Научная статья на тему 'Крым в украинском кризисе: история и политика'

Крым в украинском кризисе: история и политика Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
1054
271
Поделиться
Ключевые слова
УКРАИНА / РОССИЯ / ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / КРЫМ

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Матвеев Олег Викторович

Обобщен некоторый исторический опыт развития украинского государства и выявлены особенности отдельных аспектов деятельности власти в политической сфере. Проведен анализ сложившейся ситуации в постсоветский период, выявлены основные причины, обусловившие украинский кризис и как следствие отделение Крыма в конечном итоге. Политические итоги системного кризиса в Украине позволили сформулировать некоторые уроки и выводы.

CRIMEA WITHIN THE FRAMEWORK OF THE UKRAINIAN CRISIS: HISTORY AND POLITICS

The paper generalized some historical experience of development of the Ukrainian State and revealed specified features of individual aspects of actions taken by the power in the political domain. A review of current situation is carried out for the Post-Soviet period, the main factors involving the Ukrainian crisis that eventually entailed the Crimea autonomization have been established. Political results of the system crisis in Ukraine enabled the author to summarize some lessons taken and inferences made thereof.

Текст научной работы на тему «Крым в украинском кризисе: история и политика»

УДК 32 (045) (477/75) Матвеев Олег Викторович,

доктор исторических наук, профессор кафедры общей политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации akademus07@rambler.ru

КРЫМ В УКРАИНСКОМ КРИЗИСЕ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА

Matveev Oleg Victorovich,

doctor of historical sciences, Professor, Chair of General Political Studies, University of Finance under the Government of Russian Federation. akademus07@rambler.ru

CRIMEA WITHIN THE FRAMEWORK OF THE UKRAINIAN CRISIS: HISTORY AND POLITICS

Обобщен некоторый исторический опыт развития украинского государства и выявлены особенности отдельных аспектов деятельности власти в политической сфере. Проведен анализ сложившейся ситуации в постсоветский период, выявлены основные причины, обусловившие украинский кризис и как следствие отделение Крыма в конечном итоге. Политические итоги системного кризиса в Украине позволили сформулировать некоторые уроки и выводы.

Ключевые слова: Украина, Россия, власть, политический кризис, экономический кризис, Крым.

The paper generalized some historical experience of development of the Ukrainian State and revealed specified features of individual aspects of actions taken by the power in the political domain. A review of current situation is carried out for the Post-Soviet period, the main factors involving the Ukrainian crisis that eventually entailed the Crimea autonomization have been established. Political results of the system crisis in Ukraine enabled the author to summarize some lessons taken and inferences made thereof.

Key words: Ukraine, Russia, power, political crisis, economic crisis, Crimea.

Вводная часть

Исследуемая в работе проблема, заключается в обобщении исторического опыта развития украинского государства и выявлении особенностей отдельных аспектов деятельности власти в политической сфере; проведении анализа сложившейся ситуации в постсоветский период, выявлении основных причин, обусловивших украинский кризис, приведший к отделению Крыма в исследуемый период; выявлении характерных черт, тенденций, извлечении уроков, формулировании выводов.

Актуальность статьи состоит в том, что тема еще не разработана в исторической и политической науках, наличие материалов и источников по факту украинского кризиса, отделению Крыма требует обобщения, систематизации и научного осмысления.

Разработка данной темы позволяет обобщить итоги политических процессов в постсоветской Украине, раскрыть проблемы русскоязычного населения, сложившиеся в ходе кризиса власти.

Основными источниками являются материалы СМИ, интернет-ресурсы, материалы личных бесед с гражданами Украины, российскими политиками и политологами.

Методологической основой исследования являются основные принципы: приоритет общих человеческих ценностей, учет политических реальностей, историзм, объективность и научность.

Рассматривая методологию как систему определенных методов решения поставленной научной задачи, использованы методы: логический, индукции и дедукции, анализ и синтез, системный; сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, периодизации, статистический и некоторые другие, применение которых позволило: представить исследуемую проблему как систему, находящуюся в напряженном равновесии; выделить имевшие в ней противоречия, ставшие основой для украинского политического кризиса; определить связь истории и современности, выявить основные характерные черты и тенденции.

Результаты исследования

КРЫМ В УКРАИНСКОМ КРИЗИСЕ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА

Украина и Россия - государства, ведущие свои истоки от Новгородско-Киевского княжества. Поэтому закономерно, что политический кризис, приближающийся к гуманитарной катастрофе, в соседнем государстве нашел отклик у российских граждан, ученых, политиков и власти. Как бы ни разворачивались события, а общая история не позволяет быть недружественными народами.

