Научная статья на тему 'КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА'

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2383
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ФОРМА / ВАРИАНТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюкова Г.В., Зиновьева Л.В., Парфисенко Н.А.

В статье рассматриваются научные основы, методики и технологии, проблемы организации занятий со студентами по принципу круговой тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА»

Проведен анализ существующих методик по ППФП в учебном процессе студентов с использованием спортивных игр (волейбола).

Разработана оригинальная методика учебно-тренировочного процесса в основном учебном отделении, позволяющая каждому учащемуся существенно повысить и укрепить именно те физические качества, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Разработана система и методика отбора волейболистов в группу спортивного совершенствования по результатам выполнения контрольных нормативов.

Разработан учебно-тренировочный процесс в спортивном отделении.

Показаны преимущества учебного процесса в группах со специализированной программой по волейболу.

Список литературы:

1. Аблеев А.Ю., Яковлева Е.Л. Волейбол в спортивных отделениях вузов. - М.: МГТУ ГА, 1996.

2. Анищенко В.С. Физическая культура. - М.: РУДН, 1999.

3. Баскакова И.П. Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы // Журн. Вопросы психологии. - 1968. - № 3.

4. Аблеев А.Ю. Управление работоспособностью студенток вуза: опыт исследований // Научный вестник МГТУ ГА. - 2013. - № 191. - С. 155-156.

5. Аблеев А.Ю. Повышение работоспособности студенток при помощи профессионально-прикладной физической подготовки // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества. Тезисы докладов участников Международной научно-технической конференции, посвященной 45-летию Университета. 18-20 мая 2016 г. - М.: МГТУ ГА, 2016. - С. 309.

6. Ониума С. Уроки волейбола. - М.: ФиС, 1985.

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА

12 2 © Крюкова Г.В. , Зиновьева Л.В. , Парфисенко Н.А.

Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета

профсоюзов, Республика Казахстан, г. Алма-Ата

В статье рассматриваются научные основы, методики и технологии, проблемы организации занятий со студентами по принципу круговой тренировки.

1 Доцент кафедры Общеобразовательных дисциплин.

2 Старший преподаватель кафедры Общеобразовательных дисциплин.

Ключевые слова: круговая тренировка, организационно-методическая форма, варианты, эффективность, регламентация, результативность.

Круговая тренировка и подобные ей формы использования физических упражнений получили довольно широкой распространение среди других разных средств и методов физического воспитания.

Цель работы: раскрыть возможности круговой тренировки в использовании ее на уроках физической культуры.

Изучение литературных источников позволяет нам выдвинуть предположение о том, что наиболее рациональным путем повышения эффективности как отдельного занятия, так и всего учебно-тренировочного процесса может служить применение методов круговой тренировки, разработанных английскими учеными Р. Морганом и Г. Адемсоном (1958). Методы и принципы круговой тренировки нашли свое отражение в работах немецкого специалиста М. Шолиха, отечественных ученых Л. Геркана, X. Муртазина и М. Пей-сахова, Г. Хачатурова, В.В. Чунина и других.

Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся, круговая тренировка имеет весьма широкую сферу применения - от школьной, университетской, физической культуры до большого спорта. Используя структуру круговой тренировки можно приближать эффект общеобразовательных упражнений к специфическим требованиям избранного вида спорта.

Круговая тренировка возникла как организационно-методическая форма применения физических упражнений, направленных на комплексное развитие физических качеств занимающихся. Такая цель предполагает не только одновременное развитие основных физических качеств быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), но и совершенствование их комплексных проявлений - скоростной силы, силовой выносливости, общей выносливости и т.п. Такой вид занятий особенно незаменим в условиях отсутствия полноценной спортивной базы или перезагруженности группы, в специализированных залах тяжелой атлетики и ритмической гимнастики, в легкоатлетическом манеже и даже для домашних занятий по типу круговой тренировки.

Материалом для круговой тренировки служат в основном технически относительно несложные движения из основной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой атлетики, легкой атлетики и других видов спорта. Эти движения в большинстве случаев имеют ациклическую структуру, но им придается искусственно-циклический характер путем серийных сложных повторений. Простота движений позволяет повторять их многократно и комплексно - как одну целостную тренировочную работу. Движения подбираются по специальной схеме (по символу круговой тренировки) так, чтобы обеспечить последовательное воздействие на все основ-

ные мышцы и в то же время дать достаточную нагрузку на внутренние органы: сердечно-сосудистую, дыхательную системы и т.д. [1].

