Научная статья на тему 'Круглый стол «Экология культуры как гуманитарная платформа евразийской интеграции». Кировск, Ленинградская область, 27 октября 2017 г'

Круглый стол «Экология культуры как гуманитарная платформа евразийской интеграции». Кировск, Ленинградская область, 27 октября 2017 г Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Рущин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Экология культуры как гуманитарная платформа евразийской интеграции». Кировск, Ленинградская область, 27 октября 2017 г»

Д.А. Рущин

круглый стол «экология культуры

как гуманитарная платформа евразийской интеграции»

кировск, ленинградская область, 27 октября 2017 г.

© Рущин Дмитрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: ruschin@mail.ru

175

27 октября 2017 года в здании администрации Кировского района Ленинградской области в рамках евразийского межнационального и межконфессионального проекта «Караван дружбы „Дорога Жизни"» состоялся круглый стол «Экология культуры как гуманитарная платформа евразийской интеграции».

Цель проекта «Караван дружбы „Дорога Жизни"» - развитие межнационального и межконфессионального сотрудничества на евразийском пространстве при опоре на традиционные духовные ценности и исторически сформированные культурные традиции. Проект стартовал в 2012 году.

Мероприятие 2017 года является пятнадцатым Караваном Дружбы, проведенным на евразийском пространстве. Круглый стол организовали Региональная общественная организация «Совет по межнациональному сотрудничеству», Экспертный Центр Всемирного Русского Народного Собора, Центр Развития Гуманистической Экологии и Культуры, Международное общественное движение «Гражданский мир», Центр социально-консервативной политики и Инновационный Центр экологической модернизации и экспертизы.

Среди участников Каравана дружбы -эксперты, ученые, общественные деятели, представители диаспор и национальных культурных обществ Татарстана, Дагестана, Башкортостана, Чечни, Ингушетии, Молдавии, Карачаево-Черкесии, Карелии, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Пакистана, Ливана, Ирака, Сирии, Абхазии, Армении, Грузии, Якутии. Участвуют в Караване дружбы и представители духовенства традиционных конфессий Евразии.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился Андрей Петрович Витько - глава администрации Кировского района Ленинградской области.

Город Кировск в качестве места проведения мероприятия выбран отнюдь не случайно. Рядом с городом расположен музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», созданный на местах ожесточён-

ных боёв за Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Музей-заповедник воплощает сохранение исторической памяти о Великой Победе, объединяющей многие народы Евразии. Перед проведением круглого стола его участники возложили венок и цветы к памятникам на территории музея-заповедника.

В ходе круглого стола его участники указали на важность разработки моделей безопасного развития, в основе которых лежит ценность человеческой личности. Они отметили, что такие модели должны быть стратегически направлены не на разрешение проблем, вызванных негативными последствиями экономического роста и технологического прогресса, а на недопустимость образования отрицательных сторон экономического и технологического развития.

Опираясь на исторические факты, участники круглого стола аргументировано выявили объединительный потенциал экологических ценностей в жизни народов Евразии. На их взгляд, вопросы экологической безопасности сегодня должны объединить народы и страны евразийского мира. Исторически народам и странам Евразии было присуще осознание взаимозависимости развития. В настоящее время осознанное взаимозависимое развитие является источником формирования общих евразийских доктрин и проектов в сфере экологической безопасности. Было подчеркнуто значение наследия академика В.И. Вернадского и его учения о биосфере и перерастании ее в ноосферу.

Участники мероприятия отметили, что в культурных традициях народов Евразии нет «традиции» разрушения природного мира. Они убедительно связали сохранение культурного и природного наследия с раскрытием достоинства, как отдельной личности, так и целых народов. Ими была отмечена возрастающая роль народной дипломатии в формировании принципов экологической безопасности на территории Евразии.

Участники мероприятия выразили озабоченность в связи с линией США на вы- ^ ход из Парижских соглашений по климату о и на выход из ЮНЕСКО. Претендуя опре-

делять пути формирования современного мира, пути глобализации, США фактически формируют образ будущего, в котором экологические ценности, сохранение природы и культурного наследия не играют существенной роли.

В итоговом документе участники мероприятия отметили, что настоящее время - время интенсивно развивающегося сотрудничества стран и народов Евразии. Такое сотрудничество не может опираться на узкопрагматические основания. Идея экологии культуры, выдвинутая петербургским академиком Д.С. Лихачевым, сегодня может стать гуманитарной платформой развития всех форм сотрудничества на евразийском пространстве. Она означает сохранение природной и культурной среды как целостного дома, в котором живет человек.

Идея экологии культуры позволяет выстраивать отношения между народами и странами, исходя из приоритетов сохранения культурных связей, сбережения культурных традиций, сохранения исторической преемственности развития, сбережения всей полноты природного и культурного наследия. Она позволяет увидеть пространство Евразии - пространством ценностей и культурных связей, миром разнообразных природных форм и уникальных духовных традиций, требующих сбережения. Она предполагает совместное движение в современность стран и народов Евразии на основании сохранения уникального природного наследия, исторически сформированных духовных ценностей и идентичностей.

Н.В. Никифорова, Н.В. Офицерова, И.В. Сидорчук, В.В. Аобатюк, Д.Г. Попов, Ю.О. Обухова, А.в. мазуренко

контуры БУДУЩЕГО:

ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Международная научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 1-3 ноября 2017 г.*

© Никифорова Наталия Владимировна - кандидат культурологии, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого, Санкт-Петербург; e-mail: n.nikiforova@civitassolis.net © Офицерова Наталья Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; e-mail: oficernv@mail.ru © Сидорчук Илья Викторович - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра

Великого Санкт-Петербург; e-mail: chubber@yandex.ru © Лобатюк Виктория Валерьевна - кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; e-mail: vlobatyuk@yandex.ru © Попов Дмитрий Геннадьевич - кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; e-mail: klacik_p2@list.ru © Обухова Юлия Олеговна - кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; e-mail: obukhova_yuo@spbstu.ru © Анна Владимировна Мазуренко - кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; e-mail: mazurenko_av@spbstu.ru

О

3

ю О

1-3 ноября 2017 г. в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась международная научно-практическая конференция «Контуры будущего: технологии и инновации в социокультурном контексте» [1].

В качестве опорного концепта участникам была предложена идея социотех-нического воображаемого (Ш. Ясанофф) [2, 3]. Эта концепция показывает, что технологическая политика и направления прогресса в различных национальных сообществах выстраиваются в зависимости не столько от научной целесообраз-

ности, сколько от сложной констелляции социальных, политических и культурных факторов. Данная перспектива акцентирует механизмы «со-конструирования» общества и технологий, а также формы воплощения культурных смыслов и властных отношений в науке и технологиях. Ш. Ясанофф не смогла присутствовать на конференции и записала видеообращение для участников, в котором отметила, что рассмотрение социального контекста технологического развития через категорию социотехнического воображаемого является продуктивным, по-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-03-00799.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.