Научная статья на тему 'КРЫМСКИЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ КРЫМА'

КРЫМСКИЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ КРЫМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крымский текст / авторская песня / образ Крыма / культура России / культурный туризм / образ здравницы / Crimean text / author’s song / bards / image evolution / image of Crimea / Russian culture / tourism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Земко Родомир Андреевич

Автор статьи рассматривает крымский текст в современной авторской песне Крыма. Выявляются основные аспекты раскрытия образа полуострова, репрезентованного в бардовском творчестве: Крым-здравница, Крым-топоним, Крым-миф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEAN TEXT IN MODERN CRIMEAN BARDIC SONG

The author of the article reviews the Crimean text in the modern author's song of Crimea. The main aspects of the image of the peninsula, formed by bard creativity, are revealed: Crimea-health resort, Crimea-toponym, Crimea-myth.

Текст научной работы на тему «КРЫМСКИЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ КРЫМА»

RAR

УДК 484,7: 008 (477.75) ББК 71.4

DOI 10.34685/HI.2023.42.3.009

КРЫМСКИЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ КРЫМА

Земко Родомир Андреевич,

аспирант,

Крымский университет культуры искусств и туризма, ул. Киевская, 39, г. Симферополь, Россия, e-mail: rodomirz@yandex.ru

Аннотация

Автор статьи рассматривает крымский текст в современной авторской песне Крыма. Выявляются основные аспекты раскрытия образа полуострова, репрезентованного в бардовском творчестве: Крым-здравница, Крым-топоним, Крым-миф.

Ключевые слова

Крымский текст, авторская песня, образ Крыма, культура России, культурный туризм, образ здравницы.

64

Актуальность исследования обусловлена все возрастающей значимостью культурного туризма для экономики Крыма. Как следствие, становится важным поиск путей создания благоприятного имиджа культурного ландшафта полуострова. Одним из направлений популяризации региона можно считать авторскую песню, которая всесторонне репрезентирует образ Крыма, раскрывая его наиболее выразительные черты. Многие авторы создают песни, стихотворения, видео и аудио материалы, в условиях туристических походов, оказывая активное непосредственное влияние на образ региона в культуре России. В этом направлении все больший интерес вызывает Крым как место активной творческой и культурной деятельности ряда выдающихся людей на протяжении истории региона.

На протяжении столетий образ полуострова трансформировался, подробно описывался в творчестве ряда авторов, обогащавших его новыми субъективными интерпретациями. В числе тех, кто создавал данный образ, несомненно, значительное место занимают представители авторской песни. Важность изучения эволюции

крымского текста в бардовском творчестве обусловлена его широким распространением в культурном пространстве России конца ХХ — начала ХХ вв.

Одним из аспектов сохранения авторской песни как части нематериального культурного наследия Крыма является предельная локализация: значительная часть песен передаётся лично от автора к автору, не попадая в широкий доступ. На данный момент на территории полуострова вопросом сохранения и распространения материалов бардовского творчества занимаются исключительно энтузиасты-любители, обладающие сравнительно ограниченными ресурсами. Если на материковой части России существуют такие объединения, как АНО «Архивная служба авторской песни» (ksparchive.ru), форумы сообществ АП (bards.ru), личные сайты авторов (www. kajuta.net, www.frolov-konstantin.narod.ru) и др., то в Крымском регионе наблюдается недостаток подобных инициатив, вследствие чего многие песни исчезают вместе с уходом своих создателей. Это обуславливает необходимость исследования крымского текста в современной авторской

песне непосредственно в контакте с автором-исполнителем.

Цель данного исследования — анализ наиболее выраженных аспектов крымского текста в современной авторской песне. Практика актуализации авторской песни как нематериального культурного наследия требует систематизации и теоретического осмысления на основе современных культурологических подходов. Исследование сконцентрировано на проблемах актуализации нематериального культурного наследия в региональном аспекте, что объяснимо значимостью авторской песни для туристической деятельности Крыма.

Статус авторской песни как части нематериального культурного наследия России был обоснован в работах Л. П. Беленького. Исследованию образа Крыма в различных аспектах культуры России и регионов посвящены работы Пономаревой В. С., Толоконниковой С. Ю. и др. Сущность культурологической категории текста применительно к русской литературе была раскрыта в статье Топорова В. Н. «Петербургский текст», где автор дает его следующее определение: «Локальный текст представляет собой культурную реализацию локального мифа, последовательное развитие той или иной темы на основе определенных смысловых и стилистических «ядерных» констант, предусматривающих постоянное «самоцитирование» и даже самозамыкание в «концентрическом круге самоанализа»1.

