Научная статья на тему 'Крым - колыбель православного христианства на Руси'

Крым - колыбель православного христианства на Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1494
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ХЕРСОНЕС / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / РОССИЯ / КРЫМСКОЕ ХАНСТВО / УКРАИНИЗАЦИЯ / ВОССОЕДИНЕНИЕ / CRIMEA / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / RUSSIA / CRIMEAN KHANATE / UKRAINIZATION / REUNION / CHERSONESE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перелыгин А. И.

Статья посвящена истории христианства в Крыму и его роли в крещении Руси. Описываются события, приведшие к присоединению Крыма к России и воссоединению его в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEA - A CRADLE OF ORTHODOX CHRISTIANITY IN RUSSIA

Article is devoted to Christianity history in the Crimea and its role in the Christianization of Kievan Rus'. The events which have led to accession of the Crimea to Russia and its reunion presently are described.

Текст научной работы на тему «Крым - колыбель православного христианства на Руси»

УДК 82-1+94(47)+335/357 А.И. ПЕРЕЛЫГИН

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и музейного дела, Орловский государственный институт искусств и культуры

UDC 82-1+94(47)+335/357 A.I. PERELYGIN

Candidate of historical sciences, associate professor, Department of history and museum business, Orel State

Institute of Arts and Culture

КРЫМ - КОЛЫБЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ CRIMEA - A CRADLE OF ORTHODOX CHRISTIANITY IN RUSSIA

Статья посвящена истории христианства в Крыму и его роли в крещении Руси. Описываются события, приведшие к присоединению Крыма к России и воссоединению его в наше время.

Ключевые слова: Крым, Херсонес, христианство, православие, Россия, Крымское ханство, украинизация, воссоединение.

Article is devoted to Christianity history in the Crimea and its role in the Christianization of Kievan Rus'. The events which have led to accession of the Crimea to Russia and its reunion presently are described.

Keywords: Crimea, Chersonese, Christianity, Orthodoxy, Russia, Crimean khanate, Ukrainization, reunion.

В судьбоносные дни, когда решалось будущее Крыма, нельзя не вспомнить, что именно там, в Херсонесе (в средневековье - Херсон, Корсунь, ныне Севастополь) принял крещение князь Владимир с дружиной , а затем в сопровождении греческих священников возвратился в Киев и крестил его жителей. Если вспомнить события из истории прошлого, то возникновение христианства в самом Херсонесе связано с проповедью апостола Андрея Первозванного. Все известные нам предания признают ап. Андрея Первозванного руководителем Черноморской миссии и направляют его путь с юга на север, от Сирии к Таврическому полуострову, где он обращал в христианство местное население. И можно предположить, что его проповедь не осталась здесь бесплодною, потому что через тридцать лет после его миссии в эти места прибыл осужденный римским императором Траяном ( 98 - 117 ) на заточение святой Климент, папа Римский, который нашёл здесь более двух тысяч христиан, занимавшихся в каменоломнях тесанием и обработкою камней для доставки их во внутренние города римской империи. Святитель основал в Херсонесе несколько храмов и крестил множество язычников. Весть об успехах святого Климента достигла римского императора и немедленно вызвала гонения на христиан, во время которого сам архипастырь принял мученическую смерть, будучи утоплен в море ( нач. II в. )1.

Вследствие гонений, в последующие два века до начала IV века христианской веры в Херсонесе придерживались в основном ссыльные за веру и их потомки. После издания императором Константином в 313 году эдикта, в котором допускалась веротерпимость по отношению к христианской религии, была учреждена Херсонская епархия. В царствование Константина

1 Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 35.

Великого епархия Херсонская включала в себя южный Крым до Феодосии и далее к востоку, где проживали скифы, тавры и другие варварские народы. Вначале III века в Крым проникают готы, а в конце IV в. вторгаются гунны.