Формирование территории современной Украины как бывшей окраины Российской империи (1654-1922 гг.) и самостоятельной республики СССР (1922-1991 гг.) - это не подарки русских правителей другому государству, а естественный результат развития государства в рамках единого экономического пространства.

В начале Х в. в составе Киевской Руси был построен г. Чернигов, который в 1503 г. вошел в состав России, но в 1611 г. был разрушен, а территория была завоёвана Речью Посполитой [1]. В 1654 г. город отвоеван у Польско-литовского княжества и возвращен России.

В 1630 г. образован г. Харьков, куда сбегались с правобережного Днепра от поляков и селились малороссы. Московский государь Алексей Михайлович основал там крепость и Харьковское воеводство. А в 1655 г. - г. Сумы, в котором было дозволено поселение беженцев-малороссов, спасающихся от польских панов. Екатерина II в связи со строительством чугунолитейного завода на реке Лугань заложила г. Луганск, где нашли место для проживания выходцы из центральных и северо-западных губерний России. В 1976 г. - г. Екатеринославль (ныне -Днепропетровск); в 1778 г. - г. Херсон для судостроительных верфей и г. Мариуполь, где были расселены греки; в 1783 г. на месте крепости, основанной М.В. Суворовым, воздвигнут г. Севастополь; в 1784 г. на месте военного лагеря М.В. Суворова, рядом с татарскими поселениями, основан г. Симферополь; в 1789 г. - Николаев в интересах строительства корабля «Святой Николай»; в 1794 г. на месте очередной крепости, основанной М.В. Суворовым, построена Одесса. При строительстве металлургического завода в Юзовке был основан г. Донецк императором Александром II.

До перехода Войска Запорожского из подданства польского короля в подданство русскому царю в 1654 г. Украина была небольшим государством на среднем Днепре. После объединения с Россией в период с 1654 по 1917 гг. ее территория прирастала землями. В 1922 г. отошли прибрежные области Черного и Азовского морей и Донбасс, в 1939-1940 гг. - Галичина и Буковина, а в 1954 г. территория Крыма была включена в состав Украинской ССР. При этом границы УССР менялись неоднократно, части приграничных территорий Ростовской, Белгородской, Харьковской областей периодически переходили из РСФСР в УССР и обратно.

В феврале 1954 г. Н.С. Хрущев занимал должность первого секретаря ЦК КПСС, что не давало ему абсолютной власти в государстве. Эту власть он практически делил с председателем Совета Министров СССР Г. Маленковым. При этом серьезное политическое влияние имели председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилов и первый заместитель председателя Совета Министров СССР В. Молотов. Все эти государственные фигуры были одновременно членами Политбюро (впоследствии Президиума ЦК КПСС), решением которого от 25 января 1954 г. и определялась передача Крыма. Готовили проект этого партийного решения секретари ЦК КПСС М. Суслов и П. Поспелов, а принималось оно коллегиально.

Вместе с тем, Протоколом № 49 от 25 января 1954 г. устанавливалась передача из Украинской ССР г. Таганрога и приграничных плодородных земель (по оценкам некоторых специалистов площадью, соизмеримой с площадью Крыма). Украине за счет собственного бюджета ставилась задача превратить Крым в район с развитой промышленностью и сельским хозяйством, несмотря на засушливую солончаковую степь, отсутствие сельского хозяйства и промышленности, дефицит водных ресурсов и энергоресурсов, необжитую территорию с не налаженной инфраструктурой.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» законодательно закреплялся факт реорганизации территориально-административного деления СССР [2].

Украине после дезинтеграции СССР принадлежали развитая промышленность (22% всей экономики Советского Союза), 25% мирового запаса черноземных земель, развитые сельское хозяйство и винодельческая отрасль, четыре АЭС, выход в Черное море, современная инфраструктура, самые боеспособные ВС (после российских) на территории Европы. По некоторым оценкам жизнь украинцев в постсоветский период улучшилась, при этом в качестве показателей выбраны оценка уровня жизни и увеличение покупательской способности [3]. Однако в целом в постсоветское время изменения приобрели отрицательный характер. Президент объединения Укрлегпром Александр Соколовский подчеркивает, что товары народного потребления высокого качества всегда были в дефиците, притом, что отрасль давала 10% в ВВП УССР [4].