Круговая тренировка в своем современном виде имеет ряд методических вариантов. Существенно, что все они характеризуются строгой регламентацией процесса упражнения. Методическую основу круговой тренировки составляет многократное выполнение предписанных движений, действий в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование нагрузки и лишь ориентировочная программа действий, складывающаяся в зависимости от игровой ситуации или условий состязания [2].

Рассмотрим подробнее метод круговой тренировки на занятиях со студентами первого курса нашего университета по наращиванию общей и силовой выносливости с применением средств легкой атлетики и атлетической гимнастики для совершенствования физической подготовленности занимающихся.

Актуальность проблемы определяется потребностями совершенствования методологии и технологии овладения физическим развитием студента в ходе решения двигательных задач разной направленности. Постоянно сокращающиеся учебные часы, отводимые на изучение этих разделов программных требований не дают возможности уделять развитию физических качеств длительное время. Успешность решения задачи достигается применением данных методов и позволяет перейти от жесткой регламентации содержания обучения двум этапам рабочей программы в едином целостном процессе совмещения задач. Поэтому для решения данной задачи на занятиях применяется комплексное решение задач в связке: этап общей выносливости и силовой подготовки средствами легкой атлетики и атлетической гимнастики в круговой тренировке. Как показала практика, такие методические приемы приносят результат [3].

Регулярное применение круговой тренировки на практических занятиях позволяет эффективно развивать у занимающихся, как общую выносливость, необходимую для участия в ускоренном и длительном передвижении, так и силовые способности, а также повышать эластичность мышц и их выносливость, укреплять костную систему.

При проведении занятий с использованием данного метода, одной из важнейших задач для преподавателя является способность моделировать специальные комплексы упражнений и организовывать спортсменов для выполнения конкретных действий. Многочисленные исследования подтверждают высокую результативность метода круговой тренировки даже при использовании ее в незначительной части от общего числа занятий для совершенствования физической подготовленности занимающихся [4].

Педагогическое мастерство преподавателя заключается в умении применить на практических занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда круговая тренировка используется для выполнения значительного объема физической нагрузки в минимальный промежуток времени и с высокой степенью эффективности.

Проведение занятий в зимнее время проводится со студентами первого курса в период подготовительной работы к сдаче контрольных нормативов на общую выносливость и силу. Занятия проводятся в специализированном зале тяжелой атлетики с применением тренажеров, спортивного оборудования и инвентаря, периодичность 2 занятия в неделю, и цикл проведения 1216 уроков за период. На первых уроках цикла количество «станций» на круге - 6-8 и упражнения подбираются в зависимости от задач урока. В последствии их количество достигает 10-12. Упражнения следует предварительно хорошо изучить, студент должен знать его название, способ выполнения.

Как известно, в основе воспитания общей и силовой выносливости должны лежать упражнения, выполняемые с достаточно большим числом повторений. Для определения в каждом упражнении числа повторений и величины применяемых отягощений необходимо предварительно установить средний уровень, проявленный каждой отдельной группой занимающихся. Зачастую показатели учебных групп разительно отличаются по возможностям, что связано с различной двигательной готовностью, приобретенной за свою предыдущую спортивную подготовку.

В процессе работы нами применяются несколько разных методических вариантов, позволяющих решать запланированные задачи с нарастанием сложности и применяемых нагрузок. Так один из методов «непрерывной циркуляции» предполагает выполнение заданий без пауз между упражнениями. Но сами упражнения можно проводить двумя способами: вариант «1 » - занимающиеся проходят один или несколько «станций» не ограничивая общее время, затрачиваемое на круг. При этом нагрузка в каждом упражнении сравнительно невелика. Ее можно последовательно повышать за счет увеличения числа повторений или за счет увеличения применяемых отягощений. Вариант «2» - занимающиеся проходят 1-3 круга с ограничением и фиксацией времени. Обычно вначале студенты не укладываются в норму времени, затем, по мере возрастания тренированности, норма выполняется. После этого проводятся контрольное испытания на тест.

