Научная статья на тему 'Крымский полуостров в первой четверти xix века: политика Российской империи в Крыму'

Крымский полуостров в первой четверти xix века: политика Российской империи в Крыму Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1323
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крымско-татарский народ / Таврида / Тмутаракань / Бельбек / четверть / Алушта / Судак / Crimean-Tatar people / Tauris / Tmutarakan / Belbek / quarter / Alushta / Sudak

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнов Юсуп Магомедович

В данной статье рассматривается история крымского полуострова в первой четверти XIX в. Данный период характеризуется как время проведения царской политики в Крыму, выразившейся в обострении противоречий между крымско-татарским народом с переселенца-ми. Пытаясь урегулировать это негативное обстоятельство, царская администрация провела ряд реформ, которые несколько смягчили проблему. В статье также рассматривается подъем экономического развития полуострова в первой четверти XIX в., который был неразрывно связан с влиянием русского капитала в Крыму. Не без внимания автора остается политика России в отношении улучшения инфраструктуры края. Стоит отметить, что в 1826 г. была построена дорога от Симферополя до Алушты, в 1837 г. продолженная до Ялты, а в 1848 г. – до Севастополя. В 1848 г. на границе Южно-го берега Крыма и северного склона гор были сооружены Байдарские ворот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMEAN PENINSULA IN THE FIRST QUARTER OF THE NINETEENTH CENTURY AS AN INTEGRAL PART OF THE HISTORY OF THE RUSSIAN STATE

This article examines the history of the Crimean Peninsu-la in the first quarter of the nineteenth century. This peri-od characterized as the time of the tsarist policy of the Crimea. This policy resulted in the aggravation of contra-dictions between the Crimean Tatar people with the set-tlers. Trying to resolve this negative circumstance, the tsarist administration has undertaken a series of reforms, which has somewhat mitigated this problem. This article also explains the rise in the economic development of the Peninsula in the first quarter of the XIX century, which was inextricably linked with the influence of Russian cap-ital in the Crimea. Not neglected by the author remains the policy of Russia towards improving the infrastructure of the region. In 1826 was built the road from Simferopol to Alushta, in 1837, continued to Yalta, and in 1848 – to Sevastopol. In 1848, on the border of the southern coast of the Crimea and the Northern slope of the mountains built Baidar gate.

Текст научной работы на тему «Крымский полуостров в первой четверти xix века: политика Российской империи в Крыму»

Исторические и археологические науки

Historical and Archaeological Science

УДК 94 (470.6)

ГУСЕЙНОВ Юсуп Магомедович,

Дагестанский Государственный Институт Народного

хозяйства, Махачкала (Россия).

g.usup@mail.ru

КРЫМСКИЙ ПОЛУОСТРОВ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА: ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КРЫМУ

В данной статье рассматривается история крымского полуострова в первой четверти XIX в. Данный период характеризуется как время проведения царской политики в Крыму, выразившейся в обострении противоречий между крымско-татарским народом с переселенцами. Пытаясь урегулировать это негативное обстоятельство, царская администрация провела ряд реформ, которые несколько смягчили проблему. В статье также рассматривается подъем экономического развития полуострова в первой четверти XIX в., который был неразрывно связан с влиянием русского капитала в Крыму.

Не без внимания автора остается политика России в отношении улучшения инфраструктуры края. Стоит отметить, что в 1826 г. была построена дорога от Симферополя до Алушты, в 1837 г. продолженная до Ялты, а в 1848 г. - до Севастополя. В 1848 г. на границе Южного берега Крыма и северного склона гор были сооружены Байдарские ворот.

Ключевые слова: крымско-татарский народ, Таврида, Тмутаракань, Бельбек, четверть, Алушта, Судак.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-32-34 HUSEYNOV Yusup M.,

Dagestan State Institute of National Economy, Makhachkala (Russia). g.usup@mail.ru

THE CRIMEAN PENINSULA IN THE FIRST QUARTER OF THE NINETEENTH CENTURY AS AN INTEGRAL PART OF THE HISTORY OF

THE RUSSIAN STATE

This article examines the history of the Crimean Peninsula in the first quarter of the nineteenth century. This period characterized as the time of the tsarist policy of the Crimea. This policy resulted in the aggravation of contradictions between the Crimean Tatar people with the settlers. Trying to resolve this negative circumstance, the tsarist administration has undertaken a series of reforms, which has somewhat mitigated this problem. This article also explains the rise in the economic development of the Peninsula in the first quarter of the XIX century, which was inextricably linked with the influence of Russian capital in the Crimea.

Not neglected by the author remains the policy of Russia towards improving the infrastructure of the region. In 1826 was built the road from Simferopol to Alushta, in 1837, continued to Yalta, and in 1848 - to Sevastopol. In 1848, on the border of the southern coast of the Crimea and the Northern slope of the mountains built Baidar gate.

Keywords: Crimean-Tatar people, Tauris, Tmutarakan, Belbek, quarter, Alushta, Sudak.