Открытость украинской экономики привела к развитию сельского хозяйства - традиционной и одной из самых важных отраслей (продукция аграриев в ВВП страны занимает почти 20%). Удалось превратить заброшенные советские колхозы в успешные агропредприятия, оборудованные высокими технологиями и эффективной сельскохозяйственной техникой. На международном рынке 1Т-технологий, металлургии, химии и аграрного бизнеса украинцы поднялись

до уровня крепких конкурентов. Украина довольно быстро превращалась в ключевого игрока на продовольственном рынке планеты, сельскохозяйственную продукцию которой потребляет 141 страна. В стране появилась прослойка предпринимательского класса. Но, несмотря на некий прогресс, богатые земли, выгодные географические условия, высокий научный потенциал и инвестиционная привлекательность соседствуют с технологической отсталостью не только от передовых экономик, но и от бывших союзников по СССР. РФ, Беларусь, Прибалтика превысили советские экономические показатели 1990 г. в период 2002-2006 гг., а Украина достигла только 70% уровня ВВП УССР [5].

Жесткая централизация власти, тотальная коррупция, зарегулированная, монополизированная и энергозависимая экономика, близость к власти олигархов, наращивающих свои состояния не за счет модернизации современного производства, а за счет сырьевых ресурсов государства, обусловили экономический спад.

Пробуксовка в проведении экономических реформ - второе слабое звено украинской экономики. До настоящего времени не готовы к запуску в коммерческий оборот земельные ресурсы: земельный кадастр не сформирован, паи не распределены. Фондовый рынок второе десятилетие ждет пенсионной реформы. Налоговая реформа завершилась в 2001 г., но сотни тысяч украинских предпринимателей крайне недовольны теми переменами, которые принес Налоговый кодекс.

Еще одна из причин спада в экономике, по мнению специалистов, это централизация и распределение бюджетных средств с перекосом [6]. В поисках лучшей доли люди едут на работу в Россию или Европу, либо съезжаются в большие города [7]. Все это, во-первых, вымывает из сел трудовые резервы и молодую кровь, а во-вторых, создает в индустриальных центрах небывалую плотность неустроенного и оттого обозленного люда.

Согласно данным Счетной палаты Украины, среднестатистическая температура бедности по стране составляет 26,4 %. Однако эта статистика не учитывает огромную теневую экономику. Как отмечала Государственная налоговая служба, объем теневого сектора экономики -минимум 350 млрд грн. в год, что представляет эквивалент годового бюджета Украины. Украинские власти не преуспели в реформах по преодолению коррупции, борьбу с ней имитируют гос-чиновники, которых считают главными взяточниками страны [8].

Пятая причина экономических проблем - политические кризисы, приведшие в 2004 г. к Оранжевой революции, основной целью которой стало недопущение фальсификаций, искажения реального волеизъявления граждан на президентских выборах. Началом революции считают акцию протеста после объявления Центральной избирательной комиссией (далее - ЦИК) предварительных результатов, согласно которым победил В. Янукович [9]. Однако Верховный суд Украины констатировал факты нарушений в процедуре голосования и подсчёта голосов избирателей, отменил постановление ЦИК о результатах выборов и обязал её снова провести повторный тур голосования. Протестующим удалось вынудить власти Украины дождаться решения Верховного суда и на его основании повторно провести повторный тур голосования на президентских выборах, в результате которых после повторного голосования победу одержал В. Ющенко. Основной базой объединённой оппозиции стали западные и центральные регионы страны, в то время как В. Януковича, в качестве кандидата от существующей власти, поддержал Восток и Юг Украины. Общественное мнение западных стран находилось на стороне украинской оппозиции. Ряд государственных деятелей стран Европы выступали в качестве посредников между противоборствующими силами.

В ходе очередного витка политического кризиса в 2009 г. в Украине состоялся первый тур очередных президентских выборов, по итогам которого был объявлен «народный импичмент» действующему Президенту В. Ющенко [10]. Кандидат в президенты С. Тигипко утверждал, что чиновники, выдающие всевозможные лицензии и разного рода справки, - это самые богатые люди Украины, кующие свои сокровища поборами и мздоимством, и поэтому он идет во власть, чтобы сломить этот позорный тренд. Во-первых, В. Ющенко привел к власти группу людей, не будучи способным объединиться для решения конкретных задач или хотя бы их контролировать. Многие пришли во власть для того, чтобы использовать ее в личных целях, чем и занялись после выборов. Кроме того, приступили к борьбе друг с другом за возможность такого использования полномочий, чему Президент никак не препятствовал. Столкновения между различными политическими группировками с использованием политических инструментов - признак постреволюционной эпохи. Как следствие, такое положение во власти не могло не привести к системному кризису в стране. Во-вторых, эпоха В. Ющенко стала временем назначения на важнейшие управленческие должности непрофессионалов. После революции на ответственных участках государственного управления оказались люди с не слишком большим опы-

