Научная статья на тему 'Крым в период немецкой оккупации (1941–1944). Органы управления, их структуры и функции'

Крым в период немецкой оккупации (1941–1944). Органы управления, их структуры и функции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3326
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вторая мировая война / Крым / нацистская оккупация / Командующий войсками Вермахта в Крыму / комендатура / административный коллаборационизм / Эрвин Йенеке / Людольф фон Альвенслебен / World War II / Crimea / Nazi occupation / The Top military commander of Wehrmacht in the Crimea / commandant’s office / administrative collaborationism / Ervin Yeneke / Luedolf von Alwensleben

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романько Олег Валентинович

В данной статье рассматривается немецкая оккупационная администрация на территории Крымского полуострова в период с 1941 по 1944 гг. Отмечается, что эта сторона нацистского «нового порядка» практически не нашла своего отражения в советской, зарубежной и современной российской историографии. Показаны основные ветви немецкой оккупационной администрации на территории Крыма: гражданская, военная и полицейская. При этом указано, что гражданская оккупационная администрация в силу целого ряда причин так и не была установлена на полуострове. Даны основные характеристики военной и полицейской составляющих «нового порядка», раскрыты их структуры и функции, а также персональный состав руководителей. Утверждается, что оккупанты не могли заполнить все посты администрации исключительно немецкими кадрами, особенно на низовом уровне. Следствием этого явилось то, что со временем они стали привлекать для сотрудничества местных жителей, положив начало административному коллаборационизму. В результате проведенного исследования сделан вывод, что в целом немецкий оккупационный аппарат на территории Крыма был довольно слаженным, а его военная и полицейская ветви не конфликтовали между собой. Это позволило оккупантам контролировать ситуацию на всем полуострове и обеспечивать принудительную лояльность им местного населения практически до начала 1944 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMEA UNDER THE GERMAN OCCUPATION (1941–1944). GOVERNING BODIES, THEIR STRUCTURES AND FUNCTIONS

In this article the German occupation administration in the territory of the Crimean Peninsula during the period of 1941–1944 is described. This side of the Nazi “new order” has yet not found almost any reflection neither in the Soviet, foreign or modern Russian historiography. The main branches of the German occupation administration in the territory of the Crimea are shown in the article: civil, military and police ones. At the same time, it is specified the civil «branch of power», for a variety of reasons, had never been established on the peninsula. The main characteristics of military and police components of “the new order” are given, their structures and functions are shown, as well as the leading figures of them. It is claimed the invaders couldn’t fill all posts of administration with German personnel exclusively, especially at the lowest levels. After some time, they decided to cooperate with locals, which, in part, laid the foundation for the administrative collaborationism. As a result of the conducted research the conclusion was drawn that the German occupation apparatus in the territory of the Crimean Peninsula was quite harmonious, and its military and police branches didn’t clash among themselves in general, which allowed invaders to control the situation on the peninsula and to provide loyalty of local population almost prior to the beginning of 1944.

Текст научной работы на тему «Крым в период немецкой оккупации (1941–1944). Органы управления, их структуры и функции»

УДК 94(47).084.8 "1941/44":47Крым ББК 63.3(2)622 Р 69

Олег Романько

КРЫМ В ПЕРИОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ (1941-1944). ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ

АННОТАЦИЯ

В данной статье1 рассматривается немецкая оккупационная администрация на территории Крымского полуострова в период с 1941 по 1944 гг. Отмечается, что эта сторона нацистского «нового порядка» практически не нашла своего отражения в советской, зарубежной и современной российской историографии. Показаны основные ветви немецкой оккупационной администрации на территории Крыма: гражданская, военная и полицейская. При этом указано, что гражданская оккупационная администрация в силу целого ряда причин так и не была установлена на полуострове. Даны основные характеристики военной и полицейской составляющих «нового порядка», раскрыты их структуры и функции, а также персональный состав руководителей. Утверждается, что оккупанты не могли заполнить все посты администрации исключительно немецкими кадрами, особенно на низовом уровне. Следствием этого явилось то, что со временем они стали привлекать для сотрудничества местных жителей, положив начало административному коллаборационизму. В результате проведенного исследования сделан вывод, что в целом немецкий оккупационный аппарат на территории Крыма был довольно слаженным, а его военная и полицейская ветви не конфликтовали между собой. Это позволило оккупантам контролировать ситуацию на всем полуострове и обеспечивать принудительную лояльность им местного населения практически до начала 1944 г.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Вторая мировая война; Крым; нацистская оккупация; Командующий войсками Вермахта в Крыму; комендатура; административный коллаборационизм; Эрвин Йене-ке; Людольф фон Альвенслебен.

