Научная статья на тему 'Круглый стол порп и оппозиции в истории современной Польши: российский взгляд'

Круглый стол порп и оппозиции в истории современной Польши: российский взгляд Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ОППОЗИЦИЯ / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / КРУГЛЫЙ СТОЛ / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL PARTY / THE OPPOSITION / MULTI-PARTY SYSTEM / THE PARTY SYSTEM / A ROUND TABLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Максим Валерьевич, Жиряков Иван Георгиевич

В статье на основе публикаций российских исследователей истории современной Польши рассматривается политическая и социально-экономическая ситуация в ПНР в конце 80-х годов ХХ века, проведение круглого стола между властью и оппозицией в 1989 году, открывшего путь для страны к новому политическому строю и плюралистической партийной системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Round Table of Polish United Workers’ Party (PORP) and Opposition in History of Modern Poland: Russian View

In the article on the basis of publications of Russian researchers of modern Poland is considered the political and socio-economic situation in the People’s Republic of Poland in the late 80’s of the XX th century. Holding the “round table” between the government and the opposition in 1989, which opened the way for the country to a new political order and pluralist party system

Текст научной работы на тему «Круглый стол порп и оппозиции в истории современной Польши: российский взгляд»

М.В. Барабанов,

И.Г. Жиряков

Круглый стол ПОРП и оппозиция в истории современной Польши: российский взгляд

В статье на основе публикаций российских исследователей истории современной Польши рассматривается политическая и социально-экономическая ситуация в ПНР в конце 80-х годов ХХ века, проведение круглого стола между властью и оппозицией в 1989 году, открывшего путь для страны к новому политическому строю и плюралистической партийной системе.

Ключевые слова: политический строй; политическая партия; оппозиция; многопартийность; партийная система; круглый стол.

К концу 1980-х гг. кризис социалистических стран Восточной Европы стал всеобщим и приобрел системный характер. Общим для всех стран было стремление ликвидировать монопольную власть правящих партий, установить подлинно демократическую форму правления и на основе широкой демократии обновить социально-экономическую и политическую жизнь общества.

На рубеже 1988-1989 гг. произошли существенные перемены в расстановке политических сил в Польской Народной Республике (ПНР). Политическая система ПНР формально была многопартийной. В течение сорока с лишним лет у власти находилась Польская Объединенная Рабочая партия (ПОРП). Ее политические конкуренты — Объединенная крестьянская партия и Демократическая партия, по факту являлись партиями-сателлитами.

По мнению исследовательницы О.А. Майоровой, на рубеже 1980-1990-х годов с общественно-политической и психологической точек зрения польские граждане были гораздо больше готовы к преобразованиям в собственной стране, чем некоторые другие народы в соседних социалистических странах [7: с. 47].

Политическая и социально-экономическая ситуация в Польской Народной Республике в конце 80-х годов ХХ века, проведение круглого стола власти и оппозиции в 1989 году обстоятельно описаны в польской политической и исторической литературе, в обществоведческой литературе других стран.

В настоящей статье раскрывается «российский взгляд» на указанные события, авторское видение описываемых процессов, основанное на исследованиях отечественных ученых.

Надо сразу подчеркнуть, что политическая активность и гражданская зрелость поляков во второй половине 80-х годов достигали высокой отметки, поэтому и строительство плюралистической партийной системы пошло в Польше быстрее, чем в других социалистических странах Восточной Европы.

Строительство плюралистической партийной системы не было непосредственным следствием массового общественного протеста в 1989 г.: в Польше такой протест имел место и раньше — во время событий 1980-1981 гг. Плюралистическая партийная система в Польше явилась результатом договора между реформаторским крылом Польской Объединенной Рабочей партии и умеренной частью политической оппозиции, вышедшей из общественно-политического движения «Солидарность».

Многие зарубежные исследователи подчеркивают, что идея проведения круглого стола между представителями власти и широких сил оппозиции принадлежит «Солидарности» и что эта идея родилась в августе

1988 года [6: с. 25]. Забыв при этом отметить, что «здоровые силы» в самой ПОРП тоже «осознали необходимость политических и экономических реформ» [10: с. 369].