том работы в максимально ответственных отраслях, таких как Министерство внутренних дел (далее - МВД), дипломатия, транспорт и др. На ключевые государственные должности назначали соратников по революционной борьбе, друзей и так далее. Недопустимость такого подхода понятна, ибо непрофессионализм и отсутствие опыта невозможно заменить ни патриотизмом, ни преданностью какой-либо идее, ни даже простой человеческой порядочностью. Управлять системой нужно, зная систему изнутри, иначе крах неизбежен. В-третьих, к власти В. Ющенко пришел с помощью политической поддержки Ю. Тимошенко, но Президент на протяжении срока своих полномочий не имел контроля над этим политическим лидером [11]. В-четвертых, в политической борьбе В. Ющенко сознательно использовал и позволил своим союзникам применять крайне неоднозначные темы, разжигающие противоречия в Украине, такие как позиция по отношению к деятельности оУн и УПА, отношение к истории Советской Украины, взаимоотношения восточных и западных регионов страны, вступление Украины в НАТО и другие. И при этом абсолютно ничего не делал для разрешения противоречий, связанных с этими проблемами [12]. В силу собственного прозападного менталитета В. Ющенко, очевидно, не понял самого главного: красивые тезисы, используемые им в патриотических речах - ничто, по сравнению с собственной правдой каждого человека, выстраданной в течение многих лет. Никто и никогда не поставит идеалы, живущие в голове политика, выше своей собственной прожитой жизни. В Украине живут очень-очень разные люди, с разным отношением к истории своих краев, которые сегодня входят в состав единой страны. И единственное, что может и должен политик - это помогать строить жизнь гражданам, завоевывая их уважение конкретными делами, обходя при этом существующие в обществе противоречия. Что же касается проблемы вступления в НАТО, то этот вопрос был просто несвоевременным, так как Украина не готова стать полноценным членом этого военного блока, а сотрудничать можно было, не поднимая истерии в обществе.

В совокупности все эти причины обусловили дестабилизацию в политике, экономике, обществе.

В октябре 2009 г. Партия регионов выдвинула В. Януковича кандидатом в Президенты [13]. Однако, очередной политический кризис в стране вновь разразился в конце ноября 2013 г. А когда украинский Президент объявил, с_одной стороны, о приостановке заключения договора о вступлении в торговую ассоциацию ЕС, с другой - о заключении договоренностей с Россией о 30% скидке на газ и получении солидного кредита, по всей Украине прошли массовые протесты, названные «евромайданом», а в январе вылились в столкновения вооруженных радикалов («правый сектор») с органами правопорядка. Результатом уличных схваток, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и «коктейли Молотова», стали человеческие жертвы и государственный переворот.

«Правый сектор» - неформальная правоэкстремистская группировка, объединившая активистов ряда украинских националистических («национально ориентированных») праворадикальных организаций. Это профашистская организация, в ряды которой входят сторонники идей фашизма и построения на территории Украины аналога Германии 1933-1945 гг. Вероятно, именно поэтому все действия организации сегодня копируют события более чем 70-летней давности [14]. Организация возникла на фоне внутреннего конфликта между Социал-Национальной ассамблеей и радикально настроенным ВО «Тризуб» им. С. Бандеры. Обе организации получают средства от различных западных «проукраинских организаций». Эти организации были созданы спецслужбами стран НАТО сразу после распада СССР, как элемент политической борьбы и поддержки национальных движений, таких как Украинская националистическая группировка «Братство» Дмитрия Корчинского, которая числится в политических партнёрах «Трезубца». «Братство», как отмечали аналитики в 2009 г., выступая за территориальную целостность и независимость Украины, курируется Брюсом Джексоном, американским «серым кардиналом» в странах Евразии и кадровым сотрудником спецслужб США. Именно Джексону подотчётна деятельность многих проамериканских неправительственных структур не только в Украине, но и в Грузии. Его формальный статус - глава неправительственной организации (далее - НПО) «Проект для демократий переходного периода». Существует мнение, что благодаря именно лоббистскому напору Брюса Джексона некоторые бывшие соцстраны были приняты в НАТО.

Итогом беспорядков стал насильственный захват власти 22 февраля 2014 г. Верховная рада, нарушив достигнутые харьковские договоренности от 21 января между Президентом и лидерами оппозиции, изменила конституцию, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти главу государства В. Януковича, который, опасаясь за свою жизнь, покинул Украину [15, 16]. Сформированный украинский парламент 27 февраля утвердил состав «прави-

тельства народного доверия», премьером которого стал А. Яценюк. Выступая на следующий день на пресс-конференции в Ростове-на-Дону, В. Янукович заявил, что продолжает оставаться законно избранным главой государства [17].

