Научная статья на тему 'Круглый стол «Стратегическое партнерство с предприятиями - важный фактор развития инновационной деятельности в вузах»'

Круглый стол «Стратегическое партнерство с предприятиями - важный фактор развития инновационной деятельности в вузах» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Стратегическое партнерство с предприятиями - важный фактор развития инновационной деятельности в вузах»»

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

Круглый стол

«Стратегическое партнерство с предприятиями — важный фактор развития инновационной деятельности в вузах»

о

СП

со

< со

8 ноября 2012 года в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете им. В.И. Ульянова (Ленина) в рамках I Всероссийского научно-практического форума «Стратегическое партнерство вузов и предприятий высокотехнологичных отраслей» состоялся круглый стол «Стратегическое партнерство с предприятиями — важный фактор развития инновационной деятельности в вузах».

Организатором мероприятия выступил СПбГЭТУ при поддержке Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники и научно-практического журнала об инновационной деятельности «Инновации».

В заседании круглого стола приняли участие 32 человека — представители отечественных компаний высокотехнологичных отраслей, университетов, Правительства Санкт-Петербурга.

Вел круглый стол главный редактор журнала «Инновации», директор Технопарка СПбГЭТУ Новиков Б.А.

Открыл работу круглого стола доклад главного научного сотрудника ООО ГНУ «Экспертно-анали-тический центр», д. т. н., профессора Виноградова Бориса Алексеевича на тему «Единая система развития кадрового потенциала ОПК».

В своем выступлении докладчик призвал российские вузы активнее работать с предприятиями и в целом быть ответственными за состояние промышленности в стране. Вузам необходимо сконцентрироваться на научной и инновационной работе по следующим направлениям:

— вузы — важный ресурс промышленного развития страны подразумевает активное участие вузов в работе по приоритетным направлениям развития науки, техники и критических технологий. Сегодня финансирование НИОКР вузов со стороны промышленности характеризуется мелкотемьем государственных контрактов и хозяйственных договоров. Работа с промышленностью должна стать важнейшим приоритетом вузовской науки. Вузы должны взять определенную часть на себя функций замещения отраслевой науки, которая выбыла.

Заседание круглого стола

— вузы должны быть локомотивом развития регионов и отвечать за то, что происходит в регионах. Это направление должно утвердить лидирующую роль вузовской науки и инновационной работы в социально-экономическом развитии регионов России. Основным заказчиком работ выступают органы управления, хозяйствующие субъекты. Источник финансирования работ — бюджет региона, внебюджетные фонды, средства предприятий, федеральные целевые программы развития регионов и др.

— вузы должны осуществлять научно-методическое обеспечение развития системы образования, роль вузов здесь очень важна.

— вузы должны проводить фундаментальные и проблемно-ориентированные исследования, результативность который будет определяться, как публикациями в авторитетных мировых изданиях, так и перспективами практического использования результатов.

В стране провозглашены два главных приоритета: инновационное развитие и укрепление национального суверенитета и обороноспособности. Решить задачи в рамках этих приоритетов без соответствующего кадрового обеспечения невозможно. Нужны люди, которые проведут реиндустриализацию, будут работать на новых предприятиях, создавать будущее страны.

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

Докладчик осветил современное состояние подготовки кадров для ОПК.

