Научная статья на тему 'КРЫМСКОЕ РАДИО 1990–2000-х ГОДОВ: ИСТОРИЯ, ХРОНОЛОГИЯ, ЛЮДИ'

КРЫМСКОЕ РАДИО 1990–2000-х ГОДОВ: ИСТОРИЯ, ХРОНОЛОГИЯ, ЛЮДИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крымское радио 1990–2000-х гг. / радиостанции Крыма / история крымской журналистики / радиоэфир / Crimean radio 1990–2000's / history of Crimean journalism / radio / “Trans-M-radio” / “Major” / “Max” / “Assol” / “Leader”

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Первых Диана Константиновна

Радиостанции 1990–2000-х годов войдут в историю журналистики как первые негосударственные коммерческие СМИ на постсоветском пространстве. В Автономной республике Крым, входящей в те годы в состав Украины, таких радиостанций было пять: «Транс-М-радио», «Мажор», «Макс», «АсСоль» и «Лидер». В открытом доступе материалов о работе крымских частных радио в обозначенный период нет, в фондах Государственного архива Республики Крым» документы не представлены. Историю и хронологию событий можно восстановить лишь по воспоминаниям тех, кто когда-то создавал эти радиостанции и работал в эфире. В процессе сбора информации стало очевидным, что первые частные СМИ стали отправной точкой нового этапа развития журналистики, отличного от советского, привнесли в медиаотрасль много новинок, которыми журналисты пользуются до настоящего времени. В статье запечатлены имена и творческие псевдонимы тех, кто много лет работал в эфирах этих радиостанций и остался в памяти крымских слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Первых Диана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEAN RADIO 1990-2000: HISTORY, CHRONOLOGY, PEOPLE

Radio stations of the 1990s–2000s will go down in the history of journalism as the first non-state commercial media in the post-Soviet space. In the Autonomous Republic of Crimea, which was part of Ukraine in those years, there were five such radio stations: “Trans-M-radio”, “Major”, “Max”, “Assol” and “Leader”. There are no publicly available materials about the work of Crimean private radio stations during the designated period, no documents are presented in the funds of the State Archive of the Republic of Crimea. The history and chronology of events can be restored only from the memories of those who once created these radio stations and worked on the air. In the process of collecting information and factual information, it became obvious that the first private media became the starting point of a new stage in the development of journalism, different from the Soviet one, brought many novelties to the media industry, which journalists use to this day. The article captures the names and creative pseudonyms of those who worked for many years on the airwaves of these radio stations and remained in the memory of Crimean listeners.

Текст научной работы на тему «КРЫМСКОЕ РАДИО 1990–2000-х ГОДОВ: ИСТОРИЯ, ХРОНОЛОГИЯ, ЛЮДИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. 2023. Том 9 (75). № 3. С. 104-115._

УДК 070:654.195

КРЫМСКОЕ РАДИО 1990-2000-х ГОДОВ: ИСТОРИЯ, ХРОНОЛОГИЯ, ЛЮДИ

Первых Д. К.

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»,

Симферополь, Россия

E-mail: dianavasileva@yandex.ru

Радиостанции 1990-2000-х годов войдут в историю журналистики как первые негосударственные коммерческие СМИ на постсоветском пространстве. В Автономной республике Крым, входящей в те годы в состав Украины, таких радиостанций было пять: «Транс-М-радио», «Мажор», «Макс», «АсСоль» и «Лидер». В открытом доступе материалов о работе крымских частных радио в обозначенный период нет, в фондах Государственного архива Республики Крым» документы не представлены. Историю и хронологию событий можно восстановить лишь по воспоминаниям тех, кто когда-то создавал эти радиостанции и работал в эфире. В процессе сбора информации стало очевидным, что первые частные СМИ стали отправной точкой нового этапа развития журналистики, отличного от советского, привнесли в медиаотрасль много новинок, которыми журналисты пользуются до настоящего времени. В статье запечатлены имена и творческие псевдонимы тех, кто много лет работал в эфирах этих радиостанций и остался в памяти крымских слушателей.

Ключевые слова: крымское радио 1990-2000-х гг., радиостанции Крыма, история крымской журналистики, радиоэфир.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы филологическая регионалистика заняла прочное место в отечественном научном процессе [1, с. 5-8; 3; 9, с. 164-168; 11], и в этом контексте изучение истории региональной журналистики составляет одну из актуальных задач изучения истории отечественной журналистики в целом. Работы, посвященные истории и специфике региональной журналистики, публикуются регулярно [2; 6; 7; 8; 12 и мн. др.]. Однако историю крымских средств массовой информации, как и историю СМИ большинства регионов России, нельзя считать достаточно изученной. И если печатная пресса Крыма, крымское телевидение становились объектами научных исследований, то история становления крымского радио (как с момента его появления в 1922 г., так и до сегодня) остается малоизученной [10; 15], а потому представляет научный интерес, благодаря которому останутся в памяти как хроники появления тех или иных радиостанций, их содержательная часть, так и имена людей, которые внесли вклад в развитие радиоотрасли полуострова. Историю становления крымского советского радио с позиции организации национального вещания восстановила Н. В. Яблоновская [13, 14]. Истории государственного крымского радио и радиостанциям г. Севастополя посвящены исследования Е. Б. Громовой [5], а также Н. А. Григорьевой и Д. В. Жукова [4], но они практически не охватывают временной промежуток, очерченный в настоящей статье.