17 сентября 1986 г. министр внутренних дел Ч. Кищак заявил об освобождении из тюрем всех политических заключенных. Польша стала единственной страной Варшавского Договора без политических заключенных.

Руководство ПОРП не возражало против решения Л. Валенсы создать Временный совет «Солидарности»; этот совет функционировал открыто, хотя и был незаконной структурой. 6 декабря 1986 г. при председателе Государственного совета В. Ярузельском был создан Консультативный совет. Среди 56 его членов три четверти составляли беспартийные, в том числе «народо-вец» М. Гертых, защитник деятелей оппозиции в политических процессах В. Сила-Новицкий, главный редактор журнала «Республика», выходившего в подполье, М. Круль и др. В рамках Консультативного совета происходил свободный обмен мнениями по актуальным проблемам страны. Стенограммы обсуждений публиковались без вмешательства цензуры1.

В течение 1987 года разные группы оппозиции выходили из подполья, легализируясь де-факто и создавая различные клубы, организации, журналы и др. В апреле состоялось первое публичное заседание правого Клуба политической мысли «Дзекания».

С 1 января 1988 года власти прекратили глушение передач иностранных радиостанций на польском языке.

Среди оппозиционных политических сил в Польше, конечно, доминирующей была «Солидарность». В это время уже практически на всех крупных предприятиях открыто действовали ее комиссии.

1 Бухарин Н. Внутренние факторы польской революции 1989 г.// Международный исторический журнал — электронное ежемесячное издание. 2000. № 7. URL://history.machaon.ru.

Еще в октябре 1987 года были распущены все прежние руководящие органы «Солидарности» и создана единая, функционирующая открыто Всепольская исполнительная комиссия. Этап подпольной деятельности фактически завершился.

В 1987-1988 гг. Комиссия по вопросам реформы государства, созданная руководством ПОРП, подготовила проект коренных политических реформ. Он предусматривал введение политического плюрализма, включение оппозиции во властные механизмы, установление парламентской демократии.

Путь к круглому столу, к политическому и профсоюзному плюрализму открыли решения ЦК ПОРП. Председатель Совета министров ПНР Мечислав Раковский говорил, что полякам нужен не круглый стол как место для переговоров власти и оппозиции, а стол, полный еды. Но и он понимал, что это связанные вещи. Власть сама пошла навстречу оппозиции, и решение об учреждении круглого стола было принято в январе 1989 года на X пленуме ПОРП. Пленум в своем решении высказался за включение в политическую систему конструктивной оппозиции. Готовилась к диалогу и оппозиция. В декабре

1988 года при председателе «Солидарности» был создан Гражданский комитет из 135 человек, который занялся подготовкой к круглому столу.

Круглый стол состоялся 6 февраля - 5 апреля 1989 г. Л. Валенса четко обозначил перед представителями власти позицию «Солидарности»: «Мы не дадим поглотить себя старой сталинской системе... при этом мы не хотим принимать власть. У вас прекрасные шансы на будущее. Если кто-нибудь понимает, что происходит, то вы будете долго осуществлять власть, но уже как новая плюралистичная организация — и экономическая и политическая».

Представители «Солидарности» на первом заседании круглого стола поставили ряд интересовавших их вопросов. Видный оппозиционный политик и сопредседатель секции круглого стола по делам политической реформы Бронислав Геремек недоумевал по поводу системы распределения по округам 35 % мандатов, по которым должны были проходить свободные выборы (на момент заседания комиссии в этом распределении были заметные диспропорции). Б. Геремеком поднимались и некоторые другие вопросы, связанные с выборами, а также вопрос о надзоре будущего президента за работой местных народных советов. Т. Мазовецкий интересовался проблемами с регистрацией Независимого студенческого объединения.

Можно заметить, вопросы, которые ставили на комиссии оппозиционеры, не были принципиальными. Такие проблемы, как распределение мандатов по воеводствам, судя по всему, имели технический характер и рассматривались именно в качестве таковых. Оппозиционеры сочли нецелесообразным вести с властями «жесткий» диалог в условиях приближающихся выборов.

