Научная статья на тему 'Проблема национальной идентичности в условиях глобализации'

Проблема национальной идентичности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1965
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема национальной идентичности в условиях глобализации»

Проблема национальной идентичности в условиях глобализации

Е. И. Замараева*

13-14 июня 2013 г. в Финансовом университете состоялась Международная научно-практическая конференция на тему «Проблема национальной идентичности в условиях глобализации». В работе конференции приняли участие представители профессорско-преподавательского состава Финуниверситета, видные ученые ведущих вузов Москвы и Российской Федерации, ученые зарубежных стран, а также студенты и аспиранты.

С приветственным словом к участникам конференции обратился И. Я. Лукасевич, доктор экономических наук, профессор, помощник проректора по научной работе Фи-нуниверситета. Он сказал о необходимости философского осмысления проблем глобализации, и в частности проблем национальной идентичности и пожелал успеха участникам конференции.

Со вступительным словом выступил доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Финунивер-ситета А. Н. Чумаков, который сказал, что тема конференции предельно актуальна: это процессы глобализации, которые обостряют все противоречия нашего мира. Проблемы национальной идентичности — это проблемы всей истории человечества. Но сегодня эта проблема чрезвычайно обострилась, так как стираются экономические, культурные, цивилизационные границы. Мы вступаем в полосу противоречий, и нет однозначных ответов на существующие вопросы. То, что

годилось для ХХ в., не годится для ХХ! в. Глобализация — это объективный исторический процесс, в котором важнейшую роль играет субъективный фактор. Необходимо формирование гражданского общества, которое могло бы контролировать систему власти, так как демократия зависит от качества гражданского общества.

Конференцию открыл доктор философских наук, профессор МГУ им. Ломоносова И. А. Гобозов. В своем докладе «Глобализация или интернационализация» он приходит к выводу, что глобализация началась после распада СССР и была насильственно навязана Западом. В середине ХХ в. мир делился на три части: капиталистический, социалистический и страны третьего мира. До глобализации существовал процесс интернационализации, который базировался на многообразии исторических процессов, экономических, политических, духовных. В основе единства мира лежат труд, обмен материальными и духовными ценностями, политика невмешательства вот основа интернационализации. Глобализация имеет принципиально иной характер: общество состоит из субъекта и объекта, и субъект оказывает колоссальное влияние на ход объективного исторического процесса. Следствием глобализации является исчезновение национальной экономики, культуры, языка: две-три тысячи языков находятся на грани исчезновения. Пропагандируется космополитизм, слово «патриот»

* Замараева Елена Ивановна — кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» Финансового университета. E-mail: zamaraeva_e@mail.ru

становится ругательным. Мы не можем избавиться от комплекса неполноценности, пытаясь догнать Запад. Запад навязывает нам свою систему ценностей, в частности, юве-нальную юстицию или систему однополых браков. Происходит унификация всех сфер жизни, исчезает индивидуальность. За 20 лет глобализации не появилось выдающихся ученых, писателей, философов. Люди перестали думать. Глобализация породила иллюзию о Мировом Правительстве, между тем ООН давно превратилась в орудие политики Запада, прежде всего США. Мы наблюдаем крах политики мультикультурализма, резкий приток иммигрантов в страны Западной Европы, которые не хотят интегрироваться в систему западных ценностей, что приводит к потере национальной идентичности западных стран.

Докладчик выступает за сохранение национальной идентичности, которую необходимо фиксировать юридически. Национальная идентичность, по его мнению, не мешает культурному сотрудничеству, а наоборот, обогащает его.

Профессор, доктор философских наук, заведующий сектором истории антропологических учений Института философии РАН П. С. Гуревич в своем докладе «Феномен идентичности в трактовке П. Рикера», посвященном 100-летию со дня рождения выдающегося философа, отметил, что именно Рикер обеспечил прорыв в трактовке феномена идентичности. В его трудах выражена тревога по поводу процессов глобализации, по поводу сохранения мирового пространства как федерации культур. Докладчик отметил, что национальная идентичность — это относительно устойчивый фактор культуры, который выступает в двух видах: внутренняя и внешняя, социальная, являющаяся порождением внутренней. Необходимо соблюдать баланс внутренней и внешней идентификации. Соединение народов в единую цивилизацию, по мнению докладчика, является объективным процессом. Цивилизации, как известно, рождаются, живут и умирают. И будущая универсальная культура может быть федерацией

культур, которые сохранят свою национальную идентичность.

