Научная статья на тему 'Круглый стол «Сложился плодородный культурный слой. . . »'

Круглый стол «Сложился плодородный культурный слой. . . » Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Круглый стол в технологическом инкубаторе Политехнического университета проходил 26 июля. В нем принимали участие директора компаний, выращиваемых в инкубаторе: Валерий Тимофеев, предприятие «Виол»; Олег Хасанов, Научно-исследовательский центр перспективных технологий «Спектр»; Александр Сапрыкин, заместитель директора компании «Молд»; Алексей Сергеев, Научно-производственное предприятие «Полиант»; Алексей Золотенков, заместитель директора инкубатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Round table in the technology incubator Polytechnic University was held on 26 July. It was attended by company directors, are grown in the incubator: Valery Timofeev, enterprise «Viola»; Oleg Khasanov, Research Center for Advanced Technologies «Spectrum»; Alexander Saprykin, Deputy Director of the company «Mold»; Alexei Sergeev, scientific-production enterprise « Poliant »; Alex Zolotenkov, deputy director of the incubator.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Сложился плодородный культурный слой. . . »»

«СЛОЖИЛСЯ ПЛОДОРОДНЫЙ культурный слой...»

Круглый стол в технологическом инкубаторе Политехнического университета проходил 26 июля 2006 г. В нем принимали участие директора компаний, выращиваемых в инкубаторе: Валерий Тимофеев, предприятие «Виол»; Олег Хасанов, научно-исследовательский центр перспективных технологий «Спектр»; Александр Сапрыкин, заместитель директора компании «Молд»; Алексей Сергеев, научно-производственное предприятие «Полиант»; Алексей Золотенков, заместитель директора инкубатора.

Ведущий:

— Спасибо за согласие поучаствовать в обсуждении проблем, актуальных для молодых технологических компаний в Томске. Пожалуйста, представьте свои компании, а потом перейдем к тому, что, с вашей точки зрения, наиболее важно для развития высоких технологий, зародившихся в университетских лабораториях.

Валерий Тимофеев:

— Я выступаю здесь в двух лицах — и как директор малого предприятия ООО «Виол», и как директор Технологического инкубатора Томского политехнического университета. Об инкубаторе скажу позже, а «Виол» — компания, созданная по программе «Старт», которую ведет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Компания занимается производством присадок для нефти, снижающих вязкость. Использование таких присадок позволяет увеличивать пропускную способность нефтепроводов, что важно для российских нефтяников. Соответственно, мы рассчитываем на платежеспособный спрос на наши продукты. Хочу упомянуть, что сегодня присадки подобного рода импортируются. Это дополнительное обстоятельство, которое позволяет надеяться на успех нашей компании.

Объем российского рынка для наших продуктов оценивается в десятки миллионов долларов, наш бизнес-план предполагает занятие на нем ниши в 20% к 2010 г.

Сегодня в компании постоянно работают восемь человек. Преимущественно это универсанты, являющиеся совладельцами компании. Ее предполагаемая в будущем численность — двадцать человек.

До поддержки программой «Старт» технология развивалась собственными силами Политехнического университета. Сегодня ее, кроме «Старта», поддерживает частный инвестор — ЗАО «Гаммахим» (Республика Татарстан).

Наши присадки успешно проходят производственные испытания, которые, мы надеемся, успешно завершатся в ближайшем квартале.

Добавлю, что по российским меркам — это новая технология: первые результаты были опубликованы и первые патенты получены восемь лет назад.

Александр Сапрыкин:

— Компания «Молд» занимается оснасткой для изготовления прессформ. Сегодня в России потребности в прессформах удовлетворяются отечественными производителями только наполовину. Кроме того, быстро растет международный рынок. Например, Китай заказывает за рубежом оснастки на 4 миллиарда долларов в год, и объем этих заказов ежегодно растет на полмиллиарда...

Прессформы используются для штамповки разнообразных изделий, и часто к ним предъявляются высокие требования по геометрии поверхности, по прочности, по износостойкости. Это дорогие изделия — даже прессформа для штамповки полиэтиленовых ящиков для бутылок стоит около 30 тысяч долларов. С повышением требований к точности формы цена возрастает. По данным Национальной ассоциации производителей «Автосельхозмашкомпоненты» по комплектации автомобильных и тракторных заводов, для «Жигулей» пришлось несколько прессформ заказать за границей, у себя сделать не смогли...