К НАЧАЛУ декабря 1941 г. большая часть Крымского полуострова была захвачена немецко-румынскими войсками. Начался период оккупации, который продолжался два с половиной года. Об этом периоде написано достаточно много, но тематически весьма односторонне. В советской исторической литературе (и, отчасти, в современной российской) реалии 19411944 гг. неизменно сводятся к зверствам нацистов над мирным крымским населением, экономическому ограблению полуострова и партизанской войне. Это, безусловно, так и было. Тем не менее оккупанты, которые все это время хозяйничали в Крыму, описываются большинством историков очень абстрактно. Тогда как известно, что на любой занятой территории нацисты, со всей свойственной им педантичностью, устанавливали разветвленный аппарат, у каждой из частей которого были свои функции. Не являлся исключением и Крымский полуостров, где оккупационная администрация складывалась в целом схожим образом, но не без определенной специфики.

17 июля 1941 г. Адольф Гитлер подписал приказ «О гражданском управлении во вновь оккупированных восточных областях», согласно которому на захваченных советских территориях устанавливалась гражданская администрация. Передача полномочий от военных к гражданским властям происходила после прекращения военных действий, а сам момент передачи определялся лично фюрером2. Тем же приказом гражданская администрация подчинялась Министерству по делам оккупированных восточных областей (Reichsministerium für die besetzten Ostgebiete). Во главе этого министерства был поставлен известный нацистский идеолог Альфред Розенберг. Наконец, для управления захваченными советскими территориями создавались пять новых административных единиц — рейхскомиссариатов (реально были созданы только два из них — «Остланд» и «Украина»)3.

20 августа 1941 г. начал формально функционировать рейхскомиссари-ат «Украина» (Reichskomissariat Ukraine), главой которого был назначен видный функционер нацистской партии Эрих Кох. Его резиденция находилась в Ровно. Рейхскомиссариат «Украина» делился на шесть генеральных округов: «Волыния-Подолия», «Житомир», «Киев», «Николаев», «Днепропетровск» и «Крым». Последний — генеральный округ «Крым» (Generalbezirk Krim) — должен был охватывать территории Николаевской и Запорожской областей Украинской ССР и весь Крымский полуостров (общая площадь — около 52 тыс. км2; общая численность населения — около 2 млн. чел.). Центром этого новообразования предполагалось сделать Симферополь, а его руководителем — генеральным комиссаром — Альфреда Фрауэнфельда, также известного нацистского функционера4. Стоит отметить, что летом 1943 г. в оккупированном Крыму побывает сам Альфред Розенберг, оставивший в своих дневниковых записях впечатления от увиденного5.

В административном отношении территория генерального округа «Крым» делилась на 14 округов (Gebiete), в каждом из которых планировалось создать окружной комиссариат во главе с окружным комиссаром. Центра— 55 —

ми округов были выбраны следующие населенные пункты: Цюрупинск, Каховка, Геническ, Акимовка, Мелитополь, Джанкой, Евпатория, Курман-Кемельчи (совр. Красногвардейское), Ички (совр. Советский), Симферополь, Судак, Керчь, Ялта и Севастополь. Эти новые административные единицы объединяли, как правило, по два-три прежних советских района. В наиболее важных городах генерального округа планировалось создать городские комиссариаты фа&кош1ввапМ), руководители которых пользовались бы правами окружных комиссаров. Всего было выбрано четыре таких населенных пункта: Мелитополь, Симферополь, Керчь и Севастополь6.

Карта намеченного нацистами административно-территориального устройства генерального округа «Крым» (по состоянию на 1 сентября 1941 г.)

Однако генеральный округ «Крым» так и не появился в окончательном виде. Из-за длительных боевых действий Крымский полуостров был из него изъят и передан под военное управление. Фрауэнфельд смог приступить к своим обязанностям только 1 сентября 1942 г. и только на части запланированной для него территории, где была создана новая административная единица — генеральный округ «Таврия» (Generalbezirk Таипеи) с центром в Мелитополе7.

На протяжении всего периода оккупации реальная власть на Крымском полуострове принадлежала командующему местными частями Вермахта. С ноября 1941 г. по июль 1942 г. в Крыму развернулись интенсивные бои. В связи с тем, что теперь полуостров стал тылом немецких войск, вся полнота власти на его территории перешла к соответствующим органам 11-й полевой армии генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна8. После передислокации

11-й полевой армии под Ленинград ее военно-административные функции перешли к новой структуре — аппарату Командующего войсками Вермахта в Крыму (Befehlshaber Krim). В августе 1942 г. — ноябре 1943 г. эту должность последовательно занимали следующие лица9:

Таблица 1

Имя Воинское звание Период пребывания на должности Предыдущая должность

Маттенклотт, Франц генерал пехоты август 1942 — апрель 1943 г. Командующий 42-м армейским корпусом

Аулеб, Хельге генерал пехоты апрель — июль 1943 г. Командующий боевой группой «Аулеб»

Кехлинг, Фридрих генерал-майор октябрь — ноябрь 1943 г. Заместитель командующего войсками Вермахта в Крыму

о ij

В ноябре 1943 г. должность командующего войсками Вермахта в Крыму была упразднена, а его функции переданы соответствующим структурам 17-й полевой армии, которая в октябре 1943 г. начала эвакуацию в Крым с ликвидированного Кубанского плацдарма. Ее командующий — генерал-полковник Эрвин Йенеке — стал одновременно высшим административным лицом на полуострове. 1 мая 1944 г., уже почти на исходе боев за Крым, его на этой должности сменил генерал пехоты Карл Альмендингер, бывший до этого командующим 5-м армейским корпусом10.