Став неотъемлемой частью российского государства, Крымский полуостров быстро вошел в общероссийскую орбиту истории России. Сюда проникли русские промышленники и предприниматели, которые стали развивать свой бизнес на территории полуострова. Огромный вклад Российской империей был сделан в создание первой обширной сети автодорог, ставших торговыми артериями на полуострове.

Создав инфраструктуру для развития региона, Российская империя приступила к проведению широкомасштабных реформ на полуострове с целью создания единых механизмов управления, а также приобщения к общероссийской вертикали власти.

Первым делом на Крымском полуострове была проведена административная реформа. Так, по указу императора Александра I от 8 октября 1802 г. Новоpоссийская губеpния была pаз-делена на Николаевскую, Екатеpинославскую и Тавpическую. В Тавpическую губернию вошли Крымский полуостров, Днепровский, Мелитопольский и Фанагорийский уезды Новороссийской губернии. Фанагорийский уезд при этом был переименован в Тмутараканский и в 1820 г. передан в управление Кавказского края. В 1837 г. в Крыму появился Ялтинский уезд, выделенный из Симферопольского [1, с. 46].

К концу XIX в. Таврическая губерния состояла из Бердянского, Днепровского, Перекопского, Симферопольского, Феодосийского и Ялтинского уездов. Центром губернии был город Симферополь.

XIX век ознаменовался в истории Крымского полуострова как время активного передела земельных угодий, что нередко вытекало в русско-крымско-татарскую конфронтацию. Так, известный историк В.Е. Возгрин, характеризуя подобный факт, отмечал: «После установления в Крыму новой власти последняя, естественно, тут же приступила к созданию для себя экономического базиса, важнейшей частью которого была собственность на средства производства, основным из которых в Крыму была издавна земля. Конечно, самым радикальным способом избавиться от ее хозяев было выслать их» [2, с. 484].

Раздел и передел земли в конце первой четверти XIX в. вызвал принятие на государственном уровне ряда законопроектов, касающихся землевладения на полуострове.

1827 г. было составлено положение для татар-переселян и владельцев земель Таврической губернии, имевшее силу указа [5, Т.2 № 1417]. По данному указу помещик имел права неограниченного побора с крестьян.

- 32 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

1833 г. выходит указ «О поземельном праве в Таврическом полуострове и облегчении в оном межевании» [5, Т. 2 № 5994]. По данному закону помещикам разрешалось продавать общинную землю из общинных угодий, в которых не было помещичьей доли.

Несмотря на некоторые обострения между народами, в Крыму в первой половине XIX в. наблюдается общий подъем экономики полуострова. Если к 1841 г. валовый урожай пшеницы равнялся 755 тыс. четвертей, то через два года объем зерна поднялся на 1 252 тыс. четвертей, а в 1845 г. - 1 800 тыс., то есть возрос в 2,5 раза за 4 года [4, с. 17].

Число виноградных кустов к 1830 г. достигло 4 млн на Южном берегу, а также в долинах Бельбека, Альмы, Сулака и Качи [4, с. 510].

Ежегодно улов красной рыба на территории полуострова составлял около 12 млн пудов, и она поступала на рынок не только России, но и за границу.

Начались освоение и добыча крымских полезных ископаемых. На рудниках работало множество рабочих. Знаменательным событием в области добычи полезных ископаемых стало открытие на полуострове 64 предприятий обрабатывающей промышленности в 1828 г., а к 1849 г. их общее количество достигло уже 114. Особенно были в цене крымские сафьяны.

На крупнейших казенных верфях Севастополя строились военные корабли. На частных верфях Ялты, Алушты, Мисхора, Гурзуфа, Феодосии строились торговые и небольшие суда для прибрежного плавания.

Бурный подъем в экономике нередко пересекался с упадком, однако в целом, если говорить об экономике полуострова, с присоединением крымского полуострова к России общая динамика экономики неуклонно возрастает. Это проявлялось не только в земледелии, но и в скотоводстве, торговле, промышленности. Например, торговля солью осуществлялась в объеме 14 млн пудов, причем большую часть от этой продажи составляла сухопутная торговля. И даже несмотря на то, что в бухтах крымского побережья имелись десятки кораблей, торговля в основном велась по суше.