Наша компания подошла к делу следующим образом. С одной стороны, нам известно, на каких заводах бывшего авиапрома есть станки нужного класса точности (раньше на них авиапромовцы для себя изготовляли оборудование, на котором уже потом строили самолеты). С другой стороны, в Политехе

В самом начале пути...

ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006

ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006

Типовой офис инкубатора

студентов учат работать с программными продуктами, и учат хорошо. Качественная оснастка сегодня получается при сочетании точных станков и хороших компьютерных моделей. Мы создали Учебно-производственный центр, который позволяет с помощью студентов получать высококонкурентную оснастку для прессформ высокой сложности.

Ведущий:

— Все-таки рискованное сочетание — изделие высокой сложности и студенты...

Александр Сапрыкин:

— В нашем случае вполне могут сочетаться, потому что результаты тех, кто работает с программами, выводятся на дисплей, и любая допущенная ошибка проявляется сразу и может быть исправлена без особых потерь. Кроме того, главная сложность задачи не в самом компьютерном моделировании, а в том, что это моделирование должно подстраиваться под постановку задачи конструктором и технологом — специалистами высокого класса. За ними же стоит целая технологическая школа, и поэтому знания и опыт наших специалистов — основное достояние нашей компании.

Олег Хасанов:

— НИЦ «Спектр» тоже занят изделиями сложной формы, только из нанокерамики. Основой нанокерамики служат нанопорошки, которые по размеру сопоставимы с частицами дыма. Из этого «дыма» и можно создавать изделия, прочность и ряд других характеристик которых существенно выше, чем у изделий, полученных из традиционных материалов.

В 2002 г. технология была высоко оценена экспертами IBM на презентации российских высоких технологий в Силиконовой долине. По заключению авторитетной консалтинговой фирмы ^.

(США), она имеет хорошие рыночные перспективы.

Сегодня наши права на интеллектуальную собственность защищены рядом патентов в России и за рубежом. Получены опытные образцы продукции. Под развертывание небольшого производства запрашиваются инвестиции в размере 30 миллионов рублей. Срок окупаемости проекта — три года.

Алексей Сергеев:

— «Полиант» работает уже два года и производит анализатор «Антиоксидант». Этот прибор позволяет определять устойчивость к окислению пищевых продуктов, косметики, лекарственных препаратов и биодобавок. Производим и продаем также учебнолабораторный комплекс «Экология», который может использоваться для экологического мониторинга и для обучения этому мониторингу.

Алексей Золотенков:

— Я хочу сказать несколько общих слов о ситуации с новыми технологиями в университетах. Тех, кто ими занимается, можно разделить на две группы. Для себя я называю их «тусовщики» и «китайцы».

«Тусовщики» — это конъюнктурщики, генераторы идей. Их стратегия — обещание потрясающих результатов, а когда приходит время предъявлять результаты, они принимаются обещать еще больше, еще грандиознее. Как правило, объем привлекаемых таким образом средств, всегда занижен, и серьезную работу на эти деньги сделать невозможно. Но и не нужно! Как только деньги освоены, пишется отчет, после чего начинается поиск новых тем, средств и инвесторов. Полученные результаты оседают либо у инвестора, либо в университете.

«Китайцы» наоборот, тихи и незаметны. Они внедрены в университетские структуры, пользуются даровыми площадями, оборудованием, коммуналкой... Что-то делают и продают для себя. Главный же вред от них другой — они мелочно кормятся на перспективных технологиях, не выпуская их в промышленность.

Конечно, кроме этих двух разновидностей есть люди, нацеленные на производство на основе своих технологий. Сегодня они здесь.

Валерий Тимофеев:

— Несколько слов о нашем инкубаторе в целом. Мы его рассматриваем как замыкающее звено в коммерциализации научно-технической идеи.

Начинается все внутри университета, с работы ученых по хоздоговорам и контрактам или же за счет внутренних университетских грантов, а также грантов внешних — как российских, так и зарубежных. Это первый этап.

Если дело доходит до опытного образца, подключается университетский центр трансфера технологий. Он изучает рыночные перспективы новой технологии. Если перспективы обнадеживают — центр трансфера пишет бизнес-план. Это второй этап.

Затем разработка вместе с бизнес-планом передается в инкубатор, где создается малое предприятие, которое призвано вывести новую технологию на рынок. Работа малых предприятий — это третий, уже завершающий этап.

Сегодня в инкубаторе у нас пятнадцать компаний, из них десять получили гранты Фонда содействия.