По мнению некоторых польских авторов, круглый стол в действительности был «театром, разыгрываемым для общественности», ключевые решения были приняты в гораздо более узком кругу лиц. Решающая роль, по их мнению, принадлежала В. Ярузельскому, Б. Геремеку, А. Михнику, Я. Куроню, Т. Мазовецкому.

Так или иначе, в результате работы круглого стола появился документ под названием «Позиция по вопросу политических реформ», где отмечалось, что общей целью правящей коалиции и протестного движения объявлялась «независимая, суверенная, безопасная... демократическая и сильная в экономическом отношении Польша» [5: с. 110-123].

Соглашение гарантировало «политический плюрализм, выражающийся в основном правом свободно собираться», и участием оппозиции в политической жизни1.

Будущая политическая система предполагала в своей основе следующие принципы: политический плюрализм, свобода слова, демократический порядок формирования всех правительственных органов государственной власти, независимость судов, сильное, обладающее полнотой прав и свободно избранное территориальное самоуправление. «Эти принципы, как записано в документе, должны были определить дальнейшую политическую эволюцию» [3: с. 7].

Ближайшими реформами объявлялись: реализация принципа профсоюзного и общественного плюрализма (прежде всего новая регистрация Верховным судом «Солидарности»), признание права политической оппозиции на легальную деятельность, новый закон об общественных объединениях, начало реформы права и судебной системы, расширение свободы слова, а также существенная демократизация принципов выбора представительных органов.

Основой демократизации структур на всех уровнях государства объявлялось реальное разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную [9: с. 30].

Итогом переговоров партийно-правительственной коалиции ПНР и антикоммунистической оппозиции стал сценарий, предполагавший проведение многопартийных выборов, в которых планировалось участие на конкурентной основе свободно созданных политических движений и партий.

Соглашениями предусматривалось участие оппозиции в выборах в Сейм. Правда, оппозиция при любом их исходе не могла получить больше 35 % мандатов. Остальные 65 % мест были гарантированы коалиции, в которую входила ПОРП и ее «союзники» — Объединенная крестьянская партия (ОКП) и Демократическая партия (ДП), признаваемые конституцией ПНР, а также светские католические организации. На 10 % из общего числа выделенных коалиции мест объявлялись выборы по так называемому всепольскому списку, объединявшему лидеров коалиционных партий и представителей светских католических организаций.

Голосование за кандидатов из всепольского списка проходило только в один тур — каждая кандидатура должна была получить большинство голосов избирателей.

Кроме того, учреждалась вторая палата парламента — Сенат, выборы в который объявлялись полностью свободными.

1 Соглашение круглого стола в Польше // Сайт Демократия.ру. - URL: http://www.democracy.ru/ library/foreign/procedш•es/fimncmg/ms_1994-10/page4.htшl (дата обращения: 15.05.2012 г.).

Соглашениями предусматривалось также формирование коалиционного правительства во главе с представителем ПОРП. В ПНР вводился институт президента страны, обладающего широкими полномочиями и избираемого большинством голосов на заседании двух палат. Подразумевалось, что этот пост займет В. Ярузельский [7: с. 47-48]. Были согласованы также основные принципы и условия реализации новых решений: политический плюрализм, свобода слова, демократический способ формирования государственной власти, независимость судов, рабочее и территориальное самоуправление.

Таким образом, намечался эволюционный путь изменения политического строя в Польше. В целом принятые постановления означали слом монопольной власти ПОРП и открывали путь к падению старой системы.

А. Михник, оценивая прошедшие события, говорил: «Где был наш невероятный успех? Это был компромисс между реформаторами в партии, которые имели возможность искать компромисс с оппозицией».

Политолог А. Колесников справедливо подчеркивает, что «поляки явили миру удивительный пример технологии национального примирения». Понятно, пишет он, что «официальные власти боялись быть сметенными волной народного гнева, и переговоры были в их интересах. Но и Войцех Ярузельский, и Мечислав Раковский действительно руководствовались прежде всего интересами страны, которой нужно было выходить из системного кризиса. Более того, они, по сути, передали власть оппозиции мирным путем...» [2].

