Научная статья на тему 'Круглый стол: «Взаимодействие реального сектора экономики и банков в условиях финансового кризиса»'

Круглый стол: «Взаимодействие реального сектора экономики и банков в условиях финансового кризиса» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол: «Взаимодействие реального сектора экономики и банков в условиях финансового кризиса»»

взаимодействие и

Проблемы на кредитном рынке являются одним из основных свойств современного экономического кризиса. Ситуация на рынке бизнес-кредитов характеризуется ужесточением условий выдачи кредитов, сокращением их предложения. Банки оценивают каждого кредитора, тщательно анализируя его платежеспособность и финансовое положение, требуют больший объем информации о заемщике, предприятии, составляют сложные финансовые схемы поведения кредитора на длительный период времени. Ужесточение условий выдачи кредитов повлекло неисполнение обязательств между контрагентами.

Банкиры утверждают, что с формальной точки зрения подходы и требования к корпоративным клиентам не изменились. Качественно трансформировались риски, связанные с финансированием корпоративного бизнеса в целом. Длинные кредиты, например, исчезли не только по причине нехватки ликвидности, но и в связи с невозможностью в некоторых случаях построения долгосрочных прогнозов.

Собственники бизнеса утверждают, что с банками невозможно договориться, несмотря на то, что они такие же субъекты предпринимательской деятельности и несут те же самые риски. Смогут ли прийти к соглашению участники круглого стола - руководители банков, холдингов, промышленных предприятий и малого бизнеса?

ЧЕРНАВИН Павел Федорович, президент ЗАО «Автомобили и моторы Урала>: Возникают традиционные для России вопросы: кто виноват и что делать? В том, что в стране идет кризис, виновато государство. Нам постоянно говорили о том, что в стране создан огромный стабилизационный фонд, поэтому никаких потрясений не будет; развивайте производство, внедряйте новые технологии, делайте реконструкцию, мы вам гарантируем стабильность. Более того, в преддверии кризиса всех собственников заставили поднять заработную плату. В результате большинство предприятий стало выплачивать нереальную зарплату. Например, можно увидеть несоответствие зарплатных ожиданий: если турецкий рабочий на сборочном конвейере готов работать за 300-500 дол., то российские рабочие устраивают забастовку при 1500 дол.

Государство оказалось абсолютно недееспособным, когда кризис уже наступил. Проблемы начали решаться не с того конца. Следовало выкупать кредиты финансово устойчивых на тот момент предприятий, деньгами стабилизационного фонда гасить займы предприятий в банках, тогда сохранилось бы и устойчивое производство, и банковская система. Надо было

реального банков в

—\

смириться с тем, что инфляция неизбежна.

Теперь второй вопрос: что делать? Ситуация настолько зашла в тупик, что разрешить ее без вмешательства государства невозможно. Иначе будут потеряны и производственный, и банковский секторы. Необходимы финансовые вливания в производственный сектор, как это сделали, например, в Китае, где в автомобилестроении наблюдается подъем за счет стимулирования внутреннего спроса.

Уральский государственный экономический университет

¡¡¡¡¡^^^ 27

сектора экономики усповияк финансового кризиса

Тема 2 Санация или банкротство?

1. Изменения в банковской системе: закончилась ли эпоха мелких банков?

2. Как изменилась система работы банков с проблемными заемщиками?

3. Что лучше: «больной осел» или «ослиная шкура»? Породит ли банковская система массовое банкротство заемщиков?

ИКРЯНИКОВ Алексей Викторович, вице-президент Уральского банка реконструкции и развита : Клиенты нашего банка разделились на три категории: 1) те, кто платит проценты; 2) те, для которых банк идет на реструктуризацию долгов с увеличением сроков кредитования; 3) те, кто не хочет платить. Последняя категория самая многочисленная.

ВЯТКИН Вадим Валерьевич, генеральный директор ООО «Инфанта>: Предприятиям самостоятельно выйти из кризиса практически нереально. Выходом для них может стать государственный заказ. Деньги стабилизационного фонда должны быть направлены именно на обеспечение предприятий заказами. А проблема как раз и заключается в том, что заказов стало меньше в разы. Те же заказчики, которые еще сохранились, просто-напросто не платят по 3-4 месяца. Каждое мое рабочее утро начинается с того, что я сажусь за телефон и начинаю обзванивать своих должников-заказчиков. То есть даже сохранившийся государственный заказ не обеспечивается финансами.