Катастрофический спад в экономике и безработица, запрет русского языка и русофобство, политика двойных стандартов, дозволение представителям правого сектора на грабеж, насилие и бандитизм, репрессии к инакомыслящим, вандализм и пропаганда неонационализма, придание ореола борцов за свободу украинским карателям и гонение на ветеранов войны с фашизмом (вплоть до физической расправы), травля православной церкви - обусловили эффект сплочения гражданского общества и противостояния украинской хунте [18, 19]. Крымские власти, не признавая легитимность новой власти, не желая допустить кровопролития, обратились за помощью к российскому руководству и приняли решение провести референдум о дальнейшей судьбе региона. Референдум в Крыму о статусе республики прошел 16 марта. В бюллетень были внесены два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 г. и за статус Крыма как части Украины?». Волеизъявление народа проходило под пристальным наблюдением международных представителей, указавших о прозрачности, добровольности и массовости референдума. По официальным данным, большинство проголосовавших (96,77%) при явке в 83,1 % высказались за присоединение к Российской Федерации. Российский Президент В. В. Путин заявил, что проведение референдума соответствует нормам международного права и Уставу ООН. Выступая перед депутатами Госдумы, членами Совета Федерации, руководителями регионов РФ и представителями гражданского общества, Президент сообщил, что вносит в парламент конституционные законы о вхождении Крыма и Севастополя в состав России. РФ и Крым подписали договор о вхождении республики и города Севастополя в состав России [20].

Соответствующий договор был подписан 18 марта 2014 г. и был ратифицирован Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания. Они также приняли федеральный конституционный закон об образовании двух новых субъектов РФ - республики Крым и города федерального значения Севастополь, которые подписал Президент России [21].

В мировой практике Новейшей истории произошел второй случай отделения земель от территории суверенного государства. Однако отторжение территории албанцами при поддержке США и НАТО путем вооруженной агрессии с огромными людскими потерями и разрушением экономики Сербии было поддержано западно-атлантической цивилизацией. А мирное, добровольное отделение Крыма и присоединение его к России не нашло поддержки во многих странах. С оглядкой на США и ЕС, под их давлением 100 государств (из 198) в ООН проголосовали за резолюцию, осуждающую политику России. Однако факт присоединения Крыма свершен, в короткие сроки были проведены огромное количество мероприятий по организации жизни новых субъектов в соответствии с Конституцией России и нормативно-правовыми актами, оказана всевозможная помощь, начата процедура принятия гражданства, приступили к обмену документов российского образца и многое др.

Результаты обобщаемого материала позволяют выявить основные причины, обусловившие украинский кризис ноября 2013 г. - марта 2014 г.

1. Преимущества экономического развития и производственных сил значительно снизились в условиях перехода к рыночной экономике, вследствие неэффективного управления властью государством.

2. В Украине в постсоветский период не создали национально ориентированный бизнес.

3. Постоянная борьба за власть финансовых и политических элит, слабость государственной власти в условиях трансформации политического режима в демократический способствовали развитию коррупции, стагнации экономики, обнищанию населения, концентрации власти в руках олигархов.

4. Вмешательство западных стран через неправительственные организации и другими способами, финансирование и подготовка «правого сектора» - националистов бандеровского толка способствовали дестабилизации политического режима в Украине, Оранжевой революции 2004 г., государственного переворота 2014 г.

5. Попытка В. Ющенко избавить сознание украинского народа от исторического прошлого, интегрированного с российской историей, способствовала возрождению идеологии банде-ровцев и ОУНовцев национал-фашистского толка.

6. Катастрофический спад в экономике и безработица, спешная украинизация властями русскоязычного населения (запрет русского языка и русофобство), политика двойных стандартов, дозволение представителям правого сектора на грабеж, насилие и бандитизм, репрессии к

инакомыслящим, вандализм и пропаганда неонационализма, придание ореола борцов за свободу украинским карателям и гонение на ветеранов войны с фашизмом (вплоть до физической расправы), травля православной церкви - обусловили расколол общества и оттолкнули угнетаемую часть, в которой проявились эффект сплочения гражданского общества и противостояния украинской хунте.

Итоги украинского кризиса позволяют сформулировать некоторые уроки.

Урок первый. Политические кризисы во власти подрывают экономику, ведут к массовому обнищанию, ухудшению социального положения народа, социальному взрыву, революционным потрясениям и кровопролитию.