Специфике крымского текста в литературе была посвящена статья А. П. Люсого «Крымский текст русской литературы: история и современность». Автор делает акцент на противопоставлении Крыма как «провинции» российским «столицам», приводя примеры из русской поэзии ХХ века, а также стихотворений современных авторов2. Изображение образа Крыма в авторской песне не становилось предметом культурологического исследования.

1 Топоров В. Н. Петербургский текст. - М. : Наука, 2009. -820 с.

2 Люсый А.П. Крымский текст русской литературы: история и современность // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. №11 (750). 2016 г. С. 161-171.

Предметом изучения данной статьи становится творчество авторов, в чьём творчестве крымский текст репрезентован в авторской песне.

По причине фрагментарности бардовского наследия в частных собраниях и архивах авторской песни становится необходимым подробное описание крымского текста. Современные барды продолжают создавать образ Крыма, развивая и обогащая его. Стоит отметить, что значимые черты крымского текста в данном сегменте культурного наследия трансформируются и постоянно пополняются.

Следует отметить, что современные авторы опираются и во многом переосмысливают ставший уже традиционным крымский текст. Как подчеркивают исследователи, Крым как образ запечатлелся в творчестве многих деятелей искусств: в поэзии А. Пушкина, В. Маяковского, В. Набокова, в живописи и стихотворениях М. Волошина. Они сосредотачивают внимание преимущественно на природных реалиях. В то же время многие произведения посвящены описанию отдельных топонимов, фиксации уникальных черты городов и сёл, доминирующих характеристик населения и т.д. Также изображение многих из этих образов напрямую связано с различными историческими событиями прошлого и мифами (в первую очередь, с античными).

Схожие тенденции наблюдаются и в текстах произведений крымских бардов. Природа выступает, в первую очередь, как «здравница» — место для духовного отдыха, восстановления, более того — исцеления. Стоит также отметить, что всё реже Крым выступает как пространство мифа. Доминирует проявление «природного» аспекта. Таким образом, чаще всего Крым выступает как: Крым-здравница (горы, море, растительность); Крым-топоним (города, места, связанные с историческими и личностными событиями); Крым-прошлое (Таврида, Геракл, амазонки, скифы).

По сравнению с поэзией, в авторской песне гораздо больше внимания уделяется природе и местным топонимам. Так, в произведении С. Яцуненко «Джанкой» автор создает образ «родного дома», места, где он может отдохнуть и исцелиться перед продолжением пути. Лирический герой произведения возвращается после длительного путешествия и описывает свой родной город, подчеркивая его безмятежность

65

66

и гостеприимство. Отдельное внимание автор уделяет птицам, встречающим героя: «Джан-кой, Джанкой / Крикнет в небе севашская чайка», «Джанкой, Джанкой / Голубиные мирные стайки»3. Исходя из контекста песни можно заключить, что в данном фрагменте чайка выступает символом возвращения героя к родным местам, подобно тому, как для моряков эта птица служит показателем скорого прибытия на сушу. Голуби же в этом случае напрямую отсылают к образу «голубя мира», как олицетворению безмятежности города. Ветхозаветные истоки символа также указывают на окончание трудного этапа в жизни героя и начало времени покоя и восстановления. «Джанкой-Джанкой / Лежу вновь над тобой. / Здесь беда не беда...»4.

В другом произведении автора — «Я работаю сторожем моря» — также прослеживается образ Крыма как «здравницы» и места творчества. Песня начинается как письмо лирического героя его другу с приглашением приехать к морю. Природа Крыма в произведении приравнивается к художнику (лирическому герою): «В декабре здесь художница осень пишет зимние акварели... / Я дроздов средь бесстыдниц и сосен обучаю игре на свирели»5. Такая духовная связь благоприятно влияет на душевное состояние автора и его способность создавать новые произведения искусства: «Это место, где пишутся строчки, это край, где душа моя рада»6.

Схожие тенденции наблюдаются и в творчестве других авторов. Так, в песне Михаила Фурсова (написанной и исполняемой им в творческом объединении Трио «Провинция») «А в Симферополе весна» создан образ суровой зимы, в которой люди «спасают» друг друга посредством коммуникации. Антитезой зимнего холода выступает Симферополь как символ тепла и пробуждения. Автор позиционирует город как место возрождения надежд и новой любви: «А в Симферополе

3 Яцуненко Сергей // [Электронный ресурс] URL: https:// www.youtube.com/@Freeride304

4 Яцуненко Сергей // [Электронный ресурс] URL: https:// www.youtube.com/@Freeride304

5 Там же.

