Крым и российско-турецкие отношения
Нина Белякова
В 2013-2014 гг. в Черноморском регионе стали происходить значительные геополитические изменения. Усилившееся западное влияние разделило украинский народ на два противоположных лагеря, в результате чего Украина оказалась в кризисной ситуации. Крымский полуостров, большая часть населения которого имеет русские корни, по итогам референдума (март 2014 г.) вошёл в состав Российской Федерации. Данный факт был неоднозначно воспринят Турецкой Республикой, которая проявляет интерес к Крыму.
Крымский полуостров имеет исторические связи с Турцией: до конца XVIII в. он был территорией Крымского ханства. В тот период Российская и Османская империи вели борьбу за контроль над Северным Причерноморьем. В 1783 г. восстановленный русскими войсками крымский хан Шахин-Ги-рей был вынужден отказаться от ханства, и Крым вошёл в состав Российской империи согласно Манифесту Екатерины II. Последующая Русско-турецкая война 1787-1791 гг., завершившаяся полной победой России, и Ясский мирный договор 1791 г. окончательно закрепили позиции России в регионе. С тех пор влияние Османской империи, а потом и Турции на Крымский полуостров было минимальным. После распада СССР в начале 90-х годов Крым вновь начал привлекать внимание Турции, но теперь ей приходится учитывать интересы соседних стран - России и Украины.
Россия является основным партнёром Турции на Чёрном море по ключевым вопросам регионального сотрудничества. Российско-турецкие отноше-
БЕЛЯКОВА Нина Сергеевна - аспирант кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России, научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Турция, российско-турецкие отношения, Крым, крымские татары.
ния несколько лет назад вышли на уровень стратегического партнерства и развиваются по всем направлениям.
Товарооборот Турции с Россией лидирует по сравнению с другими странами региона и имеет предпосылки для дальнейшего роста (33 млрд долл. США в 2013 г.).
Турция - основной потребитель российского природного газа, в 2012 г. она закупила у России 70% от общего годового потребления.
Страны активно сотрудничают по вопросам экономики, безопасности, транспорта, экологии, культуры и туризма как на двустороннем уровне, так и в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества.
На Украине у Турции тоже есть экономические интересы. Украина - второй по объему торговли партнер Турции на Черном море после России.
Товарооборот между Киевом и Анкарой в 2013 г. составил 6,7 млрд долл., к тому же экспорт из Украины в 2 раза превышает её импорт из Турции [9].
Основными статьями импорта из Украины являются продукция чёрной и цветной металлургии, в частности, нелегированная сталь, металлопрокат, алюминий, а также пшеница.
Турция, в свою очередь, поставляет цитрусовые, нефтепродукты, моторные транспортные средства, изделия из пластика, электрическое оборудование.
По данным МИД Турции, на Украине работает более 400 турецких фирм в сфере строительства, туризма и поставок текстиля.
В общей внешней политике Турции четко прослеживается западный вектор. Это связано с ее полувековым членством в НАТО и желанием вступить в Евросоюз. Такое влияние распространяется в первую очередь на официальные заявления высших руководителей страны. Турецкая Республика обязана поддерживать Запад и не может позволить себе открытое противостояние, что подтверждено премьер-министром Р.Т.Эрдоганом (ныне Президентом Турецкой Республики).
На следующий день после проведения референдума в Крыму он заявил: «Если в рамках НАТО будет принято какое-либо решение по данному вопросу (референдум в Крыму. -Авт.), Турция, безусловно, к нему присоединится» [15].
Американские аналитики считают, что кризис вокруг Крыма приблизит Турцию к Западу и создаст напряжение в российско-турецких отношениях [14], но одновременно с этим оценивают реакцию Турецкой
Республики как очень сдержанную или даже «молчаливую». Турция -ключевой союзник США, контролирующий проливы Босфор и Дарданеллы согласно Конвенции Монтре 1936 г., и с американской точки зрения является «коридором для проецирования могущества США в Черное море» [6].
Однако официальная позиция Анкары по референдуму в Крыму и присоединению его к России выглядит скорее осторожной, чем прозападной. Она заключается в непризнании результатов голосования, поддержке территориальной целостности Украины, призыву соблюдать принципы международного права, защите татарского населения и сохранению безопасность в регионе. Турция предлагала использовать любую возможность для поиска подходящего решения для выхода из сложившегося на Украине кризиса в соответствии с уставом ООН, «в рамках демократических принципов и на
основании независимости, суверенитета, территориальной целостности и политического единства этой страны (Украины. - Авт.)> [2].
