от обучения время в гражданских школах. Отдельным пунктом стало требование допустить к религиозному обучению детей младше 14 лет.
Все эти положения получили одобрение делегатов съезда и были утверждены единогласно.
221
Рис 2. Обложного первого номера журнала
Среди других вопросов рассмотренных на съезде были: рассмотрение деятельности исполнительно органа за прошедший год, избрание нового Президиума, проблемы издания периодического органа НУРДМК, утверждение бюджета на 1926 г.
Во время работы съезда были внесены изменения в устав. Президиум НУРДМК был утвержден в количестве 10 членов: муфтия, его заместителя, казначея и 7 шахбе.
Для решения текущих вопросов президиум НУРДМК запланировал на 3-4 ноября 1928 г. проведение очередного, IV Всекрымского съезда мусульман. Предполагалось подвести итоги деятельности за последние 3 года, необходимо было провести выборы нового состава духовного управления, обсудить вопросы финансового состояния управления. Однако ему не суждено было состояться. В конце 1928 года
222
«Халкъ идареи шериеси», фактически прекратило свое существования, в связи с тяжелейшим материальным положением.
Рассмотрев деятельность съездов мусульман Крыма, можно прийти к выводу, что в истории развития органов мусульманского религиозного управления в Крымской АССР выделяются три этапа: 1922-1923 гг. - период становления и юридического оформления; 1923-1925 гг. - совершенствование организационной структуры управления; 1925-1928 гг. - завершение работы и ликвидация.
Время проведения съездов мусульман соответствовало первому этапу строительства государственно-конфессиональных отношений в регионе. Для него было характерно широкое сотрудничество укрепляющейся власти и части духовенства, что значительно отличалось от общей линии конфессиональной политики в государстве. Сотрудничество это выражалось в деятельности съездов мусульманского духовенства и верующих, активности со стороны прогрессистов (представленных наиболее молодой частью духовенства).
В ходе работы съездов были утверждены: Положение о религиозной организации мусульман живущих в пределах Крымской социалистической советской республики, Устав НУРДМК.
На съездах обсуждались также проблемы внутренней жизни мусульман Крыма: проблемы возрождения и развития конфессионального образования; проблемы, связанные с возвратом конфискованного советской властью вакуфного имущества; проблемы подготовки квалифицированных кадров мусульманского духовенства; проблемы издания периодического органа «Халкъ идареи шериеси»; проблемы, связанные с судебной компетенцией (уточнение предела применения мусульманского права).
Список использованных источников и литературы
1. Государственный архив в Автономной Республике Крым (ГААРК), ф. Р-1518, оп. 1.
2. ГААРК, ф. Р-663, оп. 10.
3. Къырым мусульманлары экинджи диний ичтимайи // Асрий мусульманлыкъ. - 1924. - № 1. -С. 22-30.
4. Ислам и советское государство (1917-1936) : сб. док. / сост. Д. Ю. Арапов. - М. : Марджани, 2010. - Вып 2. - 208 с.
5. Ганкевич В. Ю. Органы духовного управления мусульман Советского Крыма (1920-е гг.) / В. Ю. Ганкевич, З. З. Хайретдинова // Ислам в Крыму : очерки истории функционирования мусульманских институтов / Е. В. Бойцова, В. Ю. Ганкевич, Э. С. Муратова и др. - Симферополь : Элиньо, 2009. - С. 272-327.
6. Белоглазов Р. Н. Духовное образование крымских мусульман в условиях становления Советской власти в Крыму / Р. Н. Белоглазов // Ганкевич В. Ю. Крымскотатарские медресе : курс лекций / В. Ю. Ганкевич. - Симферополь : Доля, 2001. - С. 53-69.
223
Хайруддшова С. М. Всекримськ1 зЧзди мусульман Криму (1923-1925) / С. М. Хайруддшова // Вчеш записки Таврiйського нацiонального ушверситету ÍMeHÍ В. I. Вернадського. Серш «1сторичш науки». - 2012. - Т. 25 (64), № 2. - С. 217-224.
ЗЪди мусульман вщгравали важливу роль у житп кримських татар. Пiд час радянсь^ влади в Криму було проведено три з'Ьди: 15 сiчня 1923 р., 1-5 вересня 1924 р., 1-6 грудня 1925 р. У 1920-i рр. центральною проблемою Всекримськп з'ïздiв мусульман було збереження традицшних мусульмансь-ких iнститутiв: маале (релптйних громад), мечетей, конфесшних шкiл (мектебе) i медресе, вакуфiв. Крiм цього не мало зусиль вони доклали до створення управлшського релгггйного шституту - Народного управлшня релптйними справами мусульман Криму. У статп розглянута дiяльнiсть з'ïздiв мусульман Криму 1923-1925 рр.., Проведено анал1з документа з'ïздiв та дано висновки з широкого кола обговорених питань.
Ключовi слова: юлам, радянська влада, Кримська АРСР, державно-конфесшш в1дносини, мусу-льмансью зЧзди.
Khayruddinova E. M. Muslim Congress in the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic (1923 - 1925) / E. M. Khayruddinova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. -Series: Historical Scince. - 2012. - Vol. 25 (64), No 2. - P. 217-224.
The article describes the activities of Muslims Congress in the Crimea in 1923-1925 years. Congress of Muslims have played important role in the life of the Crimean Tatars. During the Soviet authorities in Crimea have been three of the Congress: 15 January 1923, 1-5 September 1924, 1-6 December 1925. At the Congress considered religious, national, social and political problems. In the 1920-s years the main problem of muslims was to preserve the traditional Muslim institutions: Maale (religious communities), mosques, religious schools (mekteb) and madrassas, vakufs. At the first congress was re-established management religious institute. The article considers the activities of the Congress of Muslims of Crimea 1923-1925 years. The analysis of documents Congresses. Illuminated circle of the issues and policies of the Soviet government towards Muslims.
The time of the Congress of Muslims in line first phase of church-state relations in the region. For him, it was characterized by a wide partnership of government and clergy. Cooperation is manifested in the activities of congresses Muslim clergy and the faithful, the activity of the progressives.
A review of activities of the Congress of Muslims of Crimea in the development of Muslim religious control of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic by three phases: 1922-1923 - period of formation and legal registration, 1923-1925 - improving the management structure; 1925-1928 - shutdown and liquidation.
Keywords: Islam, the Soviet government, the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic, state-confessional relationships, Muslims Cougress.
Поступила в редакцию 01.11.2012 г.
224