7 апреля 1989 г. Сейм во исполнение решений круглого стола принял новый избирательный закон и изменил Конституцию, вводя пост президента и учредив вторую законодательную палату — Сенат. 20 мая Верховный суд в Варшаве вновь зарегистрировал Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность», запрещенный после введения военного положения в декабре 1981 г.

В ходе избирательной кампании он занял наступательную позицию, его активно поддерживала католическая церковь. ПОРП же вела себя пассивно, полагая, что уже и так обеспечила себе относительное большинство в Сейме на основе соглашений круглого стола. Это оказалось, как подчеркивали некоторые исследователи, серьезным не только тактическим, но и стратегическим просчетом [1: с. 40].

Сценарий, разработанный за круглым столом и предполагавший четырехлетний переходный период, был серьезно скорректирован реальными событиями. Выборы в парламент 4 июня 1989 г. привели к поражению и распаду правящей коалиции — ПОРП, ОКП, ДП. Победили кандидаты «Солидарности», они получили все места, за которые боролись: 35 % в Сейме и около 90 % в Сенате [7: с. 48]. Кандидаты от оппозиции получили 12 млн. голосов, в то время как кандидаты правящей коалиции — только 5 млн. [9: с. 31].

Результаты парламентских выборов изменили общественно-политические настроения и ситуацию в стране. Они сыграли роль неформального плебисцита «за или против социализма».

Несмотря на то, что у «Солидарности» в Сейме было только 35 % мест, им все же удалось сформировать правящую коалицию вместе с ДП и ОКП. В решающий момент партии, не так давно подчинявшиеся ПОРП, перешли на противоположную сторону. Фактически ПОРП контролировала даже меньше, чем оставшиеся за ней 38 % мест, так как некоторое число депутатов втайне симпатизировали «Солидарности».

Секрет успешной деятельности польской оппозиции заключался в общественно значимом характере ее предложений, идей, требований. По целому комплексу проблем, волновавших польское общество, — политических, идеологических, социально-экономических, исторических, одним словом, везде, где политика ПОРП не отвечала широким общественным интересам, — польская оппозиция предлагала свое видение ситуации, создавала идейную альтернативу, пишет исследователь К.В. Трощенков. В этом отношении еще задолго до формирования правительства Т. Мазовецкого можно было говорить, утверждает упомянутый автор, о победе оппозиции, которую она одержала в борьбе за признание общества [8: с. 27].

23 августа 1989 г. было создано первое некоммунистическое правительство Т. Мазовецкого, лидера католической фракции «Солидарности». Руководство ПОРП призвало своих членов, работающих в государственных органах, проявлять лояльность к новому премьеру страны [9: с. 31].

19 июня 1989 г. президентом Польши был избран В. Ярузельский.

Соглашение «ваш президент, наш премьер» продержалось только до декабря 1990 г., когда состоялись всеобщие президентские выборы, на которых победил Лех Валенса.

ПОРП после выборов начала рассыпаться и в 1990 году была распущена. Из ее остатков было образовано несколько партий левой ориентации. Как считал лидер будущей партии СДРП А. Квасьневский, ПОРП уходила «вместе с эпохой, сыграв свою историческую роль, как и вся система. Таков был приговор истории, сорок лет и хватит. Люди хотели нового, люди устали и от системы, и от ее кадров и структур...» [4: с. 4].

Таким образом, проведение круглого стола между руководством ПОРП и оппозиции в 1989 году, его последствия сыграли огромную роль в жизни Польши: по существу, в ПНР произошла мирная смена политического строя; в стране стала реально функционировать многопартийная система.

Литература

1. Бухарин Н.И., Синицина И.С., Чудакова Н.А. Польша: десять лет по пути реформ // Новая и новейшая история. 2000. № 4. С. 38-57.

2. Колесников А. Выход для власти: круглый стол с оппозицией // Новая газета. 2011. 14 декабря.

3. Коровицина В. С Россией и без неё. Восточноевропейский путь развития. М.: ЭКСМО-Алгоритм, 2003. 288 с.

