дискуссия
журнал научных публикаций
И. А. Неглупова, библиотекарь, Архангельская областная научная библиотека им. Н. А. Добролюбова, г. Архангельск, Россия, [email protected]
КРЫМСКАЯ ВОИНА КАК ПЕРЕЛОМНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ Ф. И. ТЮТЧЕВЫМ ИСТОРИОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
РОССИИ
Федор Иванович Тютчев, более 20 лет проживший за границей, тем не менее был искренне предан России. Он прекрасно знал и уважал историю своей страны, более того, на его глазах не единожды закручивался очередной ее виток. По словам С. Я. Эк-штута, «его жизнь и судьба оказались вовлечены в водоворот событий, которым предстояло на несколько десятилетий определить ход Истории»1. Таковыми оказались и события Крымской войны, ставшие переломными в развитии историософской концепции поэта.
Взгляд Ф. И. Тютче- :
ва на место России в мире основывался на идее спасительной миссии русского государства, призванного, по мысли поэта, объединить свободные славянские народы, возродить всё лучшее, что создано человеческой цивилизацией, и избавить будущий мир от язв порока, разлада и разгула губительных революционных стихий. Победа России в русско-ту рецкой войне 1828—1829 гг., ее роль в судь-
Взгляд Ф. И. Тютчева на место России в мире основывался на идее спасительной миссии русского государства, призванного, по мысли поэта, объединить свободные славянские народы, возродить всё лучшее, что создано человеческой цивилизацией, и избавить будущий мир от язв порока, разлада и разгула губительных революционных стихий.
страны. Россия проявила себя в эти годы как сильная и независимая держава с большим духовно-нравственным потенциалом. В своих политических статьях и поэтическом творчестве автор развивал идею духовного возрождения мира через сильную единую православную Россию. Вера в большое будущее своей страны и призыв к противостоянию Западу прослеживаются в ряде его стихотворений конца 1840-х — начала 1850-х годов: «Русская география» (1848), «Рассвет» (1849), «Пророчество» (1850), «Спиритическое предсказание» (1853—1854). Трагедия Крымской войны оказала значительное влияние на мировоззренческую эволюцию поэта.
За два месяца до начала военной кампании против Турции, в сентябре 1853 г., Ф. И. Тютчев пишет ставшее пророческим стихотворение «Неман». В нем он вспоминает эпизод вторжения армии Наполеона в Россию в 1812 году — переправу французов через реку Неман. Как ни парадоксально, эти воспоминания на-
бе Греции в свое время вдохновили Тютчева веяны Тютчеву событиями грядущими, еще и укрепили его веру в могущество родной не свершившимися, но угаданными чутьем
№ 1 (42) ЯНВАРЬ 2014
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
дипломата и поэта-пророка. В. В. Кожи-нов отмечал: «Вспоминая о прошлом, поэт не мог не думать о надвигающемся — и давно предвиденном им — новом вторжении с Запада»2. Стихотворение = «Неман» прочитывается как предостережение народам Востока и Запада, начавшим с Россией нечистую игру в своих корыстных целях. Турцию раздражала волна национально-освободительного движения на Балка- : нах, Англия и Франция стремились ослабить позиции России на Ближнем Востоке, чтобы укрепить свои. Стихотворение строится на антитезе, представленной у Тютчева противопоставлением исторических лиц (Наполеон — Другой). Наполеон — представитель европейского мира, Другой (Кутузов) — защитник русского государства. Символичны последние строки, в которых Тютчев описывает участь завоевателей мира, посягнувших на русскую землю, на которую, в представлении Тютчева, возложена высокая миссия объединения мира. Враги не ушли от «неизбежной десницы» и обречены на гибель: Несметно было их число — И в этом бесконечном строе Едва ль десятое чело Клеймо минуло роковое...3 Немногим ранее, в начале июня 1853 года, Ф. И. Тютчев, выполняя дипломатическую миссию в Париже, не упустил воз-
Символичны последние строки, в которых Тютчев описывает участь завоевателей мира, посягнувших на русскую землю; на которую, в представлении Тютчева, возложена высокая миссия объединения мира.