1990-2000-е годы во всех странах постсоветского пространства стали периодом стремительного развития медиаотрасли, появления новых СМИ, частных, негосударственных. Автономная республика Крым в составе Украины не стала

104

_Первых Д. К._

исключением: 1990-е годы в Крыму - период настоящего «радиобума». В публикации речь пойдет о том, как развивался крымский радиоэфир и крымские радиостанции в 1990-2000-е годы. Оговоримся сразу, что опубликованных материалов о работе крымского радио в обозначенный период нет, в фондах ГКУРК «Государственного архива Республики Крым» и ГКУРК «Государственного архива Республики Крым по личному составу» по состоянию на октябрь 2023 г. документы ни одной из радиостанций, о которой пойдет речь в публикации, не представлены. Вероятно, дела или еще не были переданы в архив, или вовсе вывезены на территорию Украины руководителями тех радиостанций, которые покинули полуостров в 2014 г. после вхождения Крыма в состав России. В связи с этим единственной возможностью восстановить историю, хронологию и лица стали воспоминания «радийщиков», людей, которые открывали и создавали первые частные крымские радиостанции. Имена ведущих намеренно приводятся без отчеств, то есть так, как они когда-то звучали в крымском радиоэфире.

23 июня 1992 г. открылась первая крымская негосударственная музыкально-информационная радиостанция «Транс-М-радио» (или, как ее часто называли, «Транс-М»): «Творческая радиоассоциация нового стиля Ты и Мы». Радио основали в складчину 4 предпринимателя: С. П. Белицкий (председатель Совета учредителей), В. И. Толмач, В. Г. Медведев (учредители) и Н. Д. Семенова (коммерческий директор). Для работы было арендовано помещение городской телефонной сети «АТС-48» в г. Симферополе на ул. Героев Сталинграда д. 6, а в июне 1996 г. радио переехало на 15-й этаж жилого дома по ул. Маршала Жукова, д. 18, на этаж, который строился специально для радио.

«Транс-М-радио» запустило вещание на средних волнах 2 программы проводного радио. В первые месяцы эфир был двухчасовым: с 9.00 до 11.00, далее эфирное время увеличилось с 9.00 до 14.00, лишь через несколько лет открылось круглосуточное вещание в FM-диапазоне. Звучала динамичная музыка, ведущих подбирали очень тщательно с учетом безупречного произношения, харизматичного тембра; качество, ирония и эстетика - вот цели, к которым стремился коллектив первой частной радиостанции. Программы были ориентированы исключительно на крымского слушателя, в них говорилось лишь о том, что могло интересовать крымчан. Для радиоотрасли 1990-х появление «Транс-М-радио» стало настоящей медийной революцией, его слушали повсеместно, его любили, записывали на кассеты музыкальные новинки, звучащие в эфире.

Сначала работали на катушечных магнитофонах (в народе - «бобинниках»). Монтаж осуществлялся следующим образом: лезвием обрезались определенные участки ленты, далее пленка посекундно склеивалась на специальном станке, процесс был трудоемким и требовал безупречных знаний музыкального ряда. Один из первых радиоведущих «Транс-М-радио» Андрей Бороздин 1 вспоминает уникального звукорежиссера Игоря Ревзина, который, не глядя, мог достать нужную бобину и поставить в эфир ту или иную песню: «Я ему говорю: "She loves me again". Он тут же

1 Личное интервью автора с А. А. Бороздиным, радио- и телеведущим АНО «Телерадиокомпания "Крым"» от 12.01.2023 г.

105

подхватывает: Richard Sanderson, третья полка сверху, 11 пленка, 3:48. Разматывай! Через несколько секунд песня - в эфире». Позже в радиоотрасли стали использовать кассетные магнитофоны, аппаратуру для мини-дисков, компакт-дисков, и только во второй половине 1990-х гг. появились компьютеры и специальные эфирные компьютерные программы.