Основополагающим тезисом выступления доктора экономики Блумсбургского университета США Селим Хана было положение об усилении и укреплении национальной идентичности. Как экономист, докладчик считает, что необходимо учитывать экономические и социальные факторы укрепления национальной идентичности. В условиях свободного рынка национальная идентичность сходит на нет, если не укрепляется специальными правительственными программами. Необходимы инвестиции в человеческие ресурсы, в культурные и образовательные программы, в программы по сокращению уровня бедности.

В докладе доктора философских наук, профессора кафедры философии Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина Н. Ф. Бучило «Светская и религиозная культура в перспективе глобализации» была отмечена взаимосвязь между светской и религиозной культурами и специфика проявления одних и тех же конфессий в разных странах и культурах. Отношения светской и религиозной культур осложняются тем, что происходит массовое переселение народов. По мнению докладчика, проблема диалога религий неразрешима, поэтому перспективным видится инициирование культурного диалога. Взаимное обогащение культур — это естественный процесс, национальные культуры, в частности культуры так называемых малых народов, должны стать общим достоянием. Не должно быть привилегий ни для одной культуры. Попытка внедрить преподавание православной культуры в школу — это разжигание национальной и конфессиональной вражды. Россия — светское государство, которое не должно погрязнуть в национальных и религиозных конфликтах.

Х. А. Барлыбаев, доктор философских наук, профессор РАНХиГС в своем докладе «Языкознание как фактор государственной безопасности» отметил, что тема конференции является сложной и архиважной. В ней соединяются три проблемы:

1) идентичность; 2) национальный вопрос; 3) глобализация. Проблемы языкознания приобретают острый характер и напрямую влияют на безопасность Российского государства. Достаточно вспомнить отношение к русскому языку в Грузии, Прибалтике, Украине. Чрезвычайно актуальными являются проблемы обучения русскому и национальным языкам. Наравне с русским языком необходимо обучение местным языкам народов России, что является гарантией стабильности многонационального государства.

О том, что глобализация является объективной реальностью, которая охватывает все сферы нашей жизни, заявил в своем выступлении Ариф Асалы Оглы, генеральный директор Российско-турецкого культурного центра (Турция). Он подчеркнул, что национальная культура и национальная идентификация — это основа жизни общества. Национальная культура имеет место во всех сферах жизни, начиная от национальной кухни и способа обработки огорода и кончая способом обучения и образом жизни. Под влиянием процессов глобализации современная молодежь перестает понимать ценности национальной культуры. В молодежной среде одинаковыми становятся питание, язык, образ жизни. Чтобы национальная культура осталась в образе жизни, нужна специальная работа со стороны Министерства образования и Министерства культуры. Если национальная культура сильна, то влияние глобализации смягчается, преодолеваются нищета, необразованность, экономические и политические проблемы. Достаточно вспомнить возрождение Германии после Второй Мировой войны, которое произошло именно благодаря сильному национальному духу и национальной культуре. Положительной стороной глобализации является проникновение и взаимодействие культур и языков. Диалог культур, правильное образование и воспитание молодого поколения помогут преодолеть негативные последствия глобализации.

Профессор МГУ им. Ломоносова, доктор философских наук н. Т. В. Кузнецова в своем докладе «Категориальная синхрония

народности в эпоху индустриальной модернизации» отметила, что ушедший век оставил нам ряд проблем. Развитие СМИ, урбанизация, информатизация общества становятся инструментами стирания национальных различий. Люди в условиях глобализации становятся носителями национальных особенностей. Для России это особенно важно, так как многонациональность нашей страны — это наше преимущество. В этих условиях современная русская культура приобретает более яркие черты национальной самоидентификации и включает в себя специфические особенности культур регионов. Национальные культуры регионов образуют матрицу современной культуры. СМИ используются различные формы народного творчества, и здесь важны вкус, талант, чувство меры, поскольку социальный запрос на национальную идентичность никогда не исчезнет. Следовательно, процессы глобализации ведут к сближению форм труда и быта, различных культурных форм.