Минпромторг приводит цифры, что на подведомственных ему предприятиях средний возраст работающих составляет от 30 до 40 лет, т. е. ситуация не критична. При этом доля рабочих преобладает и составляет более 63%. Возьмем для сравнения данные по американской компании Lockheed Martin. В ней 125 тыс. работающих, из которых 70 тыс. это научные работники и инженеры, из которых около 20 тыс. заняты в сфере IT. Так вот, американцы считают возраст только исследователей и инженеров, которые совокупно составили 64% от численности сотрудников компании. Именно они являются для нее рабочим классом. Порядка 40% из них это люди предпенсионного возраста, что считается критической ситуацией для фирмы. В США слышны призывы о выработке стратегии развития кадрового потенциала ВПК в целом, так как 9 из 10 школьников не мотивированы на учебу по техническим специальностям. Пентагон гораздо менее привлекателен для молодежи, нежели та же Кремниевая долина. К тому же 50% студентов в американских вузах — это иностранцы. Докладчик отметил, что когда мы у себя в России видим цифры гораздо вроде бы более благоприятные, то это не что иное, как оптический обман. Просто у нас складывают 65-70-летних научных работников и инженеров с 25-летними рабочими у станка и получают среднюю величину возраста работающих в промышленности. В реальности наша ситуация гораздо хуже, чем у американцев. В дополнение, участвуя в оценке работы ряда национальных исследовательских университетов и проверяя научную и инновационную деятельность ведущих вузов, Б.А. Виноградов отметил следующее. К сожалению, ситуация с возрастным составом научно-педагогических работников такова, что, условно говоря, уже деды и прадеды учат внуков и правнуков. Доля ученых и преподавателей в наиболее продуктивном возрасте от 40 до 50 лет весьма незначительна. По источникам финансирования науки и инноваций в вузах ситуация в целом одинакова — существенно преобладает бюджетное финансирование. Взаимодействие вузов с реальным сектором экономики незначительно. В этом отношении вузы Санкт-Петербурга отличаются в лучшую сторону, доля хоздоговорных работ у них составляет порядка 20%. В итоге получается ситуация, когда основным заказчиком НИОКР является чиновник. Для технических вузов главным все же должно являться не стремление попасть в глобальные рейтинги, а участвовать в триаде патентных семей, не ограничиваясь наличием лишь российских патентов, которые поддерживаются год-два, а затем списываются. Лишь у двух вузов, с деятельностью которых знакомился выступающий, имелись лицензионные соглашения с компаниями США. Отсюда и низкая эффективность компаний по ФЗ №217.

Государственный план целевой подготовки кадров для ОПК выполняется в целом неудовлетвори-

тельно. Если выходить на показатели, предусмотренные Стратегией 2020, то объем произведенной наукоемкой продукции должен составлять 13,6 триллиона рублей, а выработка на одного работающего должна быть 7, 86 млн. рублей, что составляет примерно 260 тысяч долларов. Реализация этих целей потребует дополнительно 800 тысяч исследователей и разработчиков. Сегодня же аспирантура вузов по инновационноемким специальностям выпускает с защитой около 3000 человек в год. С такими темпами готовить кадры надо будет лет двести. Система дополнительного профессионального образования во многом разрушена. Сегодняшняя ситуация такова. В регионах собирают данные с предприятий о текущей потребности в кадрах, регионы отправляют эти сведения в Минпромторг, который их сводит и передает в Минобрнауки, которое в свою очередь вносит в правительство план подготовки кадров, утверждаемый на 4 года. Дальше должно вступать в силу постановление правительства, определяющее количество и порядок подготовки специалистов для экономики. Однако реальность такова, что существующая система не дает гарантии, что человек, получивший образование по целевому набору, пойдет работать на предприятие.

Докладчик предложил модернизировать систему подготовки кадров для промышленности путем создания кадровых центров, которые будут вести не только реестры исполнителей, отвечать за исполнение этих договорных отношений, но и вести работу по дополнительному профессиональному образованию и кадровому резерву. В эту же систему должны входить Федеральный университет оборонных технологий и независимое кадровое агентство. Координировать работу должен координационный совет при ВПК.

В заключение своего выступления Б.А. Виноградов отметил, что взаимодействие вузов с промышленностью остается главным вопросом, необходимо увеличить объем финансирования по Постановлению Правительства РФ №218.

Отвечая на вопрос участников круглого стола о проблемах в системе подготовки инженерных кадров для ОПК, Борис Алексеевич отметил, что необходимо четкое взаимодействие двух министерств: Министерства образования и науки РФ и Министерства промышленности и торговли РФ.

Сейчас Министерство промышленности и торговли РФ активно работает по проблемам дополнительного профессионального образования кадров ОПК. Системой профессионального образования, в том числе подготовкой кадров высшей квалификацией занимаются Министерство образования и науки РФ, РАН и ряд отраслевых институтов.

Перспективу целевого набора для ОПК докладчик видит в трех вариантах: во-первых, отслеживание того, что сейчас уже происходит, а через кадровые центры — заключение договоров о целевой подготовке; во-вторых, проводить прием на целевую подготовку через два года после того, как человек отучился;

CN

о

CN

СП

со

J <

со О

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

о

СП

со

< со

в-третьих, предлагать целевое распределение выпускникам. Фактически надо создавать параллельную структуру кадровых центров, которые, в первую очередь, будут работать с кадровыми службами предприятий, а не с вузами, т.к. очень важно, чтобы предприятия ощутили толк от создания данных центров и поверили, что на их предприятия могут прийти выпускники ведущих вузов страны.

