КРУГЛЫЙ стол «ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА "МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ"»
25 февраля 2015 г. в Новосибирской консерватории прошла Четвертая всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании. Вопросы теории, методологии и практики». Конференцию завершил круглый стол, в котором приняли участие доктор искусствоведения, профессор, директор НИИ Музыкальной культуры Сибири Б. А. Шиндин, доктор искусствоведения, профессор, ректор консерватории К. М. Курленя, проректор по научной и творческой работе, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки О. А. Светлова, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки, научный сотрудник НИИ Л. Л. Пыльнева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузы-кознания, научный сотрудник НИИ Г. Б. Сыченко, кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания, хранитель фонда Архива традиционной музыки НГК Н. В. Леонова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Ю. В. Антипова и др. Объектом внимания участников круглого стола стала проводимая в консерватории работа по созданию информационной базы ♦Музыкальная культура Сибири», работа выполняется при поддержке РГНФ, проект № 14-04-12011. Предмет обсуждения был определен принципами формирования информационного массива и критериями его системного структурирования в поле информационно-поисковой системы.
Ниже публикуются выступления названных участников круглого стола.
Б. А. Шиндин.
В заключение конференции представляется целесообразным сосредоточить внимание на двух безусловно актуальных для научного сообщества консерватории проблемах. Особый интерес к одной из них отразился в самой теме конференции, связанной с информационными технологиями в их приложении к разнообразным сферам музыкальной деятельности. Актуальность другой (а речь идет о комплексной теме научных исследований «Музыкальная культура Сибири») обусловлена многообразными факторами научной деятельности вуза вот уже на протяжении почти 60-ти лет. Каждое из обозначенных направлений научных исследований обладает сегодня своей более или менее протяженной историей и наработанными на протяжении этой истории результатами.
Процесс накопления знаний о музыкальной культуре Сибири продолжается
© Б. А. Шиндин, К. М. Курленя, О. А. Светлова, Л. Л. Пыльнева, Г. Б. Сыченко, Н. В. Леонова, Ю. В. Антипова, 2015
уже более трех столетий. И все же существенно новые тенденции, направленные на познание коренных факторов развития сибирской музыки и выработку основ ее системного изучения получили становление только во второй половине XX столетия. Значимую роль в этом повороте к упорядоченному и полнообъемному анализу явлений региональной культуры сыграл музыковедческий корпус открытой в 1956 г. Новосибирской консерватории. Его усилиями складывалась комплексная тема научных исследований «Музыкальная культура Сибири». Итоги ее разработки впечатляют. Внимание музыковедов привлечено к различным формам традиционной культуре, культуре европейски ориентированного (академического) типа, многообразным формам массовой культуры.
Комплекс множества факторов раскрывает объемную картину музыкальной действительности региона, включающую в себя исторический, географический, национальный (этнический), конфессио-
нальный аспекты. Всё это актуализируется в разных типах исследований: серийных (продолжающихся), монографических (авторских и коллективных), энциклопедических (справочных), учебных. К ним примыкают диссертационные исследования, сборники научных трудов, материалы конференций, семинаров, издания нарративных, документальных и собственно музыкальных источников, прежде всего, образцов традиционной культуры. В своей совокупности названные виды изданий отражают сложившиеся к настоящему времени параметры системного подхода в изучении многообразно представленной комплексной темы.
Не столь продолжительно время, в рамках которого в стенах консерватории происходила разработка направления, связанного с новыми информационными технологиями. Начало этого процесса отмечено созданием в 1985 г. кафедры компьютеризации (с 2001 г. кафедры компьютеризации музыкальной деятельности), в то время единственной в системе музыкального образования страны. Последнее обстоятельство следует отметить особо: первая среди музыкальных вузов страны новосибирская консерватория проявила интерес к этой области технических средств. Перед членами кафедры встала весьма непростая для того времени задача: разработка и реализация принципов внедрения компьютерных технологий в уже сложившиеся формы научной, методической, учебной и творческой деятельности.
Образованная в системе образовательных структур вуза, кафедра сыграла существенную роль в деле овладения гуманитарной средой элементов компьютерной грамотности. Она, безусловно, расширила интеллектуальный потенциал консерватории, создала условия для интеграции музыкального искусства и техническими средствами, способствовала обогащению и корректировке ранее принятых и становлению новых форм художественной деятельности.
И всё же не все задуманные в начальный период существования кафедры идеи были реализованы в последующее
время. Ретроспективный взгляд на результаты внедрения в консерваторскую жизнь информационных технологий позволяет увидеть, что вектор этого движения был направлен преимущественно на учебную, методическую работу, разработки прикладного характера.
Что же касается внедрения компьютерного инструментария в собственно научные области музыкального знания, то по разным причинам оно оказалась на периферии интересов кафедры. Декларируемые идеи, как и фиксируемые на научных конференциях и в сборниках трудов концепции, как правило, оставались на уровне постановки проблем, или ограничивались размышлениями о перспективах и ожидаемых результатах внедрения технологий в сферу музыкознания. Можно говорить о том, что тематические линии научного знания и новых технологий, практически не пересекаясь, существовали в параллельных плоскостях.