Первое время музыкальный ряд формировался на основе личной музыкальной коллекции одного из учредителей, С. П. Белицкого, который, по воспоминаниям коллег, был настоящим фанатом и меломаном и обладал богатейшей фонотекой. Также своими музыкальными библиотеками делились слушатели. Радиоведущая Елена Ильницкая1 вспоминает, что таким меломаном был один из жителей совхоза Виноградный (с. Кольчугино, расположенное в 20 км. от г. Симферополя). Он приносил свои пленки и диски в обмен на те, которые были на «Транс-М-радио». Так фототека радио пополнялась новыми композициями. Позже был заключен контракт с американской компанией «TM Century», поставщиком для библиотек радиостанций специальных компакт-дисков с компиляциями. Каждую неделю для «Транс-М» из США приходила посылка с набором разных по жанрам и стилям дисков. Это были заготовки: от первого такта - до коды; музыкальный ряд прерывался паузой, в которую в эфир выходили ди-джеи. Компакт-диски представляли собой своеобразные радиошаблоны - унифицированную удобную форму работы в радиоэфире, которая в значительной мере упрощала задачи. Это оказалось прорывом в музыкальном наполнении крымского радио, а «Транс-М-радио» стало законодателем музыкальных мод, презентующим новинки.

Круглосуточное вещание первой радиостанции необходимо было заполнять не только музыкой, новостями, прогнозом погоды и курсом валют, но и, в первую очередь, авторскими передачами. Выручало то, что в начале 1990-х практически не было цензуры, контролирующие органы не слишком тщательно следили за исполнением лицензии, цензорами были авторы, слушатели и, конечно же, руководители.

Одной из первых в эфир вышла музыкально-информационная передача «Ретро Бит», которую вел Сергей Белицкий. Что из себя представляла эта программа? За основу брали определенный год и подбирали интересные факты, информацию, события, вспоминали музыкальные хиты, группы и т. д. В условиях отсутствия в те годы Интернета подготовка к программе была трудоемкой, информацию черпали в основном из журналов, газет, энциклопедий и других источников, например, как вспоминают коллеги, нелегально слушали ВВС и записывали фрагменты эфиров.

Вскоре в эфир стала выходить уникальная для 90-х годов передача -криминальная хроника. В разные периоды у программы менялись ведущие, но создателем и первым ведущим, которого многие помнят до сих пор, стал один из учредителей - Владимир Медведев. Коллеги называли его «наш Мегрэ» по аналогии с мудрым полицейским, комиссаром Жюлем Мегрэ, героем популярной серии детективных романов и рассказов Жоржа Сименона.

1 Личное интервью автора с Е. В. Ильницкой, заслуженным журналистом РК, обозревателем радио «Крым» (АНО «Телерадиокомпания "Крым"») от 12.01.2023 г.

106

_Первых Д. К._

Полюбилась слушателям передача «Круг друзей» Геннадия Косковецкого, благодаря которому слушатели находили пары и даже создавали семьи. В «Музее восковых фигур мадам Ступниковой» можно было послушать шедевры мировой классики джаза и рок-музыки, различные истории из жизни джаз- и рок-исполнителей. В программе «Киноэкспресс» Вадим Волченко (ныне - министр курортов и туризма Республики Крым) рассказывал о новинках мирового и отечественного кинематографа. Вскоре в эфир органично вписалась Любовь Григорьева с циклом «Крымских легенд», а следом за ней - Екатерина Бородина с «Модным обозрением» и «Крымским курьером», «Максим Грознов и сотоварищи «подбивали» "горячую двадцатку" хитов», - рассказывает неизменная ведущая «Транс-М-радио» Зера Эмирсуин 1 , которую слушатели помнят до сих пор. Популярность «Транс-М» нарастала, ведущих по голосам узнавали на улицах, в общественном транспорте, слушатели интересовались их биографиями, становились верными поклонниками. «Полюбились слушателям и воскресная музыкально-информационная программа "Бегемот", названная по фамилиям ведущих и звукорежиссера (Бороздин, Грознов, Ефимова, Мотренко), и музыкальная передача "1000 пластинок"; постоянную детскую аудиторию имела программа "Фломастер", которую вели Елена Будур и Сергей Канев», - вспоминает Елена Ильницкая.

Ежедневным неизменным хитом стала программа музыкальных поздравлений. В 1990-х гг. программы поздравлений были культовыми. Заказать поздравление за деньги можно было в киоске «Союзпечать», расположенном в Симферополе по ул. Карла Маркса. Из желающих услышать в эфире любимую песню очередь к киоску выстаивалась с утра. Легенда крымского радиоэфира Борис Левин2 вспоминает и курьезные случаи, связанные с программой поздравлений: «Мы ничего не могли сделать, если одну и ту же композицию заказывали несколько раз. На моей памяти, песня "Ах, какая женщина" группы "Фристайл" побила рекорд музыкальных поздравлений и прозвучала в одной из программ 12 раз за 2 часа» (смеется. - прим. Д. П.). Программа поздравлений была «святыней» радио: ее любили и ждали радиослушатели, ее никогда не прерывали - так устанавливалась настоящая связь с аудиторией. По воспоминаниям сотрудников, программу поздравлений имели право прервать лишь экстренным выпуском криминальной хроники.