Руководитель Управления развития инноваций Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга Изотов Сергей Николаевич поинтересовался, может ли образование территориальных промышленных инновационных кластеров решить проблему кадровой подготовки?

Виноградов Б.А. заметил, что если будут постановление правительства, целевые деньги, как инициирующая сила и мотивация, то решение кадровой проблемы в раках кластера возможно.

Изотов С.Н. заметил, что, наверное, не все надо связывать с вопросами финансирования. Необходим поиск перспективных инновационных проектов, новых продуктов для рынка, под которые уже можно получать финансирование не только из бюджетных источников, а преимущественно от частных инвесторов и от реализации созданной инновационной продукции. В целом необходима правильная организация работы самого кластера.

Следующим выступил Цыбуков Сергей Иванович — генеральный директор «НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды».

Данное предприятие также имеет отношение к ОПК, но давно акционировано и является частным. Доля оборонного заказа на предприятии, по сравнению с продукцией для гражданского сектора, невелика.

Сергей Иванович рассказал о своем опыте сотрудничества с вузами Санкт-Петербурга. Выступающий отметил, что уровень НИР, проводимых в вузах по заданиям промышленности, хоть и не всегда высок, но все же в целом удовлетворителен, ОКР вузам даются уже с трудом, а инжиниринг не развит вовсе. В этом плане говорить о том, что вузы в состоянии полноценно заменить во многом исчезнувшую отраслевую

науку, пока нельзя. Какой выход из этого положения предлагается?

На базе предприятий Полимерного кластера создан Центр прототипирования с базовой кафедрой, целью которого является обеспечение малых и средних инновационных предприятий Санкт-Петербурга и СЗФО доступом к интегрированной среде «проектирование — подготовка производства — опытное производство» для сокращения времени и стоимости разработки новых изделий из полимерных материалов, металлов и композитных материалов. В идее создания Центра прототипирования принимала участие кафедра технологии приборостроения СПбНИУ ИТМО.

Основная проблема в работе такого Центра заключается в обеспечении его долгосрочными заказами. Лишь в этом случае деятельность подобного Центра будет экономически эффективна.

Докладчик выразил уверенность, что такие Центры должны создаваться на регулярной основе, их должно быть десятки, а может быть и сотни. Если при вузах и предприятиях не создавать подобные инжиниринговые центры, где предприятия будут брать на себя обязательства по финансированию НИОКР и коммерциализации полученных разработок, то эффективного партнерства университетов и предприятий ожидать не стоит.

С.И. Цыбуков призвал к изучению, поддержке и распространению опыта, полученного в «НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды».

Следующим выступил Котов Анатолий Иванович — к. э. н., начальник аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга.

В своем выступлении Анатолий Котов остановился на основных проблемах, препятствующих становлению инновационной экономики. В частности, он отметил, что хотя правовая база, связанная с коммерциализацией разработок и развитием инновационной деятельности в целом сформирована, однако, мотивации для восприятия новшеств на рынке недостаточно. И это, наверное, главная проблема всей инновационной деятельности. Вторая проблема связана с тем, что как в экономике страны в целом, так и в экономике города доминируют монополисты, а значит, круг платежеспособных предприятий, где потенциально можно внедрить свои разработки, не широк.

Путь развития прикладных исследований и коммерциализации разработок в вузах правильный, потому что прикладная наука во многом развалилась, сохранились только некоторые ее центры и ситуация в них не очень стабильная.

Выступающий отметил, что Правительство Санкт-Петербурга прилагает значительные усилия по развитию инновационной деятельности, в частности, по развитию инновационной инфраструктуры. В частности, в городе создана Особая экономическая зона технико-внедренческого типа, развивается сеть бизнес-инкубаторов, строятся объекты инфраструктуры для технопарка 1Т-технологий, организованы

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

фонды поддержки инновационной деятельности, в. ч. венчурного финансирования.