Положение дел кардинально изменилось в процессе работы группы исследователей над созданием информационной базы. Стеши складываться реальные условия, способствующие системному раскрытию заложенного в новых технологиях потенциала в их применении в конкретной области музыкознания. Теперь с известной степенью определенности обозначились и смысловые перспективы исследовательской деятельности в музыковедческом освоении культуры Сибири. Ведь «погруженная» в богатую и многообразную содержательную среду, информационная база представляется ее создателями эффективным инструментом, способствующим расширению познавательных возможностей и, таким образом, постановке и решению многообразных проблемы музыкальной культуры Сибири в концепционном ключе.
Следует отметить, что работа в данном направлении проводится в координации музыковедов консерватории с сотрудниками Лаборатории информационных технологий НГТУ (руководитель Н. А. Чистяков).
По мысли создателей, информационная база позволит в перспективе воспол-
нить многочисленные пробелы и обобщить накопленные к настоящему времени данные и в последующее время в полной мере развернуть широкие сравнительно-исторические исследования Сибири. В базу данных планируется включить материалы о профессиональной (академической), традиционной, массовой музыке региона, в том числе коллективах, учреждениях, деятелях культуры, музыкальном образовании, композиторском творчестве, жанрах и стилях музыкального фольклора, инструментарии коренных и переселенческих народов, носителях традиционной культуры.
Единая информационная база объединит материалы печатных и архивных источников, результаты новейших исследований. Все это позволит не только музыковедам, но и специалистам в области гуманитарного знания (искусствоведам, филологам, культурологам, историкам, краеведам) пользоваться современными достижениями в области регионального музыковедения.
Следует обратить внимание и на еще одно обстоятельство, на открытость пространства создаваемой информационной системы. С одной стороны, она представлена существующим сегодня массивом данных. Вместе с тем, она обладает возможностью внедрения всех данных, которые будут получены в будущем.
Итак, обсуждение собственно технических и методологических проблем представляется важным и необходимым условием создания информационной базы «Музыкальная культура Сибири». При этом в качестве основных вопросов следует, на мой взгляд, выделить следующие:
- выработать методологические принципы формирования информационной базы;
- определить типы массивов традиционной и академической музыки, разработать принципы их структурного оформления и формы отражения в формате информационной системы;
- решить задачу адекватного отражения многообразно представленных типов традиционной культуры народов Сибири и видов академической музыки.
Этот возникший на начальном этапе работы перечень вопросов, безусловно, потребует уточнений и дополнений в процессе дальнейшей работы.
К. М. Курленя.
Что такое информационная база «Музыкальная культура Сибири» и зачем она нужна? Представьте, что многие поколения исследователей культуры создают некое собрание текстов, документов, артефактов, аудио- и видеозаписей. Всем им нужна единая каталогизация, упорядоченные принципы хранения, научного описания, без которых все это многообразие научных взглядов, исследований и историографически достоверных свидетельств остается полностью бесполезным собранием, в котором весьма трудно что-либо разыскать. Я не буду развивать тему хранения всего этого богатства, требования к помещениям, архивации, комплектации штата смотрителей и научных сотрудников. При многолетнем счастливом стечении обстоятельств из всего этого получится очередной архив этномузыколо-гических и академических музыковедческих материалов, куда можно приехать, где дадут возможность поработать, посмотреть, послушать, приобщиться.
Но всего этого сегодня недостаточно -ни темпов накопления научных материалов и описаний, ни способов их хранения. Современный исследователь хотел бы иметь мгновенный доступ к необходимым ему материалам и не в виде кратких библиографических описаний, ссылок на тексты, лежащие в архивных делах с указанием адреса, где все это хранится. Ему требуется именно полнотекстовая база, в которой он смог бы свободно ориентироваться, не задумываясь о совместимости форматов хранящихся в ней файлов.
Отсюда вытекают стоящие перед коллективом разработчиков задачи. Первая их группа - это проблемы архитектуры программного продукта, то есть, самой базы, пока еще без данных. Такая специализированная и очень разветвленная база - сложный инженерный продукт, в котором должны быть спроектированы
и затем опробованы многочисленные перекрестные связи как по ссылкам на адресацию разделов, в которых предстоит храниться заведенным в базу сведениям, так и по формированию отчетов, ответов на запросы. А эти самые запросы могут быть сформулированы самым разнообразным образом.
Вторая группа задач - это проблемы архивации полнотекстовых источников. Прежде всего, это проблема совместимости весьма многочисленных цифровых форматов, а также - развитие возможностей глубинного компьютерного анализа текстовых массивов базы. Чем больше эти массивы, тем эффективнее этот самый глубинный анализ. Это - в значительной мере перспективная задача, потому что с сегодняшним, пока еще скромным, информационным наполнением базы глубинный анализ вряд ли окажется эффективным и претендующим на какие-то эвристические возможности.
Третья группа задач - работа по наполнению массива информации, «заводимой» в базу определенным образом. Это колоссальный труд по оцифровке, редактированию, каталогизации материалов, накопленных предыдущими поколениями исследователей. Продвижение по этому пути осуществляется сегодняшним коллективом разработчиков-музыковедов. По мере разрастания информационного поля базы, к ней, как мы надеемся, будут присоединяться и другие массивы, коллекции и сведения, сегодня хранящиеся в других базах данных, если их владельцы сочтут необходимым и возможным такое слияние. В этом случае отдельные информационные поля будут стремиться к образованию общего информационного пространства по музыкальной культуре Сибири, что на самом деле является мечтой всех исследователей, посвятивших себя изучению музыкального искусства этого огромного края.
Н. В. Леонова.