Важное обстоятельство — университету принадлежит 98% уставного фонда инкубатора (он внес в уставной капитал инкубатора пять разработок на сумму около 5 миллионов рублей). Это означает, что инкубатор подконтролен ректору университета. Ин-

кубатор в свою очередь выступает учредителем инкубируемых компаний. Его доля в них составляет от 15 до 51%. В итоге университет может участвовать в управлении этими компаниями и ставит своей задачей получение доходов от них.

Доходы сотрудников университета, работающих в компаниях, складываются из заработной платы, из их доли в доходах университета, из их доли в доходах компании.

Ведущий:

— Что же мешает передаче результатов научных исследований в промышленность?

Олег Хасанов:

Часто отсутствие средств на опытное производство.

Иногда происходят совершенно непонятные вещи. Скажу на примере нанопорошков, по которым я писал диплом двадцать пять лет тому назад, защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации...

Прежде, средств на работу с нанопорошками выделялось немного, но существенная — по моему ощущению, процентов сорок — часть доходила до тех, кто занимался исследованиями и действительно получал результаты. Сегодня, когда тема нанотехнологий у всех на слуху, денег на их развитие выделяется много больше, но до специалистов доходит едва ли не меньше, чем прежде. Мне кажется, что большие деньги привлекают любителей, которые умеют перехватывать их где-то по пути...

Ведущий:

— Получается, что можно загубить новое научно-технологическое направление, если засыпать его деньгами?

Олег Хасанов:

— Вполне такое может произойти — если нет достаточно объективной экспертизы предлагаемых проектов, и нет контроля результатов их выполнения. Возьмите ситуацию с нашими конкурсами. Часто неизвестны ни эксперты, ни критерии, которыми они руководствуются при отборе победителей. Считаю, что если заявка не прошла по конкурсу, заявитель вправе получить мотивированный отказ...

Алексей Золотенков:

— Тут есть опасность и в другом отношении. Настоящий ученый не должен быть богат. Это просто не его приоритет, он занимается не созданием собственного благополучия, а изучением законов природы...

Алексей Сергеев:

— Алексей, если тебя люди услышат, то побьют. Ты предлагаешь ученым быть нищими?

Алексей Золотенков:

— Вовсе нет. Нищета тоже противопоказана, должен быть определенный уровень благосостояния. Я говорю о том, что ученый, который стремится к большим деньгам, уже не ученый, а кто-то другой. В науке люди думают и действуют одним образом, а на производстве или в бизнесе — совсем иначе...

Валерий Тимофеев:

— Совершенно согласен с Олегом в вопросе о конкурсах и хочу затронуть близкую тему. Если мы говорим о высоких технологиях, о продвижении к экономике, основанной на знаниях, то понимаем, что все

это невозможно без уважения к интеллектуальной собственности. Причем во всех ее проявлениях: в патентных правах, в авторском праве и приоритете, в признании того, кто что сделал...

Но вот ситуация: Политехнический университет уже шесть лет прорабатывал концепцию инновационного университета. Причем не умозрительно, а на практике, вводя модель элитного образования, построения бизнес-команд, осуществления реальных инновационных проектов.

Сегодня уже двадцать (!) российских университетов получили статус инновационных, только собираясь сделать то, что мы уже сделали. Мы же в число инновационных еще не попали...

Конечно, расхождения в оценках всегда будут, и каждый понимает справедливость по-своему, но мы должны находить какой-то общий знаменатель и избегать грубых ошибок.

Ведущий:

— Томск многое делал и делает в числе первых в инновационной сфере: первый российских технопарк, первые частные инвестиции из Оксфорда, теперь технико-внедренческая зона... При этом по научному и промышленному потенциалу Томск не самый большой город. В чем причина?

Алексей Сергеев:

— Томск всегда готовил специалистов много больше, чем нужно было ему самому. Большинство уезжало, но в течение многих лет в городе оставалась часть лучших, он «снимал сливки» из выпускников своих вузов. Наверное, в итоге сложился какой-то особенно плодородный культурный слой... И еще одно обстоятельство: региональные связи. Те, кто приезжал учиться и оставался потом в городе, обычно поддерживали и поддерживают связи со своими родными местами. Это дает томскому бизнесу широкий географический кругозор. Эти два обстоятельства, по-моему, и способствуют нынешнему выдвижению Томска в группу лидеров в сфере высоких технологий.

(Вел круглый стол Юрий Нешитов)

ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.