Таким образом, «непрерывная циркуляция» направлена прежде всего на воспитание общей и силовой выносливости. Этот вариант круговой тренировки рекомендуется применять в занятиях со студентами первых курсов, а также в тренировке высококвалифицированных спортсменов в переходном периоде и первой половине подготовительного периода[5].

Предлагаем один из вариантов практического решения поставленных задач. Преимущественная направленность данного круга - на развитие си-

ловой и общей выносливости путем применения на разных станциях нагрузок, которые позволяют одной группе мышц получать импульс для работы, а другой - в это время активно отдыхать.

Комплекс № 1.

1. Велотренажер.

2. Подъем ног на наклонной скамейке.

3. Тренажер - беговая дорожка.

4. Жим гантелями лежа под углом вверх.

5. Бег на степ-платформах.

6. Становая тяга с гантелями.

7. Напрыгивания на скамейку с переменой ног.

8. Отжимания от брусьев или от лавки хватом рук сзади.

9. Бег на месте с высоким подниманием бедра.

10. Сгибание рук со штангой стоя.

11. Прыжки со сменой ног у гимнастической стенки из И.п. левая нога на нижней рейке.

12. Тяга штанги в наклоне обратным хватом.

Комплекс № 2.

1. Медленный равномерный бег.

2. Скручивание туловища на наклонной доске.

3. Прыжки с двух ног через гимнастическую скамейку.

4. Тяга за голову с верхнего блока тренажера.

5. Восхождение на гимнастическую скамейку в заданном темпе.

6. Отжимания широким хватом от лавки или от пола.

7. Прыжки через скакалку толчком двух ног.

8. Выпады с гантелями.

9. Выпрыгивания с двух ног вверх с отягощением из положения низкого присяда.

10. Подъем прямых ног под прямым углом из положения виса.

11. Тренажер - гребля.

12. Тяга гантелей в наклоне.

Задача педагога заключается в ясном и четком для занимающихся моменте организации занятия: разделить студентов по подгруппам, развести по станциям, донести интервалы и время работы, давать четкие команды на начало работы, окончание и перехода по кругу. Круг работы заканчивается после того, как каждый студент преодолеет запланированные на занятие станции. При работе с группами, где не проводится разделение по гендер-ному признаку, необходимо иметь представления о снижении нагрузок для женщин. При выполнении заданий необходимо следить за четким выполнением упражнения по технике без отклонений от изученного предварительно.

Подводя итоги, можно констатировать, что в процессе проведения занятия по методу круговой тренировки мы получаем возможность:

а) дифференцировать подход в процессе физической подготовки студентов;

б) увеличивать общую и моторную плотность занятия методом круговой тренировки;

в) повышать интерес, активность, работоспособность, усвояемость материала, психологическое и эмоциональное состояние занимающихся;

г) реализовать принцип возрастного соответствия при индивидуальном дозировании упражнений, добиваясь тренировочного эффекта.

Несмотря на все отмеченные достоинства круговой тренировки, ее, конечно, нельзя рассматривать как универсальную форму использования физических упражнений, способную заменить все другие. В таком многогранном и динамичном процессе, каким является процесс физического воспитания, необходимы различные формы построения, каждая из которых оказывается пригодной в разных конкретных условиях.

Список литературы:

1. Шолих М. Круговая тренировка. - М.: ФиС, 1968.

2. Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: Фис, 1986.

3. Гришин Ю.И. Общая физическая подготовка: учебное пособие. -Ростов-н/Д: Феникс, 2012.

4. Алабин В.Г. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. - М.: ФиС, 1982.

5. Шолих М. Круговая тренировка. - М.: ФиС, 1968.

СПОРТ - ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ

© Куклин В.Н.1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16», г. Чита

В данной статье рассматривается наиболее важная значимость работы по формированию здорового образа жизни в общеобразовательном учреждении, а также представлена спортивно-массовая работа, как одно из направлений воспитательной работы в школе, целью которой является повышение физической подготовленности у обучающихся.

Занятия спортом делают нашу жизнь намного интереснее, увлекательнее. Человек, любящий спорт, более дисциплинирован, организован, лучше и успешнее работает.

1 Учитель по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.