6 Там же.

весна / Здесь просыпаются надежды / И примеряя их как прежде / Я заглянул в её глаза»7.

Во многом образ Крыма-здравницы в современной авторской песне перекликается с произведениями различных представителей русской литературы, живописи, музыки. Так, например, А. С. Пушкин в стихотворении «Таврида» уделяет много внимания описанию природы полуострова, подчеркивая умиротворяющее действие, оказываемое на лирического героя: «В душе утихло мрачных дум / Однообразное волненье!»8. В том же произведении автор описывает пребывание героя в Крыму как время пробуждения в нем любви: «Нет, никогда средь бурных дней / Мятежной юности моей / Я не желал с таким волненьем / Лобзать уста младых цирцей / И перси, полные томленьем.»9.

Современные авторы обогащают ставший классическим образ Крыма как «здравницы» привнося в него описание опыта путешествий по полуострову и преодолению связанных с этим трудностей. В своём произведении «Привал у подножья Демерджи» Владимир Губанов раскрывает процесс прохождения крымских маршрутов: «Нас изводит одна маета — / ходота, ходота, ходота. / Замыкаем дневной переход»10. В этом контексте природа полуострова представляется испытанием для лирического героя, преградой, требующей преодоления. Схожая тематика отслеживается и в более старых произведениях крымских бардов. Например, в песне «Инструктор» (написана в 1987 г.) Виктор Самусь иронизирует над лирическим героем, проходящим пеший маршрут: «Ночью спальник снится мне (на боку заплата), / Что опять — то в дрожь, то в жар и темно в глазах, / Что опять инструктор наш, борода лопатой, / Похмелившись поутру, рявкнет: — Под рюкзак!»11. Юмор произведения построен именно на выделении автором связи

7 Фурсов Михаил А в Симферополе весна // [Электронный ресурс] URL: https://simferopol.moy.su/index/0-4

8 Пушкин А. С. Таврида // [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/poems/4631/tavrida

9 Там же.

10 Губанов Владимир Привал у подножья Демерджи // [Электронный ресурс] URL: http://www.bards.ru/ archives/part.php?id=34907

11 Самусь Виктор Инструктор // [Электронный ресурс] URL: http://krym.bardy.org/samus.htmlf3

двух аспектов Крыма-здравницы, а именно «места отдохновения» и природы как препятствия, нуждающегося в преодолении. Оба образа представлены как способ отдыха и оздоровления, однако лирический герой песни оказывается не подготовленным к преодолению трудностей. Впоследствии он вспоминает свой опыт так: «По ночам теперь кричу, домочадцы в шоке. / Что со мною, где я есть. сам я не пойму... / Снится мне, что в кандалах, по плохой дороге / На арбе везут меня отдыхать в Крыму»12.

Создатели авторской песни не часто обращаются к образу Крыма как места событий исторического или мифического прошлого, однако существует значительное количество произведений, представляющих Крым как место локализации значимых событий мифического или исторического прошлого. В качестве примера такого произведения можно привести песню К. Вихля-ева «Крымский Рим»: «Приглашаю вас, граф Калиостро, / Потягаться в бессмертии с Крымом, / Не в бессмертии, так в сибаритстве / Наших солнцем испорченных родин»13. Структура текста песни строится на оппозиции схожих мифических и исторических образов Крыма и Италии. Автор приводит в качестве примера миф об основании Рима, упоминая волчицу, вскормившую Ромула и Рема. Этому противопоставляется миф о происхождении горы Аю-Даг, также известной как «Медведь-гора». В финале песни равнозначность Крыма и Рима подчеркивается игрой слов в цитируемом афоризме: «Все дороги ведут в Рим, / Все дороги ведут в Крым»14.

В пользу рассмотрения образа здравницы как доминирующие черты в крымском тексте говорит брендинг полуострова как курортные зоны в сфере внутреннего туризма России, что подтверждается данными социологического анкетирования, произведённого Гуровым С.А. в 2019 году15. Всего в исследовании приняло участие

12 Самусь Виктор Инструктор // [Электронный ресурс] URL: http://krym.bardy.Org/samus.html#3

13 Вихляев Константин Крымский Рим // [Электронный ресурс] URL: https://www.kajuta.net/node/604

14 Там же.