В настоящее время доля промышленности в структуре валового регионального продукта Санкт-Петербурга составляет 27%. В этой связи закономерен вопрос о новых источниках роста экономики города. На протяжении многих лет таким источником выступала промышленность. Но сегодня, когда под производственные цели в городе заняты более 20% городских территорий, дальнейшее экстенсивное развитие промышленности (увеличение площади промышленных территорий) для города не приемлемо. Выход один — повышать эффективность производства за счет модернизации основных фондов и внедрения инновационной продукции с высокой степенью технологического передела, а также создавать необходимые условия для формирования инновационной экономики. Следует отметить, что в Санкт-Петербурге, хотя и медленно, но создаются основы инновационной экономики. В частности, развивается сектор услуг, связанный с научной, образовательной, инжиниринговой, социальной и т. п. деятельностью, который постепенно увеличивает свою роль в городской экономике. К сожалению, на уровне РФ до настоящего времени не сформулированы требования промышленной политики, а за 20 последних лет ситуация в промышленности существенно ухудшилась: износ основных фондов составляет 41%, многие технологии утрачены, конкурентоспособность продукции низкая. В промышленности, также как и в целом в экономике, не решаются задачи, направленные на повышение производительности труда, эффективное использования основных фондов, специализацию и кооперацию при производстве продукции. Из-за отсутствия продуманной миграционной политики мы наблюдаем в Санкт-Петербурге, с одной стороны, активный приток мигрантов, а с другой — дефицит рабочей силы, достигающий 6070-ти тыс. человек.

С учетом сказанного, следует отметить, что нам крайне необходима экономическая политика, ориентированная на переход к инновационной экономике. При этом приоритетом этой экономики должны быть отрасли, направленные на удовлетворение потребностей людей, а именно: общественный транспорт, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Соблюдая необходимые социальные стандарты, целесообразно развивать в этих секторах экономики рыночные отношения, расширять перечень платных услуг бюджетных учреждений, повышать качество этих услуг. Экономическая политика должна не только обозначить необходимость перехода к инновационной экономике, но и определить перечень необходимых для этого инструментов и механизмов в виде государственных программа развития.

Одним из инструментов экономической политики в этой сфере могли бы стать инновационные кластеры. Однако здесь очень важна позиция участников этих кластеров. Опыт создания в Санкт-

Петербурге аэрокосмического кластера убедительно подтверждает необходимость наличия взаимного интереса всех участников. Важным элементом развития кластеров должно быть создание совместной инновационной инфраструктуры — бизнес-инкубаторов, технопарков, центров прототипирования, инжиниринговых центров и т. п., создание обучающих программ и формирование команд менеджеров для реализации инновационных проектов. По моему мнению, деятельность создаваемых кластеров должна быть направлена на коммерциализацию нематериальных активов, имеющихся у субъектов кластера и обладающих конкурентными преимуществами. Эту задачу надо решать с привлечением молодежи на самых ранних стадиях их обучения в ВУЗах, формируя тем самым у них интерес к творческой деятельности и предпринимательству.

Если есть возможность коммерциализировать нематериальный актив, то тогда целесообразно учреждение малого предприятия, которое, в свою очередь, может получить необходимую государственную поддержку в рамках программ развития малого бизнеса. Это непростая задача, но, тем не менее, данный подход логичен и позволяет активно привлекать молодежь к реализации инновационных проектов, что, в свою очередь, будет способствовать формированию современного рынка трудовых ресурсов для экономики Санкт-Петербурга.

В заключении выступающий выразил надежду, что ожидаемое принятие Государственной Думой РФ Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» послужит методологической базой для разработки перспективных планов перевода городской экономики на инновационный путь развития.

В коротком выступлении заведующая кафедрой экономического образования РГПУ им. А.И. Герцена Николаева Татьяна Петровна рассказала о проходившем весной 2012 года совещания представителей бизнеса и вузов по вопросам трудоустройства выпускников-инженеров. Она отметила, что из уст проректора крупнейшего технического вуза Петербурга прозвучала неожиданная фраза о том, что им очень трудно устроить куда-либо по специальности не только своих студентов, но и выпускников в связи с тем, что количество производственных площадок за последние 5-7 лет резко сократилось.

Промышленность дает четверть доходов бюджета города, а в советские времена она давала 38%. Изменилась не в лучшую сторону структура промышленности. Если в нулевые годы основной вклад в бюджет из промышленности вносили предприятия высокотехнологичнных отрслей, то сейчас табачная и пивная индустрии, автосборочные заводы. Можно утверждать, что доходы от высоких технологий в городской казне носят уже символический характер.