Раздел о традиционной музыкальной культуре сибирских переселенцев включает в себя только ее собственно фольклорную часть. Музыка конфессионально-
го назначения, как и аутентичное направление исполнительского фольклоризма, характеризуются в самостоятельных блоках информационной базы.
Переселенцы Сибири в настоящее время представляют значительную по количеству и разнообразную по этническим и культурным характеристикам часть населения.
Данный раздел информационной базы представлен 20 переселенческими этносами с возможностью увеличения их числа при необходимости. Сразу следует сказать о том, что в количественном отношении информационная база составлена «на вырост», поскольку для описания традиционной музыкальной культуры отдельных групп переселенцев требуется поиск и сбор источников надлежащего качества. Понятно, что для решения этой задачи потребуется время и начать работу по заполнению базы данных в настоящий момент не удастся. Сейчас же следует определить круг этносов, необходимых для создания информационного массива на первом этапе. Фонды Архива традиционной музыки Новосибирской консерватории, материалы отдельных собирателей и опубликованные источники позволяют основательно охарактеризовать музыкальные традиции русских, украинцев, белорусов, мордвы, чувашей, поляков, немцев, проживающих в Сибири. Они и станут основным объектом внимания составителей данного раздела.
Для информационной базы готовятся обобщающие статьи о традиционной музыкальной культуре каждого народа, а также информационные статьи разного объема, расширяющие и детализирующие содержание основного материала, прежде всего - это статьи о традиционной музыке отдельных этнографических, этносоциальных и этноконфессиональ-ных групп. Так, для описания традиционной музыки русских сибиряков необходимо выделить и охарактеризовать музыкальные традиции русских старожилов (промысловиков и крестьян), казаков, старообрядцев разного времени переселения в Сибирь и новопоселенцев. Кроме того, характеристика
каждой из выделенных групп может быть дополнена с учетом «географического» фактора, т. е. ареала проживания: музыкальные традиции старожилов-крестьян Притоболья, Притомья, Приан-гарья и др., алтайских и забайкальских казаков и т. п. Описание локальных и субрегиональных традиций сибирских переселенцев, формировавшихся в разные периоды на протяжении XVII-XX веков, позволит внести в информационную базу моменты исторической ретроспективы.
Все статьи должны опираться на информационные материалы, подготовленные по тем же рубрикам, что и в разделе о традиционной музыкальной культуре коренных народов Сибири. Это - «Жанры», «Термины», «Музыкальные инструменты», «Произведения», «Персоналии» и «Коллективы». Однако отбор информации для этого раздела обладает рядом особенностей по сравнению с разделом, посвященным музыкальным традициям коренных народов Сибири. Это связано, главным образом, с производным характером переселенческих культур, ныне определяемых как традиции вторичного формирования. Поэтому, к примеру, при описании традиционной музыки русских сибиряков вряд ли существует необходимость подробно характеризовать жанры, терминологию общерусского происхождения или музыкальные инструменты общерусского распространения. Главное внимание следует уделять явлениям, созданным в Сибири (например, такому новому для русского фольклора жанровому образованию как «андылыцина», отдельным песням, тематически связанным с Сибирью) или приобретшим здесь особые функции, формы бытования, стилевые свойства.
По сравнению с коренными народами при характеристике восточнославянских музыкальных традиций сибирского бытования меньшее значение имеют испол-нители-солисты (исключение составляют исполнители инструменталисты, прежде всего, гармонисты), поэтому рубрика «Персоналии» будет содержать информацию, главным образом, о собирателях,
исследователях традиционной культуры переселенцев. Носители же певческих традиций будут представлены, главным образом, в рубрике «Коллективы».
Пока еще не очень значительный опыт внесения информации в базу данных показывает, что большое значение при подготовке полного описания отдельных единиц имеет опора на широкий круг источников, включающий не только узко этномузыкологические, фольклористические (филологические) материалы, но также исторические, этнографические и краеведческие издания.
Г. Б. Сыченко.
В данный момент мы начинаем пробное наполнение создаваемой базы данных различными материалами. Здесь можно и, наверное, нужно - двигаться разными путями, заполняя ее с разных концов. Можно, например, идти по традиционному пути: составить списки организаций, коллективов, персоналий и т. п., искать соответствующую информацию и вводить ее, продвигаясь таким образом.
Однако я хотела бы обратить ваше внимание на то, что информационная база - это не электронная энциклопедия, хотя она структурирована, исходя из наших представлений о том, что такое музыкальная культура Сибири (МКС), какие параметры и в какой иерархической последовательности она включает. Наполнять данную структуру информацией можно путем планомерной систематической работы с источниками. Я имею в виду, что имеется большое количество изданий, в которых содержатся материалы по МКС - это справочники, энциклопедии, сборники, диски, выходящие в различных регионах, материалы локальных и региональных конференций, краеведческая литература и т. п. В силу огромного вала информации, эти источники остаются не освоенными, между тем, в них содержится много интересных, редких, уникальных материалов. Можно попытаться составить список таких изданий и заняться их планомерной систематической проработкой, вводя имеющуюся там информацию в нашу
базу - конкретно, в те места, к которым данная информация относится.