15 Гуров С.А. Географический образ Крыма и его ту-

ристских центров в сознании россиян // Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 5 (15). Вып. 2. 2019 г. С. 144-161.

1204 человека. Из этого числа 255 человек — жители Крыма, 949 — представители других регионах России. Приведённые статистические данные подтверждают установление Крыма-здравницы как доминирующего аспекта в образе Крыма в культуре региона и России. Ниже приведены вопросы, имеющее непосредственное отношение к проблеме данного исследования: «Какая ассоциация с Крымом приходит первой на ум?» Результаты: 126 респондентов ответили — «отдых», 109 — «море», 105 — «горы». «С какой достопримечательностью ассоциируется Крым?» Результаты: 295 — «Ласточкино гнездо», 166 — «горы», 161 — «море». «С каким временем суток у вас ассоциируется Крым?» Результаты: 482 — «день», 367 — «вечер», 268 — «утро», 115 — «ночь». «С каким временем года у вас ассоциируется Крым?» Результаты: 875 — «лето», 181 — «весна», 153 — «осень», 37 — «зима».

Также Гуров С. А. выделяет некоторые тенденции, выявленные им в ходе исследования. Во-первых, многие респонденты отмечали уникальность и разнообразие природы полуострова, размещенной на небольшой территории. Во-вторых, было зафиксировано малое количество ответов, связанных с рукотворными объектами и достопримечательностями. Автор предполагает, что это может быть связано со сравнительно низким уровнем туристического интереса к таким объектам16. Предоставленные ответы явно демонстрируют преобладание курортного аспекта образа Крыма в культуре России.

В целом, прослеживается явная корреляция аспектов Крыма-здравницы и Крыма-топонима, в образе полуострова в современной авторской песне и в его бренде в сфере туризма. В бардовском творчестве достаточно часто возникает образ Крыма-топонима. Это связано с природой АП как средства личностного выражения авторского опыта. Примечательно, что среди достопримечательностей чаще всего был отмечен объект культурного наследия, что подтверждает наличие аспекта «прошлого» в образе полуострова в культуре России, даже при его сравнительно малой выраженности в сфере туризма. В крымском тексте современной авторской песни региона про-

16 Гуров С.А. Географический образ Крыма и его туристских центров в сознании россиян // Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 5 (15). Вып. 2. 2019 г. С. 144-161.

67

должается развитие тенденции к формированию образа Крыма-здравницы, неизменным остаётся доминирующее положение описаний природы региона. Вторым значительным аспектом выступает Крым-топоним, наиболее часто проявляющийся в произведениях, авторы которых делают акцент на опыте своих личностных переживаний, связанных с описываемым местом. Третьей важной составляющей образа Крыма в авторской песне региона выступает историческое и мифическое прошлое полуострова.

Список литературы

1. Вихляев Константин. Крымский Рим // [Электронный ресурс] URL: https://www.kajuta. net/node/604.

2. Губанов Владимир. Привал у подножья Де-мерджи // [Электронный ресурс] URL: http://www. bards.ru/archives/part.php?id=34907

3. Гуров С.А. Географический образ Крыма и его туристских центров в сознании россиян // Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 5 (15). Вып. 2. 2019 г. С. 144-161.

4. Костромицкая А. В. Городская культура Крыма советского периода: символические доминанты культурного пространства // Урбанистика. №1. 2021 г. С. 149-166.

5. Люсый А. П. Крымский текст русской литературы: история и современность // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. №11 (750). 2016 г. С. 161-171.

6. Пушкин А. С. Таврида // [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/poems/4631/ tavrida

7. Самусь Виктор Инструктор // [Электронный ресурс] URL: http://krym.bardy.org/samus.html#3

8. Топоров В. Н. Петербургский текст. М. : Наука, 2009. 820 с.

9. Фурсов Михаил. А в Симферополе весна // [Электронный ресурс] URL: https://simferopol. moy.su/index/0-4

10. Яцуненко Сергей. Песни // [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/@ Freeride304

CRIMEAN TEXT IN MODERN CRIMEAN BARDIC SONG

Zemko Rodomir,

Post-graduation student, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Kiyevskaja st., 39, Simferopol, Russia, e-mail: rodomirz@yandex.ru

Abstract

The author of the article reviews the Crimean text in the modern author's song of Crimea. The main aspects of the image of the peninsula, formed by bard creativity, are revealed: Crimea-health resort, Crimea-toponym, Crimea-myth. Keywords

Crimean text, author's song, bards, image evolution, image of Crimea, Russian culture, tourism.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.