В ходе последовавшей дискуссии Котов А.И. в целом согласился с приведенными фактами, уточнив, что наибольший вклад вносит даже не табачная про-

о

СП

со

<

со О

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

о

СП

со

< со

мышленность, а переработка нефти и производства кокса, что является следствием привлечения в городскую юрисдикцию так называемых крупных налогоплательщиков, а они все у нас в сырьевом секторе или в индустриях низких переделов. Вы знаете, что сейчас ситуация меняется, и они уходят из городской регистрации. Автосборочные предприятия, как к ним не относись, удовлетворяют возросший спрос на автомобили и создают, что очень важно, рабочие места, требующие достаточно высокой квалификации. Однако нельзя не согласиться с тем, что во всем этом проявляются недостатки проводимой политики, которая должна быть нацелена на большую эффективность использования городских ресурсов, не ухудшая при этом качество городской среды.

Далее дискуссию продолжил Виктор Васильевич Славянцев — заместитель начальника Службы инновационного развития ГК «Ростехнологии», который рассказал о структуре Корпорации и программе ее инновационного.

Государственная корпорация «Ростехнологии» —

это:

— 17 холдинговых компании (интегрированных

структур)

— около 600 организаций

— 330 организаций относятся к предприятиям ОПК

— существенный инновационный потенциал — 220 НИИ и КБ

Программой инновационного развития (ПИР) Корпорации поставлены довольно амбициозные цели: Корпорация планирует к 2020 году в объеме своей реализации достичь почти 35% доли инновационной продукции, это даже превышает показатели Стратегии инновационного развития РФ. Реализация ПИР предполагает достижение технологического лидерства Корпорации в авиационной технике, электронике, композиционных материалах, биотехнологиях и по ряду других направлений.

Что касается взаимодействия с вузами. При утверждении ПИР были прописаны довольно высокие цифры, в том числе стоимость проектов, в которые предполагалось привлекать вузы нашей страны. У организаций Корпорации более 200 опорных вузов, 250 базовых кафедр, большое количество совместных с вузами образовательных программ. Стоимость проектов, которые организации Корпорации реализовали совместно с вузами в 2011 году, составила более 1 млрд. рублей.

Докладчик отметил, что в системе «Ростехноло-гии» оказалось более 200 КБ и НИИ. Естественно, если говорить о проектах, которые относятся к проектам НИОКР, в первую очередь холдинги Корпорации обеспокоены, как обеспечить работой свои научные центры, бывшие отраслевые, исследовательские организации. В рамках организации взаимодействия с вузами Корпорацией проводится Международная научно-практическая конференция «Российские кор-

порации, вузы и научные организации: проблемы и перспективы сотрудничества в инновационной сфере» в г. Жуковский.

В.В. Славянцев отметил, что в ПИР Корпорации впервые намечены планы по внедрению в инновационную деятельность организаций механизмов открытых инноваций, что для корпораций в сфере ОПК является совершенно новым направлением. Для реализации данного направления по инициативе Корпорации проводится Первый открытый конкурс гражданских инновационных проектов организаций ОПК России, создается бизнес-инкубатор, распределенный центр коллективного пользования, который уже начал свою деятельность в режиме опытной эксплуатации, межотраслевой инновационный центр, запланировано создание корпоративного венчурного фонда.

Реализуя данное направление, ГК «Ростехноло-гии» намерены создать современную инфраструктуру коммерциализации перспективных технологий и разработки новой для рынка продукции, в том числе двойного применения.

В.В. Славянцев призвал вузы и создаваемые ими малые инновационные компании принять активное участие в конкурсе инновационных проектов и других мероприятиях, проводимых ГК «Ростехнологии».

О работе своего предприятия рассказал Дмитрий Иванович Цыпишка — заместитель генерального директора по производству приборов ЗАО «Тидекс». ЗАО «Тидекс» занимается производством и продажей оптики для промышленности и науки, в том числе оптоэлектронных приборов. 90% выпускаемой продукции данной компании идет на экспорт.

Что касается взаимодействия с вузами, то докладчик отметил несколько проблем: вузы редко могут довести разработку до стадии опытного образца. В следствие излишней забюрократизированности в вузах, ЗАО «Тидекс» часто сотрудничает с вузом через МИПы, созданные с их участием. Объемы НИОКР, которые заказывают такие предприятия, как ЗАО «Тидекс», часто не велики, а сроки их проведения достаточно малы, при этом у кафедры есть свои планы и им не всегда интересно отвлекаться на

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

выполнение таких НИОКР, хотя потенциально они в них заинтересованы.