Известно, что готы приняли христианство и была создана Готская епархия. Епископ их Феофил присутствовал на Первом Вселенском Соборе ( в 325 г. ), под актами которого подписался митрополитом Готии или, как в других списках, Феофилом Боспоританским из Готии2. Оставшиеся после ухода Теодорика в Италию готы были окружены со всех сторон гуннами, с которыми старались поддерживать дружеские отношения пока, примерно, в начале VIII в. не были покорены хазарами. Кроме названных епархий, на территории Крымского полуострова и смежных с ним земель были образованы Сурожская, Фулльская и Боспорская епархии, в которых проживали не только греческие переселенцы, но и сарматы, цари которых управляли Боспорским царством до конца IV века, столицей которого была Пантикапея, или Боспор, где ныне Керчь.

От Боспора до Херсонеса расселились гунны, пока в конце VII века не были завоёваны хазарами, которые, однако, не пожелали переселиться в Крым, оставшись в южной России, за Доном и на побережье Каспийского моря. В то же время, история свидетельствует о случаях, когда проживавшие в Крыму гунны и другие варвары обращались в христианство3. Однако, не подлежит сомнению и то, что в разные периоды истории Крыма вера христианская не иссякала и всегда находила своих последователей, о чем свидетельствуют археологические раскопки греческих городов на южном побережье. В результате раскопок на территории Херсона обнару-

2 Макарий (Булгаков). История Русской церкви.Кн.1. М., 1994. С.115.

3 Там же, С.125-127.

© А.И. Перелыгин © A.I. Perelygin

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (60), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 60. 2014

жено 13 базилик, 2 здания центрической композиции, 5 крестообразных, 7 крестово-купольных храмов и около 20 сравнительно небольших квартальных храмов-часовен Х1-ХУ вв.4

Как отмечают исследователи, интенсивное строительство церквей и монастырей в Крыму и, в частности в Херсоне и пригородах, развернулось при византийском императоре Юстиниане 1 ( 527-565 ). Археологические свидетельства - склепы с росписями, изображающими виноградную лозу или рыб, надгробия с изображениями крестов, христианские скульптуры позволяют говорить о широкой христианизации населения Херсона в этот период.

Во времена иконоборчества в сер. VIII в. многие почитатели икон, в основном монахи, бежали в Крым, спасаясь от преследований византийского императора, благодаря чему на территории Юго-Западного Крыма увеличилось количество пещерных монастырей. На протяжении многих веков Херсон играл роль центра миссионерского и культурного влияния на соседние народы. Крещение Руси в 988 г. также было связано с Херсоном: князь Владимир взял с собою отсюда на Русь мощи свт. Климента, помещённые впоследствии в Десятинную церковь, духовенство и сосуды церковные, а также святые иконы. Очевидно, с этого времени на Руси появились иконы и церковные предметы, получившие затем именование «Корсунских». По одному из преданий, сам св. кн. Владимир принял крещение в Корсуни ( ныне Севастополь ). В то же время была учреждена Киевская митрополия и при ней организованы кафедры в Новгороде, Белгороде ( под Киевом), возможно, также в Чернигове, Полоцке, Переяславле.

По отзыву современника, к концу правления Владимира столица Руси выглядела вполне христианским городом: в нём было около 400 церквей, в том числе единственный на то время каменный Десятинный храм Богоматери (завершен в 996 г.), который был дворцовой княжеской церковью (по покоившимся там мощам св. Климента Римского именовался также Климентовским), и кафедральный собор св. Софии Премудрости Божией (очевидно, деревянный). Западный миссионер архиеп. Бруно Кверфутский, посетивший Киев в 1008г. по пути в Печенежскую степь и встречавшийся с Владимиром, рисует его как образцового христианского правителя5. С принятием христианства Русь приобрела духовную и идейную основу объединения славянских племён в единое государство.

Вторжение половцев в Крым в XII веке положило конец русскому влиянию на полуострове, где на бывшей хазарской части находилось Тмутараканское княжество. Современный крымско-татарский язык генетически близко подходит к половецкому языку. В 1222 году высаживается первый турецкий десант в Судаке, который разгромил русско-половецкое войско. На следующий год в Крым вторгаются монголо-татары Джэбэ. Степной Крым становится улусом Золотой

Орды. Административным центром Тавриды становится город Крым. На XIII век приходится исламизация Крыма.

