Научная статья на тему 'Международный семинар «Нравственные ценности, модернизация и экология в современном пространстве сотрудничества России и Китая». Санкт-Петербург, 6 марта 2017 года'

Международный семинар «Нравственные ценности, модернизация и экология в современном пространстве сотрудничества России и Китая». Санкт-Петербург, 6 марта 2017 года Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный семинар «Нравственные ценности, модернизация и экология в современном пространстве сотрудничества России и Китая». Санкт-Петербург, 6 марта 2017 года»

130

Д.А. Рущин

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ»

Санкт-Петербург, 6 марта 2017 года

© Рущин Дмитрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: ruschin@mail.ru

О

3 ю О

6 марта 2017 года на территории Смольного института Российской академии образования (Санкт-Петербург) при участии Международного Византийского Клуба состоялся очередной международный семинар, посвященный актуальным вопросам евразийской интеграции. Цель подобных семинаров - обсуждение ценностных оснований евразийских интеграционных процессов экспертами, учеными и общественными деятелями во имя того, чтобы евразийская интеграция не превратилась в формальную политическую процедуру, отличающуюся духовной бессодержательностью, смысловой пустотой, отсутствием стратегической перспективы.

В семинаре приняли участие интеллектуалы России и Китая. В ходе семинара состоялась стратегическая дискуссия профессора Смольного института Российской академии образования, эксперта Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» и Международного Византийского Клуба, активиста Международного общественного движения «Гражданский мир», директора Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы Александра Владимировича Посадского и доктора юридических наук, профессора, директора Института стратегических энергетических исследований Университета нефти (Пекин) Пан Чан Вея. Модератором дискуссии выступил кандидат исторических наук, доцент, председатель Экспертного совета Международного общественного движения «Гражданский мир» Дмитрий Александрович Рущин.

Профессор Пан Чан Вей коснулся темы укорененности идеи развития мирового сообщества с единой судьбой и идеи экологической цивилизации в древней китайской культуре. Он, в частности, сказал: «Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркивал, что концепция мирового сообщества с единой судьбой подразумевает значимость экологических ценностей, уважение к природе. На "взаимную всеобщность" как причину главного блага общественной и государственной жизни указывал великий китайский философ Мо-цзы. В конфуцианском трактате "Чжун

юн" сформулирован принцип общностно-го, совместного развития, ведущий к гармонии во вселенной. Этот принцип означает взращивание вместе, без нанесения вреда друг другу и столкновений. В памятнике китайской литературы "Цзо чжуань" в уста государственного деятеля Янь-цзы вложена концепция гармонии как единства в многообразии. Гармонию надо отличать от единообразия. Обретение гармонии, в отличие от единообразия, совместимо с различиями. ... Гармоничное развитие человечества - это конечно единство в многообразии, единство при сохранении различий, а никак не единообразие. Конфуцианская философская традиции занята проблемой гармонизации отношений природы и человека, подчеркивая важность бережного отношения к природе. "Когда тебе плохо - прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов", - известное изречение Конфуция. Идеалом близости к природе пронизаны даосские трактаты".

Важно отметить, что тема единой человеческой судьбы свойственна русской философии, теснейшим образом связанной с православной духовностью. Так, эта тема пронизывает русский космизм - учение о преображении мира путем науки и техники, но при четком подчинении научно-технического прогресса нравственной, духовно-ценностной регуляции. ... На взгляд русских космистов (Вернадский, Федоров, Циолковский, Чижевский и мн. др.), все человечество равно участвует в преображении мира, научно-техническом прогрессе, экономической деятельности, разработке самых совершенных технологий. ... Русский космизм представляет собой нравственную философию науки и техники, общества и природы. ... Известно, что выдающийся русский мыслитель, представитель русского космизма, Николай Федоров развивал идею стратегического взаимодействия России и Китая. Прежде всего, он указывал на культурную близость двух стран. На его взгляд, Китай и Россия - миротворческие, миростроительные цивилизации, не стремящиеся к завоевательным войнам. Их объединяет глубокая историческая

память, уважение к истории и традициям, уважение к предкам. Их объединяет наличие нравственных доминант в культурной и цивилизационной жизни. Китай и Россия имеют все основания объединиться во имя общего дела - преобразования космоса, развития науки и техники при опоре на великие культурные традиции, заключенные в них нравственные ценности. Речь идет о проекте преображения мира не просто при сохранении духовного наследия, а при взгляде на духовное наследие как источник развития современного мира. Духовное наследие России и Китая, может и должно выступить источником современного преобразовательного развития».