Арансибия Алака Вальтер, кандидат экономических наук (Боливия) в докладе «Проблема идентичности коренных народов в условиях глобализации» также подчеркнул, что проблемы национальной идентичности являются очень актуальными. Национальная идентичность — это социальные, культурные и пространственные условия, которые ведут к объединению сообщества, и часто национальная идентичность пересекается с проблемами государственности. В частности, в Боливии существует более 37 народностей, которые испытывают влияние других языков и традиций. Один из угрожающих факторов для жизни малых народов — это глобализация. Общество становится более однообразным, межкультурные различия становятся мифом. Величайшим капиталом и ценностью остался национальный язык, и это богатство сейчас находится под угрозой вследствие современных либеральных идеологий, которые его игнорируют. В последнее время создается отрицательное представление о коренных языках, которые связываются с бедностью, недоразвитостью. Результатом стало

то, что носители отказываются от родного языка в пользу испанского или английского. Люди начинают воспринимать свою национальную идентичность негативно, и в этот момент начинается кризис идентичности. Благодаря миражу общего языка, люди воспринимают себя как единую общность, хотя это привнесенное явление. Язык — это дух народа, и распространение языка всегда связано с властными структурами, с колонизацией других народов, интеграция в единое лингвистическое сообщество всегда инициируется властью. В этой связи владение несколькими языками должно стать необходимостью, так как это не барьер, а дополнительная возможность нашей идентичности.

В докладе доктора философских наук, профессора, заведующей кафедрой «Теоретическая социология» Финуниверси-тета Г. Г. Силласте «Национальная идентичность и космополитизм в мегаполисе» затрагиваются проблемы космополиса и мегаполиса. По данным социологических исследований, каждый пятый человек в России проживает в крупных городах, и эта тенденция усиливается. Космополисы стали аккумулировать крупные миграционные потоки, причем чем сильнее транзитный характер мегаполиса, тем чаще стоит вопрос двух идеологий: космополитизма и национализма. Очевидно, что проблемы национальной идентичности будут увеличиваться. Социологи отмечают, что для идентификации центральным является процесс самоотождествления, а важнейшим стереотипом национального поведения является привязанность к той или иной группе, что позволяет усвоить главные стереотипы национального поведения. Помимо этого, в большом городе проблема мигрантов носит поколенческий характер, это в первую очередь касается детей мигрантов. Поэтому можно говорить о «невольном меньшинстве» — это дети и «добровольном меньшинстве» — это родители. Социологов сейчас интересует мегаполис как культурное пространство и космополитизм как идеология мегаполиса. В крупных городах идет

отказ от национальных традиций, идей патриотизма и появляется идеология конвергенции.

А. В. Митрофанова, доктор политических наук, профессор кафедры «Общая политология» Финуниверситета в докладе «Пути формирования национальной идентичности в России» подчеркнула, что СССР распался по административным границам, которые не всегда соответствовали границам компактного проживания той или иной нации. В итоге в современной России наблюдается слабость национальной идентичности. Некоторые страны, например Эстония, Молдова, идут по пути создания этнического государства, в основе которого лежит титульная нация. По этому пути идет и Восточная Европа, но это архаичный путь, и он не может быть использован современной Россией. Россия должна идти по пути создания гражданской нации, которую принято называть «россияне». Но гражданскую нацию в России невозможно создать без наднациональной идентичности, идентичности Российской Федерации.