Основной акцент в данном вопросе Турция делает не на политику, а на социально-национальную сферу -соблюдение прав крымско-татарского населения, которое, по оценкам специалистов, составляет около 15% от всего населения полуострова. Крымские татары имеют тюркские корни, а в Турции проживает большая крымско-татарская диаспора. Крымский вопрос был активно использован во время проведения предвыборных кампаний перед местными выборами в Турции.
2 марта 2014 г. в г. Эскишехир, где проживает большое количество потомков крымских татар, состоялся митинг «Турция - поддержи Крым!», в котором приняли участие представители Народно-республиканской партии и Партии национального движения. А уже 7 марта 2014 г. там же в поддержку кандидата от правящей Партии справедливости и развития выступил премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган. Он заявил, что провёл телефонные переговоры с Президентом России В.В.Путиным, во время которых сообщил о необходимости соблюдать права всех жителей Крыма, в том числе и крымских татар [8]. Это не возымело успеха, и в Эскишехире победил представитель Партии национального движения Й.Бюйюкэршен, набрав 45,6% голосов [4].
В Турции создано большое количество различных организаций для помощи и поддержки крымских татар, функционирующих как внутри страны, так и за её пределами.
Во многих турецких городах открыты представительства Союза культуры и взаимопомощи крымским татарам, которые в последнее время активно выступают за защиту прав живущих в Крыму собратьев.
Например, силами данной организации у Посольства России в Анкаре было организовано несколько акций протеста против присоединения Крыма к России.
На территории самого Крымского полуострова активную деятельность вело Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию, созданное в начале 90-х годов XX в. при аппарате премьер-министра Турецкой Республики.
Представляется, что после присоединения Крыма влияние данной организации будет постепенно снижаться.
Турецкая Республика, с одной стороны, придаёт важное значение вопросу благополучия и безопасности крымских татар, а с другой - внутренняя политика государства не предусматривает большой свободы для национальных меньшинств, например, обучения или выпуска книг на родном языке. Хотя в Турции и проживает большое количество представителей различных народов, они получают образование на турецком языке и не могут требовать дополнительных привилегий. Поэтому вопрос поддержки крымских татар активно используется скорее для привлечения внимания и поднятия рейтингов, чем для реальной поддержки национального меньшинства в Крыму.
К такому же пиар-ходу можно отнести и сотрудничество с антироссийски настроенным бывшим главой непризнанного Крымско-татарского меджлиса и украинским депутатом М.Джемилевым. В Турции его зовут Кырымоглу, что в переводе означает «сын Крыма».
После проведения референдума в марте 2014 г. премьер-министр и министр иностранных дел Турции встретились с М.Джемиле-вым, который в угоду политическим амбициям сообщил ложную информацию о том, что 99% крымских татар бойкотировали референдум [3]. Впоследствии эти данные были опро-
вергнуты вице-премьером Крыма Р.Темирга-лиевым*.
А месяц спустя М.Джемилев получил орден Турецкой Республики из рук президента А.Гюля. При этом в самом Крыму М.Джеми-лев уже утратил свою популярность и его заявлениям не придают большого значения.
Со стороны России всего через несколько дней после референдума были предприняты шаги по социально-экономическому обустройству нового региона. 21 марта 2014 г. Президентом России В.В.Путиным был принят Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Для крымско-татарского населения депортация в мае 1944 г. была трагедией. Решение НКВД СССР было принято из-за участия крымских татар на стороне нацистской Германии в период Великой Отечественной войны. Сейчас этот факт часто упоминается в антироссийской риторике с целью повысить уровень негативного отношения крымских татар к России, при этом причины депортации сознательно замалчиваются. Кроме того, за более чем 20-летнюю историю нахождения Крыма в составе Украины подобного указа принято не было.
По мнению одного из авторитетных российских исламоведов В.В.Наумкина, данный закон будет «значительно содействовать победе в борьбе за умы и души этой важной части населения полуострова (крымских татар. -Авт.)» [11].
Закон должен не только улучшить положение местного населения, но и
сблизить Россию и Турцию по данному вопросу.
