Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) №4. Часть №1. С.244-248
УДК 070
История развития авторских радиопрограмм в Крыму (На примере авторской программы «Актуальный комментарий» на радиокомпании «Лидер»)
Зыкова А.В., Криворученко ЕЮ.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
Данная научная статья посвящена исследованию истории развития авторских программ в Крыму, на примере радиокомпании «Лидер». Мы рассмотрели основные эфирные радиопрограммы в Крыму, а так же развитие радио в Крыму в общем. Объектом исследования является Крымская радиокомпания «Лидер», и на более подробном примере авторская программа «Актуальный комментарий».
Ключевые слова:радио, радиопрограмма, авторская программа, Крым, «Лидер».
Актуальность данного исследования обусловлена пониманием того, что изучение современной литературы показало, что проблема развития авторских радиопрограмм не региональном радио не изучалась в полной мере, особенно в Крыму. Мы считаем, что этот аспект является важным для рассмотрения и дальнейшего изучения.
Цель исследования заключается в том, чтоб на основании теоретического анализа исследования охарактеризовать развитие авторских программ в Крыму. Исследовать основные этапы создание радио, его развитие, исследовать создание авторских программ и более углубленно в региональном дискурсе.
Радио во всем богатстве и разнообразии его продукции можно классифицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному жанру информационные продукты, предлагаемые современными радиостанциями. Тем не менее, можно утверждать что, теория жанров постоянно находится в развитии, видоизменяясь, происходит становление, развитие «новых» и изменение согласно реалий современности «старых» жанров, впрочем, это не означает, что жанровое деление творчества радиожурналиста есть бессмысленное теоретизирование. В адекватном понимании природы того или иного жанра заложен потенциал реализации творческого развития. Понимание же неразрывно связано со знанием.
В условиях роста телевидения радио не только не потеряло аудиторию, но и нашло пути и методы ее увеличения. В своем воздействии на слушателя радио пошло дальше телевидения, в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на определенную аудиторию. Значительная ее часть предпочитает теперь слушать те передачи, и при этом постоянно, которые представляют для нее интерес.
Проводное радио в советские времена было поистине главным организатором, пропагандистом и агитатором в обществе, поэтому радиоточка была проведена в каждый дом и в каждую квартиру. Сегодня в Крыму их осталось всего 70 тысяч, но их обладатели - самая верная аудитория, ведь за радиоточки нужно платить абонплату. По сути, это готовая основа для создания общественного радио в Украине.
Радио в Крыму появилось еще в 20-х годах прошлого века. Передача информации тогда проводилась с помощью азбуки Морзе. Вещание, похожее на то, которое есть сейчас, с программами, музыкой и информационным наполнением, появилось на территории полуострова в 1930-м.
Целевая аудитория проводного радио - это люди среднего и старшего возраста, а также сотрудники учреждений, в кабинетах которых сохранились радиоточки с приемниками.
Из информационного пресс-центра мы можем узнать, что сегодня старейшее радио полуострова, а именно радио «Крым» имеет свои корпункты в 5-ти городах Крыма: Керчи, Феодосии, Евпатории, Ялте и Судаке.
Крымское радио уникально.
С середины 90-х годов оно говорит на семи языках: русском, украинском, крымскотатарском, армянском, греческом, немецком и болгарском. А каждая из программ, которые ведутся на национальном языке, транслируется с переводом на украинский язык.
Следующий шаг в развитии радио - переход на цифровое вещание, а вместе с ним создание отдельных каналов для учета интересов каждой из групп аудитории. И крымские радиостанции просто вынуждены адаптироваться к этому темпу развития.
К примеру, радио «Мейдан» не имеет даже своего сайта, но в просторах Интернет есть его он-лайн трансляция. Портал «Free radio» транслирует десятки украинских и российских радиостанций.
Говоря об эфирных радиопрограммах, можно выделить несколько основных групп эфирных продуктов:
1) Рубрики линейного эфира и утреннего шоу.
Каждый выход ведущих, каждое слово, обращенное к слушателям, может и должно быть продано. Прогнозы погоды, интерактивные игры, различные новостные и информативные рубрики - все, чем наполнена эфирная сетка, все это - простор для работы отдела продаж. Коммерческий успех радиостанции, все игры и рубрики которой имеют спонсоров, - это еще один аргумент для слушателей, подтверждающий, что они выбрали «правильную» радиостанцию.
2) Авторские и тематические программы.
Одна из наиболее интересных и эффективных форм продвижения клиентов - тематические программы. Короткие (до двух-трех минут), идущие в записи программы, посвященные определенной теме, наиболее интересной целевой аудитории. Авторские программы, будучи «творческими отдушинами» линейных ведущих, крайне редко занимают приоритетное место в эфирной сетке. Все-таки в подавляющем большинстве случаев в таких программах доминирует неформатная музыка, а значит, основная масса слушателей не должна случайно натолкнуться на эту сторону любимой радиостанции.
Ради «Лидер».
«Лидер» -однаизсамыхпопулярных радиостанций не толькосреди автомобилистов, но и среди всех остальных слушателей. Не слишком попсовый и не слишком элитный музыкальный репертуар мало отличается от репертуара других станций. Отличается лишь качество ди-джейского вещания: на «Лидере» работают яркие индивидуальности. Алексей Потехин в «Среде обитания» совмещает необходимую долю ди-джейской клоунады с интеллектуальностью интересного собеседника. Алексей Горбунов (известный как Шико) превращает свое «Радио Джанкой» (или «Человек на своей волне») в филиал безвременно закрытой телепрограммы «Ночной будильник». У вечерне-ночного вещания «Лидера» выработался свой особый стиль ди-джейства: слушатели звонят сюда не для заказа очередного хита, а для того, чтобы поговорить о жизни. Разговор этот, конечно, не назовешь особенно
серьезным - он напоминает интернетовские «чаты», т.е. философскую болтовню ни о чем. Так и катится время до полуночи - в занятных разговорах, псевдонаучных философствованиях и тихой неагрессивной музыке.