В XIV веке часть территорий Крыма приобрели генуэзцы (Газария, Каффа). После распада Золотой Орды в 1441 г. остатки монголов тюркизируются и образуют степное Крымское ханство. На тот момент в Крыму также располагаются христианское горное княжество Феодоро со столицей Мангуп и генуэзские колонии на южном побережье. В 1475г. турецкие войска высадились в Крыму и захватили генуэзские колонии с центром в Каффе (Феодосии), а также уничтожили Мангуп. На завоёванных землях княжества и генуэзских колоний был создан турецкий кадилик (округ). В 1478 году Крымское ханство стало протекторатом Османской империи. В Северном Причерноморье, Приазовье и на Черноморском берегу Кавказа появились турецкие крепости - морские порты, опорные военно-колониальные базы.

Крымские татары постоянно совершали набеги на русские, литовские и польские земли и брали в полон мирное население. Огромная территория, разделявшая русские и татарские земли, стала называться Диким полем, а Ока надолго являлась пограничной рекой, южным рубежом Московского государства. Через Дикое поле с юга на север по территории нынешнего Орловского края тянулись дороги-шляхи, по которым ходили татары. Главный шлях назывался Муравским. Он шел от Крымского перешейка до Тулы, к которой сходились все татарские дороги. От Муравского шляха ответвлялись и с ним соединялись другие шляхи -Изюмский в направлении Ливен и Тулы, Калмиусский шел до Ливен, где соединялся с Изюмским. Свиной шлях тянулся мимо Рыльска к Болхову. По этим путям татары шли, как правило, с наступлением весны, а иногда и летом. Каждый вел за собой две-три лошади с плетёными корзинами. Подойдя к русским селениям, татары рассыпались мелкими отрядами и старались нахватать всякого добра и пленных, а потом быстро мчались обратно в степь6. Наш город Орёл, как опорный пункт обороны, за период 16-17 вв. 12 раз подвергался жестоким нападениям татар7. Вследствие этих грабительских походов до XVIII в. из России было угнано в рабство до 5 млн. человек. Только на выкуп пленных Россия ежегодно тратила 1 млн. рублей, что составляло 5 млрд. рублей по ценам нашего времени. За каждого человека платили от 100 до 150 рублей, тогда как корова в то время стоила 50 копеек.

Русско-турецкие войны XVIII в. дали выход России к Чёрному морю, а война 1768-1774 годов положила конец османскому господству, и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым. Северное Причерноморье, включая территорию Крымского ханства, вошло в состав России.

4 Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. С. 36.

5 Православная энциклопедия. Указ. соч., с.41.

6 История Орловского края. Ч. 1. С древнейших времен до конца Х1Х века. Орел, 2004. С. 65.

7 Ворбьёва В.Я. Четыре слагаемых орловской славы// Красная строка. 3 марта 2010.

В 1783г. 8 апреля составленный князем Потёмкиным манифест о присоединении Крыма и Кубани был подписан императрицей Екатериной II. Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) вошла в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. На новые земли началось интенсивное переселение колонистов из России. Крым стал именоваться, как и в эллинские времена, Тавридою. Новый русский порт был назван Севастополем (городом Славы). Город, который начали строить и должен был стать губернским, назвали Симферополем (соединяющим), Кафа вновь стала Феодосией, Гезлев -Евпаторией и т.д.8

В годы Крымской войны (1853-1856гг.) город Севастополь, благодаря героизму его защитников, приобрёл неувядаемую славу. За прошедшие годы население Крыма значительно увеличилось, а русские стали составлять большинство жителей края. К концу XIX века население Крыма составляло 500 тыс. человек, из которых меньше 200 тыс. были крымскими татарами, а накануне Революции проживало 800 тыс. человек, в том числе 400 тыс. русских и 200 тыс. татар, а также 68 тыс. евреев и 40 тыс. немцев9.