В своем выступлении «Культура идентичности Китая в контексте глобализации» кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия», зам. декана факультета «Социология и политология» Финуниверсите-та С. А. Просеков отметил сильное влияние Запада на культуры других народов, в частности Китая. Это влияние осуществляется через: 1) иностранные организации; 2) китайские государственные структуры; 3) китайскую интеллигенцию; 4) китайскую молодежь. Происходит размывание китайской идентичности, и наиболее сильное влияние оказывается через массовую культуру. Китайские власти противостоят этому, воспитывая в китайцах патриотизм, культивируя китайскую культуру и язык. С детства китайцам прививают любовь к родине, народу, труду, науке и социализму. Причем патриотизм порой переходит в национализм. Докладчик подчеркнул роль национальной культуры, традиций в формировании национальной идентичности и развитии национального духа.

Е. В. Бахревский, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) в своем докладе «Концепция «геноцида» как средство этнической консолидации на примере народов Кавказа» подчеркнул, что Кавказ является регионом, в котором проживают десятки народов. В связи с этим перед национальными элитами стоит вопрос о национальной консолидации, который может быть решен двумя способами: 1) концепция древних предков; 2) наличие вековечного врага, то есть вик-тимизация истории. В 1948 г. была принята Конвенция о предотвращении геноцида, в которой геноцид трактуется как преднамеренное и спланированное уничтожение какого-либо народа. Поэтому дать юридически подтверждение геноциду довольно проблематично, даже известному геноциду армян турками в 1915 г. Однако в настоящее время Кавказ становится полем «тотального геноцида», сегодня говорят даже о «геноциде» казаков и русских на Кавказе. Можно даже проследить методологию становления этих концепций. В заключение своего выступления докладчик делает вывод о том, что выстраивание собственной национальной идентичности не может строиться на концепции геноцида.

Е. Ю. Орен, ученый секретарь Российско-турецкого научного центра отметила, что в настоящее время даются разные определения национальной идентичности. Психологи и социологи определяют национальную идентичность как психо-соци-альную особенность личности. Сохранение национальной идентичности и построение культурного диалога необходимо для преодоления культурных различий в условиях глобализации современного общества.

В докладе доктора философских наук, профессора кафедры философии РУДН С. А. Нижникова «Диалектика национального и общечеловеческого» прозвучала мысль о том, что общечеловеческое рождается из национального. Достижения национальных культур являются общемировым достоянием. Общечеловеческое существует так же

реально, как и индивидуальное. Не нужно отказываться от родного языка, от родной культуры, терять национальную идентификацию, чтобы приблизиться к общемировым ценностям. В эпоху глобализации общечеловеческие ценности не могут противоречить национальным.

М. М. Скибицкий, доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» Фи-нуниверситета в своем выступлении «Почему Япония выстояла, а Россия — нет!?» отметил два качества, присущие японскому национальному характеру: верность и усердие. Японцы так говорят о Второй Мировой войне: «Мы проиграли войну, но не потеряли себя». Чтобы возродить страну после войны необходима была совершенная система управления, основным принципом которой был человекоцентризм. Японии свойственна национальная идентичность во всех сферах жизни. Путь развития этой страны характеризуется как постмодернизм: новейшие технологии и мобилизация всех сил на основе собственной национальной идентичности. Сохранение культурной идентичности и совершенная система управления — вот два принципа, на которых строится японское общество.

Лучио Джулиодори, доктор философии (Италия) в своем выступлении отметил, что так называемая «утечка мозгов» и потеря культурной идентификации очень связаны между собой. В глобализирующемся мире культурное разнообразие идет на убыль. Иностранцы часто видят только позитивное в той стране, по которой путешествуют. В частности, Италия — это далеко не идеальная картинка, которую видят туристы. В большинстве своем итальянцы вовсе не являются патриотами, так как осознают экономические и политические проблемы: рост уровня безработицы, существование мафиозных структур, коррупционность всех ветвей власти, провал политики муль-тикультурализма и огромный приток мигрантов, прежде всего арабов. Итальянцы понимают, что политики манипулируют общественным мнением, и это, по мнению докладчика, путь культурного самоубийства, путь регресса.