Приведу пример. В моей домашней библиотеке имеется двухтомная Энциклопедия Республики Хакасия, есть энциклопедии, справочники, серия сборников региональных конференций по культуре Тувы. Не думаю, что еще у кого-то в Новосибирске есть подобные издания, содержащие большой пласт информации по музыкальной культуре данных республик. Другой пример - материалы Омского научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Вышло уже 23 выпуска этих материалов, в каждом из них есть, во-первых, немало музыковедческих статей по МКС, поскольку в этих семинарах на регулярной основе участвуют музыковеды региона. Помимо этого, там имеются и материалы этнографов и фольклористов, представляющие для нас несомненный интерес.
Следовало бы, с моей точки зрения, также основательно проработать круг ранних источников, в которых содержится ценная информация о многих феноменах, впоследствии видоизмененных или же совсем утраченных. Причем информация о музыкальной культуре в то время еще почти не выделяется в виде специальных изданий, она может содержаться в литературе самого разного плана - религиозной, служебной, общенаучной, краеведческой и т. д.
Как мне представляется, чтобы избежать дублирования, мы могли бы распределить работу таким образом, что взявший какой-то источник, прорабатывает его от начала и до конца, выбирая из него всю информацию, а не только ту, которая входит в сферу его непосредственных интересов. Такой подход позволил бы нам выявить большой круг новых источников, а также новых объектов нашей базы.
О. А. Светлова.
Особый пласт музыкальной культуры Сибири представлен различными религиозными конфессиями. Прежде чем говорить об этом, обрисуем исследовательскую ситуацию в данной области. Учеб-
ные и монографические издания Новосибирской консерватории, посвященные музыкальной культуре Сибири, уделяют определенное внимание церковной, главным образом, православной музыке. Пожалуй, первой специальной публикацией по этой проблематике стала глава «Певческая культура старообрядцев Сибири» (Музыкальная культура Сибири: В 3 т., 6 кн. Т. 1. Кн. 2 «Традиционная культура сибирских переселенцев», 1997 г.). В 2002 г. осуществлено издание коллективной монографии «Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая», которая задумывалась как первый выпуск серии «Православная культура Сибири».
Конфессиональные традиции являются объектом диссертационных исследований сибирских музыковедов, научных и научно-практических конференций, таких как «Музыка и ритуал» (2002), «Проблемы изучения традиционных культур» (2007), «Традиционная и профессиональная культура Сибири» (2012) и др. В 2012 году по заказу Министерства культуры Новосибирской области коллектив ученых консерватории создал учебник для ДМШ и ДШИ «Музыкальная культура Сибири», одним из разделов которого посвящен религиям Сибири: шаманизму, буддизму, исламу и сибирскому старообрядчеству.
Собранный богатейший материал, равно как и накопленный исследовательский опыт, должны найти отражение в новом формате - в информационной системе «Музыкальная культура Сибири», где традиционная конфессиональная культура выделена в самостоятельный блок. Основная задача его состоит в создании по возможности полной и корректной картины музыкально-религиозных традиций сибиряков. Открываться он будет обзорной статьей о музыкальной культуре конфессий Сибири.
В архитектуре блока учитываются, прежде всего, мировые религии. Обязательным компонентом мыслится историческая справка о появлении и развитии в Сибири той или иной конфессии. Известно, что еще с XIV в. на террито-
рии Западной Сибири распространился ислам в среде сибирских татар, затем -буддизм, который сейчас является официальной религией в двух Республиках - Бурятия и Тува. Православие возникло с первыми переселенцами, а в начале XVII в. была основана Сибирская епархия с центром в Тобольске. С конца
XVII в. начинается постепенное распространение старообрядчества в его субконфессиональных видах. В начале
XVIII столетия в Тобольске построен лютеранский храм. В XIX столетии с открытием иезуитских миссий берет свое начало католицизм. На рубеже XIX—XX вв. появляется баптизм.
Поскольку приоритетным здесь является описание именно музыкальной составляющей обрядовой практики конфессий, блок организован по алфавитному, а не историко-хронологическому принципу. Дочерними категориями этого блока служат «Баптизм», «Буддизм», «Ислам», «Иудаизм», «Католицизм», «Лютеранство», «Православие» с разделением на «новообрядческое» (Русская Православная Церковь) и «старообрядческое». Данные категории могут иметь дополнительные ответвления, представляющие различные общины, как например, в «старообрядчестве» - подразделы «Русская Православная старообрядческая Церковь», «Древлеправославная Поморская Церковь», «семейские» и т. д. Важно, чтобы информационная система позволяла на основе этих стабильных единиц создавать новые страницы, мобильные связи и перекрестные ссылки не только внутри данного блока, но и между иными блоками. Существенную роль в этом будут играть ключевые слова - понятия, термины, собственные имена и др., являющиеся ориентирами для пользователя в поиске разрозненной информации.
Необходимо очертить некоторые проблемы, которые обозначились уже на первом этапе отбора и систематизации материала для формирования данного блока. Первая носит объективный характер и определяется современным состоянием конфессиональных традиций в Сибири, степенью сохранности, репрезентативнос-
ти, спецификой бытования, а также динамикой развития или же, напротив, угасания. Вторая проблема - научно-исследо-вательская - связана с неравномерной картиной изученности сибирских музыкально-конфессиональных традиций. Так, целый ряд общин до сих пор находится вне поля зрения музыковедов. Наконец, третья проблема лежит в русле методологии и заключается в самом подходе к имеющемуся массиву исторического, этнографического, музыкального и пр. материала. Решение здесь видится в выработке единых базовых критериев для создания первичной справочно-информа-ционной карточки по каждой конфессиональной традиции с последующим ее системным описанием.