В свою очередь профессор А.В. Посадский подчеркнул: «Следуя русскому православному философу Н.Я. Данилевскому, китайская философия представляет собой "здравую и возвышенную систему этики". Принципиально значимы размышления великого русского православного богослова и философа А.С. Хомякова. "Не слава битв, не века дикого геройства окружают колыбель Восточной державы, но слава мирных изобретений, побед над непокорными силами природы и нравственной мысли в беспрестанном приложении к быту государственному", - писал русский мыслитель о Китае. А.С. Хомяков подчеркивал огромное значение китайской нравственной философии, особенно, конфуцианской этики. Сложно не согласиться с идеями великого славянофила. Китайскую цивилизацию можно охарактеризовать как цивилизацию глубоких духовно-нравственных поисков. Нравственные поиски - это жизненные начала Китайской цивилизации. Китайской культуре свойственен панэтицизм. ... Панэтицизм присущ и русской культуре. Он свойственен Российской цивилизации. ... Именно здесь очевидна их глубинная близость. Именно здесь очевиден общий духовный язык, который нет необходимости придумывать или специально искать».

Профессор А.В. Посадский указал, что сегодня Россия и Китай осуществляют проекты суверенных модернизаций. Без модерни-зационных прорывов нашим странам просто не сохранить себя в современном мире. ... Со всем основанием можно сказать, что сегодня при сохранении технологических суверенитетов формируются общие поля модернизации, общие пространства модернизационно-го движения России и Китая. Но тогда важно указать и на совместную экологическую ответственность, необходимость совместно решать вопросы экологической безопасности народами Китая и России. Решение же воп-

росов экологической безопасности совместно немыслимо без формулирования общего понимания экологической этики, общих нравственных подходов к человеку и миру.

В ходе дискуссии профессор Пан Чан Вей отметил: «Союз России и Китая должен строится сегодня на фундаменте ценностной и этической (нравственной) близости, на доверии и близких моральных принципах. Он должен быть нормативным, идти изнутри общественной жизни, проистекать из ценностей и морали. Он не должен быть узко прагматическим».

Профессор А.В. Посадский указал на то, что сегодня в формировании союза России и Китая возрастает значение нормативных факторов. Стратегически важно договариваться о нравственных основах нашего взаимодействия, служащих основой всех прочих договоров между народами. Стратегически важно обретение общего пространства нравственного понимания. Недавно министр иностранных дел Китая Ван И в ходе встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым заявил, что Россия и Китай должны поддерживать друг друга в условиях неопределенности международных отношений. Но разве «поддерживать друг друга в условиях неопределенности» это не общая нравственная позиция наших народов. Такая поддержка содействует миротворчеству и безопасности. Такая взаимная поддержка - общая нравственная стратегия наших стран.

Важно отметить и другое. Современность характеризуется острым дефицитом нравственного лидерства. Россия и Китай - страны глубочайшей нравственной культуры. В настоящее время Россия и Китай вышли на беспрецедентный уровень сотрудничества. Речь идет, прежде всего, о стратегической экономической и технологической кооперации. Экономическое и технологическое привилегированное партнерство России и Китая нуждается в прочном фундаменте -стратегическом ценностном сближении. Сегодня императивом российско-китайского взаимодействия становится осознание общей ценностной платформы как источника и ресурса совместного развития. Осознание укорененности экономического и технологического сотрудничества России и Китая в пространстве общих ценностей, развитие российско-китайских отношений как нравственного союза между народами не только способно вывести российско-китайское взаимодействие на новый содержательный уровень стратегической глубины, но и стать основанием для совместного прорыва к нравственному лидерству в нынешнем столетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.