В своем докладе «Гражданская мораль как ключевой элемент патриотизма (на примере Республики Южная Осетия)» аспирант Дипломатической Академии МИД РФ, Третий секретарь Посольства Республики Южная Осетия в РФ З. Э. Валиева обратила внимание присутствующих на то, что Южная Осетия все чаще становится объектом агрессии со стороны Грузии: уничтожаются памятники культуры, проводятся этнические чистки, культивируются идеи богоизбранности грузинского народа и проводится политика «огрузинивания» осетинского народа. В этой ситуации необходимость сохранения нравственного достоинства нации, воспитание гражданской морали являются ключевыми моментами патриотического воспитания и сохранения культурной и национальной идентификации.

В. Л. Курабцев, доктор философских наук, профессор, член РФО в докладе «Идентичность российской русской души» отметил, что идентичность российско-русской души неотделима от веры, от конфессиональной принадлежности нашего народа. По данным последней переписи населения, русские составляют 70% населения нашей страны. Идентичность на основе православных ценностей включает в себя платоничность, «сла-вянскость» и христианские ценности. Платоничность предполагает высокие моральные качества и максимализм. «Славянскость» — это, прежде всего, доброта, ласковость, этническое миролюбие, терпимость и терпеливость и бескорыстие. Таким образом, идентичность российско-русской души, по мнению докладчика, может строиться только на основе православной культуры.

14 июня состоялось секционное заседание конференции, которое открыл Д. А. Силичев, доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» Финуниверситета. В своем выступлении «Глобализация и культурная идентичность» он выразил мысль, что национальная и культурная идентичность очень близкие понятия. По мнению докладчика, глобализация началась с экономики. Произошло смещение трех сфер: политики, культуры и экономики, где экономика заняла

ведущие позиции. 1946-1975 гг.— это «золотой век» капитализма, когда наблюдались самые высокие темпы развития. Затем произошла неолиберальная революция, и с 80-х годов все изменилось: экономика вышла на первый план, а культура начала терять свои позиции. Мы наблюдаем агрессивное влияние массовой культуры, в первую очередь американской, в которой важен прежде всего коммерческий успех. Единственная страна Западной Европы, которая пока этому противостоит,— это Франция, потому что культурную политику страны поддерживает правительство, и французский кинематограф, в частности, существует только за счет поддержки государства. Следовательно, пока не произойдет переосмысление всех этих процессов, ситуация не изменится. Культура требует поддержки со стороны государства, так как не все продукты культуры включаются в рыночную логику.

В докладе Б. Ф. Калачева, доктора философских наук, профессора, члена РФО «О путях гармонизации общежития этносов в многонациональной России» прозвучала мысль о необходимости тщательного анализа государственных программ, регулирующих межэтнические отношения, так как с 90-х годов государством тратятся на это огромные средства. Виден ли результат? Увы, нет. Социологи и политологи сходятся во мнении, что в современной России неизбежно осуществляются центробежные процессы, которые необходимо остановить. Предлагаются различные рецепты, вплоть до возвращения к язычеству или создания новой религии (типа дианетики). Докладчик категорически против таких решений и считает, что в межконфессиональных и межнациональных отношениях нужно придерживаться Конституции, в которой говорится о том, что в нашей стране государство и церковь отделены друг от друга. Россия является светским государством, поэтому необходимо создавать институт гражданского общества, так как этнические институты являются прикладными.

Т. П. Чернобаева, кандидат исторических наук, профессор кафедры «Философия»

Финуниверситета в своем выступлении «Учет национальных особенностей в процессе преподавания курса "Культурология"» отметила, что национальный вопрос всегда являлся очень сложным и требовал бережного обращения. Важную воспитательную задачу в этом смысле решает университетский курс «Культурология», в процессе которого студенты знакомятся с национальными и культурными особенностями различных регионов, из которых приехали их однокурсники. Студенты лучше узнают собственную национальную культуру, кроме того, это способствует снятию межнациональной нетерпимости и напряженности. Важную роль в этом играет работа кружка «Московская старина», в котором студенты, как москвичи, так и немосквичи, лучше узнают историю нашей древней столицы.

В выступлении кандидата исторических наук, профессора кафедры «Философия» Финуниверситета В. В. Викторова «Быть или ощущать себя русским» было отмечено, что каждая идентичность имеет ядро, которое необходимо сохранять. Мы не должны допустить исчезновения национальной русской культуры, так как это повлечет за собой исчезновение культур малых народов России. Для сохранения национальной культуры и национальной идентичности нужно максимально сохранить гуманитарную составляющую учебного процесса.