Указанные проблемы не только ставят перед участниками данного проекта конкретные задачи по его реализации, но определяют исследовательские векторы и тем самым открывают перспективы дальнейших научных изысканий в области музыкальной культуры религиозных конфессий Сибири.
Б. А. Шиндин.
Ретроспективный взгляд на историю сибирского музыкознания позволяет говорить о тенденциях, вытекающих из самих принципов разработки региональных проблем. При всем разнообразии тематических и жанровых подходов, коллективных или индивидуальных форм исследовательской работы, развитие музыкальной сибириады всегда было подчинено единой логике познавательного процесса (эта логика, впрочем, в полной мере соответствует сущностным законам выработки и накопления научного знания.) За периодом формирования ис-точникового материала, анализа отдельных, связанных между собой или разрозненных данных, всегда следовал период их осмысления в историко-теоретичес-ком ракурсе.
Выстраивалась некая концепция, интегрирующая последовательность фактов и явлений. Переход от локальных к обобщающим наблюдениям обусловил, в свою очередь, ориентацию исследовате-
лей на создание крупномасштабных, фундаментальных работ. Таковыми, прежде всего, являются коллективные монографии «Музыкальная культура Сибири», «Музыкальная культура Новосибирска».
В какой точке осмысления проблем сибирской музыкальной культуры мы находимся в настоящее время? Представляется - на очередном этапе сбора и осмысления материала в преддверии их осмысления в рамках информационной базы. С этой точки зрения представляется актуальным взгляд на проблему, предлагаемый Л. Л. Пыльневой.
Л. Л. Пыльнева.
Очевидно, что исследовательские тенденции воспроизводят структурно-терри-ториальную специфику сибирской музыкальной культуры. И одной из черт исследовательского процесса является информационная разобщенность, неизбежная в условиях обширного пространства. Это повлекло точечность (спорадичность) изучения явлений МКС и сосредоточенность на отдельных вопросах музыкального искусства, анализируемых подчас изолированно, вне связей с другими сферами.
Подобная разрозненность в приложении сил не способствует созданию полноценного представления о МКС. Поэтому требуется систематизация, которая бы объединила блоки изучаемого материала, а также собранные отдельные данные в рамках единой платформы. Это позволило бы выявить взаимосвязи (взаимозависимости) между элементами сибирского культурного поля, определило бы новые направления и расширило границы дальнейшего исследования и дало возможность использовать компаративный и когнитивный принципы для заполнения пробелов в знаниях и для моделирования (реконструкции) утраченных сегментов. (Последнее неизбежно в условиях плохой сохранности архивных источников и постепенного исчезновения традиций.)
В рамках работы использовалась организация по географическому при-
знаку, хронологический подход, классификация по принадлежности к конкретному пласту культуры или виду деятельности. Обозначенные методы организации материалов неоднократно использовались в практике и отвечали важным исследовательским целям, но при этом возникала и нерешенная проблема. Каждый раз концентрация на избранном аспекте и доскональное изучение конкретного предмета происходили в ущерб другим возможным граням исследования, а также не способствовали выявлению связей между различными традициями, разными культурными блоками.
К настоящему времени требуется сформировать многомерное представление, отражающее реальную ситуацию в сибирской музыкальной культуре. Поэтому первым шагом на пути объединения информации и привычных взглядов на данной стадии должна стать электронная база данных. Она представляет всю информацию самого различного типа (научные и публицистические статьи, диссертационные исследования, архивные документы, информационные данные, нотные записи, фото-, видео-и аудиоматериалы), отвечающую состоянию музыкальной культуры Сибири. Материалы в базе организованы в структуру, которая отражает соотношения между ними. Моделью выбрана иерархичная база данных.
Такая структура обусловлена устоявшимся в исследовательской практике подразделением МКС на блоки традиционной, академической музыки, массово-культурной и фольклористической (постфольклористической) деятельности. При этом каждый из блоков тоже делится на комплекс компонентов, например, академическая культура делится на творчество, исполнительство, образование, науку, публицистическую (критическую) деятельность. Названный подход не является единственно возможным, но позволяет структурировать МКС в рамках устоявшихся исследовательских традиций и показать реальные связи между объектами.
В частности, каждая запись, посвященная персоналии, будет включать множество полей, посвященных виду деятельности, что позволит соотнести данную запись с несколькими блоками и направлениями одновременно. Например, в круг персоналий, относящихся к культуре Бурятии (Бурят-Монголии), включен П. М. Берлинский (1900-1976), деятельность которого весьма важна для музыкального искусства региона, достаточно многоохватна и отличается масштабом. Он внес вклад в создание музыкаль-но-драматического театрального репертуара республики, написал ряд сочинений с использованием бурятского и монгольского фольклора, занимался просветительской деятельностью, проявил себя на преподавательском поприще, способствуя становлению музыкального образования в г. Улан-Удэ, собирал и изучал образцы фольклора, стал автором ряда исследовательских работ, являлся научным сотрудником Бурят-Монгольского института культуры, принимал участие в подготовке первой Декады Бурят-Монгольского искусства в Москве (1940), выступал в качестве дирижера, пианиста и ансамб-листа, и т. д. Соответственно, его роль будет отражена и в области традиционной, и в сфере академической музыки, причем в нескольких ее блоках. Помимо учреждений и коллективов Бурятии, работа П. М. Берлинского связана, с творческими организациями Москвы, Ленинграда, Иркутска и Томска. Поэтому отражение всех сфер его деятельности закономерно и необходимо, и оно будет выражаться в многочисленных взаимодействиях с другими творческими фигурами (в том числе с композиторами Д. Д. Аюшеевым, Б. Б. Ямпиловым, с художником-декора-тором А. И. Тиминым, драматургами Г. Ц. Цыдынжаповым и А. И. Шадаевым, певцами Л. Л. Линховоином, И. Батуриным), в сотрудничестве с коллективом Бурятского драматического театра, с организацией Союза композиторов Бу-рят-Монголии, которые тоже включены в информационную базу с учетом их множественных связей. Аналогично будут введены и другие персоналии.