Вообще, стоит отметить, что первая половина XIX в. в истории Крыма была ознаменована политикой централизации царской власти на полуострове. Ранее мы говорили о земельном вопросе, который пыталась решить царская администрация. И тут нередко встает проблема всестороннего развития земель Таврической губернии и роль России в ней. Так, относительно политики Российской империи на территории Крымского полуострова в первой половине XIX в. В.В. Андреев отмечал: «На полуострове администрации предстояло еще больше забот, надлежало устраивать разоренные или пришедшие в упадок во время его подчинения города, заселять сельбища и образовывать из татар русских граждан. Про упадок городов говорит ясно то обстоятельство, что в Евпатории в конце прошлого века числилось только 900 домов, в Бахчисарае 1 500, а в Карасубазаре вместо прежних 6 000 было несколько более 2 000. Про Феодосию, при учреждении ее градоначальством, в 1803 году, само правительство высказало, что "город сей из цветущего состояния, даже при турецком владении, ныне одним, так сказать именем, существует". Все крымские города получили огромные льготы. В частности, в Крымских городах Феодосии, Евпатории и Керчи были учреждены порты, для развития торговли с прилегающими морскими странами, сюда вызывались иностранные поселенцы, из которых большинством являлись греки. Одновременно с введением в эксплуатацию порта в городе Керчь, в 1821 г., было образовано Керчь-Еникольское градоначальство, а Феодосийское в первой четверти XIX в. было временно закрыто. Севастополь, отнесенный в 1826 году к первоклассным крепостям, был исключительно военно-морским городом и не производил непосредственно заграничной торговли. Бахчисарай остался чисто крымско-татарским городом, Старый Крым - армянским» [1, с. 101]. Огромное значение в торгово-экономической жизни Крыма сыграл город Карасубазар, который имел по своему этническому составу азиатский тип, но здесь проживали также татары вместе с армянами и караимами; наконец Симферополь, как центр управления, сделался действительно сборным пунктом всех народностей, населяющих губернию [1, с. 101].

Большими достижениями была отмечена культурная жизнь крымчан. В 1811 г. в г. Феодосии был открыт исторический музей, и аналогичный - в 1825 г. в г. Керчи. Эти музеи стали центрами досуговых развлечений крымчан [3, с. 144].

Понимая, что развивать экономику невозможно без дорожной инфраструктуры, царская администрация принялась строить дороги на территории полуострова. В 1826 г. была построена дорога от Симферополя до Алушты, в 1837 г. - продолжена до Ялты, а в 1848 г. - до Севастополя. В 1848 г. на границе Южного берега Крыма и северного склона гор сооружены Байдар-ские ворота.

Таким образом, история крымского полуострова неразрывно связана с российской историей. После присоединения Крыма к России в 1783 г. в Крыму наметился экономический подъем, проявившийся в торговле, промышленности, земледелии. Данный факт подтверждают и

- 33 -

Исторические и археологические науки

Historical and Archaeological Science

статистические данные, которые, в свою очередь, свидетельствуют, что Россия стала добрым союзником Крымского полуострова.

Скачок наблюдался в культурной жизни полуострова. Так, в частности, в первой четверти XIX в. в Крыму впервые появились исторические музеи, дороги и т.д.

По мнению некоторых историков, первая четверть XlX в. была ознаменована некоторым притеснением крымско-татарского народа на полуострове. Это, в частности, выражалось в неудовлетворенности от раздела земли между переселенцами и коренными народами. Стоит отметить, что подобная форма протеста была характерной для значительной территории Российской империи, где наблюдались аналогичные разделы, например в Поволжье и на Северном Кавказе. Да и сами процессы были зачастую вызваны недовольством крепостным состоянием крестьян. Однако ситуация стала выравниваться с проведением либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Андреев А.Р. История Крыма. - М, 2000.

2. Возгрин В.Е. История крымских татар. В 4-х томах. - Симферополь, 2014.

3. Гусейнов Ю.М. Исторические этапы присоединения Крыма к России в XVIII веке // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. Выпуск № 12. - Краснодар, 2014. - С. 143-146.

4. Максименко М.М. Крестьянское движение в Таврической губернии накануне и после отмены крепостного права. - Симферополь, 1957.

5. Полное собрание законов Российской империи. 1-3 издание. - СПб., 1898.

REFERENCES

1. Andreev A.R. The History of the Crimea. Moscow, 2000.

2. He worked at V. E. History of the Crimean Tatars. In 4 volumes, Simferopol, 2014.

3. Guseinov Y.M. Historical stages in the accession of Crimea to Russia in the XVIII century // Humanitarian, socioeconomic and social Sciences. Issue No. 12, 2014. Krasnodar. P. 143-146.

4. Maksimenko M.M. Peasant movement in Tauride province before and after the abolition of serfdom. Simferopol, 1957.

5. Complete collection of laws of the Russian Empire. 1-3 edition. St. Petersburg, 1898.

Информация об авторе Information about the author

Гусейнов Юсуп Магомедович, кандидат исторических наук, доцент Дагестанского государственного института народного хозяйства, Махачкала (Республика Дагестан), Россия. g.usup@mail.ru

Получена: 01.10.2015

Для цитирования статьи: Гусейнов Ю. М. Крымский полуостров в первой четверти xix века: политика Росиийской империи в Крыму Краснодар: Историческая и социально-

образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

Huseynov Yusup M., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Dagestan State Institute of National Economy, Makhachkala (Republic of Dagestan), Russia. g.usup@mail.ru

Received: 01.10.2015

For article citation:Huseynov Y. M.,

The Crimean peninsula in the first quarter of the nineteenth century as an integral part of the history of the Russian State. [Krymskij poluostrov v pervoj chetverti xix veka: politika Rosiijskoj imperii v Krymu]. Krasnodar. Istoricheskaya i sot-sial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Том 7. № 6 vol-2. С - . doi:

34 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.