С 1995 г. информационная составляющая «Транс-М-радио» усилилась. Появились передачи «Спортпробежка» Бориса Левина, которая ежедневно звучала в эфире на протяжении 19 лет, ток-шоу «СеЛяВи» (ведущие - Елена Ильницкая и Борис Левин, а далее - сам Борис Левин), позже программа «СеЛяВи» была переименована в «От и До». «С собой в студию министры и чиновники брали помощников, которые принимали звонки и записывали обращения граждан. За годы работы мы получили более 1500 положительных ответов на вопросы и запросы граждан. Кредит доверия к передаче был очень высок!», - рассказывает об успехе программы Борис Левин.

1 Личное интервью автора с З. Н. Эмирсуин от 10.01.2023 г.

2 Личное интервью автора с Б. Р. Левиным, заслуженным журналистом АРК, обозревателем радио «Спутник в Крыму» регионального подразделения в г. Симферополе «МИА "Россия сегодня"» от 25.01.2023 г.

107

В ноябре 1996 г. на «Транс-М-радио» начала работу Зера Эмирсуин: «Уже рокотал в крымском эфире голос Бориса Левина и зажигались первые лучи его славы как радиоведущего, звенел колокольчиками и плескался смехом голос Елены Ильницкой, по утрам будили крымчан Максим Грознов и Александр Бусов, Владимир Гуров, Сергей Таиров; в ночные часы мужественно-вкрадчивый голос Вадима Волченко волновал и рождал фантазии. Взрывался юмором эфир Романа Толокнова, руку на пульсе крымских новостей держали Елена Ступникова и Александр Рыженко. Криминальный канал, кроме Владимир Медведева, вели Сергей Бухаров, Кирилл Антонов и Андрей Бороздин». Кто хоть когда-то слышал эфиры Зеры Эмирсуин, узнает ее художественный «почерк» и стилистику.

В течение 10-ти лет вещанием «Транс-М-радио» была охвачена большая часть Крыма. Основным показателем востребованности радиостанции считался интерес рекламодателей. О высокой бизнес-отдаче радиостанции свидетельствует то, что некоторые рекламодатели десятками лет не покидали эфир «Транс-М-радио», ежедневно размещая рекламу. Например, компания по тюнингу автомобилей Red Scorpio рекламную информацию на «Транс-М» размещала ежедневно с 1996 по 2009 гг. Феноменом стало и то, что первый в Крыму музыкальный рекламный ролик прозвучал именно на «Транс-М-радио», - вспоминает музыкант и звукорежиссер Семен Чудак1.

В 2008 г. радиостанция была продана, началась череда смены руководителей и форматов. В августе 2014 г. на частотах «Транс-М-радио» начало звучать информационное радио «Голос России», которое вскоре было переименовано в радио «Спутник в Крыму» «МИА "Россия сегодня"». «Транс-М-радио» долгие годы оставалось монополистом в крымской медиаотрасли, конкурировать с ним было непросто, но все же попытки были.

Второй коммерческой крымской радиостанцией стало музыкально-информационное радио «Мажор», основанное в 1996 г. на средних волнах Сергеем Громовым, главным редактором государственной радиостанции «Крым». «Мажор» звучал на 3 канале проводного радио и вещал с 6.00 до 14.00. Обеспечивать круглосуточное вещание было сложно, так как технически радио работало в ручном режиме. Набор программ был стандартным: линейный эфир, новости, поздравления и авторские программы. Программу «Паноптикум» многие крымчане все еще помнят. 1996-1997 гг. - период, когда радиостанции переходили в FM-диапазон, возникла необходимость в приобретении лицензии и частоты вещания. Конкурировать коммерчески с уже популярным в то время «Транс-М-радио» было непросто. За неимением финансов, просуществовав около года, в 1997 г. радио «Мажор» закрылось.

В год закрытия «Мажора» на частоте 107.3 FM Олег Котов открыл новую круглосуточную музыкально-информационную радиостанцию «Макс». Упор был

1 Личное интервью автора с С. Г. Чудаком, главным редактором радиостанции «Крым. Точка» (АНО «Телерадиокомпания "Крым"») от 12.01.2023 г.

108

_Первых Д. К._

сделан на линейный эфир и работу ди-джеев, создавался развлекательный контент, в эфир выходили новости и передачи поздравлений - все то, что любила и хотела слышать аудитория. Ведущих, которые трудились на «Максе», в течение многих лет после закрытия радиостанции можно было услышать в эфирах других радиостанций Крыма: Анжелу Блажко, Илону Тунанину, Наталью Поддубную, Ольгу Яценко, Ларису Охтиенко, Алексея Дудника и др.

С музыкальным рядом дела обстояли непросто. Руководитель «Макса» привозил диски (пиратские диски) из Болгарии, которые за границей стоили в разы дешевле, чем на Украине. Однако Макс» так и не стал коммерчески выгодным проектом, и через год, в 1998 г., руководители решили переориентировать свое детище на популярные радиобренды.