можности встретиться с Г. Гейне, чтобы возобновить с ним дружеские отношения и поделиться своими опасениями по поводу новых политических игр европейских = держав. Еще в 1828 году в «Путевых картинах» Гейне писал, что «видит спасение мира только в победе России»4. Возможно, эти мысли, оставшиеся неизменными и четверть века спустя, возникли у немецкого поэта не без влияния теорий Тютчева.
Тютчев предрекает победу русского оружия: русский Черноморский флот под командованием адмирала П. С. Нахимова в течение нескольких часов разгромил турецкий флот, а днем позже, на Кавказе, князь В. О. Бебутов нанес сокрушительное поражение турецкому корпусу. При этом опытный дипломат и глубокий мыслитель, Тютчев не мог не понимать последствий положительного для русских исхода военных действий. В своем письме жене Эрнестине он отмечает: «Ничто не выражает так ясно всю меру ненависти к России, как это смехотворное бешенство французских и, в особенности, английских газет после наших последних успехов» 5.
Разгром русской армией военно-морской базы Турции привел к вступлению в войну англо-французской коалиции. Англия и Франция не случайно подстрекали
дискуссия
журнал научных публикаций
Турцию к войне с Россией. Объединенный Запад пытался подорвать международный авторитет России, лишить её территорий Крыма, Кавказа, Польши. Тютчев ясно видел намерения союзных войск. За полтора месяца до вступления Англии и Франции в войну он писал: «Перед Россией встает нечто еще более грозное, чем 1812 год... Россия опять одна против всей враждебной Европы, потому что мнимый нейтралитет Австрии и Пруссии есть только переходная ступень к открытой вражде. Иначе и не могло быть; только глупцы и изменники этого не предвидели»6. Тютчев, объективно оценивая внешнеполитическую обстановку, в порыве чувств обвиняет здесь представителей правящей верхушки России в политической незрелости действий и называет их изменниками.
В апреле 1854 года начался второй этап Крымской войны. Театр военных действий перенесся теперь на территорию самой России. Основной целью западных стран был захват Крыма и Севастополя — военно-морской базы России. К борьбе с такими сильными противниками русские войска оказались неготовыми. Неприятельская армия превосходила в артиллерии, русским же защитникам не хватало не только орудий, но и даже обычных кирок и лопат. «Это война кретинов с негодяями», — с горечью пи-
сал Тютчев Эрнестине Федоровне 27 июля
1854 года, негодуя по поводу самодовольства и недомыслия правящих кругов России и бедственного положения русских войск7.
Перед решающей севастопольской битвой в стихотворении «Вот от моря и до моря» (1855) Тютчев предсказал драматическую развязку военных действий. Образ ворона не случайно является центральным в произведении. Он несет традиционную для фольклора смысловую нагрузку как обладатель «дара слова и предвещаний»8. Ворон сулит для России трагическую развязку и ассоциируется с враждебным, темным началом. При этом предсказание оформлено риторическим вопросом:
Вот с поляны ворон черный
Прилетел и сел на ней:
Сел, и каркнул, и крылами
Замахал он веселей.
И кричит он, и ликует,
И кружится все над ней:
Уж не кровь ли ворон чует
Севастопольских вестей? 9
Потеря Малахова кургана 27 августа
1855 г. стала переломным моментом войны, закончившейся подписанием Парижского мирного трактата в марте 1856 г. Предвидевший крымскую катастрофу, поэт тем не менее тяжело перенес такие известия. Его сложившаяся внешнеполитическая концепция в контексте последних событий утратила свою силу и убедительность.
Поражение в Крымской войне поэт воспринимает как личную трагедию. События этой войны существенно повлияли на внешнеполитические взгляды Тютчева. Россия на данном этапе своей политической зрелости не смогла противостоять нападкам западного мира: она не только не оградила Сербию и Молдавию от турецкого влияния, но и сама потеряла контроль над южными границами с моря. В стихотворении «Теперь тебе не до стихов...» (1854) поэт открыто сравнивает западный мир с адом, которому Россия пока не в состоянии противостоять одна: Теперь тебе не до стихов, О слово русское, родное! Созрела жатва, жнец готов, Настало время неземное.