Важно, что предложенная форма подачи информации позволяет представить все накопленные до настоящего времени сведения в одновременности, избежать постоянных повторов, которые неизбежно возникли бы при описании каждого из объектов в отдельности, а также выявить взаимодействия этих объектов между собой. И такое объемное видение представляется необходимым при формировании новых представлений о музыкальной культуре Сибири. Существенным плюсом базы данных является ее мобильность, возможность постоянного обновления и добавления информации по мере необходимости, а это особенно важно при работе с изменчивым сибирским культурным полем, поскольку позволяет зафиксировать те объекты, которые со временем могут быть утрачены.
В числе проблем, с которыми столкнулись в ходе непосредственной работы с базой данных, стало повышение технических требований к программному обеспечению, что стало следствием необходимости установления многочисленных связей между явлениями. Эта проблема решается благодаря постоянной работе с разработчиком самой программы, что позволяет снимать вопросы по мере их обнаружения. Не менее серьезной стала проблема изобилия информации.
Очевидно, что понятие базы подразумевает полный, целостный объем информации, без отбора имеющихся данных по их значимости для культуры. Это и отличает базу данных как жанр от других информационных источников и изданий (справочников, научных статей и книг, энциклопедий), в которых обязательной становится селекция материалов. В результате объем сведений, предназначенных к введению, приобретает колоссальный масштаб. Например, в одном «Библиографическом указателе», в котором собраны данные обо всех статьях и материалах, касающихся музыкальной культуры Бурятии (и Бурят-Монголии), насчитывается около полутора тысяч источников. В том числе списки статей и книг, посвященных творчеству композиторов, значимым концертам, спектак-
лям, выступлению солистов, ансамблей, оркестровых коллективов, которые заняли достойное место в панораме музыкального искусства этой республики. Отмечу, что факт появления подобного издания, подготовленного профессором О. И. Куницыным, свидетельство назревшей необходимости организации материалов и большой вклад в заполнение информационного вакуума.
Точно также огромный объем сведений, предназначенных к внесению в базу, демонстрирует справочник СК РБ. Здесь должны быть включены все авторы, произведения в различных жанрах, информация об их премьерных и последующих исполнениях, коллективы и солисты, принимавшие в них участие, различные мероприятия (конкурсы, пленумы, отчеты, фестивали), имеющие отношение к деятельности Союза композиторов, а также их освещение в печати. Каждая из указанных здесь литературных публикаций, мероприятий, персоналий, художественных сочинений должна стать в базе самостоятельной записью, которая связана с множеством других подобных записей. Таких печатных источников, несомненно, скопилось много и их количество с каждым годом прирастает, а кроме того, имеется и архивный материал, требующий введения в базу.
Отсюда вытекает потребность в больших ресурсах времени и персонала, который необходим для скорейшего и продуктивного пополнения базы. Очевидно, что это задача не одного-двух лет. Соответственно, речь может идти о привлечении дополнительных участников работы, способных выступать в функции модераторов. Также необходимо определить последовательность введения информации, чтобы обеспечить более-менее равномерное заполнение базы данных.
Ю. В. Антипова.
Я не буду останавливаться на том факте, что феномен массового искусства (и музыка, в частности) давно рассматривается как полноценный участник культурного процесса, как т. н. «третий» пласт, наряду с классико-академическим
и фольклорным. И включение этого блока в Электронный проект о культуре Сибири — тому доказательство. В условиях современного транскультурного пространства массовая музыка Сибири неразрывно связана и является частью российской и -шире - общемировой практики, во многом перенимая ее особенности (типы бытования, место в социуме, разработка направлений и т. д.). Благодаря теле-, ра-дио-, интернет-коммуникациям такие явления, как рок, поп-музыка, джаз, «легкие» театральные жанры (мюзикл) активно включены в культурную жизнь сибиряков. Вместе с тем, сибирский регион способен предлагать оригинальные художественные проекты, связанные, как правило, с самобытными этническими или ментальными особенностями населения региона (этно-эстрада, сибирский панк-рок). Целый ряд коллективов и представителей сибирской массовой культуры вписаны в историю как уникальные творческие единицы («Калинов мост», «Гражданская оборона», «Нуклеар лось», Татьяна Снежина).