С целью осуществления всех необходимых полномочий был создан штаб командующего войсками Вермахта в Крыму, основой которого послужили соответствующие структуры 42-го армейского корпуса 11-й полевой армии. Организационно этот штаб состоял из нескольких отделов, главными из которых в данном случае являлись оперативный (I), разведывательный (II) и административный (VII). Через первый отдел шло управление войсками оккупационной группировки на полуострове (немецкие, румынские, словацкие полевые части и соединения). Через второй — подразделениями Абвера — немецкой военной разведки11.

Начальник VII отдела руководил военно-административными органами, которые состояли из полевых (Feldkommandantur — FK) и местных комендатур (Ortskommandantur — OK), наделявшихся всей полнотой власти в зоне своей ответственности. Полевые комендатуры создавались обычно в пределах одного-двух бывших советских районов. Им подчинялись местные комендатуры, создаваемые в городах, районных центрах, крупных узлах железных и шоссейных дорог и местах дислокации военных гарнизонов. Все комендатуры должны были выполнять две задачи: охранную и управленческую. К первой относилось «обеспечение покоя» в оккупированных районах и охрана тылов действующей армии. Ко второй — создание, руководство и контроль над органами местного управления, а также «мобилизация резервов» для ведения войны. В целом все это сводилось к следующим основным функциям:

Ф S

о

if

• борьба с партизанами;

• охрана коммуникаций, военных объектов и лагерей военнопленных;

• разведывательная и контрразведывательная деятельность;

• ведение пропаганды12.

Для выполнения указанных задач к каждому типу комендатур прикомандировывались подразделения армейской службы порядка. На Крымском полуострове они были представлены тайной полевой полицией и полевой жандармерией, выполнявшими в зоне юрисдикции военной администрации следственные и карательные действия13.

Всего за период 1941-1944 гг. на территории Крыма функционировали 4 полевые и 23 местные комендатуры, которые располагались в следующих населенных пунктах14:

Таблица 2

Номер комендатуры »0000000000000000000000000000000000000000000000< FK 553 Период функционирования >0000000000000000000000000000000000000000000000000000000« Место дислокации >ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООС Севастополь

FK 751 ноябрь 1942, 1943 гг. Карасубазар (совр. Белогорск) (ноябрь 1942 г.), Симферополь (1943 г.)

FK 676 1943 г. Керчь

FK 810 декабрь 1941, май 1942 гг. Феодосия (декабрь 1941 г.), Евпатория (май 1942 г.)

ОК (I)277 Evpatoria 1941 г. Евпатория

OK287 декабрь 1941 — ноябрь 1942 гг. Керчь

OK (I)287 Simferopol 1941 г. Симферополь (1941 г.)

OK (I)287 Feodosia 1943 г. Феодосия (1943 г.)

OK (I)287 Kertsch 1943 г. Керчь

OK290 1941-1942 гг. Симферополь

OK (I)290 Sewastopol 1943 г. Севастополь

OK (I)318 Kertsch 1943 г. Керчь

OK 576 июль 1942 г. Бахчисарай

OK (II)662 Jalta 1941-1942 гг. Ялта

OK (I)742 Dshankoj 1942 г. Джанкой

OK (I)805 1942 г. Феодосия

OK (I)853 Simferopol 1941 г. Симферополь

OK (I)923 Kertsch 1943 г. Керчь

OK (I)934 Kamish-Burun 1943 г. Камыш-Бурун

OK 937 апрель 1942 г. Карасубазар

OK (I)937 Karasubazar 1942 г. Карасубазар

OK 0)939 Dshankoj 1942 г. Джанкой

Ф S

Номер комендатуры »0000000000000000000000000000000000000000000000< Комендатуры без порядив* Период функционирования «000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 юоо номера Место дислокации >ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооос

OK Bachtschissaraj 1941-1942 гг. Бахчисарай

OK Feodosia 1943 г. Феодосия

OK (I)Jalta 1943 г. Ялта

OK Karasubazar январь 1942 г. Карасубазар

OK Sewastopol 1942 г. Севастополь

Согласно уже упоминавшемуся приказу Гитлера от 17 июля 1941 г. на рейхсфюрера СС и шефа германской полиции Генриха Гиммлера было возложено «полицейское обеспечение восточных территорий». Последний назначал главных фюреров СС и полиции (Höhere SS- und Polizeiführer — HSSPf), которые являлись высшими полицейскими чиновниками в рейхскомисса-риатах или, по согласованию с военной администрацией, в тыловых районах групп армий. Хотя фюреры СС и полиции формально подчинялись рейхс-комиссарам или находились в оперативном подчинении у командующих тыловыми районами групп армий, реальную власть над ними имел только Гиммлер. Этот последний факт означал, что полицейская администрация действовала параллельно и на равных правах с гражданской и военной вла-стями15.