На «Лидере» есть все, что может заинтересовать бизнесмена, увлекаемого вдаль колесами дорогого автомобиля, и все, что может заинтересовать обычного студента, глядящего на автомобили сквозь окно троллейбуса. Но мы пользуемся иным транспортом - катаемся на радиоволнах, а потому летим вперед.
Кроме музыкальных блоков в эфире радиостанции разнообразные передачи, программы и блоки:
- новости (общественно-политические, экономические, криминальные, спортивные, музыкальные, неполитические);
- поздравительные программы;
- программы для детей;
- религиозные программы;
- программы развлекательного характера;
- хит-парад «Музыкальный лидер Крыма».
Станция практикует проведение пресс-конференций с популярными артистами эстрады, театра и кино, а также прямые эфиры с представителями органов государственной власти и политическими деятелями.
Целевая аудитория радиослушателей - люди в возрасте 25+ с средними и высокими доходами. Это респектабельные люди, добившиеся успеха, люди с активной жизненной позицией лидеров. Их характеризует индивидуальный стиль, сформированная собственное мнение, адекватная оценка событий, происходящих вокруг.
Произведение, как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране. Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно.
Для нашей работы мы выбрали программу «Актуальный комментарий», которая помогает разобраться в последних новостях и рассказывает о главных событиях, происходящих в мире и Крыму.
Можно говорить о том, что «Актуальный комментарий» - аналитика для тех, кто предпочитает вникнуть в суть происходящего, является авторской программой.
Программа «Актуальный комментарий» отличается следующими особенностями:
1) Соответствует основным требованиям к информационной радиопрограмме.
2) Актуальная для региона. Несомненно, слушателям будет интересно узнать о достижениях промышленности, культуре, социальной сфере региона.
3) Информация - ясная и краткая в изложении.
4) Новости и комментарии к ним написаны и сверстаны грамотно. При верстке учтена их значимость для слушателя.
5) Комментарии профессионально начитаны (не слышно вздохов ведущего, голос ровный, однако не монотонный).
6) У ведущего поставлено произношение. Этого можно добиться с помощью правил орфоэпии и использую соответственную литературу.
Выводы. Проведя исследование развития радиовещания в Крыму на примере авторской программы «Актуальный комментарий» на радио «Лидер», мы можем сделать следующее заключение.
Современное радиовещание можно разделить за формой собственности:
- частные радиостанции;
- государственные радиостанции.
Современное радиовещание можно разделить за вещанием:
- местное;
- региональное;
- международное.
Работая в аналитической журналистике, нельзя раз и навсегда исключить методы причинно-следственного анализа или прогноза, оценки и пр.
Может меняться характер, форма подачи результатов применения этих методов, показа пути их применения, что приводит к некой трансформации устоявшихся форм (жанров), но не к исчезновению их как таковых. Это может быть вызвано необходимостью «адаптации» традиционных жанровых форм к новым коммуникативным ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли СМИ и каждого журналиста в обществе в конкретный период общественного развития.
Список литературы
1. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. / Под ред. Е.Н. Филимоновых. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. - 192 с.
2. Горохов В. Основы журналистского мастерства. - М.,1989.
3. Острогорский В.М. К вопросу о методах изучения и формирования аудитории радиовещания / Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. Под. Ред. Э.Г. Багирова. - М.: Из-во Моск. ун-та, 1981. - С. 280-288.
4. Радиожурналистика: учебник / Под ред. А.А. Шереля. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000 г. - 480 с.
5. Радио: музыкальное. Новостное, общественное... / Под ред. В.А. Сухаревой, А.А. Аллахвердова. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с.
6. Смирнов В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 203 с.
7. Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Вестник Моск. Университета. Серия Журналистика. - 1994. - №6. -С. 3-14.
8. Шерель А.А. Организация эмоциональной среды радиосообщения / Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. Под ред. Э.Г. Багирова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 211-220.
Згкова Г.В., Криворученко К.Ю. Iсторiя розвитку авторських радюпрограм в Криму (На прикладi авторськоТ програми «Актуальний коментар» на радшком-панп «Лщер») // Учение затсю Тавр1ческого национального утверстета iм. В.1. Вернадского. Сeрiя «Фiлологiя. Сощальт комуткацп». - 2012. - Т.25 (64). - № 4. Частина 1. - С.244-248.
Дана наукова стаття присвячена до^дженню iсторii розвитку авторських програм в Криму, на прикладi радюкомпанп «Лiдeр». Ми розглянули основт eфiрнi радiопрограми в Криму, i розвиток радiо в Криму загалом. Об'ектом до^дження е Кримська радюкомпатя «Лiдeр», i на бтьш детальному прикладi авторська програма «Актуальний коментар».
Ключовi слова: радiо, радюпрограма, авторська програма, Крим, «Лiдeр».
Zykova A., Kryvoruchenko E. History of development of author radioprogramm in Crimea (On the author sample «The Actual comment» program on radiokompanii «Leader») // Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communications». - 2012. - V.25 (64). - № 4. Part 1. - P. 244-248.
This scientific article is devoted research of history of development of the author programs in Crimea, on the example of radiokompany «Leader». We considered main radioprogramms in Crimea, and similarly development of radio in Crimea in general. A research object is Crimean radiokompany «Leader», and on bolem the detailed example author program «The Actual comment».
Keywords: radio, radioprogramm, author program, Crimea, «Leader».
Поступила в редакцию 28.09.2012 г.