Ложь воплотилася в булат; Каким-то божьим попущеньем
№ 1 (42) ЯНВАРЬ 2014
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
Не целый мир, но целый ад Тебе грозит ниспроверженьем...10 Это стихотворение, как и многие из тютчевских произведений о Крымской войне, строится на антитезе. Тютчев противопоставляет образы России и Запада: Запад показан как темная, разрушающая сила, ад, а Россия — как праведный, просвещенный мир. При этом автор использует евангельские образы жатвы и жнеца. Жатва — Слово Иисуса Христа, и Слово это проросло в его проповедниках. Пришло время следовать христианским заветам. Но, как сказано в Евангелии, «жатвы много, а делателей мало» 11. Необходимо «делать»: защищать родное слово и землю от происков врагов.
Побежденная Россия была вынуждена вынести новые испытания и защитить хотя бы самое себя. В стихотворении «Вот от моря и до моря» (1855) поэтические образы-символы возводят конкретные исторические события до вселенского вневременного масштаба. Так, образ Спасителя, несущего крест по русской земле и благословляющего ее, возвышает образ самой России — Божией избранницы: Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя. 12 Очищенный страданиями образ России в этом стихотворении высветляется также через противопоставление с образом Запада. Антитеза строится на сравнении существенных качеств представителей западного и русского народов: высокомерие и гордыня «взора иноплеменного» и смирение русского человека. Скрытая мощь России заключена в лучших качествах ее православного народа.
Спустя десятилетие после окончания Крымской кампании Тютчев напишет стихотворение «Ты долго ль будешь за туманом.» (1866). Последние надежды на то, что Россия упрочит свои позиции в мире, поэт связывает с будущим страны. Образ скрывающейся «Русской звезды» выступает символом высоких стремлений и будущих желанных свершений:
Ты долго ль будешь за туманом Скрываться, Русская звезда, Или оптическим обманом Ты обличишься навсегда? 13
Таким образом, события Крымской войны отразились на историософской концепции Ф. И. Тютчева самым непосредственным образом. Россия на данном этапе своего историко-политического развития, по мысли поэта, не смогла противостоять нападкам западного мира и выполнить возложенную на нее, по мнению поэта, миссию стать центром будущего объединенного мира. В стихотворениях о Крымской войне создаются образы Запада, России и Востока в их противопоставлении, что достигается при помощи использования антитезы, фольклорных и евангельских образов и мотивов. Запад, представленный сильнейшими европейскими державами, показан как нечестный противник, использующий любые средства для достижения своей цели. Россия в историософской концепции Тютчева — Богом избранная страна. Хотя в Крымской эпопее она вела себя неосторожно и необдуманно, тем не менее Россия имеет всебе силы для будущего обновления мира.
1. Экштут С. А. Тютчев. Тайный советник и камергер. М.: Молодая гвардия, 2013. С. 162.
2. Кожинов В. В. Пророк в своём отечестве (Ф. И. Тютчев и история России 19 века). М.: Алгоритм, 2001. С. 140.
3. Тютчев Ф. И. Сочинения в 2-х т. Т. I. М.: Художественная литература, 1984. С. 164.
4. Гейне Г. Путевые заметки / ППС в 12-и т. XIV. М. - Л.: ACADEMIA, 1935. С. 339.
5. Тютчев Ф. И. Сочинения в 2-х т. Т II. М.: Художественная литература, 1984. С. 205.
6. Там же, с. 206.
7. Там же, с. 219.
8. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. Т1. М., 1994. С. 497.
9. Тютчев Ф. И. Сочинения в 2-х т. Т. I. М.: Художественная литература, 1984. С. 172.
10. Там же, с. 321.
11. Лк. 10: 2 цит. по: Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические. М.,1994. С. 298.
12. Тютчев Ф. И. Сочинения в 2-х т. Т I. М.: Художественная литература, 1984. С. 171.
13. Там же, с. 352.