С 23 июня (фактически с сентября) 1941 г. главным фюрером СС и полиции на территории Рейхскомиссариата «Украина» являлся СС-обергруппен-фюрер Фридрих Еккельн, которого уже 11 декабря сменил СС-обергруппен-фюрер Ханс Прютцманн. Здесь следует отметить, что эти лица исполняли свои обязанности не только на территории гражданской администрации. По соглашению между Гиммлером и командованием Вермахта они отвечали за полицейское обеспечение также и в тыловом районе южного крыла Восточного фронта. В связи с этим их должность со штаб-квартирой в Киеве официально именовалась «главный фюрер СС и полиции Россия-Юг» (HSSPf Russland-Süd)16.

В генеральных округах, входивших в состав рейхскомиссариата, этому чиновнику подчинялись местные фюреры СС и полиции. Так, в генеральном округе «Крым» эту должность со штаб-квартирой в Симферополе занимал СС-бригадефюрер Людольф фон Альвенслебен, который приступил к своим обязанностям в ноябре 1941 г. Следует отметить, что, в отличие от гражданской администрации, его юрисдикция распространялась на всю территорию генерального округа образца августа 1941 г. Поэтому должность фон Альвенслебена официально называлась «фюрер СС и полиции Генерального округа Таврия-Крым-Симферополь» (SSPf Taurien-Krim-Simferopol), а сам он находился в оперативном подчинении Командующего войсками Вермахта в Крыму17.

о

if

Ф S

S .0 о.

ЭС

Аппарат каждого фюрера СС и полиции в целом копировал полицейские структуры Германии. Не был в данном случае исключением и аппарат СС-бригадефюрера фон Альвенслебена. Организационно ему подчинялись:

• Начальник полиции безопасности и СД генерального округа «Таврия-Крым-Симферополь» (Kommandeur der Sicherheitspolizei und SD Taurien-Krim-Simferopol). Этому чиновнику, в свою очередь, подчинялись местные начальники гестапо, СД и криминальной полиции. С ноября 1941 г. эту должность последовательно занимали: СС-штандартенфюрер Отто Олендорф (до июля 1942 г.), СС-оберштурмбаннфюрер Пауль Цапп (июль 1942 г. — май 1943 г.) и СС-оберфюрер Хайнц Рох (май 1943 г. — апрель 1944 г.);

• Начальник полиции порядка Генерального округа «Таврия-Крым-Симферополь» (Kommandeur der Ordnungspolizei Taurien-Krim-Simferopol). Ему, в свою очередь, подчинялись местные начальники охранной полиции, жандармерии, железнодорожной охраны, а позднее и вспомогательной полиции порядка, набранной из местных жителей. С августа 1942 г. и до самого конца оккупации Крыма эту должность занимал генерал-майор полиции Конрад Хитшлер. Столь позднее создание этой структуры объясняется тем, что до указанного периода функции полиции порядка на полуострове выполняла полевая жандармерия 11-й армии18.

В округах находились структурные подразделения аппарата фюрера СС и полиции, которые возглавляли окружные фюреры. В подчинении фон Аль-венслебена имелось 14 полицейских округов, которые территориально совпадали с округами Генерального округа «Крым» по состоянию на сентябрь 1941 г. Полиция безопасности и полиция порядка были представлены в них соответствующими отделами19.

Следует сказать, что каждая из двух ветвей полиции имела двойную юрисдикцию. С одной стороны, она подчинялось своему фюреру СС и полиции, а через него — главному фюреру СС и полиции «Россия-Юг». С другой стороны, она подчинялось соответствующему главному управлению в Берлине. Однако в данном случае это не играло существенной роли, так как единоличным начальником всей полиции был Гиммлер20.

Полицейский аппарат на оккупированной советской территории не был, однако, таким структурированным, как в Германии. Сказывался недостаток профессиональных кадров. В связи с этим, оккупанты были вынуждены создавать комбинированные полицейские органы. То есть сотрудники полиции безопасности и СД выполняли одновременно функции и гестапо, и криминальной полиции. Так же обстояло дело и в сфере компетенции полиции

порядка21.