Культурологическое, социологическое, музыковедческое исследование массовой музыки Сибири возможно с тех же позиций, что и массовая музыка в целом (функционирование стилей и жанров, взаимодействие пластов музыкального искусства, интеграционные процессы, творческие портреты, музы-кально-исторические обзоры, локальная специфика и др.). Однако, очевидно, что пока наработки в данном направлении малочисленны и разрознены. Работы по изучению сибирского масскульта даже по отдельным направлениям (рок, джаз, эстрада), городам и областям единичны и претендуют на начальную - летописную (фактологическую) ступень. Слабо зафиксированы события, факты масскультурной истории регионов Сибири, несмотря на то, что свой путь развития бытового музицирования, т. н. развлекательных музыкальных жанров (музыка быта, увеселений, городских праздников) прошли и продолжают проходить все в свое время открываемые и вводимые в состав Российской импе-
рии края и губернии (области). Сложности подобного рода существуют в музыке «третьего» пласта повсеместно: образцы т. н. нонартифициальных музыкальных жанров редко сохраняются в письменных источниках (ноты, афиши, рецензии, статьи в прессе) и расцениваются как третьесортный, низко культурный и малохудожественный материал.
Уже на начальном этапе изучения специфики массовой музыки Сибири можно указать на одно важное качество, продиктованное особенностью заселения этой огромной территории. Речь идет об отсутствии в сибирском регионе исторически сложившейся и столетиями развивающийся музыкальной культуры городов европейского типа, что существенно сказалось на функционировании образцов всех пластов музыкального искусства, массового в том числе. Все традиции оказались в статусе привнесенных из европейской части, причем не в целостном, а «избирательном», частичном виде. Организация досуга переселенцев, землепроходцев, ссыльных, казаков, промышленников формировала самобытную «развлекательную» среду. Так, своеобразно проявилась в Сибири культура российских «менестрелей» - скоморохов, «придворных» ансамблей. Зачастую с запозданием приходили и имели свою «исполнительскую» историю и «рейтинг» произведения музыкально-театральных, песенных массовых жанров.
Представляя блок «Массовая музыкальная культура», хотелось бы отметить моменты, которые затрагивают, с одной стороны, вопросы, касающиеся самого, так скажем, характера, типа информации, манер изложения, принятых для донесения сведений о явлениях массовой культуры. И здесь мы сталкиваемся с, зачастую, далекими от академической языковой традиции стилями — просторечьем, сленгом, молодежным языком и т. д. Соответственно практически любые Интернет-ссылки будут содержать материалы такого неформатного толка, особенно те, что имеют комментарии и отзывы публики, клиентов музыкальных клубов, фанатов. С другой сто-
роны, здесь особенно остра проблема исторического взгляда на явления массовой культуры, как прошлого, таки настоящего: нужен ли этот исторически-трактовательный подход или достаточно одних лишь «голых» фактов вне всякого комментирования, научного осмысления, анализа явлений и т. д. И главный вопрос - как решать эти проблемы в рамках нашего Электронного проекта.
Что же касается фиксации современного положения дел в массовом пласте, осознания «текущего момента», то здесь мы имеем, казалось бы, огромное количество культурных событий, ежедневно происходящих на концертных площадках, клубах, в конце концов, на улицах городов и различных населенных пунктов Сибири, и самый широкий доступ к информации (сайты групп, анонсы мероприятий, отзывы на Интернет-форумах, реже - материалы рецензионного характера). Вместе с тем, информационная насыщенность, даже пресыщенность порождает порой полное отсутствие момента осмысления происходящего, мало-мальски аналитической работы. Об этом предупреждают современные философы, тот же А. Г. Дугин в презентации одной из своих книг говорит о том, что информация - это знание, лишенное смысла, поступающее к нам в огромных потоках. А уже в осмысленное знание ее превращаем мы, когда включаем механизм толкования, дешифровки. К сожалению, информационное общество предполагает увеличение информации и уменьшение интерпретационных схем. Приведу конкретный пример.
В сентябре 2013 года состоялось открытие нового филармонического концертного зала им. А. М. Каца. Художественный руководитель филармонии В. М. Калужский сообщал тогда в своих интервью: «Мы приглашаем сюда симфонические оркестры, хоровые коллективы, танцевальные академические коллективы, классных рок-музыкантов, проверенных временем и нашими вкусами. Мы не говорили, что скоро откроемся и будем принимать эстраду. Можно только посочувствовать нашим коллегам
из Калужской филармонии. Видел недавно в "Фейсбуке" их афишу. Там соседствуют камерный оркестр и Стае Михайлов. Это антиэстетическое крошево. Значит, такой зал и, простите, такой город. У нас такого не будет». Однако, после смены дирекции филармонии (в январе 2015 года вместо А. Назимко на пост директора была назначена Т. Людмилина) ситуация изменилась: наряду с Репинскими Пасхальным фестивалями, началось анонсирование гастролей Филиппа Киркорова и Аниты Цой. Последние, общеизвестно, являются персонажами массовой поп-культуры, далекими от академических форматов и традиций. Свою политику Т. Людмилина объясняла так: «Мы предлагаем слушателям академическую и старинную музыку, джаз, фольклор, большим интересом пользуются популярные программы в исполнении нашего Эстрадного оркестра. Естественно и логично расширить эту палитру, включив в нее качественные проекты известных эстрадных исполнителей. Государственный концертный зал имени Арнольда Каца - лучшая концертная площадка города, поэтому она должна предлагать максимально разнообразный выбор - чтобы каждый новосибирец мог найти здесь то, что ему интересно». Опустим здесь подробности той полемики, которая развернулась вокруг этих событий. Но констатируем следующее: в настоящее время мы не встречаем более в филармонических афишах имен поп-звезд. Иными словами, этот стиль пока, во всяком случае, не продвигается (не допускается) в филармоническое «пространство» нашего города. Вместе с тем, зал «открыт» для джазовых исполнителей. Кроме «прописанных» в филармонии Биг-бэнда Владимира Толкачева, «Сибирского диксиленда», функционирования джаз-клуба здесь с огромным размахом прошел в октябре 2014 года очередной Сиб-Джаз-Фест.