«Горели идеей. Хотелось создать альтернативу имеющимся радиостанциям. Конкуренция с "Транс-М-радио", которое забирало рекламные бюджеты, расширило зону вещания на Южный берег, на другие регионы полуострова, была самой жесткой. К тому же в этот период в Республике Крым начали ретранслировать "Русское радио" и "Европу плюс". Мы очень старались завоевать аудиторию, но в итоге поняли, что радио "Макс" стало коммерчески нерентабельным. Решили, что нужно работать не с местным контентом, а с тем, который знает уже вся страна. И в один из дней начали ретранслировать "Русское радио", обеспечивая 12 часов крымского эфира, но работая по франшизе на материале головного радио. Это было проще и, наверное, профессиональнее», - рассказывает О. В. Котов1.

В 1997 г. в Крыму открывается первая роковая радиостанция «АсСоль». Радио создавалось на базе «Черноморской телерадиокомпании» по гранту, выигранному у ВВС. Формат музыки - рок, граничащий с андерграундом. Ведущий радио «АсСоль» Слава Анин (Вячеслав Петров2) вспоминает: «Музыкальным редактором, а также ведущим эфира был Сергей Таиров (С. Кабачков), это был талантливый музыкант, ведущий программы "Ваш Час"; звукорежиссером и одновременно ведущим -Владимир Зяблов, которого все называли "душой радиостанции". Его перу и голосу принадлежат передачи "Дюраль", "Запись по трансляции"». В эфире также трудились Петр Рудницкий, Вера Гаврюшина, Анна Славина (Анна Кириенко - сегодня корреспондент интернет-издания «ПолитНавигатор»), Александр Кравченко, Александр Гоголев, Алексей Амелин, Елена Седлер, Ирина Шахно, Диана Васильева (Д. К. Первых - автор настоящей статьи) и др.

Ряд частных негосударственных станцией, открывших вещание на полуострове, пополнило радио «Лидер» (106.6 FM), основанное ко Дню милиции Украины 20 декабря 1999 г. по инициативе начальника ГУ МВД Украины в Крыму Г. Г. Москаля (обзаводиться «собственными» СМИ было престижно - прим. Д. П.). На новую радиостанцию «Лидер» были приглашены популярные ведущие: Владимир Гуров, Елена Ильницкая, Александр Бусов, Анна Гришина и др.

1 Личное интервью автора с О. В. Котовым от 17.01.2023 г.

2 Личное интервью автора с В. А. Петровым, главным редактором радио «Море» (АНО «Телерадиокомпания "Крым"») от 13.01.2023 г.

109

Одним из первых на милицейском радио зазвучало утреннее шоу с неоднозначным названием «Ментос-шоу». Криминальную программу «С места происшествия» вел талантливый журналист, газетчик Дмитрий Федоров (настоящее имя - Дмитрий Подберезкин, сегодня - корреспондент интернет-издания «Крымское эхо»), который искусно, эзоповым языком, с юмором писал тексты на очень тяжелые криминальные темы. По жанру это были не криминальные новости, а настоящая публицистика, детективные истории.

Через год руководство радио поменялось, наступил период нестабильности как в эфире, так и в структуре СМИ. Основной контент «Лидера» составляли развлекательные программы: «Приветливый час», «Добро пожаловать», утреннее шоу «Та Ты Шоу» (ведущие: Вадим Первых, сегодня В. В. Первых - генеральный директор АНО «Телерадиокомпания "Крым"», и Светлана Разина - С. Г. Калинина, сегодня - шеф-редактор радиоэфира отдела радио «Спутник в Крыму» регионального подразделения в г. Симферополе «МИА "Россия сегодня"»), вечернее шоу «Ночные забавы» (ведущие: Евгения Павлова и Андрей Матюхин, сегодня - обозреватель «Радио Sputnik», г. Москва). Популярной информационной программой стала радиопередача «Дорожная обстановка». Любовью слушателей пользовалась и интерактивная вечерняя программа «Мужской клуб», новости спорта были «вотчиной» Виктора Романова, информационную программу «Новости» в разное время вели Ольга Леонова, Юлия Кузнецова, Диана Васильева, Игорь Полонский, Яна Ломакина (в эфире - Яна Светлова) и др.

К середине 2000-х гг. радиостанции становятся мощным информационным ресурсом, информационной площадкой. Несмотря на то, что радио «Лидер» было музыкально-информационным в эфире появляется большое количество общественно-политических программ, среди которых - «Крымские портреты» Сергея Канева и «Интервью с лидером» Вадима Первых.

Радио «Лидер» стало первым в Крыму радио, где появилась «спайка», то, что мы сегодня называем конвергентной журналистикой: параллельные эфиры на радио и на телеканале «Неаполь», входившем в один медиахолдинг с радио «Лидер». Это было своеобразное кросс-промо: универсальные сотрудники должны были одновременно работать за режиссерским пультом, задавать вопросы гостям, поддерживать беседу, работать на камеру. То, что сейчас считается нормой, в середине 2000-х гг. было новаторством для крымской журналистики, профессиональным экспериментом.