Наконец, нельзя пройти мимо еще одной особенности немецкого полицейского аппарата на территории Крыма. Прежде всего она касается органов полиции безопасности. Если строго следовать фактам, СС-штандартенфю-рер Олендорф не являлся руководителем полиции безопасности и СД округа «Таврия-Крым-Симферополь». С июня 1941 г. по июль 1942 г. он занимал пост

начальника так называемой Оперативной группы «Д» полиции безопасности и СД (Einsatzgruppe D) — специального органа, созданного Главным управлением имперской безопасности Германии (Reichssicherheitshauptamt, сокр. RSHA). По договоренности с руководством Вермахта, эта и еще три другие подобные группы должны были выполнять функции по обеспечению порядка в тыловых районах групп армий, очищая их от «нежелательных элементов». Помимо этого в обязанности командиров оперативных групп входило формирование органов полиции безопасности и СД на оккупированных территориях. В некоторых районах — таких как Крым, где обстановка долгое время оставалась чрезвычайно напряженной, эти командиры и их группы подменяли, по сути, аппарат полиции безопасности и СД на неопределенный срок22:

Таблица 3

Подразделение Оперативной группы «Д» Специальная команда 10-а Начальник СС-штандартенфюрер Хайнрих Зеетцен (1 июня 1941 г. — 1 августа 1942 г.) Оперативное подчинение Штаб 30-го армейского корпуса 11-й полевой армии Оперативный район Судак

Специальная команда 10-б СС-оберштурмбаннфюрер Алоиз Перштерер (12 июня 1941 г. — 13 февраля 1943 г.) Штаб 11-й полевой армии Феодосия, Керчь, Судак, Джанкой

Специальная команда 11-а СС-оберштурмбаннфюрер Пауль Цапп (1 июня 1941 г. — 5 июля 1942 г.) Штаб 54-го армейского корпуса 11-й полевой армии Коккозы (совр. Соколиное), Ялта, Бахчисарай, Симеиз

Специальная команда 11-б СС-штурмбаннфюрер Ханс Унглаубе (1 июня г. — 21 июля 1941 г.), СС-оберштурмбаннфюрер Бруно Мюллер (21 июля г. — 23 октября 1941 г.), СС-штурмбаннфюрер Вернер Брауне (23 октября 1941 г. — 16 сентября 1942 г.) Штаб группы армий «Юг» Симферополь, Евпатория, Алушта, Карасубазар, Зуя

о ij

Ф S

В конце 1943 г. полицейский аппарат на Украине подвергся многоступенчатой реорганизации, которая, в свою очередь, затронула и Крым.

Во-первых, 29 октября 1943 г. в тыловом районе группы армий «А» появилась новая структура — Главный фюрер СС и полиции «Черное море» (HSSPf Schwarzes Meer), в подчинение которой вошли фюреры СС и полиции «Таврия-Крым-Симферополь» и «Николаев». На этот пост со штаб-квартирой в Николаеве был назначен повышенный в звании до СС-группенфюрера Людольф фон Альвенслебен, которого на его прежней должности сменил СС-оберфю-рер Хайнц Рох23. Следует сказать, что последний являлся только исполняющим обязанности: 25 декабря 1943 г. и его, и его шефа Альвенслебена сменил СС-обергруппенфюрер Рихард Хильдебрандт, остававшийся во главе этих двух полицейских структур до самого конца нацистской оккупации Крыма24.

Во-вторых, в тот же день, в связи со значительным сокращением рейхско-миссариата «Украина», на его территории и в тыловом районе группы армий «Южная Украина» был создан единый полицейский аппарат, руководитель которого СС-обергруппенфюрер Ханс Прютцманн стал теперь называться «верховный фюрер СС и полиции Украина» (Höchste SSPf Ukraine). Одновременно он оставался главным фюрером СС и полиции «Россия-Юг». Этот пост был сохранен, а зона его ответственности находилась теперь северо-западнее зоны главного фюрера СС и полиции «Черное море»25.

В целом же руководящий состав полицейского аппарата на территории Крыма выглядел в 1941-1944 гг. следующим образом:

Таблица 4

Имя Звание Период пребывания на должности Предыдущая должность

Главный фюрер СС и полиции «Россия-Юг» (с 29 октября 1943 г. — верховный фюрер СС и полиции «Украина»)

Еккельн, Фридрих СС- обергруппенфюрер 23 июня — 11 декабря 1941 г. Командир 1-го батальона 2-го полка дивизии СС «Мертвая голова»

Прютцманн, Ханс СС- обергруппенфюрер 11 декабря 1941 — сентябрь 1944 г. Главный фюрер СС и полиции «Россия-Север»

Главный фюрер СС и полиции «Черное море» (только с 29 октября 1943 г.)