Основным тезисом выступления В. Ш. Сур-гуладзе, кандидата философских наук, научного сотрудника Российского института стратегических исследований (РИСИ) «Проблема национальной идентичности в конституционном праве» было положение о том, что действующие конституции разных стран дают нам возможность осмысления многих существующих проблем национальной идентичности. В частности, в конституциях Китая, Лаоса, Камбоджи в преамбуле с чувством собственного достоинства прописано великое прошлое и светлое будущее этих стран. Интересны в этом смысле конституции многих Арабских государств, в которых говорится об общей арабской исламской цивилизации и культивируется чувство общей арабской

идентичности. К сожалению, культурный код, связанный с традиционными ценностями, который был заложен в конституции многих европейских государств, сейчас меняется в угоду так называемой политкорректности. Вопросы национальной идентичности, прав наций на самоопределение, сохранения территориальной целостности имеются во многих странах, и действующее конституционное право дает нам возможность переосмысления многих проблем.

Многие выступления вызвали интересную и плодотворную дискуссию. Так, обсуждение проблемы национальной идентичности в современных условиях неоднократно возвращало ее участников к понятию патриотизма, необходимости совершенствования методов и форм патриотического воспитания, в том числе и в рамках изучения тем ряда вузовских учебных курсов. Профессор кафедры «Философия» Финуниверситета, доктор философских наук К. А. Зуев отметил сложность категории патриотизма, проанализировал некоторые важные, с его точки зрения, характеристики этого понятия. Он подчеркнул, что следует стремиться к формированию патриотизма деятельного, активного, а не декларативного, чуждого чувству национального превосходства над другими, сочетающего любовь к своему этносу и стране с уважением иных народов и культур, интересом к их истории. Иначе говоря, подлинный патриотизм должен находиться в диалектическом единстве с интернациональной солидарностью. По мнению К. А. Зуева, чувство гордости за достижения своего народа и государства не только не должно исключать, но быть неотделимым от чувства вины за черные страницы в его истории. Патриотизм направлен на укрепление социальной солидарности и жизнеспособности государства, тем не менее он не должен требовать единомыслия и полного мировоззренческого и аксиологического единства. Реальный патриотизм неотделим от толерантного и уважительного обсуждения путей и способов будущего развития, степени важности и первоочередности конкретных задач

и проблем, стоящих перед народом и государством.

Профессор кафедры «Философия» Финуниверситета, кандидат философских наук Н. М. Кишлакова в своем выступлении акцентировала внимание участников конференции на патриотизме как ядре национальной идентичности. Она отметила, что целостное, философское исследование патриотизма предполагает его рассмотрение как некой идентичности данной социокультурной реальности. Идентичность патриотизма, считает она, по сути тождественна идентичности человека, а подход к пониманию сущности патриотизма как феномена существования свидетельствует об объективности и необходимости его сохранения и в условиях глобального мира.

Аспирант философского факультета МГУ им. Ломоносова Д. Г. Круглых в своем докладе «Парадигмы японской и азербайджанской народностей в контексте синтеза искусств» отметил, что танец является синтетическим искусством, в котором соединены музыка,

пластика, костюм, аксессуары. Докладчик отметил самобытность азербайджанского и японского танцев, которые выражают народный дух и являются воплощением национальной идентификации, и подчеркнул, что в условиях глобализации народное искусство становится индексом культурной и национальной идентичности.

В заключительном слове доктор философских наук, профессор, зам. заведующего кафедрой «Философия» Т. М. Махаматов говорил об онтологических основах идентичности. Он отметил, что идентичность имеет различные аспекты: государственно-политические, социальные, личностные. Самая чувствительная — это этническая идентичность, которая осознается тогда, когда одна этническая группа противопоставлена другой. Очень часто национальная и религиозная идентичность соединяются. Разделение идентичности идет только тогда, когда в рамках одного государства проживают представители разных конфессий. И это различие преодолевается воспитанием чувства патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.