Научная статья на тему 'Крым – решение исторической миссии России'

Крым – решение исторической миссии России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Крым / миссия / перспективы / политические интересы / национальные интересы России. / Russia / Crimea / mission / prospects / political interests / national interests of Russia.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крым – решение исторической миссии России»

Синчук Ю.В.

д.полит.н., профессор Московского государственного лингвистического университета

sinchukj v@mail.ru

КРЫМ - РЕШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ МИССИИ РОССИИ

Ключевые слова: Россия, Крым, миссия, перспективы, политические интересы, национальные интересы России.

Keywords: Russia, Crimea, mission, prospects, political interests, national interests of Russia.

В марте 2014 года был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. В Российской Федерации появился новый субъект - Крымский федеральный округ. Это событие является значимым и для Российской Федерации, и для Республики Крым. Российская Федерация выполнила свою историческую миссию воссоединения. Благодаря миротворческому характеру действий России в интересах населения Крыма было исполнено добровольное решение крымчан о возвращении Крыма России.

Территория Крымского полуострова долгое время принадлежала Османской Империи. С конца XV века она совершала регулярные набеги на Российскую Империю и Польшу с целью захвата рабов и грабежа. Русско-турецкая война 1768-1774 годов положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым. С тех пор территория Крыма стала активно заселяться русскими. Активному развитию региона дал старт указ императрицы Екатерины II. С начала XIX века в Крыму развивается виноградарство (Магарач) и судостроение (Севастополь), прокладываются дороги. При князе Воронцове начинает обустраиваться Ялта, закладывается Воронцовский дворец, а южный берег Крыма превращается в курорт1. По итогам Крымской войны 1853-1856 годов, войны между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой, Российская Империя сохранила за собой Крымский полуостров, хотя и проиграла войну. Основной целью коалиции в этой войне являлось стратегическое сдерживание влияния Российской Империи и, как следствие, поддержка влияния Османской Империи, которая переживала упадок. После прихода большевиков к власти была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика (КрАССР). В 1920-е годы национальный состав населения Крыма существенно изменился во многом из-за последствий голода, который унес жизни примерно 100 тыс. жителей2.

19 февраля 1954 года Президиум Верховного совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Этот момент в политической истории Крыма вызывает множество дискуссий. В частности, ставится под сомнение легитимность принятия этого решения, а также отмечается, что в указе речь идет лишь о Крымской области, в которую не входил город Севастополь, что юридически говорит о том, что Севастополь находился в составе УССР, а впоследствии в составе Украины с 1991 года по 2014 год, незаконно и формально всегда принадлежал РСФСР, а затем Российской Федерации. В ходе Украинского кризиса, начавшегося в ноябре 2013 года движением «Евромайдан», в марте 2014 года был проведен референдум о статусе Автономной Республики Крым. Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 6 марта 2014 года № 1702-6/14 «О проведении общекрымского референдума» и N° 1745-6/14 «О независимости Крыма»3 стали историческими. Парламент Крыма - легитимный орган власти. Право народа на самоопределение зафиксировано в основных международных документах. Согласно Всеобщей декларации прав человека (статья 21, пункт 3) «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования»4. Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 года) закрепляет право на самоопределение, в том числе «свободное возвращение к независимому государству или объединение с ним».

Референдум был проведен в связи с обеспокоенностью подавляющего числа русского населения полуострова тем, что гражданская война и революция могут дойти и до Крыма. 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, в котором, по официальным данным, приняло участие около 82% избирателей, из них 96% проголосовали за вступление в Российскую Федерацию. 17 марта 2014 года, согласно результатам референдума, Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, обратилась с просьбой о присоединении к России.

1 Абгарян Р.Э., Синчук Ю.В., Чащихин Б.Д. Политология и политическая теория. Учебно-методический комплекс. - М., 2010. - 460 с.

2 Синчук Ю.В., Родионов А.А. Возвращение Крыма - а какова цена? // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. - М., 2016. - № 17 (756). - С. 169-176.

3 http://base.garantru/23700012/#ixzz4t8NPIZDk

4 http://legalacts.ru/doc/vseobshchaja-deklaratsija-prav-cheloveka-prinjata-generalnoi-assambleei/

Состоялась историческое событие - возвращение Крыма. Великий русский народ обрёл потерянное чувство единства, гордости и достоинства. Народ Крыма вновь влился в единую российскую нацию.

Согласно действующей Конституции России (статья 65, часть 2), «принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом», согласно которому принятие в состав РФ в качестве нового субъекта «иностранного государства или его части» осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства1.

Президент России В.В.Путин 18 марта 2014 года подписал указ о присоединении Республики Крым, провозгласившей свою независимость от Украины.

В нынешней напряженной политической ситуации перед многими государствами стоит дилемма - жестко отстаивать свои национальные интересы, не боясь конфронтации с более влиятельными и серьезными государствами на мировой политической арене, или же действовать в фарватере внешнеполитического курса какого-либо из государств. Есть, однако, и третий путь - политика невмешательства в международные дела и конфликты, при которой одно государство старается выстраивать приемлемые отношения со всеми государствами. Стоит признать, что этот вариант носит временный характер и не может рассматриваться как долгосрочный и перспективный, так как в истории каждого государства наступает момент, когда приходится выбирать между двумя вышеупомянутыми путями. Россия все чаще и настойчивей отстаивает свои интересы, и это не может не вызывать возмущения у стран Западной Европы и США.

Возвращение Крымского полуострова в состав Российской Федерации и образование на его территории двух субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя вызвало широкий общественный и политический резонанс. В результате присоединения Крыма Россия попала под жесткое санкционное давление со стороны стран Евросоюза, США, а также стран, в целом поддерживающих политику ЕС2. Эти секторальные санкции, а также персональные санкции в отношении российских чиновников и бизнесменов, безусловно, пошатнули положение нашей экономики, но не выполнили своей задачи - «обвалить» российскую экономику до такой степени, чтобы вынудить руководство нашей страны изменить внешнеполитический курс, в том числе и в отношении Украинского кризиса. Еще одним инструментом негативного воздействия на экономику нашей страны стало снижение кредитных рейтингов России агентствами Moody's и Standard & Poors. Снижение этих рейтингов ухудшило инвестиционный климат нашей страны. Третьим инструментом влияния на нашу экономику стал «обвал» цен на энергоресурсы, что не могло не сказаться на котировках российского рубля. За период с 1 сентября 2014 года по 1 февраля 2015 года, рубль подешевел к доллару США более чем на 32 рубля (обесценился на 86%), а к евро - более чем на 27 рублей (обесценился на 57%). Санкции против России были введены в надежде ослабить нашу экономику, но они ее только укрепляют. Президент России в эфире прямой линии с гражданами 16 апреля 2015 года заявил, что санкции нужно не перетерпеть, а использовать как возможность реализовать то, что не удавалось раньше, характерны и просьбы российских сельхозпроизводителей не отменять санкции в течение последующих нескольких лет, чтобы иметь возможность наладить производство и выйти на достойный уровень конкурентоспособности.

1 http://kommentarii.org/konstitutc/page71.html

2 Гладков И.С. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления // Власть. - М., 2015. - № 4. - С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.