Альвенслебен, Людольф фон СС-группенфюрер 29 октября — 25 декабря 1943 г. Фюрер СС и полиции «Таврия»

Хильдебрандт, Рихард СС- обергруппенфюрер 25 декабря 194316 сентября 1944 г. Начальник Главного управления расы и поселений СС

Фюрер СС и полиции «Таврия-Крым-Симферополь»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Альвеслебен, Людольф фон СС-бригадефюрер ноябрь 1941 г. — 29 октября(фактически до 3 марта) 1943 г. Шеф-адъютант рейхсфюрера СС Г. Гиммлера

Рох, Хайнц, исполняющий обязанности СС-оберфюрер 29 октября (фактически с 3 марта) — 25 декабря 1943 г. Начальник полиции безопасности и СД генерального округа «Таврия»

Хильдебрандт, Рихард СС- обергруппенфюрер 25 декабря 1943 — май 1944 г. Занимал эту должность одновременно с предыдущей (см. выше)

Также необходимо сказать, что в июле — ноябре 1943 г. на территории Крыма существовала еще одна, параллельная, система военно-полицейских структур. Она была создана после начала боев за Таманский полуостров для охраны тыла сражающихся там войск и для обеспечения бесперебойного сообщения между Черным и Азовским морями. Однако помимо территорий на Кубани, власть ее руководителей распространялась также на Керчь с прилегающей округой (до 15 км в радиусе). В результате военную администрацию здесь возглавил командующий войсками Вер— 62 -

махта Керченской дороги (Befehlshaber der Straße Kertsch) генерал-лейтенант Вальтер Лухт. Полицейским обеспечением занимался фюрер СС и полиции «Керчь-Таманский полуостров» (SSPf Kertsch-Tamanhalbinsel) СС-бригадефю-рер Теобальд Тир. Оба эти чиновника никак не зависели от военно-полицейской администрации на территории Крыма и обладали равными с ней правами. В ноябре — декабре 1943 г., после эвакуации Кубанского плацдарма и высадки советских войск на Керченском полуострове, эти структуры были ликвидированы26.

Со временем каждая из ветвей немецкой оккупационной администрации стала привлекать к сотрудничеству население оккупированного Крымского полуострова, поскольку не могли обойтись одними немецкими кадрами, и особенно на низовом управленческом уровне27. В административной сфере это началось в ноябре—декабре 1941 г. и проявлялось в создании и функционировании органов так называемого местного самоуправления (сельских, районных и городских управлений). Их, соответственно, возглавляли: старосты, начальники районных или городских управлений. Эти органы создавались сразу же по установлению на данной территории немецкой военной или гражданской администрации. В политическом отношении они были абсолютно пассивны и бесправны. А их руководители полностью подчинялись соответствующим немецким чиновникам — в данном случае шефам полевых или местных комендатур28.

В руках начальника районного управления находилось общее руководство районом. Он нес ответственность за все подчиненные ему местные учреждения и хозяйство, должен был обеспечивать «покой и порядок» на подведомственной территории, бороться с проявлениями саботажа, диверсиями, неподчинением оккупационным властям, организовывать изъятие продукции для нужд Германии и удовлетворять потребности подразделений Вермахта, которые были расквартированы на территории его района. Руководитель района назначался и увольнялся с должности по предложению полевой комендатуры, командующего тыловым районом армии или группы армий. Структура районного управления предусматривала такие основные отделы: общего управления, вспомогательной полиции, школ и культурных учреждений, охраны здоровья, ветеринарный, финансовый, строительства, промышленности, снабжения и обеспечения рабочей силой. Со временем появился еще один отдел — пропаганды. Их руководители назначались обычно начальником районного управления по согласованию с местным немецким начальником29.

Следующей по значению фигурой органов местного самоуправления был бургомистр. В данном случае этот термин имел два значения: руководитель общинного управления (обычно бывший советский сельсовет, состоявший из нескольких сел) и руководитель городского управления, которые подчинялись начальнику соответствующего районного управления.

Для своей территории задачи бургомистра были абсолютно те же, что и у начальника районного управления для района. Таким же был порядок

назначения и увольнения с занимаемой должности. Аппарат бургомистра состоял из тех же отделов, что и районное управление30. Например, глава Симферопольского городского управления имел в своем подчинении следующие отделы: организационный, хозяйственный, общественного питания, культуры (с подотделами школы, искусства, религии и записей актов гражданского состояния), технический, финансовый, врачебно-санитарный и вспомогательной полиции31.

Низшей инстанцией «самоуправления» являлось сельское управление, во главе которого стоял староста. Последнего, как правило, назначал бургомистр общины. Практическая работа сельских управлений сводилась иногда к обычной бухгалтерской рутине. Однако в большинстве случаев, и это характерно для Крыма, работа в селах часто выходила за рамки предусмотренного объема. Дела сельского управления требовали зачастую приложения таких усилий, что в большинстве районов немцам пришлось выплачивать старостам зарплату. Сначала же они работали на общественных началах. Староста со своим помощником, бухгалтером и подчиненными управлению полицейскими должен был проводить в жизнь все распоряжения немецкой администрации, бургомистра и начальника районного управления. В их задачи входила регистрация прибывших, учет местного населения, сбор налогов, обеспечение поставок для частей Вермахта, предоставление рабочей силы, гужевого транспорта, квартир для воинских подразделений и многое

другое32.