В последующие годы радиостанция многократно меняла формат, подстраиваясь под условия рынка. Отличительной особенностью «Лидера» всегда оставалось максимальное региональное ориентирование радиопродукта - это было по-настоящему крымское радио для крымчан. В качестве одного из примеров можно вспомнить проект «Музыкальный лидер Крыма», который создавался для популяризации крымских музыкантов, чьи произведения звучали в прайм-тайм, а победители народного голосования получали возможность попасть в постоянную ротацию и снять клип.

110

_Первых Д. К._

Особенностью радио «Лидер» стала тематическая составляются информационного эфира. Она определялась вкусовыми предпочтениями учредителя С. В. Куницына, интересы которого сводились к политике (Куницын - депутат, бывший председатель Севастопольской горгосадминистрации, экс-премьер-министр АРК), к футболу (учредитель занимал пост президента Федерации футбола Крыма), популяризации православия и сохранению памяти воинов-интернационалистов, служивших в Афганистане. На радио регулярно выходили интервью, очерки об участниках боевых действий в Афганистане, большое количество спортивных программ, велись трансляции футбольных матчей, православные передачи, которые выбивались из любого формата. На радио «Лидер» и параллельно на телеканале «Неаполь» выходили интервью со священнослужителями «Горячая православная линия», по вечерам ежедневно шла детская православная программа «Островок спасения», в утреннем и вечернем эфирах обязательно звучала молитва митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

Вадим Первых1 , который с 2000 г. по 2005 г. был ведущим, музыкальным редактором, а с 2005 по 2014 г., в течение 10 лет - программным директором радио «Лидер», вспоминает, что заканчивал передачу «Православная линия» и тут же продолжал вести политические эфиры. Информационную политику радио обуславливали и политические предпочтения учредителей, которых «бросало» от одной политической силы к другой. Видимо, этим непостоянством и обусловлен тот факт, что в 2014 г. после воссоединения Крыма в Россией С. В. Куницын предательски покинул полуостров, вступил в ряды территориальной обороны г. Киева и, как следствие, получил запрет на въезд в Крым.

Анализируя сильные и слабые стороны радиостанции «Лидер», бывший программный директор радио «Лидер» Вадим Первых рассказывает: «Учредители, глубоко не погружаясь в специфику СМИ, желая сделать что-то хорошее, требовали создавать современное радио, востребованное, но при этом настаивали на наборе разрозненных передач, ориентированных на разную целевую аудиторию, что не позволяло привести эфир к единому формату и стилю - и это мешало сделать из "Лидера" по-настоящему популярную радиостанцию». Между тем, подстраиваясь под условия труда, журналисты учились универсальности и в итоге становились профессионалами, способными вести эфир с любым спикером на любые темы, даже на самые непростые.

Радио «Лидер» звучало в эфире на протяжении 15 лет, и это говорит о том, что оно имело свою аудиторию. Выручало и то, что на севере Крыма, в Джанкое, Красноперекопске и Армянске, а также прилегающих селах можно было настроиться только на волну радио «Лидер». По сути, в северном Крыму «Лидер» был монополистом.

1 Личное интервью автора с В. В. Первых, генеральным директором АНО

«Телерадиокомпания "Крым"» от 01.02.2023 г.

111

В 2013 г. радио «Лидер» перекупила крымско-татарская телерадиокомпания «АТР». Надо сказать, что новые учредители заботились об имидже радио, провели ребрендинг, очистили информационную составляющую от лишних программ, упорядочили музыкальный формат, обновили «одежду» радиоэфира. Однако в 2015 г. радио навсегда закрылось в связи прекращением работы в Крыму ТРК «АТР».

Радиостанции «Мажор», «Макс», «АсСоль», «Транс-М-радио», «Лидер» можно назвать «кузницами кадров». Коллеги-радийщики, вынужденные в 1990-2000-х гг. стать универсальными, конвергентными специалистами, сегодня работают в газетах, на радио, на телевидении, преподают в вузах: Елена Ильницкая, Андрей Бороздин, Ольга Леонова, Вячеслав Петров, Зера Эмирсуин, Борис Левин, Семен Чудак, Илона Тунанина (в эфире - Катя Морозова), Игорь Полонский, Светлана Разина, Вадим Первых, Андрей Матюхин, Александр Микишев, Ирина Курьянова (в эфире - Арина Родиолова), Анна Кириенко, Александр Микишев, Евгения Гутенко и многие-многие другие, включая автора настоящей статьи.

Таким образом, в публикации мы постарались ввести в научный информацию об истории возникновения и развития первых крымских коммерческих радиостанций, их содержательной части, техническом и программном наполнении и запечатлеть в памяти имена тех, кто стоял у истоков построения крымского радиоэфира в первое десятилетие после распада СССР и в период глобальной реорганизации медиаотрасли. Путь этих радиостанций, как и людей, причастных к их истории, во многом новаторский, привнесший в крымскую региональную радиожурналистику много опыта и новинок, некоторыми из которых журналисты пользуются до сегодня.