Урок второй. Экономическая слабость государства провоцирует экспансию со стороны экономически сильных государств (таких как США и их союзников), ведущих борьбу за захват рынков сбыта, господство в мире и финансовое закабаление других.

Урок третий. Насильственная украинизация русскоязычного населения экстремистскими методами, гонение на инакомыслие, возрождение бандеровской идеологии и разжигание межнациональных отношений обусловили необходимость недопущения гуманитарной катастрофы и защиты притесняемых, прежде всего собственными силами.

Урок четвертый. Фактом отделения территории от государства в кратчайшие сроки мирным путем создан опасный прецедент, так как в мире в настоящее время существует множество спорных территорий.

Урок пятый. Жесткая централизация власти в условиях политического, экономического и идеологического кризиса в современной эпохе неминуемо ведет к дезинтеграции, и не всегда мирным путем.

Главные выводы из произошедшего состоят в следующем:

Катастрофический спад в экономике и безработица, запрет русского языка и русофобство, политика двойных стандартов, вандализм и пропаганда бандеровского национализма, придание ореола борцов за свободу украинским карателям и гонение на ветеранов войны с фашизмом, травля православной церкви, насилие и бандитизм, репрессии к инакомыслящим -обусловили эффект сплочения гражданского общества и противостояния украинской хунте.

Объективность процесса выражается в том, что крымские власти, не признавая легитимность новой власти, не желая допустить кровопролития, насаждения бандеровской идеологии и украинизации данного толка, обратились за помощью к российскому руководству и провели референдум о дальнейшей судьбе региона, в котором подавляющее большинство выразили желание войти в состав России, что и произошло в конечном итоге.

К несчастью, эти события не стали итогом и политический кризис в Украине закончится не скоро.

Гегемония диктата со стороны единственной мировой сверхдержавы и стремления к американскому глобальному господству в постсоветскую эпоху столкнулись с твердой политической волей России, заявившей о стремлении занять позицию выше регионального уровня, что свидетельствует о закате модели однополярного мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникла в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидирована в 1795 году (Прим. - авт.).

2. Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик постановляет: утвердить совместное представление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР (М.И. Калинин)

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР (А.Ф. Горкин)

(URL: http://ru.wikisource.ora/wiki/ Указ_Президиума ВС СССР от 19.02.1954 о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР)

3. В советский период недоступными были не только продукты питания, но и бытовая техника. Семья из трех человек (два работающих) со средней зарплатой в 1990 г. могла себе позволить: цветной телевизор Электрон-738 (стоил в магазине 720 рублей - пять среднемесячных зарплат, в 2011 г. самый простой телевизор стоил одно среднемесячное жалованье - около 3 тыс. грн.), мебельную стенку, автомобиль ЗАЗ, магнитофон, поездку в Евпаторию, стиральную машину не автомат, небольшую дачу.

Семья из трех человек (два работающих) со средней зарплатой в 2011 г. уже могла иметь: импортный телевизор ЖК (диагональ 32 дюйма), мебельную стенку, автомобиль Chevrolet, компьютер, поездку в Турцию, мобильные телефоны, стиральную машину (автомат), мелкую бытовую технику (соковыжималка, электромясорубка, кухонный ком-

байн, микроволновая печь), игровую приставку, ноутбук, планшет, дачу современного вида (См.: Бутченко М. Дети капитализма. За 21 год Украина проделала путь от голодного коммунизма до капитализма с человеческим лицом // Корре-спондент.пе^ №33, 2012. 24 августа (URL: http://finance.biamir.net/news/economics/20610-Korrespondent-Deti-kapitalizma-Za-21-aod-Ykraina-prodelala-pyt-ot-aolodnoao-kommynizma-do-kapitalizma-s-chelovecheskim-licom (дата обращения -8.04.2014 г.)

4. Так за первое полугодие 2012 г. в Украину было ввезено трикотажа почти на 1,4 млрд грн. Одних только блузок - свыше 312 т. За весь 2011 г. - 250 т. В то же время местные швеи покрывают только 10 % внутреннего рынка. Пока в Украину тоннами ввозится одежда из Азии и Европы, украинцы обшивают весь мир. Нет ни одной европейской марки, которая не шила бы свою продукцию в Украине. Швейные фабрики шьют из зарубежных материалов по давальческой схеме для брендов Zara, Hugo Boss. Всемирно известная марка Lener Cordier отшивает 1 млн изделий на украинских предприятиях, которые отправляют [продукцию] на Запад (См.: Бутченко М. Дети капитализма. За 21 год Украина проделала путь от голодного коммунизма до капитализма с человеческим лицом // Корреспондента^ 2012. №33, 24 августа (URL: http://finance.biamir.net/news/economics/ 20610-Korrespondent-Deti-kapitalizma-Za-21-aod-Ykraina-prodelala-pyt-ot-aolodnoao-kommynizma-do-kapitalizma-s-chelovecheskim-licom (дата обращения - 8.04.2014 г.)