Как правило, на должности начальников местного самоуправления всех уровней назначались люди, которые уже зарекомендовали себя «политически благонадежными» и активными пособниками оккупантов. При назначении эти лица должны были пройти проверку полиции безопасности и СД или тайной полевой полиции. Однако и в дальнейшем все эти люди продолжали находиться под наблюдением тех или иных немецких органов. Что же касается комплектования исполнительного аппарата управлений, то немцы старались набрать в них сотрудников, которые были уже знакомы с работой таких органов. Поэтому нет ничего удивительного, что в отделах тех или иных управлений осталось работать много бывших советских служащих, которые в целом ряде случаев продолжали сочувствовать прежней

власти33.

В январе 1944 г. оккупанты решили коренным образом преобразовать систему самоуправления, сведя воедино все свои усилия по привлечению к сотрудничеству местного населения. Командующий 17-й полевой армией генерал-полковник Эрвин Йенеке приказал начать подготовку к созданию на полуострове коллаборационистского «земельного правительства» (Landesregierung), которое должно было функционировать под надзором оккупационной администрации. По замыслу Йенеке, в правительство следовало включить лучших представителей трех основных этнических групп, населяющих Крым, — крымских татар, русских и украинцев. В компетенцию этого органа в дальнейшем планировалось передать:

• руководство гражданской властью;

• командование частями вспомогательной полиции;

• вопросы, касающиеся религии и просвещения;

• благотворительность;

• судопроизводство.

На что в условиях полного окружения полуострова надеялся Йенеке, понять сложно. Тем не менее к марту 1944 г. вся местная администрация была в основном переформатирована согласно этому плану. Но «земельное правительство» так и не приступило к своей работе — в апреле-мае 1944 г. Крымский полуостров был полностью освобожден частями Красной армии34.

Таким образом, за период оккупации нацистам удалось создать на территории Крыма довольно большой и разветвленный административный аппарат. В целом по своей структуре и функциям он не отличался от подобных учреждений на других оккупированных советских территориях. Однако были некоторые нюансы, которые позволяют говорить об определенной крымской специфике в данной сфере.

Главной особенностью нацистского оккупационного режима на территории СССР было то, что он только в теории представлял единый институт, управляемый из Берлина. На деле же этот режим состоял из трех практически автономных и пересекающихся (территориально и административно) ветвей власти: гражданской администрации, представленной органами Министерства по делам оккупированных восточных областей, различных военных учреждений и аппарата полиции. Первоначально на территории Крыма должны были функционировать все эти институции, но из-за причин военного характера, гражданская администрация так и не зашла на полуостров. Весь период оккупации реальная власть здесь принадлежала командующему местными частями Вермахта.

Если чиновники Министерства по делам оккупированных восточных областей остались за пределами полуострова, на материковой части генерального округа «Крым», то полицейский аппарат полностью сохранил здесь свои полномочия. В силу особых договоренностей с командованием Вермахта полицейские чиновники вполне мирно сосуществовали с органами порядка военной администрации. Следует особо отметить, что между ними не было серьезных конфликтов — чего не скажешь, например, о ситуации на Украине или в Белоруссии, где так называемая «борьба за полномочия» шла перманентно.

Такая в целом слаженность и внутренняя бесконфликтность оккупационного аппарата позволяла нацистам контролировать ситуацию на всем Крымском полуострове до начала 1944 г. Силовые структуры этого аппарата обеспечили как геноцид и преследование неугодных нацистам групп, так и лояльность основной массы остававшегося под оккупацией местного населения, не позволив советским партизанам превратиться в серьезный фактор, дестабилизирующий нацистские тылы на полуострове.

Схема 1

Нацистский оккупационный режим на территории Крыма (1941-1944)

ш 2

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках проекта проведения научных исследований № 16-21-08001, а(м) «Советские судебные процессы над военными преступниками в 1943-1991 гг.: цели., функции и эффекты избирательной медиатизации».

2 Преступные цели — преступные средства: Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944) / сост. Г.В. Заставенко и др. М., 1985. С. 51-54.

3 Bräutigam O. Überblick über die besetzen Ostgebiete während des 2. Weltkrieges. Tübingen, 1954. S. 4-5, 13, 18-20.

4 Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg / Hrsg. vom MGFA: In 9 bd. Stuttgart — München, 1979-2007. Bd. 5. Halbbd. 2. S. 45; Personen Lexikon / Hrsg. v. H. Weiß. Wien, 2003. S. 130.

5 См. об этом визите А. Розенберга в Крым, а также записи об эвентуальных проектах онемечивания Крымского полуострова: Политический дневник Альфреда Розенберга, 1934-1944 гг. / под ред. И. Петрова; пер. с нем. С. Визигиной, И. Петрова; коммент. С. Визгиной, А. Дюкова, В. Симиндея, И. Петрова; предисл. А. Дюкова; сопр. ст. И. Петрова. М., 2015. С. 301, 321, 340, 356, 399-401.

6 Frauenfeld A. Und trage keine Reu': vom Wiener Gauleiter zum Generalkomissar Krim. Leoni am Starnberger See, 1978. S. 215-224.