Пример позитивной реализации указанного закона таков: крымские татары в 2014 г. впервые получили возможность официально отпраздновать окончание святого для мусульман месяца Рамадан - праздник Ураза-Бай-рам, что было невозможно при украинском правительстве.
С 2014 г. в Крыму предоставлены гарантии крымско-татарскому языку в качестве второго государственного одновременно с русским языком.
Крымские татары получили право на сохранение своей культуры, традиций и религии, а также получили квоту в 20% в органах власти Крыма.
Кроме политических и социальных сфер, на которых отразилось присоединение Крыма к России, необходимо учитывать и сферу безопасности, так как баланс сил в Черноморском регионе начинает меняться. У российского Черноморского флота на протяжении многих лет существовала большая проблема - базирование на территории Украины. Соответствующие соглашения по Черноморскому флоту (Харьковские) были подписаны в 2010 г. и продлевали пребывание российского флота с 2017 г. на 25 лет.
После завершения всех официальных процедур по присоединению Крыма к Российской Федерации 2 апреля 2014 г. Президент России подписал закон о денонсации сразу нескольких соглашений: о параметрах раздела Черноморского флота, условиям базирования ВМФ России на территории Украины и связанными с этим взаиморасчетами между
* Около 40% крымских татар приняли участие в референдуме // РИА Новости. 16 марта 2014 г. // URL: http://ria.ru/world/20140316/999728287.html
правительствами двух стран, а также Харьковских соглашений. Черноморский флот получил большие возможности для развития, что не может не беспокоить Турецкую Республику, чей флот является самым сильным на Чёрном море.
По мнению турецкого специалиста О.Га-фарлы, это может привести к эскалации напряжённости в регионе [12].
Но с момента проведения референдума прошло полгода, и ситуация в Черноморском регионе остаётся стабильной.
Однако прозападный курс внешней политики Турции не так однозначен. С течением времени Турция всё чаще принимает решения исходя из своих национальных и экономических интересов, которые могут даже противоречить друг другу. Принимая во внимание турецкую внешнеполитическую доктрину «О проблемах с соседями», предложенную министром иностранных дел А.Давутоглу Турции не выгодна какая-либо конфронтация в Черноморском регионе. Любой конфликт с участием Турции будет означать привлечение натовских кораблей, что напрямую снизит позиции Турции как регионального лидера.
Согласно Конвенции Монтрё, корабли нечерноморских стран могут находиться в акватории Чёрного моря не более 21 дня. С момента присоединения Крыма к России американские и французские корабли заходят в акваторию Чёрного моря, что свидетельствует о желании Запада наращивать здесь своё военное присутствие. Но Турецкую Республику нельзя упрекнуть в открытом содействии Западу и пренебрежении условиями Конвенции Монтрё. Лишь
один американский корабль USS Taylor, нарушив условия пребывания, задержался в Чёрном море на 43 дня. Это было связано с поломкой винта, и к тому же большую часть времени корабль находился в порту г. Самсун.
Министр иностранных дел Турецкой Республики А.Давутоглу (ныне премьер-министр) заявил, что Турция никогда не отступала от положений конвенции, не пренебрегала своими обязательствами, и «поэтому неправильно говорить о кризисе или напряжённости между Турцией и Россией по этому вопросу» [1].
Турция не присоединяется к санкциям против России, так как значение российско-турецких экономических отношений очень велико.
Такого же мнения придерживается турецкий аналитик С.Демирташ, считающий, что «Турция не будет рисковать своими отношениями с Россией из-за Крыма» [10].
Специалист факультета Международных отношений Университета Кадир Хас (г. Стамбул) А.Юнвер предполагает, что сдержанная позиция Турции по Крыму в первую очередь связана с её зависимостью от поставок российского газа, цены на который могут повыситься в случае ухудшения российско-турецких отношений.
Поэтому экономические выгоды промышленно развитой Турции преобладают над её историческими связями с крымскими татарами [17]. Скорее наоборот, после введения ответных санкций с нашей стороны по отношению к поставщикам из Европы, Турция получила возможность нарастить поставки овощей, фруктов, молочной и мясной продукции в Россию. В начале августа 2014 г. Турцию посетила делегация Россельхоз-надзора. В середине сентября главы министерств экономики России и Турции обсудили возможности создания механизма взаиморасчётов в
национальных валютах, в том числе и для увеличения товарооборота по вышеуказанным направлениям.