Список литературы

1. Аржанцева Т. В. и др. Преподавание русского языка в Крыму: исторический и этнокультурный контекст: коллективная монография. - Симферополь: Издательский дом КФУ, 2022. - 199 с.

2. Болтуц О. А. «Дело Дрейфуса» в освещении российской прессы: региональный аспект // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. - 2022. - Т. 8 (74). - № 2. - С. 149-155.

3. Гончаров П. А. Филологическая регионалистика как наука. В порядке обсуждения проблемы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Филологические науки и культурология. 2015. - № 1 (1). - С. 91-95.

4. Григорьева Н. А., Жуков Д. В. Радио в Севастополе: история и современность // СМИ Крыма и Севастополя в медиасистеме России: сборник статей / под ред. Д. В. Жукова, Г. Г. Щепиловой. - М.: МедиаМир, 2018. - С. 91-112.

5. Громова Е. Б. Оптимизация регионального крымского телерадиоэфира: контентные и организационные особенности // СМИ Крыма и Севастополя в медиасистеме России: сборник статей / под ред. Д. В. Жукова, Г. Г. Щепиловой. - М.: МедиаМир, 2018. - С. 141162.

6. Егорова Л. Г. Влияние медиадискурса на формирование региональной идентичности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. - 2021. - Т. 7 (73). - № 1. - С. 165-173.

112

_Первых Д. К._

7. Ершов Ю. М. Региональная идентичность СМИ Крыма и Севастополя // Ломоносовские чтения: Матер. ежегодной науч. конф. МГУ, Севастополь. Севастополь: Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2021. - С. 71-73.

8. Ершов Ю. М.Репрезентация образа «чужого» в севастопольском медиадискурсе // Региональная журналистика: культурные коды, пространство смыслов, полиэтнический дискурс: Материалы I Всероссийской конференции (ЮФУ, Ростов-на-Дону, 10-12 ноября 2022 г.). - Таганрог: ЮФУ, 2022. - С. 89-92.

9. Орехов В. В. Литературное крымоведение и проблема исторической истины в образовательном процессе // Современная картина мира: крымский контекст: коллект. моногр. - Симферополь: ИТ "АРИАЛ, 2017. - С. 164-192.

10. Первых Д. К. Особенности развития крымских СМИ в условиях интеграции в медиапространство России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. - Симферополь, 2019. - Том 5 (71). -№ 4. - С. 265-285.

11. Полякова Л. В. Филологическая регионалистика как наука // Вопросы литературы. - 2015. - № 3. - С. 186-201.

12. Чиненная Т. Ю. Радиовещание многонациональной республики: ретроспектива, практика, проблемы изучения (на примере деятельности радио Дагестана) // Вестник Московского университета. - М., 2009. - Серия 10: Журналистика. - № 2. - С. 80-85.

13. Яблоновская Н. В. Многонациональное радиовещание Крыма: история и современность // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - Симферополь, 2010. - Т. 23 (62). - № 4. -С. 161-168.

14. Яблоновская Н. В. Работа редакции газеты "Кызыл Крым" и крымскотатарской редакции при Всесоюзном радиокомитете во время оккупации Крыма // Культура народов Причерноморья. - 2005. - № 63. - С. 121-125.

15. Яблоновская Н. В. Роль регионального этнического телерадиовещания в сохранении национальных языка и культуры (на примере АНО «Общественная крымско -татарская телерадиокомпания») // Ученые записки Крымского федерального университета им.

B. И. Вернадского. Филологические науки. - Симферополь, 2019. - Т. 5 (71). - № 3. -

C. 111-124.

References

1. Arzhanceva T. V. i dr. Prepodavanie russkogo jazyka v Krymu: istoricheskij i jetnokul'turnyj kontekst: kollektivnaja monografja [Teaching the Russian language in the Crimea: historical and ethno-cultural context: collective monograph]. Simferopol, Izdatel'skij dom KFU Publ., 2022. 199 p.

2. Boltuc O. A. «Delo Drejfusa» v osveshhenii rossijskojpressy: regional'nyj aspekt ["The Dreyfus Affair" in the coverage of the Russian press: regional aspect]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 2022, vol. 8 (74), no. 2, рр. 149-155.

3. Goncharov P. A. Filologicheskaja regionalistika kak nauka. Vporjadke obsuzhdenija problemy [Philological regional studies as a science. In order to discuss the problem]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Filologicheskie nauki i kul'turologija, 2015, no. 1, pp. 91-95.

4. Grigor'eva N. A., Zhukov D. V. Radio v Sevastopole: istorija i sovremennost' [Radio in Sevastopol: history and modernity]. SMI Kryma i Sevastopolja v mediasisteme Rossii: sbornik statej. Ed. By D. V. Zhukova, G. G. Shhepilovoj. Moskva, MediaMir Publ., 2018, рр. 91-112.