7 Personen Lexikon... S. 129-130.

8 В случае с 11-й полевой армией военно-административные функции обеспечивал комендант тылового армейского района, имевшего по номенклатуре Вермахта 553-й номер (Kommandant rückwärtiges Armeegebiet 553 или Korück 553). Все время, пока эта армия находилась в Крыму, комендантом ее тыла являлся генерал-лейтенант Генрих Дёла (Bundesarchiv—Militärarchiv (BArch), Freiburg, Deutschland). RH 23. Kommandanten rückwärtiges Armeegebiet (Korück). RH 23/92. Bl. 4.)

9 Tessin G. Verbände und Truppen der deutschen Wehrmacht und Waffen-SS im Zweiten Weltkrieg 1939-1945: In 17 bd. Frankfurt-am-Main — Osnabrück, 1965-2002. Bd. 1. S. 23-25. Командующий войсками Вермахта в Крыму с июля по август 1942 г. подчинялся командующему группой армий «А», а с сентября 1942 г. по ноябрь 1943 г. — командующему 17-й полевой армии.

10 Залесский К.А. Вермахт. Сухопутные войска и Верховное командование. М., 2005. С. 27-28, 217218, 237, 289-290; Roth K, Abraham J.-P. Reetsma auf der Krim. Tabakproduktion und Zwangsarbeit unter deutschen Besatzungsherrschaft 1941-1944. Hamburg, 2011. S. 150-151.

11 Tessin G. Op. cit. Bd. 5. S. 42.

12 Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии 1933-1945. М., 2002. С. 208.

13 Munoz A.J., Romanko O.V. Hitler's White Russians: Collaboration, Extermination and Anti-Partisan Warfare in Byelorussia, 1941-1944. New York, 2003. P. 131, 160.

14 Roth K, Abraham J.-P.Op. cit. S. 154-155; Tessin G. Op. cit. Bd. 16. Teil 3. S. 280-283, 296-298, 319-320.

15 Преступные цели — преступные средства. С. 54-55.

16 Birn R. Die Höheren SS— und Polizeiführer: Himmlers Vertreter im Reich und in den besetzten Gebieten. Düsseldorf, 1986. S. 74.

17 PersonenLexikon. S. 20-21, 360-361.

18 The German Police / Ed. by A. Munoz. New York, 1997. P. A6, A9, A13.

19 BArch. RH 24 (Generalkommandos). RH 24-42/50. SS— und Polizeiführer für die Krim. «Kräfte— Übersicht». Bl. 1-6. Следует сказать, что военный и полицейский оккупационные аппараты нередко дублировали друг друга. И наиболее отчетливо это видно в системе следственно-карательных органов. Так, тайная полевая полиция выполняла те же функции, что и полиция безопасности, а полиция порядка была аналогом полевой жандармерии.

20 Чуев С.Г. Спецслужбы Третьего рейха: В 2 кн. СПб., 2003. Кн. 2. С. 3-5.

21 Бажан О., Дерейко I. Украшсьи допомiжнi вiйськовi формування збройних сил Шмеччини на територи рейхскомiсарiату «Украша» // 1сторичний журнал. 2005. №4. С. 17.

22 Munoz A.J, Romanko O.V. Op. cit. P. 130-131.

23 Следует отметить, что после своего назначения на пост фюрера СС и полиции «Таврия-Крым-Симферополь» СС-оберфюрер Рох стал совмещать две должности: одновременно с новыми своими функциями он продолжал исполнять обязанности начальника полиции безопасности и СД.

24 Waffen-SS und Ordnungspolizei im Kriegseinzatz 1939-1945 / Bearb. v. G. Tessin und N. Kannapin. Osnabrück, 2000. S. 592-593.

25 BArch. RW 5. Oberkommando der Wehrmacht / Amt Ausland / Abwehr (OKW/AmtAusl/Abw). RW 5/464. Bl. 45-46.

26 Залесский К.А. СС. Охранные отряды НСДАП. М., 2004. С. 505-506; Он же. Вермахт... С. 276-277.

27 Силовые структуры оккупантов также активно привлекали на службу местное население. Однако военно-полицейское сотрудничество крымчан не является темой данной статьи.

28 BArch. RH 22. Befehlshaber der rückwärtigen Heeresgebiete / Heeresgebiet Mitte.RH 22/215. Bl. 36-37.

29 Ibid. Bl. 37-40.

30 Ibid. Bl. 41-42.

31 Голос Крыма. 1941. №1.

32 Barch. RH 22. Befehlshaber der rückwärtigen Heeresgebiete / Heeresgebiet Mitte.RH 22/215. Bl. 4243.

33 Попов А.Ю. НКВД и партизанское движение. М., 2003. C. 71-73.

34 BArch. RH 20. Armeeoberkommandos. Bd. 7: AOK 16 bis AOK 17. RH 20-17/257. Bl. 108-110rs.

РОМАНЬКО ОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ — доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского ([email protected]). Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.