5. По оценкам специалистов 1 га приносит предпринимателю 1 тыс. долл дохода, втрое больше, чем при работе по советским лекалам. Кроме того, применение современных посевных материалов и средств защиты существенно увеличило урожайность. Если еще недавно с 1 га украинцы собирали до 3 т кукурузы, то сейчас - 11 т. (для сравнения: в США собирают 9,4 т, во Франции и Канаде - 8,5 т, в Италии - 8,4 т). (См.: Бутченко М. Дети капитализма. За 21 год Украина проделала путь от голодного коммунизма до капитализма с человеческим лицом // Корреспондента^ 2012. №33, 24 августа (URL: http://finance.biamir.net/news/economics/20610-Korrespondent-Deti-kapitalizma-Za-21-aod-Ykraina-prodelala-pyt-ot-aolodnoao-kommynizma-do-kapitalizma-s-chelovecheskim-licom (дата обращения - 8.04.2014 г.)

6. Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак считает, что Централизация дошла до абсурдной точки - 80 % украинских доходов уходит в центральный бюджет, а 20% - в местный. Как результат, провинция живет гораздо беднее областного и уж тем более республиканского центра. К примеру, средняя зарплата в Черновицкой области - 2,2 тыс. грн., в то время как в Киеве - 4,8 тыс. грн. (URL: http://finance.biamir.net/news/economics/20610-Korrespondent-Deti-kapitalizma-Za-21-aod-Ykraina-prodelala-pyt-ot-aolodnoao-kommynizma-do-kapitalizma-s-chelovecheskim-licom (дата обращения - 8.04.2014 г.)

7. Как следствие в украинской столице в ходе последней переписи населения зарегистрированы 2,6 млн человек, а реальное число жителей превышает 4 млн. (URL: http://finance.biamir.net/news/economics/20610-Korrespondent-Deti-kapitalizma-Za-21-aod-Ykraina-prodelala-pyt-ot-aolodnoao-kommynizma-do-kapitalizma-s-chelovecheskim-licom (дата обращения - 8.04.2014 г.)

8. См.: Бутченко М. Дети капитализма. За 21 год Украина проделала путь от голодного коммунизма до капитализма с человеческим лицом // Корреспондента^ 2012, №33. - 24 августа

9. В 2004 г. - претендовал на пост президента Украины, победил во втором туре выборов. Оппозиционной партией «Пора!» во главе с В. Ющенко была организована и проведена 22 ноября - 26 декабря 2004 г. кампания протестов, митингов, пикетов, забастовок и иных акций гражданского неповиновения. По разным оценкам общее число участников составляло 100 000 -200 000 тыс., основной движущей силой стали студенты и представители малого бизнеса. В третьем туре, назначенном по требованию оппозиции, В. Янукович проиграл В. Ющенко (Прим. - авт.).

10. URL: http://fraza.ua/analitics/22.01.10/82053.html (дата обращения - 8.04.2014 г.).

11. Ю. Тимошенко - куда более сильная личность и лидер, чем третий Президент. Но ее методы работы с массами и стиль управления представляли опасность для страны, так как она - авторитарный лидер, и для достижения собственной популярности готова к любым действиям (Прим. - авт.).

12. В силу собственного прозападного менталитета В. Ющенко, очевидно не понял самого главного: красивые тезисы, используемые им в своих патриотических речах - ничто, по сравнению с собственной правдой каждого человека, выстраданной в течение многих лет. Никто и никогда не поставит идеалы, живущие в голове политика, выше своей собственной прожитой жизни. В Украине живут очень-очень разные люди, с разным отношением к истории своих краев, которые сегодня входят в состав единой страны. И единственное, что может и должен политик - это помогать строить жизнь гражданам, завоевывая их уважение конкретными делами, обходя при этом существующие в обществе противоречия. Что же касается проблемы вступления в НАТО, то этот вопрос был просто несвоевременным, так как Украина не готова стать полноценным членом этого военного блока, а сотрудничать - можно было, не поднимая истерии в обществе (Прим. - авт.).

13. Ранее - председатель Партии регионов Украины (2003-2010 гг.), премьер-министр Украины (2006-2007, 2004-2005, 2002-2004 гг.), депутат Верховной рады шестого созыва, член парламентского комитета по вопросам правовой политики. В 2004 г. претендовал на пост президента Украины, победил во втором туре выборов, однако в третьем туре, назначенном по требованию оппозиции, проиграл В. Ющенко (Прим. - авт.).