При этом нет никаких прямых доказательств, свидетельствующих о снижении официального политического или экономического диалога между двумя странами. Непосредственно до и после проведения референдума в Крыму между главами России и Турции состоялись три телефонных разговора, на которых обсуждалась кризисная ситуация на Украине, события в Крыму и положение крымско-татарской общины. Достигнутое взаимопонимание стало основой для сохранения нейтральной позиции Турции, и далее конструктивный диалог между В. В. Путиным и Р.Т.Эрдоганам вернулся в привычное русло.
Конфликтная ситуация вокруг Крыма не отразилась и на таком важном для России и Турции секторе взаимодействия, как туризм.
В день проведения референдума в Крыму на Международной туристической выставке, проходившей в Москве, между Россией и Турцией было подписано Соглашение о сотрудничестве в туристической сфере. Оно предусматривает совместные действия в развитии туризма, обеспечении безопасности и осуществлении маркетингового сотрудничества [16].
Позиция Турции по Крыму была к этому моменту сформирована, однако даже в день проведения референдума сотрудничество не остановилось. Экономические выгоды от туристического потока, который называют «двигателем» российско-турецких отношений, очевидны и не могут быть проигнорированы турецкой стороной.
В начале апреля 2014 г. Правительство Турецкой Республики установило новые правила для срока действия паспорта иностранного гражданина, посещающего Турцию, - 4 месяца (до окончания срока действия) вместо трёх как было раньше.
Принимая во внимание популярность турецкого направления в майские праздники, российские туроператоры были обеспокоены возможными проблемами с туристами. Однако, согласно официальному сообщению на сайте Посольства Турецкой Республики в Российской Федерации, реализация закона была перенесена на конец года, и российские граждане могут посещать Турцию по старым правилам [5]. Скорее всего, большое количество обращений из туристических фирм было принято во внимания, и правительство не стало вводить новые правила прямо перед началом туристического сезона.
Крымский вопрос стал еще одной проверкой российско-турецких отношений. Это уже не первый случай, когда политические разногласия могли встать на путь развития отношений между Россией и Турцией. Но как показывает практика, умеренная политика Турции сохранила двусторонние отношения на прежнем уровне.
В заключение хотелось бы обратиться к одному эпизоду в истории Турции.
Александретский санджак - до Первой мировой войны часть Османской империи, которая в 1918 г. стала территорией Сирии под мандатом Франции согласно Мудросскому перемирию. На ее территории проживало до 50% этнических турок. Алек-сандретский санджак имел принципиальное значение для Турции, так как на его территории находился средиземноморский порт Искенде-рун, который обеспечивал стратегическое положение на Средиземном море, а также исторический город
Антиохия (Антакья), плодородная долина реки Оронт. В результате выборов 1938 г. правительство санджака было сформировано членами турецкой общины, состоялся референдум о желании присоединиться к Турции. В 1939 г. было подписано Анкарское соглашение между Турцией и Францией об окончательном присоединении Хатая (новое турецкое название санджака) к Турецкой Республике.
Можно сказать, что на тот момент Сирия была под протекторатом Франции, поэтому присоединение части её земель было выполнено с соблюдением международного пра-
ва. Тем не менее это было сделано под нажимом турецких войск, которые были введены в Александретский санджак перед проведением референдума и для защиты преобладающего турецкого населения.
К такому сравнению с крымскими событиями в самой Турции относятся неоднозначно.
Министр иностранных дел заявил, что сравнение крымского вопроса с Хатаем или даже с кипрской проблемой невозможно [7].
Противоположного мнения придерживается руководитель Центра ближневосточных исследований Х.Канболат, проводя параллели между Крымом и Хатаем, Кипром и Украиной [13].
Реакция Турции на события в Крыму была сдержанной и в некоторой мере неопределённой. С одной стороны, она не признала результаты референдума, как и весь Запад, ввиду наличия западного вектора в своей внешней политике, а с другой - она не присоединилась к западным санкциям против России, так как не посчитала целесообразным жертвовать высоким объёмом товарооборота. Представляется, что Турецкая Республика до последнего не будет принимать чью-либо точку зрения в данном вопросе, так как ей необходимо сохранять отношения как с западными странами, так и с Россией.
