Научная статья на тему '«Круглый стол»: «Государство как форма организации социального бытия народа»'

«Круглый стол»: «Государство как форма организации социального бытия народа» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
84
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Круглый стол»: «Государство как форма организации социального бытия народа»»

И. А. ГОБОЗОВ, Ю. М. ПАВЛОВ,

Т. П. ПОКРОВСКАЯ

«КРУГЛЫЙ СТОЛ»: «ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ НАРОДА»

24 марта 2005 года в Институте философии РАН по инициативе Московского отделения философского общества РФ состоялся «круглый стол» на тему «Государство как форма организации социального бытия народа».

Конференцию открыл председатель отделения философского общества Института философии РАН С. А. Павлов.

С докладом «Необходимость возрождения государства» выступил председатель Московского отделения философского общества профессор МГУ Ю. М. Павлов. Он подчеркнул, что понимание феномена государства, его роли и функций, которое мы использовали до последнего времени, не соответствует нынешним реалиям. Мы уже не можем говорить о существовании национальных государств. Современное общество демонстрирует ослабление властных функций государства. Чтобы увеличить его значимость как института и усилить его функции, необходимо обратить внимание на создание новой теории государства.

Докладчик отметил, что процесс глобализации, происходящий в настоящее время, ведет к построению «амебообразной общности», все и вся унифицирующей. Происходит неравномерное расширение экономического производства за счет подавления всех остальных сфер общества.

Ю. М. Павлов призвал учитывать специфику российского государства и российского народа. Он отметил, что российская культура является уникальным феноменом. Она всегда была духовной и никогда не была ориентирована на борьбу и тем более конкурен-

цию. Спастись мы сможем, только сохранив эту уникальность и специфику.

Профессор К. М. Долгов в своем докладе «Культура мира и развитие политики» сделал акцент на исторической специфике российской государственности, всегда проявлявшейся, по словам докладчика, в том, что Россия никогда не была национальным государством, она всегда была государством народа. Что касается теории государства, то уже в IV веке до н. э. в Индии и Китае были созданы самые лучшие модели государства, а ислам 13 столетий назад разработал теорию солидарности всех стран.

Относительно демократии профессор Долгов заявил, что она в наше время сильно отличается от античных представлений. Поэтому под современной демократией может скрываться все, что угодно.

По мнению докладчика, существование нравственного государства возможно, и общество должно стремиться к этому.

Профессор И. А. Гобозов в докладе «Государство и национальная идентичность» подчеркнул, что возникновение государства представляет собой громадный скачок в развитии человеческого общества. Именно благодаря государственному образованию народы из доисторической эпохи переходят в историческую эпоху. И народ, не имеющий такого образования, не есть исторический народ. Конечно, любое государство остается классовым, поскольку оно в первую очередь защищает интересы господствующего класса. Это настолько очевидный факт, что было бы абсурдно его отрицать. Но вместе с тем у государства много других функций. Во-первых, оно способствует развитию национальной экономики. История, особенно история последних столетий, свидетельствует, что те государства, которые содействуют росту экономики, вырываются вперед и добиваются больших успехов. Во-вторых, государство защищает территорию, на которой создаются материальные и духовные ценности. В пределах этой территории народ как политический субъект принимает активное участие в политической жизни. Каждый гражданин государства чувствует себя, если можно так выразиться, дома, ибо государство его обязано защищать. В-третьих, в рамках национального государства развивается национальная культура, сохраняются материальные и духовные ценности. Если нет государственного образования, то и нет нацио-

нальной культуры, нет и самоидентификации народа в полном смысле этого слова.

Но в современных условиях, когда мир глобализируется, национальное государство теряет свои функции, хотя классовые даже укрепляются. Национальная экономика начинает исчезать, ее место постепенно занимают транснациональные корпорации. Национальная культура приобретает космополитический характер, исчезает национальный колорит культуры в самом широком смысле слова. Одним словом, социальный мир становится стандартным и унифицированным образованием. В таком мире очень скучно будет жить. Поэтому глобализация нуждается в существенной корректировке. Но докладчик выразил сомнение в том, что на это пойдут развитые государства, прежде всего США, очень заинтересованные в современной форме глобализации.

Профессор В. С. Глаголев в докладе «Левиафан в наши дни» подчеркнул, что государство было, есть и будет Левиафаном. Что касается Российского государства, то его надо рассматривать «протяженно». Понятие «национальное» неприменимо к анализу нашего многонационального государства. В связи с этим и «национальный интерес» как понятие неприменим к России, так как сразу же возникает вопрос - если интерес, то какой нации? Докладчик сделал предположение, что, скорее всего, в России присутствует некая «усредненность с преобладанием русского» и не более.

В прениях приняли участие: профессор В. М. Артемов, доценты А. Л. Сафонов, В. И. Шмаков, С. С. Битюков, Т. М. Махаматов,

доктор Абдурахим Гюзель (Турция) и др.

Профессор В. М. Артемов свое выступление посвятил нравственной сущности народа и политической природе государства. Он показал, что государство складывается в пределах определенных господствующих социальных групп, по разным причинам обосабливающихся от основной народной массы. В связи с этим политика, являясь сферой столкновения интересов различных социальных групп и отдельных людей как граждан государства, всегда оставаясь привязанной к властной стороне общественных отношений, изначально противостоит нравственным отношениям между людьми как людьми. Даже если предположить, что в какое-то время и в каком-то месте члены некоего сообщества, договорившись относи-

тельно общих и индивидуальных интересов, передают часть социальных функций государству, то последнее тут же становится монополистом в сфере всех управленческих функций, включая функцию контроля за собственной деятельностью. В этом всегда были заинтересованы и те, кто, опираясь на власть, стремился отстоять и расширить свои привилегии или собственность. Не случайно сила карательных органов всегда считалась первичной по отношению к управленческим, экономическим и иным институтам государства.

Доктор Абдурахим Гюзель (Турция) отметил, что современное глобализирующееся общество ориентировано на мирное сосуществование. По его мнению, мир возможен путем соединения демократии и веры. В обществе человек должен осуществлять все возлагаемые на него обязанности. А это возможно только благодаря вере.

Доцент С. С. Битюков посвятил свое выступление проблемам культуры и государства. Без государственной помощи трудно рассчитывать на развитие культуры в условиях глобализации.

Доцент Т. М. Махаматов в своем выступлении особое внимание обратил на специфику демократизации российского общества, проявляющуюся в том, что государство в силу социально-исторических особенностей российской действительности не может быть либералистическим государством западного толка.

В целом «круглый стол» прошел интересно и содержательно. По материалам «круглого стола» будет опубликован сборник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.