4. Лыкошина Л.С. Левый выбор Польши и перспективы социал-демократии. М.: ИНИОН РАН, 2001. 67 с.

5. Лыкошина Л.С. Политическая элита Польши в условиях общественной трансформации // Политическая наука: Элиты в сравнительно-исторической перспективе. 1998. № 4. С. 110-123.

6. Майорова О.Н. Польша 80-х годов: поиск пути к компромиссу. // Революции

1989 года в странах Центральной (Восточной) Европы. Взгляд через десятилетие М.: Наука, 2001. С. 99-113.

7. Майорова О.А. Эволюция партийной системы в постсоциалистической Польше // Славяноведение. 2004. № 3. С. 47-58.

8. Трощенков К.В. Внешнеполитические программы и международные связи политической оппозиции в ПНР в 1976-1989 гг.: автореф. ... канд. историч. наук. Калининград, 2004. 25 с.

9. Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века: В 3 тт. Т. 3. Трансформации 90-х годов. Ч. 1. М.: Наука, 2002. 461 с.

10. Яжборовская И.С. Метаморфозы левых сил в Центральной и Юго-Восточной Европе // Левые в Европе ХХ века: люди и идеи / Под ред. Н.П. Комоловой и

В.В. Дамье. М.: РАН, Ин-т всеобщей истории, 2001. С. 351-397.

References

1. Buxarin N.I., Sinicina I.S., Chudakova N.A. Pol’sha: desyat’ let po puti reform // Novaya i novejshaya istoriya. 2000. № 4. S. 38-57.

2. Kolesnikov A. Vy’xod dlya vlasti: krugly’j stol s oppoziciej // Novaya gazeta. 2011. 14 dekabrya.

3. Korovicina V. S Rossiej i bez neyo. Vostochnoevropejskij put’ razvitiya. M.: E’KSMO-Algoritm, 2003. 288 s.

4. Ly’koshinaL.S. Levy’j vy’bor Pol’shi i perspektivy’ social-demokratii. M.: INION RAN, 2001. 67 s.

5. Ly’koshina L.S. Politicheskaya e’lita Pol’shi v usloviyax obshhestvennoj transfor-macii // Politicheskaya nauka: E’lity’ v sravnitel’no-istoricheskoj perspektive. 1998. № 4. S. 110-123.

6. Majorova O.N. Pol’sha 80-x godov: poisk puti k kompromissu // Revolyucii

1989 goda v stranax Central’noj (Vostochnoj) Evropy’. Vzglyad cherez desyatiletie. M.: Nauka, 2001. S. 99-113.

7. Majorova O.A. E’volyuciya partijnoj sistemy’ v postsocialisticheskoj Pol’she // Slavyanovedenie. 2004. № 3. S. 47-58.

8. Troshhenkov K.V. Vneshnepoliticheskie programmy’ i mezhdunarodny’e svyazi politicheskoj oppozicii v PNR v 1976-1989 gg.: avtoref. ... kand. istorich. nauk. Kaliningrad, 2004. 25 s.

9. Central’no-Vostochnaya Evropa vo vtoroj polovine XX veka: V 3 tt. T. 3. Transfor-macii 90-x godov. Ch. 1. M.: Nauka, 2002. 461 s.

10. YazhborovskayaI.S. Metamorfozy’ levy’x sil v Central’noj i Yugo-Vostochnoj Ev-rope // Levy’e v Evrope XX veka: lyudi i idei / Pod red. N.P. Komolovoj i V.V. Dam’e. M.: RAN. In-t vseobshhej istorii, 2001. S. 351-397.

M.V. Barabanov,

I.G. Zhiryakov

The Round Table of Polish United Workers’ Party (PORP) and Opposition in History of Modern Poland:

Russian View

In the article on the basis of publications of Russian researchers of modem Poland is considered the political and socio-economic situation in the People’s Republic of Poland in the late 80’s of the XXth century. Holding the “round table” between the government and the opposition in 1989, which opened the way for the country to a new political order and pluralist party system.

Key words: political system; political party; the opposition; multi-party system; the party system; a round table.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.