14. URL: http://flb.ru/info/57441.html (дата обращения - 8.04.2014 г.).

15. Верховная Рада приняла постановление о самоустранении президента Украины В. Януковича от исполнения конституционных обязанностей и назначила досрочные выборы президента на 25.05.2014 г. За такое решение на заседании проголосовали 328 депутатов.

16. Решение о соглашении по урегулированию политического кризиса на Украине было принято на переговорах при участии президента Украины, лидеров оппозиции, представителей Европейского союза и России.

Соглашение подписали Президент Украины В. Янукович, руководитель парламентской фракции Политической партии «УДАР» В. Кличко, руководитель парламентской фракции «ВО «Батькивщина» А. Яценюк, руководитель парламентской фракции «ВО «Свобода» О. Тягнибок. От Европейского Союза Соглашение засвидетельствовали Федеральный ми-

нистр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, Министр иностранных дел Республики Польша Радослав Сикорский и руководитель Департамента континентальной Европы Министерства иностранных дел Французской Республики Эрик Фурнье.

Планировалось, что в течение 48 часов будет принят, подписан и обнародован закон, который возобновит действие Конституции Украины 2004 года с внесенными ранее изменениями, ограничивающими власть президента. Подписанты заявили о намерении создать коалицию и сформировать Правительство национального единства в течение 10 дней после этого.

Конституционная реформа, уравновешивая полномочия Президента, Правительства и Парламента, планировалась немедленно и должна была завершиться в сентябре 2014 г. Президентские выборы - после принятия новой Конституции Украины, но не позднее декабря 2014 г. Было запланировано принятие нового избирательного законодательства, сформирование нового состава ЦИК на пропорциональной основе в соответствии с правилами ОБСЕ и Венецианской комиссии.

Расследование актов насилия должно было проводиться под общим мониторингом власти, оппозиции и Совета Европы. Власть принимала обязательства не вводить чрезвычайное положение. Власть и оппозиция воздержатся от применения силовых мер. Будет принят третий закон об освобождении от ответственности, распространяющихся на те же правонарушения, что и закон от 17 февраля 2014 г. Обе стороны будут прилагать серьезные усилия для нормализации жизни в городах и селах путем освобождения административных и общественных зданий и разблокировки улиц, скверов и площадей. Незаконное оружие должно было сдано в органы МВД Украины в течение 24 часов с момента вступления в силу вышеуказанного специального закона (п.1 настоящего Соглашения). После указанного периода все случаи незаконного ношения и хранения оружия будут подпадать под действующее законодательство Украины. Силы оппозиции и власти отойдут от позиций противостояния. Власть будет использовать силы правопорядка исключительно для физической защиты зданий органов власти.

Министры иностранных дел Франции, Германии, Польши и Специальный представитель Президента Российской Федерации призывали к немедленному прекращению всех видов насилия и противостояния (URL: http://ria.ru/world/20140221/ 996319889.И1т!#1х222х76еак1Е (дата обращения 28.03.2014 г.)

17. и^: http://ria.ru/defense за1еМ20140319/1000263919. МтМх222х 75ЕЛШ (обращение - 28.03.2014 г.).

18. Более подробно см.: Матвеев О.В. Нормы взаимодействия государства и гражданского общества // Вестник финансового университета. Научно-практический журнал. 2014. №3.

19. Депутат Верховной рады от партии «Свобода» русофоб Ирина Фарион заявила: «Я бы действовала намного жестче. Я бы их просто стреляла. Враг господствует на нашей земле. Его нужно было гнать отсюда еще с 1654 г. Сегодняшняя реакция абсолютно адекватна. Но меры должны быть намного жестче. Наши люди положили свои жизни. Поэтому эти существа заслуживают только одного - смерти» (URL: http://www.1tv.ш/ news/world/256044 (дата обращения 8.04.2014 г.).

И. Фарион - соратница националиста О. Тягнибока. В 1980-е годы она возглавляла кружок общего языкознания и марксистско-ленинской эстетики, была членом факультетского «Клуба интернациональной дружбы». А в Львовском университете - членом партбюро филологического факультета (единственная студентка на факультете, которая была членом КПСС), вышла из партии лишь после провала ГКЧП.

20. иР1_: http://ria.ru/defense safetv/20140319/ 1000263919.^т^хЕ22х75!Ща (дата обращения 8.04.2014 г.)

21. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым // Российская газета, 2014, 18 марта