И вот теперь мы возвращаемся к проблеме интерпретационных механизмов. Можем ли мы в рамках нашего электронного ресурса не только констатировать факты выступлений звезд шоу-бизнеса
(и просто осуществления творческих проектов представителей т. н. «легких» жанров) на тех или иных площадках города, но и, сопоставляя исключительно факты, безоценочно говорить о событиях в мире массовой культуры нашего города в культурологическом, музыкально-историческом ключе? Можем ли мы обозначать проблему взаимоотношения двух «полярных» пластов музыкального искусства - массового и академического -на том же примере споров о допустимости поп-музыки в филармоническом зале? Должны ли мы делать выводы об определенной степени элитарности джазовой музыки, допущенной на академические площадки и т. д.?
Что же касается языкового параметра, стилистики изложения, то здесь ситуация с прописыванием явлений массовой культуры не является какой-то специфически сибирской. В свое время эту ситуацию очень удачно, на мой взгляд, охарактеризовал один из редакторов выпуска «Музыка наших дней» издательства «АвантаЧ-». Он высказался так: «Ясное дело, писалось не для вольного альманаха, а для эн-цик-ло-педии, что обязывает соблюдать приличия и уважать статус издания. Рука так и тянется написать "отчего от такого отстоя урла колбасится - фиг его знает", а надо себя превозмочь, вот и пишешь: "Глубинные механизмы эстетического воздействия творчества данного коллектива на массовую аудиторию до конца не раскрыты". ... - ничего не поделать, такой уж это жанр: энциклопедический». И еще одну цитату — теперь уже о масскультурной журналистике - мне хотелось бы привести. Великий представитель рок-культуры Фрэнк Заппа описывал рок-журнали-стов как «людей, которые не умеют писать, берущие интервью у людей, которые не умеют говорить для людей, которые не умеют читать». Приведенные примеры свидетельствуют, с одной стороны, о том, что в подавляющем числе случаев обсуждение явлений поп, рок музыки описывается, как уже было отмечено, довольно неформатным языком. Знатоки этого пласта культуры (поклонники, ту-
совщики, блогеры) не всегда, конечно, но зачастую применяют лексику, требующую «перевода» на принятый в мире академического искусствознания язык. Вместе с тем, по смысловой нагрузке, информативности, пониманию сущности «проблемы» - они очень ценны. С другой стороны, сами по себе носители массовой культуры (те же рокеры) отличаются маргинальностью, эпатажностью, пользуются «сниженной» лексикой как в общении, так и в творчестве. Так что сопротивление бытовизму, ненормативному сленгу, новым словообразованиям, принятым в молодежной среде — это то, что становится главным условием работы над стилистикой текстов о масскульте, помимо его содержательной стороны...
Б. А. Шиндин.
Подведем итоги. Состоялся обмен мнениями, в процессе которого каждый
из участников круглого стола представил нам свое видение содержательных и структурных основ создаваемой информационной базы «Музыкальная культура Сибири». Эти мнения не были спорными или противоречивыми. Напротив, они совпадали в своих сущностных параметрах, поскольку, во-первых, сама проблема региональной культуры, методологические принципы ее изучения давно стали предметом обсуждения новосибирских музыковедов, во-вторых, накопленный ими к настоящему времени источниковый материал позволяет реально увидеть не только процесс этой объемной работы, но и предугадать ее результат и ее значение для исследований, связанных с региональными типами российской культуры. Представляется целесообразным организовывать подобного рода обсуждения на всех этапах работы.
Круглый стол «Информационная база "Музыкальная
культура Сибири"» В данной работе представлены материалы круглого стола «Информационная база "Музыкальная культура Сибири"», состоявшегося в Новосибирской консерватории в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании. Вопросы теории, методологии и практики». Работа выполняется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-04-12011. В ходе круглого стола музыковедами консерватории обсуждались такие вопросы как выработка методологических принципов формирования информационной базы, типология массивов традиционной и академической музыки, разработка принципов их структурного оформления и форм отражения в формате информационной системы, решение задачи адекватного отражения многообразно представленных типов традиционной культуры народов Сибири и видов академической музыки.
Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, информационная база, конференция, круглый стол, сибирское музыкознание, Новосибирская консерватория.
The round table "Information base 'Musical culture of Siberia' "
This work presents materials of the round table "Information base 'Musical culture of Siberia' " held at the Novosibirsk Conservatoire during the IV All-Russian scientific and practical conference (with international participants) 'Information technologies in musical art and education. Issues of theory, methodology and practice'. The work is carried out under the support of Russian Humanitarian Science Fund, project No 14-04-12011. During the round table the Conservatoire musicologists discussed the following questions: development of methodological principles of forming the information base, typology of the traditional and academic music corpora, development of the principles of their structural layout and forms of reflection in the format of information system, solution for an appropriate reflection of diverse types of Siberian peoples' culture and kinds of academic music.
Keywords: musical culture of Siberia, information base, conference, round table, Siberian musicology, Novosibirsk State Conservatoire.