Во время Великой Отечественной войны Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налёту фашистской авиации. С 30 октября началась героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней - до 4 июля 1942 года. В период войны города Крыма были разрушены, нанесён огромный материальный ущерб экономике полуострова, сотни тысяч советских воинов пали в боях на крымской земле, были ранены или попали в плен. Неисчислимые страдания вынесли партизаны, подпольщики и мирные жители Крыма. Многие из них погибли, умерли от голода и болезней, тысячи были угнаны в немецкое рабство. Война резко обострила межнациональные противоречия в Крыму, и в мае-июне 1944 года с территории полуострова были выселены крымские татары (183 тыс. человек), армяне, греки и болгары. Немцы были депортированы ещё в августе 1941 года. Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признавал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма»10. Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» все названные народы были полностью реабилитированы и тем самым создаются необходимые

8 Легенды и предания Крыма. Редактор-составитель А.Е. Тархов. Симферополь: «Реноме», 1998. С.305-306.

9 Военно-исторический журнал.Орловский военный вестник. Спецвыпуск № 1 (15), 20014 год. С. 22.

10 Там же, с.23.

условия для их равноправного проживания с другими народами в составе Российского государства.11

В 1954г. по желанию «волюнтариста и субъективиста» Н.С. Xрущёва Крым передали союзной Украинской ССР. Во время же Беловежского заговора и раздела СССР в 1991 г. Ельцин безрассудно оставил Крым за Украиной. С этого времени началась поспешная украинизация Крыма, русские становились людьми второго сорта, государственным языком был признан украинский, а русские школы закрывались.

В наши дни, после государственного переворота в Киеве, народ Крыма выступил за воссоединение с Россией. Около двух миллионов его жителей в результате проведенного референдума 16 марта 2014 года и на основании декларации независимости, принятой 11 марта 2014 года, провозгласили суверенитет Республики Крым, а 18 марта был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России. 21 марта в Крыму образован одноименный федеральный округ с центром в Симферополе.

Это, конечно, вызвало бешенство правительства США, стран блока НАТО, вложивших немалые средства для установления послушного им режима на Украине. Поэтому они теперь в своём противостоянии с Россией не гнушаются опираться даже на последователей Степана Бандеры, украинского националиста, проповедовавшего «этническую чистоту» Украины и уничтожение всех, не разделявших взгляды его движения. Бандеровцы из Украинской повстанческой армии (УПА) в 1943 - 1944 годах повинны в гибели 80 тыс. польских мирных жителей на Волыни, многих тысяч евреев, русских, белорусов. По данным КГБ, опубликованным в 1990 году, за 1944-1953 годы «в западных областях Украины жертвами террора бандеровцев стали не только свыше двадцати тысяч военнослужащих Советской армии, сотрудников милиции и госбезопасности, но и тридцать тысяч мирных жителей» , а по другим сведениям: «с 1941 по 1954 г. бандеровцами было уничтожено около пятидесяти тысяч советских солдат и шестьдесят тысяч человек мирного населения12.

Помня о прошлом, в эти судьбоносные дни нашей истории по инициативе филиала межрегионального «Объединения православных учёных» 9 марта 2014 г. в храме-часовне Александра Невского, построенном на месте боя защитников г. Орла в октябре 1941 г., был проведен молебен с чтением акафиста перед иконами Божией Матери Державной и Почаевской - о православных братьях на Украине, о мире и единении братских народов во Xристе. И несмотря на развязанную Западом информационную войну и всевозможные политические и экономические санкции, можно с уверенностью сказать, что народы бесконечно обманывать невозможно, люди не допустят возврата к нацизму.

11 Собрание законодательства Российской Федерации. № 17. 28. 04. 2014. Ст. 2042.

12 Частий Р.В. Степан Бандера: мифы,легенды, действительность. Xарьков: Фолио, 2011. С. 181, 291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.