ГРИЦАИ Юрий Александрович, директор ЗАО «Эла-стотехника>: Последние три года было сильнейшее несоответствие между ростом заработной платы и производительностью труда. Одной из причин являются «дармовые» нефтяные деньги, брошенные через бюджет во всевозможные проекты. Почему у нас стоимость 1 км дорог в 10 раз выше, чем в Германии? Это тоже «дармовые» деньги. Я не говорю сегодня: «Дайте дешевые длинные деньги». Мне кредит не нужен. Создайте условия: дайте мне большую льготу через прибыль, сделайте отсрочку платежей в бюджет. Бизнес у банков сегодня ничего не возьмет. Наши банки нищие, слабые, у них нечего брать. Нельзя бизнесу давать «дармовые» деньги. Создайте в банковской сфере условия для бизнеса так, чтобы банкам было выгодно и бизнес был защищен. К сожалению, промышленное производство сегодня никому не нужно. Оно не дает быстрой отдачи, низкорентабельно, нервно затратно, очень рискованно. Государство может помочь. Именно государство должно сегодня дать длинные деньги бизнесу. У нас есть две фундаментальные проблемы. Первая - это создание условий для нормальной работы бизнеса. Вторая - снижение уровня жизни человека. Газово-нефтяными деньгами всю Россию не накормишь.

Ч

ВЕРЕЩАГИН Юрий Александрович, председатель отделения малого бизнеса Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской областг. Проблема возникает в том, что средний и малый развивающийся бизнес подчас не имеет крупных залогов для получения кредитов, а банки не хотят рисковать. Следующая проблема - величина банковского процента вместе с обслуживанием: вначале речь идет о 17-18%, а потом по совокупности достигает 24%. В результате получить серьезный кредит практически невозможно.

Ассоциация выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров Свердловской области

ПОТУРАЙКО Дмитрий Владимирович, управляющий филиалом банка «УРАЛСИБ» в Екатеринбурге. К сожалению, кризис - это для кого-то крах, а для кого-то новые возможности. Сегодня мы имеем максимально тяжелую ситуацию с теми длинными деньгами, которые когда-то выдали. Есть ряд предприятий, которые брали деньги под «оборотку», а вкладывали их во что только можно - в недвижимость, строительство, приобретение земель на будущее и т. д. Поэтому неправомерно говорить о том, что банки не дают длинные деньги - они в реальном секторе есть. А мы просто вынуждены их пролонгировать под «разными соусами» для того, чтобы не создавать безумные резервы, которые на 1 января могут очень серьезно отразиться на балансах банков.

Ничего не изменилось, все понимают, что реальному сектору нужны длинные деньги. Но для того, чтобы иметь большое количество длинных денег, в стране должна быть другая модель экономики. На сегодняшний день банки делают практически все, чтобы выправить ситуацию.

Сегодня все говорят о неплатежах. Но нам часто приходится слышать от некоторых клиентов банка: можно не брать кредит в банке под 22% годовых, проще не отдать тому, кому должно предприятие - это будет дешевле, так как штрафные проценты зачастую очень низкие. Выходит, что предприятия сами создают ситуацию неплатежей, не отдавая денег друг другу, выращивая свою кредиторскую и дебиторскую задолженность. Те проблемы, которые были в докризисный период - непрозрачные балансы, непонятная организационная структура холдинговых предприятий - сохранились до сих пор. В этом случае банк не может дать не только длинных, но и коротких денег. Такая ситуация на сегодняшний день - не единичные случаи, это - система. Банку проще кредитовать малый бизнес, потому что этот бизнес прозрачен. Говоря о неплатежах, следует подчеркнуть, что в этих условиях массовым продуктом должна стать банковская гарантия. Вместе с банком будет легче «выколачивать» дебиторскую задолженность. А в целом это установит правильные взаимоотношения между участниками рынка.

БОЛОТИН Евгений Геннадьевич, заместитель председателя Уральского банковского союза: Говорить о том, что кредитование на сегодняшний день прекратилось, нельзя. За четыре месяца мы выдали 236,6 млрд руб., что на 40% меньше, чем за тот же период прошлого года. Но возникает вопрос к науке: что первично - производство или кредит? Если производство упало на десятки процентов, почему должен вырасти кредит? Ведь кредит - это производная от производства. И когда мы спрашиваем у предприятий, для чего им нужен кредит, мы часто слышим, что выручка упала, а расходы остались прежними. То есть просят кредит на покрытие этой разницы.