Вопрос соблюдения прав крымско-татарского населения является важным для Турции. Это связано с тем, что в Турции проживает большая крымскотатарская община, а некоторые потомки крымских татар имеют достаточно высокое положение в турецком обществе. Поэтому Турецкая Республика и дальше будет уделять большое внимание данному вопросу, так как кроме экономического аспекта в турецкой внешней политике видное место занимает «мягкая сила» и гуманитарное сотрудничество, через которое Турция продвигает свою политику в другие страны.
Такая сдержанная позиция Турецкой Республики по данному вопросу является для России предпочтительной, так как не нарушает ранее достигнутых договорённостей во многих сферах российско-турецкого диалога и предоставляет возможность для дальнейшего сотрудничества в регионе.
Примечания
1. Наумкин В.В. Многомерный кризис // Журнал: Россия в глобальной политике //
URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Mnogomernyi-krizis-16580
2. О реализации закона, предусматривающего срок действия паспорта при поездках в Турцию, 27.04.2014 // Объявление посольства Турецкой Республики в Российской Федерации // URL: http://moscow.emb.mfa.gov.tr/ShowAnnouncement.aspx?ID=208671
3. Россия и Турция подписали соглашение о сотрудничестве в сфере туризма до 2016 года// ИТАР-ТАСС 16 марта 2014 // URL: http://itar-tass.com/politika/1050512
4. Телефонный разговор с Премьер-министром Турции РеджепомТайипомЭрдоганом // URL: http://www.kremlin.ru/news/20373
5. 17 Mart 2014 Basin raporu // URL: http://www.akparti.org.tr/site/basin-raporlari/ tarih/2014-03-17
6. 17 mart 2014 bas?n raporu // URL: http://www.akparti.org.tr/site/basin-raporlari/ tarih/2014-03-17
7. Cagaptay S., Jeffrey J.F. Turkey's muted reaction to the Crimean crisis // URL: http:// www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/turkeys-muted-reaction-to-the-crimean-crisis
8. Cole J. Turkey will be pushed more to the West // The New York Times // URL: http:// www.nytimes.com/roomfordebate/2014/03/ 18/ukraines-effect-on-a-deal-for-syria/ russias-crimea-annexation-will-push-turkey-more-to-the-west
9. Davutoglu: Montro'nun ihlaline izin vermeyiz //Hurriyet 14 Nisan 2014 // URL: http:// www.hurriyet.com.tr/dunya/26211121.asp
10. Demirtas S. Turkiye, Kirim'da Rusya ile iliskilerini riske atmayacak // BBC Turkce 15 Mart 2014 // URL: http://www.bbc.co.uk/turkce/haberler/2014/03/140315_kirim_ turkiye. shtml
11. Dis ticaret istatisikleri, Turkiye Istatistik Kurum // URL: http://www.tuik.gov.tr
12. Gafarli O. Kirim Krizi ve Turkiye // Bilge adamlar stratejik arastirmalar merkezi. 26 Mart 2014 // URL: http://www.bilgesam.org/incele/598/kirim-krizi-ve-turkiyf10.]
13. Kirim'a Hatay, Ukrayna'ya Kibris modeli // Rusya'nin sesi radyosu 19.03.2014 // URL: http: / / turkish. ruvr.ru /2014_03_ 19/Kirima-Hatay-Ukraynaya-Kibis-modeli/
14. Müderrisoglu O. Kirim'dan Hatay ve Kibris ornegi cikmaz // Sabahgazetesi 23.03.2014 // URL: http://www.sabah.com.tr/dunya/2014/03/23/kirimdan-hatay-ve-kibris-ornegi-cikmaz
15. No: 86, 17 Mart 2014, Kirim'da duzenlenen referandum hk. // URL: http://www.mfa. gov.tr/no_-86_-17-mart-2014_-kirim_da-duzenlenen-referandum-hk.tr.mfa
16. Secim haberler // URL: http://secim.haberler.com/2014/
17. Unver A. Putin Kirim'la Bati'yi sinadi»// Amerika'nin sesi 26.03.2014 //URL: - http:// www.amerikaninsesi.com/content/putin-kirimla-batiyi-sinadi/ 1879580.html
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
\J В SERVER
24 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER 1/2015