113

5. Gromova E. B. Optimizacija regional'nogo krymskogo teleradiojefira: kontentnye i organizacionnye osobennosti [Optimization of the regional Crimean TV and radio broadcast: content and organizational features]. SMIKryma i Sevastopolja v mediasisteme Rossii: sbornik statej. Ed. By D. V. Zhukova, G. G. Shhepilovoj. Moskva, MediaMir Publ., 2018, рр. 141-162.

6. Egorova L. G. Vlijanie mediadiskursa na formirovanie regional'noj identichnosti [The influence of media discourse on the formation of regional identity]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 2021, vol. 7 (73), no. 1, pp. 165-173.

7. Ershov Ju. M. Regional'naja identichnost' SMI Kryma i Sevastopolja [Regional identity of the media of Crimea and Sevastopol]. Lomonosovskie chtenija: Mater. ezhegodnoj nauch. konf. MGU. Sevastopol', 2021, pp. 71-73.

8. Ershov Ju. M. Reprezentacija obraza «chuzhogo» v sevastopol'skom iediadiskurse [Representation of the image of a "stranger" in Sevastopol and media discourse]. Regional'naja zhurnalistika: kul'turnye kody, prostranstvo smyslov, polijetnicheskij diskurs: Materialy I Vserossijskoj konferencii. Taganrog, 2022, pp. 89-92.

9. Orehov V. V. Literaturnoe krymovedenie i problema istoricheskoj istiny v obrazovatel'nom processe [Literary Crimean studies and the problem of historical truth in the educational process]. Sovremennaja kartina mira: krymskij kontekst: kollekt. monogr. Simferopol', ARIAL Publ., 2017, pp. 164-192.

10. Pervyh D. K. Osobennosti razvitija krymskih SMI v uslovijah integracii v mediaprostranstvo Rossii [Features of the development of the Crimean media in the context of integration into the media space of Russia]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Simferopol', 2019, vol. 5 (71), no. 4, рр. 265-285.

11. Poljakova L. V. Filologicheskaja regionalistika kak nauka [Philological regional studies as a science]. Voprosy literatury, 2015, no. 3, pp. 186-201.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Chinennaja T. Ju. Radioveshhanie mnogonacional'noj respubliki: retrospektiva, praktika, problemy izuchenija (na primere dejatel'nosti radio Dagestana) [Radio broadcasting of the multinational Republic: retrospective, practice, problems of study (on the example of Radio Dagestan)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10: Zhurnalistika. Moskva, 2009, no. 2, pp. 80-85.

13. Jablonovskaja N. V. Mnogonacional'noe radioveshhanie Kryma: istorija i sovremennost' [Multinational radio broadcasting of Crimea: history and modernity]. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Serija «Filologija. Social'nye kommunikacii». Simferopol', 2010, vol. 23 (62), no. 4, pp. 161-168.

14. Jablonovskaja N. V. Rabota redakcii gazety "Kyzyl Krym" i krymskotatarskoj redakcii pri Vsesojuznom radiokomitete vo vremja okkupacii Kryma [The work of the editorial office of the newspaper "Kyzyl Crimea" and the Crimean Tatar editorial office at the All-Union Radio Committee during the occupation of Crimea]. Kul'tura narodov Prichernomorja. Simferopol', 2005, no. 63, pp. 121-125.

15. Jablonovskaja N. V. Rol' regional'nogo jetnicheskogo teleradioveshhanija v sohranenii nacional'nyh jazyka i kul'tury (na primere ANO «Obshhestvennaja krymsko-tatarskaja teleradiokompanija») [The role of regional ethnic TV and radio broadcasting in the preservation of national language and culture (on the example of ANO "Public Crimean Tatar TV and Radio Company")]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Simferopol', 2019, vol. 5 (71), no. 3, pp. 111-124.

114

nepebix n. K.

CRIMEAN RADIO 1990-2000: HISTORY, CHRONOLOGY, PEOPLE

Pervykh D. K.

Radio stations of the 1990s-2000s will go down in the history of journalism as the first nonstate commercial media in the post-Soviet space. In the Autonomous Republic of Crimea, which was part of Ukraine in those years, there were five such radio stations: "Trans-M-radio", "Majof', "Max", "Assol" and "Leader". There are no publicly available materials about the work of Crimean private radio stations during the designated period, no documents are presented in the funds of the State Archive of the Republic of Crimea. The history and chronology of events can be restored only from the memories of those who once created these radio stations and worked on the air. In the process of collecting information and factual information, it became obvious that the first private media became the starting point of a new stage in the development of journalism, different from the Soviet one, brought many novelties to the media industry, which journalists use to this day. The article captures the names and creative pseudonyms of those who worked for many years on the airwaves of these radio stations and remained in the memory of Crimean listeners.

Keywords: Crimean radio 1990-2000's, history of Crimean journalism, radio, "Trans-M-radio", "Major", "Max", "Assol", "Leader".

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.