Хуже всего сегодня предприятиям, занимавшимся реальными инвестициями в 2007-2008 гг. Давайте пролоббируем для них инвестиционную льготу: кто тратил деньги на покупку нового оборудования, пусть получит сегодня какую-то часть. Это поддержит все предприятия, которые выступают ростками экономики.

Я давно задумываюсь, почему ставки в Российской Федерации достаточно высокие. Уровень ставки в экономике определяется простым человеком - вкладчиком. Именно он реально оценивает состояние экономики. Когда вкладчик несет свои деньги в банк под 15-16% годовых, а под меньшие ставки уходит из банка - значит, это и есть реальные ставки в экономике.

Уральский государственный экономический университет

ЦргаУІепеІБ №1-2 (28-29) 2009

Тема 2 Санация или банкротство?

1. Изменения в банковской системе: закончилась ли эпоха мелких банков?

2. Как изменилась система работы банков с проблемными заемщиками?

3. Что лучше: «больной осел» или «ослиная шкура»? Породит ли банковская система массовое банкротство заемщиков?

АНАНЬЕВ Валерий Михайлович,

генеральный директор НП «УС «Атом-строй комплекс: Крах я исключаю полностью, как для себя, так и для государства. А новые возможности, как минимум, полгода назад были упущены. Вся стратегия государства направлена на борьбу не с кризисом, а с его последствиями. На период кризиса никаких изменений в представлениях о банковской системе не произошло. Проблемы изменились, а представления не изменились. Основной потребностью реального сектора экономики остаются дешевые и длинные кредиты. Условия работы для банка определяют Правительство и Центробанк, и никакие банки не могут дать дешевые длинные кредиты.

БЕСЕДИН Андрей Адольфович, генеральный директор ЗАО ТПО «Уралпромоборудование>: Кризис позволяет сделать то, на что не решались в другое время - сбросить балласт, освободиться от малоэффективного персонала. Ведь сокращаем в первую очередь бездельников, болтунов, бракоделов. Кризис заставляет нас думать иначе. Мозги «щелкают» совершенно с другой скоростью. Например, наша компания за шесть месяцев провернула трехлетний объем работы. Кризис заставил нас бежать вперед, полностью переформатировать организационные процессы, искать новые рынки, внедрять новые технологии, использовать новый инструментарий деятельности. Но часто мы слышим лозунг: «Все нормально - выживет сильнейший». Но кто-нибудь задумывался, а сколько этих сильнейших выживет? Может быть, мы «бьемся» с сильнейшими в мировой экономике? Ведь тогда большая часть российских предприятий в силу своей неподготовленности окажется слабыми? Что делать с теми, кто не выживет? Готов ли тот остаточный сектор экономики принять такую большую массу предприятий, пришедших к краху?

Приведу такой пример. Есть страна, которая занимается подготовкой только олимпийских чемпионов, и все ресурсы направляются на них. Другая страна занимается развитием физкультуры и в результате имеет здоровую нацию. Там, может быть, не такое большое количество чемпионов, но зато выше показатель средней продолжительности жизни.

Чего я не могу понять, так это особого отношения банков к нам. Вы такие же субъекты предпринимательской деятельности, как и мы, несете те же самые риски. Если мы договариваемся друг с другом по реструктуризации платежей по дебиторской задолженности, то с банками мы договориться не можем. Записано, например, 30-го числа уплатить проценты - и все. Хотелось бы, чтобы мы на рынке работали все-таки в одинаковых условиях.

БРОЗОВСКИИ Вячеслав Федорович, глава МО г. Березовский. Когда мы имеем успех в бизнесе, мы говорим: «Это сделал я». Когда наступил кризис - виновато государство. Все-таки в кризисе виноваты мы сами, потому что государство всего лишь создает условия. Условия были вполне приемлемые, были хорошие возможности для инвестирования в успешный бизнес. Сегодня условия изменились. Мы действительно столкнулись с кризисом доверия, и вот с этим надо работать.

\

КОМРАТОВ Юрий Сергеевич, генеральный директор ФГУП «Уралтрансмаш>: Мы говорим о взаимодействии двух проблем - проблем реального сектора и проблем банковского сектора. Проблемы реального сектора хорошо известны - малоэффективная технологическая экономика. С другой стороны, только начинающая свое развитие слабая банковская система, не имеющая своих ресурсов для обеспечения реального сектора. Поэтому все должны понимать, что у нас не может быть дешевых длинных денег. 0

Ассоциация выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров Свердловской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.