Докладчик отметил, что и в дальнейшем компания будет наращивать объемы работы с университетами, потому что в них есть необходимое оборудование, достаточный научный потенциал, ученые, заказные НИОКР.

ЗАО «Тидекс» было бы заинтересовано в субсидировании своих НИОКР со стороны государства, но предлагаемые сегодня инструменты в рамках известного постановления №218 или ФЦП не подходят для небольших, но динамично развивающихся инновационных компаний, таких, как ЗАО «Тидекс». Они предполагают слишком большие суммы финансирования НИОКР, что пока не сопоставимо с объемом реализации таких компаний.

Следующим выступил Изотов Сергей Николаевич — руководитель Управления развития инноваций Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга, который рассказал об основных положениях региональной Программы развития инновации «Наука. Промышленность. Инновации», размер финансирования различных мероприятий которой за 5 лет должен составить около 6 млрд. рублей. В частности, в рамках этой программы субсидируются малые инновационные предприятия, создаваемые бюджетными научными и образовательными учреждениями по ФЗ №217. Фактически подавляющая часть новых предприятий, создаваемых вузами Санкт-Петербурга по данному закону, получает финансовую поддержку от города. Правительством Санкт-Петербурга накоплен значительный опыт в развитии программ подготовки специалистов для городской промышленности. В рамках данного направления субсидируется часть затрат промышленных предприятий по подготовке кадров для своих нужд. Помимо поддержки и развития инновационной инфраструктуры, создаваемой на территории СПб (бизнес-инкубаторы, ОЭЗ, Технопарк, Наукоград), программой предусматривается поддержка кластерных инициатив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Два инновационных кластера: радиологический и медико-фармацевтических, которые формируются в СПб, вошли в список инновационных кластеров, отобранных Министерство экономического развития РФ. Данные кластеры должны получить в том числе и федеральную поддержку. Ряд мероприятий программы напрямую связан с темой данного круглого стола. Например, программой предусматривается субсидирование части затрат промышленных предприятия, если они заказывают НИОКР в университетах города.

Докладчик надеется, что данный инструмент будет служить интенсификации процессов установления партнерств предприятий с университетами.

В городе также планируется сформировать современную законодательную базу, касающуюся инновационной деятельности, т. е. будет принят соответствующий региональный закон. Действующая в городе программа не является чем-то застывшим, Управление открыто для предложений по активизации инновационной деятельности в СПб.

Далее выступил Кожитов Лев Васильевич — профессор кафедры технологии материалов электроники НИТУ «МИСиС», который в своем докладе отметил, что во всей этой большой работе имеет большое значение анализ, обобщение и распространение передового опыта, создание инноваций, генерация знаний и их превращение и реализация в промышленность.

В работе круглого стола также принял участие Упатов Денис Александрович — заведующий сектором управления СПбГПУ Институт машиностроения «ПИМАШ ВТУЗ», который рассказал об опыте взаимодействия их вуза с промышленностью, а также о системе подготовки кадров для предприятий. Она заключается в том, что в общей сложности почти полтора года в период всего обучения, начиная со второго курса, студент проходит практику на конкретном промышленном предприятии. В итоге на предприятии этого специалиста хорошо знают, и его переподготовки после окончания вуза не требуется.

Докладчик отметил, что основная проблема для их вуза заключается в том, что подобная интегрированная система подготовки кадров не вписывается в действующую систему высшего профессионального образования в РФ, вузом были направлены поправки в закон об образовании, который сейчас принимается Государственной думой.

В обсуждении поставленных вопросов приняли участие проректор по научной работе СПбТЭИ Борисоглебская Лариса Николаевна, Василенко Наталья Валерьевна — заведующая кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена, Николаева Татьяна Петровна — заведующая кафедрой экономического образования РГПУ им. А.И.Герцена, Коростышевская Елена Михайловна — профессор СПбГУ, Иванов Сергей Анатольевич — генеральный директор представительства японской фирмы «Interactive Corporation» в Москве, Ломаза Николай Николаевич — заместитель генерального директора ЗАО «Комплексный технический сервис» и другие.

Выступавшие отметили важность рассматриваемых в круглом столе вопросов, указали на необходимость совместной работы предприятий и университетов по активизации сотрудничества, как в области подготовки кадров, так и в научно-инновационной сфере, и предложили рассматривать эти вопросы на регулярной основе.

CN

о

CN

СП

со

J <

со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.